конкретный человек, член социалистического общества в единстве его социальных свойств в сочетании с индивидуальными духовными и физическими особенностями, проявляемыми в социальной деятельности. Социализм признает личностью каждого человека, хотя качества личности проявляются по-разному и получают различную социальную оценку.
Марксистская концепция личности исходит из понимания человека как носителя, субъекта общественных отношений. Она органически сочетает взгляд на человека как на продукт социальной среды с признанием его активной роли в познании и преобразовании этой среды. «...Как само общество, — писал Маркс, — производит человека как человека, так и он производит общество» (т. 42, с. 118).
Марксизм доказал, а практика подтвердила, что субъектом общественной жизни личность становится при условии, если она действует в составе класса и если ее действия соответствуют объективным законам общественного развития. Социальная деятельность определяет такие качества человека, как его умение мыслить, чувствовать, эстетически оценивать действительность и т. д. «...По каким признакам, — писал Ленин, — судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, — а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты» (т. 1, с. 423—424). Основным источником и результатом социальной деятельности личностей является общество, определенный тип общественных отношений, в которые они включены. Будучи всегда продуктом своей эпохи, вступая в отношения с другими людьми, личность характеризуется принадлежностью к определенному социально-историческому типу. Социально-исторический тип личности меняется от эпохи к эпохе и в классовом обществе неизбежно приобретает классовые черты. Так, буржуазное общество порождает два основных, противоположных по своим чертам и направленности типа личности — капиталиста и рабочего.
Социальная роль личности при капитализме характеризуется понятием «отчуждение». Последнее возникает как прямое следствие господства частной собственности, эксплуатации человека человеком и характеризуется превращением продуктов деятельности человека, его способностей, свойств в нечто чуждое ему, господствующее над ним. Явление отчужденного труда устраняется с ликвидацией частной собственности и социальных антагонизмов. Это создает основу для превращения личности в подлинный субъект общественного развития, активно влияющий на условия своей жизни.
В условиях социализма возникает новое взаимоотношение между личностью и обществом, основанное на растущем единстве общественных и личных интересов (см. Коллективизм). Социалистический тип личности характеризуют такие черты, как коммунистическая идейность, проявляющаяся в коллективизме, интернационализме, высокой социальной ответственности, творческое отношение к труду, стремление к самосовершенствованию, гуманизм в отношениях с другими людьми, высокая культура поведения, непримиримость к недостаткам. Разумеется, эти черты в сознании и поведении конкретных людей проявляются по-разному, с различной полнотой, так как конкретная личность есть единство типического и индивидуального.
Место личности в системе общественных отношений, совокупность ее социальных функций, а также их оценка и самооценка определяют социальное положение личности. При капитализме классовая принадлежность личности определяет условия ее личной жизни и личной судьбы. При социализме меняется как общество, так и личность, ее социальное положение и социальный статус приводятся в соответствие с личной деятельностью, все более зависят от ее содержания. «Общественно полезный труд и его результаты, — сказано в Конституции СССР, — определяют положение человека в обществе». Социализм создает все условия для возрастания социальной роли личности во всех сферах жизни общества. Расширению социальных функций личности способствует не только процесс развития общественных отношений, но и внедрение в производство новейших достижений науки и техники, научная организация труда, привлечение всех трудящихся к управлению производством, развертывание социалистического соревнования. Немаловажное значение имеет в этой связи рост материального благосостояния трудящихся, повышение уровня их образования, культуры.
Возрастание социальной роли личности обнаруживается не только в труде, но и в тех сферах социальной жизни, где реализуются функции человека как гражданина и общественно-политического деятеля. Здесь особенно велика роль социалистической демократии (см. Демократия социалистическая), обеспечивающей подлинные гражданские права и свободы человека, создающей широкие возможности для привлечения его к выработке и принятию важнейших общественных решений, к осуществлению контроля за их выполнением. Свои расширяющиеся социальные функции социалистическая личность выполняет не как автономная, изолированная единица, а совместно с другими людьми в составе социальных общностей, коллективов. Поэтому возрастание социальной роли личности связано с совершенствованием деятельности политической системы, является прямым следствием возрастания руководящей роли Коммунистической партии. Утверждение высшей ценности социалистической личности в условиях развитого социализма отражено в решениях XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС, в Конституции СССР, важнейших партийных и государственных документах.
Развитое социалистическое общество обладает огромным потенциалом для развития творческой активности личности. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). Конкретные пути усиления заботы о личности в условиях социализма, новые требования к ней сформулированы в материалах ноябрьского (1982) и июньского (1983) Пленумов ЦК КПСС.
Высочайший социальный статус социалистической личности как труженика, гражданина, руководствующегося во всей своей общественной и личной жизни коммунистическими идеалами, опровергают измышления буржуазных идеологов о социализме как о строе, якобы не сумевшем преодолеть отчуждение личности, и о капитализме как об «обществе равных возможностей», в котором лишь от способностей человека зависит место, занимаемое им в социальном целом. В действительности только в социалистическом обществе социальная судьба личности зависит от ее способностей и качеств, от уровня ее сознательности, от ее отношения к труду.