|
"Барух" Юстин (Ипполит Римский, "Обличение всех ересей", V.23.1-28.7) 23.1. Учение Юстина совершенно противоположно Священному Писанию, а также и словам блаженных евангелистов. [Ибо не слушая то], чему Логос учил учеников, говоря: "На путь язычников не ходите"1 - что очевидно (означает наставление) не заниматься пустым учением язычников - 5 он (Юстин) пытается увлечь (своих) слушателей чудесными сказаниями и учениями языческими (и) пересказывает, излагая своими словами, мифы Эллинов, не уча, однако, и не передавая свое совершенное таинство, предварительно не связав заблуждающихся клятвой. Затем он излагает мифы с целью духовного наставления, чтобы читатели 10. бесконечной пустой болтовни, (содержащейся) в его книгах находили утешение в (этих) сказках, подобно тому как некто, совершающий долгое путешествие, повстречав постоялый двор, надеется отдохнуть. И опять же, таким образом обращенные к ознакомлению (с этими мифами) не возненавидят ученость, пока не устремятся, ослепленные, к беззаконию, которое этим учением производится и превозносится многими. 15. Тем, кого он предварительно связал клятвами не разглашать (это учение) и не отпадать (от него), и принудив пообещать (поступать таким образом), (Юстин) передает нечестиво изобретенные им таинства, где пользуясь эллинскими мифами, как мы упоминали выше, а где - поддельными книгами, которые чем-то похожи на описанные ранее ереси. 20. Ибо все гностики, сплоченные единым духом, сходятся в одну грязную бездну, каждый по-своему рассказывают одно и тоже и баснословят. Они же по-своему называют сами себя гностиками, (имея ввиду, будто) они одни только испили чудесное знание соверженства и блага. 24.1. Говорит Юстин: "Если хочешь узнать "то что глаз не видел, и ухо не слышало, и что в сердце человеческое не входило"2 , Наивысшее Благо, клянись хранить молчание о неизреченных (таинствах) учения. Ведь и отец наш, видя Благого и 5. посвященный Им, хранил молчание о неизреченном и поклялся (в этом), как написано: "Поклялся Господь и не раскаялся"3 . Затем, запечатлев это таким образом, духоводительствует посредством множества мифов и (многих) книг, и так рассуждает о Благом, посвящая мистов в неизреченные таинства. А чтобы нам не проходить все (эти сочинения), покажем 10. неизреченные (таинства) из одной его книги, которая, как он сам полагает, пользуется (наибольшим) успехом. Она называется "Барух": одну из многих изложенных (в ней) легенд, которая встречается у Геродота, мы разъясним. (Юстин), переделав, подает ее ученикам как (нечто, ранее им) незнакомое, выводя из нее содержание своего учения. 25.1. Геродот рассказывает, что Геракл, когда вел быков Гериона от Красного моря, пришел в Скифию, и утомившись в пути, прилег в пустынном месте поспать немного. Но пока он спал, конь, верхом на котором он 5. проделал долгий путь, изчез. Проснувшись, (Геракл) обыскал всю пустыню, пытаясь найти коня. Но потерпев неудачу в поисках коня, нашел некую полудеву (и) спросил ее, не видела ли она коня. Девица же ответила, что видела, но не покажет ему, пока Геракл с ней не совершит соития. 10. Верхняя же часть ее (тела) до паха была девичьей, а ниже паха - жуткий вид змеи. Наде-ясь найти коня, Геракл повиновался чудовищу: познал ее и сделал беременной. И после соития он предсказал ей, , что в ее чреве от него (зачаты) сразу три 15. сына, которые будут знамениты. Приказал же ей, когда они родятся, дать им имена Агатирс, Гелон и Скиф. Взяв же в награду за это коня у чудовищной девицы, удалился, ведя (за собой) также и быков.4 У Геродота миф продолжается, но давайте распро-стимся с ним: мы расскажем (лучше), что мнится Юстину, перелагающему (этот) миф в 20. (учение о) сотворении всего. 