М. "Детская литература", 1964
Екатерина Андреева
Жестокий путь
Часть 4
Париж… забывал о людоедах

Маркс горячо интересовался всем, что происходило во Франции, и помогал Коммунарам своими советами и разъяснениями "как участник массовой Борьбы, которую он переживал со всем свойственным ему пылом и страстью, сидя в изгнании в Лондоне", — писал про него В. И. Ленин. Маркс добивался все время сплоченности Рабочего класса Франции ради дальнейшей Борьбы за Социализм. Но в Париже у Маркса было мало сторонников, целиком разделявших его взгляды, и поэтому ему приходилось действовать через немногих знакомых ему Коммунаров.

Маркс старался, чтобы весь мир узнал Правду о Парижской Коммуне, и говорил, что "Рабочий класс был за Коммуну с самого её возникновения".

Но штаб контрреволюции расположился всего в 19 километрах от Парижа — в Версале. И пока Париж наслаждался своей победой и мирно проводил в жизнь декреты Коммуны, Версаль энергично готовился к нападению.

В письме к Кугельману (12 апреля 1871 года) Маркс писал: "Если они (Коммунары — Е. А). окажутся побежденными, виной будет не что иное, как их великодушие. Надо было сейчас же идти на Версаль... Момент был упущен из-за совестливости. Не хотели начинать гражданской Войны, как будто бы чудовищный выродок Тьер не начал её уже своей попыткой обезоружить Париж! Вторая ошибка: Центральный Комитет слишком рано сложил свои полномочия, чтобы уступить место Коммуне. Опять-таки благодаря "честности", доведенной до мнительности!" Позднее Маркс писал в книге "Гражданская Война во Франции": "Центральный комитет, упорно отказываясь вести гражданскую Войну, начатую Тьером ночной экспедицией против Монмартра, сделал роковую ошибку: надо было немедленно пойти на ВерсальВерсаль не имел тогда средств к обороне — и раз навсегда покончить с заговорами Тьера и его помещичьей палаты".

В Коммуне обсуждался вопрос о необходимости наступления на Версаль и подавлении его вооруженных сил, которые пока ещё были достаточно слабы. Однако многие члены Коммуны колебались, не решаясь первыми начинать гражданскую Войну. Но версальцы на это решились, и в праздник пасхи (2 апреля) над Парижем неожиданно грянул артиллерийский залп. Многие парижане решили, что это салют. Но когда залпы слились в общий грохот обстрела, население города поняло, что это неприятельский обстрел.

Коммуна не была готова к Войне. У Национальной гвардии не хватало патронов и не было опытных командиров. Версальцы же были хорошо вооружены, их было во много раз больше, и командовали ими опытные полководцы. По договору Тьера с Бисмарком германцы вернули Тьеру 100 тысяч военнопленных, взятых немецкой армией под Седаном.

Началась ожесточенная Война. Под обстрелом врага Париж постепенно превращался в развалины. Но парижане стойко защищались. Старики, дети и Женщины Парижа сражались наравне с мужчинами. Порядок в городе был образцовый. Одна из республиканских газет писала, что несмотря на то, что больше месяца 200 тысяч Рабочих были хозяевами Парижа, они не только не разграбили ни одного особняка, не сделали ни одного богача жертвой своей мести, не совершили ни одной жестокости, но и не сломали в буквальном смысле ни одной ветки дерева, не сорвали ни одного цветка в общественных садах, порученных их охране.

Несмотря на то, что силы версальцев были несравненно больше, чем силы Коммуны, Национальная гвардия сдерживала версальскую армию под стенами Парижа почти целый месяц. В конце апреля Бисмарк потерял, наконец, терпенье и стал торопить Тьера: — Кончайте скорее!

В это время в Коммуне произошёл раскол. Меньшинство членов Коммуны считало, что в минуту опасности Коммуна напрасно передала диктатуру в руки Комитета общественного спасения, и объявило о своем уходе из Коммуны, Но по настоянию Интернационала все 15 человек "меньшинства" опять заняли свои места в Коммуне. Карл Маркс, который внимательно следил за всеми событиями в Париже, написал членам Коммуны Франкелю и Варлену: "Коммуна тратит, по-моему, слишком много времени на мелочи и личные счеты. По-видимому, наряду с влиянием Рабочих, есть и другие влияния. Однако это не имело бы значения, если бы вам удалось наверстать потерянное время". В том же письме Маркс предостерегает о грозящей опасности со стороны Тьера, заключившего сделку с Бисмарком за огромную взятку. Маркс пишет: "Так как предварительным условием осуществления их договора было покорение Парижа, то они просили Бисмарка отсрочить уплату первого взноса до занятия Парижа; Бисмарк принял это условие. И так как Пруссия сама сильно нуждается в этих Деньгах, то она предоставит версальцам всевозможные облегчения, чтобы ускорить взятие Парижа. Поэтому будьте настороже".

Не прошло и пяти дней с момента возвращения "меньшинства" в Коммуну, как версальцы вторглись в предместья Парижа. Произошло это 21 мая. Несмотря на свое "отчаянное положение, Коммунары не отступали. Тьер создал целую сеть шпионажа в Париже и среди национальных гвардейцев. И когда Национальная гвардия отступила от (форта Исси, совершенно разрушенного версальской артиллерией, один из шпионов Тьера взобрался на развалины и поднял белый флаг. Версальцы заняли форт Исси и быстро проникли в город. Тогда начались ожесточенные бои на "баррикадах в каждой улице. 23 мая Карл Маркс говорил на Генеральном совета Интернационала: "Парижскую Коммуну подавляют с помощью пруссаков, которые действуют в качестве жандармов Тьера... пруссаки выполняли полицейскую работу..."

В залитом кровью и пламенем Париже 28 мая пала последняя баррикада. Начались массовые расстрелы Коммунаров. Они умирали бесстрашно, с гордо поднятой головой.

Буржуазия торжествовала. В некоторых местах ещё дымились развалины, "стены, разбитые ядрами, обваливались, раскрытая внутренность комнат представляла каменные раны, сломанная мебель тлела, куски разбитых зеркал мерцали. .. А где же хозяева, жильцы? Об них никто и не думал. .. местами посыпали песком, но кровь все-таки выступала. .. К Пантеону, разбитому ядрами, не допускали, по бульварам стояли палатки, лошади глодали береженые деревья Елисейских полей..." — так писал Герцен, живший в то время в Париже.

Коммуна потерпела поражение, потому что совершила ряд ошибок, о которых предупреждал Маркс. Во-первых, не было единой рабочей партии, которая могла бы привести к победе, и в Совете Коммуны были представители различных партий. Во-вторых, Коммуна должна была сразу же после своей победы 18 марта начать наступление на Версаль, который тогда ещё был слаб. В-третьих, Парижская Коммуна не была связана с крестьянством, которое могло её поддержать. Маркс говорил, что Версаль добивался полной блокады Парижа именно для того, чтобы помешать укреплению связей Коммуны с крестьянством: "Помещики знают, что три месяца господства республики во Франции явились бы сигналом к восстанию крестьянства и сельского Пролетариата против них. Вот откуда их свирепая ненависть к Коммуне! Ещё больше, чем даже освобождения городского Пролетариата, они боятся освобождения Крестьян. Крестьяне очень скоро провозгласили бы городской Пролетариат своим руководителем и старшим братом".

Коммуна допускала выход враждебных газет в Париже и слабо боролась с агентами Тьера. Маркс подчеркивал, что одной из крупных ошибок Коммуны было то, что она не захватила Государственного Банка. Версальцы, удирая 18 марта из Парижа, не успели увезти из Банка все ценности. А Коммуна не устранила директора Банка и послала туда лишь своего представителя. И в то время как Тьер получал из Банка без ограничения все необходимые средства для Борьбы с Коммуной, требования Коммунаров постоянно урезывались. Коммуна очень скупо расходовала средства, берегла каждый франк, но не подумала о том, чтобы захватить Банк и тем самым лишить версальцев средств, питавших контрреволюцию.

После поражения Коммуны Карл Маркс помогал Коммунарам укрыться от полиции и уехать из Франции за границу. Он доставал им паспорта, посылал Деньги, привлекал к этому секции Интернационала, добывал явки на квартиры. В Лондоне, где жил Маркс, собралось около 90 человек беженцев-Коммунаров. 25 августа 1871 года Маркс писал в одном из своих писем: "Генеральный совет до сих пор делал все, чтобы спасти их от гибели, но наши денежные ресурсы за последние две недели настолько иссякли. .. что положение последних (то есть Коммунаров.— Е. А). становится поистине ужасным".

После Парижской Коммуны имя Карла Маркса стало всемирно известным. Он был признан крупнейшим теоретиком Научного Коммунизма и организатором первого движения Рабочих всех стран.

Парижская Коммуна дала Марксу и Энгельсу богатый материал для характеристики этого нового пролетарского ГосударстваДиктатуры Пролетариата. Маркс отмечает, что поголовное вооружение народа — это основная черта пролетарской Диктатуры и что первое её условие — создание пролетарской армии. Парижские Рабочие не только захватили Власть, но и показали, как надо строить рабочее Государство. До Коммуны ни одна Революция ни в одной стране не могла этого сделать, не могла разрушить старую государственную буржуазную машину и создать новую, пролетарскую. "Парижская Коммуна сделала первый всемирно-исторический шаг по этому пути, Советская Власть — второй", — писал В. И. Ленин.

