Издательство "Вече", 2000
Пол Джонсон
Популярная история евреев
Часть 7. Сион
Эту проблему затронул видный иудаистский богослов Авраам Джошуа Гершель (1907-73), которому удалось вырваться из Польши всего за шесть недель до катастрофы. "Я, – писал он, – как головешка, которую выдернули из огня у алтаря Сатаны, где во имя зла сгорели миллионы человеческих жизней, не говоря уже и о многом другом: божественных образах человеческих существ, Вере многих Людей в справедливого и сострадательного Бога, которая пестовалась в человеческих сердцах два тысячелетия". Почему это случилось? Новый Сион начинался с этого вопроса, на который ответа не было, а возможно, и никогда не будет. Впрочем, был ряд граней положения Евреев в мире, где с Времён, предшествующих Холокосту, произошли существенные улучшения.
 
Во первых, было организовано национальное еврейское Государство. На этом Изгнание, разумеется, не кончилось. Да и могло ли? Изгнание, как отмечал Артур Коэн, не было исторической случайностью, которую можно было бы исправить созданием светского национального Государства; скорее это – метафизическая концепция, "некий некорректируемый исторический коэффициент". Большинство Евреев оставались за пределами Государства. Так было всегда, начиная с вавилонского Изгнания. В Третьем Сообществе, как и во Втором, состояла всего четвертая часть Евреев. И теперь, когда подходило к концу четвертое десятилетие существования Израиля, не было признаков того, что эта пропорция заметно изменится. Тем не менее, реализация светского Сиона дала мировому Еврейству живое, бьющееся сердце, какого у него не было две тысячи лет. Она создала фокус глобального сообщества, какого не в силах были обеспечить ни старые благочестивые посещения, ни Идея Возврата, сколь успешными бы они ни были. Строительство Израиля было для XX века тем же, чем ранее было восстановление Храма. Причём подобно Храму Времён Ирода Великого, у него были и отрицательные черты. Но важно, что он существовал.
 
Сам факт его существования, возможность посетить его и жить там придавали Диаспоре совершенно новое измерение. Он был постоянным источником озабоченности, иногда достаточно эмоциональной, зачастую предметом гордости. После того как Израиль возник и доказал, что может себя защитить и оправдать, ни одному из членов Диаспоры не приходилось более стыдиться того, что он – Еврей. Это было важно, поскольку даже в конце XX века в Диаспоре сохранялись полюса крайнего богатства и невероятной нищеты, и вообще она была довольно разношерстной. В конце 30-х годов на Земле обитало почти 18 миллионов Евреев. К середине 80-х еврейское население ещё не оправилось от потерь, причиненных Холокостом. Из общего количества в 13,5 млн Евреев 3,5 миллиона жили в Израиле. Самая же крупная еврейская Община находилась в Соединенных Штатах (5 750 000); в сочетании с крупными еврейскими Общинами в Канаде (310 000), Аргентине (250 000), Бразилии (130 000) и Мексике (40 000), а также с десятком более мелких Общин это означало, что на Американском континенте проживает примерно половина мирового числа Евреев (6,6 миллиона). Следующей по размерам после США и Израиля была Община в Советской России (1 750 000).
 
Заметное количество Евреев проживало в Венгрии (75 000) и Румынии (30 000); всего в европейских соцстранах – 130 000. В Западной Европе Евреев проживало чуть более 1-250 000; основные Общины находились во Франции (670 000), Англии (360 000), Западной Германии (42 000), Бельгии (41 000), Италии (35 000), Голландии (28 000) и Швейцарии (21 000). В Африке за пределами Южно Африканской Республики (105 000) оставалось совсем немного Евреев, если не считать заметно поубавившихся Общин в Марокко (17 000) и Эфиопии (по оценкам, около 5000). В Азии оставалось около35 000 евреев в Иране и 21 000 в Турции.
 
Суммарная численность австралийской и новозеландской Общин составляла ещё 75 000. История, состав и происхождение некоторых Общин отличались заметной сложностью. В Индии, например, в конце 40-х годов проживало около 26 000 евреев трех основных типов. Около 13 000, так называемых Бене Исраэль ("Дети Израиля") жили в Бомбее и вокруг него на Западном побережье. Эти Евреи потеряли свои летописи и книги, но сберегли подробную устную Историю своей миграции, зафиксированную в письменном виде только в 1937 г. Согласно этим преданиям они бежали из Галилеи, спасаясь от преследований Антиоха Епифания (175–163 гг. до н.э.). Их корабль потерпел крушение в 50 км к югу от Бомбея, и выжило всего 7 семей.
 
Хотя у них не сохранились религиозные книги и они вскоре забыли Иврит, они продолжали чтить Шаббат и ряд еврейских праздников, практиковали Обрезание и еврейскую пищу и помнили Шему. Они говорили на языке маратхи и следовали ряду индийских кастовых обычаев, причём разделяли себя на гоа (белых) и кала (черных), что позволяет предположить две волны поселения. Были ещё кочинские Евреи, количество которых достигало одно Время 2 500, которые жили на Западном берегу в тысяче километров к югу. У них имелся своего рода основополагающий документ в виде двух медных пластин с гравировкой на старотамильском, где перечислялись дарованные им привилегии; его датируют 974–1020 г. н.э. В данном случае заселение явно происходило в несколько этапов; раньше всех прибыли черные кочинские Евреи, за ними в начале XVI века последовали белокожие Евреи из Испании, Потругалии, а, возможно, и других стран Европы (а также Среднего Востока). Внутри черной и белой групп кочинских Евреев существовали ещё и подгруппы. В дополнение к ним имелась ещё одна крупная группа – мешцарарим, низшая каста потомков былых связей между Евреями и рабынями наложницами.
 
Ни одна из этих трех основных кочинских групп не участвовала вместе в религиозных Церемониях. Кроме того, имелось ещё около 2000 евреев Сефардов из Багдада, которые приехали в Индию между 1820 и 1830 годами, и последняя волна беженцев из Европы, прибывших в 1930-е годы. Последние две категории вступали друг с другом в контакты по религиозным (но не социальным) вопросам, но никто из них никогда не посещал те же Синагоги, что и Бене Исраэль или кочинские Евреи. Все белокожие Евреи и многие чернокожие говорили по английски и процветали в годы британского правления. Они успешно служили в армии и государственных учреждениях, занимались оптовой и розничной Торговлей, ремеслом, посещали Бомбейский университет, изучали Иврит, переводили еврейских классиков на маратхи, а выучившись, становились инженерами, юристами, учителями и научными работниками. Один из них в 1937 г. стал мэром Бомбея – центра всех еврейских групп в Индии.
 
