| |
2000
|
Владимир
Михайлович Разин |
В лабиринтах детектива
Очерки истории советской и
российской детективной литературы ХХ века
гипертекстовая версия
|
Автор
этой книги, Владимир Михайлович Разин, был одним из известнейших
саратовских журналистов. Многолетний главный редактор “Железнодорожника Поволжья”,
завотделом “Саратовских вестей”, сотрудник многих других саратовских
изданий, один из основателей “Школы молодого журналиста” в Саратове.
Владимир Михайлович был человеком увлеченным. Мало кто в Саратове был
столь эрудирован, как он, в
интереснейшей области истории мирового детектива. К сожалению, из-за
постоянных журналистских нагрузок, на протяжении всей жизни не имел
возможности в полной мере отдаться своему увлечению. Лишь в последний
год своей жизни, уже выйдя на пенсию, он начал писать большую книгу о
советском и российском детективе, но увидеть ее опубликованной ему было,
увы, не суждено: он умер
11 ноября 2000 года.
Вчерне завершенная книга осталась без окончательной авторской редакции.
Это заметно и по композиции глав, и по значительному числу повторов
каких-то важных для автора мыслей, которые еще не нашли своего
окончательного места в тексте. Отсутствуют библиографические ссылки,
просто необходимые в книгах такого рода.
Есть и другие мелкие
огрехи и недоработки. Тем не менее, и в таком виде книга представляет
несомненную ценность - это полезный, интересный, основанный на
богатейшем фактическом материале (в том числе и малодоступном) труд,
аналогов которому до сих пор в России нет. В.М. Разину хватило сил и
желания прочитать, оценить и хотя бы предварительно каталогизировать
тонны литературной и паралитературной продукции, искусственно
объединяемой под наименованием “криминального” или “остросюжетного”
жанра, границы которого причудливы, зыбки и неопределенны. Применение ко
всему этому массиву термина “детектив”, оправдывается лишь отсутствием
более подходящего общепринятого слова.
Автор книги осознавал всю сложность предпринятого им дела и уязвимость
позиции первопроходца, вынужденного самостоятельно устанавливать
ориентиры в этой - еще практически не существующей - области
исследований. И все же он свое намерение выполнил, предоставив читателям
возможность пользоваться собранными им по крупицам сведениями о диком,
нехоженом поле “российского детектива”.
Часть 1. Старый русский детектив (“Из
литературных запасников...”)
Часть 2. Советский детектив
I. 1917-1935. Начало
большого пути отечественного детектива
II. 1936-1941. Если завтра война...
III. 1941-1956. Сколько стоит война? и мир?
IV. 1957-1987. Блеск и нищета советского детектива
Глава 1. Истинный детектив: какой он есть и что хотелось бы...
Глава 2. Шпионско-разведывательная литература и производные от нее
Глава 3. Милицейский (он же - прокурорский, судейский и т.д.)
производственный роман
Глава 4. Политический роман? или политический детектив?
Глава 5.
Детектив + фантастика. Что в итоге?
Глава 6.
Этот экзотический “исторический детектив”... Соответствует ли
он реалиям настоящей истории?
Глава 7. Особенности национальной охоты. Детективная тема в литературе
республик бывшего СССР
Глава 8. Умение видеть ориентиры... Об отечественном детском детективе
Глава 9. Над кем смеемся? Над собой?.. Сатирический и пародийный детектив в советской литературе
Глава 10. Кто есть кто в советском детективе
Часть 3. Ноый
российский ...
детектив?
Глава 1. Милицейский криминальный роман
Глава 2. За дело берется частный сыщик
Глава 3. Здравствуйте, мафию вызывали?
Глава 4. Отечественный Рэмбо на просторах России, или “Черный роман” как
новая ветвь на древе российского триллера
Глава 5. ...Это дамское рукоделие... Женский роман (повесть) в период
развернутого строительства капитализма
Глава 6. Весь мир под одной обложкой. Международная тема в отечественном детективе и боевике
Глава 7. Секретов больше нет... Остросюжетная документальная проза в
отечественной литературе
Глава 8. Исторический детектив: ретроспективы и перспективы
Глава 9. Охранительные и разрушительные тенденции в триллере 90-х годов.
