Соцреализм - художественный
метод литературы и
искусства,
представляющий собой
эстетическое выражение
социалистически осознанной
концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и
созидание
социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов
социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные
принципы
искусства
Соцреализма. Его возникновение и развитие связаны с
распространением
социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего
движения.
Начальные тенденции
литературе
и
искусства
нового типа относятся к середине и 2-й половине 19 в.: революционно-пролетарская
литература
в Великобритании (поэзия
чартистского движения, творчество Э. Ч.
Джонса), в
Германии (поэзия Г.
Гервега,
Ф.
Фрейлиграта,
Г.
Веерта),
во Франции (литература
Парижской Коммуны, "Интернационал"
Э.
Потье).
В конце 19 - начале 20 вв.
интенсивно развивается
пролетарская
литература в России, Польше, Болгарии и др. странах. Как художественный метод Соцреализм формируется в начале 20 в. в России, прежде всего в творчестве
М.
Горького,
а также в той или иной мере М. М.
Коцюбинского,
Я.
Райниса,
А.
Акопяна, И.
И. Евдошвили и др.
Это обусловлено
всемирно-историческим значением революционного движения в России, куда вначале
20 века переместился центр мировой революционной борьбы.
Вслед за
Горьким
реалистическое изображение общественной действительности и социалистическое
мироощущение становятся существенными чертами творчества писателей ряда стран
(А,
Барбюс, М.
Андерсен-Нексё,
Дж.
Рид).
После
Октябрьской революции 1917 года в различных странах Европы (Болгария,
Германия, Польша, Франция, Чехословакия и др.) в 1920-х годах формируются
социалистические литературные течения, и метод Соцреализма уже выступает как закономерное явление мировой
литературы.
Рост антифашистского движения в
1930-х гг. способствовал расширению международного
фронта
революционной
литературы
и
искусства.
Объединяющую роль в этом процессе играла
советская литература,
которая к тому времени
сплотилась идейно
и создала выдающиеся художественные произведения. Соцреализм стал широким интернациональным направлением
литературы
и
искусства.
После
2-й мировой
войны 1939-1945, в особенности после образования мировой социалистической
системы, позиции Соцреализма как авангарда художественного прогресса ещё более
утвердились.
Значительную роль в расширении и
обогащении художественного опыта Соцреализма сыграли наряду с творчеством
Горького,
В. В.
Маяковского, М. А.
Шолохова, также театр К. С.
Станиславского и В. Э.
Мейерхольда, кинематографические открытия С. М.
Эйзенштейна, В. И.
Пудовкина, А. П.
Довженко, музыка С. С.
Прокофьева, Д. Д.
Шостаковича, живопись Б. В.
Иогансона, А. А.
Дейнеки, Б. И.
Пророкова, П. Д.
Корина, Р.
Гуттузо, скульптура С. Т.
Коненкова, В. И.
Мухиной, драматургия Б.
Брехта, В. В.
Вишневского.
Сам термин "Соцреализм" в
советской печати впервые появился в 1932 ("Литературная
газета", 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить
рапповскому тезису,
механически переносившему философские категории в область
литературы
("диалектико-материалистический творческий метод"), определение, отвечающее
основному направлению художественного развития советской
литературы.
Решающим при этом явилось признание
роли классических традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический),
обусловленных как новизной жизненного процесса, так и
социалистическим миропониманием
советских писателей.
К этому времени писателями (Горький,
Маяковский,
А. Н. Толстой, А. А.
Фадеев) и критиками (А. В.
Луначарский, А. К.
Воронский) был предпринят ряд попыток определить художественное своеобразие
советской литературы;
говорилось о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом,
романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой.
Понятие
Соцреализм сразу же получило широкое распространение и было закреплено
1-м Всесоюзным
съездом советских писателей (1934), на котором
Горький
говорил о новом методе как о творческой программе, направленной на реализацию
революционных гуманистических идей: "социалистический
реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное
развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над
силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на
земле" (Первый Всесоюзный съезд советских писателей.
Стенографический отчёт, 1934, с. 17).
2
Продолжая
гуманистические традиции предшествующего
искусства,
соединяя их с новым
социалистическим содержанием,
Соцреализм представляет собой новый тип художественного
сознания.
Его новизна связана с тем вкладом,
который внёс марксизм в
материалистическую философию, - утверждением роли революционно-преобразующей
деятельности ("Тезисы о Фейербахе"
К. Маркса), что послужило истоком идеи изображения действительности
в её
революционном развитии.
