4-е издание, доп. СПб.: Питер, 2005. – 330 c. Игорь Семёнович Кон
Дружба
Часть вторая. 13. Скажи мне, кто твой друг
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же:
Так были мы где-то похожи,
Что паши смешались черты.
И. Анненский
 
Тип дружбы и тип личности
Alter ego, к которому стремится человек, всегда выражает глубинные, большей частью неосознаваемые, свойства его собственного Я. Поэтому тот или иной тип дружбы всегда соотносится с определенными чертами личности. Отсюда вытекает и традиционный подход к изучению личностных особенностей дружбы - сопоставление отдельных её характеристик (число друзей, устойчивость взаимоотношений, степень их интимности и т.п.) с индивидуально-типологическими чертами личности. Например, проведенный нами факторный анализ мнений о дружбе и структуры реального общения ленинградских девятиклассников позволил выделить четыре главные ориентации:

• на экстенсивное групповое общение с большим числом приятелей своего и противоположного пола;
• на групповую дружбу со сверстниками своего пола;
• на дружбу со сверстниками противоположного пола;
• на интимную парную дружбу

Ориентации эти существенно различны. Например, юноши, ориентированные па экстенсивное групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку, и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Тот, кто выбирает идеальным другом девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен думать, что настоящая дружба встречается редко, и сам отличается повышенной рефлексивностью. Обостренная потребность в интимной парной дружбе сочетается с убеждением, что настоящая дружба встречается редко и т.д.

Чтобы выяснить психологический смысл этих различий, мы сравнили их с психологическими особенностями 68 юношей и 94 девушек, обследованных с помощью юношеского варианта, рассчитанного на 14-18 –летних, 16-тифакторного личностного теста известного американского психолога Рэймонда Б. Кэттэлла (1905 -1998) (см. о нем Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. 1985; Первин Л., Джон О. 2000,с.270-281). Этот тест (Junior–Senior High School Personality Questionnaire, сокращенно HSPQ) (Cattell R.B. and Cattell M.D.L. 1969) который мы назвали Юношеским Личностным Вопросником (ЮЛВ), содержащий 16 параметров (факторов) был переведен на русский язык и валидизирован (проверен на достоверность) В.А. Лосенковым (Кон И. С., Лосенков В. А. 1974 б, с.82-86).
-----------------------------------
Описание исследования Кона и Лосенкова (1974)

Его объектом были учащиеся 7–10-х классов ленинградских средних школ (всего 925 человек). Для сравнения с городскими школьниками было опрошено 250 сельских девятиклассников из Ленинградской, Читинской и Челябинской областей. Основным требованием к этой выборке была достаточная удаленность от областных центров и крупных промышленных предприятий, чтобы родители опрашиваемых были связаны преимущественно с сельскохозяйственным трудом. Исследование охватило также студентов нескольких ленинградских вузов технического, гуманитарного и естественнонаучного профиля (примерно поровну); для обработки были отобраны анкеты только жителей Ленинграда (372 человека), по возрасту они распределялись так: 18–19 лет - 123 человека, 20–21 год - 166, 22 года и старше - 83 человека. Главным инструментом сбора информации была анкета, содержавшая около 200 пунктов информации (вопросов, шкал и т.д.). К более узкой выборке (162 ленинградских девятиклассника) применялись ещё две методики:

1. Процедура ранговых оценок испытуемыми самих себя по 16 личностным качествам, со своей собственной точки зрения (самооценка) и с предполагаемых точек зрения отца, матери, ближайшего друга, одноклассников и одноклассниц (оценки, ожидаемые от значимых лиц).
2. Адаптированный личностный тест Р. Кэттелла, специально рассчитанный на старшеклассников (формы А и В).

Наиболее тесно связанными с дружбой факторами оказались следующие факторы.

A. Общительность. Тот, кто имеет высокий показатель по этой черте, общителен, любит коллективные действия, участлив, доверчив и искренен, легко приспосабливается к новой обстановке, любит повеселиться. Противоположный тип – замкнутый, избегающий групповых обсуждений и споров, недоверчивый и холодный в общении.