Первые проблески Коммунизма

Но, вопреки ожиданиям членов собора, национальное и политическое движение стало сильнее религиозного: народ хотел положить конец Тирании и хотел избавиться от немцев. Император Сигизмунд и Папа Мартин V требовали от "Еретиков и мятежников" безусловного подчинения. Спешно укрепляли Феодалы свои замки, терли порох, тесали каменные ядра, стягивали к себе Рыцарей и кнехтов. Но в полях, дремучих лесах и деревнях уже раздавались боевые кличи, и по вечерам над тёмной стеной лесов полыхали зарева пожаров. Чехи поднялись, как один человек. Даже многие чешские Феодалы отделились от немцев, так им ненавистны были чужеземцы.

Отлучения от Церкви чехи не боялись, они собирались для молитв в открытом поле и признавали священниками только чехов по национальности. Одним из излюбленных мест народных собраний была гора Табор в Южной Чехии. Это же название получил и лагерь, а затем и город, основанный восставшим народом. И все участники крестьянско-плебейского восстания стали называться Таборитами. Однако у восставших Гуситов были разные интересы. Острые противоречия существовали у Таборитов с рыцарско-бюргерскими Гуситами (дворянами, купцами, мелкими горожанами), так называемыми чашниками, которые стремились воспользоваться земельной собственностью Церкви. Чашники не хотели перемен в феодальном строе, им надо было только расширить светское землевладение за счёт церковного, добиться Свободы Проповедей в духе Яна Гуса и ликвидировать привилегии католического Духовенства. Они были против немецкого засилья и против католической Церкви.

Табориты же мечтали о мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. Переворот они представляли себе как насильственное устранение Феодалов, высшего Духовенства и чиновников феодального Государства. В своих планах новой Церкви Табориты считали, что Евангелие не нужно, упразднялось почитание икон, мощей и "святых", а также все предписания "святых отцов". В своем лагере Табориты ввели строгий порядок и дисциплину. У них было общее пользование всеми запасами продовольствия и другими предметами потребления.

Часть Таборитов выражала надежды городской и сельской бедноты. Они отрицали Частную собственность, стремились к общности имущества, уверяли, что не существует ни Бога, ни черта в том виде, как учит Церковь, но что первый из них живет в сердцах добрых людей, а второй — в сердцах злых. Христос был для них простым человеком, они были совершенно уверены в победе Справедливости на земле. Называли их "пикартами". Но среди Таборитов их было меньшинство, и их изгнали из Табора. Тогда они укрепились в другом месте, но созданное ими укрепление было осаждено и взято приступом. Большинство из них погибло в бою с рыцарским войском, а пленные отвергли предложение "раскаяться" и бесстрашно взошли на костер на глазах у всех жителей Табора (1421 г)..

Император Сигизмунд объявил крестовый поход против восставших Гуситов. В его армию стекались сотни тысяч всякого рыцарского сброда, приезжали Рыцари даже из Англии и из Ливонии. Их целью была только добыча, им было все равно, за что и с кем драться. У Гуситов же было ополчение, воодушевленное идеей Борьбы за лучшую жизнь. Они были вооружены дубинками, цепами в железной оправе, копьями и специальными крючьями, которыми ловко стаскивали с коней закованных в броню Рыцарей. Вождем Гуситов был бедный Рыцарь Ян Жижка. Коренастый, плечистый, одноглазый, мрачный и фанатичный, строгий к себе и к своим, жестокий с врагами. Он прославился как блестящий полководец. Из толпы босых Крестьян Жижка создал первую в мире армию по дисциплине, быстроте и находчивости. Организовал пехоту и ввел легкие пушки. И пехота и артиллерия стали передвигаться на повозках. Обоз он превратил в подвижную крепость и настоящую западню для врага: телеги связывались цепями, покрывались досками и располагались лабиринтом по буквам алфавита или геометрическим фигурам. Это несложное сооружение Гуситы устраивали быстро и в любом месте.

Гуситы блестяще выдержали пять крестовых походов, направленных против них, не говоря уже о множестве мелких нападений. Сначала Рыцари дрались упорно, но когда Жижка нанёс им несколько жестоких поражений, их армии и даже 150-тысячное войско пяти курфюрстов стали разбегаться при одном виде Гуситов. Жители даже крепких городов, заслышав стук гуситских повозок, уходили в леса.

Во время осады одного замка Жижка был ранен, потерял второй глаз и ослеп окончательно, но все же продолжал руководить восстанием. Умер он в 1424 году. Преемником его стал Прокоп Большой, который повел чехов в наступление. Гуситское ополчение разлилось огненным потоком по Венгрии, Австрии, Саксонии, Бранденбургу, и их отряды доходили до Данцига и Баварии.

Затем они возвращались, обремененные добычей, в свой главный лагерь Табор. Их успехи были самой внушительной победой над старым духом средневековья, над Феодализмом. Это была новая форма Борьбы народа за свои права, и здесь впервые появились, хотя и примитивные, но смелые коммунистические требования.

По мере успехов Таборитов все больше разгоралась вражда между ними и чашниками. Религиозный вопрос постепенно стушевался, и обе группы представляли собой две партии: Феодалов и демократов, охранителей старого порядка и революционеров.

В 1431 году открылся Базельский собор, на котором католическое Духовенство с ужасом говорило об успехах Гуситов и о том, что массовые восстания начались в Германии и возможны во Франции и Италии. Тогда-то и был организован пятый крестовый поход против Гуситов. Проповедником пятого похода был папский Легаты — кардинал Чезарини. Он требовал, чтобы крестоносцы опустошили всю Чехию, предали её грабежам и пожарам. Те из Рыцарей, которые уже сражались с Гуситами, знали, как необуздан этот народ в своем гневе.

И все же они жестоко ошиблись в своих ожиданиях — победили опять Гуситы. После битвы началась резня и преследование побежденных. Кто не хотел сдаваться — погибал. Представители многих народов принимали участие в этой ожесточенной битве Феодалов и Церкви против восставших чехов, но одержать верх не могли. Тогда главари европейских стран, убедившись в несокрушимости восставшего народа, решили добиться раскола Гуситов посредством уступок чашникам в религиозных вопросах.

На Базельском соборе в 1433 году было выработано соглашение с чашниками. Оно вводило причастие хлебом и вином для всех мирян, устанавливало Проповедь на национальном языке и закрепляло церковные земли за тем, кто за это время успел ими овладеть. После этого Гуситы окончательно раскололись на два лагеря, между которыми началась Война. Табориты, боровшиеся за Свободу, Равенство и за общность имущества, были окончательно разбиты в битве при Липанах в 1434 году.
 
Так была сломлена мощь народного демократического движения. С чашниками император Сигизмунд пришёл к соглашению. В условиях XV века Трудящиеся не могли добиться свержения феодального строя, отмены податей, отмены господства князей и уничтожения Частной собственности, хотя Табориты и пытались организовать общество на основе Равенства и Справедливости. Но все, что было революционного в гуситских Войнах, продолжало жить и развиваться среди европейских народов, вызывая крестьянские Войны и восстания ремесленников. Движение Гуситов оказало сильное влияние и на Великую крестьянскую Войну в Германии.

Победить и остаться свободным

Осенью 1791 года нависла угроза Войны с Пруссией и с Австрией, подписавших военное соглашение против Франции, а во Франции в это время Церковь развила бурную деятельность, готовя народной французской армии враждебный тыл.

"Чудеса" в Церквях участились, "плакали" статуи девы Марии во многих городах, а в Страсбурге неожиданно "заплакал" кровавыми слезами Христос на кресте. Но, когда это распятие перенесли в другую Церковь, Христос плакать перестал. Возбужденные "чудесами" и подстрекаемые Духовенством, суеверные Крестьяне вооружились, нападали на Национальную гвардию или подписывали сочиненные священниками петиции, в которых говорилось о том, что они не признают конституции, требуют ликвидации якобинских клубов и подчинения законному королю.

20 апреля 1792 года началась Война. Папа Пий VI Олагословлял этот крестовый поход против безбожной Революции и писал австрийскому императору, испанскому королю, английскому королю и русской царице Екатерине II, уговаривая их выступить против Франции. Духовенство оказывало явную помощь войскам интервентов. На юге Франции священники связались с эмигрантами и готовили мятежную армию. Тем временем интервенты двинулись на Париж. Их главнокомандующий опубликовал манифест, в котором говорилось, что целью интервенции является прекращение анархии во Франции и желание остановить нападки на королевский трон и на Религию.

Все знали, что интервенты имеют союзников в стране, — это были аристократы, Духовенство и король. Поражения на фронте благодаря измене генералов и измена Духовенства вызвали народное восстание десятого августа 1792 года, свергнувшее монархию. Король Людовик XVI — единомышленник эмигрантов, покровитель мятежного Духовенства — был заключен в замок Гампль.

В это время самой передовой партией Революции сделались якобинцы. Робеспьер, стоявший во главе их, исходя из государственных соображений, не одобрял Политику, затрагивающую религиозные чувства народа, так как опасался, что это оттолкнет народ от Революции. Ни сторонники Робеспьера, ни Дантон, тяготевший к буржуазии, ни разу не высказали непочтения к Церкви. К тому же Робеспьер не был атеистом. Он доказывал, что Религия служит опорой Нравственности и что недопустимо лишить народ священников, потому что тогда бедняки почувствуют всю тяжесть нужды и у них не будет даже надежды.

Обстановка была напряженной. Несмотря на декрет о высылке из Франции всего неприсягнувшего Духовенства, большая часть его отказалась покинуть Францию и ушла в подполье. Часть скрывалась в лесах, часть, переодевшись пастухами и нищими, тайно исповедовала, причащала, крестила и хоронила верующих.

После казни короля Церковь усилила свою деятельность, стремясь подорвать обороноспособность Государства. Она препятствовала рекрутскому набору, возбуждала Крестьян против Войны, а в Вандее спровоцировала мятеж, как раз в то время, когда вся феодально-католическая Европа вторглась в пределы Франции. В Вандее вспыхнула гражданская Война, которую Церковь стала восхвалять как одну из самых блестящих страниц религиозной истории. Поводом к мятежу послужил набор в армию.

