2000
Владимир Михайлович Разин
В лабиринтах детектива
Приложение
Братья-писатели о себе, своем творчестве, детективе, коллегах по цеху и о жизни вообще

Ниже мы приводим высказывания писателей разного времени, работающих в приключенческом и детективном жанре. Высказанные в разное время и при разных обстоятельствах, эти мнения в общем-то всесторонне представляют сложную и противоречивую палитру оценок состояния столь любимого народом жанра. Внимательный читатель обратит внимание на то, что со сменой поколения писателей ужесточаются критические оценки, точки зрения становятся более глубокими и раскованными.

Адамов Аркадий

...Мне кажется, есть ещё один секрет необычной популярности детектива. Он целиком городской роман, а преступность расцвела именно в городах. А детектив не только вскрывал пороки общества, он не оставлял сомнения в пагубности, смертельной опасности для людей. детектив всегда начинался с уже завершившейся трагедии, Победы зла и порока.
...детектив - это специальный рассказ о раскрытии преступлений, где чаще всего выводится человек, способный и готовый это сделать. И начинался детективный роман всегда с таинственного преступления.
...Негативные процессы нашей жизни особенно отозвались именно на развитии детектива. Он родился на волне первой “оттепели”. Тогда многие писатели считали своим долгом рассказать о сталинском терроре... Но момент раскрепощения общественного сознания оказался слишком скоротечным...
...Одна из причин “бледности” положительных героев перед злодеями видится в том, что жанр открыл перед нами неизведанную область человеческого бытия, о которой мы мало знали.
...При нормальных условиях развития жанра эта детская боязнь была бы изжита. Но существовало ещё одно обстоятельство, препятствующее полнокровному развитию образа советского сыщика: запрет на правдивый, объективный рассказ о работе милиции, о коррумпированных зарвавшихся чиновниках, о “блюстителях” порядка и морали, нередко нарушающих элементарные права человека.
...В повести “Со многими неизвестными” речь идет о наркоманах, и на нее был наложен запрет. Пришлось биться несколько месяцев. А потом вышел “Угол белой стены”, где наркомания была уже сюжетной линией.
...У нас не так уж много писателей работает в этом жанре. Многие литераторы сторонятся его. детектив вскрывает пласты жизни, не доступные обычному гражданину. Уже потому он интересен читателю. Этот жанр остросоциален, он вскрывает “гнойники жизни”, заставляя читателя задуматься над проблемами общественного бытия. Этот жанр оптимистический, потому что зло здесь всегда наказано. Это жанр увлекательный: в основе любого романа крепко закрученный сюжет.
...Иногда думаю, что если повесть посвящена, скажем, работе наших контрразведчиков, разоблачающих вражеских агентов, или нашей милиции, то это уже повесть современная, ибо посвящена нашим дням. Однако это далеко не так. Во многих таких книгах иностранные разведки действуют в наши дни точно так же, как и 20 лет назад и ловят их точно так же, как и раньше, хотя теперь и задачи, и методы, и объекты их вражеской деятельности изменились.
...Мне кажется, что сюжет приключенческих книг надо строить на очень важных проблемах, поднимать злободневные, волнующие общество темы. писатель должен рассказать не просто о том, как коварен враг и как его разоблачают... Наши книги прежде всего должны рассказать читателю о том, как надо жить, как, во имя чего и против чего следует бороться.

Ардаматский Василий

...Работаю над романом о расхитителях народного добра. Мне было бы неинтересно писать о том, как они хитро воровали и как ловко их поймали работники ОБХСС. Гораздо важнее, на мой взгляд, раскрыть природу преступления. Как человек склоняется к совершению преступления? Как это происходит, или он склоняется к этому сам?
Большинство экономических преступлений происходит от дефицита и бесхозяйственности...

Безуглов Анатолий

...Что скрывать, очень многие наши маститые писатели к детективу относятся пренебрежительно. Критики нас не замечают, толстые журналы не печатают, в “Роман-газету” не пробиться... Уверен, что для хулы детективного жанра нет никаких оснований. Лично я не ко всем детективам отношусь одинаково. К “чистым детективам”, для которых главное - загадка, которую предстоит разгадать сотруднику уголовного розыска, следователю, а вслед за ним и читателю - нейтрален. Как шарады, ребусы, они развивают логику мышления. Но к большой литературе их действительно трудно отнести.
Мне симпатичен детектив, в котором сюжет не самоцель, а лишь средство увлечь читателя, придать описываемым событиям динамизм, помочь автору полнее, глубже отобразить характеры, состояние души своих героев, приметы времени. Далее, детектив должен быть юридически грамотным, ибо, по моему мнению, и художественная литература может нести свою лепту в правовой всеобуч.
...Я, например, очень высоко ценю юмор диалог в книгах Вайнеров, мне нравится блестящее знание истории в книгах Юрия Кларова, но при всем том, я не хочу быть похожим на них. Каждый писатель должен иметь свое лицо.

Бородыня Александр
...Написание детективов требует профессиональных навыков, которых у многих авторов, как элитарных, так и выходящих на широкий рынок, отсутствуют. Причём, отсутствуют не потому, что авторы неталантливы, а потому, что отсутствует общая культура, культура детектива, опыт которой накапливался на Западе даже не десятилетиями, а столетиями. У нас, как и многое другое, эта традиция прервалась после революции. Был создан некий искусственный жанр - “милицейскийдетектив с непременным положительным героем и отсутствующим финалом - так называемая “концовка романа на звенящей ноте”.
...Существует целый ряд интересных идей, которые могут быть разработаны именно в детективном жанре.
...У детектива есть масса внутренних жанров. Например, в Англии совершенно обычная вещь - конно-спортивный детектив как жанр. И о мобильности: новые детективы должны продаваться как горячие пирожки. детектив об убийстве на пляже должен продаваться в тот же год на пляже.

Бушков Александр

...Мне кажется, что в наших триллерах, не только в моих - герои... больше думают, что ли, они менее схематичны.
...Я обычно месяц-два хожу из угла в угол, сочиняю и прокручиваю в голове, шлифую до мельчайших подробностей. А когда книга полностью сформируется - сажусь и переношу все на бумагу...
...Из новых авторов особенно симпатичен Корецкий... Но вообще-то самый близкий мне детектившик - Юлиан Семенов.
...Свои сюжеты я беру из общения со знакомыми, кое-что из газет, телепередач.
...Я частенько общаюсь с настоящими профессионалами. Собственно, капитан Мазур списан с натуры, с одного моего знакомого.