D. Возбудимость. Легко возбудимый, гиперактивный, импульсивный, отзывчивый, но одновременно раздражительный, требует к себе повышенного внимания, легко отвлекается от основного дела. Противоположный полюс – спокойный, флегматичный, неторопливый, непритязательный, держится в тени, устойчивое внимание.

F Беспечность. Разговорчивый, беспечный, любит шутку и веселье, быстрый, живой, искренний, любит привлекать к себе внимание. Противоположный полюс – осмотрительный, осторожный, молчаливый, с развитой рефлексией и самоконтролем.

G Чувство долга. Высокое чувство ответственности, строго придерживается установленных норм и правил, трудолюбивый, исполнительный, все доводит до конца. Противоположный полюс – низкое чувство ответственности, при случае готов нарушить правила, ленивый, непостоянный, потакает своим слабостям.

H Уверенность в общении. Уверен и смел в общении, любит шумные компании, заочным контактам предпочитает личные, имеет много приятелей. Противоположный полюс – робкий, тихий, застенчивый, избегает многолюдный компаний, личным контактам предпочитает опосредованные, ориентируется не на групповую, а на замкнутую парную дружбу

J Рефлексивность. Индивидуалистичный, внутренне скованный, рефлексивный, так называемый фактор Гамлета. Противоположный полюс – живой, полнокровный, любит групповую активность, идентифицируется со спортивными командами и играми, вроде регби.

Q2 Самодостаточность. Независимый, предпочитает сам принимать решения, проявляет большую самостоятельность во мнениях и поступках. Противоположный полюс – зависимый, некритически и легко принимает мнение большинства и присоединяется к групповой деятельности.

Q3 Высокий самоконтроль. Сдержанный, волевой, в поведении следует выработанным для себя принципам и правилам. Противоположный полюс – несдержанный, плохо контролирует свое поведение.
Экстраверсия – интроверсия. Шкала измеряет широту и интенсивность межличностных коммуникаций, потребность во внешней стимуляции, обращенность личности вовне и внутрь себя.

Важнейшие результаты сравнения типов дружеского общения подростков со свойствами их личности представлены в таблице 13-1, а их подробный анализ дан Л.Я.Гозманом (Гозман 1974)

Таблица 13-1. Коэффициенты корреляции между типами общения и факторами HSPQ
(городские девятиклассники: 68 юношей, 94 девушки)
 
HSPQ-факторы
 
Типы общения
 
 
Экстенсивные отношения со сверстниками своего и противоположного пола
 
Групповая дружба с однополыми сверстниками
Дружба со сверстниками противоположного  пола
 
Ориентация на интимную дружбу
 
Юноши
Девушки
 
Юноши
Девушки
Юноши
Девушки
Юноши
Девушки
A Общительность 
 
+ 0,33**
 
+ 0,46**
 
+ 0,24*
 
+ 0,15
 
+ 0,00
 
+ 0,21
 
-0,10
 
+ 0,04
 
D  Возбудимость
 
+ 0,03
 
- 0,10
 
+ 0,11
 
- 0,02
 
-0,18
 
-0,08
 
+ 0,24*
 
+ 0,03
 
F   Беспечность
+ 0,22
 
+ 0,35***
 
+ 0,17
 
- 0,01
 
+ 0,24*
 
+ 0,31**
 
+ 0,04
 
+ 0,08
 
G   Чувство долга
 
-0,33*
 
0,00
 
+ 0,10
 
+ 0,13
 
+ 0,05
 
+ 0,15
 
+ 0,03
 
+ 0,06
 
H  Уверенность в общении
+ 0,22
 
+ 0,16
 
+ 0,06
 
+ 0,07
 
+ 0,20
 
+ 0,34***
 
+ 0,09
 
- 0,02
 
J  Рефлексивность
 
- 0,21
 
-0,17
 
-0,34**
 
- 0,09
 
-0,08
 
+ 0,01
 
+ 0,31*
 
+ 0,28*
 
Q2 Самодостаточность
 
-0,19
 
- 0,20
 
-0,33*
 
- 0,20
 
- 0,07
 
-0,35***
 
+ 0,22
 
+ 0,14
 
Q3 Высокий самоконтроль
- 0,30
 
- 0,07
 
-0,07
 
+ 0,06
 
-0,16
 
- 0,07
 
+ 0,01
 
- 0,02
 
Экстраверсия
 
- 0,05
 
+ 0,36***
 
+ 0,08
 
+ 0,12
 
+ 0,17
 
+ 0,32***
 
+ 0,08
 
+ 0,09
 
 
* p < 0,05
** p < 0,01
*** p < 0,001
HSPQ-факторы, которые не дали значимых корреляций, в эту таблицу не включены
 
