| |
Москва, Терра, 1991. – 623
с.: ил., ISBN 5-85255-042-6
|
Феликс Иванович Чуев
|
Сто сорок
бесед с Молотовым
Международные
дела. Окончание
|
Вечный
огонь
– Я считаю, это неправильно – Вечный огонь. Почему неправильно? Мы пошли
по буржуазному пути, повторяем. Не могилу Неизвестного солдата нам нужно
было дать, а могилу Антифашиста, – говорит Молотов.
– Мы – единственная в мире страна, где есть не только могила
Неизвестного солдата, но и могила Неизвестного Верховного
главнокомандующего. Наверно, надо было построить в Москве монумент
советскому солдату…
– Это да, – соглашается Молотов. – Чтоб об этом помнили. Для буржуазии
можно – какой-то неизвестный солдат. А нам – не каждый солдат, а только
тот, который помог в борьбе с фашизмом, с империализмом, это вот солдат
наш, его мы и прославляем, его мы и популяризируем. А то неизвестно, для
кого это подходит – для Египта, Ирана…
13.04.1972
Союзники
– …Адмирал Кузнецов пишет, что 1 мая 1945 года Сталин огласил телеграмму
– поздравление Молотова из Сан-Франциско.
– Да, в мае я был в Америке… Хотел послать
Громыко, но американцы очень
просили приехать, так как первая сессия… Прислал
Гарриман самолет, и я с
их летчиками полетел через
Якутию…
9 мая 1945 года я был в
Сан-Франциско, выступал по радио в День Победы.
Мне предложили восьмого. Я сказал: не могу, мы отмечаем девятого. Они –
восьмого, а мы – девятого. Многих тянет отмечать все-таки восьмого, но
мы это считаем неправильным. А я думаю, Сталин опасался, как бы нас не
надули, не подвели наши союзники. А то еще куда-нибудь затянут,
какую-нибудь бяку устроят. Сталин был очень осторожен…
Начиная с марта месяца через Алена
Даллеса они вели переговоры с
немцами, а нас не пускали. Конечно, мы очень большое недоверие
оказывали, пока все не будет решено. Подождем. Это было правильно,
по-моему. Черчилль же дал указание
Монтгомери: берегите оружие немецкое,
оно еще может пригодиться против Советского Союза. Боялись, что мы
пойдем дальше…
8 мая они меня поздравили. Но праздник у них небольшой был. Как
полагается, минута молчания. Но не чувствовалось… Не то, что их не
касается, но они настороже в отношении нас, а мы в их отношении еще
более…
09.05.1972,
11.05.1978
–
Мы у союзников войска просили, предлагали, чтоб они свои войска дали на
наш Западный фронт, но они не дали, они говорили: вы возьмите свои
войска с Кавказа, а мы обеспечим охрану нефтяных промыслов.
Мурманск
хотели тоже охранять.
А Рузвельт – на Дальнем Востоке. С разных сторон. Занять определенные
районы Советского Союза. Вместо того чтобы воевать. Оттуда было бы
непросто их потом выгнать…
Я их всех знал, капиталистов, но Черчилль – самый сильный из них, самый
умный. Конечно, он стопроцентный империалист. Перед Сталиным он
преклонялся… Хитрый. Говорит: «Давайте мы установим нашу авиабазу в
Мурманске, – вам ведь трудно». – «Да, нам трудно, так давайте вы эти
войска отправьте на фронт, а мы уж сами будем охранять». Тут он назад
попятился.
06.12.1969, 04.10.1972
– Я читал «Блокаду» Чаковского в журнале по частям, а вот решил
последний том дочитать до конца – неужели я не обратил внимания на такую
вещь? Вот он описывает 1941 год, декабрь, приезд Идена в Москву. Я его
встречал (читает):
«Министр иностранных дел Великобритании Антони
Иден, его заместитель
Кадоган и посол Великобритании в СССР Криппс сидели по одну сторону
длинного стола, на котором стояли бутылки с боржомом и хрустальные
фужеры, а Сталин и советский посол в Англии
Майский – по другую. Майский
выполнял обязанности переводчика». Я, конечно, присутствовал, но он меня
не упоминает. Я с Иденом встречался больше, чем Сталин. Он просто меня
не хочет упомянуть, хотя это противоречит фактам. Специальное какое-то
отношение… А о Сталине он везде старается ввинтить что-нибудь…
18.08.1976
– Когда Гитлер стал громить союзников в
Арденнах, мы не допустили, чтоб
немцы громили их. Это нам было невыгодно. А в 1942-м я был участником
всех переговоров по второму фронту, и я первый не верил, что они это
могут сделать. Я был спокоен и понимал, что это совершенно для них
невозможная вещь. Но, во-первых, такое требование нам было политически
необходимо, а во-вторых, из них надо было выжимать все. И Сталин тоже не
верил, я в этом не сомневаюсь. А требовать надо было! И для своего же
народа надо. Люди же ждут, какая-нибудь помощь еще будет или нет? Для
нас их бумажка имела громадное политическое значение. Ободряла, а это
тогда много значило.
Черчилль приехал и стал говорить, что вот они не могут, а я вижу, что
Сталин очень спокойно к этому отнесся. Понимал, что это невозможно. Но
ему была нужна эта самая бумажка
Она имела громадное значение – для
народа, для политики и для нажима на них дальнейшего
– Стронуть их с места, заставить?
– Конечно. Так не можешь помочь нам, тогда давай помогай вооружением,
помогай нам авиацией… Вот именно. Но если б они начали второй фронт не в
1944-м, а в 42-м или в 43-м, им тоже было бы очень трудно, но
колоссально бы нам помогли!
– 1943-й уже приемлемый был?..
– Приемлем – но они ж не пошли на это! На приемлемое. Они в Италии
начали. Но нам и такая помощь была помощью. В конце-то концов, мы
защищали не Англию, а социализм, вот дело в чем. А от них ждать помощи в
деле защиты социализма?
Большевики были бы такие идиоты! А вот, чтобы их
прижать: вот вы какие подлецы, говорите одно, а делаете другое, это и
перед их народом ставит их в трудное положение, народ-то все-таки
чувствует, что русские воюют, а они – нет. Потом, не только не воюют, но
пишут, говорят одно, а делают другое, это их разоблачает перед народом:
что же вы жульничаете? Веру подрывает в империалистов. Все это нам очень
важно.
Я считал нашей громадной Победой мою поездку в 1942 году и ее
результаты, потому что мы ведь знали, что они не могут пойти на это, а
заставили их согласиться и подписать. Сталин давал еще указания,
чтобы мы требовали от них оттянуть 30–40 дивизий на себя. И когда я к
Рузвельту приехал и сказал, в душе подивился тому, что он ответил:
«Законное, правильное требование». А сам видел только доллары и думал,
наверное: «И все равно вы к нам придете кланяться. Конечно, мы вам
должны помогать, но надо, чтоб вы подольше воевали, и поэтому мы готовы
поддержать вас». Он без всяких поправок согласился с моим коммюнике, что
второй фронт будет открыт в 1942 году. Но это в глазах своего народа
тоже позор, ведь большинство-то в народе честные люди, и, когда от имени
государства обещают открыть второй фронт, а потом явно делают другое,
люди видят, что таким руководителям верить нельзя. А нам это
разочарование в империалистах выгодно. Это все нужно учесть. Я,
например, не сомневался, а тем более Сталин никакого доверия к ним не
имел. Да, конечно. Но мы их упрекали! И правильно.
А Рузвельт верил в доллары. Не то, что больше ни во что, но он считал,
что они настолько богаты, а мы настолько бедны и настолько будем
ослаблены, что мы к ним придем. «Тогда мы им и пропишем, а теперь надо
помогать, чтоб их тянуть».
Тут-то они просчитались. Вот тут-то они не были марксистами, а мы ими
были. Когда от них пол-Европы отошло, они очнулись. Вот тут Черчилль
оказался, конечно, в очень глупом положении. С моей точки зрения,
Черчилль наиболее умный из них как империалист. Он чувствовал, что если
мы разгромим немцев, то и от Англии понемногу полетят перья. Он
чувствовал. А Рузвельт все-таки думал: они к нам придут поклониться.
Бедная страна, промышленности нет, хлеба нет, – придут и будут кланяться.
Некуда им деться.
А мы совсем иначе смотрели на это. Потому что в этом отношении весь
народ был подготовлен и к жертвам, и к борьбе, и к беспощадным
разоблачениям всяких внешних антуражей. Конечно, мы не верили в такой
второй фронт, но должны были его добиваться. Мы втягивали их: не можешь,
а обещал… Вот такими путями.
У нас других путей не было помочь нашей армии и нашей Победе. И терпение
надо было колоссальное иметь. А то, что мы до войны в очень сложных,
суровых условиях тянули народ вперед, это только представить
себе, как только люди выдержали! Были колоссальные трудности.
Во время гражданской войны я слышал рассказы, что на
Урале около
вокзалов штабеля трупов были сложены. Штабеля трупов! У нас всегда шло
все с такими жертвами колоссальными, а народ-то поверил большевикам! И
большевики оказались правы, как выразители подлинных чувств народа,
чего, конечно, не всегда можно было ожидать. Потому что лопнет терпение,
не хватит сил, не хватит просто…
Вот Ленин так и говорил в 1919-м или 1920-м году: если даже нас
разгромят, то мы столько сделали, что все это окупится. Не сегодня, так
завтра.
09.06.1976
А.Е. Голованов руководил организацией и осуществлением перелета
народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова в
Лондон и
Вашингтон в
1942 году. Идея перелета возникла у Сталина в конце 1941 года после
Московской битвы. Сталин считал, что успехи Красной Армии
кратковременны, и он должен полететь к премьер-министру Англии Черчиллю
в Лондон, а затем к президенту США Рузвельту в Вашингтон, чтобы добиться
от союзников открытия второго фронта в 1942 году, – по крайней мере,
получить от них нужные документы. Разработать трассу полета Сталин
поручил генералу А.Е. Голованову, которого в марте 1942 года назначил
командующим АДД – авиации дальнего действия.
«Сталин был великий конспиратор, – рассказывал мне Голованов. – Дело это
велось в строжайшем секрете. Даже когда в кабинет входил мой
заместитель, я прятал карту с маршрутом в стол, потому что Сталин сказал
мне: «Об этом знают трое: вы, Молотов и я».
Сталин хотел лететь сам, но в 1942 году положение на фронтах
осложнилось, и ему нельзя было покидать капитанский мостик. Сталин
сказал: «Полетит Вячеслав Михайлович».
И Молотов на одиночном четырехмоторном бомбардировщике ПЕ-8 в мае 1942
года летал над оккупированной немцами Европой в Лондон, а затем через
океан – в Вашингтон. Черчилль отказался подписать Молотову нужные
документы, а
Рузвельта удалось уговорить, и тогда вместо Москвы
Молотов снова полетел в Лондон и показал Черчиллю то, что подписал
президент США…
Полет был очень тяжелым и по метеоусловиям, и по боевой обстановке,
когда советский бомбардировщик атаковали вражеские истребители, а уже
перед самой Москвой, в районе
Рыбинска, был обстрелян нашим «ястребком».
Но мастерство головановских асов и Бог были на нашей стороне.