Основой метода
Соцреализма служит концепция революционно-действенного, социалистического
гуманизма, в котором находят своё выражение идеи
гармоничного
развития человека, полноты реального проявления его духовных и нравственных
возможностей, подлинно человеческого отношения людей друг к другу, к природе и
обществу. Эта
гуманистическая направленность присуща всем видам социалистической
художественной культуры (литературе,
живописи, архитектуре, музыке, театру и т.д.), составляет важнейшую и
универсальную отличительную особенность
искусства
Соцреализма.
Для понимания
принципов социалистического
искусства
важное значение имеет ряд высказываний классиков марксизма-ленинизма. Говоря об
искусстве будущего,
Ф. Энгельс
видел его особенности в "полном слиянии большой идейной глубины, осознанного
исторического содержания... с
шекспировской
живостью и богатством действия..." (Маркс
и Энгельс,
Соч., 2 изд., т. 29, с. 492). Мысль
Энгельса
об осознанном историзме художественного мышления получила развитие в
принципе
партийности
литературы
и
искусства,
сформулированном В. И.
Лениным.
Ленин
фактически указал основные черты новой литературы.
Он отмечал её обусловленность объективным ходом жизненного процесса, осмысление
его противоречивости, его развития в острейших конфликтах. Наконец, он подчёркивал партийность
оценки этой борьбы, - то, что художник сознательно и открыто становится на
сторону передовых тенденций исторического развития. Подлинная творческая свобода
представляет собой не произвол личности, а её осознанное действие в соответствии
с требованиями реального исторического развития.
Чем глубже, многограннее и
объективнее понимание мира, тем шире и значительнее субъективные возможности
человека, рамки его творческой свободы. Именно этого и требует ленинская
партийность
искусства
- соединения глубины объективного познания с
пафосом субъективной активности. Когда субъективные стремления
личности совпадают с объективным ходом истории, тогда личность обретает
перспективу, уверенность.
В результате возникает основа для
революционной активности человека, для всестороннего развития его дарований, и в
частности для формирования и расцвета разнообразных художественно-творческих
индивидуальностей, что объясняет необычайную широту эстетических возможностей
социалистического
искусства.
Соцреализм выражает
историческую перспективу развития прогрессивного
искусства,
опираясь в своём движении на весь предшествовавший опыт мировой литературы
и
искусства.
Художественное новаторство
Соцреализма сказалось уже на ранних его этапах. С произведениями
Горького
"Мать", "Враги", романами
Андерсена-Нексё
"Пелле-завоеватель" и "Дитте, дитя человеческое", пролетарской поэзией конца 19
века в литературу
вошло отражение борьбы старого и нового мира, становления человека - борца и
созидателя нового общества.
Это определяло характер нового
эстетического идеала, исторический оптимизм - раскрытие коллизий современности в
перспективе общественно-революционного развития;
Горький
внушал человеку уверенность в его силах, в его будущем, поэтизировал труд и
практику революционной деятельности.
С первых шагов советской литературы
её главной темой стал
"мировой пожар"
революции. Одновременно важное место заняла тема дореволюционного мира,
которая, однако, не была простым продолжением традиций критического реализма:
прошлое воспринималось в новом эстетическом освещении, пафос изображения
определялся мыслью о том, что к прошлому нет возврата. Складывалось новое качество
историзма литературы
Соцреализм сравнительно с историзмом критического реализма ("Дело
Артамоновых", "Жизнь Клима Самгина" М.
Горького),
получили развитие различные жанры сатиры (Маяковский,
Я.
Гашек), С.
р. не копировал классических жанров, но обогащал их, что сказалось прежде всего
в романе.
Уже в первых крупных произведениях
советской прозы проявились народно-эпическая масштабность в изображении
революции ("Чапаев" Д.
Фурманова,
"Железный поток" А. С.
Серафимовича,
"Разгром"
Фадеева).
Иной, чем в эпопеях 19 в., предстала
картина "судьбы народной". В романах 20-30-х гг. изображались и народная стихия
в революции, и организация стихии "железной волей"
большевиков, и формирование
социалистического коллектива.
Изображение народной массы
сочеталось с обрисовкой индивидуальных и целостных характеров, представляющих
эту массу ("Тихий Дон"
Шолохова, "Хождение по мукам"
А. Н. Толстого, романы Ф.
Гладкова,
Л.
Леонова,
К.
Федина, А.
Малышкина
и др.). Эпичность романа
Соцреализма проявилась и в творчестве писателей др. стран (Л.
Арагон -
Франция, А.
Зегерс -
ГДР, М.
Пуйманова
- Чехословакия, Ж.