Как видно из таблицы, экстенсивный тип общения положительно соотносится с такими свойствами, как общительность, беспечность и экстраверсия; склонные к этому типу общения юноши отличаются также менее развитым чувством долга и меньшим самоконтролем. Ориентация на групповую дружбу со сверстниками своего пола почти не дает значимых корреляций с индивидуальными свойствами, хотя юноши из этой группы отличаются несколько большей общительностью и несколько меньшей рефлексивностью и независимостью. Ориентация на дружбу со сверстниками противоположного пола сочетается у юношей с беспечностью, а у девушек также с общительностью, уверенностью в общении и экстраверсией и отрицательно - с независимостью. Потребность в интимной парной дружбе наиболее характерна для юношей и девушек, склонных к рефлексивности, у юношей она коррелирует также с высокой возбудимостью.

Коммуникативные свойства личности

Однако статистическая корреляция - не причинная связь. Многие черты, от которых зависит коммуникативный стиль личности, относительно устойчивы и постоянны (Block 1981, Кон 1984). Например, индивидуальный уровень общительности и преимущественно экстенсивный или интенсивный стиль общения устойчиво сохраняются у детей от двух с половиной до семи с половиной лет (Waldrop and Halverston 1975). Исследователи отмечают также преемственность уровня общительности годовалых мальчиков с характером их общения в девять-десять лет. Сравнение коммуникативных черт группы взрослых мужчин с тем, какими они были в восемь и двенадцать лет, показало, что более теплые, открытые и сердечные мужчины в восьмилетнем возрасте поддерживали устойчивые дружеские отношения с другими мальчиками и в первом круге их общения были также девочки. Напротив, мужчины, склонные держать окружающих на расстоянии и избегать тесных эмоциональных контактов, в детстве не имели близких друзей и не играли с девочками (Maas Henry S. 1968).

Относительно устойчивы в дошкольном и в школьном возрасте такие черты как популярность и - ещё больше - непопулярность у сверстников, сильно влияющие на характер дружеских отношений. К числу стабильных личностных черт относятся самоуважение, степень принятия или непринятия себя, застенчивость, потребность в достижении и в принадлежности к группе, уровень самораскрытия, эмпатия, импульсивность, самоконтроль и, конечно же, экстраверсия и интроверсия (обращенность личности преимущественно вовне, на других людей и окружающий мир, или вовнутрь, к собственному Я). (Kagan, Moss ; 1962; Block 1981)

Но стабильность этих черт, их влияние на личность и характер её общения не следует абсолютизировать. Во-первых, их соотношение и значимость существенно меняются с возрастом. Во-вторых, некоторые психологические свойства и формирующие их условия в известной степени взаимно компенсируют друг друга. То же самое можно сказать об условиях социализации.

Давно известно, например, что теплая, заботливая семья и эмоциональная близость с матерью облегчают ребенку в дальнейшем установление хороших отношений и со сверстниками (Elicker, Englund & Sroufe 1992). Изучение поведения группы американских старшеклассников показало, что матери юношей, обладающих самой высокой степенью эмпатии, отличались терпимостью, редко прибегали к наказаниям и поощряли сыновей свободно обсуждать свои проблемы (Eisenberg-Berg,. Mussen. 1978). Длительный отрыв маленьких детей (до пяти лет) от семьи, по-видимому, отрицательно сказывается на их эмоциональном развитии.

