широко распространенные в современной буржуазной философии, социологии, политологии, политической экономии представления о социально-экономических, политических, культурных и экологических условиях существования личности, включая условия труда и быта, время и организацию досуга, используемые товары и услуги, здравоохранение, образование, окружающую среду и т. п., представления о футурологическом идеале, т. е. желаемом будущем.
Нарастающие экономические и социальные трудности капитализма нанесли серьезный ущерб буржуазному мифу о якобы неограниченных возможностях его бескризисного роста и процветания. В трудном положении оказались буржуазные идеологи, предсказывавшие скорое наступление «постиндустриального», «технотронного» и т. п. общества, где на основе бурного развития науки и техники якобы не только сгладятся все социальные противоречия, но и наступит эра всеобщего благоденствия, нового, более высокого «качества жизни». Используя стремление трудящихся капиталистических стран улучшить свое социальное положение, добиться качественно нового уровня жизни, буржуазные и реформистские идеологи борьбу за новое «качество жизни» сводят к осуществлению реформ хотя и имеющих определенную ценность, но не выходящих за рамки буржуазного строя. С точки зрения теоретиков реформизма, для повышения «качества жизни» необходимо добиться улучшения «жизненных шансов», «шансов на образование», здравоохранения, технической и социальной инфраструктуры и т. п. Много говорится об охране окружающей среды и природных богатств (см. Природная среда и человек), истощаемых в ходе научно-технической революции. Значительное число буржуазных идеологов включилось в кампанию по пропаганде нового «качества жизни» в обстановке сурового режима экономии, связанного с энергетическим кризисом, неудержимым ростом инфляции, спадом производства. В понятие «качество жизни» включается также признание достоинства и ценности человеческой личности, и здесь оно стыкуется с «этическим социализмом», сводящим переустройство общества к нравственному совершенствованию людей. Все эти призывы к гуманизации общественной жизни, в том числе к достижению нового «социального качества жизни», повисают в воздухе, приобретают утопический характер, поскольку они не связаны с реальной борьбой против господства монополий.
В настоящее время понятие «качество жизни» прочно утвердилось в буржуазном обществоведении и используется в самом различном контексте. С точки зрения неомальтузианцев и их сторонников, «качество жизни» обратно пропорционально количеству жизней, т. е. численности населения земли. По мнению известного английского ученого и поэта Джона Байрема, качество жизни должно характеризоваться ее упрощением, а также «существенным сокращением численности населения земного шара, максимально возможной демеханизацией промышленного производства, преимущественно сельскохозяйственной ориентацией национальных экономик, деурбанизацией, коренными реформами в области образования и политики». Как это очевидно, под лозунгом «нового качества жизни» развернута целая программа социальных реформ, носящая реакционно-утопический характер. Вошедший на Западе в моду антитехницизм, негативное отношение к научно-техническому и всякому иному прогрессу, призывы перейти к «мелкомасштабному производству» и «вернуться к природе» сочетается с фактической апологией капитализма, поскольку виновным объявляется абстрактный «индустриализм», а также прирожденные недостатки не менее абстрактной «человеческой природы». Наконец, пороки и язвы капитализма механически приписываются реальному социализму, как одной из разновидностей «индустриальной цивилизации». Буржуазные специалисты по глобалистике все чаще истолковывают «качество жизни» в абстрактно-этическом и абстрактно-гуманистическом духе. Президент Римского клуба А. Печчеи в книге «Качество человека» усматривает главную движущую силу социальных изменений, в том числе решения глобальных проблем современности, в «новом гуманизме», в культивировании таких его принципов, как глобальность, стремление к справедливости, отказ от насилия. «Только путем соответственного развития во всем мире человеческого качества и способностей наш материальный цивилизованный мир может быть изменен и его громадный потенциал поставлен на службу человеку. Именно в этом должна заключаться человеческая эволюция», способная привести человечество к «жизнеспособному будущему». Качество жизни в данном контексте сводится к качественному изменению внутреннего мира человека в остающихся неизменными условиях современного буржуазного общества, что следует расценить как явную утопию.
В марксистской литературе разрабатывается понятие образа жизни. Будучи весьма широким по объему, понятие образа жизни имеет взаимосвязанные между собой количественную и качественную стороны. Если количественная сторона образа жизни выражается главным образом в определенной системе показателей материального благосостояния, то его качественная сторона — прежде всего в степени социальной свободы и условиях развития личности, в ее духовных и культурных ценностях. Именно социализм дает более высокое «качество жизни» личности, обеспечивая несравненно большую степень ее социальной свободы — свободу от экономической эксплуатации, от политического, национального, расового и всякого иного угнетения. Принципиально новое качество жизни трудящихся масс при социализме «отнюдь не сводится к материальному комфорту, — пишет Ю. В. Андропов, — а вбирает в себя весь спектр полнокровного человеческого бытия» (Коммунист, 1983, № 3, с. 14) (см. Образ жизни социалистический, Личность при социализме). Неизмеримо большие возможности для развития каждой человеческой индивидуальности предоставляет коммунизм как высшая фаза коммунистической формации.