Амаду -
Бразилия). Литература и искусство
Соцреализма создали новый образ положительного героя - борца, строителя,
вожака. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм
Соцреализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей,
несмотря на отдельные поражения и потери.
4
Термин "оптимистическая
трагедия" может быть отнесён ко многим произведениям, передающим
драматические ситуации революционной борьбы: "Разгром"
Фадеева, пьесы В.
Вишневского, Ф.
Вольфа
(ГДР), "Репортаж с петлей на шее" Ю.
Фучика
(Чехословакия).
Для Соцреализма характерны
произведения, изображающие революционную героику и её носителей, ведущих за
собой народные массы.
Первым классическим образом
пролетарского вожака явился герой романа М.
Горького
"Мать" Павел Власов; позже - Левинсон ("Разгром"
Фадеева), Корчагин ("Как закалялась сталь" Н. А. Островского), Давыдов
("Поднятая целина"
Шолохова).
Караславова
Образы коммунистов-руководителей
воплощены в книгах Ж.
Амаду, М.
Пуймановой, В. Бределя (ГДР), Г. Караславова (Болгария). Положительные герои
Соцреализма - разные по характеру и масштабу деятельности, по
темпераменту, душевному складу. Многообразие различных типов героев -
неотъемлемая черта
Соцреализма.С первых лет Октябрьской революции
1917 в поэзию многих народов входит образ В. И.
Ленина
- реалистичный и выступающий вместе с тем как символ революции, вбирающий в
себя всю романтичность эпохи.
Становление
Соцреализма было неотделимо от патетики утверждения новой жизни,
приподнятости в воспроизведении героики революционной борьбы в годы
Гражданской войны, социалистической перестройки страны,
Великой
Отечественной войны 1941-45.
Эти черты широко проявились в поэзии
антифашистского
Сопротивления
во Франции, Польше, Югославии и др., в произведениях, изображающих народную
борьбу ("Морской орёл" Дж.
Олдриджа).
Творчеству художников
Соцреализма присуще "... умение смотреть на настоящее из будущего" (Горький
А. М., см.
Ленин В.
И. и
Горький А.
М. Письма. Воспоминания. Документы, 3 изд., 1969, с. 378), обусловленное
историческим своеобразием развития социалистического общества, в котором в
реальных явлениях действительности ясно проступают ростки зримого будущего.
Соцреализм и
интернационализм представляют собой исторически единое движение
искусства
в эпоху социалистического переустройства мира. Эта общность проявляется в
многообразии национальных путей, форм развития нового метода. По убеждению
Амаду,
разделяемому многими художниками, "для того, чтобы наши книги - романы и поэзия
- могли служить делу революции, они должны быть прежде всего бразильскими, в
этом и заключается их способность быть
интернациональными" (Второй Всесоюзный съезд советских писателей.
Стенографический отчёт, 1956, с. 88).
Принципиальное значение для мирового художественного развития имеет в этой
связи опыт советской
литературы
и
искусства.
В СССР
Соцреализм - объединяющее начало советской
литературы
в целом при всём различии национальных
литератур,
их исторических традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития
Соцреализма и его этапы были разнообразны в зависимости от конкретных
национально-исторических условий, в которых он находил опору для своего
художественного своеобразия, приобретая всё новые формы и стилевые проявления,
как бы рождаясь каждый раз заново, но сохраняя при этом
принципиальную общность. Э.
Межелайтис
и А.
Твардовский,
Ч.
Айтматов и
М.
Стельмах,
В. Кожевников, Р.
Гамзатов и
Ю.
Смуул -
художники, разные по стилю, но близкие друг другу по общему идеологическому
направлению творчества.
Процесс становления
Соцреализма включал в себя момент перехода на его позиции ряда художников,
творчество которых стожилось в русле иных методов и направлений.
Так, в советской
литературе
20-х гг. ряд писателей, сформировавшихся в дореволюционную эпоху, лишь
постепенно осваивает новые художественные тенденции,
социалистический характер нового гуманизма, иногда в острых противоречиях
(путь А. Н. Толстого). Видную роль в формировании поэзии
Соцреализма на Западе сыграли художники, связанные с так называемыми
левыми
авангардистскими
течениями 10-20-х гг. 20 в.: Л.
Арагон, П.
Элюар, И.
Бехер, Н.
Хикмет, В.
Незвал, П.
Неруда, А.
Йожеф. Влияние
Соцреализма испытали и представителя критического реализма 20 в.: К.
Чапек, Р.
Роллан, Р.
Мартен дю Гар,
Г.
Манн и др.