Согласно теории английского психолога Дж. Боулби, дефицит родительского тепла лишает ребенка необходимого ему чувства уверенности и безопасности, что способствует зарождению особого вида эмоциональной тревожности - "страха отделения", который может сохраняться на протяжении всей жизни. Обследование большой группы взрослых американцев косвенно подтверждает эту гипотезу: среди людей, хронически чувствующих себя одинокими, оказалось непропорционально много лиц, выросших без любящих родителей; особенно неблагоприятным прогностическим фактором оказался при этом развод (Рубинстайн и Шейнер 1989).

Но разные привязанности могут быть конфликтовать друг с другом. Слишком тесная привязанность и зависимость ребенка, особенно мальчика, от матери нередко играет отрицательную роль, сковывая его инициативу в установлении контактов со сверстниками. При сравнении группы подростков, воспитывавшихся до пяти лет исключительно матерью, с теми, кто подвергался влиянию нескольких разных взрослых ("диффузное материнство"), выяснилось, что сильное материнское влияние в раннем детстве коррелирует у мальчиков-подростков с интроверсией, ориентацией на взрослых и сильным самоконтролем, тогда как "диффузное материнство" благоприятствует экстраверсии, ориентации на сверстников, экспрессивному поведению.

Выбор друзей и характер взаимоотношений с ними во многом зависят от свойств интеллекта, темперамента и уровня самоконтроля, которые, в свою очередь, связаны с типом нервной системы. Но влияние это неоднозначно. Например, более импульсивные люди, обладающие меньшим самоконтролем, легче идут на самораскрытие и сообщают о себе более доверительную информацию, чем неимпульсивные, однако это не гарантирует ни лучшего понимания другого, ни устойчивой эмоциональной близости (Kipnis and Goodstadt 1970).

Экспериментально доказано, что люди с развитым самоконтролем, тщательно следящие за своим поведением, склонны выбирать друзей и партнеров по досугу прежде всего по их деловым качествам, необходимым в той или иной конкретной ситуации ("Эрик - отличный парень, но в поход я пойду с Иваном, у него лучшие спортивные навыки"). Напротив, люди с низким самоконтролем, придающие меньше значения ситуативным факторам, выбирают друзей преимущественно по принципу симпатии ("Хотя Эрик не ахти какой альпинист, с ним мне будет идти приятнее") (Mark Snyder, Gangestad and Sympson 1983).

Разумеется, реальный выбор зависит от многих конкретных условий, включая оценку важности и трудности предполагаемой задачи: восхождение на Эверест - не прогулка с приятелем в горы. Тем не менее общий тип коммуникативной ориентации сказывается и на личных отношениях. Гипертрофированный самоконтроль, связанный с развитой потребностью в достижении, побуждает личность и свои дружеские отношения рассматривать более инструментально, в связи с какой-то конкретной деятельностью, тогда как более импульсивный человек отдает предпочтение непосредственной симпатии, даже в ущерб эффективности. Некоторые противоречия между развитием соревновательности и эмпатии психологи зафиксировали уже у шести-семилетних мальчиков (Barnett, Matthews and Howard, 1979).
Все это говорит о том, что расхождения в определениях, нормах и критериях ценности дружбы принципиально неустранимы, за ними стоят не только социокультурные, но и индивидуальные различия. При этом даже такие свойства, которые на первый взгляд выглядят только недостатками, сплошь и рядом имеют положительную сторону.

Дружба и застенчивость

Едва ли не самая распространенная и тяжело переживаемая людьми коммуникативная проблема - застенчивость (Зимбардо 1991; Куницына., Казаринова, Погольша 2001;. Jones Warren, H., Cheek, and Briggs 1986; Cheek and Melchior 1990). В обыденной речи застенчивость обычно описывается как смущение и эмоциональная напряженность, возникающие в процессе общения с другими людьми. У некоторых людей это состояние преходящее, ситуативное, у других это устойчивая черта личности.

