| |
Киев, Дух
і Літера, 2001. – 240 с. ISBN 966-72-73-12-1
|
Вадим Скуратовский |
Проблема авторства "Протоколов сионских мудрецов"
Предисловие
|
Тогда я демонов увидел
чёрный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной –
И Бесы тешились проклятою игрой...
.........................................................
Я издали глядел, смущением томим.
Пушкин
Ein Mann wohnt im Haus der spielt mit den Schlangen der schreibt der
schreibt wenn es dunkelt nach Deutschland
Paul Celan. Todesfuge
Человек живет в доме
тот который играет со змеями
тот который пишет
тот который пишет
когда тьма
падает на Германию.
Пауль Celan. Фуга смерти
“Книги имеют свою судьбу”, но и судьба имеет свои книги. И даже брошюры.
Участь мира от александрийской библиотеки до Библиотеки Конгресса
необходимо совершается, при всем переизбытке книг, там накопленных,
вблизи их совсем небольшой символической полки, во многом и определившей
эту участь, - полки, в самом начале которой бесспорно стоят Гомер и
Библия, с разных концов бытия лепивших его средиземноморский, а затем и
общемировой состав, а в самом конце, столь же бесспорно, самая скромная
брошюра (то есть непериодическое полиграфическое произведение, чей
стандартный объём традиционно, едва ли не со времен
Реформации и
французской революции, столь интенсивно “брошюровавших”, не превышает
сорока восьми страниц обычного книжного формата). Брошюра, под двоящимся
названием - Протоколы собраний сионских мудрецов” или Протоколы
сионских мудрецов”.
Вовсе не гипербола: эта копеечная брошюра - копеечная свеча, от которой
и заполыхали ведьмины огни века, испепелившего миллионы человеческих
жизней. Протоколы собраний сионских мудрецов” (“Протоколы сионских мудрецов”)
-
текст, возникший, по-видимому, на исходе прошлого века, и, вслед за тем,
бесспорно же ставший идеологическим либретто к одному из самых страшных
гиньолей в драме века нынешнего.
“Протоколы сионских мудрецов” (далее ПСМ)
- это как бы наиболее
отрицательный из всех “образов Иерусалима”, созданных
европейско-христианской словесностью, - собственно, той её специфической
периферией, которая примерно с эпохи катастрофы цивилизации сефардов до
текущего антисемитского китча специализировалась на самой резкой
полемике с еврейством - полемике религиозной, а вскоре после французской
революции - и политической.
“Протоколы”
- это абсолютный рекорд той полемики по всем его
астрономическим количественным показателям, его библиографически уже
едва ли исчислимым тиражам, изданиям и переводам - нелингвистически
говоря, на “тайваньский” и “южнокорейский” включительно.
2
Предлагаемое исследование - всего лишь самая осторожная попытка, не
более, выявить если не авторов Протоколов”, и по сей день остающихся
в самом глубоком анонимате, то по крайней мере, некоторые истоки их
литературно-идеологической направленности, истоки, которые, с одной
стороны, возможно, хотя бы отчасти и приблизят нас к устранению этой
анонимности в направлении тех или иных конкретных лиц, а с другой -
несколько более резко, чем то было в предшествующей, - разумеется, не
мистифицированной - литературе о Протоколах”
- очертят
идеологические контуры легенды, положенной в основу Протоколов”, собственно,
представят само устройство порождающей грамматики той легенды, и сегодня
исправно продолжающей свою разрушительную работу.
Итак, основной предмет исследования - собственно литературный и,
наконец, “персональный” генезис Протоколов”.
В своих эвристических усилиях автор стремился учесть разыскания и
наблюдения как всех известных ему предшественников-комментаторов
проблемы - носителей самых разных взглядов на неё, от резко
отрицательных до панегирических, - так и ту сумму фактов внутри и вокруг Протоколов”, которые по самым разным причинам, случайным и неслучайным,
остались вне исследовательского и просто внимания, и без осмысления
которых, похоже, понимание “протокольной” структуры, самого её
возникновения, - уже невозможно.
Предлагаемая работа по своему методу является, таким образом, прежде
всего суммой самых скромных читательских
маргиналий на полях куда более
обстоятельных трудов, посвященных проблеме Протоколов”
- либо
непосредственно, либо контекстно (Пьер-Андре Тагиев, Норман Кон, Чезаре
Г. Де Микелис, Януш Тазбир, Савелий Дудаков, Михаил Золотоносов и
другие).1
Не рискуя вступать в интеллектуальное состязание с названными столь
авторитетными исследованиями, автор предпочитает единственно развитие
некоторых важных интуиций и фактов, в них содержащихся.
При этом автор, решительно дистанцируясь от апологетики одного из первых
издателей Протоколов” С.А.Нилуса, содержащейся в цикле недавно
появившихся работ о нём (Р.В.Багдасаров, А.Н.Стрижев, С.В.Фомин,
С.Половинкин), столь же решительно оставляет за собой естественное
эвристическое Право воспользоваться богатейшей биографической и другой
фактичностью, собранной в тех работах2.
3
Работа выполнена украинским автором, скажем так, как бы в тени
полутысячелетних украинско-еврейских отношений, по своей спазматике
уверенно соревнующихся с самыми трагическими зрелищами или, точнее,
позорищами видавшего виды “Нового времени”. Разумеется, автор нимало не
надеется своим исследованием избыть эту спазматику. Но в этом
исследовании он надеется хотя бы отчасти выполнить свой общечеловеческий
и, в самом гуманистическом значении, национально-патриотический долг3.
В то же время исследователь искренне сожалеет о необходимой
экзистенциальной ограниченности избранного им жанра, который по самому
своему специальному, сугубо “цеховому”, претендующему на некоторую
научность характеру не позволяет автору вместе с читателем подлинно
проникнуть в подлинные глубины исследуемой проблемы. То есть по слову
Андре Мальро, в те самые “глубины естества, в запретные уголки сердца,
где притаились пытка и смерть”4.
Настоящее исследование и своим замыслом, и своим появлением обязано
многолетней дружбе автора с семейством Петровских и семейством Финбергов
- киевлян, самим своим существованием научавших автора-пессимиста
неисчерпаемым возможностям морального и другого сопротивления “пытке и
смерти”.
Особая благодарность г-же Екатерине Петровской, самоотверженно
добывавшей для автора самые экзотические, порой совсем уже легендарные
издания, необходимые для его работы.
Оглавление
Литература
www.pseudology.org
|
|