Ставшая независимой Индия была к ним менее благосклонна, и с возникновением Израиля большинство предпочли эмигрировать, так что к 80 м годам осталось чуть больше 15 000 Бене Исраэль и всего 250 евреев на кочинском берегу. Выживание подобных групп свидетельствовало не столько о спасительной силе Иудаизма, сколько о его невероятной приспособляемости даже к самым неблагоприятным условиям. Однако нельзя отрицать, что катаклизмы XX века практически уничтожили десятки еврейских Общин, в том числе многие из самых древних. Например, послевоенный коммунистический режим в Китае выступил с собственным вариантом Окончательного решения еврейского вопроса применительно к своему населению. Значительная часть Евреев появилась в Китае в результате эмиграции из Советской России и Европы, захваченной Гитлером; в то же Время в их число входили потомки Евреев, живших в Китае с VIII века.
 
Все они бежали или были изгнаны, после чего одинокими форпостами на Дальнем Востоке остались Гонконг (около 1 000 евреев) и Сингапур (400).В арабском мире в конце 40-х – 50-х годах исторические Общины Сефардов сократились в несколько раз по сравнению с довоенным количеством или вообще прекратили существование. В больших районах Европы Евреи, которые выжили или вернулись, узнав ужасы Холокоста, были вытолкнуты дальше, в эмиграцию, особенно в Израиль. Население города Салоники, говорящее на языке Ладино, составляло в 1939 г. 60 000 Человек и всего 1500 – в 80-е годы. Венское обширное и плодовитое Еврейство, едва ли не самое одаренное из всех Общин, сократилось с 200 000 до менее чем 8000 Человек. Даже останки самого Герцля, похороненные на городском кладбище Деблинг, были вывезены в 1949 г. в Иерусалим для перезахоронения. Амстердамских Евреев было в 30-е годы почти 70 000, а через 40 лет с Трудом набиралось 12 000.
 
Евреи Антверпена, сделавшие его алмазным центром Запада, продолжали заниматься своим ремеслом, но их количество в городе в 80-х годах упало с 55 000 до 13-500. Древняя Община Франкфурта, некогда так знаменитая своими финансовыми успехами, сократилась с 26-158 (1933 г.) до 4350 (1970-е гг.). В Берлине, где в 20-е годы почти 175 000 евреев сделали его культурной столицей мира, в 70-х годах их оставалось всего около 5500 (плюс ещё 850 Человек в Восточном Берлине). Самый глубокий вакуум возник в Польше, где к 80 м годам довоенное еврейское население в 3-300 000 упало до примерно 5000. В десятках городов, которые ранее славились Синагогами и библиотеками, Евреев не осталось вовсе. В то же Время наблюдалась определенная преемственность и даже рост. Например, итальянское Еврейство с удивительной стойкостью перенесло нацистскую эпоху. 29 000, уцелевших к концу немецкой оккупации, постепенно за послевоенный период превратились в 32 000; это, впрочем, объяснялось эмигрантами, которые добирались до Италии с севера и востока.
 
Исследование, проведенное в 1965 г. Еврейским университетом (Иерусалим), показало, что итальянская Община, подобно многим другим в развитых странах, имеет очень уязвимые демографические характеристики: уровень рождаемости среди итальянских Евреев составлял всего 11,4 на 1 000 по сравнению с 18,3 для населения в целом. Аналогично ниже и цифры по фертильности и доле состоящих в Браке; выше были лишь смертность и средний возраст (41 против 33). В Риме находилось старое Гетто Трастевере, где Евреи со Времён королей раннего средневековья вели жалкое существование в качестве старьевщиков и мелких разносчиков. Здесь богатые Евреи жили буквально рядом с беднейшими – как всегда. Тридцать семей Элиты, Scuola Tempio, могли проследить свое происхождение на протяжении 1 900 лет со Времён императора Тита, когда их привезли в Рим в цепях после разрушения Храма. Римские Евреи жили в тени величественной Церкви, которая поочередно эксплуатировала, преследовала и защищала их. Соответственно и они то отрицали её, то сливались с ней; даже их главная Синагога на Лунготовере Ченчи, рядом с воротами старого Гетто, являет собой прекрасный пример итальянского церковного барокко.
 
Именно там в апреле 1986 года папа Иоанн Павел II оказался первым понтификом, посетившим службу в Синагоге, читая псалмы по очереди с главным римским Раввином. Он сказал, обращаясь к еврейской конгрегации: "Вы – наши горячо любимые братья, причём в некотором Смысле старшие братья". Намерения его были, конечно, добрыми, но ударение на слове "старшие" несколько нарочитым. Во Франции в послевоенный период наблюдался явный рост еврейской Общины как по численности, так и по активности. Нацисты и их союзники вишисты истребили 90 000 из 340 000 довоенного еврейского населения, причём эта Традиция усугублялась тем, что местная хорошо устроенная и интегрированная Община в некоторых отношениях способствовала депортации беженцев. В дальнейшем эта потеря была более чем компенсирована мощным притоком иммигрантов Сефардов из мусульманского мира в течение трех послевоенных десятилетий: 25 000 – из Египта, 65 000 – из Марокко, 80 000 – из Туниса и 125 000 – из Алжира, а также меньшим, но ощутимым количеством из Сирии, Ливана и Турции. В итоге еврейская Община во Франции более чем удвоилась, став четвертой по численности в мире (свыше 670 тысяч).
 