Вайнер Аркадий

...Мы захотели рассказать о том, что знаем сами. Причём хотели сделать это профессионально. Готовых образцов не искали, детективы читали много. И тогда, и теперь.
...Главным достижением советской приключенческой прозы считаем то, что уже нет проблемы жанра... Замысел каждого будущего произведения вызревает в совместных... Затем обдумываем сюжет, строим принципиальный план. И сообразно ему, каждый из нас пишет наиболее заинтересовавшие его части произведения. Разумеется, все написанное подвергается пристрастной “встречной цензуре”. Наибольшее читательское призвание завоевали “Эра милосердия”, “Лекарство против страха”, “Визит к минотавру”.
...Предпочтение мы отдаем творчеству Ю.Германа, П.Нилина, И.Меттера. Из современников интересно выступают В.Смирнов, П.Шестаков, Л.Словин, Ю.Кларов и А.Безуглов. Непревзойденным мастером политического детектива является Ю. Семенов.

А. и Г. Вайнеры
Вопрос - является ли жанр детектива литературой - существует только в воображении некоторых критиков и литературных снобов. Сама постановка его достаточно бессмысленна и безвкусна. Несчитанные миллионы любителей детектива считают такой вопрос хамством.
...Социальность - вот обязательное условие детектива. А поскольку материя его - преступление, то и берет он срез жизни, в котором накопились взрывные силы, в котором “негативные стороны”, как принято сейчас говорить, прорвали общественные устои нравственности и законности... Именно детективные писатели решительно и беспощадно вскрывают язвы и нагноения общества. Это за рубежом. А наши? Наши пока - думают. Мы не склонны нападать на коллег с обвинениями. Сегодня многие вещи названы своими именами. Пора, давно пора и нашим писателям договориться о некоторых сложных вопросах нашего бытия.
...Мы считаем, что новая познавательная информацию нужна любому произведению. Для этого совершенно не обязательно прибегать к “роману в романе”, как это было у нас в “Визите к минотавру”, когда параллельно основному криминальному сюжету шло жизнеописание великих итальянцев - Страдивари, Амати, Гварнери...

Васина Нина

...Сюжеты я беру из обычных новостей. Начиная писать, я не знаю, чем все это кончится. Впрочем, в основе всегда какой-то жизненный материал.
...По мне Маринина, Полякова и Данилова идут в одной струе. Если я захочу в эту струю окунуться, прочитать какое-нибудь из их произведений, куплю первое, что попадется, только выберу книгу в мягкой обложке. Нет смысла хранить их годами. Однако надеются, что поклонник такой литературы очень сильно споткнется на моих вещах. И ему придется сделать выбор: если он пожелает отказаться от “сонного” чтения, он будет и дальше покупать романы Нины Васиной...
...Честно говоря, я вообще не понимаю, почему в наше время так популярно криминальное чтиво: что люди в нем ищут, от чего спасаются? Зачем им нужно, чтобы их пугали, а не смешили?

Высоцкий Сергей

...Во время одной из поездок я нашел в архиве любопытное уголовное дело. Постепенно сложился образ главного героя - работника милиции Корнилова - основное качество этого героя - надежность, в этой его черте все для меня определилось.
Первая повесть о Корнилове “Пропавшие среди живых” была написана на основе реального дела. Безусловно, писатель, работающий в подобном жанре, должен досконально знать материал, иметь точное представление о работе милиции, прокуратуре и т.д. Однако, следует избегать излишних подробностей, далеко не все из них интересны читателю. Теперь я редко беру конкретные дела.... По моему мнению вообще самым важным в детективе должна быть Правда характера, а не сюжетные перипетии... Как читателю мне нравятся книги бр. Вайнеров, П.Шестакова, некоторые вещи А.Адамова, А.Безуглова с Ю.Кларовым. Нравится мне фантастический детектив А. и Б. Стругацких “Отель “У погибшего альпиниста”. Вещь написана непринужденно, остроумно.

Горчаков Овидий

...Я прочитал - без ложной скромности - десятки книг на английском языке и нахожусь в курсе современной американской литературы. Мои герои - Джин Грин, капитан Грант из “Падающего дождя” и “Американского синдрома”. Они перешли на другую сторону баррикад. Начистоту надо говорить и писать о классовой борьбе, возникшей в тылу.

Гагарин Станислав

...детектив - обязательно хорошая литературная игра, добровольный лабиринт, в который читатель входит с помощью автора и пытается вместе с ним найти выход, увидеть после ряда тупиковых ситуаций свет в конце туннеля... К сожалению, наше отечество не есть родина детектива, хотя некоторые критики причисляют к этому жанрупреступление и наказание” Ф.М.Достоевского и его же “Братья Карамазовы”. В дооктябрьское время “чистого” детектива в русской литературе не существовало... В детективном романе обязательно должен действовать сыщик-профессионал, его основная обязанность собрать улики. Они и приведут к установлению личности, совершившей преступление, с которого начинается первая глава. В полицейском романе должен быть труп. И чем этот труп мертвее, тем лучше. Задача, поставленная в романе должна быть решена исключительно реалистическими средствами. Никакой фантастики! Тут характерен пример с романом братьев Стругацких “Отель “У погибшего альпиниста”. Крутили-крутили братья-фантазеры детективный сюжет, лихо крутили, но концы с концами связать не сумели и пошли по линии наименьшего сопротивления. Свалили все фокусы-покусы на инопланетян... В романе не может быть более одного преступника, но трупов он может наделать сколько угодно.

Гребнев Григорий

...Интересен вопрос о так называемом литературном поиске или розыске. При слове “розыск” вы сразу подумаете, что речь идет о “Деле пестрых” или о “Деле Румяцева”. А если вспомнить писателя Андронникова, как он разыскивает и воспроизводит историю неизвестного лермонтовского портрета. А когда писатель заинтересован поиском книжных сокровищ Ивана грозного, а затем пишет книгу, это литературный розыск? Конечно!