«Прежде чем начать этот перелет, я отправил в Лондон мой лучший экипаж
во главе с майором Сергеем Асямовым, – говорит Голованов. – Вторым
пилотом был Пусэп, а штурманами – Романов и Штепенко. Но Асямов в
Лондоне погиб…»
Кроме Александра Евгеньевича Голованова об этом легендарном перелете мне
рассказывали
Герой Советского Союза Эндель Карлович
Пусэп и Вячеслав
Михайлович Молотов…
– Мы решили разыграть на спичках, кому лететь с англичанами смотреть их
самолет. Я вытащил спичку с головкой, и это означало, что полетит Сережа
Асямов. А то бы сейчас он тебе об этом рассказывал, а не я, – говорит
Э.К. Пусэп.
– Прежде чем поехать в Америку в 1942 году, – говорит Молотов, – я
подписал договор в Лондоне в присутствии Черчилля – подписывали Иден и я
– о союзе, об организации союза стран для подготовки мира в будущем, о
том, чтобы совместно кончить войну и совместно организовывать мир… Жили
в Чекерсе. Километров пятьдесят – шестьдесят от Лондона. И там я устроил
обед в первый день приезда. Черчилль и Иден были, я и мои. Какой-то
небольшой сад. Небогатое старинное здание. Подарил, значит, какой-то
старый дворянин правительству – пользуйтесь! Резиденция
премьер-министра. Ванная есть, а душа нет. Вот я у Рузвельта был, я же
ночевал в Белом доме. У Рузвельта устроено все по-настоящему, у него и
ванна с душем.
15.08.1975
– Мы настаивали на документе о наших послевоенных границах. Деталей не
помню, а сущность помню, конечно. Мы настаивали все время, я напирал на
это, Сталин в 1941 году, потом я прилетел с проектом в 1942-м… Черчилль:
«Это мы никак не можем».
Я так и вертелся, туда-сюда. Послал Сталину телеграмму. Отвечает:
согласись без этого. Я – вперед. Все упиралось в признании за нами
Прибалтики. Они не соглашались. А когда мы от этого отошли, – конечно,
это было необходимо в тот момент, – они удивились, Черчилль был поражен.
Иден обрадовался очень, что мы пошли навстречу.
Когда Иден приезжал, Сталин все время ему на самолюбие бил, что тот сам,
без консультаций, не может решить этот вопрос.
30.06.1976
– Пришлось нам уступить. Оставить этот вопрос открытым. Открытым. Вот
только теперь, в нынешнем положении, Англия и Америка впервые официально
признали наши границы вместе с Прибалтикой. Поздно, но признали…
Президент Форд сказал: «Безобразие, что Прибалтика до сих пор не имеет
независимости, но политика требует не вмешиваться».
– То, что американцы признали Прибалтику нашей, большой шаг в нашу
пользу, – говорит Молотов. – Они ни за что не хотели. Шаг вперед,
большое дело.
Я потом полетел к Рузвельту. Дали нам резиновые лодки, скамеечки
поставили. Я же в бомбардировщике летел, обычном.
– Мне рассказывал Пусэп, летчик, – говорю я. – Он переживал, чтоб у вас
не перегнулась трубочка кислородного прибора, когда вы уснете. А еще он
говорил, англичане дали вам такой маршрут, что вы бы там не сели. Но
один американский полковник отметил Пусэпу на карте аэродром Кусбэй (или
Гус-Бей) – секретную американскую базу: «Я знаю, кого вы везете, –
сказал он, хотя полет держали в глубокой тайне. – Не летите на Ньюфаундленд, куда вам предлагают англичане, там всегда туман, и вы
разобьетесь. А в Кусбэе микроклимат, вы нормально сядете».
«Я, конечно, – рассказывал Пусэп, – летел по трассе, утвержденной
командованием, на Ньюфаундленд, но летел осторожно и убедился, что
американец прав. Отвернул от туманов и сел в солнечном Кусбэе, что было
полной неожиданностью для союзников»
– Вот этого я не знал
– Да, нам посадили американского штурмана
– Маршал Голованов рассказывал мне, как готовился этот полет. Сначала
вас должен был везти майор Асямов. Он прилетел в Лондон, и англичане
решили показать ему свою технику в полете. Самолет разбился. Асямов
погиб. Англичане решили, что полет Молотова не состоится. Но второй
пилот Асямова Пусэп тоже был командиром корабля и осуществил полет.
«Ну и союзнички у нас!» – сказал тогда Сталин.
– Да, англичане очень не хотели, чтоб я летел к Рузвельту. А Рузвельт
мне все подписал, и я решил с этими документами снова лететь к Черчиллю.
Тут он удивился не на шутку…
– Черчилль пишет о вашей встрече в Лондоне: «Лишь однажды я как будто
добился от него естественной человеческой реакции. Это было весной 1942
года, когда он остановился в Англии на обратном пути из Соединенных
Штатов, мы подписали англо-советский договор, и ему предстоял опасный
перелет на родину. У садовой калитки на Даунинг-стрит, которой мы
пользовались в целях сохранения тайны, я крепко пожал ему руку, и мы
взглянули друг другу в глаза. Внезапно он показался мне глубоко
тронутым. Под маской стал виден человек. Он ответил мне таким же крепким
пожатием. Мы молча сжимали друг другу руки. Однако тогда мы были прочно
объединены, и речь шла о том, чтобы выжить или погибнуть вместе».
15.08.1975
– Черчилль сказал еще в 1918 году, что Советскую власть надо удушить. А
на банкетах наших небольших с Рузвельтом в Тегеране и Ялте: «Я встаю
утром и молюсь, чтобы Сталин был жив, здоров. Только Сталин может спасти
мир!» Уверенный в том, что именно Сталин играет ту исключительную роль,
которую он в войне имеет. Слезы текли по щекам – то ли великий актер
был, то ли искренне говорил.Недаром англичане при наших 20 миллионах жертв потеряли всего немногим
более 200 тысяч. Вот для чего им это надо. И вот такой человек был и
нашим ненавистником, и сознавал, и старался использовать. Но и мы его
использовали. Заставили в одной упряжке бежать. Иначе нам было
бы тяжело.
16.06.1977
В комментарии зарубежного издателя мемуаров
Хрущева есть такие слова: «К
сожалению, здесь, как и во всей книге (за исключением некоторых мест,
где об этом сказано мимоходом), нет глубокого анализа тех качеств
Сталина, которые позволяли ему твердо стоять на своем, аргументированно
и со знанием дела вести переговоры с Черчиллем и Рузвельтом. Вероятно,
лишь Молотов мог бы авторитетно рассказать об этом».
– Трудная история, – говорит Молотов, – но одно то, что Сталин заставил
капиталистов Рузвельта и Черчилля воевать против Гитлера, о многом
говорит. Вспомните Черчилля…
…Читаю короткую речь английского премьера в палате общин 21 декабря 1959
года, в день 80-летия Сталина – перевод из Британской энциклопедии:
– «Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний
страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин. Он был самой
выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому
времени того периода, в котором проходила вся его жизнь.
Сталин был человеком необычайной энергии и несгибаемой силы воли,
резким, жестоким, беспощадным в беседе, которому даже я, воспитанный
здесь, в Британском парламенте, не мог ничего противопоставить. Сталин
прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма и способностью
точно воспринимать мысли. Эта сила была настолько велика в Сталине, что
он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и
народов. Сталин произвел на нас величайшее впечатление. Он обладал глубокой,
лишенной всякой паники, логически осмысленной мудростью. Он был
непобедимым мастером находить в трудные моменты пути выхода из самого
безвыходного положения. Кроме того, Сталин в самые критические моменты,
а также в моменты торжества был одинаково сдержан и никогда не
поддавался иллюзиям. Он был необычайно сложной личностью. Он создал и
подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего
врага уничтожал своим же врагом. Сталин был величайшим, не имеющим себе
равного в мире, диктатором, который принял Россию с сохой и оставил ее с
атомным вооружением.
Что ж, история, народ таких людей не забывают».
– А ведь это говорит «враг № 1», по выражению того же Черчилля, –
продолжает Молотов. – Я считаю Ленина выше Сталина, но если б тогда не
было Сталина, не знаю, что с нами и было бы. Роль Сталина исключительна.
Сталин руководил не только армией, но и воюющей страной. Ленин и Сталин
останутся на века.
09.05.1985
– В Тегеране в 1943 году Сталин пошел на прием к юному шаху Ирана – тот
даже растерялся. Берия был против такого визита, – говорит Молотов.
– Мне Голованов рассказывал, что Сталин тогда назвал Берию политическим
дураком.
– Мы вместе со Сталиным были у иранского шаха Мохаммед-Реза
Пехлеви
(Молотов рассказал об этом, вспомнив выражение «иди ты к шаху-монаху!» –
Ф.Ч.). Мы вместе были. Не совсем он понял этого шаха, попал в не совсем
удобное положение. Он сразу пытался шаха в союзники получить, не вышло.
Сталин думал, что подействует на него, не получилось. Шах чувствовал,
конечно, что мы не можем тут командовать, англичане, американцы рядом,
дескать, не отдадут меня целиком Сталину. Они ему, конечно, советовали,
это само собой. Они постоянно держали его под контролем.
01.11.1977
…Рассказываю Молотову анекдот, который он не знал. На Тегеранской
конференции Рузвельту и Черчиллю надоело, что Сталин постоянно давит на
них, проходят только его предложения, он один им двоим диктует свою
волю. И они решили его разыграть. Утром, перед очередным заседанием
Черчилль говорит: «Мне сегодня приснилось, что я стал властелином мира!»
– «А мне приснилось, – сказал Рузвельт, – что я стал властелином
Вселенной! А вам что снилось, маршал Сталин?» – «А мне приснилось, –
неторопливо ответил Сталин, – что я не утвердил ни вас, господин
Черчилль, ни вас, господин Рузвельт».
– Подобные разговоры с подковырками имели место на конференциях «Большой
тройки», и Сталин, действительно, всегда находил выход из, казалось,
безвыходного положения, – говорит Молотов.
11.06.1970
…Мне довелось помогать Главному маршалу авиации А.Е. Голованову в работе
над мемуарами, и Голованов вспомнил эпизод, когда его пригласили в
Кремль на обед по случаю приезда Черчилля.
«За столом было всего несколько человек. тосты следовали один за другим,
и я, – вспоминал Голованов, – с беспокойством следил за Сталиным, ведь
Черчилль – известный выпивоха, устроил за столом как бы состязание со
Сталиным, кто больше примет спиртного».
Сталин пил на равных и, когда Черчилля на руках вынесли из-за стола
отдыхать, подошел к Голованову и сказал: «Что ты на меня так смотришь?
Не бойся, России я не пропью, а он у меня завтра будет вертеться, как
карась на сковородке!»
В воспоминаниях Голованова эта фраза тогда не прошла. На полях было
написано:
«Сталин так сказать не мог».
«Не мог! Да он мне лично это говорил!» – воскликнул Александр
Евгеньевич».
– Такие вещи в дипломатии имеют значение, – сказал Молотов, – и Сталин
не сбрасывал их со счета… Узнали мы, что Бевин, английский министр
иностранных дел, неравнодушен к картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ну и мы перед одним из заседаний министров
иностранных дел великих держав сделали ему сюрприз: привезли из
Третьяковки эту картину и повесили перед входом в комнату заседаний.
Бевин остановился и долго смотрел на картину. Потом сказал:
«Удивительно! Ни одного порядочного человека!»
09.07.1971
– Сталин иной раз в узком кругу вытаскивал из кармана письмо запорожцев
турецкому султану – носил с собой несколько лет: «Ебали мы эту Англию!» — все смеялись, конечно. Но он придавал большое
значение нашей дипломатии.