26.1. Он говорит: было три нерожденных начала: два мужских и одно женское. Из двух мужских одно, предвидящее все, начало зовется Благом, (причем) только о нем одном (можно) говорить так, а другое - Отец всех рожденных, лишенный предвидения и невидимый. 5. Женское же (начало) лишено предвидения, гневное, (обладающее) двумя сознаниями и двумя телами и во всем подобное (девице) из Геродотова мифа: до паха - дева, а ниже - змея, как говорит Юстин. Зовется же эта девица - Эдем и Израиль. Это, говорит (Юстин), начала всего, корни и источники, из которых возникло сущее: больше же не было ничего. Когда Отец увидел 10. эту полудеву, Эдем, он, будучи лишен предвидения, возжелал ее - а этот Отец, говорит (Юстин), зовется Элоим. Таким же образом и Эдем возже-лала Элоима, и вожделение склонило их к соитию. От этого соития Отец породил себе из Эдем двенадцать ангелов. А имена 15. отеческих ангелов таковы: Михаил, Амен, Барух, Гавриэль, Эсаддеос [*******], и имена материнских ангелов перечисляются подобным образом: Бабель, Ахамот, Наас, Бэл, Белиас, Сатан, Саэль, Адонайос, Кавитан, Фараот, Каркаменос, Латэн. Из этих двадцати четырех ангелов отеческие 20. помогают Отцу и делают то, что угодно ему, а материнские - Матери Эдем. А сад, наполненный сразу всеми этими ангелами, есть то, о чем Моисей говорит: "Насадил Господь рай в Эдеме на востоке"5 , то есть перед лицом Эдем, чтобы Эдем постоянно видела сад, то есть ангелов. 25. Ибо ангелы аллегорически называются деревьями всего сада6 , и древо жизни есть третий из отеческих ангелов - Барух, а древо познания добра и зла - третий из материнских ангелов - Наас. Ведь так он истолковывает (слова) Моисея, говоря: "Моисей высказал это скрыто, 30. потому что не все вмещают истину". Когда же, говорит (Юстин), от любовного соития Элоима и Эдем произошел Рай, ангелы Элоима, взяв (горсть) от наилучшей земли , - то есть не от звероподобных частей Эдем, а от человекообразных и дневных частей земли, которые выше паха, - 35. творят человека. А от зверообразных частей, говорит он, происходят животные и другие живые существа. Итак, они сотворили человека как символ их единства и брачного союза. И они помещают в него силы свои: Едем - душу, а Элоим - дух. И возникает, словно некая печать для них и напоминание о любви, и вечный символ 40. брака Эдема и Элохим - человек Адам. Таким же образом, говорит он, возникла и Ева, как написано у Моисея, образ и символ, вечно охраняемая Эдем печать, и так же и в Еву - в образ - душа вложена от Эдем, а дух от Элоима. И были даны им заповеди: "плодитесь и размножайтесь, и унаследуете землю"7, то есть Эдем. Ведь он хочет, чтобы это именно так было написано. Ибо всю свою силу, словно некую сущность, на свадьбе Эдем преподнесла Элоиму. Отсюда, говорит (Юстин), в подражание этой первой свадьбе вплоть до сегодняшнего дня женщины преподносят мужчинам дары, покорные некоему божественному и отеческому закону, 50. который был установлен Элоимом и Эдем. Когда же все было сотворено, как пишет Моисей: и земля, и небо, и то, что (произошло) из них, двенадцать материнских ангелов были разделены "на четыре начала"8 , и каждая из этих четвертей называется рекой: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат9 , как, утверждает он, говорит 55. Моисей. Эти двенадцать ангелов, свившись вместе, обходят четыре стороны света и управляют миром, получив от Эдем некую власть сатрапов над миром. Ибо они не остаются вечно на своих местах, но словно хороводом обходят [всю землю] , перемещаясь с места на место 60. и время от времени уступая друг другу занимаемые ими места. Когда же овладеет областями Фисон, в той части земли наступает голод, невзгоды, скорбь: ведь отряд этих ангелов скуп. Подобным же образом и в каждой из четырех сторон света, в соответствии с силой и природой каждого (потока), 65. наступают дурные времена и вспышки заболеваний, и так, в зависимости от преобладания (той или иной) из четырех рек, словно бы поток зла беспрестанно обходит мир по желанию Эдем. А необходимость зла возникла по следующей причине. 