Фатех Вергасов
Гипертекст - инструмент критика
- Почему я люблю работать в Гипертексте?
- По качану! - нередко отвечал я, чтобы отвязаться...
 
Это приносило некую разрядку, но и после такой отповеди количество спрашивающих совсем не уменьшалось, а даже наоборот. Пришлось многократно объяснять и объясняться.... Незаметно вызрела идея поведать об этом подробнее... тем более, что я сам не только потребитель текста, но и его поставщик.... Итак...
 
Прежде всего следует отметить, что с тех пор как я выучился читать, я всегда любил текст
 
И всегда серьозно относился тексту - к напечатанным массивам слов и буковок, из которых они состояли... Красота напечатанного текста открывалась мне ещё до того как мне открывался смысл самого текста... Мне достаточно было одним взглядом окинуть текст, чтобы заметить его огрехи. Я мгновенно находил ошибки... Текст, текстура, текстиль, текстолит... Мой дедушка (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку) торговал вразнос текстилем, а потому звался мальчиком... Таскал увесистые узлы по селам и деревням, - кстати, в чём разница между селом и деревней? ...
 
Я в детстве очень любил вышивать и отдавал этому занятию почти весь досуг... Вышивал по канве крестиком  и гладью... Вязал крючком, спицами и на пяльцах, но это нравилось меньше...А потом тоже, как мой дедушка, таскал узлы, работая грузчиком бельевого склада гостиницы Днепр... Недавно мой один знакомый (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), узнав от меня, что я работал в этой гостинице неосторожно проговорился, пошутив: "Зачем было узжать в Америку!? Работал бы в гостинице до сих пор...". Им бы хотелось закрепостить меня вьючным животным навеки...
 
Мой отчим со товарищи (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), поверив в хрущёвский НЭП, в первую хрущёвскую оттепель из ничего создал текстильный цех, где делали тесьму, басму, бахрому, был участок по выпуску бродери... А ещё там ткали бесконечные, - потом их разрезали - жакардовые ковры с оленями, медведями и прочей живностью...
 
В другом цеху на тойже территории коператоры делали резиновую обувь. Галоши, боты, сапоги - из сажи и резиновой крошки... Потом мне пришлось подобное примянять на трассах газопроводов, которые в то время покрывались так называемой пековой изоляцией - смесь горячего битума с резиновой крошкой в качестве пластификатора.... Моя жена одно время была лаборантом при этом деле и делала тесты, которые назывались "кольцо и шар"... Но вернёмся к текстам и текстилям....
 
В этом цеху меня научили и приспособили работать с основой (большущая катушка с нитками) и стреляющим утком.... Наверху ткацкого станка располагались большие картонные перфокарты, - это же надо! - которые хранили тайну узора... Спицы, сквозь которые были продеты нити основы, взаимодействовали с перфокартами. Они то проваливались сквозь отверстия в них, то нет. А уток всякий раз пробегал между нитями.... Так получался нужный рисунок... Мне доверяли следить за станками и исправлять обрывы нити... Отдельно стояло производство трикотажа... а ещё завораживали станки тамбурной вышивки, успевай только подменять основу...
 
В 1966 году меня наконец-то приняли в Киевский госуниверситет (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), на факультет иностранной филологии... И навалились тексты.... Плавт, Гомер, Менандр, Овидий, Софокл, Сафо, Еврипид, Катул, Эсхил, Аристофан, Бокаччио, Данте, Петрарка, Леопарди, Сервантес, Лопе де Вега, Чоусер, Шекспир, Вальтер Скотт, Диккенс, Теккерей, Пьер Ронсар,Тристан и Изольда, Песнь о Роланде, Франсуа Вийон, Рабле, Вольтер, Роберт Бернс, Флобер, Мопассан, Золя, Бальзак, Блейк, Эдгар По, Оскар Уальд, .... четыре семестра грызли латынь... голова шла кругом...
 
