Научный коммунизм: Словарь



«Демократический социализм» —

разнородная и пестрая идеологическая концепция, разрабатываемая представителями различных (мелкобуржуазных и либерально-буржуазных) политических течений и активно противопоставляемая не столько идеологии капитализма, сколько последовательной научной идеологии реального социализма, одна из наиболее распространенных форм подделки под социализм. Прежде всего «Д. с.» выступает как официальная идеология правой социал-демократии, стоящей у власти в ряде стран и занимающей буржуазно-апологетические и антикоммунистические позиции (ее типичные представители — Г. Бушворт, Р. Левенталь, X. Фогель, X. Эренберг, Ж. Аттали, Г. Деффер, И. Бернар, С. X. Бир, Р. Маккензи, Р. Миллибенд, X. Фишер, Э. Матцнер, Ф. Гонсалес и др.). «Д. с.» выступает и как концепция левых течений в социал-демократии (Ф. Вильмар, X. Хайманн, У. Томпсон, Д. Альберс, Т. Бенн, И. Хиндельс, Ж.‑П. Шевенманн, М. Рокар, Ж. Мартине и др.), порою остро критикующих капиталистическую систему, но в целом делающих упор на так наз. системоизменяющее реформирование капитализма, а не на его революционное преобразование в социалистическое общество. «Д. с.» выступает и в форме «социалистической модели» правых ревизионистов и ренегатов типа Гароди, Фишера, Шика и им подобных, порвавших с коммунистическими партиями и пытающихся противопоставить практике реального строительства социализма свои ревизионистские воззрения (см. Ревизионизм). «Д. с.» существует также и в форме заигрывания с социализмом со стороны ряда представителей леволиберальной буржуазии, пытающихся найти собственную «социалистическую» альтернативу решению проблем, стоящих перед обществом. «Д. с.» имеет место и в реформистских воззрениях левых католиков (А. Комин, Р. Лельевр, Ж. Монтарон, Л. Моралес), подвергающих острой критике пороки современного буржуазного общества, но не видящих подлинных путей избавления людей от капиталистической эксплуатации и отчуждения. Эта концепция популярна и среди молодежи, действующей в рамках движения «новых левых» и пытающейся слабую теоретическую подготовленность и нечеткость классовых позиций подменить чисто эмоциональным подходом к решению проблем. Концепцию «Д. с.» усиленно эксплуатируют и под флагом так наз. сионистского социализма — «киббуцизма» (М. Бубер, Д. Бен-Гурион), и в виде особого «латиноамериканского», «африканского», «японского» социализма и т. д.

В любом своем облачении «Д. с.» находится на вооружении ревизионистских и буржуазных идеологов. Он представляет собой социалистическую по фразеологии, но реформистскую и ревизионистскую по своей сути идеологию ограничения влияния рабочего класса и коммунистических партий на широкие массы трудящихся. При всей мозаичности и пестроте теоретических концепций и практических программ, апеллирующих к «Д. с.», всем им присуще отрицание научного социализма, его основополагающих идей о необходимости радикального, революционного переустройства капиталистического общества посредством установления (мирного или немирного) диктатуры пролетариата, о ликвидации частной собственности на средства производства и всей системы капиталистических общественных отношений, о ведущей роли рабочего класса в уничтожении эксплуатации человека человеком. Замалчивая успехи реального социализма в странах мирового социалистического содружества, теоретики «Д. с.» голословно обвиняют коммунистические партии в том, что они якобы не уделяют достаточного внимания развитию демократических институтов общественной жизни.

При этом все абстрактные разглагольствования о демократии, все рассуждения о ее безграничном развитии фактически служат лишь одной цели: оторвать от коммунистических партий идущие за ними трудящиеся массы, отвлечь рабочий класс от подлинной борьбы за социализм, подменив ее «борьбой» за понятую в буржуазном духе демократизацию общественной жизни (см. Демократия буржуазная). Выдвижение «Д. с.» в центр теоретических построений социал-демократии и других политических течений, по существу, служит попыткой утвердить положение о «примирении» рабочего класса с государственно-монополистической системой. «Д. с.» используется также для идеологического влияния на трудящиеся массы социалистических стран, в особенности на молодежь. Особая опасность этой концепции для международного рабочего движения состоит в том, что, на практике уводя это движение от социализма, адепты «Д. с.» в своих теоретических построениях продолжают пользоваться социалистической фразеологией, на словах выступают за социалистические преобразования общественной жизни. Это позволяет идеологам «Д. с.» вести за собой значительные массы рабочего класса, искренне преданные делу социализма, но недостаточно глубоко разбирающиеся в идеологических вопросах.

В логико-теоретическом плане концепция «Д. с.» до сих пор остается в высшей степени аморфной, расплывчатой, эклектичной. Какого-либо единообразного понимания того, что такое «Д. с.», ни социал-демократия, ни другие сторонники «Д. с.» выработать не смогли и вынуждены были объявить специфической чертой этой концепции плюрализм взглядов. Современные концепции «Д. с.» имеют в своей основе абстрактные гуманистические, этические и религиозные принципы надклассово понимаемых социальной справедливости, лучшей жизни, свободы и мира во всем мире. По сути дела, каждая партия, провозглашающая себя партией «Д. с.», фактически имеет свою специфическую концепцию «Д. с.». Главным и общим для всех этих концепций провозглашается соблюдение принципов так наз. «плюралистической демократии», т. е. попытка построить социализм посредством реформ (см. Реформа социальная), используя лишь такой инструмент, как буржуазная парламентарная система, мирный приход к власти посредством выборов. Марксисты, настаивая на определяющей роли в коренном преобразовании общества социальной революции, тем не менее не отбрасывают реформы как способ общественных изменений, считая, однако, необходимым видеть четкую грань между тем, что в данных исторических условиях достижимо с помощью реформ, и тем, что может быть осуществлено лишь посредством социальной революции.

Идеология «Д. с.» игнорирует тот факт, что завоевание власти рабочим классом в любых формах является демократическим по самой своей сути, ибо направлено на искоренение эксплуатации человека человеком, на превращение государства, эксплуатирующего трудящееся большинство, в государство, главное назначение которого — забота об интересах всех тружеников общества.

В общем и целом идеологическая программа «Д. с.», по существу, представляет собой отказ от социалистических преобразований. Ярким свидетельством этого является практика правительственной деятельности социал-демократии, пытающейся воплотить идеи «Д. с.» в жизнь. Во время пребывания у власти социал-демократы даже не предпринимали попыток осуществить действительно радикальные изменения политической и экономической структуры современного капитализма. Они ограничивались лишь мелким реформаторством капиталистической системы, а не вели дело к ее преобразованию в социализм, как это предполагается идеологией «Д. с.». Таким образом, все, чем может быть «Д. с.» на практике, исчерпывается его установкой на реформирование капитализма в рамках самого капитализма.