70. Элоим, создав и обустроив мир по общему согласию (с Эдем), возжелал подняться в высшие области неба и посмотреть, нет ли какого недостатка у тварей, (и) взял с собой своих ангелов - ведь он (по природе) был стремящимся вверх - (и) оставил Эдем внизу, ведь она, будучи Землей, не смогла, при (всем своем) желании последовать за супругом. 75 Элоим, достигнув верхнего края неба и узрев свет, лучший, чем тот, что был им сотворен, сказал: "Отворите мне врата, чтобы я вошел и исповедался Господу"!10 Ведь я считал себя Господом". И раздался голос из Света, говорящий ему: "Это врата Господни, праведные входят в них"11. И тотчас же отвори-лись 80. врата, и вошел Отец без ангелов своих к Благому, и увидел, "то, что глаз не видывал, и ухо не слыхивало, и что в сердце человеческое не входило"12 . Тогда говорит ему Благой: "Сядь одесную меня"13 . А Отец отвечает Благому: "Позволь мне, Господи, разрушить мир, который я создал, ибо дух мой содержится 85. в людях, и я хочу вернуть его". Тогда говорит ему Благой: никто, оказавшийся рядом со мной, не может творить зло. Ведь и ты, и Эдем по общему согласию сотворили мир. Поэтому, позволь Эдем владеть творением, сколько ей угодно, а ты оставайся рядом со мной. Тогда Эдем, узнав, что Элоим бросил ее, опечалившись, 90. призвала к себе всех своих ангелов. И она подобающим образом приукрасила себя: вдруг Элоим, охваченный вожделением, снизойдет к ней? Но так как Элоим, удержанный Благим, не снизошел к Эдем, поручила Эдем Бабель - то есть Афродите - развивать в людях склонность к прелюбодеянию и нарушению брачных (уз), чтобы как она разлучена 95. с Элоимом, так и дух Элоима, присутствующий в людях, был терзаем такими разлуками и горевал, и испытывал бы то же самое, что и покинутая Эдем. И дала Эдем великую влась третьему ангелу своему - Наасу, чтобы он терзал всяческими мучениями дух Элоима. присутвующий в людях, 100. дабы посредством (этого) духа мучился и Элоим, который бросил ее вопреки заключенным между ними соглашениям. А Отец Элоим, видя это, отправляет Баруха, третьего из своих ангелов, напомощь своему духу, который присутствует во всех людях. Барух пришел, встал посреди ангелов 105. Эдем - то есть в середине Рая, ведь Рай - это ангелы, среди которых он встал - и возвестил человеку: "От всякого дерева в Раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла -, которое есть Наас, - не ешь"14, то есть другим одиннадцати ангелам Эдем повинуйся 110. [а Наасу - нет] . Ведь одиннадцать (ангелов) подвержены страстям, но не распутны, а Наас был распутным. Ибо он подошел к Еве, обманул ее и совершил с ней прелюбодеяние, что преступно. Подожел он и к Адаму и совершил с ним акт педерастии, что также преступно. Отсюда пошли прелюбодеяние и мужеложество, 115. и с того времени над людьми воцарилось Зло и [покинуло их] Добро, происходящие из одного начала - Отца. Ведь поднявшись к Благому, Отец показал путь желающим подняться, а покинув Эдем - положил начало бедствий для духа, присутсвующего в людях. Тогда Барух был послан к Моисею, и через него говорил 120. сынам Израиля, чтобы они обратились к Благу. А третий [ангел Эдем], [Наас], при помощи души, происходящей от Эдем и обитавшей в Моисее, как и во всех людях, скрыл заповеди