Александр Дугин |
|
Алкоголь и Душа гипертекстовая версия | |
Учитесь плавать, учитесь плавать, Учитесь водку пить из горла, И рано—рано из Мопассана Читайте только рассказ "Орла" Евгений Головин Вино является табуированным веществом во многих сакральных цивилизациях. С его употреблением традиционно связываются многочисленные Ритуалы и Обряды. Показательно, что само слово "спирт" происходит от латинского "spiritus", т.е. дух. Кабалисты также связывают Вино с внутренними, эзотерическими аспектами. На иврите слова "Вино" и "мистерия", "тайна" имеют одинаковое числовое значение, а следовательно, являются синонимами в мистическом смысле. Еще полнее эта тема развита в исламской Традиции. Шариат, закон экзотерических, внешних религиозных правил строжайшим образом запрещает мусульманам употребление спиртных напитков, что считается страшным грехом. В полной противоположности к этой строгой позиции находится суфийская Традиция, внутренний ислам, где, напротив, всячески славословится винопитие и на разные лады восхваляются достоинства алкоголя. Алкоголем — кстати, само это слово арабского происхождения — суфии, исламские эзотерики называют свое "тайное учение", "внутреннюю инициатическую Доктрину". Подобно тому, как спиртное запрещено для внешних и разрешено для внутренних, люди Шариата имеют дело с оболочкой Истины, а люди Тариката — с ней самой. Но, естественно, простое Опьянение не гарантирует обязательного достижения Истины. Это лишь путь к ней. А как всякий путь он может быть успешным, а может и окончиться ничем. Не совсем ничем, поправимся. Если человек раз ступил на путь, он никогда не останется прежним, даже если заблудится. Шаг внутрь как безотзывный вексель. Это необратимый процесс. Поэтому инициатические учения старательно покрываются непроницаемым покрывалом Аллегорий и темных формул. Ислам даёт важный образ устройства реальности. Окружность — Шариат, внешнее. Центр окружности — Истина, Хакикат. Луч от окружности к ее центру — Тарикат, что означает на арабском "путь". Вот этот—то луч и именуется на языке инициатической Традиции — "Вином". И тождественен он тайне посвящения по таким же причинам. Кстати, на основании той же Логики индусы называют инициатические Доктрины тантризма — "путем Вина". Эта же парадигма лежит в основе Ритуальных пьянок знаменитых даосов в китайской Традиции и вакхических мистерий в Древней Греции. Подсмотренный Сон Вино не просто Символ, Аллегория. В Традиции все связано. Если что—то соотносится с чем—то, значит эти вещи связаны и практически. Иными словами, если алкоголь синонимичен Инициации, значит и производимое им на человека действие в целом должно воспроизводить сценарий посвящения. Выпивка — это путь, путь внутрь. И действительно, действие алкоголя производит на людей такое воздействие, при котором они как бы входят внутрь своего существа. Поэтому Опьянение подобно Сну. В нем все вещи так же, как и во Сне, приобретают особый дополнительный смысл, угадываемый и смутный одновременно, слова и звуки слышатся по—новому, потоки ассоциаций и полувидений захватывают пьющих. Предметы и чувства меняют свои пропорции. Ничтожная причина вызывает гипертрофированную реакцию, угроза или опасность вообще игнорируются. Пьяный лезет на крышу, ходит по карнизу, взбирается на дерево, на трубу. Бегает через автотрассы. Нападает на сильнейших. Во общем, ведет себя в особом режиме, когда внешний мир далеко не столь весом и плотен, фиксирован и тяжел, как в пробужденном состоянии. Это Сон, но Сон со свидетелями. Наличие свидетелей такого "сновидения" лежит в основе утреннего похмельного раскаяния. Человек, даже если прекрасно помнит происходящее во время пьянки, испытывает угрызения Совести, будто что—то совершил в беспамятстве. Это результат последствий "второго состояния", которое ускользает от критического дневного рассудка. Сон и Опьянение типологически близки. Человек входит в них как в область своей Души. Мастер алкоголя Возникает справедливое недоумение. Если пьянство столь положительно с духовной точки зрения, почему же выпившие люди производят столь отталкивающее впечатление, вызывают, скорее, брезгливость и презрение, нежели восторг? Не в себе, с мутными глазами, сально и идиотично дергается рот, нечленораздельные агрессивные слова, хлюпанье, злоба, слюнявая неопрятная сексуальность, немотивированное неумное веселье, отталкивающие и никого не впечатляющая кроме самого деятеля озорство... Дело в том, что алкоголь сам по себе лишь открывает врата внутрь, но не обеспечивает безопасности пути и не гарантирует достижения цели. В традиционных цивилизациях алкогольные Ритуалы проходили по строго определенному сценарию. Им предшествовала инициатическая подготовка, в ходе которой излагались основы и законы алкогольного путешествия, давались важные советы, указывались ориентиры и цели, перечислялись опасности. Помимо сценария в Ритуальном Опьянения обязательно присутствовал "проводник" или "учитель", который вёл пьющего (или пьющих) по лабиринтам внутреннего мира, настраивал на определенный лад, подсказывал в нужных местах. Алкоголь растворяет материальную иллюзию непреодолимой телесности, которая предопределяет Модус существования в дневном сознании. Но при этом в отличие от обычного Сна человек сохраняет определенный волевой контроль над физической реальностью, которая теоретически должна проходить различные диссолютивные стадии под наблюдением не заснувшего разума. В этом — смысл магического воздействия алкоголя. Но для прохождения всех этапов этого пути, этого "плавания", необходимо обладать очень концентрированным вниманием и развитым сознанием. В противном случае растворенная плоть только поднимает тину промежуточного пространства между телом и Душой. Она—то и выступает на поверхность в обычных всем знакомых пьяницах, брызжит из них. Эта промежуточная сфера очень интересна. Ведь именно в ней происходит самое важное событие Опьянения. Здесь корабль алкоголя сбивается с курса, попадает в спиралевидный водоворот. Предсердие Православная монашеская Традиция — в частности, Савва Дорофей, а позже все Исихасты — дает подробное описание тонкой природы человека. Эта Традиция, в отличие от Иудаизма и индийской Йоги, помещает "зародыш Души", "косточку бессмертия" в сердце, а не в основание позвоночника. Это связано с тем, что христианская Инициация рассматривает состояние второго этапа посвящения, когда жизненная таинственная сила поднимается от копчика к сердцу. Такая тонкая физиология соответствует в нормальном случае конституции каждого крещенного православного христианина (у католиков и протестантов всё иначе, но это отдельный разговор), а этап подъема этой силы относится к предыдущей стадии "оглашенности". Итак, духовный центр, "Истина", полюс находится в центре человека. Можно отождествить картину исламского круга — Шариат, Тарикат, Хакикат или окружность, луч, центр — с устройством человеческого организма. Кожа — "кожаные ризы", оболочка, "эпидермический плащ" — окружность. Тактильность — основной "земной" компонент бодрственного восприятия. Сердце — центр, полюс. А между ними находятся телесные слои и внутренние органы. Кстати, именно у Cаввы Дорофея приводится Символ круга, луча и окружности, применительно к устройству реальности. Такая