Фатех Вергасов
Ирина Всеволодовна Мейерхольд
Всеволод Эмильевич МейерхольдИрина Всеволодовна Меерхольд1874 - Пенза. 28 января\10 февраля. Родился Карл Теодор Казимир Мейерхольд - последний и нежеланный сын в многодетной семье немецкого винодела
 
1895 - Карл Теодор Казимир Мейерхольд. Гимназия. Выпускник
1885 - Москва. Университет. Юридический факультет. Студент
1895 - 28 января. Карл Теодор Казимир Мейерхольд принял православие и стал зваться Всеволод Эмильевич Мейерхольд
 
1896 - Москва. Драмшкола Немировича-Данченко. Студент, актёр МАТа
1897 - Родилась старшая сестра Мария Всеволодовна
1896 - Женился на подруге детства Ольге Михайловне Мунт. Она родит ему троих дочерей - Мария, Татьяна и последняя Ирина
 
1902 - Всеволод Эмильевич Мейерхольд покинул стены МАТа
1903 - Родилась вторая сестра - Татьяна. Она станет женой Алексея Петровича Воробьёва. Дети - Татьяна и Мария (Валентей), комсомолкой, членом партии и директором подмосковного совхоза
1903 - Орёл. В семье рабочего Николая Райха родилась дочь Зинаида
1904 - 06 апреля. Псковская область. Остров. Родился Василий Васильевич Меркурьев
1905 - Родился первый муж - Лео Оскарович Арнштам
1905 - 09 мая. Пенза. Родилась. Была интровертом, с любовью ко всему живому и со звериной интуицией, а упрямым характером удалась в папу... Не могла быть не правой...
 
1906 - Санкт-Петербург. Январь. Семья перехала на новое место жительства
1906 - Театр Комиссаржевской. МАТа. Всеволод Эмильевич Мейерхольд - главный режиссёр
1907 - МАТ - Всеволод Эмильевич Мейерхольд вернулся к родным пенатам
1913 - Сергей Есенин женился на сослуживице Анне Изрядновой и родили сына Юрия (погибнет в 1937 году в одном из лагерей ГУЛАГа)
 
1917 - Август. Зинаида Райх и Сергей Есенин официально зарегистрировали брак
1918 - Ростов-на-Дону. Новороссийск. С сёстрами и без родителей
1918 - Всеволод Эмильевич Мейерхольд. РКП(б). Член
1918 - Наркомпрос. Мейерхольд вместе с Ольгой Давыдовной Каменевой способствуют революционному расцвету искусства
 
1919 - Май. Из-за обнаружившегося туберкулёза Всеволод Эмильевич Мейерхольд вынужден податься на Юг
1919 - Июнь. Наркомпрос. Ольга Давыдовна Каменева уволена
1919 - Большевик-папа угодил в тюрьму к белым. Был приговорён к растрелу. Пошла с мамой просить генерала Шкуро о помиловании, но тот был непреклонен
1919 - Большевик-папа бежал из тюрьмы
1920 - Москва. Заканчиват среднее и высшее образование
1920 - Всеволод Эмильевич Мейерхольд открывает театр под названием “Театр РСФСР 1-й”
 
1921 - Большевики взяли курс на перестройку, которая тогда называлась - НЭП
1921 - Москва. Устроилась делопроизводителем
1921 - ГВЫРМ (Государственные высшие режиссерские мастерские в дальнейшем были кслючены в состав ГИТИСа). Мейерхольд В.Э. - преподаватель
1921 - ГВЫРМ. Под фамилией Хольд поступает на актёрский и режиссёрский факультеты
1921 - ГВЫРМ. Соученики: Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Лев Свердлин, Эраст Гарин, Максим Штраух, Николай Охлопков и Зинаида Райх, с которой дружит до конца
1921 - ГВЫРМ. Из рассказа Эсфири Шуб только в 1958 году узнала о тайной любви к себе Сергея Эйзенштейна
1921 - Мейерхольд В.Э. Начало романа с Зинаидой Райх, выпускницей гимназии, женой Есенина и двумя детьми от него - Таней и Костей (назван в честь родного села отца - Константиново)
1921 - Октябрь. Зинаида Райх и Сергей Есенин официально расторгли брак
 
