М:, "Флинта", 1988, ISBN 5-89349-049-5, "Наука", 2000, ISBN 5-02-011311-5
Андрей Борисович Есин
Принципы и приёмы анализа литературного произведения
Идейный мир
Обыкновенно в качестве третьего структурного компонента Содержания наряду с тематикой и Проблематикой называют Идею. Однако на самом деле завершающий "этаж" Содержания не сводится к Идее, а оказывается гораздо сложнее, почему Мы и вводим термин "идейный мир" Произведения. В него целесообразно включать, помимо собственно Идеи, ещё Систему авторских Оценок, авторский Идеал и Пафос Произведения.

Если тематика — это область Отражения Реальности, а Проблематика — область постановки вопросов, то идейный мир — область художественных решений, это своего рода "завершение" художественного Содержания. Это та сфера, где становится ясным авторское Отношение к миру и к отдельным его проявлениям, авторская Позиция; здесь определенная Система Ценностей утверждается или отрицается, отвергается Автором.

Авторские оценки

Первым и наиболее очевидным проявлением авторской Позиции становится Система авторских Оценок. Любой художественный Образ не представляет собой механического копирования, в него вносится активное авторское пристрастно-избирательное Отношение к изображенному. Достаточно часто Система авторских Оценок в литературном Произведении понятна без специального Анализа: так, Нам ясно, что Фонвизин положительно оценивает Характеры Правдина, Стародума, Милона, Софьи и отрицательно — Скотинина, Простаковой, Митрофанушки; очевидно положительное Отношение Л. Толстого к Семье, основанной на Любви, и его отрицательное Отношение к Войне как к "противному человеческой природе" делу.
 
Однако в реалистических Произведениях Мы всё же чаще встречаемся со сложной авторской Оценкой того или иного Характера, с Оценкой, включающей в себя как положительное, так и отрицательное. Это происходит в силу того, что сами Характеры неоднозначны, содержат в себе противоположные Тенденции, которые невозможно оценить только со знаком плюс или минус. Таковы Характеры (и, соответственно, Оценки Характеров) Онегина и Ленского, Печорина, Раскольникова, Андрея Болконского, Лопахина и многих других литературных персонажей.
 
В этих случаях особенно опасно делить Героев на строго положительных и строго отрицательных — стремление во что бы то ни стало "отделить агнцев от козлищ" приводит в таких случаях к существенному Искажению авторской мысли и в конечном счёте — всего Содержания Произведения. Не менее опасно пытаться расчленить Характер таким Образом, чтобы он распался на группу положительных и группу отрицательных Свойств — такую процедуру нередко проделывают в практике школьного Анализа с наиболее сложными и неоднозначными Характерами, такими, как Печорин, Базаров, Раскольников.
 
В этом случае Ошибка не столь явно выражена, однако не менее опасна: живая индивидуальность, созданная Автором, превращается в схему, в некий "коктейль", в котором в той или иной пропорции "смешаны" положительные и отрицательные черты. Между тем реалистический Характер представляет собой сложное единство, которое не поддается механическому разложению, и часто одна и та же его черта в зависимости от обстоятельств, Формы проявления и т.п. поворачивается то своей позитивной, то негативной стороной. Прокомментируем сказанное на примере тургеневского Базарова. Безусловно неправомерно, как это нередко делают, считать положительными сторонами его Характера силу Духа, практичность, умение отстаивать свои убеждения и т.п., а отрицательными — презрительное Отношение к природе, Искусству, "романтизму" в человеческих Отношениях.
 
Неправомерно прежде всего потому, что и те и другие Свойства вырастают из общего корня — из высокой самооценки Базарова, из его Гордости, неразличимо переходящей в Гордыню. Привыкший рассчитывать и опираться только на самого себя, Базаров отвергает все, чего не понимает — это-то отчасти и дает ему силу, стойкость, убежденность. Характер не поддается механическому разложению на качества "плохие" и "хорошие", словно дело как будто только в том, чтобы избавиться от плохих, сохранив хорошие, — и перед Нами идеальный Герой. В художественном мире, как и в жизни, все гораздо сложнее, и недостатки часто предстают продолжением Достоинств или их модификацией.

Из сказанного ясно, что наличие в Произведении сложной, неоднозначной Оценки Характеров и ситуаций — качественно особый случай, который нельзя свести к комбинации положительной и отрицательной Оценок; к этому не следует и стремиться, не смущаясь тем обстоятельством, что тот или иной Герой, с точки зрения авторской Оценки, останется "неясным" — это нормально и естественно, как нормальны и естественны сложные Оценки людей и явлений в самой Действительности.

Авторский идеал

Основанием для Системы авторских Оценок служит авторский ИдеалПредставление Писателя о высшей норме человеческих Отношений, о человеке, воплощающем мечты Автора о том, какой должна быть личность. Надо сразу сказать, что авторский Идеал лишь в редких случаях воплощается в Произведении прямо и непосредственно, как, например, в Романе Чернышевского "Что делать?". Там идеальные Представления Чернышевского об обществе будущего наглядно воплощены в чётвертом сне Веры Павловны, а идеальный, с точки зрения Чернышевского, человек — Рахметов, не имеющий слабостей "обыкновенных" "новых людей".
 
