Эсфирь
Ильинична Шуб, как и многие "железные женщины", ее современницы, была подлинной
дочерью революции. Уроженка Черниговской губернии, она происходила из
местечковой еврейской семьи и испытала все тяготы подобного положения.
Только личное вмешательство
отца позволило Эсфирь стать слушательницей Московских высших женских курсов. В
качестве будущей специальности Шуб выбрала русскую литературу. После революции
Эсфирь со своим гуманитарным образованием оказалась в затруднительном положении.
Таковые специалисты молодому
социалистическому государству не требовались, и девушка от нечего делать стала
исправно посещать занятия пролетарских поэтов. Эсфирь спасло только то, что
столица решением новой власти переехала из Петрограда в <%12307>Москву%>
Москву, и на этой почве стали множиться разнообразные бюрократические организации. В
одну из них - Театральный отдел
Наркомпроса (ТЕО) - и направила свои стопы
Эсфирь в поисках работы.
Осенью 1918 года Шуб зачислили в штат ТЕО на должность секретарши.
В 1922 году Эсфирь пришла в
фотокиноотдел, вскоре реорганизованный в Госкино, и попросилась на должность
заведующей перемонтажом и редактором надписей фильмов.
Первым фильмом, подготовленным Эсфирь к прокату, был авантюристический
американский детектив, чуть ли не в пятидесяти роликах - "Серая тень". В
запасниках проката Эсфирь разыскала маленькие ролики с участием
Чарли Чаплина, массовый зритель в России в начале 1920-х годов почти не знал
этого имени.
Шуб собрала из разрозненных
роликов сюжет, пародирующий оперу "Кармен", сама придумала надписи, и успех
превзошел все ожидания. Зрители много смеялись, валом валили посмотреть на новую
звезду, и это был едва ли не первый фильм на советском экране с участием Чарли
Чаплина.
Эсфирь настолько увлеклась новым делом, что принесла в собственную квартиру
монтажный стол, маленький проекционный аппарат, короткие ролики из разных
фильмов и по вечерам с энтузиазмом создавала новые этюды, причудливо склеивая
кадры. Постепенно за монтажным столом Эсфирь Шуб становится признанным
профессионалом.
Она стала посещать лабораторные занятия мастерской Кулешова, который к тому
времени уже был признанным в мире экспериментатором в монтаже, и вскоре Эсфирь
перевели на новую работу в настоящую киностудию.
Наконец Эйзенштейн оставил театр и предложил Шуб работать над режиссерским
сценарием своего первого фильма "Стачка".
В конце лета 1926 года Эсфирь едет в Ленинград и с огромным трудом разыскивает
киноархив бывшего царя. Шестьдесят тысяч метров пленки за два месяца просмотрела
она, пять тысяч выбрала для фильма. Готовая картина в семи частях имела тысячу
семьсот метров. Директор студии сам дал название новому фильму "Падение династии Романовых" и сам же придумал большой плакат для рекламы: двуглавый орел, накрест
зачеркнутый двумя толстыми красными линиями.
Фильм, смонтированный только из хроникальных кадров, нес в себе огромный
эмоциональный накал, он стал началом мифологической летописи о Великом
Государстве и имел колоссальный успех у зрителей не только в стране, но и далеко
за ее пределами. Эсфирь Шуб создала невиданный доселе в мировом кино жанр.
Эсфирь Ильинична Шуб (1894 –
1959) – кинорежиссер, друг Фадеева.
Он принимал участие в создании ее книги
“Крупным планом”,
над которой она работала в последние годы жизни.
Возвратившись из больницы, А.А. Фадеев заходил
ко мне каждую пятницу, после процедур в поликлинике, в 4 часа дня. В пятницу
11 мая он пришел неожиданно для меня в начале первого часа. Он расспрашивал,
как всегда, о моей работе над книгой, которую дружески мне редактировал.
Я показала ему подобранный мною иллюстративный материал и его фотографию,
снятую на Дальнем Востоке в период его поездки туда с режиссером А.
Довженко. А. Фадеев молодой, в фуражке. Возле него девочка-удэгейка. Он
смотрит на нее добрым, улыбающимся взглядом. На другой фотографии – А.
Довженко, в шляпе, босой, хмурый, ведет за руку русскую девочку. Я сказала,
что объединю эти фотографии, и показала, как. Ему это показалось забавным, и
он рассмеялся.
Я дала ему прочесть статью Сергея
Эйзенштейна, написанную примерно в 1935
году. Она его взволновала. Он замолчал и задумался. Я спросила: о чем?