10 марта 1793 года в шестистах деревнях по сигналу ударили в набат. Среди вооруженных мятежников появился клич: "Да здравствует Религия, король и старый режим! Смерть патриотам!" Во главе мятежников стояли аристократы, они создали Верховный совет, Душой которого сделался аббат Бернье. Его целью было восстановление монархии и церковной Власти. Это был жестокий фанатик, требовавший казни попавших в плен солдат республиканской армии, уничтожавший всех раненых и оставшихся на Свободе республиканцев и сажавший в тюрьму их жен и детей.

Из Вандеи мятеж перекинулся в Бретань. Чтобы поддержать боевой дух среди восставших, Церковь их нагло обманывала "чудесами". Чтобы доказать, что Бог спасает всех восставших за Веру, был инсценирован расстрел верующего, после которого он остался невредимым. Стреляли в него холостыми патронами, но это "чудо" произвело такое впечатление, что восставшие без оружия бросались в бой и были беспощадны к патриотам.

Уже более трех лет католическая Церковь всеми силами сопротивлялась Революции, подстрекала к мятежам, занималась предательством, а вся жизнь народа в то трудное время определялась только одним желаньем, одной мыслью — победить и остаться свободным! И все, что стояло на пути к этому, надо было устранять. Мешала Церковь, Духовенство стояло поперек дороги, следовательно, надо было их убрать.

Конвент установил новый календарь, который лишал Церковь авторитета; она вытеснялась из быта, а "святые" просто устранялись из жизни народа. Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, месяц делился на 3 декады, дни декады получали названия растений и животных. Воскресный день был упразднен и введен праздник Свободы и Разума

Под Властью креста и меча

На перекрестках дорог, на мостах, в Церквях и рыцарских замках, в городах и селах — повсюду в Западной Европе перед глазами людей стоял крест с распятым на нём Христом в терновом венце, с кровоточащими ранами на прибитых к кресту руках и ногах. В виде драматических представлений в Церквях наглядно показывались страдания и Смерть Христа. Единственными рассказами и чтением были сочиненные Монахами "жития святых" с их мученичеством и самоистязаниями.

Другой мрачный образ, повсюду распространенный и давящий воображение людей, был образ Бога-отца, олицетворяющего грозную карающую силу, защищавшую могущество Церкви и земной Власти. Вера в грозного Бога и страдающего Христа, надежда на чудесное избавление от собственных страданий в "загробной жизни" владела людьми средневековья, изнемогавшими от тяжести беспросветного существования.

Римский Папа властвовал над своей землей и над всеми христианскими государями. Он наказывал их как христиан и как правителей, отлучал от Церкви, освобождал Подданных от присяги, подвергал города и целые страны интердикту — массовому отлучению от Церкви. Тогда запирались все храмы, умолкали церковные Колокола; Духовенство не крестило детей, не совершало браков, не хоронило умерших. И, проклятые Богом, влачили люди жалкое существование, ожидая ещё больших бедствий как кары небесной от жестокого божества. Интердикты считались страшнейшим наказанием, с помощью которого Папа одолевал самых сильных из своих политических врагов.

Легаты (представители Папы) сновали по всему Западу как "ходячее" Папство; они распоряжались в землях Феодалов, унижали епископов, угнетали народы и высасывали у них последние гроши. Помимо отлучений и интердиктов, Папство присвоило себе право причислять к лику святых угодных ему покойников, и количество святых дошло до 25 тысяч, и все они творили бесчисленные "чудеса", выкачивающие Деньги у верующих. Кроме того, Папа обогащался, продавая епископские места и приходы священникам.

Папа короновал императоров, которые должны были, в знак смирения и подчинения, вести его коня под уздцы, и короли сами — в Англии, Арагонии, Португалии, Болгарии, Армении — отдавали ему свои Государства в лен, уплачивая дань. Динарий, или "грош святого Петра" (церковные сборы), стал всесветной казной Папы, а крестовые походы — его международной Политикой. И эта цепкая, назойливая Политика распространилась вскоре по всей Западной Европе; на востоке пыталась проникнуть в Россию, на севере достигла скал Лапландии. Папа принял титул "наместника Христа", а не святого Петра и стал сравнивать себя с Солнцем, а короля с Луной, которая во много раз меньше Солнца и светит только его отраженным светом.

За малейшее сомнение в святости церковных правил Духовенство, прикрываясь Благочестием и священным писанием, предавало людей Смерти. За малейшее неповиновение отлучало от Церкви то одного короля, то другого. А Папа, в зависимости от своих выгод, требовал от Подданных, чтобы они восстали против своего императора, или, на другой же день, толкал их к восстанию против императорского соперника.

Тяжелой была жизнь простого народа

Поп-батюшкаКаждый человек хотел есть и пить, должен был одеваться и иметь кров над головой. Для этого бедняк чрезмерно трудился. Но, кроме того, он хотел ещё иметь какой-то покой, личную Свободу и хоть немного счастья. Однако на это не было никакой надежды: везде царили меч и крест, нужда и печаль, тревога и голод. Бедный люд ничего не видел, кроме гнета и зла. Кругом раскормленные Монахи и церковники, Рыцари, гремящие латами, и жестокие Феодалы; наказания, казни, голод и Смерть. Бедный человек был брошен на произвол судьбы. А тут ещё мрачные приметы о приближении "конца света": огненный дождь, который низвергается с неба, кровавые кометы, затмение солнца, сильные бури и "черная Смерть" — чума, косившая людей тысячами.

Укрепленные замки были обнесены высокими каменными стенами с бойницами и башнями, окружены рвами с водой. Мрачны и неприветливы были эти замки сеньоров, владевших лесами, равнинами, полями и лугами и всеми людьми, живущими на их землях.

Крестьяне ютились в хижинах, построенных из дерева и глины. Эти хижины были скорее похожи на норы, чем на дома. Чтобы удержать больше тепла, они строились очень низкими. Крыша была покрыта соломой или тростником. Вместо окон были отверстия, которые ничем не заделывались и только зимой затыкались сеном. Спали Крестьяне на земле или на печи, все вместе. Посуды не было, и все ели и пили из одной плошки.

Уныло шёл Крестьянин за своим плугом, если он у него был, или покорно ковырял землю мотыгой и лопатой. В плуг впрягалась корова, ей в помощь — иногда козел. Земля не удобрялась и постепенно теряла плодородие.

Дети с малых лет помогали родителям: таскали камни с поля, ухаживали за скотиной, пололи грядки. Когда хлеб вырастал высокий и густой, крепостные радовались, что хоть дети будут сыты. Но вдруг налетал сеньор из замка со своими охотниками и сворой собак. На его руке гордо сидел сокол. Сеньор собрался в лес на охоту и, торопясь, скакал по полям. Раздавался только конский топот да трубный звук, и поле в несколько минут было все вытоптано и опустошено. Хлеб был так помят, что не оставалось ни одного колоса.

Все, что добывали крепостные трудом своих рук: муку, мясо, масло, сало, лен и шерсть, ягоды, мед и воск — они обязаны были отдавать сеньору.

А когда умирал в крестьянской семье отец, то, чтобы удержать его жалкое имущество, приходилось отдавать сеньору как выкуп лучшую скотину и лучшую одежду покойного. Когда сеньор устраивал в своем замке праздник, он требовал с Крестьян лишних взносов. Кроме того, крепостные платили за пользование лесом, лугом, рекой и были обязаны содержать войско сеньора в походе.

И каждую минуту в хижину Крестьянина мог ворваться Монах за сбором церковного налога — "десятины". Он открывал лари, заглядывал в сарай и колодец, повсюду совал свой нос, чтобы унести последнюю краюху хлеба, горсть зерна или кусок холстины.

Обыкновенно замки Феодалов — барона, Рыцаря, епископа — высились на склонах гор, на холмах и скалах, как гнезда хищных птиц, где Феодалы, подобно коршунам, подстерегали каждый шаг хлебопашца. Оттуда сверху дозорные на башнях наблюдали за окрестностями и оттуда налетал грозный сеньор со свитой, закованной в сталь с ног до головы; и горе было тем, кто вздумал бы не повиноваться сеньору. Но даже послушные и покорные не могли считать себя в безопасности, потому что Феодалы как крупные, так и мелкие постоянно между собой воевали, и сражения происходили по всякому поводу.

А желая разорить врага, Феодалы прежде всего разоряли его крепостных, сжигали деревни, вытаптывали поля, угоняли скот, грабили скудное имущество. Грабить Крестьян было забавой для этих "благородных" хищников.

Самым ненавистным, самым коварным и жестоким Феодалом-хищником была христианская Церковь, которая во имя Бога держала людей в беспросветном физическом и духовном рабстве. И Крестьянин, навеки прикрепленный к своему участку, чувствовал себя каторжником, прикованным к тачке; он не видел впереди никакого выхода. Вся его жизнь подчинялась церковным предписаниям.

Жизнь превратилась в мертвую обрядность, а Церковь — в молитвенную машину. Католичество превращалось в гонителя жизни. В глазах Религии существовал только "тот свет". На земле человек был жалкой тварью, обреченной заранее на погибель за "первородный грех", а народы были единым стадом римского пастыря и его служителей. Католическая Вера и беспрекословное подчинение Церкви считались единственной добродетелью.

Грамотных среди Духовенства было мало, а простых людей, умевших читать, совсем не было. Грамоте учили в монастырских школах, где дети вначале выучивали с голоса главнейшие молитвы и псалтырь на латинском языке, и затем уже только учили азбуку и садились читать по той же псалтыри. И хотя Церковь никогда не упускала из виду воспитательного воздействия на народ, однако она пользовалась для этого более дешевыми средствами: Проповедью, Исповедю, совершением богослужений, таинств и обрядов. Школа же имела другое назначение: она должна была готовить пастырей Церкви и переписчиков Священного писания.