29.07.1971, 12.12.1972
– Бевин – это черчиллевец. Враждебный. А Иден, помощник Черчилля,
слишком мягкотелый, слишком деликатный и довольно беспомощный. Иден,
конечно, мне больше нравился. С Иденом можно было ладить. А с Бевиным –
это такой, что невозможно. Этот Бевин был у нас на вечере в Лондоне. Ну,
наша публика любит угощать. Мои ребята его напоили, изощрились так, что
когда я пошел его провожать, вышел из дома, а он был с женой, такая
солидная старушка, она села первой в автомобиль, он за ней тянется, и
вот когда он стал залезать туда, из него все вышло в подол своей
супруги. Ну что это за человек, какой же это дипломат, если не может за
собой последить? Его напаивали, ему нравилось, а
русские любят напоить.
09.03.1979
…Молотов пошел искать письмо вдовы Черчилля Клементины с
соболезнованиями по поводу смерти Полины Семеновны Жемчужиной.
– Она до сих пор мне пишет: «Москва, Кремль. Молотову». Сталин через
Полину Семеновну подарил ей перстень, но на родине у нее украли. Она
через прессу просила вернуть за большое вознаграждение, но так,
по-моему, ничего и не вышло.
…Письмо Молотов не нашел, но принес портрет Рузвельта, подаренный в
Вашингтоне во время переговоров в 1942 году – большая фотография
красивого человека в роскошной, обтянутой зеленым шелком рамке с
надписью фиолетовыми чернилами по-английски: «Моему другу Вячеславу
Молотову от Франклина Рузвельта. Май 30,1942».
11.06.1970
– Рузвельт был империалист, причем такой, который любого схватит за
глотку.
– Один товарищ заметил: быть парализованным и пролезть в президенты в
Америке, да на три срока, это каким же проходимцем надо быть!
– Хорошо сказано, – подтвердил Молотов.
05.02.1982
– Мы подписали очень важную декларацию. Сталин в самом начале с большим
трепетом к этому относился. На
Ялтинской конференции, в 1945-м. Об
освобождении народов Европы. Пышная декларация. Американцы дали проект.
Я к Сталину пришел с этим документом, говорю ему: «Что-то уж чересчур».
– «Ничего, ничего, поработайте. Мы можем выполнять потом по-своему. Дело
в соотношении сил».
Нам было выгодно, чтоб у нас сохранялся союз с Америкой. Это важно было.
15.08.1975
…В 1945 году Молотов ехал на поезде в США и в вагоне узнал о смерти
Рузвельта
– Ужинали в вагоне-ресторане. Это, когда я в предпоследний раз был в
Америке. Надо было подготовлять ассамблею Организации Объединенных Наций
и осуществлять руководство этой ассамблеей.
Вагон-ресторан полон был. Вошел какой-то гражданин и говорит: «Сейчас
передали, что Рузвельт умер». Никакого внимания. Никакой реакции.
Американец, если политика его хватает за карман, тут он на все готов. А
президент – все-таки американцы его поддерживали подавляющим
большинством… Представьте себе наше положение, можно разве было
подумать, что никто никакого внимания?
– У нас больше переживали, чем у них
– Конечно. Американцы в этом отношении довольно толстокожие. Пока их
кошелек… Пока их лично не коснется, ничего не волнует… Рузвельт умел
прятать свое отношение к нам, а Трумэн – тот совсем не умел прятать.
Откровенно очень враждебно относился.
– Они распланировали даже, как они оккупируют Советский Союз:
выпустят эмигрантов из Америки, снабдят их оружием, войсками, те
создадут свое правительство, уничтожат коммунистов, раздробят Советский
Союз на кусочки, оторвут все национальности друг от друга…
– Правильно. Они мечтают! Но в последние годы они уже чувствуют, что у
них уходит земля из-под ног, поэтому поставили
Рейгана, прямо бешеного
антикоммуниста.
16.06.1983
– Эйзенхауэр говорил, что мирное сосуществование – это существование в
концентрационном лагере. С Эйзенхауэром я встречался. И с Даллесом
встречался. Эйзенхауэр – так, добродушный. Даллес – это такой крючок,
что уж помни, что это крючок. И
брат у него разведчик. Эти братцы такие,
что они к тебе в карман залезут и голову оторвут заодно.
14.01.1975
– Джон Фостер Даллес – типичный империалист. Однобокий в этом смысле.
Закаленный, убежденный. Это его роднило с Черчиллем. Мы однажды в
Париже
целую неделю заседали, никак не могли принять повестку дня, разъехались
по домам.
30.07.1970
На переговорах
– Американцы предлагали Германию на какие-то мелкие?..
– На небольшие государства, – подтверждает Молотов. – Глупая мера. Такие
предложения были. В Америке все-таки, по-моему, тупые политики.
Нелепость.
01.01.1985
– Есть версия, по которой Жуков предлагал не останавливаться на Берлине,
а двинуть дальше, взять Париж…
– Я такого не помню. Люди плохо знают географию.
08.03.1974
…Рассматриваем фотографию
Потсдамской конференции. Прошу рассказать, кто
есть кто. Молотов поясняет:
– Это Вышинский, Громыко, Кузнецов Николай Герасимович, это
начальник охраны Власик, Майский… Это
Геращенко, заведующий
экономическим отделом.
– Это Сталин, это Молотов, – говорю я.
– Верно, Сталин, Молотов. Это мой помощник Подцероб, это Царапкин, так
называемый
Новиков, Силин, второй мой помощник Потрубач, это мои ребята…
– А рядом со Сталиным кто сидит?
– Это Голунский, заведующий юридическим отделом МИДа, он переводил. Но
он не только знал языки, он очень хорошо знал законы, и поэтому Сталин
посадил его рядом с собой, чтоб нас не надули. Сталин не раз говорил,
что Россия выигрывает войны, но не умеет пользоваться плодами побед.
Русские воюют замечательно, но не умеют заключать мир, их обходят,
недодают. А то, что мы сделали в результате этой войны, я считаю,
сделали прекрасно, укрепили Советское государство. Это была моя главная
задача. Моя задача как министра иностранных дел была в том, чтобы нас не
надули. По этой части мы постарались и добились, по-моему, неплохих
результатов.
Нас очень волновали польский вопрос, вопрос о репарациях. И мы своего
добились, хотя нас всячески старались ущемить, навязать Польше
буржуазное правительство, которое, естественно, было бы агентом
империализма. Но мы – Сталин и я за ним – держались такой линии, чтоб у
себя на границе иметь независимую, но не враждебную нам Польшу. На
переговорах и раньше споры шли о границах, «линии Керзона», линии
«Риббентроп – Молотов». Сталин сказал: «Назовите, как хотите! Но наша
граница пройдет так!» Черчилль возразил: «Но
Львов никогда не был
русским городом!» – «А Варшава была», – спокойно ответил Сталин.
09.07.1971
– Насчет польских границ в Потсдаме… Сталин говорил
о линии Керзона:
«Что же вы хотите, чтоб мы были менее русскими, чем
Керзон и
Клемансо?..
Что скажут украинцы, если мы примем ваше предложение? Они, пожалуй,
скажут, что Сталин и Молотов оказались менее надежными защитниками
русских и украинцев, чем Керзон и
Клемансо».
В Потсдаме главным был вопрос о репарациях, но польский вопрос
тоже имел важное значение. Американцы нам дали такой выход из положения,
который уменьшал трения между нашими западными союзниками и нами. То,
что подписали по польскому вопросу, предварительно очень долго
обсуждалось. Польша не должна быть враждебной Советскому Союзу.
Независимая, но не враждебная. А они нам всячески навязывали буржуазное
правительство, которое, естественно, было бы агентом империализма и
враждебным Советскому Союзу. Еще на Ялтинской конференции в феврале 1945
года польский вопрос был поставлен в таком духе, но четкого решения еще
не было. Была создана комиссия, которая работала в Москве. Я входил в
нее, Гарриман,
Керр…
09.07.1971
– Поляки интересуются судьбой польских офицеров в нашем плену, это
больное место… Они говорят, что наши расстреляли…
– Они могут. Есть специальное заявление советского правительства. Этого
я и придерживаюсь. Была же потом комиссия.
Руденко входил.
– А сколько поляки принесли горя Украине, Белоруссии, – говорит писатель
И.Ф. Стаднюк. – Между прочим, в первую мировую войну поляки были самыми
страшными для украинцев. Очень жестокие. Они не выбирали кого-то, а
сразу наказывали целую деревню.
– Националисты все – польские, русские, украинские, румынские, – они на
все, на все пойдут, самые отчаянные, – говорит Молотов.
13.06.1974
– Перед назначением Рокоссовского в Польшу я туда ездил и сказал
полякам, что мы им дадим в министры обороны кого-нибудь из опытных
полководцев. И решили дать одного из самых лучших – Рокоссовского. Он и
характером мягкий, обходительный, и чуть-чуть поляк, и полководец
талантливый. Правда, по-польски он говорил плохо, ударения не там
ставил, – он не хотел туда ехать, но нам было очень нужно, чтобы он там
побыл, навел порядок у них, ведь мы о них ничего не знали.
16.07.1978
– Рейган провозгласил, что Польша – это начало конца коммунизма. Польша
всегда была в тяжелом положении. У нас много было разговоров о Польше с
Трумэном, Гарриманом… Мы не можем Польшу потерять – нам же за это
достанется. Если такая линия пойдет, и нас это захватит. К этому тоже
надо быть готовым.
04.12.1981
– Поляки никогда не утихают и никогда не успокоятся. И без толку. Все на
свою шею… Очевидно, будут еще серьезные события…
09.12.1982
– Вопрос о разделе Берлина был решен еще в Лондоне. Договорились
разделить и Германию, и ее столицу на три части. А потом, когда союзники
предложили, что надо и французам дать зону, мы сказали: «Дайте за ваш
счет; они ж не воевали». Ну, они выделили, а наша зона осталась
неприкосновенной. Все дело в том, что если б не было Берлина, был бы
другой такой узелок. Поскольку у нас цели и позиции разные, какой-то
узел обязательно должен быть, и он завязался в Берлине. Как мы могли
отказать им в этом, если они говорят: «Мы же вместе боремся!»
24.08.1970
– Против Советской власти у них не получилось крестового похода: мы
раскололи лагерь империализма.
Мы были в дураках, и никто не считал нас дураками. Хотя некоторые
пытались…
Умер Рузвельт. Первая встреча с Трумэном. Он начинает со мной таким
приказным тоном говорить! А перед этим у меня в Москве был разговор с
Гарриманом и английским послом Керром по польскому вопросу – как
формировать правительство. Мы за то, чтоб формировал его Польский
национальный комитет, а они нам всячески Миколайчика этого подсовывают.
И Трумэн: «Что же вы ставите так вопрос, что с вами нельзя согласиться,
ведь это недопустимо!» Я думаю, что это за президент? Говорю: «В таком
тоне я не могу с вами разговаривать». Он осекся немного, осекся.
Туповатый, по-моему. И очень антисоветски настроенный. Поэтому и
начал в таком тоне, хотел показать свое «я», как говорится. Пришлось
говорить с нами более солидно и спокойно. Потом он сказал о себе, что он
себя скромно оценивает: «Таких, как я, в Америке миллионы, но я –
президент». На рояле играл. Неплохо, но ничего особенного, конечно. До
интеллекта Рузвельта далеко. Большая разница. Одно общее: Рузвельт тоже
был матерым империалистом.
