одна из форм буржуазного государственного, политического устройства.
Д. б. начала складываться после победы буржуазных революций в Англии и во Франции. Этот процесс продолжался несколько десятилетий, на протяжении которых рабочий класс, народные массы вели упорную борьбу за последовательную реализацию демократических идей, провозглашенных радикальными мыслителями революционной буржуазии.
Экономической основой Д. б. служат такие предпосылки капиталистического способа производства, как возможность купли-продажи рабочей силы, обмен товаров на рынке в соответствии с законом стоимости. Частное капиталистическое предпринимательство нуждается в политическом закреплении принципов личной независимости и формального равенства граждан перед законом. Провозглашение этих принципов на заре капитализма явилось исторически прогрессивным, поскольку оно означало ликвидацию крепостной зависимости крестьян от землевладельцев, упраздняло феодальные привилегии, создавало правовую, конституционную основу для борьбы за социальный прогресс. На этой базе сформировался весь комплекс институтов Д. б.: всеобщее избирательное право; разделение видов власти и официальное признание примата законодательной власти; права и свободы личности (активное и пассивное избирательное право, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода совести, свобода слова, печати, собраний, передвижения и др.); гласный процесс и суд присяжных в организации судебной системы; система выборного местного самоуправления и т. п.
Демократические институты в условиях капитализма неизбежно носят ограниченный, а во многом и лицемерный характер. Так, провозглашаемое Д. б. формальное равенство в политической области вступает в непримиримое противоречие с экономическим строем капиталистического общества, с отношениями эксплуатации и угнетения. Благами свободы личности пользуются прежде всего состоятельные слои населения, свобода зачастую превращается в пустое слово дли тех, кто вынужден в поте лица добывать средства существования. Свобода печати и другие аналогичные свободы используются в интересах главным образом крупных капиталистических монополий, которые концентрируют в своих руках контроль над газетами, журналами, радиостанциями, кино- и телестудиями и другими средствами пропаганды, стремятся обрабатывать общественное мнение в определенном духе.
Вскрывая ограниченность и формальный характер Д. б., основоположники марксизма-ленинизма в то же время подчеркивали ее относительно прогрессивный характер по сравнению с другими формами классового господства буржуазии (см. Диктатура буржуазии). Пролетариату, трудящимся далеко не безразлично, какую форму принимает буржуазное государство, ибо от этого в значительной мере зависит организация борьбы как за повседневные экономические интересы, так и за конечные цели революционного рабочего движения. Наличие легальных форм и методов борьбы облегчает задачу создания революционных политических партий рабочего класса, соединения рабочего движения с научным коммунизмом, пропаганду социалистических идей и собирание сил для наступления на капитал. Чем выше организованность и сознательность рабочего класса, тем шире он может использовать в своих интересах те или иные демократические институты, в частности парламент (см. Парламентская деятельность коммунистов). В то же время, чем больше рабочее движение и его коммунистический авангард используют демократические права и свободы, тем сильнее стремление правящей буржуазии их урезать или даже вовсе отбросить, отказаться от ею же провозглашенной законности и прибегнуть к насильственным методам подавления масс. Если соотношение классовых сил и другие обстоятельства это позволяют, наиболее реакционные слои буржуазии отменяют демократические институты, прибегают к чрезвычайному законодательству, применяют насилие по отношению к революционному рабочему движению, вплоть до физического уничтожения кадров пролетарских и других прогрессивных политических партий. Эта тенденция с особой силой проявляется в эпоху монополистического капитализма, политическую надстройку которого Ленин охарактеризовал как «поворот от демократии к реакции». Она нашла свое крайнее воплощение в фашизме.
Пролетариат выступает в наше время как главный защитник и хранитель демократических институтов, в ожесточенной борьбе отстаивая их от посягательств со стороны наиболее реакционных кругов монополистической буржуазии. Такая борьба приобретает еще большее значение, так как при благоприятных внутренних и внешних условиях открывается возможность использовать демократические институты для подготовки революционных преобразований, для продвижения к социализму. «Свергнуть капитализм и империализм, — отмечал Ленин, — нельзя никакими, самыми «идеальными» демократическими преобразованиями, а только экономическим переворотом, но пролетариат, не воспитывающийся в борьбе за демократию, не способен совершить экономического переворота» (т. 30, с. 71).
Борьба за демократию есть составная часть борьбы за социализм — таков принцип международного коммунистического движения. При этом, разумеется, речь идет не о Д. б. как форме государственного, политического устройства — она обречена на исчезновение, — а о совокупности демократических принципов и институтов, которые составляют непреходящее завоевание народных масс, их важное орудие в борьбе за социальный прогресс (см. также Демократия социалистическая).