Глубокие изменения произошли в творчестве мастеров критического реализма тех
стран, где победил народно-демократический строй (М.
Садовяну,
А. Цвейг).Цвейг
5
Вклад в развитие теории нового
искусства
вносили в конце 19 - начале 20 вв. видные эстетики-марксисты (работы Г.
Плеханова.
В.
Воровского,
М.
Ольминского,
Ф.
Меринга,
Д.
Благоева,
Ю.
Мархлевского. В 20-30-х гг. 20 в. большую роль
сыграл А.
Луначарский, работы которого имели широкий международный резонанс. За рубежом выступали видные
теоретики социалистического
искусства:
Р. Фоке, Г. Бакалов, Т.
Павлов, И.
Фик, Б. Вацлавек, К. Конрад, Э. Урке, Дж. Йованович. Велико значение эстетических
суждений самих создателей нового
искусства -
Горького,
Бехера,
Брехта, И.
Волькера,
Фадеева.
Соцреализм необходимо
понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне единый
творческий процесс. Эстетика Соцреализма охватывает ныне весь многонациональный опыт
искусства
стран социализма, революционного
искусства
буржуазного Запада, культур "третьего мира", развивающегося в сложном
противоборстве разных влияний.
Соцреализм постоянно
расширяет границы, обретая значение ведущего художественного метода современной
эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его
принципов, противостоит т. н. теории "реализма без берегов" Р.
Гароди,
направленной в сущности на разрушение идейных основ нового
искусства,
на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем оно делает
бесплодными попытки догматических определений творческих приёмов Соцреализма. Марксистская
эстетическая
теория, опираясь на международный опыт социалистического
искусства,
пришла к выводам о его широчайших возможностях.
Соцреализм рассматривается
как новый тип художественного
сознания,
не замкнутый в рамках одного или даже нескольких способов изображения, а
представляющий собой исторически открытую систему форм художественно правдивого
изображения жизни, вбирающую в себя передовые тенденции мирового художественного
процесса и находящую новые формы для их выражения. Поэтому понятие Соцреализм
неразрывно связано с понятием художественного
прогресса,
отражающего поступательное движение общества ко всё более многомерным и
полноценным формам духовной жизни.
Литература:
Маркс и
Ф. Энгельс. Об искусстве. Сб. ст., 3 изд., т. 1-2, М.,1967
Ленин В.
И., О
литературе
и искусстве. [Сб. ст.], М., 1969
Горький
М., О
литературе,
М., 1961; В спорах о методе. Сб. ст., Л., 1934
Творчество М.
Горького и
вопросы социалистического реализма. Сб. ст., М., 1958
В борьбе за
социалистический реализм. Сб. ст., М., 1959
Проблемы
социалистического реализма. Сб. ст., сб.
1-2, М., 1909-60
Социалистический реализм и классическое наследие. Сб. ст., М., 1960
Проблемы
социалистического реализма. Сб. ст., М.,
1961
Социалистический реализм в зарубежных
литературах,
М., 1960
Мотылева Т. Л., Иностранная
литература
и современность, М., 1961
Социалистический реализм в
литературах
народов СССР, М., 1962
Питання соцiалiстичного реалiзму, в. 1-5, К.,
1961-74
Генезис
социалистического реализма в
литературах
стран Запада, М., 1965
Социалистический реализм и художественное развитие человечества, М., 1966
Актуальные проблемы
социалистического реализма. Сб.
ст., М., 1969
Поэзия социализма. Художественные открытия поэзии
социалистического реализма, М., 1969
Петров С. М., Возникновение и формирование
социалистического реализма, М., 1970
Проблемы художественной формы
социалистического
реализма. Сб. ст., т. 1-2, М., 1971
Недошивин Г. А., Теоретические проблемы современного
изобразительного
искусства,
М., 1972, гл. 7
Овчаренко А. И., Социалистическая
литература
и современный литературный процесс, 2 изд., М., 1973
Лукин Ю. А.,
Ленин и
теория социалистического
искусства,
М., 1973
Марков Д. Ф., Проблемы теории
социалистического
реализма, М.. 1975
Проблемы
социалистического реализма. [Сб. ст.], М.,
1975
Essays on socialist realism and the British cultural tradition,
L., 1953
Zur Theorie des sozialistischen Realismus. Gesamtieitung, B., 1974
Timofejew L. I., Lomidse G. J., Literatureiner sozialistischen Gemeinschaft...,
B., 1975,
см. также лит. при ст.
Реализм в
литературе
и искусстве
Барков Альфред.
Луначарский
А.В. Крестный отец соцреализма
Литература
www.pseudology.org
|