По данным ряда психологических исследований, застенчивыми считают себя от 30 до 40 % американцев. Из опрошенных известным американским психологом Филиппом Зимбардо 2500 студентов в возрасте от 18 до 21 года 42% считают себя застенчивыми (с учетом тех, кто преодолел эту особенность, цифра повышается до 73%), причем 60% из них рассматривают застенчивость как серьезную трудность. Особенно тяжело переживают её юноши, так как застенчивость считается "немужским" качеством. Среди обследованных В.Н.Куницыной 1300 студентов и школьников застенчивыми оказались 25 %, ситуативно-застенчивыми - 34 %, незастенчивыми (свободными в общении) - 28 % и беззастенчивыми (последнее качество нигде не считается положительным) 13 %

Хотя многие люди склонны преувеличивать свои коммуникативные проблемы, психологические исследования показывают, что те, кто считает себя застенчивыми, в большинстве случаев действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается только мужчин) и переживают больше коммуникативных трудностей. Неудивительно, что застенчивость считается нежелательным качеством. Три четверти застенчивых американцев сказали, что им не нравится это свойство и две трети рассматривают застенчивость как серьезную личную проблему. Зимбардо даже создал в Стэнфордском университете специальный центр и выработал методику лечения застенчивости (Зимбардо 1991).

Однако застенчивость психологически неоднородна. Наиболее разработанная теория застенчивости выделяет три группы симптомов (Cheek and Melchior 1990).

1) Соматический компонент застенчивости включает такие симптомы как общее эмоциональное возбуждение и специфические физиологические реакции, вроде покраснения кожи, усиленное потоотделение и т.п.; от них страдают от 40 до 60 % застенчивых студентов.

2) Когнитивный компонент застенчивости включает такие симптомы как сильное смущение в публичной ситуации, мысли о своей неполноценности и беспокойство поводу предполагаемой негативной оценки окружающими. Эти симптомы называют от 60 до 90% застенчивых молодых людей.

3) Недостаточная социальная компетенция, отсутствие необходимых коммуникативных навыков, которые усугубляют эмоциональные трудности и создают дополнительные проблемы в общении.
Застенчивость отрицательно сказывается практически на всех личных отношениях субъекта, включая дружбу. Застенчивые люди не только имеют меньше друзей, но и меньше удовлетворены отношениями с ними (Jones Warren, H. and Carpenter 1986)

Застенчивость тесно связана с другими чертами личности, которые не всегда поддаются коррекции и сами по себе могут не рассматриваться как отрицательные. В одном психологическом эксперименте людям предлагали выбрать тип человека, с которым они хотели бы совместно работать и проводить досуг. Как правило, испытуемые, независимо от их собственных качеств, предпочитали экстравертированный тип личности. Но как только им приходилось выбирать не просто сослуживца или компаньона по развлечениям, а друга, картина менялась: не только люди, склонные к интраверсии, но и многие экстраверты отдавали в этом случае предпочтение интровертированному типу (
Pilkonis, Paul A. und Philip G. Zimbardo, 1979). Почему?

Интроверсия ассоциируется не только с застенчивостью и другими коммуникативными трудностями, но и с более тонкой душевной организацией. Это мнение никогда не подвергалось экспериментальной проверке, но его разделяют многие поэты и философы, которые сами, кстати сказать, нередко испытывали трудности в общении. Как тонко подметил Александр Блок (письмо Е.П.Иванову 13 сентября 1908 г.), "человек, сознавший одиночество или хотя бы придумавший его себе,- более открыт душою и способен воспринять, может быть, чего другой не воспримет" (Блок, 1963, т, 8, c.252).
Наши недостатки – продолжение наших достоинств. Можно и нужно совершенствовать свои коммуникативные навыки, но радикально изменить стиль своего общения так же трудно, как тип личности. И результат не всегда соответствует ожиданиям.

Такой случай хорошо описал Леонид Бежин в рассказе "Мастер дизайна". Юный герой этого рассказа, застенчивый и неловкий студент Юрий Васильев, попадает в руки энергичного психолога, который вооружает его эффективными средствами общения и воздействия на окружающих. Юрий обретает уверенность в себе, преодолевает былые коммуникативные трудности, становится общительным и компанейским. Но вскоре выяснилось, что общение, организованное по рациональным правилам, не дает внутреннего удовлетворения и эмоционального тепла. "Душевный культуризм" формирует красивую внешность, но не внутреннюю силу. "Выходило, что застенчивость, делавшая таким трудным его общение с людьми, помогала ему общаться с самим собой, со своими мыслями... Он шел, он видел присыпанные снегом яблоки у лоточницы, он радовался тысяче вещей, которые теперь оставляли его равнодушным. Теперь он боялся одиночества, как боятся его все общительные люди. Ему было скучно с самим собой, и, оставшись один, он всякий раз брал телефонную трубку: "Дружище, заходи... двинем куда-нибудь вместе... давай всей компанией..." Он рабски зависел от этого "вместе... всей компанией" (Бежин 1980,c.176).