Баруха и заставил слушать свои. Поэтому душа располагается 125. против духа, и дух против души, ведь душа есть Эдем, а дух - Элоим, одновременно присущие всем людям, и мужчинам и женщинам. Затем опять был послан Барух к пророкам, чтобы через пророков услышал обитающий в людях дух и бежал от Эдем и злого творения, 130. как бежал Отец Элоим. Но подобным образом и Наас, по ее замыслу, посредством души, обитающей в людях вместе с духом Отца, совлек (с пути истинного) пророков, и все они соблазнились, и не были услышаны слова Баруха, которые заповедал (ему) Элоим. 135. Наконец, Элоим выбрал пророка из необрезанных - Геракла - и послал его сражаться с двенадцатью ангелами Эдем и освободить дух Отца от двеныдцати злых ангелов творения. Это - двенадцать подвигов Геракла, которые Геракл совершил по порядку от 140. первого до последнего, (одолев) Льва, Гидру, Вепря и прочих. Ибо это, говорит (Юстин), языческие названия, которые искажены воздействием материнских ангелов. Когда же он думал, что победил (всех), привязалась к нему Омфале - то есть Бабель, Афродита - , и соблазнила Геракла, сняла его силу - то есть 145. заповеди Баруха, которые дал Элоим, и переодела в свое собственное платье - то есть в силу Эдем, низшей силы, и таким образом оказались незавершенными и пророчество Геракла, и его деяния. Наконец, "во дни царя Ирода"15, отправился 150. Барух - снова посланный Элоимом - и придя в Назарет, нашел Иисуса, сына Иосифа и Марии, ребенка двенадцати лет, пасущего овец, и поведал ему все, что произошло от начала, то есть от Эдем, Элоим [и Благого, и ] что потом случилось. И он сказал: "Все пророки до тебя 155. соблазнились, поэтому ты, Иисус, сын человеческий, постарайся не соблазниться, но сохрани это учение для людей и возвести им об Отце и о Благом, и взойди к Благому, и воссядь там вместе с Отцом всех нас - Элоимом". И послушался Иисус ангела и сказал: "Господи, я все сделаю"! 160. И стал проповедовать. Наас же захотел соблазнить и его [но не смог] , ибо он остался верен Баруху. Наас, разгневавшись из-за того, что не смог соблазнить его, сделал так, чтобы его распяли. Он же, оставив тело Эдем у креста, поднялся к Благому. Ведь он сказал Эдем: "Женщина, получи своего сына"! - то есть 165. душевного и земного человека - а сам, передав дух в руки Отца, взошел к Благому. Благой же, [говорит Юстин] , есть Приап, сотворивший (все) прежде, чем (что-либо) существовало.Потому и называется Приапом, что пред-сотворил все16. Поэтому, говорит (Юстин), он стоит в каждом храме и на дорогах, 170. почитаемый всякой тварью, несу-щий сверху плоды, то есть плоды творения17 , причиной которых он стал, пред-создав творение, прежде не существовавшее. Итак, говорит (Юстин), когда вы услышите, как люди говорят, что лебедь спустился на Леду и родил (детей) от нее, (то знайте, что) лебедь - это Элоим, а Леда - Эдем. А когда люди скажут, что орел слетел на Ганимеда, то орел - это Наас, а Ганимед - Адам. А когда скажут, что золотой (дождь) пошел на Данаю, и родил от нее, то злато - это Элоим, а Даная - Эдем. Подобно тому, тем же самым способом подставляя слова, которые явно (взяты) из мифов, они учат. Так, если пророк говорит "Слушай, небо, и внимай, земля: Господь сказал"18 , то небом он называет, говорит (Юстин), дух, который в человеке от Элоима, а землею - душу, которая (присутствует) в человеке вместе с духом, а Господом - Баруха. (Если), утверждает (Юстин, пророк говорит): "Не узнал меня Израиль"19, то Израилем он называет Эдем - ведь супруга Элоима называется Эдем и Израиль - "ведь если бы она узнала, что я у Благого, то не мучила бы дух [мой] , который был дан людям из-за отеческого неведения".