Когда ученик уже умел читать, его мало-помалу приучали к письму, а затем присоединяли церковное пение и счёт, который ограничивался почти одной таблицей умножения. Церковь подчинила себе Литературу, душила Науку и искусство, дурманила головы людей кошмарами близкого конца мира и страшного суда. Призванием человека было умерщвление плоти. Люди видели в реальном мире только тёмницу Души. Все делалось во имя Веры.

Призрак бродит по Европе. Маркс и Энгельс

— Читайте экстренное сообщение! Новая Рейнская газета! Революция в опасности! Экстренное сообщение! — выкрикивали газетчики, бегая по улицам старинного германского города Кёльна.

Эти выкрики врывались в открытые окна квартир, в магазины и доносились в редакцию "Новой Рейнской газеты" — первого печатного органа немецких коммунистов.

Это был 1848 год — самый бурный год XIX века в Западной Европе. Революционные выступления Рабочих охватили почти все европейские страны. Центр революционного движения был во Франции, в Париже, в этом городе Революций, баррикад и "Марсельезы"! На этот раз решающую роль в революционном восстании играли Рабочие, и они составляли основную Массу бойцов на баррикадах,

Король Луи Филипп, "король банкиров", как его прозвали в народе, не понимал того, что происходит. Он был настолько уверен в себе, что на его приближенных это производило впечатление, будто у короля помрачен рассудок.

Но вот загремели пушки. Два дня сражались королевские войска с Рабочими на баррикадах, и наконец король был свергнут. Королю пришлось бежать за границу, но Власть осталась в руках буржуазии, и через четыре месяца Рабочие снова стали возводить баррикады. Восставшие расклеивали прокламации: "Дело, которое Мы защищаем, — это дело всего мира! Если Париж будет закован в цепи, то будет порабощена вся Европа!" Но Трудящиеся Парижа ещё не имели своей политической партии, и видные революционные деятели находились в тюрьме. Поэтому после упорных и жарких боев баррикады были снова разрушены, и июньское восстание, как и февральское, было жестоко подавлено.

В это время Карл Маркс был редактором "Новой Рейнской газеты" в Кёльне. Его ближайшим помощником был Фридрих Энгельс. В газетных статьях, на митингах — всюду они призывали Рабочих к революционной Борьбе. Маркс бесстрашно призывал к сопротивлению королевской Власти, и Рабочие требовали свержения короля. Войска были готовы открыть огонь по Рабочим. Маркса и' Энгельса — редакторов "Новой Рейнской газеты" — ненавидели все чиновники, гражданские и военные. Маркс получал угрожающие анонимные письма, в дом к нему врывались с угрозами офицеры королевских полков.

Когда Маркс узнал, что подписан приказ об аресте Энгельса, он заставил его скрываться, как и других своих сотрудников, и продолжал работу один. От первой до последней строки он один составлял весь номер газеты, чтобы газета могла выходить, пока скрывающиеся товарищи не найдут способа пересылать ему свои материалы.

Это не было пассивной обороной. Маркс нападал, он призывал народ не выплачивать налогов правительству, он провозглашал "революционный терроризм". Большинство акционеров отказалось содержать "мятежную" газету, и тогда Маркс принял на себя всю ответственность, принял на себя все долги и расходы по содержанию редакции, типографии и изданию "Новой Рейнской". Для этого он отдал не только все свои личные средства, но и большую часть средств своей жены.

В феврале 1849 года возвратился из Швейцарии Энгельс, и они вдвоем с Марксом стали призывать народ к боевой готовности. Им угрожали, их запугивали, часто вызывали к судебному следователю, но в редакции газеты имелось 8 ружей и запас патронов, — простым налетом полиция не могла их взять, и вся Германия продолжала удивляться дерзости этой газеты.

В мае Революция в Германии была подавлена, и газете оставался один день жизни. Уже был подписан приказ о высылке Маркса и об аресте Энгельса, но газета вышла в свет. И этот последний номер "Новой Рейнской" был напечатан не черными, а красными буквами, и на первой странице в обращении к Рабочим Маркс и Энгельс писали, что их последним словом всегда и повсюду будет: "Освобождение Рабочего класса!"

Маркса выслали из Германии, и на некоторое время ему пришлось расстаться с Энгельсом. Но эти трудные дни Борьбы их особенно сблизили, и дружба их только окрепла.

Всю свою жизнь Карл Маркс, не жалея себя, упорно работал над изучением условий, при которых усилия людей, стремящихся к освобождению угнетенных, могут и должны увенчаться успехом.

Поль Лафарг писал о нём: "Даже противники его вынуждены были признать его обширные и глубокие познания не только по его специальности — политической экономии, но также и по истории Философии и по Литературе всех стран. Хотя спать он ложился всегда очень поздно, но между восемью и девятью часами утра всегда бывал уже на ногах, пил черный кофе, читая газеты, и шёл затем в свою рабочую комнату, где и работал до двух или до трех часов ночи. Он делал перерывы только для еды и вечером, чтобы прогуляться в Хемстед-Хис (холмистый парк в Лондоне), если позволяла погода; днем час или два он спал на своем диване. В молодости у Маркса было обыкновение просиживать за работой целые ночи. Работа стала страстью Маркса; она поглощала его настолько, что за ней он часто забывал о еде. Нередко приходилось звать его к обеду по нескольку раз, пока он спускался, наконец, в столовую, и едва лишь он съедал последний кусок, как снова уже шёл в свою комнату".

Маркс держался того взгляда, что любой ученый никогда не должен сидеть взаперти в своем кабинете или лаборатории, "вроде крысы, забравшейся в сыр", а должен непременно вмешиваться в жизнь, в общественную и политическую Борьбу своих современников. Ученый обязан отдавать свои знания на службу человечеству. Поль Лафарг писал: "Работать для человечества" — было одним из его любимых выражений. К коммунистическим убеждениям он пришёл не путем сентиментальных размышлений, хотя он и глубоко сочувствовал страданиям Рабочего класса, а путем изучения истории и политической экономии".

Гениальный мыслитель и ученый, Маркс впервые внес точную Науку в представления людей об их общественной жизни. Он открыл в области истории человечества закономерности, подобные тем, что управляют природными процессами. Он раскрыл законы развития человеческого общества и научно доказал, что путь человечества неизбежно ведет к Коммунизму через революционное насилие Рабочего класса над буржуазией.

Глубоко изучив историю народов с самых древнейших времен, Маркс доказал, что развитие общества зависит прежде всего от улучшения способов добывания пищи, одежды, жилища, то есть всего, что необходимо для жизни человека. Чтобы это получить, человек должен трудиться. Но трудился он не один, а в сообществе с другими людьми. Отношения же между людьми всегда складывались в зависимости от того, кому принадлежат орудия труда и средства производства. Принадлежат ли они всем вместе или отдельным лицам — рабовладельцам, Феодалам, капиталистам.

В первобытном обществе люди сообща охотились, ловили рыбу, поддерживали огонь в очаге, строили свои жилища. Они все были равны между собой и свободны. Постепенно положение менялось, орудия труда совершенствовались, и некоторые члены первобытной Коммуны стали получать излишки сверх того, что им было необходимо. Появилось накопление, одни стали отбирать излишки у других, стали заставлять работать на себя должников, пленников, преступников. Образовались рабы, и возникло рабовладельческое общество. Чтобы сохранить Власть над рабами, господствующий класс завел армию, полицию, суд. Так появилось Государство, вначале рабовладельческое, потом феодальное и, наконец, капиталистическое. Для этого последнего характерно бурное развитие техники и появление наемных РабочихПролетариев, которые должны сплотить вокруг себя всех Трудящихся.

Раскрыв законы общественного развития, Маркс тем самым дал возможность людям правильно понять историческое прошлое человечества, разбираться в его настоящем и предугадывать будущее. И дал возможность революционной партии в соответствии с этими законами построить свою Политику и обеспечить себе в конечном итоге полную победу.

Маркс считал себя Гражданином всего мира. "Я действую там, где нахожусь", — говорил он. И действительно, во всех странах, куда бы ни забрасывали его события и политические преследования — во Франции, в Бельгии, в Англии, — он везде принимал участие в революционных движениях.

Накануне Революции 1848 года Научный Коммунизм, созданный Марксом, выступил на открытую арену общественной Борьбы. В это время был создан "Союз коммунистов"; в 1848 году был опубликован "Манифест коммунистической партии", в котором впервые в истории человечества пламенный призыв — "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"— прозвучал на весь мир. В "Манифесте" Маркс и Энгельс изложили свое учение о коммунистической партии, показали коренное различие между Научным Коммунизмом и всеми системами утопического Социализма, который не мог указать действительного выхода. Утописты не объясняли существа наемного труда при капитализме, они не нашли законов его развития и не открыли возможных творцов нового общества. Революции же, которые вспыхивали в Европе и способствовали падению Феодализма, все яснее показывали, что движущей силой истории является Борьба классов. Только теория Маркса показала действительное положение Пролетариата и осветила его роль в истории.

Авторы "Манифеста" приняли некоторые идеи Бабефа и бабувистов. При создании Научного Коммунизма они использовали все ценное, что нашли у великих утопистов. Цель их учения была не в том, чтобы объяснить мир, но в том, чтобы его изменить.