09.07.1971
Трумэн решил удивить
– В Потсдаме Трумэн решил нас удивить. Насколько я помню, после обеда,
который давала американская делегация, он с секретным видом отвел нас со
Сталиным в сторонку и сообщил, что у них есть такое оружие особое,
которого еще никогда не было, такое сверхобычное оружие… Трудно за него
сказать, что он думал, но мне казалось, он хотел нас ошарашить. А Сталин
очень спокойно к этому отнесся. И Трумэн решил, что тот ничего не понял.
Не было сказано «атомная бомба», но мы сразу догадались, о чем идет
речь. И понимали, что развязать войну они пока не в состоянии, у них
одна или две бомбы всего имелись, взорвать-то они потом взорвали над
Хиросимой и
Нагасаки, а больше не осталось. Но даже если и оставалось,
это не могло тогда сыграть особой роли. У нас по этой теме работы велись
с 1943 года, мне было поручено за них отвечать, найти такого человека,
который бы мог осуществить создание атомной бомбы. чекисты дали мне
список надежных физиков, на которых можно было положиться, и я выбирал.
Вызвал Капицу к себе, академика. Он сказал, что мы к этому не готовы, и
атомная бомба – оружие не этой войны, дело будущего. Спрашивали
Иоффе –
он тоже как-то неясно к этому отнесся. Короче, был у меня самый молодой
и никому еще не известный
Курчатов, ему не давали ходу. Я его вызвал,
поговорили, он произвел на меня хорошее впечатление. Но он сказал, что у
него еще много неясностей. Тогда я решил ему дать материалы нашей
разведки – разведчики сделали очень важное дело. Курчатов несколько дней
сидел в Кремле, у меня, над этими материалами. Где-то после Сталинградской битвы, в 1943 году. Я его спросил: «Ну как материалы?» Я-то в них не понимал ничего, но знал, что они из хороших,
надежных источников взяты. Он говорит: «Замечательные материалы, как раз
то, чего у нас нет, они добавляют».
Это очень хорошая операция наших чекистов. Очень хорошо вытащили то, что
нам нужно было. В самый подходящий момент, когда мы только начали этим
заниматься.
У меня в памяти что-то было, а сейчас я боюсь говорить, потому что
запамятовал
Супруги
Розенберг… Я старался не расспрашивать об этом, но
думаю, что они были связаны с разведкой… Кто-то нам сильно помог с
атомной бомбой. Разведка сыграла очень большую роль. В Америке
пострадали
Розенберги. Не исключено, что они нам помогали. Но мы об этом
не должны говорить. Такое нам еще может пригодиться в будущем.
– Это были американские материалы, не немецкие?
– Наверное, главным образом. разведка наша перед войной и в войну
работала неплохо. В Америке были подходящие кадры. Еще старые кадры…
Берия после войны уже начал.
Я представил Курчатова Сталину, он получил всяческую поддержку, и мы на
него стали ориентироваться. Он организовал группу, и получилось хорошо.
Конечно, ко времени Потсдама у нас еще сделано было относительно мало.
09.07.1971,
28.12.1977,
28.08.1981
– Мы ни на кого не надеялись – только на собственные силы.
Что касается могущества державы, повышения ее оборонной мощи, Сталин
стремился не только не отставать, но быть впереди, несмотря на то, что
понимал, что мы вышли на самые передовые рубежи при колоссальной
внутренней отсталости – страна-то крестьянская! Но мы и ракетами начали
заниматься всерьез во время войны. Могли бы мы запустить первый в мире
спутник в 1957 году и первого человека в космос в 1961-м, если б не
стали этим заниматься значительно раньше?
– Мне об этом рассказывал академик Василий Павлович Мишин, – говорю я. –
Он долгое время был первым заместителем
Королева, а потом и его
преемником на посту Главного конструктора. «Будущий советский космос, –
сказал он, – начался в конце войны с обмена посланиями между
Сталиным и Черчиллем». Я читал этот двухтомник переписки…
– Интересные есть послания, – говорит Молотов. – Многие мы вдвоем
сочиняли. Все это шло через меня. Иначе и не могло быть.
– Я читал и не обращал внимания на одну телеграмму Черчилля, как всегда,
совершенно секретную, где говорится, что в ближайшее время советские
войска возьмут польский населенный пункт Дебице, в котором немцы
производят испытание крылатых ракет
Фау-2. «…Я был бы благодарен, маршал
Сталин, – пишет Черчилль, – если бы Вы смогли дать надлежащие указания о
сохранении той аппаратуры и устройств в Дебице, которые Ваши войска
смогут захватить после овладения этим районом, и если бы затем Вы
предоставили нам возможность для изучения этой экспериментальной станции
нашими специалистами. 13 июля 1944 года».
Сталин ответил, что не знает, о каком Дебице идет речь, «так как в
Польше, говорят, есть несколько пунктов под этим названием».
Английский премьер тут же шлет новое нетерпеливое послание, в котором
дает подробнейшие координаты нужного ему Дебице.
Сталин отвечает кратко, что он дал на этот счет необходимые указания.
«…Обещаю Вам, что возьму это дело под свой личный контроль, чтобы было
сделано все, что будет возможно, согласно Вашему пожеланию».
И, действительно, взял под свой личный контроль
«В тот же день, – рассказывал Василий Павлович Мишин, – мы с Серегой
(С.П. Королев. – Ф.Ч.) были на ковре у Сталина. Он дал нам указание
немедленно вылететь в только что освобожденный от немцев Дебице, собрать
там материалы по крылатым ракетам и все привезти в Москву, и чтоб ничего
не досталось англичанам — их разведчики давно там работают.
Так мы и сделали. По обнаруженным чертежам и обломкам нарисовали
крылатую ракету и выполнили ее в металле в Чехословакии. Нашими
разведчиками был обнаружен некий Козак – заместитель главного немецкого
ракетчика Вернера фон
Брауна, чех по национальности. Он стал нам
помогать. Помню, мы с Королевым сидим у него в гостях, оба в военной форме, подполковники, а его жена смотрит на нас и говорит: «А вы не
военные. У вас сапоги не такие и лбы очень высокие». Как говорится,
вычислила нас.
А к Октябрьским праздникам мы отправили в Москву на железнодорожной
платформе готовую крылатую ракету, машину «Татра», ящик чешского пива и
написали: «Подарок Сталину». Так начинался советский космос».
– Сталин очень внимательно следил за такими делами, – говорит Молотов. –
Вот пишут, что он не признавал
кибернетику…
– Я имел честь, когда был студентом, слушать в аудитории самого Акселя
Ивановича Берга. Это авторитет в науке об управлении! – говорю я.
– Именно Берг был назначен Сталиным заместителем председателя
государственного комитета по этим вопросам. Вот на каком уровне решалось
дело! Конечно, мы не кричали об этом на весь мир. Сталин был величайшим
конспиратором.
– 1946 год, ООН. Я с пяти лет помню вашу речь, вся страна ее знала:
«Нельзя забывать, что на атомные бомбы одной стороны могут найтись
атомные бомбы и еще кое-что у другой стороны (Молотов комментирует сам
себя: «Вот это правильно!») и тогда окончательный крах расчетов
некоторых самодовольных, но недалеких людей станет более чем очевидным».
– Это была моя лично мысль, – говорит Молотов. – Я считал, что тут
опасного ничего нет. Я очень тщательно обдумал это дело, а надо было
сказать вместе с тем, поскольку на Японию были сброшены бомбы, и эти
бомбы были, конечно, не против Японии, а против Советского Союза: вот,
вспомните, что у нас есть. У вас нет атомной бомбы, а у нас есть – и вот
какие будут последствия, если вы пошевелитесь.
Ну нам нужно было взять свой тон, дать какой-то ответ, чтоб наши
чувствовали себя более-менее уверенно.
Готового текста у меня не было, это я говорю Правду. Потом некоторые
обращались: «А что это «еще кое-что»? Там только атомная бомба, а вы
сказали: у нас будет атомная бомба и кое-что другое».
Сталин мне потом сказал: «Ну, ты силен!»
У нас еще ничего не было, но я был в курсе этого дела
– А вот из вашей речи в ООН, тоже в 1946 году: «Делегат Филиппин
старался доказать, что голосование советского предложения невозможно,
так как оно якобы противоречит парламентским правилам… Я благодарю
делегата Филиппин за то полезное поучение, которое он нам дает насчет
парламентских порядков. Я думаю, что это будет полезно, в частности, на
Филиппинах, когда там будет парламент (общий смех), и в других местах,
где парламенты уже имеются».
– Да, бывало такое дело, конечно, – скупо замечает Молотов.
01.07.1979
– Насчет «еще кое-чего» мне никто не поручал говорить. А потом Сталин
это использовал для того, чтобы ограничить всякие разговоры о том, что
мы слабы, когда у нас еще ничего не было. Ничего не было. Но это не
надувательство. Ведь я в общем-то знал, что делается. Поэтому то, что я
говорил, не противоречило фактическому положению дел. Но ничего еще не
было. Только начали. Было оправдано потому, что будет у нас и атомная
бомба, а водородную мы даже раньше взорвали, но это уже в более позднее
время.
01.11.1977
– Когда я сказал в ООН, что у нас найдется «еще кое-что», все потом
спрашивали: «Что ты имел в виду?» Я, конечно, имел в виду ракеты. Мы
были в лаборатории Королева после войны.
– И Сталин ездил с вами?
– По-моему, да.
Холодная война
– Черчилль – один из руководителей Победы, и до сих пор не могу дать
себе отчет, как могло случиться, что он в 1945-м провалился на выборах!
Надо, видно, знать лучше английскую жизнь. Переговоры в Потсдаме
начались с ним, а потом… Он очень активный был. Не забывал и написать
кое-что. Факты он излагает по-своему, это тоже надо иметь в виду. Надо
проверять через другие источники. Очень хитро излагает. Он насквозь
империалист.
31.07.1972
– Холодная война – мне это выражение не нравится. По-моему, хрущевское.
При Сталине в западной прессе было, а потом к нам перешло. «Железный
занавес» – это изобрел Гебббельс. А широко применял Черчилль. Это точно.
Ну что значит «холодная война»? Обостренные отношения. Все это просто от
них зависит или потому, что мы наступали. Они, конечно, против нас
ожесточились, а нам надо было закрепить то, что завоевано. Из части
Германии сделать свою, социалистическую Германию, а Чехословакия,
Польша,
Венгрия,
Югославия – они же были в жидком состоянии, надо было
везде наводить порядок. Прижимать капиталистические порядки. Вот
«холодная война». Конечно, надо меру знать. Я считаю, что в этом
отношении у Сталина мера была очень резко соблюдена
28.11.1974
– Речь Черчилля в Фултоне, начало так называемой «холодной войны».
Уходить Сталину на пенсию было нельзя, хоть он и собирался после войны…
«Пусть Вячеслав поработает!»
– Один наш писатель, – говорю я, – высказал такое предположение: «Если б
Сталин еще лет десять поправил, он бы короновался. Все к этому шло:
народ его любил, враги боялись и уважали, авторитет огромный. В Кремль
уже царских орлов свезли, трон поставили…»
– «Да он всегда там стоял», –
говорю ему.
«На почетное место передвинули, – поправился писатель.
– Он
бы короновался, и оно, я тебе скажу, неплохо и было бы. Он был, конечно,
монарх, что и говорить».