же фигура — с некоторыми важнейшими историко—мистическими деталями — открывает рукопись протопопа Аввакума. Важнейшую роль играет в тонкой физиологии играет предсердие. Оно символизируется "змеем, свернувшимся вокруг сердца", "древнем драконом, стерегущим сокровище". Сердце — Душа. Предсердие — то, пространство, которое препятствует входу. На основании этой картины учителя Умного Делания предостерегали от "развития жидкости предсердия". От этой причины происходили два эксцесса — ярость и Похоть. Ярость — мужское, огненное начало. Похоть — женское, влажное. Сокровенный свет Души прячется за оболочкой змеиного предсердия. И если операция вхождения внутрь произведена не аккуратно, ложные силы захлестывают личность практиканта. Опыт срывается. Очень показательно это упоминание двух проявлений предсердия — ярости и Похоти. Дело в том, что в индуистском учении Санкхья "тонкое тело" человека, "Душа" называется иначе — "телом наслаждений", "сукшма шарира". Это, что касается "Похоти". Вместе с тем оно описывается как "огненная колесница" и имеет второе сходное название "линга шарира" — "тело Фаллоса". Это — "яростный", "мужской" аспект. Научно настроенные индусы описывали те же явления, что и православные акты, только во внеморальном, строго констатационном ключе. В любом случае, смысл строго совпадает. Предсердие — оболочка Души, и экспансия энергий Души вовне — в область предсердия — порождает всплески мускулинной агрессивности женского Эротизма. Идущий путем алкоголя движется в обратном направлении. Он приближается к центру извне, но затронув источник своей жизни — сердце—Душу — он производит сходный эффект — разлитие сердечной субстанции в "зоне змея". Дремлющий Дракон пробуждается, набрасывается на замеченного пришельца и поглощает его. Вот перед нами бессмысленное (иногда блюющее) нечленораздельное существо с всполохами желания и мутью агрессии. Слабые же просто стонут и пускают слюни. Но змей безжалостен, слабых он делает рабами. И тогда никакая закодированность не поможет. Национальные модели пьянства Естественно, по—настоящему инициатические алкогольные ритуалы сегодня не существуют. Лишь изредка в отчаянно революционном порыве отдельные великие люди пытаются восстановить таинство в его магическом измерении. Таков Евгений Головин, "адмирал", бессменный капитан инициатического "Bateau Ivre" в центре Евразии. К герметику Рабле возводил "метафизику" своего пьянства прекрасный Ги Дебор. Французский алхимик Клод д'Иже [Claude d'Ygé] следует по влажному в том же "философском море". Но это "высшие неизвестные", дорогостоящие исключения. Большинство пьёт в безысходно профаническом режиме. Но и здесь можно выстроить иерархию. Наиболее приближены к сакральному алкоголизму архаические народы — автохтоны Сибири, американские индейцы, чукчи, эскимосы и т.д. Здесь еще сохранены мистические инициатические фрагменты опыта Опьянения. Любой понимает, что "огненная вода" — лишь недорогое путешествие по ту сторону, разновидность "шаманского транса". Более всех закладывают, естественно, сами шаманы. Но "огненная вода" внесла некоторый элемент "демократии" и поэтому следовать за шаманами могут и все остальные. Чистоты опыту это не прибавляет, но все же сам факт пристрастия архаиков к спиртному надо понимать как исключительно положительный фактор. Ностальгия по полной многомерной реальности — в этом иссушенном, выхолощенном, механическом, Картезианско—рыночном концлагере — свидетельствует о духовном здоровье, а не о генетическом вырождении. Алкоголь во многом полезен, он способствует очищению организма от накопления темных осадков предсердия. Это экзорцистская терапия. Ведуисты много могли бы рассказать о замечательных целебных результатах пьянок. Вторая категория — русские Они на порядок профаничнее архаиков, скептическая Культура сделала свое дело. Но все же сохранены многие сакральные элементы. Во—первых, русские почти никогда не пьют в одиночку. В народе это считается "последней степенью падения". Знаменитое на троих. Это свидетельствует о мистериальном характере всего предприятия. Люди отправляются в плавание, поддерживают друг друга, покидают тесные границы телесной дневной раздельности, перетекают в новый коллективный организм, пластичный и неожиданный. Потенциалы Душ объединяются. Все смотрят общий интерактивный Сон. Во—вторых, пьяные разговоры сплошь и рядом переходят на абстрактные темы — "Политика", "взаимное уважение (или неуважение)", "Бабы" и т.д.. Таким образом интуитивно поддерживается концентрация внимания, сознание балансирует на грани от впадения в вегетативную пассивность сочащегося тела. И наконец, самое низшее пьянство практикуется на Западе — у англосаксов, французов или сонных скандинавов. Здесь — чисто женский вариант. Одиночество, картина алкогольного бреда, полностью сосредоточена на телесном и низменно сексуальном аспекте. В тонкой физиологии западного человека убого смехотворно мало не только сердце, но и предсердие. Западного дракона в других местах света ничего не стоит перепутать с пиявкой. Таков же и тупой западный алкогольный разврат. Два три сценария, вспышка садо—мазо, моторное бахвальство в пустоту, схлопывание в ничто, в типичный капиталистический Сон без сновидений. Алкоголь помогает вывести унтерменшей на чистую воду. Им лучше безалкогольное. Есть еще одна, еще более низко стоящая категория. Но не в национальном, а в половом смысле. Путь вина заказан для женщин. Это строго мужской ритуал. Русские прекрасно понимают этот сакральный момент. Mannerbund, "мужской союз", "пьяное братство", в тайне от жён и девиц, в оппозиции им. Женщины отвлекают от внутренней концентрации (отвлекают), и в то же время препятствуют путешествиям и бродячему опыту спонтанности (привязывают). Они — помехи и для неподвижного созерцания и для динамичного скачка. Женский алкоголизм самый десакрализированный, наподобие западного. Наркологи знают, что чаще всего пьянство здесь одиночное, не связанное собственно с функцией "новой общности". Тонкая структура женщин значительно отличается от структуры мужчин. Не случайно, считается, что у мужчин правый глаз символизирует солнце, а левый луну, тогда как у женщин с точностью наоборот. Это симметричное обратное отражение. Её путь — как говорил Ницше — "обретение собственной поверхностности". Иными словами, инициатический путь связан для женщин исключительно с "трезвением". Вся траектория перевернута. Мужчинам необходимо заснуть не заснув, женщинам — проснуться, не просыпаясь. Слушай утопленник, слушай Истинный опыт, удачный опыт, инициатический опыт, предполагает одноразовый и необратимый характер. Это в полной мере касается алкогольного плавания. Несмотря на штормы и бури, на штили и мальстрёмы задача — добраться до противоположного берега. Это — берег Души. Там начинается "новая жизнь", рождается "новый человек". Нет, это не конец пути, это только его начало, но настоящее, по ту сторону подземных химер того балагана, который мы — совершенно ошибочно и безосновательно — считаем жизнью, бытием. Попыток же будет ровно столько, сколько будет неудачных стартов, катастроф, кораблекрушений. Горе проигравшим, обреченным на белогорячечное повторение. Но нельзя и не отдать должное трагически погибшим на этом пути, утопленникам "великой мечты", жертвам ядовитого предсердия. Там кошмарная жизнь — в океанических глубинах влажной ртути, но не страшней той, в которой барахтаемся все мы. Дидактика здесь неуместна. Важно лишь знать строгую цену вещей, разгоняя водоросли глупости и пристрастные наводки Культурных манипуляторов. Алкоголь может сделать свободным, может поработить, а может оставить в том неприглядным виде, в котором вы сейчас пребываете. Никогда нельзя сказать наверняка. Если же вам повезет, то, как сказал великий Головин: "перед вами, как злая прихоть взорвется знаний трухлявый гриб, учитесь плавать, учитесь прыгать на перламутре летучих рыб" О достоинстве гостевом на ассамблеях и корпоративных пьянках быть должном *): 1.