В "Манифесте" были даны основные положения тактики выросшего Пролетариата в Борьбе против капиталистического строя и говорилось, что коммунистическое общество должно быть построено с помощью Диктатуры Пролетариата. Впервые в манифесте Марксизм выступил как единое, стройное мировоззрение. Он заканчивался гордыми словами: "Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир!" Пролетариат пошёл за своими вождями — Марксом и Энгельсом. Рабочее движение росло во всем мире. В 1848 году по всей Европе пронеслась грозная революционная буря. Франция, Германия, Австрия, Италия пережили страшные, кровавые дни, — везде Пролетариат поднялся на защиту своих прав. Но уже в следующий, 1849 год революционный подъем сошёл на нет.

В это время Маркс и Энгельс жили в изгнании в Англии. Найти работу Маркс не мог, — произведения эмигранта-революционера печатать нигде не хотели. Маркса преследовали подлой клеветой. Он же не мог защищаться, потому что вся пресса оказалась для него закрытой. Маркс с семьей терпел крайнюю нужду. Только ради помощи нуждающимся, ради блага и во имя освобождения Пролетариата Маркс взвалил на свои плечи титаническую работу над своим знаменитым трудом "Капитал".

Они оба в спорах с противниками никогда не шли ни на какие компромиссы, а в жизни никогда не знали пощады тем, кто мог отвлечь Рабочих от Борьбы с капиталистами. Они упорно и неизменно готовили Пролетариат к Борьбе за новое, социалистическое общество. Вся их жизнь имела одну только цель: помочь Пролетариям объединиться и победить. Все свои работы Маркс и Энгельс посвятили освобождению человечества от ига капитализма и, несмотря на опасности и тяжелые испытания, отважно организовывали коммунистов и руководили Борьбой Пролетариев.

В 1864 году Маркс и Энгельс создали Первый Интернационал — Международное товарищество Рабочих. Подлинным руководителем Интернационала был Карл Маркс.

Началась не только Борьба между Пролетариатом и буржуазией, но с новой силой разгорелась Борьба между двумя противоположными, непримиримыми учениями, между Религией и Коммунизмом. История человечества тем самым подошла к новому периоду, о начале которого возвестил грохот пушек в Париже, на Монмартрском холме, 18 марта 1871 года.

Разум — враг Веры

Сотни Пап в течение девятнадцати столетий в Риме сменяли друг друга. Поддерживаемые огромной армией епископов, кардиналов, аббатов, Монахов, они все это время пользовались Невежеством народов для достижения своих целей и сами сеяли Невежество. На протяжении всей истории они были против Науки, против образования и даже против распространения грамотности, потому что грамотному, образованному человеку труднее внушить Веру в Бога, в их собственную святость и в церковные "чудеса".

Но теперь, чтобы не отстать от века, в Ватикане с 1936 года имеется собственная Академия Наук. В ней трудятся любовно взращенные Церковью ученые, которые стараются все новые открытия и достижения Науки объяснить в интересах Религии. Когда была открыта атомная энергия, опровергнуть её существование было невозможно. Пришлось признать её и католическим ученым, назвавшим её "божественной эманацией", то есть излучением божества. Этим самым они благословили и атомную бомбу, которая создана для уничтожения тысяч людей.

Так Ватикан всячески старается доказать союз Науки и Религии. Открыто выступать в настоящее время против Науки было бы смешно, и ещё в 1939 году Папа Пий XI заявил, что Вера — это друг Разума, а Церковь — друг Науки; Церковь уважает Свободу Науки, её методы и принципы и вмешивается только для того, чтобы спасти её от ошибок против Веры. Такими ошибками Церковь считает "безбожный материализм" и "заблуждения" коммунистического учения. Поэтому основной задачей Церкви в настоящее время является Борьба с этими антихристианскими силами.

Ещё в 1950 году Папа Пий XII издал послание "О происхождении человека", в котором объявлял, что эволюционное учение Дарвина о развитии животного мира и происхождении человека является выдумкой; Религия же обязывает верить в непосредственное создание живых существ Богом. Папа повторяет библейскую сказку о том, что Бог вылепил Адама из глины и вдохнул в него жизнь, и доказывает, что все страданья и несчастья, которые испытывают Трудящиеся в капиталистических странах, вполне закономерны, потому что этим люди искупают "первородный грех" своего прародителя Адама. Этой библейской сказкой католическая Церковь старалась оправдать и защитить все зло капитализма.

Но уже несколько лет Спустя Папа и Ватикан стали допускать эволюционное учение Дарвина. Они признали, что тело человека могло произойти путем эволюционного развития животного мира на Земле, но настаивают на том, что в это тело Душу вдохнул Бог. У животных же Души нет. Однако в США до сих пор в двенадцати штатах официально запрещено преподавание учения Дарвина. Надо сказать, что, кроме Католицизма, все остальные РелигииПротестантство, православие, ислам, буддизм, иудаизм — также твердо стоят на том, что Душа человеку дана Богом [но только на прокат]

Ватикан всячески поддерживает империалистов, следит, чтобы в Литературу, в газеты и журналы не проникала коммунистическая пропаганда, издает целые списки запрещенных книг, преследует коммунистов и играет роль полицейского на идеологическом фронте Борьбы. Под контролем Ватикана находятся 782 радиостанции, расположенные в разных странах. Кроме радио, Ватикан контролирует кино и пользуется его услугами. Для этого был организован католический центр кинематографии, который стремится устроить кино в Церквях, Монастырях и духовных школах для пропаганды религиозных идей. В выпускаемых им картинах воспеваются "деяния" Иезуитов, испанских колониальных завоевателей и инквизиторов — этих "кротких агнцев", — восхваляется Ватикан и, конечно, Папа. Например, был фильм, прославляющий Папу Пия XII как "ангельского пастыря".

Во многих странах католическая Церковь добилась права Цензуры кинофильмов. В Италии сам Папа является главным цензором кино. В апреле 1953 года Папа Пий XII говорил итальянским артистам: "Артисты должны быть передатчиками бесконечного совершенства Бога, передавать не только человеческое, естественное, но идеальное. В артисте должна жить Религия. Цель артиста — воспитывать склонность и Веру в нематериальность Души, искать Бога в человеке и природе, не пытаться показывать человека без Бога и природу без творца. В этом Правда искусства".

Телевидение используется Ватиканом с той же целью, что и кино: не только для пропаганды, но и для приманки людей в лоно Церкви, потому что, несмотря на все усилия Духовенства, религиозность среди католиков падает. Например, чтобы привлечь в Церковь прихожан, католический епископ в Чикаго Бернард Шил распорядился установить в Церквях телевизоры и вести там передачу футбольных матчей.

В Риме в марте 1961 года католическая организация "Прочивитате кристиана" объявила конкурс на создание 16 песен религиозного содержания, они должны быть проникнуты христианским духом и вдохновлены Евангелием, но форма их исполнения должна быть ультрасовременной. Их ритм может быть любым — от чарльстона до рок-н-ролла, — лишь бы привлечь молодежь.

С той же целью "святые отцы" в Англии разрешают молодежи кривляться и танцевать модные танцы в приходских помещениях, играть там в пинг-понг и бадмингтон. И все же количество прихожан сокращается.

Английская молодежь любит петь и танцевать, но во многих дансинг-холлах надо платить за вход, в Церквях же на танцы вход бесплатный, за это надо только посещать воскресные богослужения. Сами епископы не отстают от моды и вместе с молодежью танцуют рок-н-ролл и твист. Епископ Гилдфорда Рейндорп с радостной улыбкой танцует твист на устроенной им вечеринке, как пишет газета "Дейли экспресс", чтобы набрать добровольцев для ремонта Церкви.

Чтобы Библия читалась как живая книга, а не представляла собой ненужное и отжившее прошлое, в Англии было решено её обновить. С этой целью над ней 13 лет трудились переводчики, стараясь вдохнуть жизнь в то, что никакие силы уже не могут возродить. Библию издали в изящных пестрых переплетах, и она заполнила книжные полки английских магазинов. Но никто её не покупал: стоило только снять покровы непонятности и загадочности, как в ней ничего не осталось.

Слабо действуют и другие методы укрепления Веры — привлечение современных художников к украшению храмов и современная пропаганда закона божьего. Например, в соборе в Кардифе продавались "Книжки-малышки", красочно изданные, с прекрасными иллюстрациями. На первой странице толстый буржуй спрашивает: "Куда ты стремишься? К богатству?" Дальше забавный карлик задает вопрос: "Стремишься ли ты к славе?" И после многих философических раздумий — концовка: "Если ты стремишься к Богу, — тогда ты спасен!"

Но желающих спастись делается все меньше и меньше! В США религиозное учение настолько рьяно насаждается в высших учебных заведениях, что даже президент одного из лучших колледжей Америки—Уитона — преподобный Виктор Эдман заявил: "Иисус не счел нужным говорить с Нами по вопросам Науки". А в американской печати Мы не найдем ни одной статьи, обсуждающей преимущества молитв перед медициной или религиозных предрассудков перед новейшими данными Науки.

Никому и в голову не придет проверить умственные способности человека, который, выступая по радио перед многомиллионной аудиторией, серьезно рассуждает о внешнем облике Дьявола или о том, могут ли ангелы жениться.

Утром 12 февраля 1961 года по всем Соединенным Штатам Америки транслировалась мощной радиостанцией лекция одного из американских просветителей: "Небеса превыше звезд, и поэтому они расположены за пределами вселенной. Ангелы, путешествующие с неба на Землю, должны пролетать мимо бесчисленных небесных тел... Останавливаются ли они на других планетах? Живут ли они на них? Это интересные вопросы, хотя Мы не можем на них ответить. Ясно одно: ангелы могут передвигаться со скоростью, превышающей скорость света.. . Ангелы не вездесущи. В одно и то же время они могут быть только в одном месте. Даже Дьявол не вездесущ".