1922 - Май. Сергей Есенин и Айседора Дункан официально зарегистрировали брак. И укатили в Америку
1922 - Всеволод Эмильевич Мейерхольд женился на Зинаиде Райх, усыновил её детей, сменил фамилию и стал в документах именоваться Мейерхольд-Райх
 
1923 - Москва. Спектакль "Земля дыбом", Мейерхольд торжественно посвятил "Первому Красноармейцу РСФСР Льву Троцкому"
1923 - Всеволод Эмильевич Мейерхольд. “Театр РСФСР 1-й” стал называться именем своего главного режиссёра
1923 - Ленинград. Пролеткульт. Командирована преподавать предмет "Сценическое движение"
1923 - Всеволод Эмильевич Мейерхольд телеграфировал жене Ольге Михайловне Мунт, мол, приезжаю с новой женой и прошу освободить квартиру
 
1924 - Белгоскино. Съёмки фильма "Земля впереди". Василий Васильевич Меркурьев познакомился с Ириной Всеволодовной Мейерхольд - ассистент режиссёра
 
1925 - Москва. Театр отца - Мейерхольда В.Э. Работает актрисой и педагогом сценического движения
1925 - 23 декабря. Смерть Есенина
 
1927 - Москва. ГИТИС. Получила диплом педагога сценического движения, актрисы и режиссера
1929 - Умерла старшая сестра Мария Всеволодовна. Остались дети - Игорь и Нина
1929 - Ленинград. Прибыла заботиться об осиротевших племянниках
1929 - Ленинград. Ведёт педагогическую и режиссерскую работу в театрах Оперы и балета, Большой драматический, ТЮЗ, Малый оперный, Госэстрада... и многих других коллективах
 
1931 - Ленинград. Театральный институт. Педагог
1934 - Третий, "не считая мелочей" муж - Василий Васильевич Меркурьев, которого она отбила у его жены
1934 - Ленинград. Театральный институт. Меркурьев В.В. - педагог, профессор
1935 - Родила первую дочь - Анну
 
1936 - На одном из приёмов Зинаида Райх кричала Калинину в лицо: Все знают, что ты бабник!
1938 - Москва. Площадь Маяковского. Закрыт театр Мейерхольда, как чуждый
1938 - Ленинград. Театр Драмы. Вместе с мужем, отцом и его женой ставят "Маскарад". Меркурьев назначер на роль Казарина
1938 - Казахстан. Прибыла в командировку для организации Казахского театра. За работу получила благодарность от Совнаркома
 
1939 - Москва. Площадь Маяковского. Недостроенное помещение театр Мейерхольда отдано в распоряжение Моисеева
1939 - 20 июня. Мейерхольд арестован. На квартире по адресу: Брюсовский переулок, 12 квартира - произведён разгромный обыск
1939 - Лубянка. Обе жены вместе пришли просить за арестованного Мейерхольда
1939 - Беременная приняла в семью троих детей репрессированного брата мужа - Петра Васильевича Меркурьева (забили до смерти в тюрьме) - Виталия, Женю и Наташу
1939 - Москва. В ночь с 14 на 15 июля убита актриса Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина. Похоронена на Ваганьковском кладбище
1939 - Осень. Арестован дядя - брат отца - Александр Мейерхольд. Из него пытались выбить показания против Всеволода
1939 - Декабрь. НКВД. Методы Ежова осуждены. Брат отца - Александр Мейерхольд отпущен на свободу
 
1940 - 25 января. Меркурьев дежурил у роддома три дня, пока наконец-то родилась дочь Катя
1940 - 01 февраля. ВК ВС СССР. Председатель Военной Коллегии Верховного суда СССР В. Ульрих объявил приговор - Мейерхольда растрелять как троцкиста
1940 - 02 февраля. ВК ВС СССР. Подвал. Мейерхольд растрелян. В деле значился как немец с фамилией Мейерхольд-Райх. Захоронен на Донском кладбище.
1940 - Ленинград. Умерла мама - Ольга Михайловна Мунт
 