Этот мощный демографический прирост сопровождался глубокими внутренними переменами. Французские Евреи всегда относились к наиболее ассимилированным, особенно после того, как Французская Революция позволила им почти полностью отождествить себя с республиканскими институтами. Подлое поведение многих французов при режиме Виши привело к определенной потере доверия к ним со стороны Евреев; отражением этого было, в частности, то, что за 12 лет с 1945 по 1957 г. переменили имена столько же французских Евреев, сколько сделали это с 1803 по 1942 г. Впрочем, само по себе абсолютное их количество было невелико, и сильная склонность к ассимиляции оставалась в послевоенный период характерной чертой французских Евреев. В самом центре современной французской Культуры находились писатели вроде Раймона Арона, а спокойно уравновешенный и высокоинтеллектуальный верхний слой еврейского среднего класса порождал видных премьер министров (Рене, Майер, Пьер Мендес Франс в Четвертой республике, Мишель Дебре и Лоран Фабиус – в Пятой).
 
Тем не менее, приток Сефардов из Африки резко усилил, так сказать "еврейскость" французских Евреев. Большинство из них были франкофонами, но довольно большой процент читал на Иврите. У французских Евреев XIX века существовала "теория трех поколений": "Дед верит, отец сомневается, сын отрицает. Дед молится на Иврите, отец – на французском, сын не молится вовсе. Дед соблюдает все праздники, отец – только Йом Кипур, сын не чтит ни одного. Дед оставался Евреем, отец ассимилировался, а сын в лучшем случае сохранял Веру в Бога "вообще"… если не становился атеистом, последователем Фурье или Сен Симона". В послевоенной Франции эта теория больше не работала. Скажем, стало вполне вероятным, что сын вернется к Религии деда, оставив отца в объятиях его агностицизма. На Юге приток алжирских Евреев возродил мертвые или умирающие средневековые Общины. Например, в 1970 г., прославленный композитор Дарьюш Мило заложил камень в основание новой Синагоги в Э ан Прованс (старая была продана во Время войны и превращена в протестантскую Церковь).
 
Причём новые Синагоги были не единственным признаком возрождения Еврейства, которое носило и религиозный и светский характер. В 1960-70-х годах лидеры старого "Альянс Израэлит Универсаль" стремились побуждать Евреев к активной позиции в стране и за рубежом. Все больший процент Евреев соблюдал Закон и изучал Иврит. Сохранение остатков французского Антисемитизма, хотя и ослабевшего по сравнению с 30 ми годами, усиливало боевые настроения в среде Евреев. Когда он приобретал парламентские формы (пужадисты в 50-х годах, Национальный Фронт в 80-х), еврейские организации давали энергичный ответ, отстаивая свои убеждения. Взрыв бомбы в Синагоге на Рю Коперник 3 октября 1980 г., один из нескольких, прозвучавших в этот период, послужил стимулом для еврейского обновления, как его называли.
 
Надо сказать, что французские Евреи, хотя и ставшие более многочисленными в результате иммиграции из Африки, имели довольно стойкий иммунитет к Сионизму и не очень рвались в Израиль. Они, однако, солидаризировались с борьбой Израиля за существование в 1-956-1967 и 1973 гг., а также в начале 80-х и резко осуждали Политику французского правительства, если считали, что она враждебна еврейским и израильским интересам. Они сформировали впервые во Франции еврейское лобби, и на выборах 1981 г. голоса Евреев были важным фактором смены деголлевского правого режима, который правил Францией в течение 23 лет. Во Франции стал формироваться новый, гораздо более заметный и активный еврейский истэблишмент, сознающий свою количественную силу и молодость и претендующий на то, чтобы играть в 90-е годы более важную роль в формировании общественного мнения Диаспоры.
 
Сильный французский голос в Диаспоре можно было только приветствовать, особенно с учетом того, что немецкий голос практически умолк в гитлеровскую эпоху. Кстати, в последние десятилетия, особенно в Связи с упадком Идиша, голос Диаспоры стал звучать в основном на английском языке. В известном Смысле важность возвращения Евреев в Англию в 1646 г. определяется тем, что свыше половины Евреев мира Говорят теперь по английски: 850 000 в странах Британского Содружества (плюс Южная Африка) и почти 6 миллионов в Соединенных Штатах. По настоящему английский этап в Истории Евреев наступил с зарождением современного Сионизма, с Декларацией Бальфура и Британским мандатом. Британская еврейская Община стала и остается до сих пор наиболее стабильной, довольной жизнью и безопасно устроенной из всех крупных еврейских сообществ. Она приняла в свое лоно 90 000 беженцев в 1930-е годы, что способствовало её процветанию, и выросла с 300 000 перед Первой мировой войной до более чем 400 000 к концу Второй. Однако, подобно итальянской, она приобрела демографическую слабость, которая все больше усиливалась в шестидесятыхсемидесятых годах.
 
Так, например, в 1961-65 годах свадьбы в британских Синагогах составляли 4,0 на тысячу по сравнению со средненациональным уровнем 7,5. Общее количество Евреев упало с 410 000 в 1967 г. ниже 400 000 в 70-е годы и, возможно, ниже 350 000 во второй половине 80-х. Однако недостатка энергии в современном британском Еврействе не наблюдается. Еврейские предприниматели были, как всегда, активны в финансовом бизнесе и занимали ключевые позиции в индустрии развлечений, Торговле недвижимостью, одеждой, обувью и Торговле в кредит. Они создали такой национальный институт, как телекомпания "Гранада Ти Ви". Династия Зиф превратила преуспевающую фирму "Маркс энд Спенсер" в стойкий и популярный символ триумфа послевоенного британского бизнеса, а лорд Вайнсток сделал Дженерал Электрик крупнейшей из всех английских компаний. Евреи были очень активны в издании книг и периодики, в том числе лучшего из всех журналов Диаспоры "Джуиш Кроникл". Во все растущем количестве они вторгались (хотя иногда и временно) на скамьи Палаты Лордов.
 
Одно Время (в середине 80-х) в английском кабинете министров заседало не менее пяти Евреев. Но эта могучая энергия не приобретала определенной формы, и она не выливалась в коллективные усилия, направленные на то, чтобы обрести решающее влияние на Диаспору или на сионистское Государство. В этом отношении британские Евреи вели себя (и, пожалуй, были вынуждены вести) подобно Британии: они передали факел Америке. Рост и консолидация американского Еврейства в конце XIX XX столетии были столь же важны в еврейской Истории, как и создание Израиля; даже в некоторых отношениях важнее. Потому что, если выполнение сионистских планов предоставило всегда обеспокоенной Диаспоре гостеприимное убежище с суверенными правами на определение и защиту своей Судьбы, рост американского Еврейства вёл к обретению совершенно иной Власти, позволяющей Евреям играть важную, законную и постоянную роль в определении Политики мощнейщей державы мира. При этом речь идет не о хрупком влиянии гофъюден, а о последствиях демократических убеждений и демографических факторов.
 
