| |
Статья написана в 1996 г., впервые опубликована в 1996 г.
в журнале
"Элементы" № 8 (Досье "Национал-большевизм")
|
Александр
Дугин |
Тамплиеры Пролетариата.
Национал-большевизм и инициация
Часть 2. Русь
Революционная. "Яко не исполнилось число звериное…" |
"В комиссарах дух
самодержавия"
(генеалогия русского Национал-большевизма)
"Убийца красный святей потира!"
Николай Клюев
Самым полным и интересным (на сегодняшний день) исследованием русского
Национал-большевизма является
книга Михаила Агурского. Агурский был
диссидентом, в 70-е эмигрировал из СССР в Израиль, но вместе с тем, его
отношение к советскому Национал-большевизму остается в высшей степени
объективным, а в некоторых случаях в оценках сквозит глубокая симпатия.
На наш взгляд, труд Агурского — самое серьезное произведение,
посвященное советскому периоду русской истории помогающее понять его
глубинный духовный смысл.
1. Национальное признание большевизма
Агурский определяет сущность русского Национал-большевизма так: "… С
самого начала большевистской Революции
большевизм и само новое советское
Государство получили признание со стороны различных групп эмиграции и в
самой России как отвечающие истинным русским национальным и даже
религиозным интересам. Численность этих групп была относительно
невелика, и не всегда эти группы были влиятельны, но их голос был
слышен, и с их точкой зрения были знакомы широкие круги как вне партии,
так и внутри неё. Национальное признание Большевизма было весьма
разнообразным.
Его считали русским национальным явлением и левые и правые, гуманитарии
и инженеры, гражданские лица и военные, духовенство и сектанты, поэты,
писатели, художники. Наибольшим успехом ознаменовалось т.н.
сменовеховство, возникшее относительно поздно в кругах правой русской
эмиграции. Именно в его рамках был впервые сформулирован и
Национал-большевизм, хотя к нему по праву могут быть отнесены почти все
ранние формы национального признания Большевизма, включая
скифство.
Центральной фигурой эмигрантского Национал-большевизма в начале 20-х гг.
оказался Устрялов, а внутрироссийского — Лежнев.
Если бы все это осталось в рамках небольшевистских кругов, это имело бы
очень ограниченный интерес. Но этого не случилось…"
2. "Смена вех"
Впервые тезисы русского Национал-большевизма появились в среде крайних
кадетов, в той или иной степени связанных с Николаем Устряловым. Однако
самому Устрялову на возможность радикального перехода от "белого"
Национализма к "красному" указал другой кадет Ю.Ключников. Поняв в
какой-то момент неизбежность поражения белых и исходя из своей во многом
народнической философии истории, — утверждающей, что историю творит
именно "народный Дух", выражающийся подчас парадоксально и использующий
в определенные моменты самые неожиданные Идеологии и
социально-политические инструменты, — эти кадеты-Националисты пришли к
радикальному пересмотру своих антибольшевистских позиций и выдвинули
тезис о том, что самыми последовательными
Националистами-государственниками на данный момент в России являются
Большевики.
Конечно, эта идея оформилась в столь радикальных терминах не
сразу, но её основные черты ясно проступают уже в первых
национал-большевистских текстах, объединенных в сборнике "Смена вех",
опубликованном в Праге в начале 1921 года. Авторами сборника были
Ю.Ключников, Ю.Потехин, С.Чахотин, А.Бобрищев-Пушкин, бывший прокурор
Святого Синода С.Лукьянов и др. Но ведущую интеллектуальную роль в этом
движении, получившем устойчивое название "сменовеховство", играл именно
Устрялов.
"Сменовеховство" было с восторгом принято самими
Большевиками,
особенно Лениным, Троцким и Сталиным, так как они увидели в
нём
возможность некоей промежуточной Идеологии, способной привлечь на
сторону новой власти "спецов" и значительные пласты гражданского
населения, ещё не готовые принять Коммунизм в чистом виде. Именно через
Идеологию "сменовеховства" произошло практическое соединение
большевистской власти с широкими социальными слоями. Но сила идей
такова, что практически никогда не получается использовать их в чисто
прагматических целях, так как идеи всегда имеют и обратное воздействие.