Перед появлением в многолюдье гостю надлежит быть: a) мыту старательно воды не жалеючи, без пропускания иных мест. Опосля цветошной водой обрызгану, дабы дамы морды не воротили от вони конской и пороховой; б) бриту с тщанием, дабы нежностям дамским щетиною мерзкою урону не нанести; в) голодному наполовину и пьяному самую малость. До тово, зелье пить не сивушное и яства жрать без чесночново, луковово и другова каково гадково выдоха. 2.В гости придя, с диспозицией дома ознакомиться заранее, на легкую голову. Особливо отметить расположение клозетов. Сведения в тую часть разума отложити, коя винищу менее остальных подвержена. В спешке не путать наш клозет с дамским. 3.Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не чинить. Зелье же пить вволю, доколе ноги держут. Кады откажут — пить сидя. Основные силы береги на конец, ибо, приняв на посошок, можешь не сдюжить и до палат не добраться. 4.Ежели в питье меры не знаешь, то надзор вверь супруге своей, али какую имеешь, — оный страж поболе государственных бдение имеет. 5.Ежели учуешь у супруги рвение какое — прикинься пьян и поглядывай. Коли увидишь, што энто она тебе политесом продвижение по службе устраивает, то потерпи и не дергайся. Ну а коли она бесполезно блудит, то набей морды обоим, ежели управишься. Женку лупи не люто — ище сгодится на што. 6.Перепив и беду почуяв, скорым маршем следуй в клозет. По дороге все силы употребляй на сдержании злодейски предавшего тебя брюха. 7.Упитых складывать бережно, дабы не повредились и не мешали бы другим. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберешься. Лежачему не подносить, дабы не захлебнулся, хоть бы и просил. 8.Будучи без жены, дай—то Бог!, мни себя холостым. На прелести дамские взирай не с открытой жадностью, а исподтишка — они и это примечают, не сумневайся. Таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывешь. Прежде чем лапать, оглядися: нету ли тута мужа али содержателя ейного, иначе печать конфуза своего с неделю на морде носить будешь. 9.Без пения нету веселия на Руси. В раж входя, соседа слушай — оря в одиночку, уподобляешься ослице валаамовой. Напротив, музыкальностью и сладкоголосием снискаешь многие почести гостей и дамскую благодать. Помни: сердце дамское на музыку и пение податливо и во время оных умягчается. Не упущай моменту для штурма! 10.Задумав табачищем побаловаться, выдь на двор, а вонью гадкою дух в зале не порти. 11.Уходя, проверь карманы: может што хозяйское завалилось случайно, ибо иные особо ретивые лакеи могут и отвалтузить в парадном по наущению хозяйскому! *) Писано со слов царева советника Алексашки Меньшикова для исполнения мужами государевыми и цивильными. Водка. Вильям Похлебкин. Последнее интервью Вильяма Васильевича Похлебкина нашли убитым в его подмосковной квартире в апреле 2000—го года. Ему было 76 лет. Широкий читатель знал Похлебкина прежде всего как автора книг и исследований о чае, водке, пряностях, специях и приправах, кулинарных мотивах в произведениях русских классиков. Его можно назвать историком культуры, материальной культуры. Но, кажется, он был больше чем культурологом — он был мыслителем. В России мыслителями чаще считают тех, кто занимается религиозно—философскими проблемами, а Похлебкин был прикладным мыслителем. И в этом смысле он, при всем своем патриотизме, ближе к западноевропейским философам—этнографам или философам—лингвистам. В декабре 99—го года группа британских теледокументалистов приехала в Россию снимать фильм о водке. В подмосковном городе Подольск британцы встретились с историком культуры, автором книги "История водки" Вильямом Похлебкиным. Снимали Похлебкина около двух часов, из них в фильм вошло минуты две. Режиссер Энгус Маквин любезно позволил мне передать в эфир магнитофонную запись интервью. Должно быть, это последнее интервью Вильяма Похлебкина, спустя четыре месяца его убили в той же квартире, где он принимал британцев. Игорь Померанцев: — Господин Похлебкин, почему водка так важна для России? Вильям Похлебкин: — Водка принадлежит к такому роду товаров, которые имеют историческое и вневременное значение, такие же как хлеб, золото, цемент, бензин, железо, нефть. Водка пронизывает все поры государства, начиная от сельского хозяйства. Нужно производить водку — значит нужно огромное количество зерна, картофеля, свёклы: отсюда ее огромное значение. Поэтому надо в ней разбираться, не ограничиваться тем, что купили, напились, легли спать или валяетесь на улице. Раньше была монополия. Государство знало, сколько оно производит спирта, сколько оно продает и сколько оно получает. Почему? Монополия — это когда в одних руках производство, торговля и сбор. А сейчас отменили монополию, это самая ужасная ошибка была ельцинского режима. Спохватился, через год он отменил собственный указ, но дело в том, что обратно никак нельзя. На бумаге можно было, но она не восстановлена, нет сейчас монополии. Из рук государства выпущен рычаг финансовый и экономический. Но такого никто не упускает, ни одно государство. Возьмите даже Соединенные Штаты, где считается, что торговля — это основа, но контроль всё равно там есть. Вот там "Смирнофф" производится, производил Хардвильд. Хардвильд — это, по—моему, если я не ошибаюсь, в штате Иллинойс. Он платил налоги, где бы ни продавал в мире. — Что значила отмена Ельциным монополии? Вильям Похлебкин: — То, что государство не производит. Даже бывший государственный завод "Кристалл" — негосударственный, он — акционерное общество: просто в сознании людей он —государственный, в том смысле, что качество еще там сохранилось. Более того, самое ужасное, что ввоз допустили в страну, и так у нас достаточно было. Но поскольку производился ввоз технического спирта, он обходил таможенные пошлины, а тут его разливали и клеили любые этикетки. Например, водка "Кремлёвская" — название—то какое — "Кремлёвская", и по—русски написано — но она немецкая, эта водка. Но все—таки ещё главнее — здоровье и состояние людей. Потому что люди плохо ориентируются, они видят иностранные этикетки. Вот даже вы, вот вас привлекло, потому что хорошая этикетка. Форма бутылки нравится ему, он не думает о содержании. И вот на этом сыграли все внешние импортеры. Я не говорю о внутреннем, внутренний, конечно, тоже. Можно импортировать очень высококачественный товар, а можно импортировать низкокачественный. Ну скажите сами, что более широкое применение имеет — высококачественная водка типа "Абсолют" шведская, которая стоит 80 рублей бутылка, или водка из Грузии, через осетинскую границу