Гораздо чаще авторский Идеал как часть идейного мира Произведения Читателю приходится "реконструировать", сопоставляя положительные и отрицательные Оценки, поскольку далеко не каждый положительный Герой и есть авторский Идеал. Это обстоятельство следует непременно иметь в виду при Анализе идейного мира Произведения — "положительно оцениваемый" ещё не значит автоматически "идеальный". Так, как бы ни близка была Автору "Евгения Онегина" Татьяна Ларина, в ней всё же не нашел воплощения авторский Идеал в его полном и законченном виде (когда Пушкин писал: "...Татьяны милый Идеал...", — он имел в виду нечто совсем другое — мысленное Представление о ещё не созданном художественном Образе). В Татьяне воплощены многие черты пушкинского Идеала: безупречная, основанная на русских национальных традициях нравственность, умение вести себя ровно, не теряя собственной личности, в любой обстановке, верность чувству, ум и проницательность... Но Татьяне не хватает усвоения западноевропейской Культуры в её лучших и современных образцах, она, воспитанная на сентиментальных Романах, не смогла "в просвещении стать с веком наравне".
 
Однако ещё дальше отстоит от авторского Идеала (хотя и включает в себя отдельные его черты) главный Герой Произведения, Евгений Онегин, воспринявший европейскую образованность, но не обладающий тем нравственным потенциалом русской традиционной Культуры, который бы позволил ему понять Татьяну. Взаимное непонимание Героев — лучшее доказательство того, что оба они — ещё не пушкинский Идеал, хотя и приближены к нему, каждый по-своему. Идеалом же Автора, как он выявляется в Романе, представляется человек, органически сочётающий национальную самобытность Культуры с чертами высшей европейской образованности; иными Словами — исконно русский человек, способный в то же Время "в просвещении стать с веком наравне".

Весьма часто (особенно в Произведениях критического реализма) авторский Идеал конструируется от противного — он прямо противоположен изображенной в Произведении Действительности. Так, если Салтыков-Щедрин сатирически изображает в своей "Истории одного города" произвол самодержавия и низкую социальную активность "обывателя", то ясно, что его Идеал — демократический строй при высоком социальном самосознании всех
Граждан свободного общества. Если Маяковский направляет своё стихотворение "О дряни" против мещанства как социально-психологического явления, то ясно, что его Идеал — это человек, свободный от обывательщины и целиком преданный героико-романтической Идее. Но в любом случае, независимо от прямой или косвенной Формы выражения, авторский Идеал остается важной стороной идейного мира Произведения.

Художественная идея

Ещё одной составляющей идейного мира Произведения является художественная Идея — главная обобщающая мысль или Система таких мыслей (в последнем случае иногда говорят об идейном звучании Произведения). Иногда Идея или одна из Идей непосредственно формулируются самим Автором в Тексте Произведения — например, в "
Войне и мире" Л. Толстого: "Нет величия там, где нет простоты, добра и Правды".
 
Иногда Автор как бы "передоверяет" право высказать Идею одному из персонажей: так, выражая авторскую Идею, Фауст у Гёте говорит в конце Произведения: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой". Однако здесь необходимо быть особенно внимательным и аккуратным при определении Идеи: весьма часто персонаж высказывает лишь свои собственные мысли, за которые Автор не несёт никакой ответственности. Недоразумения такого рода, когда высказывания того или иного персонажа принимаются за Идею всего Произведения, встречаются очень часто и в истории Литературы, и в современной практике преподавания.
 
Когда, например, А.П. Чехову настойчиво приписывали те мысли, которые высказывает старый профессор, Герой его повести "Скучная история", он немедленно отреагировал, разъяснив свою Позицию следующим Образом: "Если Вам предлагают кофе, то не старайтесь искать в нём пива. Если я преподношу Вам профессорские мысли, то верьте мне и не ищите в них чеховских мыслей" (Письмо А.С. Суворину от 17 октября 1889 г).*.
 
Следует помнить, что только в сравнительно редких случаях Автор доверяет Герою сформулировать одну из Идей Произведения; для этого необходима, как правило, большая слитность Автора и его Героя, своего рода автобиографичность; На практике следует помнить, что высказывание Героя только тогда может претендовать на статус авторской Идеи, когда ему не противоречит весь образный строй Произведения, когда нет никаких сомнений в том, что Автор сознательно оставляет за Героем последнее Слово, которое не опровергается ни другими персонажами, ни авторским отступлением, ни дальнейшим развитием событий и т.п.
 
В сомнительных случаях лучше воздержаться и не отождествлять Позиций Автора и Героя, а провести дополнительную аналитическую работу. Это очень важный методический принцип Анализа Содержания, который тем не менее сплошь и рядом игнорируется в практике преподавания, где стало уже дурным общим местом говорить: "Автор устами своего Героя..." Такой методический Приём, с позволения сказать, "Анализа", конечно, избавляет от сложностей, связанных с внимательным прочтением: проще всего провозгласить Героя рупором авторской Идеи, но при этом во многих случаях существенно обедняется и искажается собственно Идея Произведения.
___________________
* Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма. Т. 3. С. 266.

Наиболее частый случай — когда Идея не формулируется в Тексте Произведения, а как бы пропитывает всю его Структуру. В этом случае Идея требует для своего выявления аналитической работы, иногда очень кропотливой и сложной и не всегда оканчивающейся однозначным результатом.
 