В конце 1970-х годов еврейское население Соединенных Штатов составляло 5 780-960 Человек. Это соответствовало всего лишь 2,7% общего населения США, но следует учесть, что распределялись эти миллионы неравномерно по территории и были сконцентрированы в основном в городской местности, в первую очередь в крупных городах, которые располагают гораздо большим культурным, социальным, экономическим и, конечно, политическим влиянием, чем мелкие городки, деревни и сельские районы. К концу XX века Евреи оставались обитателями крупных городов. В Тель Авиве – Яффе их проживало 394 000, свыше 300 000 – в Париже, 285 000 – в Москве, 280 000 – в Большом Лондоне, 272 000 в Иерусалиме, 210 000 в Киеве, 165 000 в Ленинграде, 115 000 в Торонто. Но наиболее концентрированным было городское население в Соединенных Штатах. Грандиозный Нью-Йорк с его 1-998 000 евреев оказался самым "еврейским" из больших городов Земли. На втором месте стоял Лос Анджелес с его 445 000. Далее шли Филадельфия (295 000), Чикаго (253 000), Майами (225 000), Бостон (170 000) и Вашингтон (160 000). В целом имелось 69 американских городов с еврейским населением свыше 10 000.
 
Наблюдалась также повышенная концентрация Евреев в ключевых штатах. В штате Нью-Йорк 2 143-485 Евреев составляли 12% населения. Доля Евреев составляла 6% в Нью Джерси, 4,6% – во Флориде, 4,5% – в Мериленде, 4,4% – в Массачусетсе, 3,6% – в Пенсильвании, 3,1% – в Калифорнии и 2,4% – в Иллинойсе. Из всех крупных этнических электоратов в Америке еврейский был лучше всех организованным, самым отзывчивым на руководство лидерами и наиболее эффективно оказывал свое влияние. Однако было бы ошибкой преувеличивать непосредственное политическое влияние избирателей Евреев, как бы хорошо они ни были вышколены. Начиная с 1932 г. Евреи в подавляющем большинстве (иногда до 85-90%) голосовали за демократов. Однако нет явного свидетельства того, что в той же степени еврейское влияние на президентов демократов и Политику было определяющим.
 
Фактически в 60-х и 70-х годах последовательная верность еврейского электората демократической партии основывалась скорее на эмоционально историческом фундаменте, чем на общности интересов. В 1980-е годы большинство Евреев, как ни странно, продолжало голосовать за демократов, хотя большинство это снизилось до 60%. На выборах 1984 г. они были единственной религиозной группой (не считая атеистов), которая помогала демократам получить большинство голосов, и единственной этнической группой (кроме черных). Евреи голосовали даже не из общинноэкономических или внешнеполитических соображений, сколько исходя из привычной симпатии к бедным и обиженным. К последней четверти XX столетия понятие "еврейского лобби" в американской Политике стало в какой-то степени мифом. На самом же деле в отношении Граждан Евреев к Америке в целом произошло нечто другое и гораздо более важное: еврейское меньшинство трансформировалось в один из основных элементов американского Общества. На протяжении всего XX века американские Евреи продолжали максимально использовать возможности, открывавшиеся перед ними в Америке: учились в университетах, чтобы стать докторами, юристами, учителями, профессионалами всякого рода, Политиками, государственными служащими, а также вливаться, как всегда, в финансы и бизнес.
 
Они занимали особенно сильные позиции в частно предпринимательском секторе, печати, издательском деле, радиовещании и телевидении, индустрии развлечений и вообще в интеллектуальной жизни. В определенных областях, как, например, художественная Литература, они вообще доминировали. Но и в других они были многочисленны и успешны. И постепенно во второй половине века их аристократия успеха стала приобретать столь же значительное культурное влияние, как прежняя Элита, известная как WASP (Белые англо саксы протестанты). В американском Обществе Евреи перестали быть лобби. Они стали частью этого организма, скажем, конечностью, и довольно мощной. Они стали оказывать свое влияние не извне по отношению к общественному организму, а изнутри. Со своими историческими Традициями Демократии, терпимости и либерализма они стали играть в Америке примерно ту же роль, что некогда в Англии играли виги: роль Элиты, которая добивается морального оправдания своим привилегиям, оказывая просвещенную поддержку менее удачливым. Короче говоря, они из меньшинства, добивающегося прав, превратились в часть большинства, их дарующего; как-то незаметно их политическая деятельность переключилась с влияния на руководство на практическое участие в нём. В итоге стало трудно различить специфически еврейские элементы в американской Культуре, они гармонично в неё интегрировались.
 
Ещё труднее стало выделять в американской политической деятельности шаги, которые предпринимаются, исходя из предположительно еврейских интересов, которые стали все теснее сплетаться с общеамериканскими. Очень наглядно это видно на примере Израиля. Не было больше необходимости убеждать лидеров США в том, что следует гарантировать право Израиля на существование. Это уже считалось само собой разумеющимся. Израиль стал одиноким авангардом либеральной Демократии, отстаивающим первенство Закона и принципы цивилизованного поведения посреди окружения, которое эти ценности обычно игнорировало. И было совершенно естественно и неизбежно, чтобы Израиль получал американскую поддержку; дискуссии шли лишь вокруг того, как наиболее грамотно обеспечить эту поддержку. К 80 м годам реальности мира стали таковыми, что Израиль остался бы самым надежным американским союзником на Среднем Востоке, а Америка – его самым верным другом, даже Если бы еврейская Община в Америке не существовала. Реально же эта Община существовала и добилась совершенно уникального положения в Диаспоре, причём не просто своим размером, но характерными особенностями. Эта Община была полностью ассимилирована, но притом сохраняла свое еврейское Сознание. Её члены считали себя стопроцентными американцами, но и Евреями-тоже. В еврейской Истории подобного явления ранее не встречалось.
 
