| |
|
Фатех
Вергасов |
Исаак Эммануилович Бабель
|
Бабель
"выражение воли к жизни концентрируется в половом акте, а этот акт есть ее
самое решительное выражение" -
Бабель
Автобиография.
Впервые второй вариант "Автобиографии', хранящийся в ЦГАЛИ (Ф. 1559. Оп. 1.
Ед. хр. 3. Лл. 1-2), опубликовал Э. Зихер - Иерусалимский сборник, 1979
Адамович,
Георгий, Три пьесы. - "Последние новости" (Париж), 12 декабря 1935 года.
Адамович,
Георгий, Шинель. - См.: "Независимая газета', 1 сентября 1993 года
(публикация С. Федякина)
Александров
Ростислав. Дом Бабеля в Одессе - Ришельевская,
17
Александров
Ростислав. Родился на Молдaванке
Архипов, В.
Уроки. - "Нева', 1958, № 6
Бабель, Исаак.
Беня Крик (кино-повесть)
Бабель, Исаак.
Конармейский дневник
1920 года
Бабель, Исаак.
Конармия.
С 1926 по 1933 гг. выдержала 8 изданий, кроме того, включалась
автором в последний прижизненный сборник избранной прозы "Рассказы",
1936
Бабель, Исаак.
Воспоминания, портреты. статьи
Бабель, Исаак.
Конармейский дневник
1920 года
Бабель, Исаак.
Миниатюры
Бабель, Исаак.
Одесские рассказы
Бабель, Исаак. Пробуждение.
Очерки. Рассказы. Киноповесть. Пьеса, Тбилиси, 1989
Бабель, Исаак.
Публицистика
Бабель, Исаак. Рассказы
Бабель, Исаак.
Листки об Одессе
Бабель, Исаак. Ответ
на анкету журнала "Красная нива" (22 мая 1926 г.). - РГАЛИ. Ф. 1559. Оп. 1.
Ед. хр. 6. Л. 1.
Бабель, Исаак. Статьи
и материалы', Л., 1928
Бабель, Исаак.
Тимошенко и Мельников
Барский Аркадий. Интервью с Андреем Малаевым-Бабелем
Белая, Г.
Третья жизнь Исаака Бабеля. - "Октябрь', 1989, № 10
Боярский Иосиф
Яковлевич. Литературные коЛЛажи
Будённый,
Семён. Бабизм Бабеля из "Красной нови'. - "Октябрь', 1924, № 3, с.
197
Вергасов Фатех.
Евреи
Вергасов Фатех.
Заметки о воле к жизни Исаака Эммануиловича Бабеля
Вергасов Фатех.
Исаак Эммануилович Бабель - объективка
Вергасов Фатех.
Произведения Бабеля (алфавит)
Вергасов Фатех.
Произведения Бабеля (даты)
Вергасов Фатех.
Цензура в СССР.
Выставка в Москве
Вергасов Фатех. Произведения
Бабеля
Верховский
Вячеслав Маркович. И в забой отправился Бабель
молодой
Вешнев В.,
Поэзия бандитизма, "Молодая гвардия",
кн. 7–8, 1924
Вопросы
литературы', 1993, вып. IV, с. 286-287
Воронский А.,
Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Литературный
двевник), М., 1928
Воронский А.,
Литературные типы, М., 1925
Воронский А., Литературные записи, М., 1926
Воспоминания о Бабеле
Гаврилов
Аркадий. Бабель - агроном. Из жития Максима
Горького
Гальперин.
Бабель - родоначальник абсурда в искусстве
Ганенко, И.
Против чуждых влияний. - "Октябрь', 1960, № 4
Гехт, С. У
стены Страстного монастыря в летний день 1924 года. - "Воспоминания о
Бабеле"
Гольденберг
Михаил. Теперь мне жить не дадут
Горбачев Г.,
Новеллы Б., "Два года литературной революции", Л.,
1926
Горбов Д., У
нас и за рубежом (ст. Итоги литературного года), М.,
1928
Горький, Рабселькорам и военкорам о
том, как учился писать. - Правда, 30
сентября 1928 года
Гуревич С.Д.
Советские писатели в кинематографе (20-30-ё годы). Учебное пособие для
факультетов и факультативных курсов истории и теории кино, Л., 1975
Гронфайн Хаим-Бер Бенционович (Борис Вениаминович)
Долгов Сергей.
Сын Бабеля
Замятин Евгений. Статьи 1923-1924 годов "Новая русская проза', "О сегодняшнем и о современном'. - В
кн.: Евгений Замятин, Лица, Нью-Йорк, 1967
Зинько Феликс.
История одного обрезания
Иванов, Антон Давыдович
Иванова,
Тамара. Мои современники, какими я их знала.
Очерки, М., 1987
ИМЛИ РАН. Отдел
рукописей. Ф. 86. Оп. 1. Ед. хр: 5. Л. 2.
Кальницкий,
Михаил. Купец первой гильдии Хаим-Бер Бенционович
(Борис Вениаминович) Гронфайн
Канторович В.