При рациональном вычленении Идеи необходимо помнить, что она является результатом обобщения, абстрагирования, а потому неизбежно выпрямляет и несколько упрощает живой и богатый художественный Смысл. Как говорил Л. Толстой, сформулированная критиком Идея представляет собой "одну из Правд, которую можно сказать" (Письмо Н.Н. Страхову от 23 и 26 апреля 1876 г).*, поскольку художественное Произведение как целое всегда богаче рациональной Идеи.
___________________
* Толстой Л.Н. Поли собр. соч.: В 90 т. Т. 62. С. 268.

Для правильного понимания художественной Идеи и её значения в идейном мире Произведения Анализ этой стороны художественного Содержания необходимо проводить в тесной Связи с Анализом других составляющих идейного мира Произведения, прежде всего с Анализом Пафоса, о котором Мы будем говорить чуть ниже. В ряде случаев (особенно это касается лирических Произведений, хотя и не только их, а вообще всех, отличающихся высоким и ярко выраженным Эмоциональным накалом) в рациональном выделении Идеи просто нет необходимости, поскольку она практически растворяется в Пафосе. Не случайно В.Г. Белинский писал, что "поэтическая Идея — это не силлогизм, не догмат, не правило, это — живая страсть, это Пафос"*.
___________________
* Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. М„ 1955. Т. 7. С. 312.

Последнее замечание Белинского подсказывает Нам очень важное методическое соображение: не следует сводить Идею художественного Произведения к извлекаемому из него нравственному "уроку" и формулировать её в виде императивного требования к Читателю: "Будьте такими, как Павка Корчагин", "не будьте такими, как Плюшкин" и т.п.
 
Такие формулировки в подавляющем большинстве случаев крайне далеки от действительной Идеи Произведения, да и воспитательных задач они как следует не выполняют, зато успешно упрощают и "засушивают" Произведение, сводя его к скучному и унылому нравоучению. А этого применительно к такому живому делу, как Литература, никак нельзя допускать.

Соотношение темы, проблемы и идеи

Одной из наиболее распространенных практических трудностей, возникающих при Анализе Содержания, является неразличение или отождествление Темы, Проблемы и Идеи. Для того чтобы эту трудность преодолеть, необходимо помнить, что художественная Логика — это во многом последовательность движения авторской и Читательской мысли от Темы через Проблему к Идее. На уровне тематики речь идет исключительно о предмете Отражения, о материале для последующей постановки Проблемы. В Теме ещё нет проблемности и оценочности, Тема — это своего рода констатация: "Автор отразил такие-то и такие-то Характеры в таких-то и таких-то ситуациях".
 
Уровень Проблематики — это уровень постановки вопросов, обсуждения той или иной Системы Ценностей, установления значимых Связей между явлениями Действительности, это та сторона художественного Содержания, где Читатель приглашается Автором к активному разговору. Наконец, область Идей — это область решений и выводов, Идея всегда что-то отрицает или утверждает.
 
Так, в рассказе Чехова "Толстый и тонкий"
 
Темой будет мелкое русское чиновничество конца XIX в.;
Проблемой — добровольное холопство, господствующее в этой среде, вопрос о том, почему и ради чего человек идет на самоунижение, то есть Проблематика социокультурная;
Идеей — утверждение чести и внутреннего Достоинства, неприятие и отрицание добровольного лакейства.
 
Как Мы видим, Тема сама по себе нейтральна, Проблематика обнаруживает авторский подход к Теме и сопоставляет различные жизненные Ценности, Идея утверждает одну Систему Ценностей и отрицает другую.
 
Строгого следования теоретическим определениям вполне Достаточно, чтобы не путаться в определении Темы, Проблемы и Идеи; добавим ещё, что во многом это дело навыка, как и любой другой технический Приём, поэтому следует почаще тренироваться в самостоятельном определении сторон художественного Содержания.

Пафос

Наконец, последним элементом, входящим в идейный мир Произведения, является Пафос, который можно определить как ведущий Эмоциональный тон Произведения, его Эмоциональный настрой. Синонимом термина "Пафос" является выражение "Эмоционально-ценностная ориентация"*. Проонанизировать Пафос в художественном Произведении — значит установить его типологическую разновидность, тип Эмоционально-ценностной ориентации, Отношения к миру и человеку в мире. К рассмотрению этих типологических разновидностей Пафоса Мы сейчас и обратимся.
___________________
* См.; Андрей Борисович Есин, Касаткина, Т.А. Система Эмоционально-ценностных ориентации // Филологические Науки. 1994. ,№ 5-6. С. 10-18.

Пафос эпико-драматический представляет собой глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нём, что и составляет Сущность эпического мировидения. В то же Время это не бездумное приятие безоблачно гармонического мира: Бытие осознается в его изначальной и безусловной конфликтности (драматизм), но сама эта конфликтность воспринимается как необходимая и справедливая сторона мира, ибо Конфликты возникают и разрешаются, они обеспечивают само существование и диалектическое развитие Бытия. Эпико-драматический Пафос есть максимальное доверие к объективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости. Заметим, что этот тип Пафоса редко представлен в Литературе, ещё реже он выступает в чистом виде.
 