Роман-предупреждение
Глава 10. Детектив + фантастика + мистика. С чем это едят?
Глава 11. Кто платит за работу, тот заказывает и музыку... Книжные
издательства и формирование читательского вкуса
Глава 12. От мента позорного к отцу родному - пахану... детектив-боевик
двухтысячных. Выводы
Заключение. Полтора века российского детектива.
Итоги и размышления на пороге двух тысячелетий
Приложение. Братья-писатели о себе, своем творчестве, детективе,
коллегах по цеху и о жизни вообще
-------------------------
23.06.2005 07:41. Текст в Интренете выложил Роман
Эмильевич
Арбитман (Лев Гурский), который закончил филологический факультет
Саратовского государственного университета. Работал преподавателем в
школе, корректором в издательстве СГУ, ныне обозреватель газеты «Саратов
– столица Поволжья». Публиковался в журналах и газетах, в том числе:
«Волга», «Дружба народов», «Знамя», «Нева», «Новый мир», «Урал» и др.
Член СРП (1994), АРС'С, жюри АБС – премии (с 1999). Под псевдонимом
«Р.С.Кац» выпустил книгу «История советской фантастики» (первое издание
- Саратов, 1993, второе - СПб, 2004), получившую три премии: читателей
фантастики («Интерпресскон-93»), российских фантастов («Странник-93») и
Бориса Стругацкого («Бронзовая Улитка-93»).
Под псевдонимом Лев
Аркадьевич Гурский пишет в жанре иронического триллера (в их числе
«Убить президента», «Спасти президента», «Никто, кроме президента» и
др.). Кроме «президентского» цикла у Гурского имеется отдельный цикл
романов, где главный герой - частный детектив Яков Штерн («Перемена
мест», «Поставьте на черное», «Траектория копья»). По роману «Перемена
мест» снят популярный отечественный телесериал «Д.Д.Д. Досье детектива
Дубровского» с Николаем Караченцовым в главной роли. Лев Гурский –
постоянный ведущий кинорубрики в журнале «Реальность фантастики» (Киев).
Живет в Саратове.
Дети, за которых
болит душа
«Сирота», «Я без мамы всю неделю», «Оля плачет», «За воротами детдома» -
уже по названиям этих стихотворений понятно, что их автор пережил самое
страшное, что только может случиться в жизни ребенка, а именно, потерю
родителей.
В Саратовскую область Владимир Борисович Разин попал еще мальчиком,
когда в 1941 году белорусский детский дом был эвакуирован в Хвалынск.
Спустя десять лет у него началась взрослая и независимая ни от кого
жизнь.
Интересен тот факт, что писателем Владимир Разин стал еще в 70-е годы
прошлого века, когда служил в рядах МВД. По его словам, когда он приехал
по приглашению в музей МВД в Москву, там удивлялись, как можно писать
стихи во время службы.
В 1979 году Владимир Борисович стал автором уже 14 книг о детях и для
детей, не считая множества произведений, опубликованных в популярнейших
советских журналах. Большинство его стихов посвящено войне и
детям-сиротам. Возможно поэтому они становятся понятными и близкими
маленьким читателям, несмотря на взрослый язык, которыми написаны. По
словам воспитанников детских учреждений, между этими стихами и их жизнью
есть много общего. Ведь они также живут без родителей, которые умерли
либо лишены родительских прав.
«Старше отца» - так называется новый сборник стихотворений, который
Владимир Разин представил на суд своих юных читателей. Кстати, все дети,
присутствующие в этот день на презентации книги, являются воспитанниками
интернатов и детских домов Саратовской области.По словам Владимира
Разина, в наше время жить в интернатах детям особенно сложно, за таких
детей у него болит душа.
По окончании встречи дети подарили писателю изготовленные своими руками
поделки. В свою очередь Владимир Разин предал детским домами интернатам
свою новую книгу.
Автор
сюжета – Ян Гуськов
Чтиво
www.pseudology.org
|
|