– Монарх – там все во имя империи, а здесь во имя пролетариата, для
трудящихся, – говорит Молотов. – А этот писатель вас молиться не
заставляет?
01.05.1971
– Аденауэра знали?
– Да, когда он у нас был, я его даже немножко поставил в неловкое
положение. Мы с ним сидели рядышком, а он мне на ушко говорит: «Если бы
при фашизме у меня было больше возможностей, я бы
Гитлера задушил!» А в
то время они все это замазывали, сам он фактически продолжал многие из гитлеровских дел, коммунистов душил, благоволил к нацистам. Я
взял и тут же во время обеда в речи сказал то, что он мне нашептал. И
это было опубликовано. Я решил, пускай он запомнит, друг он ненадежный,
и пусть на него кое-кто посмотрит, как на двуличного такого человека.
24.08.1971
– Спаак был первым
[вторым] секретарем НАТО. Не понимал значения слова «который».
«Вы, русские, часто употребляете это слово». А мы, действительно,
«который, который»…
17.07.1975
Репарации
– После войны мы брали репарации, но это мелочь. государство-то
колоссальное у нас. Потом эти репарации были на старом оборудовании,
само оборудование устарело. А другого выхода не было. Это некоторое
небольшое облегчение тоже надо было использовать. Но опять-таки, вырывая
себе кое-что, с чем надо было считаться? Мы же потихоньку создавали ГДР,
нашу же Германию. Если бы мы вытащили оттуда все, как бы на нас ее народ
смотрел? Западной Германии помогали американцы, англичане и французы. А
мы ведь тащили у тех немцев, которые с нами хотели работать. Это надо
было очень осторожно делать. Много мы тут не доработали. Но это нам тоже
помогало. Надо сказать, что немцы обновили свой фонд, перевели на новую
технику, мы тогда у себя это сразу сделать не могли. Но некоторую часть
оборудования отправили в Китай.
12.05.1976
Ленд-лиз
…О переговорах по Ленд-лизу.
– Все время были, с самого начала. При мне был подписан договор по
Ленд-лизу, когда я был в Америке в 1942 году. При мне. «My friend», да.
– А после войны были разговоры?
– Были, конечно, не раз. Я и ноты подписывал. После войны и начались
разногласия по Ленд-лизу. А до этого не было. Мы не отказывались от
долга. Кое-что вернули
– Они привезли пресс, и те студебеккеры, которые мы им возвращали,
расплющивали и в море сбрасывали
– Возможно, да
– Вы говорили: отдадим, а сроки назначали?
– Всякие выдвигались спорные вопросы. Я не могу припомнить, но отказа не
было. Не все заплатим. Но не отказывались. Не отказывались. Но так и не
вернули.
31.07.1972
План Маршалла
– На Западе пишут, что большой ошибкой советской дипломатии было
неприятие плана Маршалла
– Это было как раз очень удачно – наш выход. Я вначале согласился, между
прочим, в ЦК внес предложение: надо участвовать. Не только нам, но и
чехам, полякам. В совещании в Париже. А потом опомнился и послал вторую
записку в тот же день: давайте откажемся. Мы-то поедем, а чехам и другим
предложим отказаться от участия в совещании, потому что на их опытность
мы еще не могли рассчитывать. И мы тут же вынесли постановление и
разослали, что не советуем давать согласие, а они приготовились,
особенно чехи, участвовать. У Чехов министр был довольно сомнительный, я
забыл, по-моему,
Клементис. Получив от нас указание, что не надо
участвовать, они не поехали.
Ну а там такая банда собралась, что рассчитывать на добросовестное
отношение не приходилось. И я стругался кое-как и с одним, и с другим.
Хорошо, что у меня не было помощников таких, которые могли запутать
дело. Клементис, чехословацкий, он правых таких настроений, опасный был
человек. Это 1948 год, уже после Бенеша.
Много смутного было. Но если они считают, что это была наша ошибка,
отказаться от плана Маршалла, значит, правильно мы сделали. Безусловно,
правильно, теперь это можно доказать, как дважды два – четыре. А вначале
мы в МИДе хотели предложить участвовать всем социалистическим странам,
но быстро догадались, что это неправильно. Они затягивали нас в свою
компанию, но подчиненную компанию. Мы бы зависели от них, но ничего бы
не получили толком, а зависели бы, безусловно. И уж тем более
чехи, поляки, они в трудном были положении…
09.03.1979
– Я помню, после войны в Чехословакии устроились таким образом: брали у
нас хлеб и кормили скот. А у нас голод был.
30.09.1981
– То, что в Чехословакию ввели
войска – правильно, и многие это
поддерживают, но поддерживают с великодержавных позиций, а я – с
коммунистических
24.07.1978
Две самые трудные страны
– В Америке вышла книжка «Просто Андропов». Там пишут, что его выдвинул
Маленков, представил Сталину. Он понравился Сталину, и тот его назначил
вторым секретарем в Карело-Финскую ССР к Куусинену, чтобы со временем он
возглавил Финляндию. Но когда у Сталина рухнули планы в отношении Финляндии, у него пропал интерес к Куусинену и Андропову, – они так
интерпретируют, – рассказываю Молотову.
– Андропов пока ведет себя, по-моему, неплохо. И речь такая способная,
но твердая, без хвастовства. Напротив, с самокритикой недостатков и
прошлого, на это нельзя не обратить внимания, это правильно. И вправо
его не тянет. И посерьезней двух предшественников.
Его ко мне из ЦК направили, учраспред, распределительный отдел, или
кто-то из секретарей. Он произвел на меня неплохое впечатление.
Он ко мне приходил в МИД: «Вот меня направляют по дипломатическим
каналам». И в ЦК, не помню, кто мне говорил, что вот этого человека
можете использовать на дипломатической работе. Я предложил Венгрию –
согласились. И он в Венгрии вел себя хорошо. Назначение, я считаю, было
удачным, потому что тогда, когда его назначали послом, во внутренних
событиях Венгрии не ждали чего-либо неожиданного и плохого. Спокойно
было.
румынскую школу прошел
Епишев – с моей стороны. Да, да, я его
послал в Румынию послом. Он тоже оказался на месте.
А это были у нас две самые трудные страны.
В создании первого правительства Венгрии я активно участвовал. Это,
пожалуй, в 1945-м. Создавал это правительство. Там довольно быстро
создали.
– Я недавно был в Венгрии, мне говорили, что у них в коммунизм никто не
верит.
– Венгры? Мещане они глубокие, мещане. У русского же есть какое-то
внутреннее чутье, ему нравится размах, уж если драться, так
по-настоящему, социализм – так в мировом масштабе… Особая миссия… В
данном случае, да.
– Как Достоевский говорил, народ – богоносец.
– Богоносец, да. У него свое… Все-таки решились, не боялись трудностей,
открыли дорогу и другим народам… Вот рядом живут разные народы, дышат
по-разному. Для одних социализм – великая цель, для других – приемлемо и
не слишком беспокоит.
09.12.1982,
16.06.1983,
14.10.1983
…Я вернулся из США – принимал участие в работе молодежной сессии ООН.
Показываю привезенную из Нью-Йорка брошюру по истории ООН: «Советскую
делегацию возглавлял похожий на бульдога Вячеслав Молотов. Рядом с ним
сидел похожий на киску переводчик
Павлов. Когда бульдог рычал, киска
переводила его рычание в «мяу».
– Сталин вел дело к гибели империализма и к приближению коммунизма, –
говорит Молотов. – Нам нужен был мир, но по американским планам двести
наших городов подлежали одновременной атомной бомбардировке.
Сталин рассуждал так: «Первая мировая война вырвала одну страну из
капиталистического рабства. Вторая мировая создала социалистическую
систему, а третья навсегда покончит с империализмом.
…Довелось слышать мне и такое мнение. Когда с маршалом А.Е. Головановым
мы сидели за столом на даче у Молотова, Александр Евгеньевич сказал: Поживи Сталин еще лет десять, мировому капитализму пришел бы
конец.
Помню, при нем зашел спор, кто лучше: Черчилль или Рузвельт?
«Один чёрт, — сказал Сталин, – что Черчилль, что Рузвельт, что
Насер,
что Неру. Ни один из них не отдаст деньги рабочим».
Перед первой
послевоенной сессией Верховного Совета кто-то из маршалов, кажется
Василевский, спросил у него, как он себе представляет коммунизм? «Я
считаю, – сказал Сталин, – начальная фаза или первая ступень коммунизма
практически начнется тогда, когда мы начнем раздавать населению хлеб
задаром». И вот, по-моему, Воронов спрашивает: «Товарищ Сталин, как же –
задаром хлеб, это невозможное дело!» Сталин подвел нас к окошку:
– Что
там?
– Река, товарищ Сталин
– Вода?» – «Вода
– А почему нет
очереди за водой? Вот видите, вы и не задумывались, что может быть у нас
в государстве такое положение и с хлебом
Походил, походил и говорит:
«Знаете что, если не будет международных осложнений, а я под ними
понимаю только войну, я думаю, что это наступит в 1960 году».
И чтобы у
нас у кого-нибудь тогда было сомнение, боже упаси! Страна была
разрушена, люди жили бедно, голодали, а у нас был огромный золотой запас
скоплен, и платины было столько, что не показывали на мировом рынке,
боясь обесценить!
30.07.1970, 02.12.1971
В мировом масштабе
Читаю речь Молотова в 1926 году на XV партконференции: «…политика нашей партии есть и остается политикой окончательного
триумфа социализма в мировом масштабе…»
– Вот сорок девять лет прошло, – говорит Молотов, – а я и сейчас не
отказываюсь. А вот не отказываюсь. Мысль правильная. Надо стоять. Перед
опубликованием я послал эту речь Сталину: «Есть ли у тебя замечания?» Он
ответил мне письменно, эту записку я сохранил. Он пишет: «Ты убиваешь
меня своей скромностью. Ты просишь высказать замечания по поводу твоей
речи, но ты меня ставишь в очень трудное положение: я не посылал тебе
свой доклад, чтобы ты высказался. Поэтому я не буду делать каких-либо
замечаний по поводу твоей речи». В этом я вижу нежелание отвечать
А устно он сказал: «Ну что же, ты хочешь между нами и Троцким занять
место? Серединку?» Он понял очень правильно. Моя точка зрения несколько
отличалась от сталинской. Еще он сказал: «У тебя пророчество». А я
считаю, как же не пророчествовать, если мы сторонники международной
революции? Это мое мнение, а не пророчество. А он считал, что коммунизм
можно построить в одной стране, и сказал об этом на XVIII съезде партии.
И что при коммунизме, в капиталистическом окружении будет государство.
Но это же неверно, и я с ним спорил. Мы с ним были очень тесно связаны,
а еще в 1926 году спорили по этому вопросу, потому что нечиновничья у
нас была подготовка, мы выросли в духе
большевизма, в духе Правды.
14.01.1975
– В хрущевской Программе сказано о том, что прежде у нас должен победить
коммунизм, а потом в других странах. Читали? Там так сказано. А это
националистический характер, советский националистический характер.
Жадность такая национальная. Все националисты жадные. Сталин, между
прочим, говорил: «Националисты – это такой народ, на все способны».
– Национализм в любой форме опасен?