В качестве основанных в целом на эпико-драматическом Пафосе Произведений можно назвать "Илиаду" и "Одиссею" Гомера, Роман Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", пьесу Шекспира "Буря", стихотворение Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", Роман-эпопею Толстого "Война и мир", поэму Твардовского "Василий Тёркин".

Объективной основой Пафоса Героики служит борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту Идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные. При этом действия людей непременно связаны с личным риском, личной опасностью, сопряжены с реальной возможностью утраты человеком каких-то существенных Ценностей — вплоть до самой жизни. Ещё одно условие проявления героического в Действительности — свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал ещё Гегель, не могут быть героическими.
 
Идейно-Эмоциональное осознание Писателем объективно героического приводит к возникновению Пафоса Героики. "Героический Пафос в Литературе <...> утверждает величие подвига отдельной личности или целого коллектива, Ценность и необходимость его для развития нации, народа, человечества"*. Стремление переделать мир, устройство которого кажется несправедливым, или желание отстоять мир идеальный (а также близкий к Идеалу и кажущийся таковым) — вот Эмоциональная основа Героики.
___________________
* Руднева Е.Г. Пафос художественного Произведения. М., 1977. С. 160.

В литературе нетрудно найти Произведения, целиком или в основном построенные на героическом Пафосе, причём конкретные ситуации, равно как и возвышенные Идеалы Героики, могут быть весьма различны. С Героикой Мы встречаемся в "Песне о Роланде" и в "Слове о полку Игореве", в "Тарасе Бульбе" Гоголя и в "Оводе" Войнич, в Романе Горького "Мать", в рассказах Шолохова и многих других Произведениях.

С Героикой как Пафосом, основанном на возвышенном, соприкасаются другие виды Пафоса, имеющие возвышенный Характер, — прежде всего это трагизм и Романтика. Романтику роднит с Героикой стремление к возвышенному Идеалу. Но если Героика — сфера активного действия, то Романтика — область Эмоционального Переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой Романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного Идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент. Однако на такой объективной основе может в принципе возникать не только Пафос Романтики, но и трагизм, и Ирония, и Сатира, так что решающим в Романтике является всё же субъективный момент, момент Переживания неустранимого разрыва между мечтой и Реальностью.

Один из частных (и очень распространенных) случаев Романтики — мечта о героическом, ориентация на героический Идеал при отсутствии возможности претворить его в Действительность. Такого рода Романтика свойственна, например, молодежи в "спокойные" периоды истории: юношам и девушкам часто кажется, что они "опоздали родиться", чтобы участвовать в революциях и Войнах — примером такого типа Романтики может служить раннее творчество В. Высоцкого:
 
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки
Не досталось им даже по пуле...
 
Однако сфера Романтики шире этой тяги к Героике. Эта Эмоционально-ценностная ориентация относит все Ценности в область принципиально недостижимого. Естественный мир Романтики — мечта, фантазия, греза, поэтому романтические Произведения так часто обращены либо к прошлому ("Бородино" и "Песня про купца Калашникова" Лермонтова, "Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого, "Суламифь" Куприна), либо к откровенной экзотике (южные поэмы Пушкина, "Мцыри" Лермонтова, "Жираф" Гумилева), либо к чему-то принципиально не существующему ("Двойник" А. Погорельского, "Демон" Лермонтова, "Аэлита" А.Н. Толстого).

В истории Литературы Пафосом Романтики отмечены многие Произведения. Романтику не следует путать с романтизмом как литературным направлением конца XVIII—начала XIX в.; она обнаруживается в самых разных исторических эпохах, на что указывал ещё Белинский*. Очевидно, романтический Пафос зародился ещё в античной Лирике; из Произведений, более близких к Нам, укажем "
Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя, "Мцыри" Лермонтова, "Первую Любовь" Тургенева, "Старуху Изергиль" Горького, раннее творчество Блока и Маяковского.
___________________
* Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. Т. 7. С. 144-183.

Пафос Романтики может выступать в Литературе и в сочётании с другими видами Пафоса, в частности, с Иронией (Блок), Героикой ("Хорошо!" Маяковского), Сатирой (Некрасов).

Пафос трагизма — это осознание утраты, причём утраты непоправимой, каких-то важных жизненных Ценностей — человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, Ценностей Культуры и т.п. Объективной основой трагического Литературоведы и Эстетики довольно давно считают неразрешимый Характер того или иного жизненного Конфликта*.
 
В принципе это верно, но не совсем точно, ведь неразрешимость КонфликтаВещь, строго говоря, условная и не обязательно трагичная. Первое условие трагического — закономерность этого Конфликта, такая ситуация, когда с его неразрешенностью нельзя мириться. Во-вторых, под неразрешимостью Конфликта Мы подразумеваем невозможность его благополучного разрешения — оно непременно связано с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических Ценностей. Таков, например, Характер Конфликта в "Маленьких трагедиях" Пушкина, "Грозе" Островского, "Белой гвардии" Булгакова, стихотворениях Твардовского "Я убит подо Ржевом...", "Я знаю, никакой моей вины..." и т.п.
___________________
* См., напр.: Борев Ю. Эстетика. М., 1981. С. 80;
Литературный энциклопедический словарь. С. 442.