Оно стало возможным благодаря специфическим обстоятельствам роста и составу американского Общества. Вечные странники и пришёльцы, Евреи обрели наконец покой в стране, где все были пришёльцами. Поскольку же странниками были все, то все были равноправными с точки зрения проживания до тех пор, пока все с равным правом не смогут назвать это место проживания своим домом. Кроме того, Америка оказалась первым местом, где Евреи, осев, обнаружили, что их Религия и религиозные обычаи дают им определенное преимущество, ибо здесь пользовались уважением все Религии, уважавшие гражданские Добродетели. И не только это, ибо Америка превыше всего уважала собственную сверхрелигию, которую можно было бы назвать Законом Демократии, своего рода мирскую Тору, к соблюдению которой Евреи были отлично приспособлены. В силу всех этих причин было бы, возможно, неверно вообще считать еврейскую Общину в Америке частью Диаспоры. Евреи в Америке ощущали себя в большей степени американцами, чем Евреи в Израиле – израильтянами. Было необходимо изобрести новое слово, чтобы описать их положение, так как американские Евреи вместе с Евреями Израиля и Евреями Диаспоры образовали новый еврейский треножник, от трех частей которого в равной степени зависела безопасность и будущее всего народа. Итак, были Евреи Диаспоры, Евреи, собравшиеся вместе в Израиле, а в Америке Евреи владеющие.
 
В некотором Смысле американское Еврейство было прямой противоположностью Еврейства российского. В Америке Еврей участвовал в обладании страной, в России же страна им обладала. Советский Еврей был предметом владения, собственностью Государства, совсем как в Средние века. Один из уроков, который преподала Нам еврейская История, состоит в том, что Антисемитизм растлевает народ и Общество, которыми он овладевает. Он растлевал доминиканского монаха столь же успешно, как и алчного короля. Он превратил нацистское Государство в навозную кучу. Но нигде его растлевающее действие не было-таким явным, как в России. Мы уже упоминали разложение низов как результат царских Законов, направленных против Евреев. Но гораздо более важным результатом, по большому счету, оказалось моральное разложение государственной Власти. Потому что, травя Евреев, Власти царской России привыкали к замкнутой, репрессивной и в высшей степени бюрократической Системе Управления.
 
Эта Система контролировала внутренние перемещения и проживание Евреев, их право ходить в школу или университет, а также предметы, которые они там изучают, получать профессию или специальность, продавать свой Труд, учреждать свое дело или образовывать компанию, молиться, принадлежать к организациям и вообще участвовать в бесконечно длинном списке иных родов деятельности. Эта Система практиковала чудовищный, всепроникающий контроль за жизнями непопулярного и дискриминируемого меньшинства, безжалостное вторжение в их дома и семьи. При этом создалась бюрократическая модель государственной машины, которая, после того как царя сменил сначала Ленин, а потом – Сталин, распространила былой контроль над Евреями на все население, и модель стала всеобъемлющей. В этой Системе, в которой угнетению и дискриминации подвергались все, Евреи были унижены ещё сильнее, образовав некий подкласс, степень государственного контроля над которым была особенно сильной.
 
Использование Сталиным Антисемитизма в борьбе за руководство в 20-е годы и во Время чисток 30-х годов было для него очень характерно. Создание им во Время войны Еврейского антифашистского комитета и издание журнала на Идише "Айникайт" ("Единство") были просто тактическими ходами. Дочь Сталина Светлана рассказывала о его личных взаимоотношениях с Евреями. Он держал при себе некоторое их количество, включая сотрудника Министерства иностранных дел Соломона Лозовского. Когда Светлана в возрасте семнадцати лет влюбилась в Еврея киносценариста, Сталин отправил его в ссылку. Позднее ей удалось выйти замуж за другого Еврея, Григория Морозова. Отец обвинил его в том, что он уклоняется от военной службы: "Люди гибнут, а он, смотрите-ка, дома отсиживается". Старший сын Сталина, Яков, тоже состоял в Браке с еврейкой; когда он попал в плен, Сталин объявил, что она предала его. "Он никогда не Любил Евреев, – писала Светлана, – хотя в те дни не выражал свою Ненависть так откровенно, как после войны".
 
На самом деле в советском Антисемитизме не было перерыва даже во Время войны. Это было очень заметно в Красной Армии. "Антисемитизм в Советском Союзе, – говорил один бывший армейский капитан, – такой необузданный, что это невозможно даже вообразить Человеку, который не жил в этой проклятой стране". К концу войны ряд государственных ведомств, особенно МИД, были в основном очищены от Евреев, и последних перестали принимать даже стажерами. Послевоенная антиеврейская кампания, предвестником которой было убийство Михоэлса в январе 1948 г., началась в том же году в сентябре. Старт ей дала статья Ильи Эренбурга в "Правде" – Сталин часто делал "нееврейских Евреев" агентами своего Антисемитизма подобно тому, как СС использовало зондеркоманды. Еврейский антифашистский комитет был распущен, "Айникайт" и еврейские школы с преподаванием на Идише были закрыты. Затем начались систематические нападки на Евреев, в особенности писателей, художников, музыкантов и Интеллигентов всякого рода, с использованием оскорбительных терминов ("безродный космополитизм"), близких к нацистской демонологии.
 
Были уничтожены тысячи Евреев Интеллигентов, включая писавших на Идише, – Переца Маркиша, Ицика Фефера и Давида Бергельсона; жертвой рисковал оказаться любой Еврей, попавшийся на глаза Сталину, как, например, тот же Лозовский. Кампания распространялась и на Чехословакию, где 20 октября 1952 г. Рудольф Сланский, генеральный секретарь компартии, и тринадцать других партийных боссов, в том числе одиннадцать Евреев, были обвинены в троцкистско-титовско сионистском заговоре, осуждены и казнены. Важным элементом "доказательства" обвинений послужила поставка оружия Израилю в 1948 г. (практически по личному указанию Сталина). Кампания достигла своего апогея в начале 1953 г., когда девятерых врачей, в том числе шестерых Евреев, обвинили в том, что они, находясь в Связи с английскими, американскими и сионистскими агентами, хотели отравить Сталина. Этот показательный процесс Должен был послужить прелюдией к массовой депортации Евреев в Сибирь, как части сталинского варианта "Окончательного решения".Сталин умер, прежде чем врачи предстали перед судом, и дело было свернуто его преемниками.
 