Гурский Лев

...Между двадцатыми годами, ознаменованными издательским всплеском отечественного криминального чтива, и девяностыми прошло семьдесят с лишним лет безвременья. Красная редактура быстро отрубила даже хиленькие литературные традиции, которые шли от Крестовского и “Похождений сыщика Путилина”.
...Читатель не виноват, что сегодня российские издатели ведут меж собой тихую позиционную войну уже за “доппелей”, то есть, за “вторые номера” в обойме: кого из раскручиваемых авторов удается продать в упаковке “русской Агаты Кристи”, кого - в качестве “русского Микки Спилейна” и так далее. Совершить инверсию и назвать Агату Кристи “английской Александрой Марининой” ни у кого язык не повернется, и правильно... Возьмем моего приятеля Фридриха Незнанского. Я имею в виду знакомую читателю новую серию Незнанского “Господин адвокат” с новым главным героем, членом коллегии адвокатов Юрием Гордеевым. Уже самый первый роман серии “Свидетелей не будет” являет собой типичный образец доппель-литературы. Фридриху захотелось занять вакансию “русского Эрла Стенли Гарднера”, которая даже в новейшее время оказалась незанятой... Естественно, у него получился морковный кофе, поскольку при “доппель-методике” писателя главный герой грубо подверстывается под западный аналог.
...Я одолел килограммов тридцать сочинений моих коллег. О “русском Перри Мейсоне” мы поговорили. Есть и “русский Рэмбо” - весь накачанный Александр Бояров из трилогии “Русский транзит” Андрея Измайлова и Вячеслава Барковского. Он сначала сильно бьет, потом умно рассуждает. А есть ещё “русская Никита” - молодая Женя Охотникова, профессионально обученная спецслужбами драться и убивать и готовая применить свои знания на практике. Такой, знаете, литературный гибрид Маты Хари, Синтии Патрон и Екатерины Измайловой, - это я про героиню Марины Серовой “Ловкая Бестия”, “Чудовищный сговор”, “Снайпера вызывали?”, “смерть наяву”, “Милые семейные разборки” и других. Можем вспомнить “русских Ниро Вульфа и Арчи Гудвина”, персонажей цикла Петра Северцева о хакере. Или “русского Сэма Снейда”, в которого к концу многолетней милицейской карьеры окончательно превратился некогда суперположительный сыщик Гуров...
...Молодой русский детектив рос дискретно, с долгими перерывами на войны и перевороты и не успел отрастить прочных корней в виде полицейского романа... Впрочем, я полагаю, что будущее российского детектива и боевика не совсем безнадежно. Положение может спасти, например, иронический триллер.

Гусев Владимир

...Выделившись в прошлом столетии в самостоятельный жанр, детектив в последние десятилетия несправедливо носил репутацию жанра низкосортного, окололитературного, хотя и советская и зарубежная проза дала его блестящие образцы, стоящие на уровне современной классики.
Чарльз П. Сноу как-то заметил, что детективная литература - признак цивилизации и расследование преступления - символ всего положительного, что есть в современном мире, романтика в полном смысле слова. Это свойство детектива особенно ценно сейчас, в пору острейшего дефицита истинной романтики, опасной борьбы со злом, его разоблачения и наказания. Этим прекрасен детектив, этим он привлекает читателей всех возрастов. И не только тем, что детектив правово воспитывает читателя, но ещё и потому, что он дает молодежи благородного героя, в котором она больше всего нуждается. детектив определяет и выбор дальнейшего пути мальчишек.

Дашкова Полина

... Я никогда не беру информацию напрямую, не собираю фактуру, но она как бы становится поводом для размышления. А вообще мысль о том, что жизнь богаче литературы с моей точки зрения не выдерживает серьезной критики.
...Я не люблю обобщений: все люди разные, у всех свои вкусы, интересы...
...По возрасту у моего читателя ограничений нет, а по профессии это чаще врач или милиционер.
...Классический зарубежный детектив при всей прелести лучших образцов весьма строго соблюдает законы жанра. Но мы пишем по-русски. У нас совсем другие традиции и читатель воспитан иначе. Мы ограничиваем себя, пытаясь делать кальку с западного детектива... Детективная ситуация сама по себе может быть какой угодно глубокой, высвечивать подлинные жизненные конфликты, характеры, страсти. Но в русском детективе не может быть преступления без наказания. Причём наказание не обязательно должно присутствовать внутри сюжета как факт...
...Я против сериалов и категорически против самоповторов. Мне хочется, чтобы каждая новая книга не была похожа на предыдущую.
...В русской литературе не может быть героя-марионетки, героя чистого действия, абстрактного носителя или добра или зла. Герой должен быть близок, понятен читателю, вызывать его сострадание. Кем бы он ни был - преступником или сыщиком. Впрочем, преступник редко бывает главным героем.

Доценко Виктор

...Я пишу с утра до вечера. Живу в мире героев, и теперь мне диктуют условия жизни. Я не люблю современную литературу. Все пишут вяло и безлико. Много мудрствующих, много литературных дилетантов... Считаю, что в романе должны быть экстремальные ситуации, должна быть страсть, литературная фабульная канва, чтобы увлечь читателя. В моей повести есть то, что интересно и бомжу и рафинированному интеллигенту... Я теперь формирую язык эротической литературы.
...Мой герой Савелий Говорков - зверь, когда его зажимают в угол звери, но он остается человеком всегда, когда перед ним тоже человек...
...Современные молодые писатели пишут вяло и слабо. В их прозе нет сильных характеров, нет страсти и Правды, одни только боязненные фантасмагории. Вакансия первого писателя России - свободна.
...Бестеллеры Пронина, Н.Леонова и Д.Корецкого я считаю вторичными. Они эксплуатируют мои произведения, мои истории.

Дружинин Владимир

...Мы сами, авторы-приключенцы, пытаемся теоретизировать, выводим особые законы, будто бы присущие приключенческой прозе. Но как же можно забыть, что в центре художественной литературы всех видов - человек. Но это не значит, что положительный герой не может ни ошибаться. Читаешь роман Ю.Дольд-Михайлина “И один в поле воин” - и на трехсотой или четырехсотой странице спрашиваешь себя - а не слишком ли удачлив главный герой, советский разведчик.
...Я убежден, что слабость сюжета свидетельствует о нечеткости идеи автора, лишь регистрирующего общеизвестное. Сюжетное мастерство развивает, заостряет занимательное... В повести Л.Шейнина “Военная тайна” враг виден читателю с самого начала. Но это не снижает занимательности книги.
...Наш детектив воспитывает бдительность, ничего общего не имеющую с пессимистическим неверием в людей и звериной злобой к ближнему.