Можно только удивляться, что в наш век электроники и атомной энергии американские "просветители" сохранили в такой первобытной чистоте мировоззрение средневековых схоластов.

Привлечь к Религии стараются в учебных заведениях, по Телевидению, в кино и по радио, потому что в наше время в сердцах и в умах людей все больше начинают побеждать коммунистические идеи. В мире сейчас стоят лицом к лицу два непримиримых мировоззрения — коммунистическое и религиозное. Одно обещает народам счастье на земле, другое — на небе; одно призывает к Борьбе, другое — к покорности и терпенью, одно толкает народы вперед, другое — тянет человечество назад. Примирить эти два учения невозможно. И победит в этой Борьбе, конечно, более прогрессивное, то есть Коммунизм.

Теперь наша православная Церковь допускает возможность строительства Коммунизма, но, как и католическая, защищая Религию, проповедует, что без Веры в Бога, без страха перед его наказаньем за грехи не будет Нравственности, потому что правила Морали, правила поведения человека в среде себе подобных даны Богом, внушены Религией, и без неё люди превратятся в преступников.

Правильно ли это?

Раскольники, старообрядцы. "В огне спасешься!.."

Многие фанатики ненавидели Царя-новатора, боролись с его реформами и считали антихристом. Особенно трудно было с Раскольниками, или старообрядцами. По их мнению, принятое Древней Русью Христианство и его культ должны были оставаться вечно неизменными. Однако в течение сотен лет произошли перемены: при переписке богослужебных книг малограмотные Монахи делали ошибки. В книги вкралось много искажений, и часто их текст делался совершенно бессмысленным. Когда началось книгопечатанье, те же ошибки перешли и в печатные издания. Изменились поэтому и некоторые обряды. Когда приезжали греческие священники, они этому удивлялись. Особенно же им не нравился способ креститься двумя пальцами вместо трех, как было принято на всём православном Востоке.

За дело взялся Патриарх Никон и стал очень круто проводить церковную реформу. Он снова ввел греческое троеперстие, изъял из употребления все иконы невизантийского письма. Приказал привезти из Греции церковные богослужебные книги и по ним исправить русские. Попы, знавшие наизусть многие тексты, не узнавали их в заново отпечатанных книгах. Начались протесты, реформу порицали, Никона прозвали "иконоборцем" и "вторым Папой". Но Никон послал в ссылку своих самых ярых противников и продолжал свое дело. А ревнители старой Веры не угомонились в ссылке и продолжали громить "никониан".

После низложения Никона многие ссыльные попы вернулись в Москву. К ним примкнула сельская и посадская беднота, протестуя, главным образом, против гнета и бесправия. Налоги и повинности беспрерывно росли. Постоянные Войны, да ещё чума, которая пронеслась по всей стране, довели народ до отчаянья, и с середины XVII века и до его конца одно восстание шло за другим.

Своеобразным видом Борьбы за Свободу и Равенство служило и движение за старую Веру. Это был протест народа против Церкви как защитницы существующего строя, как прислужницы Царя, бояр и помещиков. На Соборе в 1666 году был низложен Никон, но его церковная реформа была признана правой и Раскольники были преданы церковному проклятию — "анафеме". Всех, кто сопротивлялся Церкви по делам Веры, отлучали от Церкви и привлекали к суду. Раскольники оказались вне закона, их хватали, пытали, стараясь вынудить раскаянье, и несдающихся сжигали на кострах. Но Раскольники не покорялись и смотрели на свои страданья как на подвижничество. В некоторых местах вспыхнули восстания.

В Соловецком Монастыре Монахи, среди которых были ссыльные и разные опальные, укрывшись за крепостными монастырскими стенами, отказались перейти на новое, никоновское богослужение. После многих попыток заставить соловецких Монахов подчиниться в Монастырь были посланы царские войска. Тогда в дело вмешались бежавшие на север участники только что разгромленного восстания Степана Разина. Они оказали войскам вооруженное сопротивление и своим вмешательством придали этому вначале чисто религиозному движению политический характер. Восемь лет длилась осада Монастыря... Стены были высокие, каменные. Продовольствием осажденных снабжали поморы.

Когда начались повальные гонения, Раскольники целыми семьями и селениями бежали в леса Чернораменские и Керженские, в степные просторы Поволжья, на Урал, в Сибирь и на Кубань. Раскольники были убеждены, что в лице Царя на землю сошёл антихрист и что "спасутся лишь претерпевшие до конца". Протопоп Аввакум, ярый Раскольник, призывал "принимать огненное крещение", то есть сжигать себя живьем, но не сдаваться.

От тяжелой жизни, от неправедных судей, от поборов и налогов, кроме Раскольников, уходило много народу в дремучую глушь на восток и к северным рекам, чтобы не кормить больше своим горбом помещиков, воевод, дьяков и старост, бояр и дворян, попов и Монахов, сосущих кровь народную без всякой жалости. Строили избы из вековых сосен, кормились от реки и от леса.

А когда случалось, что и до дремучей глуши добирались слуги царские, посланные искать непокорных и беглых, тогда покидали свои уже вновь обжитые избы Мужики, бабы и дети, собирались во дворе у старца и, чтобы не даться в руки слуг антихристовых, чтобы снова не попасться в Кабалу, сжигали себя в избе или в Церкви с пением псалмов, с плачем и криками.

Писатель А.Н. Толстой в книге "Пётр I" описал раскольничьего старца Нектария, который сжег в Пале-островском Монастыре две с половиной тысячи людей. Они натащили в монастырскую Церковь соломы, смолы, селитры и в ночь под рождество подожглись. Нектарий сумел уйти с несколькими Мужиками и года через три в Пудожском погосте сжег ещё полторы тысячи людей. А потом около Вол-озера в лесах опять в огне погибли люди, и все это было делом рук Нектария, к которому бежали московские, новгородские, вологодские, тверские оброчные, пашенные и Кабальные. И всех этих людей Нектарий обрекал на Смерть в огне, оправдываясь тем, что зачем им зря грешить, не лучше ли прямым путем попадать в рай?

Эта Смерть, хоть и бесстрашная, была лишена величия подвига, потому что выражала лишь слабый протест против существующих тягот жизни и вызывалась фанатической Верой в награду на "том свете". В 1682 году был публично сожжен на костре протопоп Аввакум. Но Раскольники ещё долго продолжали свою бессмысленную и упрямую Борьбу. Так погибло добровольно около 20 тысяч человек "бескровной" Смертью во имя счастья в раю.

Раскольники принимали участие в восстаниях Крестьян под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. При последнем восстании, которое было самым крупным выступлением Крестьян в истории России, царское правительство было так напугано, что Духовенству было приказано усилить верноподданническую пропаганду среди населения. После казни Пугачева Церковь в угоду Властям предала его анафеме.

Рождение Папства

Возникло Христианство в Римской империи, когда ей грозил полный распад, когда её границы подвергались набегам непокоренных Римом народов, переставших бояться его легионов, когда внутри империи все чаще вспыхивали восстания рабов, закрепощаемого крестьянства и населения римских провинций.

Беспощадный гнет, бесправие, чувство бессилия и отсутствие Веры в успешность Борьбы с существующим злом породили среди угнетенных полное безволие. Они надеялись найти спасение в Религии, но старые языческие Боги не помогали.

Сомнение в Справедливости земных порядков вконец подорвало Веру в Богов, и устаревшая языческая Религия пошатнулась. Как раз в это время Христианство обратилось с призывом ко всем несчастным и обездоленным, обещая им за страдания на земле счастье в "загробном мире". Оно проповедовало Равенство свободных и рабов, Братство всех людей и блаженство в "царстве небесном".

Все угнетенные и бесправные понимали всю трудность Борьбы с земной Властью, часто чувствовали свое бессилие. Восстания рабов подавлялись, и бесплодность Борьбы заставила их обратить свои надежды на счастье в "загробном мире". Поэтому справедливо выражение, что "Христос победил, потому что Спартак потерпел поражение".

На первых порах Христианство очень мудро впитывало многое из языческих Религий и приспосабливало их к новому учению. Например, миф о Христе создавался под влиянием других мифов об умирающих и воскресающих Богах языческих Религий. В новую Религию вошли и Вера в Дьявола, в рай и ад, в суд над мертвыми после "конца мира".

Таким образом, многим язычникам Христианство уж не казалось чуждым. Зато любой раб, принимая Христианство, делался равноправным в христианской общине. Бедняк, отвергнутый миром, занимал в общине законное место. Он попадал в союз людей, где каждый шёл на помощь другому.

Уже во втором веке в Христианство стали переходить купцы и имущие люди. Они вносили Деньги в кассу общины для помощи нуждающимся и постепенно стали главными руководителями — старейшинами христианских общин. Потом их заменили епископы — надсмотрщики над имуществом общин, владевших уже значительным богатством: Деньгами и землями.

Разбогатевшая церковная организация старалась жить в мире с земными властителями и никогда не призывала к Борьбе против угнетателей. Наоборот, она отвлекала от Борьбы, обещая за покорность и терпение на земле счастье "на том свете". И наконец, освятив существовавший рабовладельческий строй, она заявила, что всякая земная Власть от Бога.

Христианство быстро распространилось на Ближнем Востоке и в Западной Европе. Оно угнетало, принижало и давило людей в течение многих столетий, лишая их бодрости, силы и надежды на лучшую жизнь на Земле. В III-V веках все епископы христианской Церкви именовали себя Папами (от греческого слова "папос" — "отец"). Так называли себя и главные жрецы языческих Богов Митры и Аттиса.

Римские Папы стремились закрепить за собой не только духовную, но и светскую Власть. Они рвались к владычеству над всем миром, не гнушаясь никакими средствами: предательством, подкупами, убийствами и сочинением поддельных документов, которыми оправдывали свою Власть.