Всю жизнь учусь, а последние 35-40 лет всё больше самостоятельно... Чтение художественно литературы незаметно отодвинулось на второй план. Пришло время текстов технических.... Малообразных и худоэмоциональных, но зато высоко информативных и точных... Управленческий быт принёс тексты написанные в стиле пресловутого канцелярита, своеобразного управленческого сленга, по которому легко распознают своих... Непосвященные насмехались и пролетали... А я успешно решал вопросы на всех ярусах бюрократической системы. Достаточно было составить текст в нужном стиле.... Это работает до сих пор... И, между прочим, даже здесь в Америке (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку)...
 
К чтению я всегда относился весьма основательно...
 
В своих книжках я непрерывно и дотошно подчеркивал слова и выражения, казавшиеся мне опорными, т.е. ключевыми для понимания. В книжках чужих этого делать было нельзя. Я вёл конспекты, куда старательно выписывал ключевые мысли... Видимо, если бы у меня было достаточно общения, я этого бы не делал. В основном приходилось работать в уединении, в читальных залах библиотек, так сказать с текстом тет-а-тет... А потому приходилось самому доходить до сути... Ошибки в этом случались всё реже....
 
Первым бизнесом, который я затеял со своими детьми, стало написание толкового словаря по бизнесу. Нарождающийся рынок подхлёстывал... Я вооружил их десятками разных словарей, и мои дети принялись за составление. Сначала словарную статью писал самый старший. Вернее он её просто передирал с понравившегося ему первоисточника. Потом за дело принимались остальные, а в конце недели подключался я... Правил и критиковал... Интересная оказалась педагогическая затея... Дети сдружились в деле (кооперация!), научились спорить по делу, т.е. доказательно. Они незаметно поднабрались новых знаний. Словарь мы не издали, гонорара не случилось, но никто не роптал... Все оказалась довольны самим процесом творчества... Замечаю, что это не прошло даром, не забылось...
 
Научно-технические тексты, несомненно, имееют свою особенность и специфику. На них лежит печать того своеобразия, которым отличается мышление научное от обыденного. Этому мышлению специально обучают молодых учёных, которые, став кандидатами наук, легко демонстрируют способность к такому мышлению.... Хорошие образцы такого мышления в виде разнообразных текстов отличаются научностью, т.е. системностью, непротиворечивостью, внутренней логикой и лапидарностью, т.е. отсуствием пустозвонства или слов без информации, эдакая сухость в эстетике холодной вечности. Ну, не глупо ли экспрессировать и суетиться у бездушной железки? Ведь такие тексты предназначены в первую очередь для обработки тупой вычислительной техникой. И только-то. А потому отсуствие эмоциональности - признак добротного текста в этой сфере человеческой деятельности... Краткость - сестра таланта! Жизнь-то коротка... "Бесчувственность" таких текстов - ещё и отличный индикатор научного профессионализма... Кто понимает...
 
А учёные ведь тоже люди
 
И они, чтобы это доказать - шутят. Однако их весёлость - лишь демонстрация открытости, т.е. готовности воспринять новое, часто необычное и парадоксальное... Без такой открытости в науке делать нечего. Но в такой манере они свои научные опусы не пишут. Их тексты - неумолимый "накат", где одно возникает из другого. Да не абы как, а по определённым правилам. Где выявляются все противоречия и даются рецепты их разрешения, но тоже не абы как, а по определённым правилам. Где выявляются совсем неочевидные причинно-следственные связи или устанавливается их отстуствие. Делается это без эмоций, вернее им не позволяют вылиться в текст... Словом, тот ещё стиль!
 
Но именно так, - по правилам - и рождается новое и скучно доказывает право на своё существование. Такова специфика научного быта и элементарной научной грамотности... Для трудящихся  с телевизорным образованием пишуться научно-популярные тексты - своеобразный заниматеьный жанр. Но это не для меня. Кто в армии служил, тот в цирк не ходит... Я лучше прочитаю грамотный обзор литературы по интересующей меня теме....
 