Ивановы - Николай и Сергей

...Жизнь - самый потрясающий сочинитель: надо только уметь отбирать то, что она сочиняет.
...Если нашим предшественникам - Агате Кристи, Конан Дойлу, Эдгару По - приходилось что-то выдумывать, то современная жизнь так богата, скажем помягче, на приключения, что и выдумывать-то ничего не нужно!

Сергей Иванов

(о новой серии с героями девочками-детективами) ...Мы слишком долго опекали наших детей. Настало время признать, что 14-15-летние и даже 12-летние “дети” вполне самостоятельные граждане нашей страны. Им можно и нужно поручать серьезные дела... Наши девочки - дети своего времени и потому являются частными детективами. Поставлены серьезные проблемы: детский киднеппинг, профессиональное нищенство, рэкет, кровавые бойцовские турниры.

Инсарова Людмила

...Приключенческая литература в отличие от детективной характеризуется не четкими жанровыми признаками и жестокими рамками всевозможных теоретических правил, а внутренними законами, из которых - главный - увлечь читателя любого возраста и состояния, заинтересовать его, придерживаясь традиционного, иногда обозначенного, а чаще бессознательного требования: борьба в приключенческих книжках должна идти за добро против зла... Сюжет обычных детективов удовлетворяет любопытство читателей, а приключенческие книги заставляют думать, проявлять аналитические способности, касаться ненавязчиво самых разных проблем психологии, социологии.
...Для всех героев этих произведений характерно стремление активно вмешиваться в жизнь, бороться за то, что кажется справедливым, выходить на поединок со злом, меньше всего думая об инстинкте самосохранения.

Кивинов Андрей

...Я ведь старался писать не детективы в чистом виде, а рассказывал о профессии изнутри, как это делается, например, в романах Артура Хейли... Наверное, все, что мог написать, я уже написал... Тычком к началу писательства послужил накопившийся материал: хохмы, приколы, абсурдный антураж профессии мента. И где-то в 93-м я написал маленькую пародийную повесть “Кошмар на улице Стачек”. Ребята посмеялись...
...Я пытаюсь уйти от детектива. Моя последняя повесть “Мент обреченный” не имеет детективного сюжета. Это трагедия порядочного человека, попавшего в абсурдные, гротесковые условия. Вопрос стоит так: погибнет герой физически или духовно? Герой выбирает первое...
...Я придерживаюсь жанровых канонов детектива: я не пишу мемуаров, потому что мемуары - это одно, а закон жанра - немножко другое. детектив, прежде всего, красивая сказочка, в которую я стараюсь вносить реальную атмосферу, присутствующую в работе, то есть, у читателя должно создаться ощущение, что все написанное - Правда (хотя там 90 процентов - выдумка).
...Некоторое время назад дочь заказала убийство матери: через рекламную газету нашла объявление “Ищу работу с риском” и всего за 10 млн. рублей квартирный вопрос был решен. Напиши такое - скажут: врет, нагнетает обстановку. И потому детектив обычно предпочитает хэппи-энд, а в жизни он, к сожалению, не всегда возможен...

Колбергс Андрис

...Люди нередко думают, что написать детектив легко может каждый, что это область литературы, где все можно продумать. Читатели однако нередко приучены к плохим однообразным детективам, построенным по одной схеме: предположим, находят труп, приезжает милиция, начинается расследование и т.д. А сам жанр между тем позволяет строить произведения разнообразно. Дело, конечно, не только в поворотах сюжета. Существует два типа произведений: один - когда что-то написано, другие - когда пережито. Мне кажется, когда нет переживания, нет и прозы.
...Раньше я все свои произведения строил по определенному плану. Теперь работа идет по-другому. Сначала появляется замысел - о чем писать, затем появляются герои, мне нужно знать их биографии. Наконец, нужно знать их биографии. Наконец, нужно знать, чем все кончится. Когда переваливаешь за середину произведения, становится не так интересно: мне уже все известно и нет возможности для импровизации. Для меня важен сам человек, и если под милицейским мундиром нет живого человека - книги не получится. Что мне не нравится в современных детективах - это когда авторы машут руками после драки - для них писать можно только тогда, когда дело закрыто, решение принято, точка зрения утверждена. Но ведь это самая настоящая конъюнктурщина! писатель должен идти на шаг вперед. Его произведения, если хотите, и должны влиять на те решения, которые будут приняты.
...Если окинуть взглядом прочитанное, понимается, что в первую очередь слабость нашего детектива - в однообразии сюжетов. Было время, когда у всех грабили инкассаторов, и потом, укрывшись на чердаке, глушили водку и резались в очко. Потом настало время, когда воровали и продавали иностранные шпионы. Сегодня уже воюют с коррупцией, разоблачают видеобизнес и пьют дистиллированную воду.
...Как-то немыслим у нас детектив без офицера милиции в качестве одного из героев. милиционерам не везет - ходят они по страницам книг и призывают: “Воровать плохо!”
...Мне не нравятся требовательные голоса, призывающие авторов детективной литературы заниматься правовой пропагандой. Писатель должен заниматься исследованием человека.

Коновко Андрей

...Писание криминального романа - попытка приноровиться к рыночным отношениям. Надо сказать, обстановка в стране для этого самая благодатная. “Гарем садиста” - основан он на реальных фактах. Главный герой, оперативник угро Антон Коваль, он не супермен, но вынужден в одиночку бросить вызов мафии.
...криминальный жанр, как никакой другой, дает возможность держать читателя в напряжении.

Константинов Андрей

...детектива - как такового, если говорить о чистоте жанра, нет. жанр, включающий в себя криминальный роман, полицейский роман и т.д., находится сейчас в сложном положении. Мое мнение читателя: на 10 изданных книг 9 относятся к откровенной лаже... В этот жанр ринулись за заработками многие бывшие и действующие правоохранительные сотрудники. Они владеют сюжетами, информацией. Но этого мало. Нужно написать интересно. У авторов, которые давно занимаются писательством, другая проблема: они не владеют фактурой. Надо бы их скрещивать, выводить мутантов. У нас же стало правилом: написал книгу - издал её через три недели.
...Мне симпатичен, конечно, Корецкий. Хотя он немножко перебирает, когда на одном рынке сталкиваются 32 спецслужбы и 16 преступных группировок - это перебор. Затем мне нравятся книги моего приятеля Андрея Кивинова “Танцы на льду”, “Кошмар на улице Стачек”, написанные с большим чувством юмора... Интересно работает Пронин, и у его книг - заслуженный успех. Хотя немного обидно, что эту тему начинают использовать в коммерческих целях. Я очень расстроен, что этим стал заниматься Леонов. Получается какая-то компьютерная версия про сыщика Гурова.