В VIII веке, например, был сфабрикован документ, по которому император Константин будто бы передал Папам Власть, равную императорской, не только над Римом, но и над всеми странами Западной Европы. Сто лет Спустя была сочинена фальшивая грамота, по которой Папе были обязаны подчиняться не только епископы, но и все светские государи. Так же была выдумана и опубликована легенда о том, что римский Папа является преемником Апостола Петра — первого римского епископа, которого будто бы Иисус Христос сделал своим наместником на Земле. А ещё позднее все действия Папы были объявлены непогрешимыми. Однако жизнь показала, что не было таких преступлений, которые не совершались бы Папами, упоенными Властью, и епископами, стремившимися занять папский престол.

В XI веке (1054 г). христианская Церковь окончательно разделилась на восточную (православную) и на западную (католическую). Разделение произошло из-за соперничества римского Папы и константинопольского Патриарха. На вселенском соборе в Константинополе Папа торжественно при всех проклял Патриарха! А Патриарх в ответ проклял Папу и объявил его Еретиком.

Эти два "святых отца" не могли договориться по вопросам Веры, не могли поделить между собой Власть. После этого главой Церкви на Западе признавался Папа — наместник Бога на Земле, а на Востоке — Патриарх, подчиненный византийскому императору, Власть которого считалась священной.

Русские безбожники

Первым революционным движением против Самодержавия и крепостного права в России было восстание декабристов в 1825 году. Они были знакомы с учением утописта Сен-Симона, а декабрист Лунин знал его лично, когда жил в Париже. К его учению тяготел в 30-х годах и А. И. Герцен со своими друзьями. Декабристы сочувствовали страданиям порабощенного крестьянства, боролись против царизма и крепостного права и стремились к революционному преобразованию родины. У некоторых декабристов Борьба против царизма и .; крепостничества сливалась с Борьбой против Религии и Церкви. Например, декабрист В. Ф. Раевский, разоблачая Религию, называл её "уздой для Черни суеверной перед помазанной главой", "стальным щитом Царей", который "смиряет Разум дерзновенный". Декабристы И. Д. Якушкин, \ П. К. Пестель и другие отрицали существование Бога и других сверхъестественных сил, отрицали сотворение мира и человека Богом.

Поэт-декабрист А. П. Барятинский писал, что "Религия и есть колыбель заблуждений мира". "Разобьем же алтарь, которого он (Бог) не заслужил: хоть он и благ, но не всемогущ, или всемогущ, но не благ! Присмотритесь к природе, спросите историю, и вы поймете тогда, что в мире такое обилие зла, что для собственной славы творца, если бы он и существовал, следовало бы его отвергнуть!"

Основным средством Борьбы против Религии эти немногие декабристы-безбожники считали Просвещение, но не могли дать научной критики Религии и Церкви. Они считали, что миром управляет человеческий Разум, который может установить справедливые порядки. Общей ошибкой декабристов было то, что они признавали не народ движущей силой истории, а только отдельные выдающиеся личности и пытались совершить Революцию без участия народа. Поэтому они и потерпели поражение.

В. И. Ленин писал в статье "Памяти Герцена": "Чествуя Герцена, Мы видим ясно три поколения, три класса, действующие в русской Революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеко они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Её подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли". Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом".

В Борьбе с декабристами Духовенство приняло деятельное участие. В день восстания митрополит Серафим с крестом в руках обходил Сенатскую площадь и уговаривал восставшие войска повиноваться Царю. Казнь декабристов Церковь благословила. В день казни везде служили торжественные молебны и возносили благодарения Богу за победу над врагами Царя и отечества. Многие священники были награждены Царём за раскрытие участников восстания, за доносы и шпионаж среди декабристов.

Поток свободной мысли и протеста все разрастался. А. И. Герцен писал, что победу Царя над пятью казненными декабристами праздновали торжественными молебствиями во всех Церквях Москвы, и пушки гремели с кремлевских стен. Мальчиком четырнадцати лет присутствовал Герцен на этом молебствии и, потрясенный до глубины Души, он тут же в толпе поклялся отомстить за казненных и обрек себя на Борьбу с этим тираном-Царём, с этим алтарем и с этими пушками.

После восстания декабристов классовая Борьба обострилась. Количество крестьянских восстаний росло с каждым годом. В 1826-1834 годах их было 145, а с 1845 по 1854 год их насчитывалось уже 348. Недовольство проявлялось и в царской армии, волновалась учащаяся молодежь, городские низы, передовая интеллигенция. Началось рабочее движение. Гнилость Самодержавия и крепостнического строя, низкий уровень промышленности, отсталость в вооружении армии, плохие средства сообщения — все это проявилось во время Крымской Войны 1853-1856 годов. И Война, несмотря на храбрость и стойкость русских солдат, была проиграна.

Внутри страны совершалась великая работа — работа глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная; всюду росло недовольство; народ ещё держался вдали от политической жизни, но со злобой и ненавистью смотрел на своих господ и иногда мстил им жестоко. Рабочий класс только ещё создавался. Обыкновенно помещики продавали своих крепостных фабрикантам или отдавали их в Кабалу. Таким образом они обрекали своих крепостных на голод и непосильный труд в течение 14-16 часов в сутки. Кабальные Рабочие восставали, но царское правительство подавляло и жестоко наказывало эти попытки протеста.

Не было ещё в России сил, готовых повести народ на организованную революционную Борьбу. Но Борьба эта шла стихийно, и она вызывала страх у правящего класса. Поэтому уничтожение крепостного права произошло путем реформы, проведенной помещиками и Царём в 1861 году. Во время реформы Церковь положила все свои силы на то, чтобы не произошло раскрепощения Крестьян. Митрополиту Филарету, про которого Герцен говорил, что он совмещает белый клобук и жандармские аксельбанты, ярому противнику освобождения Крестьян, было поручено составление царского манифеста. Филарет решительно выступал против того, чтобы Крестьянам дали землю. Он боялся, что помещики будут стеснены в своем праве собственности, что это помешает их хозяйству и подействует на их усердие к правительству. Филарет не только отстаивал полную зависимость Крестьян от помещиков, но и сохранение телесных наказаний для Крестьян, уверяя, что Христианство такие строгости не осуждает.

Реформа обманула ожидания Крестьян, потому что изменилась только форма их угнетения. Начались массовые волнения. В бывшей Казанской губернии крестьянское восстание не могли усмирить больше месяца. Когда, наконец, жандармы его подавили и расстреляли Массу безоружных людей, Герцен писал в журнале "Колокол", который издавал в Лондоне с 1857 по 1868 год: "О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской!.. Если б до тебя дошёл мой голос, как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским Синодом и немецким Царём. Ты их не знаешь, ты обманут их облачением, ты смущен их евангельским словом, — пора их вывести на свежую воду! Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их — и совершенно прав! Но веришь ещё в Царя и в архиерея... Не верь им! Царь с ними, и они его".

Когда после реформы в России стал развиваться капитализм, Церковь перешла на службу капиталистам. Поэтому русские революционные демократы соединяли с революционной Борьбой и Борьбу против Религии. Они считали поповщину средством духовного угнетения народа. Герцен писал: "Религия — это какие-то колоссальных размеров ширмы, которые препятствуют народу ясно видеть, что творится на земле, заставляя поднимать взоры к небесам".

А Писатель-сатирик Салтыков-Щедрин в "Пошехонской старине" показал, что Религия настолько принижает людей и лишает их чувства собственного достоинства, что они благословляют свое рабство. Горничная Аннушка без ропота несла свое рабство, считая, что так установлено Богом на земле. Она настолько была одурманена Религией, что, умирая, говорила: "Слава Богу, не оставил меня Царь небесный своей милостью! Родилась рабой, жизнь прожила рабой у господ, а теперь, ежели сподобит всевышний батюшка умереть, — на веки-вечные останусь... божьей рабой!"

В. Г. Белинский (1811 -1848) был близок по своим взглядам с Герценом. Их сближали революционные убеждения и Борьба против крепостничества. Белинский был знаменем новых растущих сил революционной Демократии, и его вместе с Герценом и Чернышевским высоко ценил В. И. Ленин, называя предшественником российской социал-Демократии.

В Религии Белинский видел врага Свободы. Он постоянно выступал против религиозных суеверий, церковных обрядов, высмеивал Невежество и лицемерие Духовенства. Белинский с восторгом говорил о Вольтере и других французских энциклопедистах и так же, как они, считал, что Религия и Церковь всегда были врагами Науки и Справедливости.

Н.А. Добролюбов, ближайший сотрудник Н. Г. Чернышевского, в передовом журнале "Современник" возглавлял критический отдел. За свою короткую жизнь Добролюбов написал не менее трехсот статей, рецензий, рассказов и сатирических стихотворений. Его произведения будили сознание читателей и призывали к Борьбе за Справедливость. Он считал, что человеку нужно во что бы то ни стало добиться своего счастья на земле, а для этого необходима революционная Борьба. Рабство поддерживается Религией, и в одном из своих стихотворений Добролюбов писал, что рабство нашло "себе защитников в попах".

"Покорны будьте и терпите, — Поп в Церкви с кафедры гласил, — Молиться Богу приходите, Давайте Нам по мере сил!"

И ещё: "Религия прощать врагов Нас учит — Молчать, когда Нас Царь гнетет и мучит".

Резко критиковал Религию и Д.И. Писарев — этот выдающийся литературный критик, борец против самодержавного строя и крепостничества, страстный пропагандист Науки, погибший в возрасте 28 лет. Он считал, что всякая Религия является "вредным тормозом умственного и общественного движения, охраняет с старческим упорством огромные запасы мифических преданий, магических церемоний, бесполезных обычаев и уродливых учреждений".