Параллельно тому, как Большевики использовали "сменовеховство" в своих
целях, само "сменовеховство" активно влияло на эволюцию большевистской
Идеологии. Агурский показывает, что наиболее чистые марксистские
ортодоксы, и особенно Зиновьев, прекрасно отдавали себе в этом
отчёт и с
самого начала боролись против Национал-большевизма не смотря на те
практические выгоды, которое оно давало
Большевикам в самый сложный для
них период.
Пареллельно "сменовеховству" развивалось иное, довольно близкое к нему
течение — евразийство, или по крайней мере его левое крыло. И "сменовеховцы" и "левые Евразийцы" кончили тем, что полностью встали на
сторону большевиком и подавляющее большинство их вернулось в Советскую
Россию и интегрировалось в социалистическое общество. Всех авторов,
проделавших такую эволюцию —
Ключникова, Бобрищева-Пушкина, Кирдецова,
Лукьянова, Львова и т.д. Агурский причисляет к "левым
Национал-большевикам", которых он отличает от "правых
Национал-большевиков", чьим бесспорным лидером и высшим духовным
авторитетом был Устрялов, остававшийся за пределом России в Харбине до
середины 30-х и до конца сохранявший определенную дистанцию от советской
Системы несмотря на всю свою симпатию к ней.
В исследовании Агурского
явно проступает идея о том, что он представляет собой не просто сложное
и внутренне многоплановое, но принципиально двойственное явление. Хотя
нигде Агурский не говорит об этом прямо, его Национал-большевизм в его
трактовке разделяется на две составляющие, которые соответствуют двум
его идеологическим аспектам. В принципе, речь идет о двойственности
Идеологии Консервативной Революции как таковой, а именно её выражением и
был исторический русский Национал-большевизм. Показательно, что в
национал-большевистском контексте, как напоминает Агурский, термин
"революционный консерватизм" (впервые употребленный Славянофилом
Самариным и взятый на вооружение немецкими национальными идеологами)
принял на вооружение именно Исай Лежнев, столп советского "левого
Национал-большевизма".
3. Левый Национал-большевизм
У любой Революции есть "консервативная" подоплека, которая выражается в
противопоставлении актуальному положению вещей — Системе — архаической
Парадигмы, давно забытой и утраченной в обычном, нереволюционном и
нерадикальном консерватизме. Внешне эта тенденция часто бывает настолько
"нигилистична" и "разрушительна", что увидеть её "консервативное",
"архаическое" начало крайне трудно. Именно этот аспект и следует назвать
"левым Национал-большевизмом".
Агурский показывает, что такой "левый Национал-большевизм" исторически
восходит в русскому Эсхатологическому сектантству, Старообрядчеству,
народному апокалиптизму. Его более современными носителями становятся
вначале некоторые "Славянофилы", — самые крайние представители которых
(в отличие от умеренных консерваторов) ненавидели лютой ненавистью весь
романовский "петербургский период", который они считали отступлением от
истинно национального подлинно православного строя, — а потом и
"народники" — Герцен, Огарев и т.д. вплоть до
Бакунина, Ткачева и
Нечаева, а также левых Эсэров. В этом направлении доминирует
"мистический нигилизм", идея того, что "спасения" (читай социального
блага, построения справедливого общества и т.д). в настоящих условиях
нельзя достичь традиционным, конвенциональным, установленным путем,
безвозвратно потерявшим свою легитимность и действенность. Остается лишь
парадоксальный путь "святости через грех" или "созидания через
уничтожение, ниспровержение".
Левый Национал-большевизм начинается с самосожжений
староверов, с
радикальных течений беспоповцев, таких как "нетовцы" (или "Спасово
согласие"), а также с вышедших из этой среды "духовным христиан",
известных как хлысты. В этой среде было распространены представления, о
том, что "Антихрист" уже пришёл в мир и что русская государственность и
официальная церковь целиком подпали под его влияние. Против такой
десакрализированной государственности и ставшей безблагодатной церкви
сектанты выдвигали идею "невидимого града" и "общины избранных",
которые, следуя страшными путями, стяжают себе избавление через протест,
разрушение, особый путь "святотатственной (по крайней мере с обычной
точки зрения) святости".
Террористов-народников и, в частности,
Нечаева следует понимать исходя
именно из этого "религиозного нигилизма", свойственного русской
национальной стихии, как некая неформальная, параллельная Идеология,
редко отчётливо выраженная, но все же потенциально присутствующая в
широких народных Массах.