Одиночество и некоммуникабельность

Неоднозначен и феномен одиночества. Одиночество - такой же психологический антипод дружбы, как и - в ином контексте - вражда. В предыдущих главах разговор шел о культурно-исторических, социально-средовых и половозрастных причинах одиночества. Но оно имеет также тонкие индивидуально-личностные детерминанты.

В научной литературе, как и в обыденной речи, слово "одиночество" часто обозначает совершенно разные явления (см. Лабиринты одиночества. 1989). Во-первых, это объективное состояние вынужденной физической или социальной изоляции, выключенности из общения с людьми вообще или с какими-то социально и личностно-значимыми категориями людей. Во-вторых, это добровольное уединение, обособление, ограничение "внешних" связей и контактов ради углубленной автокоммуникации, размышления, созерцания искусства, слияния с природой и т.п. В-третьих, это одиночество-тоска - мучительное чувство душевной и духовной изоляции, некоммуникабельности, непонятости, неудовлетворенной потребности в общении и человеческом тепле.
Как уже говорилось, потребность в уединении - естественное свойство всякой развитой личности.

Отступи, как отлив, все дневное, пустое волненье,
Одиночество, стань, словно месяц, над часом моим!
Брюсов 1955, т. 1, c.219

Потребность в нем развивается параллельно росту самосознания личности и сопровождается противоречивыми, но в основном положительными эмоциями. Как писал Райнер-Мария Рильке, рост одиночества "болезнен, как рост мальчика, и печален, как начало весны... Нести его нелегко, и почти всем суждены часы, в которые они его охотно променяли бы на любую - хотя бы самую обычную и дешевую общность, на хотя бы призрак близости с первым встречным, с самым недостойным..." (Рильке 1971., c.187). Но бежать от него - значит бежать от самого себя. Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия, а также реальную ценность общения.

"Общество, даже самое лучшее, скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум. Я люблю оставаться один. Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством. Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат" (Торо 1979, с.161).

Развитая культура не только обеспечивает индивиду объективные возможности для уединения (принцип приватизации), но и вырабатывает специальную психологическую технику внутреннего сосредоточения, медитации, особой психотерапии (например, японская школа "морита"). В состоянии уединения человек мысленно общается не только сам с собой, но и со своими идеальными, воображаемыми друзьями. Замечательно выразил это китайский поэт VIII века Ду Фу:

Мне выпить надо,
Чтоб забылась скука,
Чтоб чувства выразить -
Стихи нужны.
Меня бы понял Тао Цянь *
Как друга,
Но в разные века
Мы рождены
Ду Фу. 1967, c.87

Но кроме спокойного, умиротворенного самоуединения существует напряженное одиночество-тоска, которое сопровождается множеством разнообразных отрицательных эмоций - скуки, грусти, отчаяния, подавленности, жалости к себе, отверженности, неполноценности и т.п. Очень часто эти чувства испытывают наиболее сложные, душевно-богатые люди, которым трудно выразить и объективировать свой внутренний мир. Томас Манн писал своей будущей жене Кате Принсгейм: "… Из-за "недостатка простодушия", непосредственности, бездумности, из-за всей нервности, искусственности, нелегкости своего нрава я не даю никому, даже самому доброжелательному человеку, сблизиться со мной или вообще хоть как-то со мною поладить... Много лет, и лет важных, я ни во что не ставил себя как человека и хотел, чтобы меня принимали во внимание только как художника..." (Кате Принсгейм, начало июня 1904, Манн 1975, c.10).

Иногда это доходит до полной некоммуникабельности

Наряду с экспериментальной психологией и художественной литературой пониманию индивидуально-личностных факторов дружбы способствует изучение биографических данных и личных документов исторических деятелей, мыслителей или художников.