“Хочется подумать”, – сказал он.
Говорили о В. Вишневском. Над главой о нем я сейчас работаю. Он сказал, что
я правильно делаю, что пишу о его деятельности, связанной только с
кинематографом.
У А. Фадеева было уставшее лицо, пронзительный взгляд по-необычному светлых
глаз, и он часто зевал. Он сказал, что принял ночью четыре облатки нембутал,
и они не подействовали. Принимал их каждый час. Сказал, что иногда после
наркотики, которая не действует ночью, ему удается заснуть днем. Но что, как
видно, засыпать ночью ему будет все трудней. И что надо с этим состоянием
смириться. Как правило, несмотря на сильное отравление алкоголем, с сердцем
и печенью в Кремлевской больнице справляются.
Он сказал, что и сердце и печень у него все же “ваньки-встаньки”. Хуже с
психикой. Он находится под наблюдением психиатра и что он сам хотел полной
изоляции в больнице. С психиатром он много говорит о своей душевной
усталости, о невыносимой тоске, охватывающей его после запоя и о
неудержимом, навязчивом желании “броситься под поезд”. <...>
Он говорил, что домашним, должно быть, с ним жить трудно. Если он чем-либо
недоволен или обижен, он может неделями с ними не разговаривать.
Он твердо решил больше не пить. Психическое состояние его после запоя
настолько тяжелое, что он верит, что это удержит его. Я попросила его не
принимать ночью наркотики, а попробовать читать. Наркотика и у меня вызывает
бред, и я стала читать в бессонные ночи. Сейчас читаю “Кон-Тики”. Я
попросила его взять у меня эту книгу. Он сказал, чтобы я ее дочитала, что он
обязательно возьмет ее в следующий свой приход. Я спросила, что он читает.
“Много читаю Ленина”, – сказал он.
Он сказал мне, что в Кремле ЦК скоро проведет Пленум по вопросам
культуры и
что он собирается, если получит разрешение, обязательно выступить. И еще он
твердо решил выступить на Пленуме правления
Союза писателей, иначе в его
отсутствие его будут обвинять кому в чем вздумается, так, как это сделал
Шолохов. Он заметил, что это его желание меня огорчило. Я знала, как он
душевно не защищен и что одно сознание необходимости выступления нарушит его
покой и приведет его к психической взвинченности. Он сказал, что другого
выхода нет. <...>
Еще сдержаннее он говорил о втором поколении. Он сказал,
что оно испорчено догматизмом и бюрократическими извращениями, а между тем
душу имеют добрую, тоже ищут, но мало по-настоящему знают о людях, для
которых искусство было и есть любовь и подвижничество.
В связи с этим он мне сказал, что самые интересные и близкие для него люди
его поколения умерли. Он назвал Павленко, Петрова, Малышкина, Вишневского и
Эйзенштейна. Он старается ни с кем не встречаться. Сознательно изолирует
себя от встреч.
Интересны ему люди старшего поколения: Маршак – иногда злой, но дивный
старик, Эренбург, Федин, Сарьян. За несколько дней до прихода ко мне он был
на выставке
Сарьяна, которая ему очень понравилась. Он подробно мне
рассказал о ней, Довженко. Но с последним ему общаться труднее, т.к.
говорить Довженко может только о себе, – все остальное ему малоинтересно.
Когда эти старики уйдут, жизнь в искусстве временно станет скучной, но он
верит, что подрастающее третье поколение поднимет советское искусство на ту
же высоту, на которую подняли его Горький и Маяковский. Это уже чувствуется
и сейчас.
Он мне сказал, что собирается к
Маршаку, что надо бы повидать и
Ермилова, у
которого умерла жена, но что это сделать ему трудно. В
Ермилове много
достоевщины. Я сказала, что у него поэтому может быть интересная книга о
Достоевском. А. Фадеев сказал, что в рукописи работа была интересная, но что
в печать много пошло в измененном виде.
Он мне сказал, что в рукописи Ермилов целиком поместил воспоминания Федора
Достоевского из “Дневника писателя” о том, как в пять часов утра пришли к
нему Некрасов и Григорович сразу после прочтения “Бедных людей”. Достоевский
был тогда юн, одинок, безвестен, и как он потом был у Белинского. “Как это
прекрасно!” – сказал А. Фадеев.