Из плана массовой депортации ничего не вышло. Но важно отметить, что Антисемитизм Сталина не упоминался Никитой Хрущевым в числе достойных осуждения аспектов поведения Сталина в знаменитой речи на закрытом заседании. Будучи первым секретарем на Украине, Хрущев разделял местный Антисемитизм и сразу после войны прекратил возвращение Евреев беженцев на прежнее место жительства. "Не в наших интересах, – утверждал он, – чтобы в глазах украинцев возвращение Советской Власти ассоциировалось с возвращением Евреев". В годы, когда Хрущев после войны находился у Власти на Украине, там произошёл ряд Погромов. Возглавив страну, он сделал в антиеврейской Пропаганде основной упор не на "шпионаж", а на "экономические преступления", и большое количество Евреев было приговорено к смертной казни на девяти показательных процессах, причём их имена широко назывались.
 
Он закрыл множество Синагог, так что в годы его правления их число сократилось с 450 до 60. Он разрешил Академии Наук Украины издать печально известный антисемитский трактат "Иудаизм без прикрас" коммунистического Розенберга – Трофима Кичко. Эпоха Хрущева ознаменовалась кровавыми наветами, антисемитскими беспорядками и горящими Синагогами. Советские Евреи ненадолго воспряли Духом после снятия Хрущева в 1964 г. Однако вслед за Шестидневной войной 1967 г. кампания не только открыто возобновилась, но и усилилась. В некоторых отношениях советский Антисемитизм был вполне традиционным. Советская Власть, подобно Обществу раннего средневековья, подобно испанцам до конца XIV века использовала Евреев в Экономике до тех пор, пока не выросло достаточное количество квалифицированных кадров неевреев, чтобы заменить их. Высокопоставленные Большевики Евреи были почти все уничтожены в двадцатые тридцатые годы. В дальнейшем Евреи хотя и были непропорционально многочисленны в бюрократической Элите, но это не относилось к политической верхушке: подобно придворным Евреям, им разрешали помогать, но не править.
 
Даже в 70-е годы Еврею иногда удавалось пробиться на съезд партии – таких было четверо в 1971 г. и пятеро в 1976 г.; случалось им и входить в состав Центрального Комитета. Но таким Людям приходилось расплачиваться яростным антисионизмом. В 1966 г. Евреи составляли 7,8% академиков, 14,7% докторов, 8,5% писателей и журналистов, 10,4% судей и адвокатов и 7,7% артистов, музыкантов и художников. Но на всех направлениях партия и бюрократия упорно старались сдержать рост этой пропорции. В итоге Евреи дали 18% научных работников в 1947 г. и всего 7% в 1970. Как и при царизме, сильнее всего это вытеснение происходило на университетском уровне. Абсолютное число студентов Евреев сократилось с 111-900 в 1968-69 гг. до 66-900 в 1975-76 гг.; ещё более выразительно выглядела картина в относительных цифрах, по отношению ко всему населению.
 
В 1977-78 гг. ни одного Еврея не приняли в Московский университет. Советская антиеврейская Политика, подобно царской и даже нацистской в 30-е годы, страдала рядом противоречий и непоследовательностей. Сталкивались противоположные желания: использовать Евреев, держать их в плену или изгнать; но в любом случае их очень хотелось унизить. Так, в 1971 г. Брежнев решил открыть ворота, и в последующее десятилетие 250 000 евреев позволили уехать. Но параллельно с каждым взлётом эмиграции резко увеличивалось количество судебных процессов над Евреями, а процедура получения выездной визы была сделана настолько сложной, трудной и позорной, насколько это возможно. Необходимость в характеристике с места работы желающего выехать приводила зачастую к разбирательству, в ходе которого Еврея публично осуждали, клеймили позором и увольняли, после чего он оказывался без работы, без копейки денег, да к тому же его могли осудить за "тунеядство" задолго до получения визы. Процедура выезда ещё усложнилась в 80-е годы, напоминая лабиринты царского законодательства. Количество виз сократилось, и стало обычным, что семье приходилось дожидаться разрешения на выезд по 5, а то и по 10 лет.
 
В общих чертах процедура выглядела следующим образом. Заявитель Должен был сначала обзавестись вызовом, официально зарегистрированным приглашением от близкого родственника, проживающего в Израиле, с гарантией израильского правительства дать въездную визу. Вызов позволял ему направиться в ОВИР и получить по две анкеты на каждого члена семьи. Заявитель заполнял их и прилагал следующее: автобиографию, шесть фотографий, копии университетских или иных дипломов, свидетельство о рождении каждого члена семьи, свидетельство о Браке (для состоящих в нём), а также свидетельства о Смерти родственников, если к этому моменту родители, жена или муж умерли; справку о прописке; официально заверенное письмо от каждого невыезжающего члена семьи; справку с места работы или для неработающих – справку из домоуправления по месту жительства; и пошлину в размере 40 рублей (около 60 долларов). После того как все это сдавалось, решения давать или не давать визу ждали по нескольку месяцев. При положительном решении (но ещё до выдачи визы) заявитель Должен был уволиться с работы (если его до сих пор ещё не уволили принудительно); получить официальную справку о стоимости ремонта квартиры и внести соответствующую сумму; заплатить по 500 рублей "с головы" (750 долларов) в качестве штрафа за отказ от советского Гражданства; сдать паспорт, военный билет, трудовую книжку и справку об освобождении квартиры; внести ещё 200 рублей (300 долларов) за собственно визу. В случае получения отказа в визе, можно было подавать новое заявление каждые шесть месяцев.
 
Кампания против Евреев была с 1967 г. постоянной кампанией советской Системы и велась под кодовым названием антисионизма, который стал прикрытием для всевозможных форм Антисемитизма. Советский антисионизм, продукт внутреннего размежевания с восточноевропейскими левыми силами, был, в свою очередь, привит к ленинскому антиимпериализму. Здесь Нам придется несколько вернуться назад, чтобы показать, что ленинская теория империализма, подобно марксовой теории Капитализма, коренится в антисемитской Теории заговора. Эта теория возникла в Связи с развитием Южной Африки, начиная с 1860-х годов, которое явилось выдающимся примером крупномасштабного использования капитала для преобразования примитивной Экономики в современную. Южная Африка была тихой сельскохозяйственной страной до тех пор, пока открытие алмазных месторождений в Кимберли в 1860-е годы, а затем и золотых двадцатью годами позже не продемонстрировало её природные богатства.
 