1941 - Апрель. Ленинград. Театральный институт. Командирована организовать осетинский театр. За проделанную работу получила благодарность по институту
1941 - 22 июня.
1941 - Июль. Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина эвакуирован
1941 - Новосибирск. Прибыла вместе с мужем и семьёй (всего 11 человек) и отправились на барже на гастроли
1941 - Новосибирск. Дом Красной армии. Ведёт военно-шефскую работу
1942 - Июнь. Томская область. Колпашево. Прибыла вместе с мужем в командировку. Живут по адресу: улица Дзержинского, 14
1942 - Июнь. Нарымский окружной театр. Меркурьев - художественный руководитель, Ирина Мейерхольд - режиссёр
1943 - Томская область. Колпашево. Нарымский окружной театр. Прямо на репетиции родился сын Пётр
1943 - Сентябрь. Новосибирск. Вернулись из годовой командировки в Колпашево
1944 - Ленинград. Семья вернулась из эвакуации
1945 - 09 мая. Победа
 
1946 - Семья неожиданно подружилась с Михаилом Максимовым - директором Метрополя, фронтовиком и автором песни Синий платочек
1946 - Громово. Семья получила в аренду дачу, где стали держать корову, свиней, кур и т.п. живность
1947 - Уволена со всех работ, никуда не принимают и присоветовали не обивать пороги - бесполезно
1947 - Меркурьев В.В. Сталинская премия
1949 - Меркурьев В.В. Сталинская премия
1952 - Меркурьев В.В. Сталинская премия
1953 - 05 марта. Смерть Сталина
1955 - 26 ноября. Отец Всеволод Эмильевич Мейерхольд реабилитирован определением ВК ВС СССР
 
1957 - Бывший муж Лев Арнштам, Михаил Ромм и болгарский режиссёр Христо Писков сняли вильм "Урок истории"
1959 - Вашингтон. Премьера фильма "Летят журавли". Присутствует Меркурьев В.В. -  единственный из участников картины
1959 - Сын Пётр снялся в своём первом фильме. После просмотра отец благословил сына
1959 - Дрорец культуры имени Горького. После 12-летнего простоя принята на работу - руководитель театра-студии
1960 - Меркурьев В.В. Народный артист СССР
 
1964 - Москва. Ваганьковское кладбище. Могила Зинаиды Райх. Дочь сестры Татьяны - Мария Алексеевна Валентей поставила памятник с изображением своего деда Мейерхольда В.Э.
1975 - Громово. Семья получила свою дачу в собственность
1978 - 12 апреля. Умер Василий Васильевич Меркурьев
1978 - Апрель. Ленинград. Волковское кладбище. Похоронен рядом с могилами Николая Лескова и Ольги Берггольц
 
1978 - Совместно с мужем ставят пьесу Дмитрия Кедрина “Рембрандт”. После генеральной репетиции Меркурьев слёг. Жена ужу лежала в той же больнице
1979 - Василий Васильевич Меркурьев. Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1979, за театральную работу, посмертно)
1981 - 21 ноября. Прослушав надиктованные ею воспоминаяния и сделав добавления и исправления, умерла в страшных муках от сердечного приступа
1981 - Ноябрь. Ленинград. Волковское кладбище. Похоронена в одной могиле с любимым мужем Васечкой
 
1986 - Смерть сестры Татьяны

Пока билось сердце
Сергей Окман

К 100-летию со дня рождения Валисия Меркурьева Василий Васильевич Меркурьев... Написал - и замелькали перед глазами знакомые кадры популярнейших кинокартин: «Верные друзья», «Двенадцатая ночь», «Небесный тихоход»... И зазвучали негромко «Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке», «Первым делом, первым делом самолеты...» Сейчас, к столетию со дня рождения артиста, по телевидению, вероятно, пойдут все фильмы и все роли Василия Васильевича, включая, несомненно, и серьезные, драматические, но...
 