Трагическая ситуация в жизни может возникать и случайно, как результат неблагоприятного стечения обстоятельств, но такие ситуации не очень интересуют Литературу. Ей более свойствен интерес к трагическому закономерному, вытекающему из Сущности Характеров и положений. Наиболее плодотворным для Искусства становится такой трагический Конфликт, когда неразрешимые противоречия — в Душе Героя, когда Герой находится в ситуации свободного выбора между двумя равно необходимыми, но взаимоисключающими друг друга Ценностями. В этом случае трагическое приобретает максимальную глубину, на таком трагизме построены "Гамлет" Шекспира, "
Герой нашего времени" Лермонтова, "Преступление и наказание" Достоевского, "Тихий Дон" Шолохова, "Падение" Камю, "Осквернитель праха" Фолкнера и многие другие Произведения.

В Сентиментальности — ещё одном типе ПафосаМы, как и в Романтике, наблюдаем преобладание субъективного над объективным. Сентиментальность в буквальном переводе с французского значит чувствительность; она представляет собой одно из первых проявлений гуманизма, но весьма своеобразного. В отдельных ситуациях почти каждому человеку случается проявлять Сентиментальность — так, большинство нормальных людей не могут пройти равнодушно мимо страданий ребенка, беспомощного человека или даже животного. Сентиментальность как способность "жалеть" весьма часто совмещает в себе субъект и объект (человек жалеет самого себя; это чувство, по-видимому, знакомо всем по детским годам и нашло идеальное художественное воплощение в "Детстве" Толстого). Но даже если сентиментальная жалость направлена на явления окружающего мира, в центре всегда остается реагирующая на него личность — умиляющаяся, сострадающая. При этом сочувствие другому в Сентиментальности принципиально бездейственно, оно выступает своего рода психологическим заменителем реальной помощи (таково, например, художественно выраженное сочувствие крестьянину в творчестве Радищева и Некрасова).

В своем развитом виде Сентиментальность появляется в Литературе в середине XVIII в., дав название литературному направлению Сентиментализма. Часто главенствующую роль Пафос Сентиментальности играл в Произведениях Ричардсона, Руссо, Карамзина, Радищева, отчасти Гёте и Стерна. В дальнейшем развитии Литературы Мы также встречаемся, хотя и нечасто, с Пафосом Сентиментальности, например, в "Старосветских помещиках" и "Шинели" Гоголя, некоторых рассказах из "Записок охотника" Тургенева ("Певцы", "Бежин луг"), в его же повести "Муму", в Произведениях Диккенса, Достоевского ("Униженные и оскорбленные", "Бедные люди"), Некрасова.

Переходя к рассмотрению следующих типологических разновидностей ПафосаЮмора и Сатиры — отметим, что они базируются на общей основе комического. Проблемой определения комического и его Сущности Литературоведы и Эстетики занимались чрезвычайно много, отмечая в основном, что комическое основывается на внутренних противоречиях предмета или явления*. Сущность комического Конфликта, пожалуй, наиболее точно определил Н.Г. Чернышевский: "внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся Внешностью, имеющей притязание на Содержание и реальное значение"**.
 
Шире объективную основу комического можно обозначить как противоречие Идеала и Действительности, нормы и Реальности. Следует только отметить, что не всегда и не обязательно субъективное Осмысление такого противоречия будет происходить в комическом ключе.
___________________
* О различных теориях комического см.: Дземидок Б. О комическом. М, 1974. С. 560.
** Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 т. М, 1949. Т. П. С. 31.

Сатирическое изображение появляется в Произведении в том случае, когда объект Сатиры осознается Автором как непримиримо противоположный его Идеалу, находящийся с ним в антагонистических Отношениях. Ф. Шиллер писал, что "в Сатире Действительность, как некое несовершенство, противополагается Идеалу как высшей Реальности"*. Сатира направлена на те явления, которые активно препятствуют установлению или Бытию Идеала, а иногда прямо опасны для его существования.
 
Сатирический Пафос известен в Литературе с древнейших Времён (например, высмеивание врага в фольклорных сказаниях и песнях, сатирические сказки и т.п)., однако в развитом виде Сатира вызывается к жизни прежде всего общественной борьбой, поэтому широкое распространение сатирического Пафоса Мы находим в Литературе античности. Возрождения и Просвещения; такова Сатира русских революционных демократов, Сатира в отечественной Литературе XX в.
___________________
* Шиллер Ф. Статьи по Эстетике. М.; Л., 1935. С. 344.

Иногда объект Сатиры оказывается настолько опасным для существования Идеала, а его деятельность — настолько драматичной и даже трагичной по своим последствиям, что смеха его Осмысление уже не вызывает — такая ситуация складывается, например, в Романе Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". При этом нарушается Связь Сатиры с комическим, поэтому такой отрицающий Пафос, не связанный с высмеиванием, следует, очевидно, считать особым, самостоятельным типом идейно-Эмоционального Отношения к жизни, обозначая этот тип термином "Инвектива".
 
Такое решение Мы находим, в частности, в Литературном энциклопедическом словаре: "существует, впрочем, и не комическая Сатира, воодушевленная одним негодованием (см. Инвектива)"*. О необходимости особо выделять несатирическое, но отрицающее Отношение к Действительности говорил и такой крупный специалист в этой области, как Е.Я. Эльсберг**.
___________________
*
Литературный энциклопедический словарь. С. 162. Ср. также с. 121.
** Эльсберг Я.Е. Вопросы теории Сатиры. М., 1957. С. 287 и след.