Корецкий Даниил

...литература - это не профессия. Меня удивляют люди, которые не учатся, не работают - сочиняют.
...Сначала у меня вышли две книжки в Ростове, потом начали печатать в Москве. Основа книг реальная, но это же не документальный очерк, а художественное произведение. Ну, ядерная бомба над Кремлем в “Основной операции” или операция по вылавливанию наших нелегалов на супермалых подводных лодках в Эгейском море - вымысел в чистом виде. Все же остальное - из моего опыта: отношения в высших эшелонах власти, криминалитете, правоохранительных органов, чеченская война и спецоперации... Главное достоинство произведения, когда все в нем описанное воспринимается как реальное событие.
...Задача - показать срез общества, разные социальные слои, в основном, те, которые мне близки... Успех - это когда человек читает и воспринимает мир книги, как реальный... Читатели детективов привыкли к предельно простой расстановке действующих лиц: потерявшие человеческий облик преступники и кристально чистые работники правоохранительных органов. Газетные публикации последних лет разбили благостную картину вдребезги, приоткрыв завесу над реальностью: нищетой следственного аппарата, злоупотреблениями сотрудников, фактами отсутствия взаимодействия. Поэтому исследование художественными средствами негативных явлений внутри правоохранительных органов - назревшая задача детектива. Хотя, возможно, это будет не столько детектив, сколько разновидность “производственного” романа. Ибо раскрытие и расследование преступления - это тоже производство со своей технологией, своим производственным цехом, специфическими отношениями участников.

Ланской Михаил

...Скомпрометированный дореволюционной пинкертоновщиной и нынешними американскими комиксами, детективный жанр стал синонимом легкого бездумного чтения.
...Не нужно забывать, что детективный жанр имеет свои законы, нарушать которые не следует в интересах дела. Так, например, некоторые работающие над “чистым” детективом с увлекательной интригой и хорошим героем в страхе перед будущими критиками, начинают “оживлять” и “углублять” сюжет. Искусственно вводится бытовой или производственный фон, не имеющий никакого отношения к развитию действия, герою подбирают несколько “родимых пятен” и в дополнение ещё ревнивую жену или неудачную любовь. Многие страницы заполняются описаниями природы и внешности героев. Придумываются липовые “психологические” конфликты. Создается некоторый гибрид. Все это только снижает интерес и подрывает доверие читателя к автору.

Лавров Александр, Лаврова Ольга

...Литература на тему борьбы с уголовщиной по своему содержанию весьма сложна. Она должна утверждать высокие нормы морали, разоблачать отрицательные явления. Содержание литературы о борьбе с уголовниками является не только изображение быта уголовников, не демонстрация того, как совершается преступление, а показ процесса расследования, раскрытия преступления. Это явление является коренным признаком такой литературы.
Нам кажется, что пристрастие писателей к построению сюжета на раскрытии убийства объясняется примитивным пониманием увлекательности. Художественно осмыслив материал, можно создать по-настоящему интересный острый сюжет, обойтись без нагромождения кошмарных преступлений. Узка и проблематика большинства детективных книги. Обычно она ограничивается решением единственного вопроса: откуда берутся у нас преступники? Каждый автор считает своим долгом поставить этот вопрос и почти все отвечают на него одинаково примитивно: уголовниками, дескать, становятся стиляги, которым не хватает денег на рестораны. Разве этим исчерпывается возможное содержание советской детективной литературы?
...Положительный герой в детективе. Персонажи обычно резко противоположны друг другу. С одной стороны - преступник, носитель, вступающий в конфликт с обществом, с другой стороны - представитель закона, выразитель идей, призванный воплощать лучшие черты народа. Положительный герой призван нести основную смысловую нагрузку. Отчего же шествуют по страницам повестей и рассказов штампованные безликие фигуры?

Малышева Анна

...Я вообще нашу современную литературу не читаю. Своим кумиром считаю Себастьена Жапризо. Умный писатель. Уважает читателя. Не принижает его, не считает глупее себя.
...Последний детективный роман, который я в свое время прочитала - Юлиана Семенова. Для тупых я не пишу. А умных читателей не хочу унижать и оскорблять неуважением... Единственный документальный источник - акты судебно-медицинской экспертизы подозреваемых в преступлениях из архивов медучреждений, исследующих психику. Естественно, я пользуюсь справочниками. Но это для достоверности. Есть реальные люди - прототипы моих героев, но героев второго плана, они слишком колоритны для первых лет. Так что главных героев приходится придумывать.
Сюжеты романов придумываю сама. Какой-то сюжетный ход стараюсь заимствовать из прессы.
...Опасно, что во многих детективах смещены понятия о нравственных ценностях, что смещает и нравственные ориентиры читателя, особенно молодого... Часто сам факт убийства для героя проходной эпизод... убил одного, другого... Особенно страшно, когда эти сцены подаются как обычный эпизод.