– Нет, не в любой. Если он против империализма, колониализма, тогда мы
поддерживаем. Но, когда захватят власть, иной раз приобретает такие
формы…
Я думаю, неплохо, что мы отказались от слова «Финская» в названии нашей
республики, отказались от Бурято-Монголии, стала называться Бурятская
автономия. Хотя монголы во время войны хотели войти в состав СССР, но мы
отклонили это предложение. И болгары хотели…
14.01.1975
Желательно, но несвоевременно
– Болгары часто задают вопрос: почему после войны мы к ним не
присоединили часть Греции, приморскую область? – спрашиваю Молотова.
– На этом очень настаивал товарищ Коларов, работавший с Димитровым.
Невозможно было. Почему нам не удалось весь Берлин взять? Было
бы лучше. Но надо знать меру. Это бы расстроило очень многие дела.
Англичане и французы выступили бы против. У нас бы сразу получилась
раскоряка в начале мирного периода. Этот вопрос поставили, но было
невозможно. Я посоветовался в ЦК, мне сказали, что не надо, не
подходящее время. Пришлось помолчать. А Коларов очень напирал на это.
Желательно, но несвоевременно.
04.11.1978
Одна неясность
– Вячеслав Михайлович, у меня есть одна неясность…
– Только одна? У меня больше.
– О создании государства
Израиль. Американцы были против…
– Кроме нас, все были против. Кроме меня и Сталина. Меня некоторые
спрашивали: почему пошли на это? Мы – сторонники интернациональной
свободы, почему мы должны быть против, когда, собственно говоря,
отказать – значит повести какую-то враждебную политику в национальном
вопросе. В свое время, Правда, большевики были и остались против
сионизма. И даже против Бунда, хотя тот социалистической считался
организацией. Но одно дело быть против сионизма – это осталось
неизменным в политике, против буржуазного направления, а другое дело –
против народа еврейского. Мы, Правда, предложили два варианта на выбор:
либо создать арабско-израильское объединение, поскольку живут та и
другая нации вместе, мы поддерживали такой вариант, если об этом будет
договоренность. Если нет договоренности, тогда отдельное израильское
государство. Но оставались на позициях антисионистских.
– Но ведь вы не могли не понимать, что оно будет буржуазным.
– Господи!
– Почему не сделали его социалистическим?
– А почему? Ну-у-у! Тогда нам надо было воевать с Англией. И с Америкой…
Вы скажите, а почему мы в Финляндии не сделали – это более простое дело.
Я считаю, правильно поступили. Можно перейти определенный рубеж, и мы
ввязывались бы в совершенно новую авантюру. В авантюру. Мы сами уступили
Австрию
А евреи, они давно боролись за свое государство, под сионистским флагом,
и мы, конечно, были против. Но если народу отказать в этом, значит, мы
их давим.
–
Теперь это в нехорошее дело вылилось, но, господи, боже мой!..
– А то, что
есть американский империализм – хорошее дело?
04.10.1972
мещанская точка зрения
– Многие недовольны, что слишком помогаем другим, теперь, мол, надо о
себе позаботиться…
– При Сталине тоже помогали, хотя возможности были меньше. И тогда
ворчали. А теперь, конечно, связи гораздо больше, и большие масштабы это
имеет, но, в основном, с моей точки зрения, все это необходимо. Все это
нужно не для тех, кому мы помогаем, а в первую очередь, для нас.
Три-четыре года назад я встречался в больнице с мидовскими работниками,
довольно видными. «Ну как у вас там, как дела идут?» – «Вот этот
Вьетнам, если бы кончилось… Не дает нам это развернуться…»
мещанская точка зрения. Те же дерутся за нас больше, чем даже за себя!
Они гибнут. А с точки зрения ослабления империализма, который для нас
наиболее опасный враг, они делают колоссальное дело. И каждый шаг,
который ослабит империализм, это величайшее дело. Иначе нам будет
гораздо труднее через какое-то количество лет, может, даже
завтра-послезавтра.
– Иначе мы можем сами себя изолировать?
– В том-то и дело. Тут, так сказать, может быть, даже не столько себя
изолировать, сколько оставим себе много трудностей. А очень многие, в
том числе коммунисты, думают так: только бы мир, только мир! Это
правильно, но ведь это же надо обеспечить, а это нам даром не дают, либо
надо сдаваться. Вьетнамцы не хотят сдаваться. Против какого империализма
маленький Вьетнам действует с невероятным героизмом! Чего нам бояться
империализма! А вот, если подумать о том, как этот мир обеспечить
покрепче и какие жертвы будущие, от которых мы не уйдем, если мы не
сдадимся…
– Сейчас говорят: лишь бы войны не было
– Вот это хрущевская недальновидная точка зрения. Она очень опасна. Нам
надо думать о подготовке к новым войнам. К этому дело подойдет. Да,
чтобы мы были готовы. Тогда они будут поосторожнее. А, если на крайность
пойдут они, тогда мы будем крепко стоять. Пример Вьетнама для всего
мира: если такой маленький Вьетнам может, благодаря помощи друзей,
против американского империализма стоять, чего ж Советскому Союзу
бояться? Только своей беспомощности, расхоложенности, распущенности…
09.05.1972
Централизованная дипломатия
– В большинстве случаев послы – передатчики, что им скажут, они только в
этих пределах действуют. Я видел, когда мне приходилось действовать в
качестве министра иностранных дел, особенно после Сталина, многие
удивлялись, что я так самостоятельно веду себя, но я – самостоятельно
только в пределах моих директив, и стараюсь это подать в таком виде,
будто бы обо всем мы договорились. Так дипломат и должен поступать.
У Брежнева, по-моему, основная установка слабая. Все – на мирное
сосуществование. Оно, конечно, нам очень нужно, мирное сосуществование,
но надо при этом помнить, что оно нам не гарантировано. Вот если это
забываешь, тогда ты обязательно окажешься в луже, обязательно.
07.12.1976
…Читаю Молотову выписки из мемуаров Черчилля
– Он подарил свою книгу о второй мировой войне моему секретарю, – сказал
Молотов. – Думаю, неспроста. Сколько пришлось с ним бороться!
– Он пишет: «Смещение Литвинова ознаменовало конец целой эпохи. Оно
означало отказ Кремля от всякой веры в пакт безопасности с западными
державами…» Он считает, что Литвинов был за союз с западными державами.
– Это правильно
– Пишет, что в западных газетах было сообщение о том, что Литвинов вышел
в отставку после жестокой ссоры с маршалом Ворошиловым, «партийным
мальчиком», как в минуту откровенности называли его нахальные и
смелые русские». Называли Ворошилова «партийным мальчиком»?
– Первый раз слышу. Литвинова держали послом в США только потому, что его знал весь мир.
Человек оказался очень гнилой
–
Всю войну мы договаривались, обходя его, а сейчас пишут о его роли, что
без него мы бы не могли договориться! Рузвельт приглашал меня к себе на
беседы без него, понимая наше к нему отношение.
Литвинов был совершенно враждебным к нам. Мы перехватили запись его
беседы с американским корреспондентом, явным разведчиком, который пишет,
что встречался с Литвиновым – Литвинов тогда был моим замом по наркомату
– в 1944-м. И вот к нему приехал американский корреспондент и описывает:
мы сидели у камина, Литвинов со мной очень откровенно говорил…
Корреспондент этот написал о своей беседе с Литвиновым, конечно, не так,
как было фактически, а то, что в тот период можно было опубликовать. Мы
получили полную запись беседы – известным путем. Что же он там говорил,
Литвинов, из интересных моментов?
Он говорил, что с этим правительством советским у вас, американцев,
ничего не выйдет. Они на таких позициях стоят, что не могут с вами
договориться о чем-то серьезном. Да, с этим правительством, с такими
твердолобыми… Что вы, мол, думаете? Такое правительство не пойдет ни в
каком смысле вам навстречу, у вас ничего не выйдет.
Теперь как можно действовать? Внутренних сил нет для этого. Потому что у
народа танков нет, а у правительства есть, у народа нет авиации, а у
правительства есть, у народа нет артиллерии, а у правительства есть. У
правительства – свои партийные офицеры, и в таком количестве, что народ
что-нибудь изменить по своей воле, если он не согласен, не может. Тут
только внешние силы помогут, то есть поход войной. Только внешнее
вмешательство может изменить положение в стране. Вот его оценка
положения. Он заслуживал высшую меру наказания со стороны пролетариата.
Любую меру. Надо же объяснять это все.
Он мне ничего не говорил, это тоже с его стороны, конечно, не
добросовестно. Полное предательство.
– Как Сталин простил?
– Как простил? Осторожно надо вести себя, церемонно надо вести себя. Это
мы перехватили. Разведчики пленку перехватили. Мы и до этого ему не
доверяли. Эта беседа в Москве была. А когда я был в Америке в 1942 году
и вел переговоры с Рузвельтом и Хэллом, Гопкинс был со стороны
Рузвельта, а со стороны моей был только переводчик, я Литвинова не брал
с собой. А ведь он посол… Он был на общей встрече, когда Рузвельт мне
говорит: «Вы представьте мне вашу делегацию». А у меня были чекисты, ну
и из министерства, я всех привел. Летчика привел. Рузвельт всем, значит,
раскланивался. Он очень такой обходительный человек, ловкий и с хорошим
характером – все это красиво. Тогда и Литвинов был. А потом, когда дошло
до дела, его уже не брал. Переводил
Павлов.
– А Литвинов, наверно, переживал, что не брали его?
– Да, конечно. Я не мог, у нас никакого доверия к нему не было. Не брал
его на переговоры. Мог наговорить нехорошего. Хотя умница, прекрасный, а
ему не доверяли. А когда я вернулся, мы его еще там подержали, потом
отозвали и поставили этого Уманского – он, конечно, такой, несерьезный.
Другого не было.
Потом я Громыко поставил – тоже очень молодой и тоже неопытный дипломат,
но честный. Мы знали, что этот не подведет. Так и пошло дело. А с этим,
с Литвиновым, ничего не поделаешь.
Суриц его приятель был. Он менее самостоятельный, по-моему, из бывших
меньшевиков, а Литвинов – старый большевик.
– Он большевик?!
– Меняются люди! Меняются. Да, да. Литвинов только случайно жив остался.
25.04.1975,
07.05.1975,
16.07.1978,
01.01.1986
– Я, конечно, не очень хорошего мнения о Литвинове, но заслуги у него
есть. А у него брат был, он жил где-то за границей, спекулянт. Приезжал
в Советский Союз. На кого работал, не могу сказать. Сам Литвинов
– старый большевик, а брат – спекулянт.
30.10.1984
– Сейчас много пишут о Литвинове. Помню, вы говорили, что не доверяли
ему?
– Он, конечно, дипломат неплохой, хороший. Но духовно стоял на другой
позиции, довольно оппортунистической, очень сочувствовал Троцкому,
Зиновьеву,
Каменеву, и, конечно, он не мог пользоваться нашим полным
доверием.
Как можно было доверять такому человеку, когда он тут же предавал
фактически? Но человек он умный, бывалый, хорошо знал заграничные дела.
К Сталину он относился хорошо, но, я думаю, внутренне он не всегда был
согласен с тем, какие решения мы принимали. Я считаю, что в конце жизни
он политически разложился. Поэтому зря Эренбург в своей книге сетует,
что Сталин отстранил его и не давал работы.
04.10.1985
– Кого вы считаете у нас наиболее сильным дипломатом – в тот период,
когда вы работали?