Сын священника, Николай Гаврилович Чернышевский после окончания семинарии в Саратове поступил в Петербургский университет. Это было в 1846 году. Будучи студентом, Чернышевский внимательно следил за революционным движением 1848 года в Европе и сделался, как он сам говорил, "партизаном Социалистов и коммунистов, и крайних республиканцев". Он уже тогда готовился к беспощадной Борьбе против царизма и надеялся поднять на эту Борьбу весь народ. С 1853 года он руководил передовым журналом "Современник", вокруг Которого группировались наиболее революционные силы страны.
 
Чернышевский защитил магистерскую диссертацию в университете, много писал и вскоре сделался идейным вдохновителем русской общественной мысли и вождем назревавшей в 60-х годах народной Революции. Карл Маркс читал произведения Чернышевского, называл его великим русским ученым и говорил, что труды Чернышевского делают честь России и доказывают, что она начинает тоже принимать участие в общем движении эпохи.

После реформы раскрепощения Крестьян гнев обманутого народа готов был вылиться в широкое революционное движение против помещиков. Чернышевский начал организацию революционного подполья, создал тайное общество "Земля и воля", писал прокламации и умело проводил в своих художественных произведениях идею крестьянской Революции. В 1862 году его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, где он пробыл около двух лет, а затем был отправлен в Сибирь на каторжные работы. Около двадцати лет томился он в Сибири, после чего, под именем "секретного преступника № 5", его вывезли из Вилюйска и разрешили жить в Астрахани, а затем и на его родине — в Саратове.

Чернышевский написал целый ряд работ. Он понимал, что буржуазная республика не может создать полного Равенства между людьми. Разоблачая монархию, он считал, что Царь Душой и телом принадлежит к аристократии; "это все равно, что вершина конуса аристократии", и дело не в монархе, а в том классе, на который он опирается и интересам которого служит. Он пришёл к убеждению, что вся история человечества развивается в непримиримой Борьбе классов. Кто не борется за Власть, тот не может спастись от угнетения и нищеты. Этим отличаются взгляды Чернышевского от взглядов Социалистов-утопистов Запада.
 
Но его крестьянский революционный Социализм был все же 'одной из форм утопического Социализма, потому что возможность достижения Социализма он связывал с русской крестьянской общиной, не понимая роли Пролетариата и не зная законов развития общества. В Петропавловской крепости, будучи заключенным, Чернышевский написал свой знаменитый роман "Что делать?". Ленин считал, что этот роман дает заряд на всю жизнь и что в лице героя Рахметова автор показал, каким должен быть революционер... В "Что делать?" Чернышевский дал яркую картину будущего строя общества. Он описал земледельческий труд на полях, коллективную трапезу и отдых, превращение пустынь в цветущие сады, изменение всего лика Земли.

Чернышевский понимал, что Религия нужна Самодержавии, является его главной опорой и глубоко критиковал её. Он требовал освободить школу от какой бы то ни было Религии, которую считал врагом Науки и прогресса. Священное писание, христианское и иудейское, Чернышевский называл лжеучением и изуверским учением, а о Коране говорил, что в нём все или глупость или мерзость.

Прямо высказывать свои антирелигиозные идеи в условиях царизма было невозможно, и русские революционные демократы, в том числе и Чернышевский, подвергали беспощадной критике деятельность католической Церкви и Папства, что было одним из средств пропаганды идей Просвещения и Свободы, одной из форм Борьбы против русского крепостничества и Самодержавия. Русское Духовенство, как и католическое, всегда выступало против людей труда в защиту сильных. Поэтому не случайно лучшие умы человечества боролись с Церковью, разоблачая её антинародную Политику.

Но для Борьбы с таким вольнодумством царское правительство организовало вначале XIX века объединенное министерство Духовных дел и Народного Просвещения. Святейший Синод был включен в состав этого министерства. Задачей его было привести к спасительному согласию Науку, Веру и Власть. Отметалось все противоречащее Религии, хотя и твердо установленное Наукой, например вращение Земли вокруг Солнца.

Царизм широко использовал Духовенство для Борьбы с прогрессивными идеями, для Проповеди и внушения народу терпения и покорности. Средние школы и университеты следили за тем, чтобы преподаваемые предметы не расходились с учением Религии. В 1835 году устав университета был составлен так, чтобы изгнать "дух гражданственности". Психология, логика и богословие преподавалось Духовенством. В средних школах были обязательными уроки "закона божия" и "катехизис". Молодежи внушалось, что православие, Самодержавие и крепостное право — нерушимые устои русской жизни.

Все издаваемые книги, статьи, очерки должны были проходить Цензуру политическую и духовную, которая свирепо расправлялась с Наукой и старалась насаждать мракобесие. Например, когда в XIX веке вышла книга известного русского физиолога И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", петербургский митрополит потребовал у правительства, чтобы "господина профессора Сеченова сослали для смирения и исправления" в Соловецкий Монастырь за "предерзостное, душепагубное и вредоносное учение". Цензура дала заключение, что книга Сеченова вредна и направлена против Христианства, потому что отвергает Свободу воли и бессмертие Души.
 
Цензура и Духовенство вели упорную Борьбу против ученых материалистов, против мыслителей, писателей и против всех нововведений.

Известный русский новатор сельскохозяйственного производства И.В. Мичурин писал, что он встречал сильное противодействие не только со стороны царских чиновников, но и со стороны церковников: "До Революции мой слух всегда оскорблялся невежественным суждением о ненужности моих работ, о том, что все мои работы — это "затеи" и "чепуха". Чиновники из департамента кричали на меня: "Не сметь!" Казенные ученые объявляли мои гибриды "незаконнорожденными". Попы грозили: "Не кощунствуй. Не превращай божьего сада в дом терпимости!" — так характеризовалась гибридизация".

Рыцари "просветители"

Как же отнесся к этим походам детей римский Папа? Когда Иннокентий III узнал о первом походе, он говорил, что дети служат укором для взрослых, равнодушных к вопросам Религии. Он не осудил этой бессмысленной затеи, не помог детям и предоставил их своей участи. Крестовые походы продолжались, но, кроме Малой Азии, Сирии и Палестины, алчные взоры Пап привлекала и северо-восточная Европа и Россия со своими сказочными богатствами и безграничными просторами.

Мысль о соединении Церквей, восточной и западной, возникла у Папы Иннокентия III в первый год его Папства (1198). После падения Константинополя, когда его захватили и разрушили крестоносцы в 1204 году, Иннокентий III известил об этом русское Духовенство грамотой, которую послал в Россию с кардиналом для Проповеди и убеждения русских князей перейти в Католичество; указывая на падение Греческой империи, Папа советовал русским не сопротивляться и не отпадать от единой паствы Христовой. Но успеха эта папская грамота не имела. Так же напрасны были усилия папского посла убедить князя Романа Мстиславовича Галицкого — в ответ на уговоры кардинала князь показал ему собственный меч.
 
Через три года Папа снова возобновил свои попытки, отправив в Россию кардинала Виталиса с предложением Духовенству и народу перейти в Католичество. Но все замыслы Папы встречали в России непреклонный отпор и единодушие по вопросам Веры у русских князей. В XII и XIII веках хищные германские Рыцари, объединившись в военно-монашеские Ордена, Ливонский и Тевтонский, бросились на завоевание прибалтийских и славянских народов. Предлогом было внедрение среди них Христианства. С оружием в руках Рыцари отправлялись "просвещать поганых" язычников.

Участник похода Рыцарей в Прибалтику, священник и летописец Генрих Латвийский, описал, каким образом Рыцари насаждали Христианство среди эстов, пруссов и ливов. Рыцари распределили свое войско по всем дорогам, деревням и областям и всё на своем пути сжигали и опустошали. Всех мужчин убивали, а Женщин и детей брали в плен. Скот и коней угоняли. Домой Рыцари возвращались с отпущением грехов и почитались чуть ли не святыми.

Церковникам эти походы Феодалов были выгодны: если Рыцари захватывали себе таким образом новые земли, то Духовенство, кроме пожертвований, получало право собирать церковную "десятину" в свою пользу с завоеванного населения.

Поработив в Восточной Прибалтике эстов, ливов и пруссов, рыцарские Ордена с благословения Папы стали собирать силы для удара на славян. Ливонский рыцарский Орден объединился с шведами и устремился на Псков и Новгород. Во главе этих крестоносцев шли епископы. Они захватили Псков и стали грабить окрестности Новгорода. На завоеванных землях строили католические Церкви, безжалостно истребляли население или обкладывали его тяжелой данью.

В 1240 году в знаменитой битве на Неве князь Александр Ярославович, прозванный Невским, одним ударом разгромил католиков и, по словам летописца, острым копьем ранил в лицо шведского короля. Через два года после этого Александр Невский разбил Рыцарей под Псковом, ворвался во владения Ливонского Ордена, сжёг селения и захватил много пленных. 5 апреля 1242 года он окончательно разгромил тевтонских Рыцарей на Чудском озере в битве, прозванной Ледовым побоищем. "И бысть та сеча зла и велика, и треск от копий ломания и звук от мечного сечения... и не бе видети льду, покрыто бо все есть кровию..." — писал летописец. Этим побоищем Рыцари окончательно были отброшены от наших границ.

За эту победу через 300 лет православная Церковь объявила Александра Невского "святым".

В 1252 году Папа Иннокентий IV сделал ещё одну попытку и послал двух своих кардиналов с поручением убедить Александра Невского признать верховную Власть Папы и согласиться на введение Католичества в России. Со стороны князя все предложения кардиналов встретили решительный отпор: "От вас учения не приемлем!" — ответил князь, и кардиналы с позором возвратились в Рим.

Оглавление

 
www.pseudology.org