которая поступает — она из Турции. Которая из них техническая? Американская водка "Ройял" — такая же прозрачная, такая же красивая. Раньше государство советское, чтобы отделить технический спирт от нетехнического, зная какой у него народ, окрашивало весь технический спирт, денатурировало, то есть пускало туда чернила, он делался фиолетовым, страшно пить, неприятно — и всё. Сейчас он не денатурируется зрительно даже, он такой же прозрачный, он в таких же хороших бутылках больших с красивыми этикетками, еще лучше. — Это значит, при советской власти ситуация была гораздо лучше? Вильям Похлебкин: — Надо иметь в виду, что на монополию пошло и царское правительство. Что такое монополия? Это контроль, жесткий контроль над чем—то. Монополия на соль раньше была тоже, на спички потом она была в 20—е годы, когда не было спичек. Отмена монополии на водку была иллюстрацией того, что какая свобода. Хотели это специфически подчеркнуть после горбачевского введения ограничений. Не сообразив очень простой вещи — играть этим нельзя, демагогию здесь, в этом вопросе — нельзя, здесь нужно подходить очень и очень квалифицированно, с государственной точки зрения. Любое государство, я повторяю, и феодальное, это 16—17—й век, феодальное государство Иван Грозный, все другие цари, вплоть до Алексея Михайловича, а 18—й век — буржуазное государство, начинается внешняя торговля, связь с Западом, новые идеи, свобода торговли. Россия открывает широко свои двери почему? Потому что она пропускает транзитом для торговли с Востоком: иначе с Персией, с Турцией нельзя было торговать, она дает право беспошлинной торговли англичанам, французам, голландцам, немцам. Монополия отменяется в 18—м веке. Петр кончает свои войны, и в 1716—17—м году он уже отменил монополию внешней торговли. Любой дворянин мог производить водку. В 19—м веке, уже когда началось развитие действительно капиталистическое, то поняли, что необходим все—таки какой—то контроль. Поскольку такие у нас цари были, которые заигрывали с дворянством, как Александр Первый и Николай Первый, то они ввели очень плохую систему — ввели откупную систему. Это значит, что, зная примерно, сколько можно собрать денег, правительство давало каждую область государства какому—то купцу, негоцианту, и говорило: в начале года на 1—е января ты должен внести пять миллионов. А вот за год сколько ты соберешь — это твое. Вот это хищническое. И потом, поскольку все—таки государство оставалось крепостническим и феодальным, деньги нужны были на расходы, например, на закупку иностранных вин для правительства. И этим развратили страну, потому что негоциант не хотел собрать 5 миллионов, которые он отдавал, он хотел десять, пятнадцать. И он вводил дикие цены. Вот это очень похоже на теперешнее положение. Страна не могла проплачивать эти цены, поэтому шло все по линии фальсификации водки, ее разбавляли, ее делали из плохого, чтобы она была дешевле. И так было до введения капитализма, до 1861—го года, когда крепостническая система разрушилась, и вот действительно разрешили всем, любому крестьянину. Оказалось, что эта система ужасная: это вам не 20—30 негоциантов, которые разделили страну между собой и все—таки были лично известны. Были случаи, когда царь знал, что этот — очень сильный вор, так он его просто сажал. Была какая—то узда, но в России нужна узда, это необходимо, неважно какое правительство. А вот во время капитализма статистика такая: было создано четыре тысячи, примерно, 3837, кажется, заводов. Налог у них брали местный. Вот он тут производит в Москве, в Подольске, в деревне какой—то, там и берут местный налог. Но страна получала только некондиционированный товар, водка все время ухудшалась по качеству. — Вы можете рассказать историю Смирнова? Вильям Похлебкин: —Человек приехал из деревни, начал в Москве, в Замоскворечье открыл маленькую лавочку, стал продавать огромное количество водки. А потом уже, когда его начали разоблачать, так сказать, оказалось, что он не производил сам водку, он скупал у мелких самогонщиков, но у многих очень, которые приезжали в Москву и которые не имели магазина, а у него был магазин. Ну это ясно — есть место продажи. Те не могли продавать водку на каждом углу, да их и полиция сгонит. Они сдавали ему, а он все это мешал. А самогон, известно, у одного он лучшего качества, у другого совсем плохой. Он все это мешал. Поэтому за него взялись государственные органы. Дело в том, что мелких всех 3800 невозможно было проверить, а самых крупных из них государство заставило сдавать образцы в Петербургскую лабораторию № 1. А в этой Петербургской лаборатории работали ученики Менделеева и сам Менделеев. Вот это и дало им идею и материал для доказательства перед правительством, что необходимо вводить монополию на производство и торговлю водкой. Царское правительство в конце 19—го века, вот тут в таблице я вам показывал, так вот, в конце 19—го века, в 94—м году, даже с 92—го, началась вводиться монополия на производство водки в России. И смысл монополии состоял в том, чтоб не сократить водку, а сделать ее подконтрольной одному государственному органу, который имеет самые лучшие для того времени технические средства для очистки, виднейших ученых, которые составляют рецептуру и строго этот государственный стандарт заставляют соблюдать. Местных производителей вначале не уничтожили. А вот Смирнов не подошел. Троекратная проверка показала, что он не подходит, поэтому он сдавать свою водку не мог как государственную. Началась дальше проверка: как такой крупный производитель не может добиться стандарта. У него превышение альдегидов, превышение сивушных масел, превышение эфиров, эфиры это очень плохо. Вот бутылка, эта бутылка, не вот эта, которые они сейчас продают, а та, которая куплена в советское время, в 1979—м году, американская. И вот обратите внимание, вот здесь выбито — 1918—й год, без всяких объяснений, а тут написано "Пьер Смирнофф". Основана фирма в 1818—м году в Москве". Подняли архивы — он еще сам не существовал тогда, он родился в 1846—м году. Производство начал в 1865—м году. Очень хороший формальный момент — он для Америки это сделал. Все другие водочные фирмы не могли сказать, что они с 1818—го года, в особенности в Америке. Так вот, на этикетке вторая, так сказать, неправильность, которая легко фиксируется: на всех, и на русских впоследствии, и на иностранных этикетках написано, что поставщик Императорского российского двора. А здесь написано: "Поставщика двора Его Императорского Величества". Вот я и хотел обратить внимание на то, что когда Смирнов был ещё в России, он поставлял по личному желанию, просто как московский купец, губернатору Москвы, а губернатором Москвы был родственник царя, племянник или дядя он потом стал следующего царя. Он был Императорское, но не Величество, а Высочество. И это не императорский двор. Каждый великий князь имел свой двор. — Это значит, сам Император, возможно, никогда не пил "Смирнов"? Вильям Похлебкин: — Это точно, что он не пил, потому что он пил совершенно другую водку, он пил водку, произведенную где—нибудь, может быть, даже в его хозяйстве. То есть производили дворяне, он же дворянин был, и он имел право на личное производство, а они производили, очищая водку, любой спирт. Вливали в спирт