Маринина Александра

...Знакомство с детективом я начала с Агаты Кристи - мне попался “Зарубежный детектив” с “Восточным экспрессом”. Но это было давно. Сейчас я читаю другие книги. Талантливые. Мне все равно, кем они написаны - мужчинами или женщинами. Сейчас я читаю романы Леонова и Корецкого. А вообще я люблю братьев Вайнеров. Сколько характеров, сколько персонажей - и ни одного повторяющегося, все выписаны до малейших деталей.
...У нас с Каменской действительно много общего. Мы - страшные лентяйки и сама Анастасия - это все-таки не совсем я. Она настоящий оперативник, следователь, все свои знания умеет применить на практике. А я чистый теоретик, хотя и в милицейской форме.
...Когда я вижу книгу, написанную “по материалам следствия”, я тут же откладываю её в сторону. Меня не интересуют правдоподобно выписанные конкретные личности - меня интересуют характеры, обстоятельства... А это совершенно спокойно могу придумать сама.
детектив - серьезное оружие. Я не признаю детективов, которые потворствуют криминалу, ненавижу бандитские романы, в которых куча “братков” смеется над тупыми “ментами” и плюет на всех остальных. Зло не должно побеждать в книгах, иначе оно победит и в жизни...
...То, что я пишу - полицейская история. Я никогда не пишу, например, про частных сыщиков... Я не пишу с точки зрения преступника. Я не сопереживаю людям, попавшим в криминальную ситуацию по собственной жадности или глупости и не знающим, как из нее выбраться. Мне интересны люди, ведущие расследование преступлений.
...криминальная ситуация изменилась. Так же, как и структура преступлений. Соответственно поменялись и действия правоохранительных органов.
...Мне просто пока мозгов не хватает занимательно выстроить до конца сюжет.

Меттер Израиль

Грош цена такому произведению, в основу которого положены мысли, волнующие только сотрудников милиции. Не бывает “ведомственной” художественной литературы. Считать повесть или роман “милицейским” только потому, что герои служат в органах милиции, нелепо.
Интерес может быть только общечеловеческий. Иначе и “преступление и наказание”, и “Власть тьмы”, и чеховского “Злоумышленника” - все эти гениальные произведения русской литературы следовало отнести к разряду “уголовных”, ибо в каждом этом произведении совершается преступление.

Овалов Лев

...В лагере я оказался из-за майора Пронина, того самого, что позже оказался героем стольких пародий. А тогда... “Медная пуговица” - это продолжение рассказов майора Пронина. Эти вещи разделяют почти 20 лет. “Рассказы” я написал в 1940 году и предложил их журналу “Знамя”. Рукопись быстро подготовили к печати. Спустя месяц вышла отдельная книга. Её приветствовал сам Шкловский. Всего две недели я купался в лучах славы до ареста.

Пальман Вячеслав

...Надо обладать не особым талантом, а лишь бойким пером для того, чтобы взять уголовную тему и написать нечто, похожее на книгу. Побольше крови и погонь, покруче завернуть сюжет и все!
...На Кубани, где я работаю, за последнее время “сорняки” - “шпионские” книги - выныривают повсюду. То ли дело в горячей южной крови, то ли в том, что поблизости плещется Черное море, но в наших книгах без конца высаживаются из лодок шпионы, их без конца ловит разведка и прямо карусель получается. Не только разведка, но и семилетние мальчики с удовольствием и без особого риска делают шпионам джиу-джитсу...

Петров Дмитрий

Если определить жанр моего творчества - криминальный роман. Но чтоб русофилы не плакали, выразимся по-русски: уголовный роман. Ему как раз свойственно сочетание криминала, жгучей любви, драк, погонь с одной стороны и психологизма, даже бытоописательства - с другой.
...Нервным и впечатлительным людям лучше воздержаться от чтения моих романов. Однако что касается кровавых сюжетов, сексуальных переживаний героев и вообще изображения темных сторон жизни ничего не могу к Гоголю, который по этому поводу вспоминал русскую поговорку: “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива”.
...Я временами шокирую читателя, нарушая общепринятые эстетические нормы. Но делаю я это исключительно для того, чтобы яснее нарисовать отвратительный образ зла. Мне нужно встряхнуть читателя, может быть, разорвать его сердце болью и ужасом.

Пронин Виктор

(о Банде): ...Я люблю слово. Я переживаю трижды. Сколько мне дал Бог, столько я вложил в свое произведение. Главное для меня - профессионализм. Я ценю в романе слово, стиль, сюжет, Правду и увлекательность. Короче, действительную жизнь.
(о Доценко): Я считаю, то, что он пишет - про банду и т.д. - это специальная литература, а я пишу романы, может быть, даже назидательные.
...К детективам в высших кругах осталось прежнее отношение - дребедень. Но сейчас именно детективная литература взяла на себя задачи серьезной: психология, социальные среды, судьбы людей в новом времени... Народ читает именно эту литературу.
... “Банду” трудно назвать детективом. детектив - это Агата Кристи: замок, 12 гостей... Поиски убийцы в ограниченном пространстве. Ограничение числа подозреваемых. У нас же пишут романы - милицейские, следственные, прокурорские, судейские. Новая вещь “Банда” - это не детектив - скорее криминальный гротеск.
...Я пишу криминальные романы. Хотя сейчас принят единый термин - детектив. Но если говорить строго, в жанре детектива у нас в России сейчас никто не работает.
...Книги Марининой не детективы, а милицейские романы. Есть ещё прокурорские, судейские, зековские. Ещё какие-то. Вышел милиционер на пенсию - начал писать романы о своей жизни, вышел зек на свободу - сел за роман. Причём, как правило, получаются многотомники. В них тот же прокурор или судья описывает свою криминальную жизнь или, скажем, свое соприкосновение с криминальной жизнью.
А настоящий классический детектив - это Эдгар По, Агата Кристи (не вся, конечно), даже Сименон не весь. детектив - это загадка, узкий круг лиц, узкое пространство: яхта, замок, какая-то арктическая станция... детектив - загадка, которая раскрывается в конце, тайна, которая распутывается на последней странице. А когда с самого начала ясно, кто убил, за что и почему и весь вопрос только в том, что будет происходить дальше, это не детектив, это криминальный роман. Могу назвать хорошего писателя Сергея Высоцкого, обратился к криминальному роману Владимир Мириев, у Леонида Словина в последнее время выходят отличные романы, немного странные, необычные. Насыщенность текста у Словина необычная. Этого не скажешь о Марининой. Когда на прилавке лежат до 20 её книг - как литературный факт - она состоялась.

Родионов Станислав

...За что я люблю детектив? За нескучность. В детективе редко догадываешься о сути развязки.
За психологизм. детектив показывает человека в редкой ситуации - во время социальной драмы. детектив - это напряженная борьба, будь то интеллектуальная схватка, допрос, погоня, стрельба или рукопашный бой.
За героев. Мы стосковались по образу истинного мужчины как в жизни, так и в литературе. Но он есть - в детективе. Работавший сутками, верный товарищ, не боящийся преступного ножа, уступивший в транспорте место женщине...
В заключение хочу лишь заметить, что детектив я люблю лишь хороший.

