Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является
добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.
Совесть - выражение
способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно
формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их
выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. А вот так,
например, трактуют об этом
понятии люди верующие... Рассказывает Г. Базлов в статье
"Школа тверской
традиции рукопашного боя":
Совесть - естественный закон (Преподобный авва
Дорофей,
Поучение 3, о Совести
), это закон, заложенный в нас изначально,
биологически, как закон самосохранения и продолжения рода. Все позднейшие
попытки создать письменный закон путем логических измышлений являются
искусственными и несовершенными.
Согласно традиции логическое обоснование оправдание поступка является неправдой, ибо правда, выраженная в
совести,—
это абсолютная данность, такое же естественное и реальное ощущение, как
жажда или бодрость.
Сигнал о нечистой совести
идет прямо от сердца,
минуя ум, его чувствуешь, как холод или тепло, и его не нужно обосновывать.
Если после этого ощущения человек начинает подыскивать
аргументы
в свое оправдание, значит, он попадает под власть Кривды. Голос Правды — ощущение
совести, — от сердца. Голос Кривды — оправдывание себя перед собой, —
от ума
Из книги М.
Белкиной «Скрещение судеб», М., 1992, с. 42-43
«Я отродясь – как вся наша семья – была избавлена от этих двух
(понятий): слава и деньги. Ибо для чего ж я так стараюсь нынче над...
вчера над... завтра над... и вообще над слабыми, несуществующими поэтами
– так же, как над существующими, над Кнапгейс – как над Бодлером?
Первое – невозможность. Невозможность – иначе. Привычка – всей жизни. Не
только моей: отца и матери. В крови. Второе: мое доброе имя. Ведь я же
буду – подписывать. Мое доброе имя, т.е. моя слава. – "Как могла
Цветаева сделать такую гадость?" Невозможность обмануть – доверие.
(Добрая слава с простой славой – незнакома). Слава: чтобы обо мне
говорили. Добрая слава: чтобы обо мне не говорили – плохого. Добрая
слава: один из видов нашей скромности – и вся наша честность.
Деньги? Да плевать мне на них. Я их чувствую, только когда их нет. Есть
– естественно, ибо есть естественно (ибо естественно – есть). Ведь я
могла бы зарабатывать вдвое больше. Ну – и? Ну, вдвое больше бумажек в
конверте. Но у меня-то что останется? Если взять эту мою последнюю
спокойную... радость. Ведь нужно быть мертвым, чтобы предпочесть
деньги».
Марина Цветаева,
1941 год
Совесть
Бек,
Александр Альфредович
Впервые - в
сборнике "Несколько дней" (М., 1961)
Адъютант доложил, что группа бойцов и младших командиров, отправляющихся
на курсы лейтенантов, выстроена у блиндажа.
Командир полка капитан Момыш-Улы вышел к ним. Приняв рапорт, он молча
оглядел строй, едва заметно меняя положение корпуса, чтобы видеть тех,
кто стоял в затылок.
Его худощавое монгольское лицо сейчас было освещено весенним солнцем,
легко проникающим сквозь голые сучья и стволы.
Поздоровавшись, он негромко спросил:
- Больных нет?
Все молчали. Момыш-Улы продолжал:
- Идти придется в тыл сорок километров по грязи, по воде. Может быть,
кому-нибудь трудно ходить? Может быть, кто-нибудь страдает ревматизмом?
Он подождал ответа.
- Разрешите сказать, товарищ капитан, - раздался голос из строя.
Момыш-Улы молча кивнул. Рослый, голубоглазый парень, смутившись,
покраснев, несмело попросил не посылать его в школу лейтенантов, потому
что он прошел всего четыре класса семилетки и не знает ни процентов, ни
дробей.
Момыш-Улы выслушал и ничего не ответил.
Подойдя к выстроившимся и глядя в упор на одного из стоявших во второй
шеренге, он спросил:
- А у вас какое образование?
Красноармеец вытянулся. Это был человек лет тридцати - тридцати двух.
Взглянув на него, вряд ли кто-нибудь мог подумать о нем что-либо худое.
Если он и выделялся, то скорее к лучшему. Шинель была хорошо заправлена
и туго подпоясана. Лицо интеллигентное.
- Десять классов, - ответил он.
- Выйдите из строя! Вы не пойдёте в школу лейтенантов!
Это было так неожиданно, что красноармеец, остолбенев, не сразу исполнил
приказание.
Момыш-Улы повторил громче:
- Выйдите! И станьте здесь, чтобы все вас видели.
Красноармеец вышел и, обходя строй сзади, направился туда, куда ему
пальцем указал Момыш-Улы. Капитан следил за ним, чуть сощурив глаза,
потом отвернулся и больше не взглянул ни разу.
- Смотрите на него! - сказал он. - Это человек, у которого нет совести.
Все вы, товарищи, сейчас пойдете, а он с вами не пойдет. Месяц тому
назад я очищал тылы от лишнего народа. Этот человек, имеющий
десятиклассное образование, был конюхом в транспортной роте. Я приказал
ему отправляться в строй. Что вы мне тогда сказали?
Момыш-Улы обращался к красноармейцу, не глядя на него, словно считая его
недостойным даже взгляда. Тот не отвечал.
- Вы - человек, у которого нет совести, я спрашиваю вас: помните, что вы
мне тогда сказали?
- Помню, - с трудом произнес красноармеец.
- Повторите это! Повторите, чтобы все это услышали!
Красноармеец стоял опустив глаза. Лицо пошло пятнами.
- Повторите!
И красноармеец запинаясь выговорил:
- Я сказал вам... Я сказал, что у меня ревматизм. Что мне трудно
ходить...
- Да! И вы просили, чтобы я оставил вас конюхом. А теперь, когда надо
идти на сорок километров в тыл, ревматизма у вас не оказалось. А потом
он снова появился бы, когда пришлось бы возвращаться на фронт из школы
лейтенантов. Но туда вы не пойдете! Все они пойдут. Пойдет и тот, кто не
знает ни процентов, ни дробей. В сравнении с вами он мальчик, у него на
пять копеек жизненного опыта, у него на пять копеек образования, но у
него имеется сокровище, которому нет цены. У него есть совесть. Он
недавно стоял вот здесь ночью на посту и вдруг увидел, что кто-то
пробирается сюда. Он окликнул, ему не ответили. И тогда этот юноша
пополз навстречу подозрительному человеку. Оказалось, что это не
человек, а обломанное дерево... Потом над ним смеялись, но он пополз
навстречу! А ты? Ты тоже ползешь! Ползешь подальше оттуда, где стреляют.
У тебя есть образование, жизненный опыт, хитрость, может быть, даже ум,
но у тебя нет совести. Они уйдут, а ты останешься. Может быть, у тебя
проснется совесть. До свиданья, товарищи! Учитесь, жду вас боевыми
лейтенантами! Старший, можете вести.
Момыш-Улы повернулся и пошел в блиндаж, так и не взглянув на человека,
над которым была только что совершена бескровная и беспощадная казнь.
1942 КОММЕНТАРИИ: СовестьТ. Бек
Слово
сказанное есть ложь, - сказал мудрец и солгал
Обман как стратегия успеха
Густав Юнг.
Совесть
Даниил Гранин.
Наш враг — наша совесть
Conscience
Чтиво
www.pseudology.org
|