| |
© Издательство "Республика",
1995
ISBN 5-250-02336-3,
ББК 87.3я2
|
Составитель Апрышко
П.П.
Общая редакция - Маслин М.А.
|
Словарь Русская философия
гипертекстовая версия книги
|
Щапов
Афанасий Прокофьевич (5(17). 10. 1831, с. Анга Верхоленского у.
Иркутской губ. - 27.2(10.03). 1876, Иркутск) - философ и историк.
Окончил Казанскую духовную академию. некоторое Время был проф. рус. истории в Казанском
университете. Увлекшись естественными науками, применил "естественно-научный"
метод к своим исследованиям и стал рассматривать историю как
"физиологический процесс". В 1863 г. Щ. издал "Исторические очерки
народного миросозерцания и суеверия (православного и
старообрядческого)", в которых делает вывод, что в рус. народном уме
преобладает "практичность", "реальность" и поэтому народу "при
гуманистическом Просвещении преимущественно необходимо реальное
естественно-познавательное и жизненно-практическое образование".
объяснение причин, в силу которых рус. ум стал "практичным и
реалистическим", Щ. дает в др. своем исследовании: "Общий взгляд на
историю интеллектуального развития в России" (1868). Умственное развитие
рус. народа, по его мнению, до настоящего Времени прошло "две главные
фазы".
Первая фаза представляет собой тысячелетнее
"физико-этнологическое" развитие непосредственно-натурального,
умственного склада рус. народа под влиянием физических и этнических
условий. В этот период из разнообразных племен складывается одна нация и
вместе с тем из разноплеменных умственных типов и миросозерцании
возникает один смешанный умственный тип и миросозерцание. Поскольку
умственная жизнь рус. народа воспитывалась исключительно под влиянием
физических условий, в ней прежде всего развивались органы внешних
чувств, память и др. низшие познавательные способности; высшая,
теоретическая мыслительность, научное и философское мышление оставались
неразвитыми. Во второй фазе, или "научно-рациональном периоде
умственного развития русского народа", возникает и развивается новый
европейский интеллектуальный тип. Из народной массы выделяется, как
зародыш нового умственного типа и поколения, "мыслящее меньшинство" и
вырастает в новую, европейскую, "научно-рационально развитую умственную
отрасль или породу, составляющую передовую генерацию в умственной истории России".
В этом меньшинстве возникают проблески самобытной
мысли и стремление к интеллектуальному "саморазвитию вне узких рам
этнологических или национальных, на широкой и самой плодотворной почве
общечеловеческого мышления, разума и Науки". В работе "Исторические
условия интеллектуального развития в России" (1868) Щ. обращает внимание
на следующие исторические условия умственной жизни в России:
1) численное преобладание "темного" рабочего класса над образованным
меньшинством;
2) влияние на интеллектуальное развитие земледельческого
населения, преобладающего над населением городским, мануфактурным;
3) особенности экономических условий интеллектуального развития;
4) значение Пространства рус. земли и путей сообщения в распространении
способов интеллектуального развития;
5) интеллектуальное значение
векового отсутствия заграничных путешествий и географических открытий;
6) влияние государственных начал - централизации, системы опеки,
регламентации и крепостного Права;
7) влияние различных патологических
явлений нервной сферы рус. народа на характер, направление его
умственной жизни, т.е. физиология народной мысли;
8) значение вековой
умственной эксплуатации или исключения женщины из сферы общественной и
умственной жизни и деятельности.
Щ. приходит к заключению, что вековая
физическая работа народа в непосредственной сфере природы не только
естественно вела и ведет рабочий народ к "реально-умственному" развитию,
но развивала и развивает в нём преимущественно такие интеллектуальные
органы, которые являются существенными рабочими силами. Через органы
внешних чувств, "реально познавательную деятельность зрения, слуха и
осязания, и память зрительную, слуховую и осязательную" народ "копил"
отдельные элементарно-конкретные впечатления, представления и Знания.
