борьба между завоевавшим государственную власть рабочим классом в союзе с руководимыми им непролетарскими массами трудящихся и свергнутыми реакционными эксплуататорскими классами и поддерживающей их международной буржуазией. Рабочий класс в этой борьбе выступает за ликвидацию эксплуататорских классов, революционное преобразование общества и обеспечение победы социализма.
К. б. — общая закономерность перехода различных стран к социализму. Она неизбежна потому, что завоевание власти пролетариатом не означает одновременного исчезновения классов с противоречивыми и даже антагонистическими несовместимыми интересами. Свергнутые эксплуататорские классы более или менее длительное время существуют в условиях переходного периода и оказывают ожесточенное сопротивление повой власти, положившей конец их политическому господству и посягающей на самое священное для них — частную собственность.
Исторический опыт показывает, что эксплуататорские классы, потеряв политическую власть, тем не менее сохраняют известные экономические позиции. Они располагают значительными материальными средствами, знаниями и опытом организации производства и управления, широкими связями со специалистами старого хозяйственного, гражданского и военного аппарата, а также с международным капитализмом. Внутри страны свергнутая буржуазия находит опору в мелкотоварном производстве, постоянно рождающем капитализм, использует колебания крестьянства, различных промежуточных слоев. Все это питает ее надежды на реставрацию старого строя, а они, в свою очередь, как отмечал Ленин, превращаются в попытки реставрации. Поэтому установление диктатуры пролетариата означает не прекращение К. б., а ее продолжение в новых условиях, в новых формах и новыми средствами.
В условиях диктатуры пролетариата пролетарское государство со всеми его органами принуждения, управления и воспитания выступает как главное орудие в руках рабочего класса в борьбе против сил и традиций старого мира. Формы К. б. пролетариата подчинены задачам утверждения, охраны и развития новой общественной системы и включают в себя не только насильственные средства, но и такие способы, как «использование» буржуазии, т. е. привлечение ее представителей для работы в народном хозяйстве и других сферах общественной жизни в интересах строительства социализма (см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 262—264).
Не было и нет таких стран, которые бы осуществляли переход к социализму без сопротивления со стороны эксплуататоров и могли обойтись без необходимости их подавления. Но характер сопротивления свергнутых классов в различных условиях далеко не одинаков и зависит от соотношения сил революции и контрреволюции прежде всего внутри страны, а также в международном масштабе. Если это соотношение складывается таким образом, что внутренняя и международная контрреволюция получает возможность прибегнуть к крайне ожесточенным, военным средствам сопротивления, то она использует и эту возможность, устраивая контрреволюционный путч, развязывая гражданскую войну, навлекая иностранную интервенцию и т. д.
Рабочий класс, осуществляя социалистическое строительство, не заинтересован в доведении К. б. до крайности, до вооруженных форм. Опыт показывает, что по мере того, как расширяется социальная база социалистической революции и усиливается изоляция наиболее реакционных сил внутри страны, а на международной арене соотношение классовых сил изменяется в пользу социализма, все более значительная часть буржуазии, реально оценивая складывающуюся обстановку, понимает безнадежность и гибельность для себя открытых и тем более вооруженных форм сопротивления власти рабочего класса. Такова общая тенденция, которая, конечно, не исключает проявлений острейших форм К. б. пролетариата.
В конкретно-исторических условиях СССР вся, или почти вся, буржуазия не проявила никакой готовности идти на компромисс с новой властью, решительно и упорно выступая против нее. Это серьезно затрудняло «использование» буржуазии. Вместе с тем здесь остро стояла проблема привлечения на сторону пролетарской власти буржуазной интеллигенции, ее перевоспитания. В странах народной демократии возможности «использования» буржуазии оказались значительно большими, и поэтому там шире применялись многообразные формы государственного капитализма, методы привлечения и перевоспитания представителей буржуазии и буржуазной интеллигенции в интересах сравнительно мирного социалистического преобразования капиталистической промышленности и торговли. Эти возможности могут расшириться в условиях, когда пролетариат придет к власти во главе мощного антимонополистического фронта.
В переходный период от капитализма к социализму пролетариату приходится вести К. б. не только непосредственно против эксплуататорских классов, решая вопрос «кто — кого» в пользу социализма, но и против идейно-политического влияния буржуазии на промежуточные, непролетарские массы трудящихся за максимальную изоляцию свергнутых реакционных сил, за укрепление руководящей роли рабочего класса и его марксистско-ленинской партии. Систематическое руководящее воздействие пролетариата на всех трудящихся Ленин рассматривал как особую форму К. б. пролетариата, как «преодоление известного, правда, совсем иного сопротивления и совсем иного рода преодоление...» (т. 39, с. 454—455). К. б. пролетариата в этой связи направлена на то, чтобы, обеспечивая прочный союз рабочего класса с непролетарскими массами трудящихся, не допустить их подчинения реакционной буржуазии.
К. б. пролетариата в переходный период направлена и на социалистическое перевоспитание и искоренение пережитков прошлого в сознании и поведении людей, в том числе и представителей самого рабочего класса. В центре ее находится борьба за воспитание новой дисциплины, организованности, коммунистического отношения к труду.
Общая тенденция развития К. б. пролетариата в условиях успешного строительства социализма ведет к упрочению позиций социалистических сил, к ослаблению сопротивления остатков враждебных классов.