| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Голод
|
«Печальную
картину народного банкротства в экономическом и нравственном отношении
начертывает нам славянский патриот». Эти слова могли бы характеризовать
положение России
к концу ХХ столетия.
Между тем, сказаны они были о книге «Политичны думы», написанной сербским
католическим священником
Юрием
Крижаничем в середине XVII-го.
«Главный вред для общего блага, – писал о допетровской Руси
Крижанич,
– проистекает от незнания самого себя, когда люди сами себя, свои обычаи
излишне любят, когда считают себя сильными, богатыми, мудрыми, не будучи
на самом деле таковыми».
За триста лет, прошедших с той поры, изменились только формы, в которых
выражается экономическое и нравственное банкротство русского народа,
суть же осталась
неизменной – в стране продолжают царить самообман, беззаконие,
взяточничество, воровство, разбой, разбазаривание сырьевых и трудовых
ресурсов, голод.
Основной идеей народа остается идея о своем моральном превосходстве над
всеми другими народами, основным стремлением стремление к навязыванию
своего образа мыслей и жизни другим народам с помощью силы. Такое
постоянство не может быть вызвано случайным стечением обстоятельств. Оно
является следствием каких-то закономерно действующих определенным образом
причин, лежащих в основе материальной и духовной жизни населения России.
Чем только ни пытались
философы и историки объяснить
особенности российской истории, российского образа мыслей и действий. Одни
обращали внимание на огромность ее территории, позволяющую, нагадив в
одном месте, перебираться на другое, покамест не загаженное.
Другие – на отсутствие сильных народов и государств на севере, юге и
востоке – вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, до горных хребтов
Кавказа, Памира, Алтая, до полупустынь и пустынь Средней и Центральной
Азии. Третьи – на исконное вольнолюбие русского народа.
Четвертые – на исконную его терпеливость. Пятые – на его невежество,
проистекающее из-за перевода Библии
Кириллом
и Мефодием на славянский язык, вследствие чего у россиян не возникло
необходимости изучать латынь, без чего оказалось невозможным освоение
накопленных в древности знаний.
2
Несмотря на полную или частичную правильность всех этих и многих иных
суждений по сему предмету, ни одно из них не отвечает знаменитому правилу
Козьмы
Пруткова – «Зри в корень!»
И в моем поколении, и практически во всех поколениях народов Российской
империи, как в монархическом ее исполнении, так и в социалистическом, вряд
ли можно что-нибудь понять, отрешившись от коренной, а именно
экономико-географической ее особенности: в течение всего второго
тысячелетия христианской эры эта территория всегда представляла собой зону
рискованного земледелия и рискованного скотоводства, зону постоянных
неурожаев и бескормиц, постоянного голода, постоянной угрозы голодной
смерти. Именно эта угроза определила преобладающие особенности
национального характера народов, населявших эту территорию, их
менталитет.
Когда-то, в «Сказках об Италии»
Максима Горького, мне попалась
навсегда врезавшаяся в мою память афористическая фраза: «Если от многого
берут немножко, это не кража, а просто дележка». Фразу эту
Горький вложил в уста итальянского
гавроша.
Однако под ней мог бы подписаться – если б, конечно, умел – и любой
российский мальчишка, вовсе не обязательно беспризорный. А любой
российский взрослый, который подписываться остерегся бы, в душе согласился
с ее справедливостью. Поэтому в России всегда брали взятки, воровали,
грабили.
Поэтому
Радищев
видел героя в Стеньке Разине, а
Пушкин – в Дубровском. Поэтому
Россия всегда, под любым флагом – православным, славянским,
коммунистическим – вела захватнические войны, постоянно увеличивавшими ее
территорию.
И все, что свершалось на ней в новейшее время – эсэровские «эксы»
(экспроприации), грандиозный большевистский «экс» Октябрьской революции,
переделы собственности под лозунгами классовой борьбы, борьбы с буржуазным
национализмом и космополитизмом, коллективизация, депортация десятков
народов, насаждение просоветских режимов по всему миру, вплоть до глухих
уголков Юго-Восточной Азии, Центральной Африки, Латинской Америки, – все
это, если глядеть в корень, было следствием царившего на Северо-Востоке
Евразийского материка
страха голодной смерти.
И державность отсюда. И беспредел отсюда. И мат. И «гулящие люди», казаки,
бичи, бомжи. И беспризорные дети. И бездомные собаки. Будучи следствием
постоянных неурожаев и бескормиц,
страх голодной смерти был одновременно
и одной из их причин – из-за постоянных переделов собственности и войн. Из
этого порочного круга Россия не может выбраться по сей день.
3
Сколько помню себя ребенком, подростком, юношей, я всегда был голоден. Не
только в годы Первой пятилетки, когда впервые после провозглашения Новой
Экономической Политики в стране была введена карточная система и самым
большим лакомством для меня стал тоненький кусочек черного хлеба,
намазанный прозрачным слоем маргарина. И не только в годы Ленинградской
блокады, когда не только маргарин, но и нормальный черный хлеб были
недосягаемой мечтой. А именно всегда.
Мне было восемь лет, когда
мама отнесла в
Торгсин единственную серебряную
вещь, имевшуюся у нас в семье – дутый браслетик, подаренный ей чуть ли не
в детстве, и принесла мне парусиновые спортивные тапочки, без которых меня
не брали в летний школьный лагерь.