Отголоском этой же идеи, но уже в иной, сугубо интеллигентской среде,
является, по Агурскому, российский мистический реннессанс, т.н. "новое
религиозное сознание", связанный с Владимром Соловьёвым и всем течением
русского Символизма, на который он в высшей степени повлиял. Соловьёв
подошёл к той же самой мистико-нигилистической Реальности с другой
стороны — через западный Мистицизм, гегельянство, интерес к гностическим
и каббалистическим Доктринам. У Соловьёва также ясно различим механизм,
благодаря которому гностическая идея, родственная анабаптистам, катарам,
альбигойцам и т.д., воплощается с модернистической теории "Прогресса".
Агурский называет концепцию Соловьёва "оптимистической Эсхатологией",
согласно которой, социальное и техническое развитие общества протекает в
направлении возврата к "золотому веку".
Агурский пишет: "Чтобы примирить
факт неоспоримого Прогресса конца XIX века, который казался убедительным
аргументом в пользу оптимистической Эсхатологии, с не менее неоспоримым
фактом падения христианства как в народе, так и в Интеллигенции,
носительнице этого Прогресса, Соловьёв приходит к парадоксальному выводу
о том, что ныне Дух Божий покоится не на верующих, а на неверющих." В
принципе, практически то же утверждали наиболее радикальные
старообрядцы
"нетовцы", вообще отрицавшие саму возможность спасения через какие бы то
ни было внешние Ритуалы и считавшие, что отныне исключительная
возможность этого спасения может быть дарована только по сверхразумной и
непостижимой воле Христа совершенно независимо от заслуг верующего — в
пределе даже независимо от наличия или отсутствия самой веры. Конечно,
"новое религиозное сознание" отнюдь не сводимо к "левому
Национал-большевизму", но оно послужило его важной теоретической
предпосылкой, развитой лишь наиболее радикальными мыслителями, либо
примкнувшими к Большевикам, либо вышедшими из их среды.
"Левый Национал-большевизм" относится к наиболее экстремистским
вариантам этой Идеологии, с которыми связано теоретическое оправдание
самых страшных и кровавых аспектов Революции. Более всего он характерен
для левых эсеров и особенно для той их части, которая вошла в историю
под именем "скифство". В некотором смысле, сам термин "скифство" можно
рассматривать как синоним левого Национал-большевизма.
4. "Скифство"
Под названием "Скифы" в конце 1917 — начале 1918 годов вышло два
сборника, в которых нашла свое первое отражение Идеология "левого
Национал-большевизма". Смысл этой Идеологии сводился к рассмотрению
Октябрьской Революции как мистического, мессианского, Эсхатологического
и глубоко национального явления. Главным идеологом "скифства" выступили
левый эсэср Иванов-Разумник, член президуима ВЦИК С.Мстиславский и поэт
и писатель Андрей Белый (Бугаев). Вокруг них группировались также
знаменитые поэты и писатели, ставшие классиками советской Литературы:
Александр Блок, Сергей Есенин, Николай Клюев, Алексей Ремизов, Евгений
Замятин, Ольга Форш, Алексей Чапыгин, Константин Эрберг, Евгений
Лундберг и т.д.
Для скифства была характерна "апология варварства" (против Цивилизации
Запада), обращение к архаической стихии Нации, воспевание разрушительной
спонтанности, созидающей "новый мир". Некоторые авторы были отмечены
христианской идеей (в её старообрядческом — как Клюев — или просто
неортодоксальном, нонКонформистском виде — как Блок и Есенин).
Характерно следующее высказывание Блока того периода, прямо
предвосхищающее тезисы Шпенглера: "… цивилизованные люди изнемогли и
потеряли культурные ценности. В такие времена бессознательными
хранителями Культуры оказываются более свежие варварские Массы."
Программой "скифства" можно признать поэму Блока "12", в которой
большевизм и Революция откровенно связываются с Христом.
К "левому Национал-большевизму" можно отнести и некоторые чисто
религиозные явления — такие как "обновленчество" и проект "Живой
Церкви", которые активно продвигались сторонниками "христианского
Социализма" и которые видели в Революции осуществление истинных
христианских идеалов. Языческую версию этого же Эсхатологического
комплекса развивал Валерий Брюсов, связывавший Революцию не с
христианским, но с магико-пантеистическим обновлением, с возвратом к
теургии древних дохристианских культов.