Пафосом Инвективы обладает, например, стихотворение Лермонтова "Прощай, немытая Россия...". В нём выражается резко отрицательное Отношение к самодержавно-полицейскому Государству, но нет высмеивания, комизма, расчёта на смех. В Произведении не использован ни один элемент собственно сатирической Поэтики, рассчитанный на создание комического эффекта: нет ни гиперболизма, ни гротеска, ни нелепых, алогичных ситуаций и речевых конструкций. По Форме и Содержанию это короткий лирический монолог, выражающий очень серьезное чувство поэта — чувство
Ненависти к "стране рабов, стране господ".
 
Пафос этого же типа свойствен и стихотворению Лермонтова "На смерть поэта" (вернее, второй его части), многим "сатирам" Горация, публицистическим обличениям в "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева, рассказу А. Платонова "Неодушевленный враг", стихотворению Симонова "Если дорог тебе твой дом..." (которое, кстати, в первой редакции 1942 г. — носило название "Убей его!") и многим другим Произведениям.

Определенные сложности для Типологии вызывает разграничение Сатиры и Юмора. В широком Литературоведческом обиходе эти виды Пафоса различаются как соответственно "беспощадное высмеивание" и "мягкая насмешка". Это до известной степени верно, но Недостаточно, так как здесь фиксируются скорее количественные, чем качественные различия и остается непонятным, почему в одном случае возникает смех уничтожающий, а в другом — наоборот.

Для того, чтобы определить качественное своеобразие юмористического Пафоса, следует учесть, что Юмор является выражением принципиально иной ценностной ориентации, чем Сатира и Инвектива. В известном Смысле он прямо противопоставлен им по исходным установкам.

"Бескомпромиссность Суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность — присущий именно Сатире способ выражения авторской индивидуальности, стремящийся установить непроходимую границу между собственным миром и предметом обличения"*. То же, и может быть, в ещё большей степени, относится и к Инвективе. В Юморе же соотношение объекта и субъекта иное; иное и Отношение к жизненным противоречиям, несоответствиям. Юмор преодолевает объективный комизм Действительности (присущие ей противоречия и несообразности) тем, что принимает их как неизбежную и — более того — необходимую часть жизни, как источник не гнева, а радости и оптимизма.
 
Юмор, в отличие от Сатиры и Инвективы, прежде всего не отрицающий, а утверждающий Пафос, хотя, разумеется, он вполне может раскрывать и несостоятельность тех или иных явлений, выполняя тем самым отрицающую функцию. Но по Отношению к Бытию в его цельности Юмор утверждает.
___________________
*
Литературный энциклопедический словарь. С. 370.

В отличие от Сатиры, субъект юмористического мироощущения не отделяет себя от всего остального мира, а следовательно, видит не только недостатки и противоречия Действительности, но и свои собственные. Умение и готовность посмеяться над самим собой — важнейшая субъективная предпосылка Юмора.

Таким Образом, Юмор в своей глубинной основе есть выражение оптимизма, душевного здоровья, приятия жизни — не случайно часто говорят о жизнеутверждающем Юморе. В полной мере это проявляется в таких Произведениях, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Легенда о Тиле Уленшпигеле" Ш. де Костера, "Похождения бравого солдата Швейка" Гашека, "Василий Тёркин" Твардовского и др. Однако на той общей идейно-Эмоциональной основе, о которой сейчас шла речь, могут возникать и иные варианты юмористического Пафоса. Диапазон юмористического смеха чрезвычайно широк, как и диапазон ситуаций, возбуждающих юмористический Пафос.
 
Значительное место Юмор занимает в таких Произведениях, как "Дон-Кихот" Сервантеса, "Посмертные записки Пиквикского клуба" Диккенса, "Старосветские помещики" и "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя, в комедиях Островского, Чехова, Шоу, О. Уайльда, в рассказах и повестях Лескова, Чехова, Шолохова, Шукшина и др. Даже в таких, казалось бы, неподходящих Жанрах, как трагедия, Юмор подчас играет важную роль — вспомним, например, трагедии Шекспира "Гамлет" и "Король Лир": в первой носителями юмористического мироощущения являются могильщики, во второй — шут.

Юмором обычно завершают рассмотрение разновидностей Пафоса, однако представляется необходимым ввести в эту Типологию ещё одну его разновидность — Иронию. Понятие о ней Недостаточно разработано в современном Литературоведении. Чаще всего Ирония так или иначе отождествляется с одной из разновидностей Юмора или Сатиры, отличаясь от них лишь Формой выражения насмешки*. В таком виде выделение Иронии в самостоятельный тип, конечно, не оправданно. Но между тем у Иронии есть и своё "поле деятельности", не совпадающее с "полем деятельности" Юмора и Сатиры. Ироническое видение мира отличается глубоким своеобразием. Главная субъективная основа Ирониискептицизм, которого Юмор и Сатира обыкновенно лишены.
___________________
* См.: Там же. С. 132; Словарь Литературоведческих терминов. М., 1974. С. 109-110, 146.