Оставшихся бон хватило на два килограммовых пакета ирисок «Прима», которые
были тогда невиданной роскошью. Принеся домой тапочки и ириски,
мама убежала на работу. Придя из школы, я обнаружил
сладкий клад в шкафу и один за другим, незаметно для себя, опорожнил оба
пакета.
Второй подобный случай произошел, когда я был двумя-тремя годами старше.
Мы жили тогда на даче в Фирсановке – я и
бабушка Фрума. Я полез под кровать за укатившимся
мячиком и увидел там батарею трехлитровых банок со сваренным
бабушкой Фрумой сливовым повидлом.
Не долго думая, вообще не думая, машинально, открыл одну из банок,
запустил туда руку и облизал ее, после чего устроился поудобней и без
особой торопливости, поскольку
бабушка Фрума находилась в это время в саду,
продолжил свое занятие. Последние порции повидла доставать без ложки,
просто рукой, было не очень удобно, поэтому я лег на спину, приставил
банку отверстием ко рту и ждал, пока густая, как смола, вкуснятина не
сползла по стенкам банки вниз вся без остатка.
Оба эти пиршества, насколько мне помнится, не причинили моему желудку
особых бед, чего нельзя сказать о третьем подобном случае, приключившемся
со мной уже в далеко не детском возрасте.
4
Меня демобилизовали из Красной Армии в ноябре
1946 года. Тот год был одним из
самых голодных для нашей страны, как это всегда бывает после больших войн.
А я, к тому же, все еще не отошел от блокады – и физически, и, особенно,
психически.
Перед Новым годом моя молодая
жена и ее мама решили заняться изготовлением торта,
да не какого-нибудь, а памятного с довоенных лет «Наполеона». Для
«Наполеона» нужны, как минимум, четыре ингредиента: пшеничная мука,
куриные яйца, сливочное масло и сахарный песок. Из муки пекутся коржи, из
яиц, масла и песка варится крем. Ни муки, ни яиц, ни масла не было в
помине.
Но за войну русские женщины, которые
коня на
скаку остановят, в горящую избу войдут, научились варить
суп из топора. Вместо муки моя теща
взяла овсяные хлопья
«Геркулес», которые изредка
выдавали на детскую карточку, и соорудила из них некое подобие коржей.
Вместо яиц, масла и сахара моя
жена взяла банку сгущенки, которую иногда выдавали
на рабочую карточку, и немножко над сгущенкой поколдовав, приготовила
некое подобие крема. Намазав второе подобие на первое подобие, выложив
полуфабрикат торта на круглое блюдо – дозревать, кондитеры отправились в
распределитель, к которому мы были прикреплены, отоварить чем Бог пошлет
оставшиеся неотоваренными карточки за декабрь, оставив меня наедине с
будущим «Наполеоном».
Первое рукоприкладство к нему я совершил из чистого любопытства – так мне
во всяком случае в ту минуту представлялось. Но когда я это любопытство
удовлетворил, то к совершенно искреннему удивлению обнаружил перед собой
абсолютно чистое блюдо.
А через некоторое время почувствовал, что находящийся в моем животе
«Наполеон» продолжает дозревать, увеличиваясь в своем объеме буквально с
каждой минутой. Когда женщины с авоськами в руках вошли на кухню, они
нашли меня катающимся по полу с закушенной до крови губой. Как я тогда не
помер от
заворота
кишок, не понимаю до сих пор.
5
Сколько себя помню, и в детские годы, и во взрослые, в какой бы дом я не
пришел, первым делом меня усаживали за стол. И сам я, когда в мой дом
приходил гость, первым делом предлагал ему угоститься чем Бог послал.
Российское и вообще восточное гостеприимство не надо считать следствием
особенного человеколюбия россиян и народов Востока.
Уж какое там человеколюбие!
Аттила,
Тамерлан,
Батый,
Иван Грозный,
Петр Первый,
Ленин,
Сталин… А совсем близкие к нам события
в Иране, Афганистане, Чечне? А постперестроечная российская явь, когда
массовой профессией стал киллер, а
массовым средством получения средств к существованию – вымогательство
вплоть до похищения людей?
В точно таком положении, в каком вот уже тысячу лет находилась
северо-восточная Евразия, находится сейчас и почти все южное полушарие и
обширные земли, примыкающие к нему с севера в Африке, в Азии, в Латинской
Америке.
Было бы странно, если бы россияне не нашли бы с их населением общий язык,
как это уже бывало во времена
Золотой Орды и в третьей четверти ХХ
века, и не попытались организовать вновь глобальный передел собственности
или, по меньшей мере, в таком переделе поучаствовать.
Хочется думать, что такая попытка не будет удачной – кто бы ее ни решился
возглавить. Эпоха экстенсивного хозяйствования – приумножения богатств за
счет приумножения территорий и вообще захвата чужой собственности явно
подходит к концу.
На наших глазах народы многих стран в течение жизни одного поколения
сумели выскочить из постоянно грозившей голодной смертью нищеты.
Прогрессивные современные технологии, рациональная организация труда
зажгли свет в конце туннеля для всех жителей Земли.
Знать бы еще только, какая у этого туннеля
длина…
Источник
Оглавление
www.pseudology.org
|
|