Среди деятелей молодого советского режима особенно выделялся Исай
Лежнев, который был основным идеологом Национал-большевизма в России и
главным проводником "сменовеховских" тенденций эмигрантских
Национал-большевиков. Лежнев исходил из принципов абсолютности
"народного Духа", который для него был высшим мерилом и главной осью
истории. Если народ приходит к Революции, значит это соответствует его
внутренним потребностям, хотя для исполнения своей воли он может
использовать любые идеологические, концептуальные и
социально-политические инструменты.
Для Лежнева революционное разрушение
и потрясения оправдывались именно национальной необходимостью и,
следовательно, несли в себе высший провиденциальный смысл, скрытый за
внешним варварством. Эту же идею емко выразил другой национал-большевик,
профессор Н.Гредескул, один из основателей партии кадетов, который
самостоятельно пришёл к "сменовеховству" независимо от Устрялова. Он
писал: "Либо Советская Россия есть какой-то выродок, и тогда вина за это
падает на русский народ, и нет ему в этом оправдания, ибо целый народ не
должен добровольно отдаваться шайке разбойников, либо Советская Россия
есть зародыш — зародыш нового человечества, попытка трудящихся
осуществить свои вековечные чаяния." Лежнев нисколько не сомневался, что
"Советская Россия есть зародыш нового человечества".
Другим проявлением "левого Национал-большевизма" можно назвать Литературу т.н. "попутчиков" — Б. Пильняк, К. Федин, А. Толстой, Л.
Леонов, Вс. Иванов, В. Лидин и т.д. В их творчестве легко можно найти
все характерные для этого явления мотивы. Вот например выдержка из
романа Бориса
Пильняка. — "Сейчас же после Революции Россия бытом,
нравом, городами — пошла в XVII век. В России не было радости, а теперь
она есть… Революции, бунту народному, не нужно было — чужое. Бунт
народный — к власти пришли и свою Правду творят — подлинно русские
подлинно русскую." Попутчики прославляли национальную стихию бунта, видя
в Большевизме — "новую пугачевщину", исконно русское, во многом
архаическое явление.
В некотором смысле, к "левым Национал-большевикам" можно отнести и
Максима Горького, который пытался создать особую
народническую Религию,
определенные аспекты которой почти тождественны идеям радикальных
немецких Националистов.
Горький писал: "Народушко бессмертный, его же Духу верую, его силу
исповедую; он есть начало жизни единое и несомненное: он отец всех Богов
бывших и будущих". Нечто подобное можно было встретить и у теоретиков
немецкой Консервативной Революции и даже у нацистов. Горького сближает с
ними и увлечение Ницше…
5. Правый Национал-большевизм
Вторая принципиальная сторона Национал-большевизма может названа
"правой", "консервативной". "Правый Национал-большевизм" исходит из
такой Логики. — Жизнь Нации, Государства, народа представляет собой
некий органический процесс, всегда сохраняющий нетронутым свой центр. Во
всех динамических преобразованиях — в том числе кризисах, Революциях,
мятежах — проступает диалектика "народного Духа", которая приводит к
провиденциальным целям, независимо от желаний и воли самих
непосредственных участников событий. Нация остается равной самой себе —
как живой организм — на разных стадиях своего существования, и даже её
болезнь подчас есть синдром обновления, путь к укреплению. Бытие народа
глубже и абсолютнее его социально-политической истории.
Следовательно, все изменения в рамках Нации суть явления консервативные,
независимо от того в какие внешние формы они воплощаются. Эта концепция
"правого Национал-большевизма" была последовательно и полноценно
сформулированна Николаем Устряловым. Для Устрялова
большевизм и
Революция были лишь этапами истории русской Нации, причём диалектически
направленными на преодоление того кризисного состояния, которое только и
сделало Революцию возможным. Иными словами, Устрялов и другие "правые
Национал-большевики" видели "консервативный" элемент не в самой теории
Революции, не в самой сущности "нигилистического Гностицизма" (как
"левые"), а лишь в постоянстве национального контекста, подчиняющего
себе весь социально-политический инструментарий — вплоть до Революции.
Такой устряловский Национал-большевизм был созвучен некоторым "белым"
идеологам, левому крылу кадетов, определенной части монархистов (Шульгин
— самый яркий представитель этого направления), и особенно Евразийцам,
которые пришли в анализе Революции практически к тем же выводам, что и
правые Национал-большевики.