– Кто был дипломатом? Сильным? У нас централизованная дипломатия. Послы
никакой самостоятельности не имели. И не могли иметь, потому что сложная
обстановка, какую-нибудь инициативу проявить послам было невозможно. Это
неприятно было для грамотных людей, послов, но иначе мы не могли. Кроме
Чичерина и Литвинова, которые наверху были, роль наших дипломатов,
послов, была ограничена сознательно, потому что опытных дипломатов у нас
не было, но честные и осторожные дипломаты у нас были, грамотные,
начитанные. Я думаю, нас надуть было довольно трудно, потому что все
было в кулаке сжато у Сталина, у меня, – иначе мы не могли в тот период.
В общем, мы своей дипломатией централизованной, я говорю –
централизованной, то есть зависящей во всем от центра, от Москвы,
руководили довольно уверенно, но на рискованные шаги не пускались,
потому что надо было иметь очень проверенных людей, грамотных, знакомых
с иностранными дипломатами и дипломатией – немецкой, французской,
английской. Американская дипломатия не играла активной роли.
Только перед началом второй мировой войны она стала играть определенную
роль.
Не помню, чтоб мы были обмануты иностранной дипломатией когда-нибудь.
Конечно, в одних случаях мы действовали более умело, в других – менее,
но всегда с большой осторожностью, и больших промахов мы, по-моему, не
допустили. А мелкие были, конечно. И средние были промахи, недостатки.
Послы из других государств, которые работали у нас, они тоже
развернуться не могли, потому что в той сложной, накаленной обстановке
нам приходилось быть очень осторожными. По-моему, этим мы брали то, что
нам надо.
Дипломатия у нас была неплохая
Но в ней решающую роль сыграл Сталин, а
не какой-нибудь дипломат.
– А Сталин тоже, видимо, был дипломатом?
– Конечно. Еще бы! Очень даже… я подчеркиваю, что наша дипломатия 30,
40, 50-х годов была очень централизованной, послы были только
исполнителями определенных указаний. Эта дипломатия в наших условиях
была необходимой, и она дала положительные результаты.
– Но от посла тоже многое зависит…
– Много зависит. Но наши послы не всегда хорошо знали иностранный язык.
И тем не менее, мы умели поддерживать неплохие отношения с тем, с кем
нужно, и в тех пределах, в каких допустимо.
16.01.1973,
04.10.1985
Страна для социализма
…Рассказываю о недавней поездке на Колыму, о встрече в
Магадане с
артистом Вадимом Козиным. Он никого не обвиняет, высоко говорит о
Сталине.
– Проучили человека. Разбираться стал в политике, – поясняет Молотов. –
По-моему, первый о Колыме заговорил у нас Ворошилов. Он побывал на
Дальнем Востоке, на
Камчатке, кто-то его там накачал, он вернулся:
«Колыма! Колыма!» А мы и не знали никакой Колымы. И пошло, и пошло!
– В 1929 году там высадился геолог
Билибин и открыл огромное
месторождение золота.
– Вот тогда и заговорили.
– Поехали туда обычные люди сначала, комсомольцы,
а потом стали
туда ссылать. И Королев там сидел – в
Сусумане. Его перепутали с кем-то,
и он попал по ошибке вместо Тушинского завода на Колыму.
– Я не знал, что Королев там сидел, – говорит Молотов
…Я рассказываю о богатстве недр Колымы: ищут золото, находят ртуть…
– У нас такая территория, все не охватишь, – соглашается Молотов, – все
не исследуешь, большие расстояния. В этом смысле мы довольно счастливые
люди. Нашли для социализма такую страну, где все есть, надо только
искать! И все можно найти.
…Рассказываю, как вместе с генералом армии И.Г.
Павловским, недавним
Главкомом сухопутных войск, был на
Чукотке. Там до сих пор стоят
казармы, где в 1946 году располагалась 14-я десантная армия под
командованием генерала Олешева. Армия имела стратегическую задачу: если
американцы совершат на нас атомное нападение, она высаживается на
Аляску, идет по побережью и развивает наступление на США. Сталин
поставил задачу.
– Да, Аляску неплохо бы вернуть, – констатирует Молотов.
– А мысли такие были?
– Были, конечно, – соглашается Молотов. – Ну если мысли были, а больше
ничего не было. Еще время, по-моему, не пришло таким задачам.
…Прямо перед столом на стене висит большая политическая карта мира.
Молотов говорит, что летал после войны на сессию ООН в США Летел через
Чукотку, садился в Анадыре.
– США – самая удобная страна для социализма, – говорит Молотов. –
коммунизм там наступит быстрее, чем в других странах.
01.05.1981,
03.06.1981
Мао Цзэдун показал палец…
– Хрущев мне рассказывал, что, когда он уезжал из Китая, Мао Цзэдун на
прощанье ему палец показал: один вопрос остался нерешенным – Монголия.
Он считал, что это китайская территория. Большая часть монголов в Китае
живет. В свое время эта территория называлась Внешней Монголией – та
часть, которая стала самостоятельным государством. Она отделилась от той
части, которая в Китае находится. Так
и считалось раньше, что
это не Монголия, а Внешняя Монголия. В Китае вроде не очень церемонятся
с монголами, которые там живут. Но есть там памятник Чингиз-хану.
Китайцы поставили в честь монголов.
–
Манчжурию нам нельзя было брать. Невозможно. Противоречит нашей
политике.
Взяли много. А это совсем другое.
28.08.1981
Попал в друзья к буржуазии…
…В комнате много гостей. Спрашиваю:
– С Гитлером пили? Он же непьющий.
– Я вместо него пил! А что вы думаете? Гитлера к нам не пускали, а он
хотел бы приехать. Окружил Москву для чего?
– А в Лондоне вас Черчилль хорошо встретил?
– Хорошо. Выпили по рюмке и по второй.
– Вы с ним беседовали?
– Беседовали всю ночь.
– И он обещал вам помочь?
– Нет, он просил, чтобы мы ему помогли.
– А как вам Рузвельт как человек?
– Разумный довольно.
– Такой приятный, общительный, да?
– Общительный, да, обходительный. У меня есть портрет от Рузвельта:
«Моему другу Молотову…» Вот и попал я в друзья к буржуазии.
– Хоть малая помощь, а все ж была помощь?
– Они нас благодарили за помощь. Мы их не благодарили – не за что. Мы
больше для них сделали.
– Погибло б человечество, если б не мы, да?
– Не погибло бы. Человечество не может погибнуть, по-моему. А вот
Гитлер
мог бы наделать дел. И наделал уже порядочно. Да.
07.11.1979
Босфор,
Дарданеллы
– В опубликованных дневниках германского кайзера говорится о том, что вы
ставили вопрос о проливах перед Гитлером, и он с вами согласился
– Нет, нет, этого не было. Это у
кайзера. А я за себя отвечаю, а не за
кайзера…
…Чувствуется, что я задел за живое. Молотов оживился, в глазах– азарт
политического деятеля
– Я же ему говорил… – Молотов стал слегка заикаться, повторяя, как он
обычно делал в таких случаях, первый слог слова. – Пре-пре-предъявили в
конце войны туркам контроль над Дарданеллами, турки не пошли на это, и
союзники не поддержали. Это была наша ошибка. По-моему. Сталин хотел
сделать все законно, через ООН. Когда туда вошли наши корабли, там уже
были англичане наготове… Конечно, это наше упущение.
31.07.1972,
15.08.1975
– Я ставил вопрос о контроле над проливами со стороны нас и Турции.
Считаю, что эта постановка вопроса была не вполне правильной, но я
должен был выполнять то, что мне поручили. Я поставил этот вопрос в 1945
году, после окончания войны. Проливы должны быть под охраной Советского
Союза и Турции. Это было несвоевременное, неосуществимое дело. Сталина я
считаю замечательным политиком, но у него тоже были свои ошибки.
Мы предлагали этот контроль в честь Победы, одержанной советскими
войсками. Но его не могли принять, я знал. По существу, с нашей стороны
это было неправильно: если бы Турция была социалистическим государством,
об этом еще можно было бы говорить.
24.07.1978
– Были у нас претензии на турецкие земли. Грузины-ученые выступили…
Неловко это было. Босфор охранять совместно с турками…
Милюков все время о Босфоре говорил. Русские генералы все время насчет
Босфора… Выход из
Черного моря!
Не прошло. Если б мы туда вошли, все б на это обратили внимание.
28.08.1982
– В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней
политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!
Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему:
– Не
дадут
– А ты потребуй!
30.09.1981
– Говорят, Гарриман спросил у Сталина, что наверно ему приятно: вот
немцы стояли у самой Москвы, а он сейчас делит Берлин? И Сталин ответил:
«Царь Александр дошел до Парижа».
– Правильно.
Аргументировать было трудно
– Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»
– А чем вы аргументировали?
– В том-то и дело, что аргументировать было трудно. На одном из
заседаний совещания министров иностранных дел я заявил о том, что в
Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще
слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу.
Бевину стало плохо. Ему даже укол делали.
Пришлось отказаться. Бевин подскочил, кричит: «Это шок, шок! Шок, шок!
Никогда вас там не было!»
– А как вы обосновывали?
– Обосновывать очень трудно было. Неясно было, да. Вроде того, что
самостоятельность, но чтобы оберегать эту самостоятельность… Это дело не
прошло.
Раньше мало мы обращали внимания не на совсем твердые границы, которые
были в Африке. Вот где Ливия, мне было поручено поставить вопрос, чтоб
этот район нам отвести, под наш контроль. Оставить тех, кто там живет,
но под нашим контролем. Сразу после окончания войны.
И вопрос с Дарданеллами, конечно, надо было решать. Хорошо, что вовремя
отступили, а так бы это привело к совместной против нас агрессии.
В то же время Азербайджан претендовал, – увеличить их республику почти в
два раза за счет Ирана. Начали мы щупать этот вопрос – никто не
поддерживает. У нас была попытка, кроме этого, потребовать
район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было
когда-то грузинское население. Азербайджанцы хотели азербайджанскую
часть захватить, а грузины – свою. И армянам хотели Арарат отдать.
Выступать с такими требованиями тогда было трудно. Царское правительство
нахапало вокруг России районов. Нам следовало быть очень осторожными. Но
попугать – попугали крепко.
31.07.1972,
30.09.1981
«Я не настоящий дипломат»
– После Сталина меня вернули в Министерство иностранных дел. В первый же
год решили подготовить предложение окончить корейскую войну. Дело шло к
тому, что она нам не нужна. Ее нам навязали сами корейцы. Сталин
говорил, что нам нельзя было обойти национальный вопрос о единой
Корее.
Мы подготовили проект предложения по германскому вопросу, кроме того, я
поставил корейский вопрос.
21.10.1982
– «Голос Америки» называет идею общеевропейского совещания «старой
молотовской идеей»
– Правильно
– Мы, говорят, знаем эту молотовскую «политику салями» – отрезание от
Европы по кусочку к Советскому Союзу
– Правильно. Это тоже политика. А другой политики, лучше, мы пока не
придумали. Одними словами не отделаешься… Салями – это колбаса со свиным
салом. Она мне нравилась, пока я не узнал, что они меня так назвали.
Оказывается, и на вкус очень неплохо. В венгерском посольстве меня
угощали не раз этой салями, мне очень понравилась. Хороша, действительно
вкусная. Я старомодного такого вкуса… И политики лучше пока нету.
15.08.1975
…Говорю Молотову: От югославского поэта Иоле
Станишича я узнал песню, которую пели
сербские коммунисты в подполье:
Живи, живи, Молотов,
И державы новые твори!
– Привет ему, – говорит Молотов. И потом добавляет: – Я не думал так
долго прожить, но теперь приходится держаться.
