...В прекрасной книге
"Управление и
Макиавелли" (1967) мистер Энтони
Джей
напоминает нам, что высшее начальство
любой крупной организации -
политической, промышленной, военной или религиозной -
подразделяется на две категории: вельможи и
придворные.
В средние века вельможи
были куда могущественнее своего
короля - им присягали на верность целые
провинции. Власть
короля
над вельможами была весьма иллюзорной. В то
же время на глазах у него находились знатоки своего дела, к
которым он обращался за советом:
священники, банкиры, судьи и генералы, они-то и составляли
его окружение. Придворный был важен, потому что имел доступ к королю, и,
пока состоял при дворе, важность его оставалась
незыблемой.
Вельможа был
важен сам по себе - на своей территории он располагал
реальной властью, но доступ к королю имел лишь от случая к
случаю. При слабом правлении вельможи были всемогущи, король лишь
пытался натравить их друг на друга.
При сильном
правлении на ведущие позиции выступали придворные,
вельможи уходили в тень. Не переходя на личности, можно сказать, что
поход против другого королевства - еще лучше не
просто поход, а крестовый - способствовал централизации власти,
а при угрозе нападения повышались акции
вельмож, что правили в приграничных районах.
Так
было в средневековье, так оно есть и сейчас. На смену
феодальным королевствам пришли промышленные синдикаты, но суть
осталась прежней. У придворных - общий контроль над
производством, рынками сбыта, рекламой, финансами.
Вельможи
правят на местах. Успех придворного измеряется благосклонностью
директора центральной фирмы, успех вельможи
определяется процентным отношением: каков выход продукции относительно
капитальных вложений?
Эти непреложные законы управления столь же
верны сегодня, как и во времена норманнских завоеваний
Придворные
всегда жаждали централизации - вельможи всегда рвались к автономии. Конфликт
между ними заложен в природе явлений, и его не разрешить каким-нибудь
внезапным проблеском нетленной истины...
...Если
современная головная контора что и потеряла
в сравнении с королевским
двором средневековья, так это
существовавшую издревле должность дурака или
королевского шута. Именно
дурак был облечен привилегией и обязанностью
выдавать точку зрения, отличную от официальной, но и не схожую с точкой
зрения опальной группировки. По уму
королевский шут как минимум не уступал другим
официальным лицам - такова была
традиция. Никто не требовал принимать его
советы всерьез, но и обижаться на него считалось дурным тоном.
Ведь ему за то и платили, чтобы
он подпускал шпильки и говорил невпопад.
Есть
основания считать, что он делал полезное дело, есть даже основания
подозревать, что он был бы
весьма полезен и
сейчас. Или психолог на производстве - это
его современный двойник? Мысль
об официальном и узаконенном дураке по
крайней мере нуждается в изучении, без него не проколоть мыльные
пузыри самодовольства! Когда хор взаимного восхваления начинает
звучать до неприличия громко, кто-то должен оборвать эти
песнопения окриком: "Ерунда! Хватит ломать комедию!"
Конечно,
выкрикнуть это можно и сейчас, да только не наживет ли себе смельчак
ненароком врагов? Дурак же - не будем об этом забывать
- такой привилегией - своего рода
дипломатической неприкосновенностью
- обладал. Явно полезная должность - пока что абсолютно вакантная.
Есть
еще одна - параллельная - должность,
которая, правда, недавно была
реанимирована: королевский исповедник. Эта фигура,
всегда стоявшая в тени, была по меньшей мере
весьма влиятельной. Ныне эту
роль играет психоаналитик, именно у
него председатель правления директоров ищет
духовного водительства.
Итак, если не
считать дурака, нынешнее учреждение крупного пошиба мало чем
отличается от
королевского двора, особенно в смысле общей установки на
централизацию...
Шутовство и юродство обычно сравнивают между собой как две формы
осмеяния людских пороков. Нередко приходится слышать, что юродство -
это то же самое, что и шутовство,
но как бы с поправкой на национальный менталитет. Однако отличия
между ними намного глубже.