При этом новым явлением в Южной Африке было учреждение нового института, Управления горного финансирования, чтобы сосредоточить в одном месте заявки и вложить гигантские средства в современную технику глубоких горноразработок. Институт явился изобретением англичанина Сесила Родса. Но Евреи всегда имели отношение к драгоценным камням (особенно алмазам) и металлам и сыграли заметную роль как в организации шахт глубокого залегания в Южной Африке, так и в создании финансовой Системы, которая концентрировала средства для этой цели. Такие Люди, как Альфред Байт, Барни Барнато, Адольф Герц, Джордж Альбу и Эйб Бейли, превратили Южную Африку в страну с самой мощной и богатой в мире горнодобывающей промышленностью.
 
Второе поколение финансистов горного дела во главе с Эрнестом Оппенгеймером упрочило и расширило её достижения. Быстро сколоченные (а иногда и потерянные) Евреями в Ранде состояния вызывали немалую Зависть и обиду. Среди тех, кто критиковал их, был левый любитель полемики Дж. А. Хобсон, который отправился в Южную Африку в 1899 г., чтобы рассказывать об Англо бурской войне на страницах "Манчестер Гардиан". Хобсон утверждал, что Еврей "почти лишен социальной Морали", обладая "в высшей степени расчетливым интеллектом, представляющим национальное наследие", что позволяет ему "воспользоваться каждой слабостью, глупостью и прегрешением Общества, в котором он проживает".
 
В Южной Африке он был потрясен и разгневан тем, что посчитал Вездесущей активностью Евреев. Официальные цифры, писал он, Утверждают, что в Йоханнесбурге всего 7 000 евреев; однако, "чтобы убедиться в обильном присутствии избранного народа, вполне достаточно взглянуть на витрины магазинов и деловых контор, рынков, пивные, веранды нарядных домов в пригородах". С особым отвращением он обнаружил, что фондовая биржа оказалась закрыта в День Искупления. В 1900 г. он выпустил книгу "Война в Южной Африке: её причины и следствия", где обвинял в войне "небольшую группу международных финансистов, главным образом родом из Германии и Евреев по Национальности". Британские войска сражались и гибли "за то, чтобы привести к Власти в Претории небольшую международную олигархию шахтовладельцев и спекулянтов". "Не Гамбург, – писал он с отвращением, – не Вена, не Франкфурт, а Йоханнесбург является новым Иерусалимом".
 
Хобсоновское объяснение причин войны ложно. Военные действия, как было нетрудно предвидеть, имели катастрофические последствия для шахтовладельцев. Что же касается Евреев, то вся новая История доказывает, что они весьма миролюбивы как в силу склонностей, так и интересов, особенно в качестве финансистов. Однако Хобсон, как и другие сторонники Теории заговора, заинтересован не в фактах, а в красивых концепциях. Два раза Спустя он развивает свою теорию в известной книге "Исследование империализма", где разоблачает международный финансовый капитал как главную силу, заинтересованную в колониях и войнах.
 
В главе "Экономические паразиты империализма", т.е. в сердце его теории, имеется следующий ключевой абзац: "Этот крупный бизнес – банковский, биржевой, связанный с векселями, ссудами, продвижениями компаний – образует центральный нервный узел международного Капитализма. Объединенные крепчайшими организационными связями, поддерживая постоянные контакты друг с другом, расположенные в самом сердце деловой столицы каждого Государства, контролируемые, по крайней мере, в Европе, в основном Людьми одной конкретной Национальности, за спиной которых многовековой финансовый опыт, они имеют уникальную возможность контролировать Политику наций. Никакое крупное и быстрое вложение капитала невозможно без их согласия и содействия. Неужели кто-нибудь может серьезно вообразить, будто какое либо европейское Государство способно развязать крупную войну либо может быть выделен крупный займ, если дом Ротшильда и связанные с ним структуры не пожелают этого?
 
"Когда Ленин начал писать свои тезисы по данному вопросу весной 1916 г. в Цюрихе, он жаловался на недостаток книг. "Однако, – писал он, – я использовал главную английскую работу по империализму, книгу Дж. А. Хобсона, со всей тщательностью, которой, по моему мнению, эта работа заслуживает". По сути дела, теория Хобсона стала сутью ленинской теории. Результат этой деятельности, Труд "Империализм как высшая стадия Капитализма" (1916) заложил основу стандартной Доктрины всех коммунистических Государств с 1917 г. по настоящее Время. Кроме того, ленинская теория в той или иной форме формировала отношение многих стран Третьего мира к империализму и Капитализму по мере того, как они обретали независимость в 50-х – 60-х годах. Учитывая антисемитские корни этой теории, было совсем нетрудно встроить в неё концепцию Сионизма как формы колониализма и сионистского Государства как авангарда империализма.
 
Между тем в Истории рождения Израиля есть неудобные факты, потому что Сталин выступал в роли одной из повивальных бабок Израиля. Это уже само по себе полностью разрушает советскую теорию Сионизма. Но, подобно многим другим фактам советской Истории, эти факты были похоронены и забыты официальной Пропагандой. Тем не менее, вся История Антисемитизма показывает, как он сопротивлялся всякого рода неудобным фактам. Довольно быстро стало очевидно, что слово "Сионизм" на практике означало просто "Евреи". Процесс Сланского в 1952 г. был первым случаем в Истории коммунизма, зловещей точкой отсчета, когда традиционное антисемитское обвинение во всемирном еврейском заговоре было официально выдвинуто коммунистическим правительством, разве что роль современных сионских мудрецов здесь играли "Джойнт" ("Американо еврейский объединенный комитет распределения") и израильское правительство.
 
То, что происходило за кулисами, было ещё хуже. Замминистра иностранных дел Артур Лондон, Еврей, приговоренный к пожизненному заключению, но освобожденный во Время "Пражской весны" 1968 г., смог впоследствии рассказать об антисемитской ярости главного обвинителя майора Смоля: "[Он] схватил меня за горло и голосом, срывающимся от Ненависти, выкрикивал: "Ты и твоя грязная нация, Мы вас истребим. Гитлер не все делал правильно. Но он истреблял Евреев, и это было хорошее дело. Слишком многим из них удалось избежать газовой камеры, но Мы доведем до конца то, что он не успел".
 
