Сон в
летнюю ночь. Сон в руку. А в ногу почему-то не бывает. Крепкий сон.
Мертвый сон. Вещий сон. А не верю я, Васька, ни в чох, ни в сон, а верю я,
Васька, в свой булатный меч. И в грустный сон душа ее младая,
бог знает, чем, была погружена.
Первый сон Веры Павловны. Второй
сон Веры Павловны.
Спящая
красавица. Впрочем, красавица, как и мертвый сон заодно с крепким, это
уже из другой оперы, хотя и балета, поскольку тут имеется в виду не
виртуальная реальность, а физиологическое состояние.
Вообще-то «спать» – слово
древнейшее, оно и у англичан звучит похоже – «слип», и у немцев – «шляфен».
Правда, изначальное «ль» в русском языке сохранилось только в первом лице
настоящего времени – я не «спю», а «сплю».
А вот французы, потеряв «ль» как
звук, сохранили его как букву: говорят «соммей», а пишут «sommeil». Но это
все – филология, она одинакова у всех, а жизнь у каждого своя, и сны – свои.
Самым удивительным в моих снах
мне кажется их повторяемость, наличие в мире моих снов сериалов,
объединенных общим временем, одним и тем же местом действия, одними и теми
же действующими лицами. Ну, прямо по
Буало.
Некоторые такие сновидения являлись мне в течение всей моей сознательной
жизни, с тех пор, как я себя помню. А первое из них это сон-кошмар про
открывающуюся дверь.
Я лежу или сижу в хорошо
освещенной комнате, один, глубокой ночью, и знаю, что во всем доме, кроме
меня, никого нет. Внезапно очень медленно и совершенно беззвучно начинает
приоткрываться дверь, и в проеме медленно и беззвучно возникает кромешная
тьма.
Меня охватывает ужас, я пытаюсь
закричать, позвать кого-нибудь на помощь, но довольно долго звук буквально
застревает у меня в горле, потом появляется какой-то жалкий писк, потом я
просыпаюсь от собственного крика. И каждый раз обнаруживаю, что лежу на
левом боку, на сердце.
С более позднего возраста, но
тоже с детского, меня посещал сериал про короткую рубашку. В отличие от сна
про дверь, я в этих снах никогда не пребывал в одиночестве, напротив, меня
всегда окружало множество людей, иногда знакомых, чаще незнакомых.
Обычно дело происходило на
людной улице, никогда не виданной мною в реальности, но сразу же узнаваемой
во сне. Я куда-то иду, в какое-то абсолютно необходимое мне убежище, иду
очень быстро, иногда бегу – потому что на мне нет никакой одежды, кроме
ночной рубашки, едва доходящей мне до пояса. Когда я стал взрослым, я
научился прерывать этот кошмар, мысленно говоря себе: «Это же сон! Ты же
видел его много раз!»
Эти два повторяющихся
сна-кошмара, ведущие свое начало с детских страхов, по своему содержанию
достаточно примитивны. В отличие от них три других моих повторяющихся сна
представляли и продолжают представлять собой полнометражные сериалы, целые
виртуальные миры, отличающиеся от реального мира только тем, что в них
продолжают жить и взаимодействовать со мной давно ушедшие в мир иной люди.
2
В одном – друг детства
Володя Янчевский, оставшийся на войне. В другом –
отец, тоже с войны не вернувшийся. В третьем –
мать. Сны про отца и Володю
начали сниться мне почти одновременно, сразу после
войны, когда надежды на их
возвращение окончательно угасли. Суть этих снов заключалась в том. что и
отец, и Володя не погибли, они живы, более того, оба вернулись в Москву. Но
далее, в снах, события развивались по-разному.
Отец
не жил с нами, со мной и
мамой, у него была какая-то другая жизнь. Но он
приходил к нам, мы о чем-то подолгу с ним разговаривали. То есть
разговаривал с ним только я,
мамы во сне не было, хотя я знал, что она где-то
рядом. Отец выглядел совершенно так же, как во
время нашей последней встречи, в феврале 1941 года. Иногда даже моложе, не с
белым чубом, а с черным. И вообще в снах про отца бывали варианты.
Иногда не он приходил к нам, а я
отправлялся к нему. Во сне я знал,
где он живет – с Мясницкой улицы всегда сворачивал в
Большой Харитоньевский переулок, а дальше шел к Чистым прудам. Но ни в одном
сне ни разу мне не удалось дойти до его дома, я всегда просыпался раньше.
Первые годы – в слезах, потом, когда прошло десять, двадцать, тридцать лет,
то чаще без слез.
А
Володя Янчевский, перейдя в мои сны, продолжал
жить в своем доме в Даевом переулке, в своей довоенной квартире, со своим
довоенным телефоном. Во сне мы обычно договаривались о встрече, но по самым
разным причинам встреча никогда не происходила.
Закончив телефонный разговор, я
почему-то долго не мог застегнуть заевшую молнию на куртке или завязать все
время развязывающиеся шнурки ботинок, потом сбегал по лестнице, выбегал из
парадного или, чаще, с черного хода во двор, и все так же бегом, задыхаясь,
мчался по Садовой, вбегал в Уланский переулок, но сделать последние
несколько десятков шагов к
Володькиному подъезду мне никогда не удавалось.
Так что после
Володькиного отъезда в военное училище осенью 1939
года мы с ним больше ни разу не встретились. Даже во сне.
3
Третий сериал сформировался
гораздо позже этих двух, в 1990 году, когда через два года после своей
кончины в мои сны переселилась
мама. В них ей удалось полностью вылечиться от
перелома шейки бедра. Она живет теперь не в
нашем доме на Мясницком проезде, а неподалеку от него,
на Садовой-Спасской, в высоком доме, расположенном рядом с выходящим на
Орликов переулок домом Ефремова, на шестом этаже, направо от лифта.
На самом деле такого дома не
существует, но во снах я всегда его узнаю. Но самое замечательное
заключается в том, что
мама живет вместе со своей матерью, моей бабушкой
Марией Иосифовной, и продолжает ездить на работу.
Чаще всего во сне я встречаю
маму выходящей из дома.
Одета она всегда одинаково – в
свое старенькое пальто из тяжелого темно-синего драпа, в котором я когда-то,
не во сне, а в реальной жизни, привез ее в Коньково, в академический
пансионат для престарелых ученых.
А из рук она никогда не
выпускает свой старенький коричневый портфель. Когда я снова вижу
маму на ногах, меня охватывает такая радость, что все
в моей голове перепутывается, и я начинаю считать свой сон реальностью, а
реальность – дурным сном. Но это продолжается всего несколько мгновений, и
как раз на этом месте моих размышлений неустойчивое равновесие между сном и
бодрствованием резко смещается в сторону бодрствования. И я просыпаюсь с
камнем на сердце, лишний раз убедившись в том, что человеческая жизнь
существует только в одном экземпляре. И задним числом ничего в ней исправить
нельзя.
4
Два слова о путанице между
реальностью и сновиденьями. Именно ей, по всей видимости, люди обязаны верой
в привидения, в явления святых и нечистых, в то, что можно узнать местность,
в которой ранее не бывал. На самом деле, скорее всего, и привидения
возникают, и святые и нечистые являются, и узнанную местность ранее
посещают.
Только все эти возникновения,
явления, посещения, узнавания происходят не в реальной жизни, а в
виртуальных мирах сновидений
Источник
Оглавление
www.pseudology.org
|