Помимо субъективной, у Иронии как Пафоса есть и объективная специфика. В отличие от всех других видов Пафоса, она направлена не на предметы и явления Действительности как таковые, а на их идейное или Эмоциональное Осмысление в той или иной философской, этической, художественной Системе. Пафос Иронии в том, что она "не согласна" с той или иной Оценкой (чаще — высокой) Характера, или ситуации, или жизни в целом.
 
Так, например, в философской повести Вольтера "Кандид" Характер Панглосса осмысляется Вольтером юмористически. Но не в этом главный Пафос повести, поскольку в ней в центре внимания Автора не Характер как таковой, а философская Система "безудержного оптимизма", проповедуемая Панглоссом. И здесь вступает в свои права Пафос Иронии. Вольтер не согласен с абсолютностью оптимизма Панглосса, показывая (в частности, на примере его собственной судьбы), что далеко не "все к лучшему в этом лучшем из миров". Но — и в этом характерная черта Иронии — обратное мнение ("всё к худшему в этом худшем из миров"), которого придерживается оппонент Панглосса, тоже не принимается Вольтером. Пафос повести, таким Образом, состоит в насмешливом скептицизме по Отношению к крайним, абсолютистским философским Системам. Это и есть Пафос Иронии.

Ирония базируется на несоответствии между явлением и Суждением о нём, насмешливо-скептически развенчивая это Суждение, но не в пользу Суждения противоположного, в чем отличие Иронии от любого другого Пафоса, сочётающего в себе отрицание с утверждением противоположного. Именно в таком качестве — насмешливо развенчивать всякое высказывание о мире — Ирония появилась в мировой Литературе как особый вид Пафоса. Впервые это произошло, вероятно, в "сократических диалогах" Платона.
 
Ирония Сократа в них направлена не на сам предмет спора, а на его понимание оппонентом — поспешное, неточное, противоречивое, завышенно-оценочное и т.п. На исходе античности тот же Пафос Мы встречаем у Лукиана. Например, в его "Диалогах в царстве мертвых" ироническое изображение богов-олимпийцев направлено не против самих богов как таковых (Лукиан в них не верит), и не против воплощенных в них человеческих Характеров (которые лишь схематично-условно намечены), а против определенной философско-религиозной Системы взглядов, против традиционной концепции мира.

"Ирония, — пишет Т. Манн, — есть Пафос середины; она является интеллектуальной оговоркой, которая резвится между контрастами и не спешит встать на чью-либо сторону и принять решение, ибо она полна предчувствия, что в больших вопросах, где дело идет о человеке, любое решение может оказаться преждевременным и несостоятельным и что не решение является целью, а Гармония, которая, поскольку дело идет о вечных противоречиях, быть может, лежит где-то в вечности, но которую уже несёт в себе шаловливая оговорка по имени Ирония"*.
___________________
* Манн Т. Собрание сочинений в 10 т. М., 1954. Т. 9. С. 603-604

Из сказанного ясно, что Ирония занимает исключительное место среди других идейно-Эмоциональных ориентации, поскольку универсально им противопоставлена — особенно это касается видов Пафоса, основанных на возвышенном. Наиболее часто ироническому пере
Осмыслению подвергается Пафос Романтики и Сентиментальности — укажем, в частности, на "Обыкновенную историю" Гончарова, "Вишневый сад" Чехова.

До сих пор речь шла о Пафосе всего Произведения, который отражает авторскую идейно-Эмоциональную ориентацию. Но для Анализа часто важно определить и идейно-Эмоциональное Отношение Автора к тому или иному конкретному Герою, а зачастую — и собственную идейно-Эмоциональную ориентацию этого Героя. Поясним, что имеется в виду. Например, общий Пафос Романа-эпопеи Толстого "
Война и мир" вполне можно определить как эпико-драматический. Но в то же Время в Системе этой общей идейно-Эмоциональной ориентации Автора его Отношение к разным персонажам различно.
 
Так, в Отношении к Элен Курагиной или к Наполеону преобладает Пафос Инвективы, в Образе Андрея Болконского акцентирован трагизм, Тихон Щербатый, капитан Тушин, капитал Тимохин воплощают героический Пафос и т.д. Даже один и тот же Герой в разные моменты Повествования может выражать разные идейно-эмоциональные ориентации. Так, при общем эпико-драматическом Пафосе в поэме Твардовского "Василий Тёркин" на первый план выступает то трагизм, то Юмор, то Героика, то Инвектива. Вся эта Достаточно сложная гамма идейно-Эмоциональных ориентации составляет своеобразие идейного мира Произведения и требует обязательного Анализа.

Не менее важно иногда определить идейно-Эмоциональную ориентацию самого Героя, то есть установить его Отношение к миру. Так, например, для Анализа Содержания Произведения необходимо понять, что Ленский в "Евгении Онегине" Пушкина воплощает романтическую мироориентацию; идейно-Эмоциональная Сущность гоголевского Чичикова — сочётание Сентиментальности и Цинизма; в "Преступлении и наказании" Достоевского Раскольников воплощает идейно-Эмоциональный конгломерат из трагизма, Героики и Инвективы; Соня ближе всего к эпико-драматической ориентации с немалой добавкой Сентиментальности; Свидригайлов — типичный ироник, Лужин — циник и т.д. Процесс определения идейно-Эмоциональной ориентации персонажей, как правило, не только полезен, но и интересен — это один из плодотворных путей к живому Постижению не только идейного мира, но и Проблематики Писателя.