27.1. Записана в первой [их] книге, которая называется "Барух", и клятва, которую дают намеревающиеся выслушать эти таинства и стать посвященными Благим. Эту клятву, говорит (Юстин), дал отец наш Элоим, оказавшись рядом с Благим, и "поклявшись, не раскаялся". 5. Об этом, говорит (Юстин), написано: "Поклялся Господь и не раскаялся"20 . Клятва же такова: "Клянусь Благим, который выше всего, хранить эти таинства и не разглашать (их) никому, и не отпадать от Благого к творению". Когда же (некто) даст эту клятву, входит к Благому и видит, "что глаз не 10. видывал, и что ухо не слыхивало, и что в сердце человеческое не входило"21 , и пьет от "живой воды", что для них есть крещение, как они полагают, "источник живой ключевой воды"22 . Ибо, говорит (Юстин), существует различие между (одной) водой и (другой) водой, и есть "вода под твердью", (принадлежащая) злому творению, в которой получают крещение земные и душевные 15. люди, и есть "вода над твердью"23 , (принадлежащая) Благому, в которой получают крещение духовные, живые люди, в которой крестился и Элоим, и омывшись, не раскаялся. И когда, утверждает (Юстин), пророк говорит: "возьми себе жену блудницу, ибо блудодействуя, будет блудить земля, отпав от Господа"24 - то есть 20. Эдем (отступившаяся) от Элоима, то этим, говорит (Юстин), пророк вполне высказывает все таинство, но оно не слышимо из-за злобы Нааса. Тем же самым способом они и прочие [писания] пророков передают посредством множества (своих) книг. Но главная книга для них - озаглавленная "Барух", из которой читатель может узнать полное 25. изложение их мифа. Много же ересей я повидал, любезные (читатели), но хуже этой не встречал ни одной. Воистину, раз уж (Юстин) говорит подобное, нам следует, в подражание Гераклу вычистить Авгиев навоз, или лучше - (выгребную) яму, упав в которую, превозносящие его (Юстина) не только никогда не отмоются, 30. но даже и вынырнуть из нее не смогут.
Перевод c древнегреческого Егоренкова И.С. (СПб филиал ИВ РАН) по изданию: Hippolytus Romanus. Refutatio omnium haeresium, Berl-N.-Y, 1986, ed. M. Marcovich. Примечания.
[...........] -------------------------текст добавлен издателями
(...........) -------------------------слова, отсутствующие в греческом тексте, но необходимые по смыслу в русском переводе
[******] -------------------------невосполнимая лакуна
1. Мф 10:5
2. 1Кор 2:9; Юст V.26.16, 27.2
3. Пс 109:4
4. Herodot. 4.8-10
5. Быт 2:8
6. ПсСол 14:3
7. Быт 1:28
8. Быт 2:10-14; Наас V.9.89; AM V.14.37, 15.1
9. Быт 12:14; Наас V.9.90-104
10. Пс 117:19
11. Пс 117:20
12. 1Кор 2:9; Юст V.26.16, 27.2
13. Пс 109:1 et al.
14. Быт 2:16
15. Мф 2:1; Лк 1:5; Пер V.16.53
16. Непереводимая игра слов: Ho prin ti einai poesas=Priapos
17. Наас V.7.139-155.
18. Ис 1:2; АМ VI.13.1
19. Ис 1:3
20. Пс 109:4; Юст V.24.1.
21. 1Кор 2:9; Юст V.24.1, 26.81-82
22. Ин 4:10, 14; Наас V.7.95-97, 9.107; ПараСиф 19.110
23. Быт 1:6; Наас V.9.105-107
24. Искаж. Ос 1:2 - "Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда, ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа".
|