ведро яиц и ведро молока или три ведра молока, что им стоило, и очищали таким образом. Почему? Потому что эти коагуляторы действовали, тем более, когда в горячий спирт, в теплый... они всё в себя втягивали, все сивушные масла, эфиры, альдегиды, все это. И это выбрасывалось как омлет свиньям — и водка чистейшая. Еще пропускали через песчаный и угольный фильтр. Что ему, цистерны нужны? — Вот этот "Смирнофф" и вот этот "Смирнов", у меня ощущение, когда я смотрю на эти бутылки, что пили в Питере при царе. Вильям Похлебкин: — Нет, это можно стопроцентно дать голову на отсечение, что они не пили. Конечно, мы не можем воскресить Александра Третьего. Александр Третий особенно много пил, он пьянствовал. Есть дневники, есть дневники его жены, и всё он скрывал от нее, что он пьянствовал. И у него были такие большие сапоги, он туда эти бутылки засовывал, и играл когда в карты со своим адъютантом, они вытаскивали без всяких рюмок. А царица, она видела, что он уже немножко... — Немножко, как ваш президент? Вильям Похлебкин: — Я думаю, президент больше. Потому что тот все—таки понимал, что он царь и какие—то рамки должны быть. Все—таки царь отличается от простого человека. Простой человек, прорабом или десятником был, уровень социальный он остался, несмотря на то, что человек, может быть, и секретарь обкома — это ничего в конце концов не меняет — или президент. Это должность. Он же не меняет общий уровень культуры, который за жизнь создается. Вот я читал даже, что в Швеции во время операции на сердце Наина Иосифовна приносила ему немножко коньячку. Теперь о рецепте. Не нужно думать, что это какие—то написанные рецепты: людей, далеких от производства водочного, это завораживает, гипнотизирует. Рецепты! При современном производстве рецепт, по сути дела, одинаковый. Ведь в водку же не дают никаких ароматических добавок, если она не делается специальная: лимонная, анисовая и так далее. Вы понимаете, дело ведь в чём? Например, такая маленькая деталь — скорость прохода через фильтр и то играет большую роль. Вот у вас есть эта жидкость, и вот жидкость проходит, и фильтр не изменяет её, но одна проходит со скоростью десять минут, скажем, пять литров, а другая проходит две минуты эти же пять литров, и разница уже большая. Почему? Ну ясно, что там, где большая скорость, там проходит и пробивает этот фильтр, он не успевает. Но ведь это очень невыгодно уменьшать скорость прохода. Ведь проходит огромное количество, миллионы гектолитров. И если вы уменьшаете скорость прохода на десять минут для одного литра, то это значит вы чуть ли на полмесяца, на месяц задерживаете все производство, оно медленнее. А это значит, что вам нужно месяц платить всему заводу зарплату. Вы понимаете, сейчас вопрос качества не в том, кто его производит и какой рецепт, рецепты все одинаковые, а в том, какова себестоимость, и может ли этот производитель позволить себе быть честным и производить водку себе в убыток. Потому что ему нужно платить и налоги, и таможенные. Он все это считает, и не хочет, чтобы он не имел прибыли, а прибыль он хочет большую. Вот почему смешно говорить сейчас о рецептах. Какие рецепты, они давно всем известны и вся технология, это же не атомная бомба! Дело в другом. Дело в том, что только государство может пойти на некоторые убытки — потому что оно все—таки государство, и получает всю прибыль, оно просто может быть не таким жадным — оно только может, любое государство, я не говорю, какой это государство будет иметь строй: диктаторский, демократический, главное — один хозяин. И это не только для России, для любой страны, государство может установить контроль реальный и может этот контроль направить на очищение этого продукта. Поэтому, если в демократических западных государствах налогообложение, дисциплина, культура производителей позволяет, чтобы не государство само производило, а контролировало другими способами — пожалуйста, но в России —нельзя. Потому что если аппарат работает на каждого отдельного производителя, то невозможно учесть ни качество, ни другие компоненты. Но, как в каждом деле, имеет значение сырье. Если у вас сырье плохое, то вы из него не сделаете ничего хорошего. Поэтому водка из зерна в целом, любого зерна — пшеничного, ячменного, овсяного, ржаного лучше, качественнее, заранее можно сказать, чем водка из картофеля, из свеклы, из сахара. Почему? Потому что изначально картофель, свекла и тростник сахарный содержат такие вещества, которые нужно очень долго освобождать, плохие вещества. А в этих почти нет. Зерно неодинаково. В ржаном зерне, если вы производите водку, даже самогон плохо умеете делать, всё равно вредных веществ будет меньше, чем в пшеничном. Почему? Потому что если вы возьмете зерно пшеничное и затем раздавите бутылкой, то у вас при раздавливании вокруг зерна будет жирное пятно, а если вы положите ржаное так же и раздавите, жирного пятна не будет. В пшеничном зерне больше масел, чем в ржаном. Вот вы делаете водку из ржаного зерна, где почти масел нет, следовательно, и освобождать не от чего. А для пшеничного вам нужно ставить особую аппаратуру, чтобы освобождать от масел. Да вы и не освободите от всего, потому что они так тонки. Традиции бывают правильные и неправильные, традиции передаются в определенной среде. Есть такой персонаж у Евгения Петрова — когда Ильф умер, он тоже решил писать произведения, но у него не получилось — одно произведение он написал, "Японцы". Так вот японец решил стать шпионом в России и все выучить, как по—русски правильно. Надо, мол, стопочка — раз, стопочка — два, стопочка — три. И он считал, что он настоящий русский. Но он учился—то у кого? У пьяницы, у шоферни. А потом он пришел в хорошее общество и там на него посмотрели: где тебя так образовали? Ты же иностранец, откуда ты таких плохих манер набрался? Вообще—то любой спиртной напиток — вино, водка — если они употребляются в застолье, должны быть связаны с характером еды. Красное вино вы употребляете только с дичью и с мясом жареным, а водку нужно только с русскими закусками. То есть невозможно есть, скажем, севрюгу, семгу без водки. Даже если этот человек не пьет, он должен употребить для того, чтобы кушанье отдало все свои особенности, заиграло всеми своими сторонами. Например, Северянин, есть такой поэт, у него есть такое стихотворение "Икра и водка", где он пишет, что когда видишь икру на столе черную и рядом стоит бутылка водки, даже когда очень устал, когда плохое настроение, вот сразу это меняет, потому что это гармония, и ты успокаиваешься. Поэтому нужно съесть и немножко запить, не закусывать. А вот выбор, выбор, между прочим. Необязательно иногда пробовать, достаточно внимательно осмотреть бутылки. Названия, вот здесь очень важная традиция, могут быть совершенно нехарактерные, явно выдуманные. У водки очень мало названий, это "Московская Особая", это "Столичная". Причем "Московская Особая" — это традиционное название, которое идет с 19—го века, и правительство ГОСТ устанавливало на нее, то есть государственный стандарт. "Столичная" тоже —с 39—го года. Но в "Столичную" добавляется небольшое количество сахара, здесь сахар играет роль смягчителя. Она действительно кажется более мягкой. А все другие названия — "Ягодка" или "Малютка" или еще что—нибудь, названия, которые