Мемуарная литература - это отдельная песня... Но и здесь, стоит только проставить гиперссылки, сразу видно всё. Круг общения, понятийный аппарат, личная скромность, совесть, самоценка, оценка других участников событий, сами эти события... и прочая, прочая... Нередко закрадывается мыслишка... Та или иная... Почитайте, может и вас посетит... каких только чудес не бывает на белом свете!
 
С появление персональных компьютеров, сети Интернет пришло время гипертекста.... Философия гипертекста и его основы были уже давно разработаны, но всё это находилось вне внимания публики, т.к. не существовало дружественных средств реализации. Когда они появились гипертекст выскочил как чёрт из табакерки, т.е. казалось ни откуда... Я разу врубился - пора забывать про мои карандашные пометки, раскраску текста Highlight-ерами, конспекты, словари и справочники... И напрочь забыть идею издать свои Записки бывалого в бумажном виде. Мои трёхмерные гипертексты принципиально не годятся для бумаги в её сегодняшнем плоском виде... Настала пора отказаться от часто повторяющихся описаний известного и общеизвестного, всего того, что давно пережевано и прочно вошло в Анналы.
 
Гипертекст отлично свяжет плосский текст со всем необходимым, если автор поставит все нужные гиперссылки... Текст с гиперссылками приобретает своеобразные свойства текста трёхмерного. Плоская картина, где реальный объем можно передавать только условно, отличается от скульптуры, барельефа, горельефа и даже сграффито. При этом сам исходный текст становится бесконечным, и его можно начинать читать с любого места, совсем также, как разглядывать любую архитектуру... Был бы интерес и желание... Добавлю, что плоская, - 2D - живопись прекрасно сосуществует с 3D формами, в том числе и раскрашенными... И каждая имеет свою собственную нишу... Так что места всем хватит...
 
Дополнительно. Автора гипертекста можно будет распознать по его ассоциациям и аллюзиям, ведь его гиперссылки будут весьма индивидуальными, правда, на первых порах пока авторский стиль не устаканиться в результате сублимации эмоций....
 
И последнее, когда я редактирую чужие произведения, превращая их в гипертекст, наличие гиперссылок свидетельствует не только о том, что я текст этот читал, но и о том, что я над ним размышлял в каждом отдельном случае, когда нужно было поставить гиперссылку. Эдакое медленное кропотливое и въедливое чтение. Это вам не быстрое чтиво в метро... Каждому своё...
 
Внешний вид текста тоже изменился
 
Замыленному глазу, истерично реагирующему на всё новое, кажется диким читать такой текст. Хотя достаточно вспомнить разноцветный поток автомобилей на улицах, чтобы успокоится и начать продираться сквозь заросли словесного мусора. Въедливо докапываться до идеи, т.е. сути текста, постигая заложенный в нём message...
 
В литературе художественной таким посланием может стать, и нередко становится, не сам текст как таковой, не повествование, не фабула или там интрига, а энергия передаваемой эмоции... Тайна такого текста заключается в умении автора включать некие ключевые кнопочки в наших головах, возбуждая те или иные переживания... Несмотря на то, что текстовая действительность - виртуальная, а возбуждение вполне реальное. В этом смысле настоящая поэзия - верх текстового искусства... Об этом в дугой раз...
 
Что сразу бросается в глаза с первого взгляда на гипертекст? Прежде всего видно, что уже известно, а что нет. Известное отличается голубым цветом, который стал уже своеобразным стандартом... В этот цвет окрашиваются слова, на которые заделана гиперссылка. Остальное остаётся чёрным, а потому сразу очевиден так называемы "авторский вклад", т.е. что автор добавил к известному, что нового сказал... К сожалению, в большинство текстов после "проявления", т.е. после проставления гиперссылок, показывает, что авторский вклад представляет из себя нечленораздельное артикулирование типа мычания со всплесками пошлых эмоций... Ведь всё существенное, - и гиперссылки ясно об этом свидетельствуют - уже было пережито пережёвано высрано выблевано и высказано другими. Часто за много тысяч лет до факта написания данного авторского текста... Раз нет новизны, чего сотрясать воздух-то!? Но ведь пишут же... Одно спасение - нет обязанности читать....
 