Этот первоначальный, элементарно-конкретный материал
непосредственно-эмпирического миросозерцания выразился в "реальном, или
природо-изобрази-тельном, содержании и составе народного языка, в целом
кодексе народных физических примет, большею частью суеверных, но частью
и разумных, в своеобразных сенсуально-эмпирических представлениях и
понятиях народной физики, метеорологии, астрономии, ботаники". Из-за
преобладания деятельности внешних чувств теоретическому мышлению были
отведены самые узкие границы.
При господстве внешних чувств над мыслящим
и познающим разумом, вместо идей чистого разума, вместо
научно-философского, теоретического мышления развивался по преимуществу
грубый физический эмпиризм, чему способствовали распространение и
укоренение "византийского супранатуралистическо-го умонастроения и
миросозерцания". Все это
привело к преобладанию в умственном складе народа сенсуального,
чувственного над рациональным.
Сочинения
Земство и раскол. Спб., 1862. Вып. 1;
Исторические очерки
народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого).
Спб., 1863. Ч. 1-2;
Сочинения в 3 т. Спб., 1906-1908;
Собр. соч. Доп. т. к
изд. 1906-1908. Иркутск, 1937.
Литература
Аристов Н. Я. А. П. Щапов (Жизнь и сочинения). Спб., 1883;
Корбут
М. К. А. П. Щапов как родоначальник материалистического понимания
русской истории. Казань [1928];
Кабанов П. И. Общественно-политические и
исторические взгляды А. П. Щапова. М., 1954;
Wachendorf J.
Regionalismus, Raskol und Volk als Hauptprobleme der russischen
Geschichte bei А. Р. Scapov. Köln, 1964.
В. В. Ванчугов
Щербатов Михаил Михайлович (22.07 (2.08)Л733 - 12(23).12.1790) -
историк, социальный мыслитель, общественный деятель консервативного
направления. Принадлежал к знатному древнерус. роду Рюриковичей. Получил
всестороннее домашнее образование. Наряду с философией и историей Щ.
увлеченно занимался "статистикой" (государствоведением), художественной
литературой и естествознанием, владел одной из лучших библиотек в России
(15 тыс. т.). Военная карьера Щ. закончилась с обнародованием манифеста
"О вольности дворянской" (1762). Он вышел в отставку в чине капитана
лейб-гвардии. Незадолго до этого в журн. "Ежемесячные сочинения"
появились его первые литературные опыты. Представляя собой переводы и
компиляции древн. и совр. Щ·. авторов, они были посвящены главным
образом
нравственно-философским, а также правовым и социально-экономическим
вопросам. Тогда же Щ. приступил к важнейшему делу своей жизни - к
изучению "русской старины", собирая материалы к 1-му т. своей "Истории
Российской от древнейших времен" (всего было напечатано 7 т.,
охватывающих период до 1610 г.).
Как и мн. представители рус.
аристократии, Щ. принял участие в масонском движении 50-80-х гг. XVIII
в. Он не был в нём заметной фигурой, однако некоторые элементы его
социального утопизма, нравственный ригоризм, отношение к религии
формировались под сильным влиянием масонства. В 1767 г. Щ. поступает на
гражданскую службу, участвует в работе Вольного экономического общества и в
комиссии по составлению нового Уложения, где в острой полемике с
представителями купечества и крестьянства наиболее аргументированно
представлял позицию аристократии. Он выступил, в частности, за пересмотр
петровской "Табели о рангах", против равенства в правах родовитого и
чиновного дворянства, против расширения экономической деятельности
купечества и размывания сословных границ, был решительным противником
ограничения власти помещиков над крестьянами. В 1778 г. Щ. назначается
президентом
Камер-коллегии, позднее - сенатором и тайным советником. В его
публицистике этого периода обсуждаются вопросы дворянского
самоуправления, обосновывается необходимость организации армии по
принципу военных поселений.
Щ. пишет первые 6 разд. энциклопедического
труда "Статистика в рассуждении России", в котором намечается программа
комплексного описания географического положения, экономики,
народонаселения, государственного устройства, культуры и внешней
политики Российской Империи. После выхода Щ. в отставку в 1788 г. в его
произв. резче обозначалось расхождение с политикой Екатерины II, точнее
сформулированы его социальные воззрения. К этому Времени относятся ст.
"Размышления о дворянстве", "Размышления о законодательстве вообще".