Ромов Анатолий

...Если бы вопрос “Как ты пришел к детективному жанру?” задали мне, я бы ответил: “Не знаю”. жанр детектива не поддается простому объяснению. Так же как миллионы людей во всем мире готовы из года в год, из десятилетия в десятилетие без конца читать один и тот же набор, казалось бы, набор убийств, драк, погонь, перестрелок и гениальных разгадываний - и насытиться этим, как любят выражаться большинство критиков, “бесполезным чтивом”.
писателя, в данном случае меня, в следователе прокуратуры Силиной, ведущей расследование в повести “Человек в пустой квартире”, как и в героях повести “Перед выходом в рейс”, вступивших в схватку с орудующей в городе местной мафией, привлекает обостренное чувство справедливости и является, на мой взгляд, той “путеводной звездой”, которая делает детектив столь популярным в самых разных читательских кругах, притягивающих к нему как работающих в этом жанре писателей, так и читателей.

Семенов Юлиан

...детектив - самый читаемый жанр, но и самый дискриминируемый со стороны соответствующих критиков “массовой культуры” “второразрядный жанр”. детектив ещё со времен холодной войны - самый, если можно так сказать, агрессивный жанр литературы, самый прямолинейный и бескомпромиссный. Он - раздолье для халтурщиков.
...Я бы выделил в детективе иную константу: это максимальная спрессованность действия, его пульсирующая непрерывность и строгая архитектоника фабулы, подчиненная действию: самостоятельный, активный, инициативный герой и открытая социальная направленность всей вещи.
...Наша критика совершенно забыла “Падение Парижа” И.Эренбурга, романы Бруно Ясенского, и когда речь заходит о великом мастере прозы Алексее Толстом, то его “Эмигранты” и “Гиперболоид инженера Гарина” как-то обходят молчанием.

Леонид Словин

...Автор даже самого слабого российского детектива считает, что он претендует на роль преемника русских классиков... В то же время, скажем, что Том Клэнси считает себя лишь представителем развлекательного жанра.
...Я продолжаю линию российского детектива. В отличие от американских красивых сказок о полиции, российский детектив - реалистичен. Вспомним популярнейших авторов: братья Вайнеры, Николай Леонов, Эдуард Хруцкий, Даниил Корецкий, Василий Веденеев, Николай Александров. Это - бывшие розыскники по жизни, по профессии... Почти все написанное много до сих пор близко касается меня.
...Все чаще определенную часть детективных произведений, где открытие тайны отнесено под конец повествования, круг подозреваемых узок, а подлинный виновник преступления умело укрыт от “проницательного читателя”, называют построенным по “законам классического детектива”, в то время как произведения, рассказывающие о повседневной, трудной и героической деятельности сотрудников прокуратуры и внутренних дел, отвечающих за личную и имущественную безопасность граждан, относят к “производственному роману”, поскольку речь идет о милицейском или следственном “производстве”. С этим делением можно и не соглашаться. Во всяком случае, теоретические дискуссии вокруг детективного жанра практически не прекращаются, и это обнадеживает.
В последнее время проблему детектива порой формируют так: “Каким должен быть современный детектив? Литературной головоломкой или исследованием нравственного начала в человеке?” При этом упускается из вида то, что исследование нравственного начала в человеке на страницах детективного произведения происходит иначе, чем в других жанрах, - через раскрытие тайны преступления. В советском детективе, героями которого являются не частные сыщики, а работники органов дознания, криминальная интрига, как правило, служит поводом пристальнее вглядываться в лица и характеры людей...
... “По одну сторону стоял литературный роман и реальная жизнь, по другую сторону роман детективный, особый срез реальной жизни”, - писал Б. Брехт в своей статье “О популярности детективного романа”. Этому особому срезу реальной жизни и посвящена вся моя работа в литературе. По-прежнему верен “железнодорожному детективу”. В работе придерживаюсь классического детектива: инспектор и читатель должны иметь один и тот же объем информации. Тогда чтение превращается в увлекательное интеллектуальное и эмоциональное соучастие в расследовании. Пишу не ради демонстрации ещё одной придуманной мной литературной головоломки, а для исследования - через раскрытие тайны преступления - нравственных начал в человеке.
...жанр, в котором я работаю, быстро развивается, поэтому стараюсь следить “за планкой” - внимательно знакомлюсь с книгами собратьев по цеху. Сейчас читаю “Латышский детектив”. Особенно интересно творчество А.Колбергса.

Томан Николай

...У нас до сих пор термин приключенческая литература применяется либо слишком широко, либо слишком узко. У нас термин “детектив” трактуется чрезвычайно широко. В одном случае разумеют под этим понятием все, относящееся к уголовной теме. В другом, - ещё шире, - все, что связано с милицией и разведкой. В третьем - относят к детективу почти всю нашу приключенческую литературу. Изрядную путаницу в этот вопрос внес и А.Адамов в своей статье “детектив и Правда жизни”. Он относит в ней к детективным такие произведения, как “Это было в Праге” Г.Брянцева и “Один в поле воин” Ю.Дольд-Михайлика, хотя книги эти ничего общего с детективом не имеют. Под детективным произведением понимается такое повествование, в котором методом логического анализа последовательно раскрывается какая-нибудь сложная, запутанная загадка или тайна.
...Нам думается также, что к детективным произведениям следует отнести лишь те, в которых читатели как бы соучаствуют в раскрытии тайны, а это значит, что тайна в таких произведениях не должна раскрываться читателям до самых последних страниц произведения. В этой связи мы не отнесли бы к детективным такие повести как “Дело пестрых” А.Адамова, “Следы на снегу” и некоторые другие произведения Г.Брянцева, “Над Тиссой” А.Авдеенко и многие другие приключенческие книги о работниках милиции, разведчиках и пограничниках. В то же время, в таких произведениях, как в “Повести о Ветлугине” Л.Платова, в “Озере горных духов” и других произведениях И.Ефремова применен тот же метод раскрытия тайны, что и в “чистом” детективе. В связи с этим все чаще применяется у нас такой термин как научный и даже психологический детектив.