"Правый Национал-большевизм" отличается от "левого" (с которым у него
все же есть множество общих черт) тем, что он не считает "Революцию",
"варварство", "разрушение" самодостаточной ценностью. Стихия
религиозного отрицания — столь существенная для "левого
Национал-большевизма" и для его корневого гностического импульса — чужда
"правым Национал-большевикам", которые видели в Революции лишь временное
преходящее Зло, тут же преодолеваемое позитивом нового национального
утверждения. Показательно, что "правые Национал-большевики" чаще всего в
момент самой Революции и в гражданской войне занимали сторону "белых",
оставивая "старый Порядок", пока это ещё было возможно, но как только
"белое дело" окончательно проиграло, они стали приветствовать и
поддерживать у новой власти все то, что также было созвучно Порядку,
хотя бы и новому.
"Левые Национал-большевики" со своей стороны
приветствовали в большевистской власти не то, что она была "Порядком",
но как раз то, что она была сущностно "новым Порядком". Для них было
важна не преемственность и постоянство какой-то непреходящей, всегда
равной самой себе Реальности, но "рывок", "мистерия обновления",
радикальное преображение мира, "трансцендирование", выход за пределы.
Поэтому-то "левый национал-большевик" Есенин писал: "В РКП я никогда не
состоял, потому что чувствую себя гораздо левее." Сам Устрялов никогда
не скрывал, что видит в "Национал-большевизме средство для преодоления
Большевизма". Иными словами, он рассматривал Революцию и
Большевиков с
чисто прагматической точки зрения — как силу, которая единственная на
данном этапе могла обеспечить России наиболее эффективную национальную
централизованную власть. Устрялов полагал, что "большевизм" под
воздействием русской национальной стихии и под давлением
геополитического и исторического масштаба Государства превратится в
"фашистский цезаризм", т.е. в тоталитарный строй, ориентированный на
отстаивание русских национальных интересов как в политической, так и в
экономической сфере.
"Правый Национал-большевизм" пренебрегал наиболее радикальными аспектами
коммунистической Идеологии, считал, что
оптимальным для России был бы
возврат к рынку и к крестьянскому строю. Но в целом, отношение к
экономике было чисто прагматическим (как у нацистов): какой
экономический уклад выгоден для Нации, такой и надо принять. Устрялов
считал мелкобуржуазный режим самым эффективным, и поэтому так
восторженно приветствовал НЭП, который идеологически и обосновал и,
возможно, приблизил, так как с мнением Устрялова считались многие
партийные вожди, в том числе и сам Ленин. Многие коммунистические
Критики этого направления — Зиновьев, Каменев, позже Бухарин — особенно
подчеркивали "нэповскую" ориентацию устряловской Идеологии, и строили
именно на этом свои нападки на Национал-большевизм, обходя молчанием
более деликатный и тонкий чисто национальный момент.
Если к "левому Национал-большевизму" притягивались наиболее
нонКонформистские элементы из небольшевистских сред, — террористы,
неонародники, левые Эсэры, крайние сектанты и т.д., - то к "правым
Национал-большевикам" тяготели, напротив, многие гиперКонформистские
типы — спецы, кадровые военные (Брусилов, Альтфатер, Поливанов и т.д).,
и — как ни странно! — реакционные круги духовенства и даже черносотенцы.
Всех их объединяли симпатии к "сильной руке", "централизму",
авторитарному режиму, явно устанавливающемуся в процессе укрепления
власти Большевиков. В простом народе, как подчеркивает Агурский, даже
бытовала формула: "Ты за кого — за Большевиков или за коммунистов?"
"Большевики" ассоциировались с представителями радикальной великорусской
державности, с выразителями народной стихии, тогда как "коммунистами"
считались, напротив, догматики интернационализма и "западники". К крайне
правому флангу Национал-большевизма примыкали многие Евразийцы,
сохранявшие в основном по религиозным и этическим соображениям дистанцию
от полного и безоговорочного принятия Большевизма.
6. Резонанс в партии
Национал-большевистские тенденции (как правые, так и левые) были
продуктом интеллектуальной деятельности некоммунистических теоретиков.
Но они имели громадный резонанс в ВКП. Более того, как убедительно
доказывает Агурский, именно отношение к Национал-большевизму и является
тем ключом, который помогает понять "эзопов" язык внутрипартийных
полемик всего ранне-советского периода, предшествовавшего окончательному
укреплению единоличной власти в партии Сталина. Если опираться на
формальные аспекты партийных дискуссий тех лет, то мы попадем в
недешифруемый Хаос парадоксов и явных противоречий.
