| |
2000
|
Владимир
Михайлович Разин |
В лабиринтах детектива
Заключение
|
Полтора века
отечественного детектива явили миру не только образцы шпионского романа,
в которых оптом подозревались все и вся, не только образцы
дореволюционного уголовного романа, в котором неясно было чего больше -
любовных сцен или расследования совершенного преступления... Сейчас
уместно вспомнить, что среди писателей, отдавших дань пера и детективной
теме, в разное время выделялись такие крупные фигуры отечественной
беллетристики, как Ф.М.Достоевский и А.Н.Толстой.
Не нами сказано, что остросюжетная литература, как никакая другая,
весьма оперативно окликается не только на смену общественного строя, но
и на любые извивы в политической, экономической, социальной жизни
общества, на новые законы, принимаемые власти, на перемены в
нравственных, моральных установках в обществе.
На заре советской власти общество переживало наследие старого строя -
красные сыщики из романов В.Гончарова и других боролись с
“медвежатниками”, “форточниками”, “скокарями” и прочими представителями
достойных уголовных профессий. В середине 30-х исповедовался миф о том,
что с Победой социализма отомрет и преступность. Появились “Записки
следователя” Л.Шейнина, в которых закоренелые преступники являлись с
повинной, а потом дружно строили Беломорканал. Идеи гуманизма и любви к
ближнему проповедовались в книгах П.Нилина, Ю.Германа, а после войны -
А.Адамова, А.Тушкана. культ личности в свое время дал стране десятки
(или сотни) книг о шпионах, вредителях и прочих “врагах народа”...
Десятилетие строительства демократического общества явило обществу новые
образцы остросюжетной литературы, литературы, в которой уже нет места
милосердию, доброте и прощению... “Вор должен сидеть в тюрьме” -
говаривал знаменитый герой 70-х их “Эры милосердия” бр. Вайнеров Глеб
Жеглов. “Вор должен лежать в земле”, - так перефразировали это изречение
герои книг наших дней.
Подводя итоги нашему исследованию русско-советско-российского детектива
за полтора столетия, мы делаем следующие выводы:
1. Во все времена и периоды жизни общества отечественный детектив
развивался по законам современности согласно четким (в советские времена
- особенно) указаниям власти.
2. В советские времена это подчеркивалось наличием двух цензур - общей и
ведомственной, которые не пропускали никакого негатива в отношении
правоохранительных органов, поэтому все герои советского детектива -
сыщики, следователи были ярко выраженными положительными героями, а
преступники в большинстве своем - слегка заблудшими овцами, которые при
соответствующем внушении вновь прибьются к стаду.
3. Более 70 лет советский детектив развивался в отрыве от всей западной
(и восточной - тоже) литературы, которая в нашем обществе издавалась
весьма дозировано. Правда, объективности ради заметим - в лучших её
образцах (А. Кристи, Э.
По, А. Конан Дойл, Ж. Сименон...)
4. Сегодняшняя остросюжетная книга с отменой цензуры стремглав кинулась
догонять Запад. А так как опыта, знаний, - а в некоторой части и ума -
не хватает, родилась так называемая доппель-литература в худшем
понимании этого слова.
5. Мелькавший в разные периоды в родном обществе детектив сегодня
практически полностью исчерпан и уступил дорогу триллеру-боевику. Это
явление, чести отечественной литературе не делающее, связано со
следующими обстоятельствами:
а) Приходом в литературу большого числа авторов, не обогащенных ни
жизненным опытом, ни более-менее серьезными знаниями. И, добавим, к
сожалению, - глубокими нравственными устоями;
б) Снижением планки качества издаваемой литературы многими
издательствами, занятыми выпуском остросюжетной литературы;
в) Отсутствием какого-либо органа, пусть даже самого что ни есть
совещательного, имеющего целью хотя бы оказать какое-либо влияние на
качество литературы (семинары с молодыми писателями, исследования,
рецензии и т.д.).
К сожалению, следует отметить, что какова сегодня по качеству -
содержанию, сюжету и т.д. современная остросюжетная литература, не
находит (или почти не находит) какого-либо более-менее глубокого
отражения в отечественном литературоведении. Проводимые нами
исследования при написании данной работы, позволяют с большой степенью
достоверности заявить, что детектив и триллер пока
ещё мало интересуют
наших ученых - литературоведов и критиков.
Практически по теме “Отечественный детектив” издана лишь одна книга -
писателя Аркадия Адамова “Мой любимый жанр - детектив”, к тому же
имеющая скорее личностное, нежели исследовательское содержание.
Можно также отметить ряд работ критика Р.Арбитмана, много внимания
уделяющего практике детектива, блестящие фельетоны о современном
детективе Н.Ильиной, статьи литературоведа А.Рейтблата по истории
русского уголовного романа.
В нашем архиве - материалы дискуссий о судьбе отечественного детектива,
произведенных “Литературной газетой”, статьи на данную тему,
опубликованные в разное время в “Книжном обозрении”, “Литературной
газете”, “Известиях”, “Московских новостях”, журналах “Новое
литературное обозрение”, “Огонёк”, в других периодических изданиях, в
том числе и периферийных.
Следует отметить, что большинство статей носят
пафосно-заказной характер и нисколько не отражают процессы, происходящие
сегодня в литературе. В ряде изданий произведений авторов детективного
жанра имеются предисловия и послесловия, хотя в сборниках зарубежных
детективов это делается гораздо чаще и значительно глубже. В последнее
время состояние российской остросюжетной литературы, в частности -
современной, привлекает внимание зарубежных исследователей. Об этом
свидетельствуют хотя бы две статьи немецких ученых, напечатанные в
шестом номере “Нового литературного обозрения” за 1999 год.
В целом же состояние исследований истории, теории и практики
русскоязычного детектива не выдерживают сегодня никакой критики. Это
обстоятельство и подвигло автора на создание данной работы. Мы понимаем,
что быть первым - весьма трудное и легкоуязвимое дело. Некоторые оценки
автора носят личностный характер.
Настоящее исследование, учитывая скудный фактический материал, возможно,
не лишено и определенных недостатков - фактических ошибок и “белых
пятен”. Видимо, не все авторы названы, не все выдающиеся, на взгляд
специалистов, произведения проанализированы или хотя бы названы. Скорее
всего, мы неумышленно обошли вниманием авторов, внесших свой вклад в
развитие отечественной остросюжетной книги. Видимо, есть в данном
исследовании и другие недостатки и ошибки. Поверьте, это сделано не из
злого умысла. И при первой возможности будет исправлено. В связи с этим
автор ждет замечания и предложения со стороны специалистов, литераторов
и всех тех, кто интересуется исследуемым жанром.
Приношу глубокую благодарность за дружескую помощь и поддержку писателю
Л.Гурскому, критику Р.Арбитману и всем тем, кто помог мне в это трудной
работе.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|