16.06.1983
– Я часто езжу в Москву на электричке, узнают меня рабочие,
подсаживаются, беседуем. «Кто у нас замминистра иностранных дел? Ну
какой он зам? Мы его не знаем. Что он в этом понимает? Вот вы были – вас
все знали».
18.12.1970
– Я видел снимки в старых газетах – была такая военная форма у вас, это
мидовская? А зачем?
– Да, да. Смысл тут был некоторый. Какой? Когда имеешь форму, тогда не
обязан надевать фрак, смокинг и прочее все это. В одной форме. Форма
была хорошая. И, видимо, у Сталина была идея подтянуть дисциплину. Форма
подтягивает… Ну, конечно, надолго не хватило. Кортики были даже. Я тоже
носил кортик. (Парадную мидовскую форму В.М. Молотова я видел в шкафу в
квартире на улице Грановского. Внушительная, черного цвета, золотое
шитье, звезды. – Ф.Ч.)
30.12.1973
– Вчера смотрели по телевизору встречу
Кириленко с иностранными
корреспондентами? – спрашиваю Молотова.
– Смотрел, смотрел. Но, конечно, можно его понять, он мало имел таких
случаев. Я сам бывал в таких по-положениях. Не особенно приятная иногда
публика. Вечно начинаешь отшучиваться.
Как-то раз у меня на пресс-конференции в Америке, в Нью-Йорке, нет, в
Сан-Франциско, спросили: «Как по-русски правильно говорить: во-о-о-дка
или водка?» Я говорю: «Мне нравится ваш выговор!» – они все рассмеялись.
Они просто коверкали слово, а я отделался: «Мне нравится ваш выговор!»
Ну, все рассмеялись, и так сошло запросто.
В другой раз, тоже в Сан-Франциско, собрались, ну, как сказать, не
почитатели, а бывшие русские, которые давно уже живут в Америке, вот в
честь представителя России они вечер устраивают, ну, разговаривают
только по-американски, то есть по-английски. Обращается ко мне старший,
что ли, председатель: «Что вас больше всего поразило в
Америке?» – «Что поразило? Больше всего поразило то, как плохо знают в
Америке о России, как мало знают о России». Им от этого неловко стало,
ведь они все русские. А я думаю, что я с ними буду церемониться?
Действительно, такая дичь иной раз встречается…
– Но дипломатов, видимо, надо все-таки готовить специально, не просто –
из партийных работников?
– Я вот никогда не готовился специально. У меня опыт партийной работы. И
опыт полемики партийной. Мне приходилось много раз выступать на больших
партийных собраниях против троцкистов, против правых, в обстановке,
когда в полдень говорят, а в полседьмого надо выступать. По записке не
будешь читать. Тебе не перепишут, не отредактируют. Этот опыт имеет
значение и для дипломатов, потому что имеешь дело с такими серьезными
противниками, политически очень грамотными – троцкистами, правыми. Это
квалифицирует, поднимает, так сказать.
– В современных условиях партийные работники такого опыта не имеют.
– Не имеют, да. А им все хотелось бы, насколько производство выросло,
насколько у колхозников производительность труда, это тоже все важно,
интересно, но это не в полемике, не в драке с какими-то другими
течениями противоположного характера.
– Да и на пленумах-то нет полемики.
– Да и на пленумах, везде, везде. Заглажено все – у них, конечно, все
другое. В этом большая трудность.
– Я выступал на пленуме ЦК комсомола, так мою речь за три месяца
посылали в ЦК партии, читали, проверяли…
– Вот, вот. Нет, раньше мы, конечно, не в таких условиях воспитывались.
25.04.1975
– В свое время я открыл
Институт международных отношений, чтоб создавать
кадры. Мое детище. Но сейчас партийного духу там мало.
16.07.1978
– Какой я дипломат? Я не владею ни одним языком иностранным
– Но ты же языки знаешь, по-французски свободно читаешь, я видел, да и
по-английски и по-немецки, – говорит Молотову писатель С.И. Малашкин.
Они дружат с 1919 года.
– Немного я мог на основных языках, но не по-настоящему. В ООН всегда с
переводчиком. Ни один язык я не довел до конца. Поэтому и дипломат я не
настоящий.
– Но я помню, как в ООН ты поправил переводчика, когда тот не точно
выразил твою мысль…
– Я вот был министром – ведь не владел иностранными языками. Прочитать
по-немецки, по-французски и кое-что понять в разговоре я мог, но самому
отвечать уже трудно. А английский только в последнее десятилетие стали
пускать в ход. Это был мой главный недостаток для дипломатии.
– Речь Гитлера после нападения Японии на
Пирл-Харбор вы переводили
Сталину? Сталин попросил вас послушать и сообщить ему – было это?
– Так было, конечно.
17.07.1975
– И у Сталина другого не было, кому доверить внешнюю политику.
– Это другое дело, – говорит Молотов. – Я находился за границей не раз и
в самых разных обстановках. Обо мне написано не только сторонниками. Но
и противниками. За дурака меня не считали.
– Вот вы говорите: резервировать за собой возможность вернуться к этому
вопросу. Так ведь дипломаты говорят.
– Я не настоящий дипломат, – утверждает Молотов.
– Из всех советских людей так считаете только вы один. Потому что все
советские люди считают вас дипломатом № 1. Да и не только советские –
даже Черчилль!
– Он имеет право, а вы не имеете. Я считаю себя политиком, а не
дипломатом, прежде всего.
– А какой хороший дипломат – не политик?
– Рассуждение неправильное. Потому что политики бывают выше,
чем дипломаты. Ну так поэтому и нельзя называться дипломатом. Неудобно.
– Даллес назвал вас лучшим дипломатом XX века…
– Было дело под Артуром, – отшучивается Молотов.
– Черчилль написал, что Молотов был «тщательно отшлифованным
дипломатом…».
Вот что он о вас пишет:
«Человек, которого Сталин тогда выдвинул на
трибуну советской внешней политики, заслуживает описания, которым в то
время не располагали английское и французское правительства. Вячеслав
Михайлович Молотов – человек выдающихся способностей и хладнокровно
беспощадный. Он благополучно пережил все страшные случайности и
испытания, которым все большевистские вожди подвергались в годы
торжества революции. Он жил и процветал в обществе, где постоянно
меняющиеся интересы сопровождались постоянной угрозой личной ликвидации.
Его черные усы и проницательные глаза, плоское лицо, словесная ловкость,
невозмутимость хорошо отражали его достоинство и искусство. Он стоял
выше всех среди людей, пригодных быть агентами и орудием политики такой
машины, действия которой невозможно было предсказать… Я встречался с ним
только на равной ноге, в переговорах, где порой мелькала тень юмора, или
на банкетах, где он любезно предлагал многочисленные, формальные и
бессодержательные тосты. Я никогда не видал человеческого существа,
которое больше бы подходило под современное представление об автомате. И
все же при этом он был, очевидно, разумным и тщательно отшлифованным
дипломатом. Как он относился к людям, стоящим ниже его, сказать не могу.
То, как он вел себя по отношению к японскому послу в течение тех лет,
когда в результате Тегеранской конференции Сталин обещал атаковать
Японию после разгрома германской армии, можно представить себе по
записям их бесед. Одно за другим щекотливые, зондирующие и
затруднительные свидания проходили с полным хладнокровием, с
непроницаемой скрытностью и вежливой официальной корректностью. Завеса
не приоткрывалась ни на мгновение. Ни разу не было ни одной ненужной
резкой ноты. Его улыбка, дышавшая сибирским холодом, его тщательно
взвешенные и часто мудрые слова делали из него идеального
выразителя советской политики в мировой ситуации, грозившей смертельной
опасностью. Переписка с ним по спорным вопросам всегда была бесполезной…
Вся его жизнь прошла среди гибельных опасностей, которые либо угрожали
ему самому, либо навлекались им на других. Нет сомнений, что в Молотове
советская машина нашла способного и во многих отношениях типичного
представителя – всегда верного члена партии и последователя коммунизма.
Дожив до старости, я радуюсь тому, что мне не пришлось пережить того
напряжения, какому он подвергался, – я предпочел бы вовсе не родиться.
Что же касается руководства внешней политикой, то
Сюлли, Талейран и
Меттерних с радостью примут его в свою компанию, если только есть такой
загробный мир, куда большевики разрешают себе доступ».
–
Это я выписал из «Второй мировой войны» Черчилля.
Он ставит вас рядом с самыми великими дипломатами всех времен!
– Нет, я не считаю себя дипломатом, – говорит Молотов. –
Политиком – да.
Это тоже марка не меньшая, конечно.
30.07.1970,
07.05.1975,
08.03.1985,
09.05.1985
Штаны сняли перед Западом
– Сейчас мы штаны сняли перед
Западом. Получается, что основная цель не
борьба с империализмом, а борьба за мир. Безусловно, всегда нужно за мир
бороться, но тут словами и пожеланиями не достигнешь ничего, надо иметь
силу.
30.06.1976
– Вот Португалия, Вячеслав Михайлович, мы не знаем даже, как там
получилось, что произошло… После фашизма – ленинизм.
– Это временно, ненадолго. Надолго невозможно. Но тоже очень хорошо, я
считаю. В Португалии – замечательно.
Куньял молодец! Расшатывается вся
система капитализма. Нам пока нельзя прибирать к рукам. Это делается
постепенно. Даст результаты, но не сразу. Маленькая страна, со всех
сторон империализм.
– А в Чили плохо получилось
– В Чили при всем том, что временно. У нас тоже 1905 год был поражением,
а в 1917-м мы победили. А без 1905 года не победили бы в 1917-м. Вот это
надо учесть. Это надо понимать. А то вот – давайте им сейчас! А нет –
плохо. Чаепитчики. Все на готовом, на блюдечке поднесли бы – вот это да
– К сожалению, таких очень много
– Много, и надолго много
– И растут они
– Нет, наряду с ними новое нарождается, это надо видеть
21.05.1974,
28.07.1976
– Как вы считаете, войну в Афганистане сколько можно продолжать? Пора
закруглять, приходить к какому-то знаменателю?
– Это от нас не зависит, и тут упрощать нельзя. В Афганистане и в других
странах мы выращиваем тех людей, которые в дипломатии могут нам
помогать. Другого способа у нас нет. Граничат с нами, и мы там
выращиваем своих людей. Это отсталый народ, а все-таки идет за нами.
– Пока еще не идет
– Идет. Вы, по-моему, упрощаете дело и торопитесь. Конечно, помещики и
кулаки стоят не на нашей стороне и не могут на нашей стоять, но нам
нужно Афганистан не терять…
04.10.1985
– Вы сейчас лучше выглядите, чем на прежних официальных снимках.
– Раньше я выколачивал мирные договоры из государств… А сейчас сплю,
читаю, пишу, жена за мной хорошо следила. Время было будь здоров,
концепции другие и политические деятели соответствовали им.
Разговаривать и сейчас с империалистами не просто, но и тогда было не
легче.
11.07.1970,
09.10.1975
…Иной раз смотришь документальный фильм, в котором без конца показывают
небо, текущую воду. Чувствуется, маловато документальной пленки. А у
меня материала слишком много
Остается добавить, что все это Молотов рассказывал мне в разные годы –
несколько раз одно и то же, но всегда одинаково, – на улице Грановского,
на даче в Жуковке или в лесу, постукивая палочкой, подаренной некогда
британским послом сэром Арчибальдом Керром…
Содержание
Чуев
www.pseudology.org
|
|