Как шуты, так и юродивые во все времена пользовались
неприкосновенностью со стороны властей. В уплату за эту привилегию
шут по старинному городскому праву приравнивался к палачу, и ему
запрещалось селиться среди добропорядочных граждан. Юродивый же, как
душевно не вполне здоровый человек, был скорее неприкасаемым, чем
неприкосновенным. Он одевался в лохмотья, а не в клоунский наряд,
как шут, мог ночевать в собачьей конуре и питаться собачьей
похлебкой - словом, он сам ставил себя в положение отверженного. По
лохмотьям его и узнавали, тогда как шута отличали по колпаку с
ослиными ушами и бубенчиками.
Шут - особа почти коронованная. Шутовской колпак - та же корона, но
как бы вывернутая наизнанку. Он тоже своего рода монарх - король
среди дураков. Вместе с тем шут - это тень власти, ее зеркальное
отражение и по совместительству ее тайный наставник. В "Короле Лире"
шут учит монарха: "Если ты не умеешь держать нос по ветру, ты живо
схватишь простуду". Он предлагает Лиру попросить шутовской колпак у
своих дочек, которые его околпачивают. Свое нравоучение он начинает
со слов: "Примечай, дяденька..." или "Вот послушай, приятель!"
Король сам просит шута: "Ну, милейший, вразуми меня". Выслушав же
всю правду-матку, Лир восклицает: "Горький шут!"
По всем этим репликам видно, что истоки шутовской мудрости светские,
а не религиозные, а сам шут - куда больший прагматик, чем вельможи,
которые внимают его сентенциям. Общество всегда нуждалось в шутах
как ветреная красотка нуждается в зеркале. Кто-то один должен был
иметь право в обход этикета говорить правду без обиняков. Но
существовало одно условие: правда должна была звучать остроумно.
Придворный шут, утративший способность шутить остроумно и ставший
скучным для короля и придворных, мог быть разжалован.
Юродивый в отличие от шута занимался не осмеянием и поучением, а
религиозным обличением. Это называлось "ругаться миру". Такое право
могло быть приобретено лишь в обмен на крайнее самоуничижение и
происходило не с позиций светского здравого смысла, а "Христа ради".
Если шут умнее короля и способен научить его жизни и уму-разуму, то
юродивый презирает и ум, и остроумие. Он религиозен и следует
библейскому тезису: "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом,
как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1 Кор. 3, 19).
Юродивый критикует не за недостаток ума, как шут, а напротив - за
его избыток. Ум отвергается им в пользу праведности и необходимости
жить по Закону Божьему.
В одной из легенд о святом Николе говорится, что этому юродивому,
который жил во времена царя Ивана Грозного, государь однажды
пожаловал какой-то подарок. В ответ на это юродивый прислал царю
кусок сырого мяса. Грозный очень удивился, поскольку дело было во
время Великого поста. Тогда Никола сообщил разгадку: "Да разве
Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного
грешно, а нет греха есть столько людей, сколько он уже съел?"
А вот как, согласно английским источникам, поучал короля Генриха I
его шут. Ему приписывают такие сентенции: "Правда - вроде дворняги.
Ее гонят в конуру и бьют арапником, а любимая сука греется у костра
и портит воздух"; "Дырявая добродетель залатана грехом, а
исправленный грех залатан добродетелью". Очевидно, что все эти
реплики принадлежат философу, а не богослову.
Вообще рядом с юродивым шут выглядел бы прожженным циником и
прагматиком, а юродивый рядом с шутом - безудержным резонером. Здесь
сказывается прежде всего различие в их мировоззрении.
Шут - это, в сущности, либеральный просветитель вроде Вольтера
или Свифта,
но только выступающий в обличье дурака. Он критикует сильных мира
сего и вместе с тем наставляет их и учит житейской мудрости.
Юродивого же его нравственный радикализм позволяет в отличие от
шута-либерала причислить к лагерю консерваторов. Не случайно в XVII
веке - в период реформ Никона на Руси - все юродивые оказались в
стане старообрядцев.
Александр Неверов
Источник
Сирил Норткот
Паркинсон
Встречи,
люди, нравы, судьбы....время
www.pseudology.org
|