В первую очередь вспоминаются именно эти, характерно-социально-комические, в которых так силен и неотразим был наш знаменитый земляк. Хотя, почему «был»? Фильмы и записи спектаклей никуда не делись: они с нами по сей день, мы смотрим, смеемся, радуемся легкости и филигранной точности работы артиста, совершенно не сознавая, что за этим стоят огромный труд, репетиции, ночные бдения, сомнения... Впрочем, об этом гораздо лучше расскажет дочь Народного Артиста (не только по званию, но и по призванию) Анна Васильевна Меркурьева. Кстати, при встрече она категорически запретила называть ее по отчеству, а просто - Анной. Что я и выполняю с покорностью и смирением.

- Анна, Василию Васильевичу 6 апреля исполняется сто лет...
- Об этом поговорим чуть позже, сейчас есть еще одна проблема, связанная с дачей Меркурьева, на которой мы выросли и живем сейчас! Дело в том, что вокруг меркурьевского участка, который появился у него еще в 1946 году, стали строиться коттеджи. Рядом с нашим участком появилась по сути база отдыха для состоятельных людей. Соседские гости приезжают на своих машинах и, не разбирая, где чей участок, просто гуляют по нашему! А это место нам бесконечно дорого, сюда к папе приезжали известнейшие люди, актеры, художники, режиссеры, здесь он работал, создавал свои роли. Мы вообще хотели бы сделать из этой громовской дачи Меркурьева что-то похожее на мемориал, музей памяти Василия Васильевича, но нас никто не слушает, а постепенно поджимают и отхватывают по кусочку. А эта дачка, старенькая уже, много чего видела! Василь Васильич содержал огромную семью, в общей сложности девять человек, своих детей и приемных. Петр, его сын, был болен туберкулезом. Василий Васильевич взял у государства этот хутор в аренду, купил корову, чтобы хоть как-то содержать всю нашу ораву...
Я человек пожилой, мне до высоких кабинетов не добраться, а дочери моей некогда, она заканчивает институт. И, кстати, делает сейчас с коллегами фильм о деде, Василии Васильевиче, так что времени на тяжбы нет.

- Да, дело, конечно, требует вмешательства властей. Но я думаю, что в обиду семью народного артиста не дадут. Разберутся с вашими обидчиками. Все будет хорошо.
- Я вот здесь набросала кое-что...

Я взял тоненькую стопочку отпечатанных на старенькой машинке листков
 
Цитирую с некоторыми сокращениями воспоминания Анны, старшей дочери всенародного любимца В. В. Меркурьева:

«Пока билось сердце - жил и творил мой отец В. В. Меркурьев, и недаром последняя пьеса, в которой он сыграл, так и называлась - «Пока бьется сердце». Отцу посчастливилось иметь таких партнеров-корифеев, как Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов. И что знаменательно - все они закончили свой путь знаковыми постановками: Н. К. Черкасов - «Все остается людям», Н. К. Симонов - «Перед заходом солнца». Названия пьес говорят сами за себя... Я видела все эти спектакли и провожала этих гигантов в последний путь. В памяти: от Александринского театра и до кладбища народ, народ, народ. Они были поистине народными и любимым актерами.

...А теперь об отце - Вась Васиче Меркурьеве - как его называли в семье и кругу близких друзей. Вспоминается мое раннее детство, мне 11 лет, 1947 год - голодный... Мы с матерью папы, нашей бабушкой Анной Гроссен в Громово, на даче под Приозерском. Нас семеро детей: от Петра Васильевича, папиного брата, репрессированного и погибшего - трое, от Александра, тоже репрессированного и погибшего, - одна и нас трое - Анна, Екатерина и Петр.

Бабушка, Царство ей небесное, любила только внуков, а внучек не жаловала. Поэтому кормила она, в основном, мальчиков, а уж нам - что перепадет. Мы даже иногда поворовывали еду. Сыры делала по-швейцарски, но все это «для Васечки» - и прятала от нас в подвале. Василий Васильевич очень любил и почитал свою маму.