Бабель рассказывает о Бетале Калмыкове. - "Воспоминания о Бабеле'
Квартира Бабеля в Москве, на Таганке. Большой
Николовобинский переулок, 4-3
Климов Григорий. Божий народ. Глава 6
Ковальчук
Виктор. Война в цилиндрах - Мишка-Япончик
Кожинов Вадим. Загадка 1937.
Драма самоуничножения (Бабель и
НКВД)
Кропива
Валентин. Пётр Соломонович Столярский - учитель
музыки
Кузнецова
Любовь. К 105-летию со дня рождения писателя
Лежнев, Вопросы литературы
и критики, М., 1926
Лелевич Г., На литературном
посту, Тверь, 1924
Львов Аркадий.
Мистификации и Метаморфозы Исаака Бабеля
Львов
Аркадий.
Приятельница Бабеля -
Анна Григорьевна
Слоним
Макаров, А.
Разговор по поводу... Литературно-критические статьи, М., 1959
Макотинский, М.
Умение слушать. - "Воспоминания о Бабеле"
Общая газета.
Удивительная женщина
Общемосковское
собрание писателей -
Литературная газета. 06 апреля
1937
Одесский
словарь. Как говорят в Одессе
Орлов Виталий.
Сказал ли Бабель последнее слово?
Орлов Виталий.
Шесть десятилетий без Бабеля
Осипов Иван.
О фраерах, что размазывают белую кашу по чистому
столу, и о королях, что говорят мало, но смачно
Парсамов,
Ю.В. Полемика о политических оценках цикла
новелл "Конармия"...
Паустовский.
Тот" мальчик
Паустовский.
Близкий и далёкий
Паустовский.
Каторжная работа
Паустовский.
Мопасанов я вам гарантирую
Паустовский.
Несколько слов о Бабеле
Паустовский.
Рассказы о Бабеле
Пенская Е.
"Феномен творчества И.Э.Бабеля: Проблемы
современного восприятия, интерпретации и научного издания"
Первый Всесоюзный съезд советских писателей.
1934. Стенографический отчет', М., 1990
Петровский-Штерн Йоханан. Одиссей среди кентавров
Пирожкова Антонина Николаевна
Пирожкова. Годы, прошедшие рядом
(1932-1939). - "Воспоминания о Бабеле'
Поварцов
Сергей. Биография Бабеля ещё не написана
Поварцов
Сергей. Подготовительные материалы для
жизнеописания Бабеля Исаака Эммануиловича
Полонский В. Из
дневника 1931 года.- "Воспоминания о Бабеле"
Полонский В., О
современной литературе, М., 1928
Проза в библиотеке Машкова
Радзишевский
Владимир. Еврей на коне
Раппопорт
Александр Григорьевич. Беседа с Антониной
Николаевной Пирожковой
Раппопорт
Александр Григорьевич. Принцесса Турандот
Раппопорт
Александр Григорьевич. Список произведений
Бабеля
Расстрельный список подписал Сталин лично
Расцвет еврейского искуства в двадцатые годах прошлого
столетия
Роговин В.
Партия растрелянных
Розенбойм
Александр. Бабель и его "Король"
Садовский С.Д.
Бабель и Сибирь
Сарнов, Б.
Развивая традиции
Прокруста (Михаил Зощенко и его редакторы). - "Вопросы литературы',
1994, вып. II
Сатуновский Ян.
Из цикла "Бабель". 7 декабря 1967 г. Великий
мистификатор Исаак Бабель
Симкин Яков.
Круглый стол без кавычек
Слуцкий Борис.
Кем был Бабель?
Смирнов,
Валерий Павлович. полуТОЛКОВЫЙ
Словарь Одесского Языка
Строганов
Михаил. Лившиц Л. Вопреки
времени: статьи о Бабеле. Из театральных рецензий 1940-х годов
Суварин, Борис.
Последние разговоры с Бабелем. - "Континент', 1980, № 23. с. 359.
Тарасова Вера
Владимировна. Стиль Исаака Бабеля
(диссертация)
Театр и
драматургия', 1935, № 3
Текстология
произведений советской литературы. Вопросы текстологии, вып. 4, М., 1967
Троцкий
Феденёв Родион.
История камина Бабеля
Феденёв Родион.
Рядом с Бабелем, у его камина
Фельштинский Юрий.
Кто бы мог подумать такое о льве
революции!?
Филиппович Л. (Одесса). Список произведений
Бабеля
Фрейдин,
Григорий Моносович. Библиография Бабеля
Фрейдин,
Григорий Моносович. Вопрос возвращения: "Великий перелом" и Запад в биографии И.Э.
Бабеля начала 30-х годов
Фрейдин,
Григорий Моносович. Форма Содержания:
Одесса-мама Исаака Бабеля
Фрейдин,
Григорий Моносович.
Публикации об Исааке Бабеле
Фрейдин, Григорий
Моносович. (США,
Стэнфорд) на международной конференции, посвященной 100-летию со дня
рождения Бабеля (Москва, июнь 1994 года), высказал...