Изучение типов Пафоса — необходимое условие Анализа отдельного Произведения. Правильно определить вид Пафоса в том или ином конкретном Произведении — это значит понять один из существеннейших аспектов его Содержания и открыть путь для последующего уяснения художественного своеобразия. Кроме того, определение типа Пафоса оказывается чрезвычайно важным для выборочного Анализа, о чем речь пойдет ниже.

Контрольные вопросы:

1. Что такое идейный мир и каковы его функции в Структуре Произведения?
2. Какие стороны содержит в себе идейный мир?
3. Какой бывает авторская Оценка? Что делать, если невозможно однозначно определить авторскую Оценку в Отношении к тому или иному Герою?
4. Что такое авторский Идеал и как он выражается в художественном Произведении?
5. Что такое Идея Произведения и каковы способы её художественного выражения?
6. Идея — это рациональная или Эмоциональная сторона идейного мира?
7. Чем принципиально различаются между собой Тема, Проблема и Идея Произведения?
8. Что такое Пафос художественного Произведения?
9. Какие типологические разновидности Пафоса вы знаете?
10. Кратко охарактеризуйте основные отличительные особенности каждого вида Пафоса.
11. В чем состоит разница а) между Героикой и Романтикой, б) между Сатирой и Юмором, в) между Сатирой и Инвективой?
12. В чем состоит уникальность Иронии как вида Пафоса?

Упражнения

1. Что в приведенных ниже Суждениях характеризует Систему авторских Оценок, что — авторский Идеал, что — Идею, что — Пафос, а что вообще не имеет Отношения к идейному миру?

а) В Романе Ф.М. Достоевского "Бедные люди" преобладает жалость к несправедливо униженному "маленькому человеку".
б) Персонажи комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" чётко делятся на положительных и отрицательных.
в) В Романе М. Горького "Мать" изображена жизнь пролетариата в канун первой русской революции.
г) Возвышенным натурам не дано обрести Гармонии, они обречены на одиночество — так можно понять поэму М.Ю. Лермонтова "Демон".
д) В "Вишневом саде" А.П. Чехов мягко посмеивается над Раневской, ненавидит лакея Яшу, в Отношении же к Лопахину сочувствие сочётается с сомнением и скептицизмом.
е) В пьесе "Баня" В.В. Маяковский изображает современную ему жизнь с точки зрения "коммунистического далеко".
ж) Может ли человек перенести "кровь по Совести" — вот главный вопрос Романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
з) Прочитав рассказ Л. Андреева "Красный смех", невольно приходишь к мусли, что жизнь человека ничтожна и бессмысленна.

2. Опишите Систему авторских Оценок в следующих Произведениях:

А.С. Грибоедов.
Горе от ума,
А.С. Пушкин. Капитанская дочка,
И.С. Тургенев. Накануне,
Л.Н. Толстой. Анна Каренина,
А.П. Чехов. Палата № 6.

3. Попробуйте сформулировать авторский Идеал, указав также Форму его воплощения, в следующих Произведениях:

А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери,
Н.В. Гоголь. Старосветские помещики,
Н.С. Лесков, Очарованный странник,
Л.Н. Толстой. Воскресение,
М. Горький. На дне.

4. Оцените по трехбалльной Системе ("плохо" — "допустимо" — "хорошо") следующие формулировки Идеи рассказа М. Горького "Старуха Изергиль":

а) В жизни всегда есть место подвигам.
б) Надо отдавать людям своё сердце, как Данко.
в) Если ты не за себя, то кто за тебя? Но если ты только для себя, зачем ты?
г) Гордыня губит человека и делает его несчастным.
д) За все на свете нужно платить.
е) Каждый живет, как умеет, и человека нельзя осуждать за его жизненную Позицию.

5. Проанализируйте Систему видов Пафоса (идейно-Эмоциональных ориентации) в приведенных ниже Произведениях по следующей схеме:

а) общий Пафос Произведения,
б) идейно-Эмоциональное освещение отдельных Героев,
в) идейно-эмоциональные ориентации Героев.

И.С. Тургенев. Накануне,
И.А. Гончаров. Обрыв,
Ф.М. Достоевский. Бесы,
А.П. Чехов. Три сестры.

Итоговое задание

Руководствуясь вопросами и схемами упражнений, дайте Анализ идейного мира в следующих Произведениях:

А.С. Пушкин. Евгений Онегин,
Л.Н. Толстой. Детство,
Ф.М. Достоевский. Идиот,
А.П. Чехов. Чайка,
С.А. Есенин. Пугачев.

* * *

Закончив рассмотрение разных сторон художественного Содержания, Мы переходим теперь к Анализу художественной Формы, которая также имеет сложный состав и Структуру. В художественной Форме Мы будем различать три структурных уровня:
 
- Изображенный мир,
- Художественную речь и
- Композицию.
 
В принципе безразлично, с какой из сторон художественной Формы начинать Анализ, надо, лишь учитывать, что все три стороны взаимосвязаны и все вместе создают эстетическое единство художественной ФормыСтиль.
 

Оглавление

 
www.pseudology.org