Он подробно мне рассказал о своей работе, о книге, в которую должны войти
избранные статьи, письма и записи о людях того времени, когда эти статьи и
письма были написаны, а также запись о его изменившемся отношении к
некоторым его высказываниям. Он сказал, что последнюю главу он хочет назвать
“Субъективные заметки”, и объяснил мне, что после чтения этих беглых заметок
у читателя должен возникнуть вывод, что художник свободен оценивать то или
иное явление искусства, считаясь только с своим восприятием, независимо от
того, совпадает ли выбор его с общепринятой точкой зрения.
Он собирался подготовить к печати “Последний из удэге”, переписав заново
корейские главы, и говорил, что “Молодая гвардия” им подготовлена к новому
изданию. После этого он обязательно начнет работать над романом. Он сказал
мне, что печатается роман Панферова. Я сказала: “Ни за что читать не буду. Я
всегда много смеюсь в тех местах, где Панферов хочет пронзить сердце
читателя”, А. Фадеев рассмеялся и сказал: “А я хочу или не хочу, а должен
буду прочесть”.
Он сказал мне, что, возвращаясь с прогулки, встретил Леонида
Трауберга и тот
очень холодно с ним поздоровался. Я ему объяснила, что Трауберг очень
пострадал в период борьбы с
космополитизмом и поэтому очень заторможен в
общении с людьми. А. Фадеев сказал мне, что жалеет, что забыл об этом. “Если
бы вспомнил, я бы обязательно сам к нему подошел и поговорил бы с ним”. Он
мне сказал, что ему хочется дать отзыв о моем фильме “Страна Советов” в
своей книге и чтобы я ему приготовила этот отзыв и что собирается звонить
Михаилу
Ромму и просить разрешения у него поместить статью, которую они
вместе написали, но которая пошла за подписью только одного
Ромма.
Он мне сказал, что встретился с финским товарищем, с которым они вместе
трудились над созданием Всемирного комитета мира. И тогда были бессонные
ночи, но ночи, полные деятельности. Он сказал, что эта встреча его
взволновала.
Он мне сказал, что много времени у него отнимает его мальчик Миша. Он
говорил, что только сейчас он понимает, сколько времени должен отнимать
ребенок, особенно больной ребенок, у матери, заботящейся о нем, а не
перекладывающей это на других. Какой это большой труд! Мальчик его, из-за
болезни сердца, только в четвертом классе, но духовно очень развит и даже
одарен. Закончил он свой разговор о сыне неожиданной репликой: “Жена – это
жена. От нее никуда не уйдешь”.
В этих словах прозвучало одиночество и неустроенность. Мне захотелось его
вырвать из этого состояния, и я предложила в следующую пятницу пообедать у
меня. Он обрадовался и тут же составил меню для моей дочери, т.к. она будет
хозяйкой стола, – я за столом сидеть не могу. Я предложила позвать моего
друга, кинодраматурга М.Н. Смирнову и еще кого-нибудь из непьющих товарищей,
– будете пить боржом, а я издали буду участвовать в разговоре.
Он грустно рассмеялся и все же, мне показалось, был рад. Его огорчало, что
меня нельзя послать в санаторий и что он не может помочь в этом деле. Он
встал, окинул взглядом мою маленькую мансарду – две комнаты без двери, –
сказал, что любит эти комнаты, помнит каждую вещицу. “Эти комнаты...”, – и
не закончил, и во второй раз стал прощаться со мной.
Он бывал у меня с 1929 года. В этих комнатах он сидел за товарищеским
столом, когда был совсем молод и незнатен. Веселый, подлинно демократичный.
Любил людей, сидящих за столом: Павленко,
Эйзенштейна, Довженко,
Пудовкина.
Любил застольную песню. Любил читать стихи и читал их прекрасно.
Сказал и ушел.
Ах, боже мой, как же я ничего не предвидела!
В воскресенье произошла катастрофа.
Я и не могла ничего предвидеть. Я убеждена, что это было роковое мгновение,
что это могло и не произойти. Фадеев любил жизнь, борьбу, любил побеждать,
дорожил своим авторитетом и, поколебав его, не мог не желать снова обрести
его. Он безусловно не пил в этот день. <...>
Нельзя было оставлять его
одного. Товарищи должны были бывать у него, стараться чем возможно радовать
его. А его все оставили. Нельзя человеку больному быть без надлежащего
присмотра близких. Нельзя человека психически незащищенного мучить
“критикой” тогда, когда он в больнице, как это сделал Шолохов, или когда он
в отпуску по бюллетеню, как это бывало в Союзе писателей. Нельзя жить годами
в состоянии личной неустроенности <...>
Все это вместе и привело к катастрофе.
Мы, его друзья, виноваты.
© "Литературная газета", 2001
Газпром
www.pseudology.org
|