Только выделение
Национал-большевизма в качестве основного интерпретационного критерия
позволит выстроить всю картину идейной борьбы этого периода. "Левый
Национал-большевизм" больше всего импонировал Льву Троцкому, и Агурский
справедливо замечает, что пора уже поставить вопрос: "А так ли Троцкий
лев?" Именно Троцкий в своей книге "Литература и Революция" весьма
позитивно отзывается о "попутчиках" и представителях "скифства", чья
патетика вполне резонирует с революционным Духом самого Троцкого. В
некотором смысле, даже теория "перманетной Революции" и идея
её
"экспорта на Запад" не так уж противоречат мессианским тенденциям
сторонников "национального варварства".
Кроме того, чисто прагматически
Национал-большевизм позволяет Троцкому укреплять свою власть в партии и
в армии, опираясь на национальный Дух и прибегая к прямым апелляциям к
патриотическим чувствам великороссов. Его последовательным противником
уже на этом этапе выступает Зиновьев, который, однако, не приемлет
только великорусский Национал-большевизм, но, будучи главой
Коминтерна,
с прагматической симпатией относится к Национал-большевизму немецкому и
даже к левому Нацизму. Кроме того, сам Ленин крайне позитивно воспринял сменовеховство, хотя трудно сказать наверняка, чего в этом отношении
было больше — прагматического
макиавеллистского расчёта или
действительного сочувствия к "мистическому нигилизму".
"Правый Национал-большевизм" в свою очередь сопряжен с фигурой Иосифа
Сталина, который, как совершенно справедливо показывает Агурский, всегда
был гораздо ближе к прагматическому консерватору Устрялову, чем к
"скифству" и другим революционным радикалам. И хотя Сталин во
внутрипартийной борьбе с Троцким вначале делал ставку на
Зиновьева и
Бухарина, постепенно и тот и другой будут побеждены им именно при опоре
на консервативный, правый национал-большевистский сектор в самой партии,
взращенный Сталиным через "ленинский призыв" новых национальных кадров,
сохранивших связь с народной стихией и чувство государственности.
Сталин
в полной мере воспользовался плодами
троцкистско-ленинского курса на
приятие "сменовеховства", но сумел при этом уничтожить своих противников
их же оружием. Складывается впечатление, что сквозь все этапы сталинской
карьеры проходит эта невысказнная, но постоянно обдумываемая концепция —
концепция "правого Национал-большевизма". Устрялов был как бы
выразителем тайных мыслей Сталина, его харбинским духовником… Сталин без
Устрялова просто не понятен.
И не случайно, разгром зиновьевской "оппозиции" воспринимался
соврмеенниками как полное торжество идей Устрялова.
Проявление сталинских симпатий к правой версии Национал-большевизма
Агурский видит и в особо теплом отношении Сталина к Булгакову и особенно
еговосхищение откровенно национал-большевистской булгаковской пьесой
"Дни Турбиных", которую он лично посетил 15 раз. В конце пьесы белый
офицер Мышлаевский доказывает, что нужно переходить к
Большевикам:
"Мышлаевский: Я за Большевиков, но только против коммунистов… По крайней
мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не с нами.
Народ против нас.
Студзинский:… Была у нас Россия — великая держава!
Мышлаевский: И будет! И будет!"
В этом пассаже квинтэссенция правой национал-большевистской мысли.
Агурский подчеркивает также, что именно Сталин приветствовал
"сергианскую" линию в Православии, пошедшую с советским режимом на
компромисс, а не обновленческий "христианский Социализм", сближающийся
более с "левым Национал-большевизмом". Любопытно определение
обновленчества, бытовавшего в ту эпоху — "церковный
троцкизм". Иными
словами, в вопросе сотрудничества Церкви с Большевиками также было две
возможности — "революционная церковь" обновленцев, пытающаяся охватить и
исмыслить, "христианизировать" "мистический нигилизм", и стратегический
компромисс официального Православия, нотки которого можно разглядеть ещё
до митрополита (позже Патриарха) Сергия в позиции патр. Тихона после его
освобождения из тюрьмы.