...Отец был человек страстный, он всему отдавался полностью. Это касалось и театра, и личной жизни. Но это не мешало ему во всем соблюдать дисциплину и пунктуальность, и этому же учил своих студентов...
...Особенной страстью папы была рыбалка, об этом его увлечении, мне кажется, знал весь город. Он и меня заразил этим. Бывало, мы с ним с вечера готовили лодку, а рано утром отправлялись вдоль тростника блеснить. Восход, тишина, красота неописуемая. Я на веслах, гребу, а папа на корме - с дорожкой. И вдруг он поймал щуку! Я гребу дальше. И он затем ловит вторую! И папа переполняется радостью, в его голубых лучезарных глазах светится восторг. Он был, что называется, «своим» в природе, буквально сливался с ней!
...Но и на любимой им рыбалке он не забывал о своей профессии: даже в лодку брал текст очередной пьесы и заставлял меня проверять его. Он не умел играть с суфлером, а поскольку был нездоров, ему стоило больших усилий выучивать громадные тексты, память уже была не та.

...К театру, к своей актерской профессии, он относился еще строже, чем к себе или к нам, детям. Однажды он играл в спектакле «Последняя жертва» в постановке моей мамы Ирины Всеволодовны Мейерхольд. Дублера у него не было, а папа простудился. Но спектакль отменить было уже невозможно, и он играл с температурой 40! Еще был случай, когда он потребовал, чтобы с его сломанной ноги сняли гипс, и играл! И никто из зрителей даже не заметил, что актер на сцене превозмогает невероятную боль, так блистательно была сыграна роль!..
...В театре папа с мамой работали вместе, имели собственную мастерскую в институте, выпустили не один курс. Среди их учеников такие известные артисты, как М. Неелова, Т. Иванова, Л. Сапоожникова, В. Никитин и много других, ставших гордостью нашей сцены...

...Мама Ирина Всеволодовна ставила в Александринке пьесу Кедрина «Рембрандт». Главную роль должен был играть папа. Он дошел до генеральной репетиции, но премьеры для него так и не состоялось, играл дублер. Как-то раз мы сидели с ним в директорской ложе на одном из спектаклей «Рембрандта», и папа все время мне говорил, что не сможет сыграть эту роль. Не по силам, хотя Ирина Всеволодовна придумала специально для него легкие мизансцены! Это была бы одна из истинно трагических ролей отца! Но не сложилось...

...Волею судеб я в последний год жизни отца сопровождала его на все репетиции и спектакли. С каким мужеством он играл, будучи уже смертельно больным! Вообще в последний год он открылся мне как-то по-особенному: мы очень сблизились с ним, и я поняла, какой это был большой актер и мужественный человек... Он поражал меня все больше и больше. Как-то он лежал с тяжелой пневмонией. Смотрю на него: бледный, слабый, небритый, температура тоже под 40... А вечером спектакль «Пока бьется сердце», без дублера. Подходит время собираться, требует одежду... и через час, когда вызвали машину, выходит из парадной такой подтянутый, выбритый, благоухающий одеколоном «Красная Москва», народный артист СССР Василий Меркурьев со светящимся взором, элегантный, приветливый... Меня до сих пор поражают эти метаморфозы!..

...Как-то я его провожала из института домой (это было незадолго до его ухода из жизни), а он вдруг говорит: «А знаешь, Нюша, я своего последнего слова в искусстве еще не сказал!» Вот так! Я просто замерла...

...На смертном одре папа звал мою маму, он хотел видеть свою Джульетту. Удивительная это была пара, для них время не существовало, они были молодыми и влюбленными друг в друга и в жизнь.
Когда отец пришел в сознание, он начал говорить, что ему привиделся идеальный спектакль, который он хочет поставить...