к водке не относятся, но это надо чувствовать. Эти названия производятся людьми не знающими русский язык, а имеющими в качестве советников русских эмигрантов, которые подсказывают интересное названия, не понимая традиций спиртовых названий. Вот есть "Шардене", есть "Мерло", есть "Каберне" — они тысячу лет будут. Как же будет ориентироваться покупатель? Ему нужно именно "Каберне" или именно "Мерло", он же привык к этому. Потом они же для разных блюд, икра, рыба соленая, копченая — для нее нужна водка. Я вот сам солю, я два дня или три назад посолил, а что получилось, я еще не знаю. Почему нельзя нарезки? Они настолько тонкие и красивые, но лежат в полиэтилене, у них никакого вкуса. Поэтому получается, что если вы не ощущаете вкуса определенного у рыбы, то вы не можете водку ощутить как компонент. — Водка может быть только чистая или нечистая? Вильям Похлебкин: — Совершенно верно. Вот эта формулировка классическая. К ней приходит потребитель только в результате того, что он осознает, что это такое. Вот это моя цель, чтобы все потребители были достаточно подготовлены. Всё—таки потребитель — это большая сила, если они не будут покупать ерунду, это заставит производителей. Считается, что водка не имеет ни запаха, ни цвета. Но русская водка, вот именно "русская водка", уже с 18—го века отличалась. Русскими водками только ароматизированные считались. Русский человек любит ароматизированные. У него были водки на все буквы алфавита. В крестьянской избе нет функциональных помещений, там одно — столовая, она же спальня, она же комната, она изба и она же кухня. Но потреблять дома не давали водку, правительство не давало. Правительство заставляло с 16—го века водку только в кабаках пить, а в кабаках царская водка была, производитель — государство, царь, и он производитель только водки, а не еды. Еда это нечто частное. Поэтому еда не соединялась в России с водкой до начала 20—го века. Приходили в кабак только пить, потому что нельзя было в другом месте пить, ведь не было бутылок. В России не было бутылок, до 1902—го года не было бутылок. Можно было взять в кабаке ведро 14 литров, но кто же мог? Исторически так сложилось. Мы уже сто лет почти живем в других исторических условиях и менять не то что пора, а нужно было с самого начала. Но традиции у нас, за ними не следят, кем они передаются и как, и на каком уровне. Поэтому 13—14—летние подростки также пьют водку, как и в 16—м веке — залпом. Производство водки выгодно тогда, когда оно некачественное: потому что из худшего сырья, меньше внимания, дешевле. У меня вот этикетка, я ее открою. Видите, здесь Петр Арсеньевич, а тут поставили годы его жизни — 1831; в 1818—м он еще не родился, как я говорил. Было два заявления советского правительства, причем на таком уровне, что поехал туда Микоян, говорил как министр внешней торговли. Необходимость государственных интересов. Просто обратить внимание: ну нельзя же врать до такой степени — еще не родился. У меня нет плошки, в которую нужно выплевывать дегустатору, я же пить не буду. Вот что я могу сказать: я впервые ее пробую, у нее приятный аромат, совершенно, я бы сказал, не руссководочный, сильно отличающийся. Значит здесь есть какие—то компоненты, какие—то добавки. Чисто эмоциональное восприятие — да, она хорошая, но ее состав и химия — я знаю, что это маскировка умелая. Даже на запах, она имеет запах, а это уже не водочность, водка не должна иметь запах. У нее особый вкус, который проявляется в связи с закуской только. Чувствуешь — вот это водка, да. Я могу сказать что это. Вот на этой водке написано: "Водка", мелкими буквами; крупными "Старорусская", то есть это выдуманное название. Что значит "Старорусская"? Они хотят сказать, что это какая—то старая. Но как раз старая русская водка хуже была, чем современная, потому что уровень технической очистки, дистилляции прогрессировал. А старорусская, конечно, если она даже настоящая старая русская, в 19—м веке в России была 23—25 градусов всего, то есть это тоже неправильно, она должна быть 40 градусов. Почему? Потому что только при сорока градусах, это Менделеев путем исследования всех спиртоводных растворов, растворов спирта в воде или воды в спирту, он показал, что на этом уровне получается полное соединение молекул. Молекулы воды и молекулы водки не проникают друг в друга, но соединяются. Сравните с мостовой, с такими камнями, которые входят один в другой. И молекулы так же соединяются, что и создает нормальное восприятие этой водки, она не отторгается. А здесь уже само название показывает, что она фальсифицированная. То есть вы что хотите сказать: вы также плохо очищаете, как ее очищали век или два века или три или четыре назад? Более того, ведь в России не было стеклянных перегонных аппаратов, гнали просто в деревянных желобах. Вы понимаете, что в деревянном желобе открытом терялось огромное количество, 50% выходило в воздух и на пол. Второе, что я хочу сказать. Здесь написано, где она произведена: город Подольск, улица Окружная. У нас не было в Подольске государственного предприятия такого уровня, которое бы могло выполнить технические условия и государственный стандарт. Значит это какое—то приспособленное помещение. А поскольку для того, чтобы правильно шла фильтрация, правильно смешивание — это давно доказано учеными, специальными техниками в начале века, когда Менделеев жил — вот эти огромные чаны, в которых происходит смесь воды и спирта, должны быть ровно 4 метра 10 сантиметров, два этажа нужно. Где такие помещения? Нету. Если они производят в помещении другого размера, значит они делают эти сортировки другого размера, следовательно, нарушают элементарные механические и технические условия. Следовательно, это плохо. Вот сейчас да, производят в любом каком—то маленьком месте, в деревне, маленький городок, где раньше не делали. Уже одно то, что раньше там не делали, не было специального заводского оборудования, помещения, все, что требуется для этого, уже говорит, что нарушаются элементарные механические и технические условия и продукт не может получаться в этих условиях правильно. Нельзя прыгнуть выше головы, как говорится. — Это значит по запаху будет понятно, что плохая? Вильям Похлебкин: — По запаху? Да вы можете добавить какую—нибудь химию, чтоб приятно пилось. Вы когда—нибудь пили "Грантс"? Прекрасно, совершенно четкий аромат, который вообще у крепких напитков не бывает, правильно? Он больше походит на аромат ликера. Здесь аналогично: чуть—чуть такого аромата. — Но он говорит, что это по его старым рецептам. Вильям Похлебкин: — Но рецепты... Надо понимать одно — это не относится к существу, это все равно, что каплю розового масла капните, которое химически не участвует, это маскировка. Цветная маскировка, а может быть, ароматическая маскировка. Все. Оно к рецепту не относится, к рецепту самой водки. — Это значит по запаху вы не узнаете, хорошо это или плохо? Вильям Похлебкин: — Да, в этом всё дело. — Вы можете узнать, что плохо — только на следующее утро? Вильям Похлебкин: — Да, но это большой риск. Я думаю, что я вам много слишком налил. Нужно очень маленькими глотками, чтобы вкус не смывался. Таким образом, вы за целый обед можете выпить 25 грамм такими малюсенькими глотками, чтобы это было добавлением, акцентом вкуса. Источник Исторические вехи Воплощая в жизнь декрет Совнаркома от 19 декабря 1919 года “О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ”, первыми в Енисейской губернии антисамогонные акции начали осуществлять части Красной Армии. 