Тополь Эдуард

...Я давно не пишу детективов. Мне уже скоро 60 лет и я научился ценить время. Я не читаю эту литературу.
...Я не хочу никого обижать. Может, Маринина - замечательный писатель. Но меня детективы, честно говоря, не занимают. Я писал детективы, потому что материал требовал такого решения. Если появится материал, снова требующий такого решения задачи, я снова напишу детектив. Но я не сапожник, чтобы чинить одни и те же сапоги всю жизнь.
...Я написал 4 детектива и 10 просто романов с напряженным сюжетом.
...Достоевский вообще-то второразрядный детективщик. Что за сюжет у него? Зашел молодой человек, ударил старуху топором... И из-за этого целый сюжет тащится? Сейчас люди покруче заворачивают - Маринина, Незнанский и другие выдающиеся писатели. Я не играю в эту игру.

Александр Трапазников

...Современный темп жизни требует новых литературных форм. Напиши я сейчас роман о производстве, вряд ли кто стал бы его читать.
...Мне уже приходилось слышать упреки, что мой роман “Московские оборотни” не совсем детектив. Но мне кажется неправильным, когда автор детектива увлекается только одной линией: преступник-следователь. В своем романе я стремился использовать детективную канву, для того, чтобы довести до читателя другие идеи. В моем романе есть красивые чувства, есть поступки, есть любовь. Словом, детектив для меня не просто жанр, а способ общения с современным читателем в криминальной атмосфере нашего времени.

Тушкан Георгий

...Ничего нет легче, чем написать любую приключенческую повесть: для этого надо лишь слегка обработать любое уголовное дело или доклад о поимке шпиона и тогда этот сюжет явится просто связью занимательных эпизодов. Нет ничего труднее, чем написать хорошую приключенческую книгу, так как ко всем качествам, которыми обладает прозаик, для писателя-приключенца добавляется необходимость овладеть острым сюжетом, показывать действенного героя.
...За последнее время издано много приключенческих книг, написанных торопливо, небрежно и неумело... Здесь повинны авторы, но повинна и вся большая когорта критиков... Если поэзия - это особая форма мышления, то и повествование в острой сюжетной прозе - тоже своеобразная форма мышления. Слог бытового или психологического романа выдержан в замедленном темпе, слог приключенческого романа - бурный, стремительный. Здесь гораздо больше глаголов и во много раз меньше прилагательных.

Устинов Сергей

...Когда я написал свою первую детективную книгу, где главным героем, ведущим расследование, был не милиционер, не следователь прокуратуры, а журналист, её не сразу решились напечатать, а когда решились все-таки, в пресс-бюро МВД, гордые своей смелостью, поздравили меня: “Вы написали первый частный детектив!..” Нынче, при общем подъеме социальной людской активности, частным расследованием никого уже не удивишь. У детектива, по-моему, расширяется и кругозор, и среда приложения сил. Да и точки отсчета меняются: вчерашняя безусловная “презумпция невиновности” милиции, прокуратуры, суда поколеблена нашими сегодняшними знаниями. Со всех сторон ограниченный раньше цензурными запретами детектив, поспешно распрямляется, пробует себя в новом, куда более свободном качестве.
Время детектива? Скажем так: и его в том числе.

Хруцкий Эдуард

...Сейчас, думая об успехе советского детектива в те годы, начинаешь понимать, что это был единственный жанр, пытавшийся показать неблагополучие нашей правовой системы.
...К восьмидесятым годам он в большинстве своем стал жанром обслуживающим. Но тем не менее его любили за сюжет, за криминальную историю, о которой рассказывал автор, за некую игру ума... Пишут ли современные детективы? Почему же, пишут. Но как? Если десять лет назад были свои расхожие штампы, то сейчас в ходу новые: таинственные метаморфозы, рэкетиры, валютные проститутки.
...Несложно придумать сюжет, насытить его рэкетирами и мафией. Сложнее показать, откуда это взялось у нас, найти нового героя, который, наверное, не всегда должен побеждать, потому что в борьбе с преступностью на одну Победу приходится несколько поражений...
Я детективов не пишу. Я стараюсь создавать “производственные”, так сказать, произведения о милиции. В моих вещах нет тайны, и кто именно преступник, я его сразу же показываю, я рассказываю, кто его ищет и как его ищут.
...Зная нашу приключенческую литературу, я обратил внимание, что о работе милиции во время войны написано немного. Захотелось восполнить этот пробел.
...Мне думается, что делить литературу на “милицейскую”, “детективную”, “заводскую” и “крутую”, согласитесь, смешно.
...Зачастую получается так: если герой произведения - сотрудник милиции, однозначно называем эту книгу детективом. Значит, “Один год” Юрия Германа - детектив? Значит, “Жестокость” Павла Нилина - детектив? Но ведь это не так!

Черняк Виктор

...В ту пору, когда я начинал, писать Правду о нашей стране было нельзя, а сочинять панегирики самым кровавым правоохранительным органам в истории цивилизации я считал ниже своего достоинства.
...Долгое время разведчик в нашей стране был одной из главных фигур общественного пантеона. А мне кажется, это что-то вроде дворника.
...Я уже вижу, что рынок уже насыщен описанием коллизий, как Иванов поставил Сидорову утюг на спину. В моду входит технотриллер. Это очень здорово с познавательной точки зрения. У нас ведь очень часто можно прочитать современный криминальный роман и почерпнуть из него то, что сформировывал однажды Салтыков-Щедрин: “Воруют-с”.
А прочитав западный детектив, вы многое узнаете об аппаратуре, оружии, а также - об обычаях, традициях и т.д.

Шестаков Павел

Право на существование имеет детектив только высокого качества! Но к читателю попадают книги самые разные - и хорошие, и... похуже...
Известно, что любимый герой западного детектива - лицо частное, сыщик-одиночка, почти всегда вступающий в конфликт. У нас интересы личности охраняет государство. Его представители не могут действовать в одиночку. В борьбе с преступником, особенно опасным, всегда участвует группа людей. Эта реальность жизни находит отражение в литературе, но ставит писателя перед специфической трудностью - описать ярко и убедительно многих людей сложнее, чем одного. Между тем, образ главного героя часто определяет успех произведения. Требуется большой писательский такт и мастерство, чтобы убедительно показать группу единомышленников, выделить в ней подлинного лидера, за которым и следует читательское внимание и которому автор доверяет свои главные сокровенные мысли, поручает нанести решающий удар в трудном поединке. У Словина, например, такой герой - Денисов

Оглавление

 
www.pseudology.org