Делать это сложно. Далеко не все великие и достойные люди были счастливы в личной жизни. Кроме чисто методологических трудностей (насколько вообще надежна психологическая реконструкция целостной личности по фактам её биографии и интимным документам), жанр психологической биографии нередко вызывает сомнения морального порядка: допустимо ли вообще разбирать личную жизнь великого человека, читать и обсуждать его интимные дневники, переписку и т.д., отнюдь не предназначенные для опубликования?
 
Сомнения эти, безусловно, серьезны: бестактное копание в чужих делах оскорбляет нравственное чувство. Но без такого исследования подчас непонятны истоки и личностный смысл творчества художника. Кроме того, жизнь замечательных людей поучительна не только их общественными достижениями. Разве не существенно знать, выражал ли тот или иной художественный образ, повлиявший на сознание миллионов людей, реальный жизненный опыт его создателя или его несбывшуюся мечту?

Интересно, что самые яркие художественные образы романтической любви и дружбы создали одинокие мечтатели, которым воображение полностью заменяло реальность. Применительно к любви это сделал Стендаль, а применительно к педагогике и дружбе – Жан-Жак Руссо.

"Как могло случиться, что, имея душу от природы чувствительную, для которой жить - значило любить, я не мог до тех пор найти себе друга, всецело мне преданного, настоящего друга, - я, который чувствовал себя до такой степени созданным для дружбы?", - спрашивал себя 55-летний философ (Руссо 1961-а, с.371). Любовь и дружба - "два кумира моего сердца..." (Там же, с.375). Но и то и другое остается для него недостижимой мечтой. Его чувства слишком напряжены и гипертрофированы, чтобы их можно было реализовать.

"Первая моя потребность, самая большая, самая сильная, самая неутолимая, заключалась всецело в моем сердце: это потребность в тесном общении, таком интимном, какое только возможно; поэтому-то я нуждался скорей в женщине, чем в мужчине, скорей в подруге, чем в друге. Эта странная потребность была такова, что самое тесное соединение двух тел ещё не могло быть для неё достаточным; мне нужны были две души в одном теле; без этого я всегда чувствовал пустоту" (Там же, с.361).

"Не имея возможности насладиться во всей полноте необходимым тесным душевным общением, я искал ему замены, которая, не заполняя пустоту, позволяла бы мне меньше её чувствовать. За неимением друга, который был бы всецело моим другом, я нуждался в друзьях, чья порывистость преодолела бы мою инертность..." (Там же, с.362)
Чрезвычайно завышенные притязания невозможно материализовать в отношениях с реальными людьми. Руссо преследует постоянная "боязнь обидеть или не понравиться, ещё больший страх быть освистанным, осмеянным, опозоренным..." (Там же, с.223)

Как бы хорошо ни относились к нему окружающие - а у Руссо было немало искренних доброжелателей, - отношения с ними для него только суррогаты воображаемой подлинной близости. "Совсем забывая о человеческом роде, я создал себе общество из существ совершенных, божественных как своей добродетелью, так и красотой, - друзей надежных, верных, каких никогда не находил здесь, на земле" (Там же, c.373). Неудовлетворенные желания создают напряженность в отношениях с людьми, Руссо всегда и везде чувствует себя одиноким. "И вот я один на земле, - пишет он в "Прогулках одинокого мечтателя", - без брата, без ближнего, без друга, без иного собеседника, кроме самого себя" (Руссо. 1961-б, с.571)

Вдумчивому читателю "Исповеди" и без помощи психоанализа понятно, что некоммуникабельность Руссо связана прежде всего с его психосексуальными проблемами. Но трудности в общении могут иметь и другие причины. Американский психолог Джеффри Янг (Jeffrey Young, 1989 ), автор распространенного теста и метода психотерапии депрессивных состояний, различает 12 кластеров одиночества, каждый из которых имеет характерные эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки.

1. Неспособность к уединению: оставшись один, человек теряется, не знает, что с собой делать, испытывает мучительную скуку и пустоту.