7. Еврейский фактор
Проблему Евреев в контексте Большевизма Агурский рассматривает в
совершенно неожиданном ключе. С его точки зрения, массовое участие
Евреев в Революции объясняется не столько их враждебностью к
православной России, местью за "черту оседлости" или беспочвенностью и
западничеством, сколько особым Эсхатологическим мессианским настроем,
характерным для сектантской разновидности Иудаизма (хасидского или
саббатаистского типа), которая была чрезвычайно распространена среди
восточно-европейских Евреев. Именно сходство апокалиптического
фанатизма, общность религиозного типа с представителями русского
сектантства и Гностицизма Интеллигенции, предопределили роль Евреев в
большевистском движении.
Кроме того, Агурский подчеркивает, что многие
Евреи-Большевики ощущали себя страстными великорусскими Националистами,
для которых Октябрьская Революция уничтожила последние преграды для
полного слиния с русским народом. Большинство из них были либо
крещенными и ассимилированными, либо отличались специфическими
мистическими наклонностями и принадлежали к эзотеричесим
каббалистическим группам.
Конечно, это касалось далеко не всех. Зиновьев, Каменев и вообще почти
вся "петербергская группа" были аутентичными Евреями-западниками,
воспринявшими Коммунизм лишь в его рационально-социальном, догматическом
аспекте. Иными словами, великодержавный Национал-большевизм одних Евреев
(Лежнев, Тан-Богораз, Кержецев, Пильняк и даже ранний Троцкий, кстати,
активно интересовавшийся Масонством и бывший членом "Великого Востока")
резко контрастировал с русофобией других. Но и среди русских
Большевиков
это зеркально отражалось в противостоянии новых русских лидеров
сталинского призыва (Молотов, Ворошилов, Киров и т.д). и
русофобствующих этнических великоросов типа
Бухарина.
8. Национал-большевизм против национал-Коммунизма
Агурский вскрывает важную терминологическую разницу между этим двумя
терминами. "Национал-большевизмом" следует называть именно
великорусский, евразийский вариант, стоящий за объединение всех бывших
земель Российской Империи в единое централизованное социалистическое
Государство — СССР. Среди большевистских лидеров это однозначно
соотносилось с фигурой Иосифа Сталина.
"Национал-Коммунизмом" в свою очередь было принято обозначать, напротив,
сепаратистские тенденции национальных окраин России, стремившихся
использовать Октябрьскую Революцию для достижения национальной
независимости. Особенно сильными национал-коммунистическими тенденциями
отличались татарские (Султан-Галиев), грузинские и украинские коммунисты
(Скрыпник). Они считали (справедливо), что в Большевиках слишком сильны
великодержавные империалистические настроения, что Национал-большевизм в
устряловской формулировке чреват новым "диктатом Москвы".
Показательно,
что самыми активными борцами против сепаратистского национал-Коммунизма
были представители тех же самых Наций, но исповедующих, напротив,
советский принцип "единонеделимчества" и, соответственно,
Национал-большевизм. Так Сталин и Орджоникидзе не на жизнь, а на Смерть
боролись с грузинским сепаратизмом и т.д. Лишь на
Украине в партии
промосковскую линию проводили в основном этнические великоросы, а ещё
больше, ассимилированные Евреи.
Этот момент очень важен, так как в нём кристально ясно прослеживается
фундаментальное различие между простой адаптацией коммунистических идей
к конкретному национальному контексту (национал-Коммунизм) и особой
универсалистской линией, сопряженной исключительно с русским
эсхатологизмом, мессианским и всечеловеческим, открытым для всех
евразийских народов и интеграционным. Национал-большевизм, таким
образом, открывается как Реальность сверхэтническая, имперская,
универсальная. Это принципиальный момент.
9. Параллельная идеология
К Национал-большевизму Агурский причисляет и многих других авторов —
Мариэтту Шагинян, Максимилиана
Волошина, Осипа Мандельштама, Андрея
Платонова,
футуриста Родченко, самого Маяковского, О.
Хвольсона, М.
Пришвина, А. Ахматову, М. Цветаеву, Н. Тихонова, Н. Никитина, Я.