19 июня 1920 года отдел управления губревкома направил в уездные отделы управления распоряжение “принять самые решительные меры против преступного расточения хлебных запасов”. На местах для борьбы с винокурением были созданы специальные уездные тройки и волостные комиссии, которые проводили ее через волисполкомы, сельсоветы, комячейки и милицию. Часть населения оказывала представителям власти помощь в обнаружении и изобличении самогонщиков, добровольно сдавала аппараты. Когда минусинская милиция с помощью местных коммунистов обнаружила в деревне Верхняя Буланка Моторской волости самогонный завод с 500 ведрами браги и провела шестичасовую беседу с крестьянами, то сход постановил уничтожить или сдать все самогонные аппараты, а сельсовет для этой цели мобилизовал жителей. Хакасы в марте 1923 года сдали триста аппаратов, существовавших для курения араки. С июня 1922 года вступил в силу Уголовный кодекс (УК) РСФСР со статьей 140, которая карала лиц, занимавшихся приготовлением и сбытом спиртных напитков, лишением свободы на срок не ниже одного года с конфискацией части имущества. В ноябре того же года данная статья была дополнена указанием, что самогонщики—промысловики должны наказываться лишением свободы на срок не ниже трех лет с конфискацией всего имущества, а приготовление спиртного без цели сбыта, а также его хранение без оплаты акцизом караться штрафом до 500 рублей или принудительными работами до шести месяцев. Одновременно было принято решение о премиальных отчислениях милиции от штрафов. Введение нового УК РСФСР дало толчок широкой кампании борьбы с самогонщиками. Начиная с января 1923 года организовывались специальные двухнедельники. Проводя эту кампанию, работники некоторых волисполкомов использовали подписку, которую брали у председателей сельсоветов. В этих документах их авторы подписывались в том, что если они допустят выгонку самогонки на своей территории или станут укрывать ее участников, то сами будут преданы суду. Практиковаться стали и штрафы, налагаемые властями за самогоноварение на целые села. В двухнедельник, повторенный в феврале того же года, в целом по губернии было изъято 540 самогонных аппаратов, а к ответственности привлечен 1041 самогонщик. Объявленный с 1 апреля 1923 года ударный месячник оказался более результативным, чем предшествовавшие кампании, так как крестьяне, готовясь к празднованию Пасхи, усиленно гнали самогонку. В целом по губернии с января по октябрь 1923 года было произведено 3622 обыска: изъяли у населения 1691 самогонный аппарат, уничтожили 1103 ведра суррогата. В суд было направлено 3012 дел, кроме того, 460 дел получили разрешение в административном порядке. 20 декабря 1923 года постановлением губисполкома был объявлен еще один месячник по борьбе с пьянством и самогоноварением. На 20 января 1924 года милиция провела 1470 обысков, отобрала 1153 аппарата, 680 ведер самогона и возбудила 1180 дел. Но эта кампания проходила в условиях гласности: самогонщики, осведомленные о предстоящем месячнике, вовремя свернули свое занятие и укрыли аппараты. Новый месячник, проводившийся в марте 1924 года в Минусинском уезде, дал положительные результаты, но не искоренил самогоноварение. Живучесть промысла была обусловлена избытком хлеба на рынке, заменой натурального налога денежным и длительностью рассмотрения дел в суде. Продолжавшаяся борьба с самогоноварением в апреле — июне того же года характеризовалась по губернии следующими данными: в это время было произведено 1817 обысков, изъято 762 аппарата, 1552 ведра самогона, к ответственности привлечены 2108 человек. Подобные меры принимались властью и в дальнейшем: за январь — март 1925 года милиция провела 2902 обыска, изъяла у населения 1097 аппаратов и 17,2 тысячи литров суррогата. К этому времени большинство участников антисамогонной борьбы уже убедились в ее бесперспективности. Судя по официальным документам, крестьяне еще с 1923 года говорили о том, что самогоноварение закончится только с возобновлением продажи водки. Признаки охлаждения к этой борьбе появились у милиционеров. В то же время милиция, озлобившись на неуемных самогонщиков и выявляя их, переходила грань дозволенного. По—прежнему сложным оставалось отношение к потреблению алкоголя у местных властей. Громом аплодисментов на VI губернском съезде Советов (апрель 1925 года) было встречено заявление делегата Т.М. Суренкова: “Я тоже пью, но кто видел меня пьяным?” При обеспокоенности, прозвучавшей в его выступлении (“Мы все сопьемся и пропьем советскую власть”), выступление не намечало конкретных мер и перспектив. “Даже если в каждый двор посадить по милиционеру, — утверждал оратор, — все равно ничего не получим”. В ответ председатель губисполкома П.И. Шиханов нашелся лишь в раздражении сказать, что “будем намечать дворы к высылке в Туруханский край”. Не трожь “святое” Крестьянство все сильнее выражало свое недовольство антисамогонными действиями властей. В конце 1924 года повальные обыски и облавы на самогонщиков в селе Знаменское Минусинского уезда милиционерами и сельисполнителями едва не закончились кровавым побоищем. Одного из участников облавы крестьяне избили, а вслед удалявшемуся из деревни отряду кричали: “Красноголовики! Колчаковцы!” Но случалось, что на представителей власти нападали, а порой и убивали. В 1923 году в деревне Бражная Канского уезда жители убили милиционера, составлявшего протокол на обнаруженную им самогонку, а за ее изъятие в селе Нахвальское Красноярского уезда — председателя волисполкома и коммуниста Черняева. Также при оформлении документа на конфискацию домашнего вина в селе Межово Енисейского уезда 16 ноября того же года пьяной компанией из дробового ружья был ранен начальник 1—го района уездной милиции Ф.С. Лукашевский. 19 февраля 1919 года в деревне Кыжелак Красноярского уезда при изъятии самогона был тяжело ранен старший волостной милиционер П.Я. Бакулин и избит Ф.М. Широких. По доносу сексота начальник 6—го района Красноярской милиции Я.Я. Гигуль обнаружил самогонный завод, принадлежавший уярским хуторянам. При этом осведомитель, оказавшийся предателем, ранил милиционера, который затем скончался в больнице. 8 апреля 1925 года прибывший в деревню Троицкая Красноярского уезда начальник 9—го района уездной милиции Ф.