2. Низкое самоуважение: пониженные самооценки ("меня не любят", "я скучен" и т.п.) побуждают личность избегать человеческих контактов, в результате чего появляется хроническая печаль и чувство безнадежности. Это состояние бывает и у людей в высшей степени интересных и значительных.

3. Социальная тревожность: неуверенность в общении, застенчивость, постоянное ожидание насмешек или осуждения со стороны окружающих, единственным спасением от которых кажется уход в себя.

4. Коммуникативная некомпетентность: отсутствие необходимых навыков общения, неумение правильно вести себя в сложных межличностных ситуациях, вроде знакомства или ухаживания, часто сочетающееся с низкой эмпатией, результатом чего бывают разочарование и обманутые ожидания

5. Недоверие к людям: люди кажутся человеку враждебными и эгоистичными, поэтому он не просто избегает их, но испытывает по отношению к ним озлобление и чувство горечи.

6. Стеснительность: внутренняя скованность, немота, неспособность к самораскрытию, чувство своей абсолютной психической "герметичности" и непонятости, заставляющее личность постоянно разыгрывать чьи-то "чужие" роли и чувствовать себя обманщиком.

7. Трудности выбора партнера: "негде встретить подходящего человека", "никто мне не нравится", неспособность завязать интимные личные отношения или постоянный выбор неподходящих партнеров, в результате чего возникает чувство бессилия и обреченности.

8. Страх быть отвергнутым, связанный с пониженным самоуважением и неудачным прошлым опытом, боязнь новых разочарований усугубляется безотчетным чувством вины и признанием своей малоценности.

9. Сексуальная озабоченность: убеждение (часто ложное) в своей внешней непривлекательности или беспомощности, которое усугубляется чувством стыда и затрудняет не только сексуальные, но и все прочие личные отношения.

10. Боязнь эмоциональной близости : опасение, что партнер "хочет больше, чем я могу ему дать", побуждает личность избегать углубления дружеских отношений, предполагающих взаимное самораскрытие.

11. Неуверенная пассивность: постоянные колебания, неопределенность в определении собственных чувств (" Я сам не знаю, что я чувствую и чего хочу"), отсутствие настойчивости, инициативы в углублении и развитии отношения и настороженность к такого рода попыткам со стороны партнера.

12. Нереалистические ожидания : ориентация на слишком жесткие нормы и требования ("все или ничего"), нетерпимость и нетерпеливость, в результате которых личные отношения не могут обрести устойчивость и часто разрываются без достаточно веских причин.

Хотя эти кластеры описательны, а соотношение их компонентов проблематично, их перечень показывает, что одиночество так же многолико, как и дружба, от него нет универсальных рецептов. Одному человеку полезно поменьше думать о собственном Я и включиться в деятельную групповую жизнь, а другому, наоборот, - остановиться, оглянуться.

Главная беда многих одиноких и склонных к депрессии людей заключается в том, что у них складывается специфический атрибутивный стиль - склонность объяснять свои неудачи в общении не конкретными ситуативными причинами, а своими якобы неизменными личными чертами(Anderson, Horowitz, de Sales French 1983). Эта пораженческая установка блокирует, парализует попытки установить новые человеческие контакты с учетом прошлых ошибок.
 
Если в других сферах жизни, например, в учебе или труде, люди трезво оценивают причины своих побед и поражений и, учась па своих ошибках, могут достигать высоких результатов, то в сфере общения, где они особенно уязвимы, негативная установка превращается в самореализующийся прогноз: "У меня все равно не получится, поэтому не стоит и пробовать, чтобы не переживать новых разочарований". Всякое самовоспитание или психотерапия начинается с преодоления этой ложной установки.

Психологическая биография, как и экспериментальная психология, учит прежде всего терпимости, пониманию того, что люди разные, их нельзя ни подравнять под одну гребенку, ни исчерпать их индивидуальность с помощью нескольких "научных" ярлыков. моральный кодекс дружбы универсален в своем максимализме, но его реализация всегда индивидуальна. "Доминанта на другое лицо", в которой А. А. Ухтомский видел высший принцип - одновременно психологический и нравственный - человеческого общения, предполагает в первую очередь сострадание, сочувствие, соучастие.

Содержание

 
www.pseudology.org