Гиперссылка делает понимание понятийного аппарата текста более однозначным. "Непонимание — вот тот бульон, в котором разводят микробов национализма, расизма, ненависти: "Гляди, он живет не так, как ты, он ниже тебя и не хочет того признать; он говорит, что он живет лучше тебя, что он выше тебя; если ты его не убьешь, он заставит тебя жить по-своему", - Илья Эренбург. Миролюбивые и ушлые стремятся быть правильно понятыми, а потому желают однозначности, иногда понимая, что она вряд ли достижима в принципе....
 
А ещё, гиперссылка существенно уменьшает потребность в кропотливой работе составителей многоязычных словарей....
 
Чтобы ставить гиперссылки нужно найти надёжный источник базовых знаний
 
Сейчас в этом смыле лучшим является английская версия Википедии - прекрасная идея и её реализация! Получается новое качество - гипертекст с ссылками на Википедию. Обычный текст превращается в уникальный толковый словарь, причём русско-английский. Такой словарь нужен для дальнейших детальных исследований в Интернете. Рассейские же авторы и самые разнообразные редакции обычно не утруждают себя написанием иностранных Имён существителных личных на языке оригинала или там на английском языке. Я подозреваю, что они не ведают, что такое Имя существительное Личное, и не понимают, что иностранное почти никогда не пишеться, как слышится... Собственно, и с русским такая же история...
 
Русская часть Википедии - жалкое подобие основного издания, а потому ей пользоваться следует очень осмотрительно... Нужно отметить, что знания английского языка заметно улучшаются, если перестать пользоваться англо-русским и русско-английским словарями, а перейти на английский толковый словарь, т.е. постигать английский через английский.
 
Около десяти лет я атаковал русские интернет издания предложениями о гипертексте... Лёд тронулся, гипертекст стал появлятся и здесь.... И как-то вдруг обнаружилось, что редакциям газет и журналам писать-то, собственно говоря, не о чем.... всё давным давно написано и переписано, в том числе и собственными журналистами. Успевай только ставить соответствующие гиперссылки и принимать от писак заявления об уходе. Они теперь почти поголовно ринулись в писатели... Но это ведь другое ремесло.... Да и мысли с идеями не мешало бы сначала заиметь... не говоря уж о совести...
 
Попутно замечу, что гипертекст делает совершенно ненужным пресловутые именные списки, составление которых может запросто привести к короткому замыканию в мозгах авторов, их помощников, а также корректоров и редакторов. Сам текст с гиперссылками (гипертекст) позволяет легко проводить текстуальные исследования. В частности, частотный анализ лексики и авторского лексикона... Автор, часто не осознавая этого, упоминает, - но с разной частотой - в своих текстах людей, которые ему близки, любимы, симпатичны, ненавистны... в общем те, к которым он неравнодушен. Другие упоминаются лишь вскользь. Как бы ритуально. Нельзя, мол,  не упомянуть, а то сочтут невеждой или, - ней дай Бог - некультурным, не городским... При наличии гипертекста, такое нехитрое исследование может стать доступным не только узкому специалисту-лингвисту, но и простым гражданам, дерзнувшим заглянуть в тайны авторского подтекста...
 
Введение в научный оборот
 
Иные учёные — особенно этим отличаются историки, — любят не по делу ввернуть фразочку типа "автор ввёл в научный оборот...". Эти словеса призваны добавить "научнага" весу к опусам претендентов на научные степени и звания. Упомянутая писанина по своей научности ничем не отличается от публикаций исходных материалов — приводится некая фотокопия "историческага" документа с неким, чаще всего ненужным, комментарием-мнением публикатора... Вот и весь пресловутый "научный вклад" соискателя...
 