...Он тихо уходил. 10 мая маму пустили к нему попрощаться. 12 мая 1978 года его не стало. Роль Рембрандта лежала рядом на тумбочке...
...Мне хочется закончить эти воспоминания о папе в мажорных тонах. Моя дочь, Ириша, которую он обожал, любила вбегать поутру к нему в комнату и нырять под одеяло, а дед читал ей Пушкина. Теперь она закончила театроведческий факультет, и темой ее диплома был «Маскарад» Лермонтова в постановке Мейерхольда. Но Пушкин остался ее любимым поэтом. И она все время вспоминает деда. Жизнь продолжается во внуках...

А теперь слово Леониду Виноградову, другу семьи Меркурьевых, настоятельно рекомендованному мне самой Анной
 
«Это, по сути, мой брат, - сказала она, - он может рассказать об эпизодах, связанных с Василием Васильевичем, о которых мы и не знаем».
И я отправился на встречу с Леонидом.

- Так сложилось, что многие годы своего детства и юношества я провел рядом с семьей Меркурьевых, - начал свой рассказ Леонид Виноградов. - Моя мать в 1922 году вместе со своими родителями жила в Новороссийске. Дом, где они жили, был разделен на две половины: в одной жили дед с бабушкой и моей мамой, а другую часть занимали Мейерхольды - Всеволод Эмильевич с домашними. Всеволод Эмильевич был репрессирован, погиб, моя мама отсидела 20 лет на каторге, но всю жизнь она дружила с Ириной Всеволодовной. Позже Василий Васильевич женился на Ирине Всеволодовне, так и началось наше близкое знакомство.

Семья Меркурьевых была редкой, удивительной: дом всегда полон гостей, среди которых можно было встретить не только людей театра. Разговоры на разные темы продолжались далеко за полночь.

- А как произошла ваша первая встреча с Меркурьевым?
- Видите ли, я ведь был тогда совсем ребенком. Я родился в лагере, где мама отбывала срок. Мама освободилась в 47-м. И как только она вернулась, мы поехали к Меркурьевым, к Ирине Всеволодовне, в первую очередь. Кто для меня, двухлетнего, был Меркурьев? Просто большой незнакомый дядя! Я помню, как он искал и находил мне какую-то одежду, а это было очень трудно в те годы. И жили мы за 101-м км два года безвыездно. Василий Васильевич очень помогал нам, что тоже было небезопасно даже для него, любимца советских зрителей.
- А когда вы познакомились не с соседом Василием Васильевичем, а с актером Меркурьевым, гордостью советской сцены и кино?
- Это я очень хорошо запомнил: мы сидим на даче, за столом, много народу... и Василий Васильевич, вдруг, начинает показывать священников. К чему это было я не помню, в то время он, кажется, еще не готовился к подобной роли, но показ был великолепный! Каждый персонаж имел свой характер, свои точные черточки, даже говорили они с разными интонациями! Мне он очень нравился в пьесах Островского. Я не знаю, есть ли актер в Питере, который уделил бы в своей жизни столько места А. Н. Островскому, который так понимал бы характеры типов Островского...
 
Помню, он репетировал Прибыткова в «Последней жертве». Мы с ним плыли в лодке по его любимому Суходолью. И вдруг он говорит: «Ну почему, если купец, то обязательно мироед, обязательно жадный, обязательно не человек, а кукла на ходулях?» Я сейчас понимаю, что это он не у меня спрашивал, а полемизировал с оппонентами. Он искал в образе человеческие черточки: ведь нет только плохих или только хороших людей, все в каждом собрано в совокупности... «Были же Третьяков и Савва Морозов, - продолжал размышлять вслух Василий Васильевич, - почему обязательно гад?!»
Я не знаю, как худсовет потом решал, правильно ли вылепил образ купца Меркурьев... Но все равно он сыграл Прибыткова по-своему! Купчина был живой, из мяса и костей, а не из папье-маше, как положено было тогда изображать... От него хотели штампов. Но «штамповщик» - это не о Меркурьеве.