Лившица, К. Чуковского и т.д. Если внимательно приглядеться к советской
Литературе, — вплоть до
Шолохова, не упоминаемого, впрочем, Агурским, —
то почти вся она откроется как разновидность национал-большевистской
мысли, поскольку чистого "социалистического реализма" в Культуре
отыскать практически невозможно, за исключением, разве что, совсем уже
"условных" произведений, причисленных к Культуре по чисто конъюктурным
соображениям. Особенно следует подчеркнуть личность Мариэтты Шагинян,
ставшей классиком советской Литературы. В её творчестве и
интеллектуальной эволюции сходятся воедино несколько существенных
моментов Национал-большевизма в целом.
Во-первых, она была ассимилированной русифицированной
армянкой, что
прекрасно вписывается в разобранный Агурским феномен социалистической
великодержавности, носителями которой чаще всего выступали
ассимилированные инородцы — грузины, Евреи, Армяне и т.д. Если в
западных областях (Украина) особенно активными централистами и
проводниками промосоковских тенденций в партии выступали Евреи, то на
Кавказе — в Азербайджане и Грузии — активную роль играли именно Армяне.
Поэтому национал-большевистский выбор Шагинян весьма показателен.
Во-вторых, до Революции Шагинян была активной участницей
религиозно-философского кружка Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус,
где она познакомилась с гностическим мировоззрением, которым чрезвычайно
заинтересовалась. Она начинает свое духовное становление как типичная
представительница "нового религиозного сознания". Шагинян одной из
первых приняла Октябрьскую Революцию, оценив её мистически. В Революции
она видела "корни какого-то нового Славянофилско-большевистского
сознания". После Революции она продвинулась по пути
Гностицизма
ещё
дальше — подобно Гностикам-каинитам она начала рассматривать негативных
персонажей "Ветхого Завета" — Хама, Каина, Исава и т.д. — как носителей
подлинного Духа и предтеч Христа, врага "злого демиурга"-узурпатора.
Её
интеллектуалный Гностицизм был прямым аналогом сектантского
простонародного Гностицизма Клюева или
Есенина.
В-третьих, Шагинян была — как и Андрей Платонов и академик
Вернадский —
поклонницей учения Николая
Федорова о "воскрешении мертвых", что
является одной из классических тем оперативного
оккультизма[6]. Этот же
теургический компонент федоровского учения вдохновлял многих Евразийцев,
особенно "левых" — Карсавин, Савицкий, издатели парижского журнала "Евразия" (муж Цветаевой, Эфрон
и т.д).. Более того, гетеродоксальная с православной точки зрения, но
национальная и антизападная Доктрина
Федорова была тем идеологическим фокусом, через который "правые"
консервативные Мистики переходили к приятию Коммунизма.
В-четвертых,
писательница в своих художественных произведениях пыталась создать
"новую пролетарскую мифологию", многие моменты которой являются
типичными образцами конспирологического сознания, свойственного
традиционному мистико-оккультистскому способу мышления.
В целом судьба Мариэтты Шагинян — это
Архетип национал-большевистской
эволюции, и в этом смысле её фигура является парадигматической для всего
советского Национал-большевизма.
Из анализа Агурского складывается настолько впечатляющая картина
советского общества в его глубинных мифологических пластах, что
создается ощущение, будто мы находимся в параллельном мире, где вся
внешняя скучно-догматическая, пслоско-утилитарная, жестокая в своей
будничности картина официальной советской истории разрешается в
глубинной, насыщенной, полной метафизических интуиций и магических
происшествий Реальности. И эта "вторая Реальность" советизма — от его
первоистоков вплоть до последних дней — придает всему смысл,
наполненность, герменевтическую заостренность. Эта Реальность
животворная, парадоксальная, страстная и глубокая, в отличие от сухих
статистических данных, цензурированных исторических сводок или визгливой
диссидентской Критики, также нудно как и советские историки,
перечисляющей факты, только не триумфально-оптимистические, но
трагично-жестокие.
Михаил Агурский не просто историк с оригинальной схемой. Он человек
судьбоносный для России. И символичность его пути проступает в том
факте, что умер он не в Иерусалиме и не в Америке, а в Москве, Третьем Риме[7], куда приехал на "Конгресс Соотечественников". Более того, не
менее символична и дата Смерти —
21 августа 1991 года. Последний день
Великой Советской Империи, последнее мгновение, когда на огромной
евразийской территории Национал-большевизм
ещё оставался правящей
Идеологией.
----------------------
Статья написана в 1996 г., впервые опубликована в 1996 г. в журнале
"Элементы" № 8 (Досье "Национал-большевизм")
Оглавление
www.pseudology.org
|
|