А ведь документы буде он "введён в научный оборот" правильно, должен говорить сам за себя. И это можно сделать, превратив это документ в гипертекст. Только тогда его будут "видеть" все интернетовские поисковые роботы, сам текст будут проиндексирован, и текст будет легко отыскиваться всеми интересующимися... Это и будет настоящее "введение в научный оборот"
 
Выводы:
 
1. Гипертекст есть смертельная угроза пустобрехам, просто болтунам и любителям словесной жвачки
2. Гипертекст нужен в качестве экономичного средства распространения знаний. Гипертекст как бы "закрывает" тему. Статья по теме просто превращается в энциклопедическую
3. Гипертекст полезен своей лапидарностью (это только цветовое указание) и услужливостью, ведь гиперссылка всегда под рукой
4. Гипертекст нужно читать въедливо, открывая все гиперссылки. Проверить свои знания всегда полезно, никогда нелишне и никогда не поздно
5. Гипертекст нужно делать въедливо, проставляя все возможные гиперссылки. Лодари от такой работы бегут, как чёрт от ладана, распространяя ложь о гипертексте
6. Гипертекст совсем не сахар! Его любить не обязательно. А вот использовать надо. И на полную катушку! т.к. любой текст может быть превращён в гипертекст
 

Нормальные герои всегда наоборот
песня и кинофильма Айболит-66
 
Ходы кривые роет, подземный умный крот,
Нормальные герои всегда идут в обход,
Нормальные герои всегда идут в обход

В обход идти понятно, не очень-то легко,
Не очень-то приятно и очень далеко,
Не очень-то приятно и очень далеко.

Зато так поступают одни, лишь мудрецы,
Зато так наступают одни, лишь храбрецы,
Зато так наступают одни, лишь храбрецы.

Глупцы героя строя, бросаются вперёд,
Нормальные герои всегда наоборот,
Нормальные герои всегда наоборот.

И мы с пути кривого ни разу не свернём,
А надо будет, снова пойдем кривым путём,
А надо будет, снова пойдем кривым путём
 
К вопросу приоритета. Первая работа по теме Эдварда де Боно появилась только год спустя
 
Боно Эдвард де. Водная логика
Боно Эдвард де. Генератор креативных идей: 62 софта для мозга
Боно Эдвард де. Думай. Пока не поздно
Боно Эдвард де. Handbook for the Positive Revolution, 1991
Боно Эдвард де. Использование латерального мышления, 1967
Боно Эдвард де. Красота ума
Боно Эдвард де. L Game
Боно Эдвард де. Латеральное, т.е. нестандартное, а точнее - обходное, мышление
Боно Эдвард де. Латеральное мышление: учебник творческого мышления
Боно Эдвард де. Логические проблемы знания
Боно Эдвард де. The_Mechanism of the Mind
Боно Эдвард де. Научите себя думать
Боно Эдвард де. Нестандартное мышление: самоучитель
Боно Эдвард де. Новая религия позитивного мышления 5+
Боно Эдвард де. Параллельное мышление: от сократовского мышления к дебоновскому
Боно Эдвард де. Po (lateral_thinking)
Боно Эдвард де. Почему мы такие тупые: когда же человечество научится думать
Боно Эдвард де. Развитие мышления: три пятидневных курса
Боно Эдвард де. Рождение новой идеи
Боно Эдвард де. Серьёзное творческое мышление - сумма многих креативных идей автора
Боно Эдвард де. Создай себе удачу
Боно Эдвард де. Учите своего ребенка мыслить
Боно Эдвард де. Шесть медалей оценки
Боно Эдвард де. Шесть пар обуви образа действия
Боно Эдвард де. Шесть фигур мышления
Боно Эдвард де. Шесть шляп мышления
Боно Эдвард де. Я прав - вы заблуждаетесь

Павлов. О русском уме. Нобелевская лекция, читанная в 1918 году в Санкт-Петербурге

Тони Блэр предложил британской прессе "внешнее регулирование"

Web-овцам

 
www.pseudology.org