Кстати, вспомнил вдруг. На экраны вышел фильм «Летят журавли». У Меркурьева там небольшая роль, не главная... А до этого он был известен всей стране и по «Верным друзьям», и по «Небесному тихоходу», и по многим другим фильмам... А в «Летят журавли» у него совершенно непривычная роль - глубокая, серьезная, даже трагическая. И я, посмотрев картину, сказал ему: «Василий Васильевич, по-моему, это самая лучшая ваша роль в кино, в тех, что я видел...» И Меркурьев вдруг закричал жене: «Ириша, ты слышишь, ты слышишь, что он говорит! А они...» - и махнул рукой. Мне кажется, что тогда еще никто толком не понимал, какой шедевр вышел на экраны, какая великая картина родилась! Призы, мировые премьеры - это уже потом! А Василий Васильевич в этом небольшом появлении на экране попытался разбить то представление, которое о нем сложилось за многие годы! Ведь использовали его исключительно в характерных ролях, не замечая, что потенциал Василия Васильевича огромен! И только в «Журавлях» и в конце жизни в «Рембрандте», который так и не состоялся для него, он подошел к трагическим ролям. Кто знает, может быть он для этого и был рожден?..

...Еще вспомнил: Меркурьев несколько раз брал меня на свои занятия по мастерству актера в институт. Сажал рядом с собой в аудитории, и я смотрел, как его студенты играют этюды. Потом наклонялся ко мне: «Ну как, тебя цепляет?» - «Да нет, - честно говорю, - вроде не бывает так: скучно или, наоборот, пафосно...» «Вот видите! - кричит студентам Меркурьев. - Пришел свежий человек, и его не цепляет! Ну-ка, давайте снова! И по-настоящему, чтоб цепляло!»

***

На прощание Леонид Виноградов подарил мне книгу сына Василия Васильевича, Петра, «Сначала я был маленьким». Придя домой, я открыл ее и сразу бросились в глаза строки:

«...Отец мой, Василий Васильевич Меркурьев, которого считают олицетворением русского народного артиста, русского народного характера, кажется, не имел ни капли русской крови! Как рассказывал мне псковский краевед Н. Е. Ефимов, появились Меркурьевы на Псковщине в конце XVIII века. Приехал некий грек с именем Меркурий, завел свое торговое дельце (не очень, правда, удачное), потом женился то ли на шведке, то ли на эстонке, жившей там, и родились у них дети.
 
Один из них, коего нарекли Ильей, и был моим прадедом. Илья Меркурьевич женился (опять же не на русской!), и родились у них три сына: Александр, Николай и Василий Ильичи. А Василий Ильич возьми и женись на моей будущей бабке, Анне Гроссен - лютеранке из Швейцарии, приехавшей в Россию поработать. И родили мои дед и бабка шестерых сыновей, один из которых стал великим русским (именно русским!) актером.
 
А он, в свою очередь, женился на четверть-немке, четверть-еврейке, четверть-татарке, четверть еще-неизвестно-кто Ирине Мейерхольд, отец которой, полунемец-полуеврей, внес неоценимый вклад не только в русское, но и в мировое театральное искусство... И вот эти нерусские по крови, но истинно русские под духу, по культуре деятели оказали неоценимую услугу русскому народу. Они внесли огромный вклад в сокровищницу отечественного искусства, они укрепили его мировой авторитет...»

Меркурьев, воспитавший немало талантливых актеров и, в частности, целый национальный курс - чечено-ингушскую студию, учил своих ребят, что страх вызывает только непонятное. Чтобы преодолеть ненависть и страх, надо узнать человека или явление поближе. А не принимать на веру те клише, которые услужливо подсовывают умелые «штамповщики».

Разжеванное есть неприятно и невкусно. Штампованное - не ручная работа. Насчет «штамповщиков» от театра - это не к Меркурьеву. Это не к родившемуся ровно сто лет назад народному артисту. С днем рождения, Василий Васильевич, с юбилеем. Мы вас помним...
Источник

Алексей Филиппов. История знаменитого любовного треугольника: Есенин–Райх–Мейерхольд

Евреи

 
www.pseudology.org