политическое течение внутри рабочего движения, отрицающее необходимость классовой борьбы, политической революции и политической власти рабочего класса, выступающее за сотрудничество классов и стремящееся с помощью серии реформ, проводимых в рамках буржуазной законности, превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия».
История реформизма начинается в последней четверти XIX в., когда под влиянием успехов рабочего движения и развития демократии буржуазной ряд деятелей социал-демократии, и прежде всего Бернштейн, выступили с требованием ревизовать марксизм (см. Ревизионизм) и взять курс не на революционное преобразование общества, а на его реформистское улучшение. В конце XIX — начале XX в. реформизм превратился в международное явление и стал главной опасностью внутри рабочего и социал-демократического движения. Несмотря на упорную, хотя и не всегда последовательную борьбу против бернштейнианства, которую вели революционные, левые силы в европейских социал-демократических партиях, усиление влияния реформизма здесь приобрело массовый, хотя и не всегда явно выраженный, характер. Только русские большевики, руководимые Лениным, оказались единственной партией, последовательно отстаивающей революционную, интернационалистскую линию в рабочем движении.
После Октябрьской революции борьба реформизма против марксизма перестала быть борьбой внутри политических партий рабочего класса и стала борьбой между двумя политическими течениями рабочего движения — коммунистическим и социал-демократическим. Официальной доктриной современного реформизма, провозглашенной в декларации Франкфуртского (1951 г.) конгресса Интернационала социалистического и противопоставляемой научному коммунизму, марксизму-ленинизму, служит «демократический социализм». Сторонники «демократического социализма» отвергают революционные методы воздействия на общественное развитие. Реформа социальная как антитеза революции продолжает оставаться альфой и омегой реформистского мышления. Социализм представляется реформистами обычно как абстрактный этический идеал, выражающийся в принципах свободы, гуманности, справедливости, равенства. Осуществление этого идеала, как правило, мыслится ими при сохранении частной собственности, в рамках буржуазной демократии. Так, формулируя социал-демократическую экономическую политику, программа СДПГ признает «свободную конкуренцию, свободную предпринимательскую инициативу» и выдвигает лозунг: «Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо». Это типичная реформистская попытка совместить несовместимое — частную собственность и социальную справедливость.
Трудно согласиться с тем, что идеал реформизма — это действительно социалистический идеал. Но нельзя отрицать, что реформистские политические партии и реформистские профсоюзы сыграли важную роль в борьбе за улучшение жизни рабочего класса, что во многих странах они пользуются массовой поддержкой трудящихся. Коммунистические партии, критикуя практику и идеологию реформизма, выступают за сотрудничество с организациями трудящихся, находящимися под влиянием реформизма, за единство действий рабочего класса. Основным препятствием для единства действий революционного и реформистского крыла рабочего движения служит ныне антикоммунизм. Некоторые вожди и идеологи правого крыла международного реформизма не хотят видеть, что антикоммунизм изолирует социал-демократию от прогрессивных сил современности, толкает ее в объятия реакционных буржуазных кругов. Выход из того тупика, в который заводит социал-реформизм подобная политика, один — отказ от антикоммунистических шаблонов, объединение со всеми силами, борющимися за демократию и социализм.