Ф. Садретдинов с сельисполнителями, застав крестьян на выгонке, изъял аппарат, четыре ведра самогонки и 80 — браги. Тогда самогонщики, возглавляемые семьей Дорошенко, решились на провокацию. Пригрозив убийством, они заставили заезжего крестьянина оговорить начальника милиции в продаже ему изъятого у самогонщиков спиртного. Самогонщики, разоружив и связав сельисполнителей, начали избивать Садретдинова, которому при отнятии оружия выстрелом обожгло лицо. Но при вмешательстве других жителей они не решились на самосуд и доставили задержанных в сельсовет соседней деревни Аешка. Здесь они сами подверглись аресту. Судебные органы приговорили самогонщиков к пяти годам заключения и трем годам поражения в правах. Государство и зелье: новый этап борьбы С целью сбить волну самогоноварения в деревне и усилить поступления в бюджет государство 5 октября 1925 года решилось на ввод казенной винной монополии. Исключительное право на приготовление и продажу 40—градусной водки получил Центроспирт, который выбросил ее на рынок по цене один рубль за бутылку. Енисейские крестьяне встретили выпуск водки в основном благожелательно. Но усилившееся потребление алкоголя заставило Центроспирт повысить стоимость водки почти в полтора раза. Недовольная этим деревня, население которой считало, что самогон намного дешевле водки, а крепостью ей не уступает, уменьшила объемы покупаемой водки. Государство было вынуждено с лета 1926 года вновь снижать цены на водку. Из—за этих манипуляций с ценами самогоноварение в деревне вновь возросло до прежнего уровня. Соответственно продолжалась борьба с ним. В 1925 году в селах Красноярского округа милиция произвела 2458 обысков, изъяла 912 самогонных аппаратов. Поиски самогона переходили на деревенскую периферию, в таежную глушь, где у крестьян все еще имелись крупные винокуренные заводы. В 25 верстах от Канска милиционеры обнаружили самогонный завод, где находились емкости с двумя тысячами литров браги. Было уничтожено 25 ведер самогона и привлечены к уголовной ответственности десять человек. 22 мая 1926 года на участке Рудяной Тасеевского района участковый милиционер нашел “очаг самогонный” — завод с 500 ведрами браги в 22 кадках. По—прежнему борьба властей с самогоноварением сопровождалась сопротивлением крестьян и кровавыми эксцессами. Летом 1925 года в деревне Сосновка Манского района комсомолец за выявление самогонщиков зарезал другого комсомольца. 21 мая 1926 года в селе Шилинское возникла перестрелка между самогонщиком и работником сельсовета, которая закончилась ранением и смертью последнего. После обнаружения самогонного завода на участке Рудяной в сельсовет явился его житель Юрин, находившийся под следствием за попытку покушения на жизнь председателя сельсовета, и нанес милиционеру побои. В дальнейшем группа крестьян освободила задержанного Юрина и пыталась обезоружить милиционера. На этом “фронте”, как считают историки, власть окончательно сдалась в 1927 году, когда частное винокурение впервые за послереволюционную эпоху было фактически легализовано. Приготовление самогона для собственного потребления в УК РСФСР было переведено из уголовных преступлений в разряд нарушений административных правил. С января 1927 года вступил в силу новый УК РСФСР, не предусматривающий каких—либо наказаний за деяния, связанные с самогоноварением. Однако уже с марта 1927 года государство начало ограничивать продажу спиртных напитков малолетним, лицам в нетрезвом состоянии, запрещать распитие их в общественных местах. Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР (от 26 августа 1927 года) и циркуляру НКВД “Об устранении препятствий в открытии лавок Центроспирта” (от 22 ноября 1927 года) были приняты меры к расширению продажи казенной водки. Между тем, вопреки утвержденным новым правовым нормам, самогоноварение и соответственно борьба с ним в Красноярском, Канском, Ачинском, Минусинском и Хакасском округах не прекращались и в 1927 году: до середины этого года милицией по данной статье было возбуждено 1927 дел. Лишь 2 января 1928 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление “О мерах усиления борьбы с самогоноварением”, где приготовление, хранение, сбыт самогона вновь запрещались, и за эти нарушения предусматривались административные наказания в виде штрафа до ста рублей или же принудительных работ на срок до одного месяца. Во исполнение этого постановления милиция начала новую ударную кампанию против самогонщиков. На 22 января 1928 года только у крестьян Минусинского округа было отобрано 478 самогонных аппаратов, 40,5 тысячи литров браги, 2984 литра самогона, к судебной ответственности привлечены 120, а в административном порядке еще 32 самогонщика. На этот раз антисамогонные акции проходили при поддержке определенной части деревенского населения, особенно женщин. К февралю того же года сельсовет Минусинского округа изъял только 38 аппаратов, тогда как 204 было сдано самими крестьянами. В то же время милиция за выгонку самогонки оштрафовала 406, отправила на принудительные работы 37 и привлекла к судебной ответственности еще 39 человек. Новая вспышка потребления алкоголя в енисейской деревне имела место во время “великого перелома”. В 1930 году среди крестьянства отмечалось “небывалое” групповое пьянство, длившееся целыми неделями. Жители села Сабинское Бейского района Минусинского округа в 1929/1930 хлебозаготовительном году заплатили девять тысяч рублей налогов, а в течение месяца из винной лавки закупили водки на сумму в 8,5 тысячи рублей. Крестьяне деревни Лукьяновка, где насчитывалось 135 хозяйств, за один день выпили 13 ведер водки. Лица, объявленные “кулаками”, часто решали так: “Продам все, что у меня есть, пропью, а затем пойду в тюрьму”. * * * Потребление спиртного занимало немалое место в жизни енисейских крестьян и во многом определяло Культурный облик послереволюционной деревни. Но в переломную эпоху спектр побудительных мотивов пьянства значительно расширился, масштабы возросли, а его последствия стали более значимыми. Во время вооруженной борьбы с колчаковским режимом алкоголь стал впечатляющей подпиткой “революционного энтузиазма” крестьян, порой оказывал решающее влияние на ход дальнейших военных действий повстанцев, а также на их поведение в быту. Начиная с военного коммунизма и завершая коллективизацией, енисейская деревня на все социально—политические события реагировала новыми запоями, усиливавшими хаос в ее жизни и отношениях с внешним миром. Деградация и пьянство являлись своеобразной формой протеста крестьян против новых устоев жизни, принесенных в деревню коммунистами. Пример подобного поведения показывали представители власти, независимо от ее окраски, пившие и потворствовавшие распространению этого социального зла среди крестьянства. И колчаковский, и коммунистический режимы, пытаясь пополнить свои бюджеты “пьяными” деньгами и проводя непоследовательную антиалкогольную Политику, тем самым спаивали и разлагали население. Енисейское крестьянство в постреволюционную эпоху предпочитало потреблять самогон, производство которого имело для него еще и важное экономическое значение. В это время объемы самогоноварения в деревне стали весьма значительными, пьянство же крестьян приобрело форму социального бедствия. Принявшая широкий размах борьба советской власти с крестьянством на почве самогоноварения вызывала не только недовольство, но и доходила до острых конфликтных ситуаций. Попытки и колчаковской, и советской властей искоренить самогоноварение в енисейской деревне, натолкнувшись на сопротивление крестьян, оказались безуспешными. К 1930—м годам проблема пьянства не только не была разрешена, но с переходом к коллективизации еще более усугубилась. Александр Шекшеев, кандидат исторических наук, Абакан Источник Крепкие спиртные напитки List of countries by alcohol consumption per capita Pisco — puro, аcholado или mosto verde... List of piscos Коктейль Pisco Sour и другие смеси Перу: Glosario del pisco del Perú Bebida alcohólica Чтиво |