Фурер
Вениамин Яковлевич. Речь
товарища Фурера (Заседание двадцать третье 7 февраля 1934 г., утреннее)
Фурманов,
Из дневника писателя, М., 1934
Черненко Мирон.
О Бабеле в
советском кино
Черняк.
Исаак
Бабель Печать и революция, № 3, 1924
Чуковский, Дневник. 1901-1929, М,
1991
Шенталинский,
"Прошу меня выслушать...'. Последние дни Бабеля. - "Огонёк',
1989, № 39
Шкловский
Виктор Борисович. Гамбургский счёт
Шкловский
Виктор Борисович. И. Бабель (Критический романс). - "Леф',
1924
Шкловский
Виктор Борисович. "Леф", кн. 2 (6), 1924
Шохина
Виктория. О Фельдфебелях, карнавале и заговоре
чувств
Шульман Эдуард.
Исаак Эммануилович Бабель надеялся пересидеть
Щуплов
Александр. И дольше века длится день...Интервью
с Борисом Ефимовым, которому исполнилось 100 лет
Эренбург, Люди, годы, жизнь.
Воспоминания в 3-х томах, т. 2, М., 1990
Эренбург. Бабель был
поэтом... - "Воспоминания о Бабеле"
Эрлих, В.
"Modern Critical Views. Isaac Babel'. Ed. by Harold Bloom, N. Y.,
1987
Эрлихман
Вадим. Красавица и чудовище - Евгения
Соломоновна Фейгинберг - Хаютина - Гладун - Ежова
Юрьев Алесандр.
Молдаванка
Яркевич Игорь.
Бабель как маркиз де Сад русской революции
Ясенский,
Бруно. Наши на Ривьере. - "Литературная газета', 10 июля
1930 года
Бабель Исаак
Эммануилович [1894-?] — выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье
еврейского купца. Лит-ую работу начал в 1915 в журнале Горького "Летопись" (см.)
рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом
первых его лит-ых выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были
непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии "Конармия" появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по
двум основным направлениям: с одной стороны, Б. дал ряд новелл на материале
Конармии, объединенных теперь в книгу "Конармия", — с другой — разрабатывал
в форме новеллы, пьесы для театра ("Закат", 1928) и кинематографического
сценария ("Беня Крик") — материал еврейского местечкового быта. Новеллы на
эту тему отчетливо распадаются на автобиографические ("История моей
голубятни" и др.) и эпико-романтические, главным персонажем к-рых является
герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника),
идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик
("Одесские рассказы
Рассказы", "Король",
"Как это делалось в Одессе". К этой группе по теме
примыкают пьеса и сценарий Б.).
Все, до сих пор
написанное Б. вне этих двух линий — быта Конармии и местечкового еврейского
быта — крайне немногочисленно и не может итти в сравнение с перечисленным в
отношении художественного мастерства ("Исусов грех", "Ты проморгал, капитан").
В настоящее время Б. живет во Франции, продолжая работу в советской лит-ре.
Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова.
Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей
отображения в художественной лит-ре, жизни, а также оригинальность
выполнения не могли не сделать из новелл Б. о Конармии чрезвычайно
значительных произведений. В лице Б. молодая советская лит-ра получила
сильного художника, "попутчика" (см.), с редкой по тому времени полнотой
отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б.
— крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не
может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской
художественной лит-ры и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают
отнестись к лит-ым фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной
объективностью. С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. о
Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько
проявлением утонченного лит-ого мастерства Бабеля и раскрытием его
собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из
этого быта.
При этом
материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей
мере характерного для социальной среды, из которой
вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В
одинаковой мере неправы поэтому были те критики, к-рые желали видеть в "Конармии"
Б. реалистическое произведение, адэкватно отобразившее действительную
Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между
его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между
прочим сам т. Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от
искажений, к-рым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. не
является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения
действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего
субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с
мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской
России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей
стороной, — превратила Б. в скорбного, иронического романтика. Он не мог не
сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса,
поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской
России.
Но стремясь
соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью,
грозящей растоптать его личность (см. напр. "История моей голубятни"), он
отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в
иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом
миросозерцании Б. несомненной тяги к общественности, к действию, активности
(сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике
его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви
писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма
и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Б.-художника, — черта,
характерная для этого индивидуалиста. Этим же противоречием мирочувствования
Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком
объясняется своеобразный подход его к слову как к некой самодовлеющей
реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием
с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а
исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого
материала. Субъективный облик Б. выступает настолько отчетливо в каждой его
новелле, что судить Б. как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок
натуре, совершенно невозможно.
Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю
творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких
новелл, один сценарий и пьесу, — некую эстетическую действительность,
стоящую над реальной действительностью как ее романтически преломленное
подобие. Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно
искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность,
карикатурой на нее.
Д. Горбов
Литература
www.pseudology.org
|
|