Несколько ранее (1784) Щ. издает "Путешествие в землю Офирскую".
Написанное в жанре социально-утопического романа, оно наиболее полно
отразило его идеал общественного устройства. А в кон. 80-х гг. "сочиняет
втайне" самое острое из своих произв. - памфлет "О повреждении нравов в
России". Дворянский оппозиционер консервативного толка, Щ. отвергал
принцип абсолютной монархии как ведущий к деспотизму, правовому хаосу,
общественным "нестроениям" и упадку нравственности. В этом он соглашался
даже с "левыми" течениями политической мысли эпохи Просвещения. власть
монарха должна быть ограничена "мудрым" законодательством, гарантом чего
выступает родовитое дворянство, обладающее просвещенным разумом и
"потомственной добродетелью". С точки зрения Щ., именно это сословие,
наделенное кодекром чести, вписало наиболее славные страницы в историю
России. Признавая большую экономическую эффективность свободного труда,
Щ., однако, выступил против отмены крепостного Права в России на том
основании, что вред от этого перевесит пользу.
В силу разности климата
мн. области империи придут в запустение, т.к. освобожденные крестьяне
мигрируют на плодородные земли. Щ. также полагал, что плохое состояние
отечественного судопроизводства, низкая агрокультура приведут к
обнищанию осн. массы "землепашцев", дроблению земель, наконец, к
разорению дворянства - опоры самодержавного государства. Вредная "химера
равности состояний" лежит в основе демократического типа государства.
Сама природа, которая не терпит однообразия, восстает, считает Щ.,
против демократии. Отсюда данный тип государства характеризуют
нестабильность, борьба партий, слишком медленное "течение государственных дел" и т.д. Опираясь на идеи Ж. Ж. Руссо, а также европейских
консерваторов, Щ. подверг критике свойственное эпохе Просвещения
оптимистическое упование на "естественный свет" разума, Науки, на
торжество общественно-исторического прогресса. С точки зрения Щ., "повреждение
нравов" - слишком высокая цена за подъем материального производства и удовлетворение социально-политических амбиций
"третьего сословия".
По той же причине Щ., подобно Голицыну, Лопухину,
Фонвизину, был против тех масштабов и темпов преобразований в России,
которые были намечены Петром I. Философские взгляды Щ. достаточно
противоречивы и эклектичны. Они сложились как под влиянием
антидогматической мысли нового Времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза,
Г. Галилей) и Просвещения (П. Гольбах, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), так и
тяготевших к мистицизму масонских авторов, а также Б. Паскаля, М.
Мендельсона и Л. К. Сен-Мартена. В обосновании "превечных истин"
- бытия
Бога, бессмертия души, загробного воздаяния - Щ. склоняется к канонам
"естественной религии", деизму и рационализму.
В своем "Путешествии в
землю Офирскую" он резко отрицательно отзывается и об атеистах
("богохульники", "безумцы"), и о "внешней церкви". Щ., по существу,
предлагает свой вариант религии - без строгой кодификации,
без авторитетов, Священного писания, фактически без богослужения и
духовенства. "Основание Веры... происходит от самого размышления и
очевидного зрения вещей" (Сочинения в 2 т. Спб., 1896. Т. 1. С. 830). Высшим
предметом философствования оказывается, по Щ., сам Человек в единстве
"горнего" и "дольнего", духовного и телесного. Если воспитание, как
утверждали европейские просветители, "делает" Человека, то Щ. признает
главным результатом воспитания способность объективного самопознания и
на этой основе - самовоспитания. Такая способность, будучи развита в
человечестве, может значительно улучшить "природу Человека", а
следовательно, и общественную мораль.
Сочинения
Сочинения в 2 т. Спб., 1896-1898;
История Российская от древнейших
времен: В 7 т. Спб., 1901-1904;
Неизданные соч. М., 1935; О повреждении
нравов в России. М., 1991.
Литература
Федосов И. А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия
(М. М. Щербатов). М., 1967.
А. И. Болдырев
А Б
В Г
Д Е
Ж З
И К
Л М
Н О
П Р С
Т У
Ф
Х Ц
Ч Ш
Щ Э
Ю Я
Оглавление
www.pseudology.org
|
|