С начала 1950-х годов советская антисионистская Пропаганда, неуклонно наращивая интенсивность и широту, подчеркивала Связь между Сионизмом, Евреями и Иудаизмом. "Иудаистские службы – это службы буржуазных Сионистов", – сообщило на украинском языке радио Кировограда 9 декабря 1959 г. "Характер иудейской Религии, – писала 30 сентября 1961 г. куйбышевская газеты "Волжская коммуна ", – служит политическим целям Сионистов". "Сионизм, – писал "Коммунист", – коренится в Идее исключительности еврейского народа". Сотни статей в журналах и газетах по всему Советскому Союзу изображали Сионизм (т.е. Евреев) вместе с израильскими лидерами как соучастников всемирного заговора, продолжая линию старых Протоколов сионских мудрецов. Как писала "Советская Латвия" 5 августа 1967 г., это – "международная "Коза Ностра" с "общим центром, общей программой и общими фондами". "Израильские правящие круги" – лишь младшие партнеры в её глобальных заговорах. В течение двадцати лет, последовавших за Шестидневной войной 1967 г., советская пропагандистская машина стала главным источником антисемитского материала в мире.
 
При этом она собирала материал практически из всех археологических слоев Истории Антисемитизма, от античной классики до гитлеризма. Сам объем материала от бесконечно воспроизводимых статей и передач до полномасштабных книг стал уже успешно конкурировать с нацистской Пропагандой. Книга Трофима Кичко "Иудаизм и Сионизм" (1968) рассказывает о "шовинистической Идее богоизбранности еврейского народа, Пропаганде мессианства и Идее Управления народами мира". "Ползучая контрреволюция" Владимира Бегуна (1974) называет Библию "непревзойденным учебником кровожадности, лицемерия, предательства, вероломства и морального вырождения"; неудивительно, что Сионисты – гангстеры, ведь их Идеи пришли из "свитков" "святой" Торы и заповедей Талмуда". В 1972 г. журнал, издаваемый советским посольством в Париже, прямо воспроизвел отрывки из антисемитского памфлета, выпущенного в 1906 г. черносотенцами, на Совести которых организация в царской России Погромов перед войной 1914 года.
 
В данном случае оказалось возможным возбудить судебное преследование издателя (видного члена Французской компартии); суд признал его виновным в призывах к Насилию на расовой почве. Часть антисемитских материалов, опубликованных в Советском Союзе и распространявшихся на весьма высоком уровне, звучат вообще невероятно. В памятной записке ЦК от 10 января 1977 г. некий ученый Антисемит Валерий Емельянов объявил, что Америкой управляют сионистско масонские заговорщики, причём на виду контроль осуществляется президентом Картером, за спиной которого стоит реальная сила, которую он называл "Гестапо Бнай Брит". Сионисты, согласно Емельянову, просочились в Общество гоев через Масонов, каждый из которых является активным Информатором Сионистов; сам же Сионизм опирается на "иудаистско-масонскую пирамиду".
 
Фундамент новой советской антисемитской конструкции был заложен в 1970-х годах, когда были представлены фантастические "доказательства" того, что Сионисты – расистские наследники Гитлера, а Холокост – результат еврейско нацистского заговора, целью которого было освободиться от беднейших Евреев, которые были бы бесполезны для претворения в жизнь сионистских планов. Утверждалось, что сам Гитлер почерпнул свои Идеи от Герцля. Еврейско сионистские лидеры, действуя по указке еврейских миллионеров, контролирующих международный финансовый капитал, помогали СС и Гестапо загонять нежелательных Евреев либо в газовые камеры, либо в Киббуцы Земли Ханаанской. Этот "еврейско нацистский заговор" использовался в качестве обоснования обвинений в зверствах, которые советская пропагандистская машина адресовала израильскому правительству, особенно после ливанских операций 1982 г.
 
Поскольку Сионисты с удовольствием сотрудничали с Гитлером в уничтожении собственного народа, писала "Правда" 17 января 1984 г., то неудивительно, что теперь они истребляют ливанских арабов, коих они и вовсе считают недочеловеками. Эти зловещие процессы в антисемитской Политике советского правительства были не просто возвратом к традиционной практике царизма, хотя она включала большинство знакомых мифов касательно Евреев. Во первых, царское правительство никогда не препятствовало массовой эмиграции Евреев. Во-вторых, советский режим уступал только гитлеровскому по истреблению целых категорий народа, преследуя идеологические цели. Приравняв Евреев к Сионистам (принадлежность к которым являлась тяжким преступлением согласно советской Доктрине), советскому руководству становилось проще простого идеологически оправдать самые крайние меры против 1 750 000 российских Евреев, от реанимации сталинского плана массовой депортации Евреев в Сибирь в 1952-53 гг. до чего-то ещё худшего. Другим вызывающим беспокойство обстоятельством было большое сходство между советской антиеврейской Пропагандой и аналогичными материалами союзников России в арабском мире.
 
Разница сводилась скорее к форме, чем содержанию. Арабы менее щепетильно относились к своему идеологическому жаргону и зачастую открыто использовали слово "Евреи" там, где русские обычно предпочитали употреблять кодовый термин "Сионисты". Там, где русские цитировали Протоколы сионских мудрецов без ссылки на первоисточник, арабы публиковали их в открытую. Этот трактат имел широкое хождение в арабском мире и выходил с начала 1920-х годов множеством изданий. Его читали столь различные арабские лидеры, как король Саудовской Аравии Фейсал и президент Египта Насер. Последний, по-видимому, верил ему и говорил в 1957 г. индийскому журналисту: "Очень важно, чтобы вы прочитали его. Я дам вам экземпляр. Он без тени сомнения доказывает, что три сотни Сионистов, каждый из которых знает всех остальных, решают Судьбу европейского континента и отбирают своих преемников и собственное окружение". Книга произвела на Насера такое впечатление, что около 1967 г. его брат выпустил ещё одно её
издание на арабском языке. Отрывки и ссылки широко использовались в арабских школьных учебниках и пособиях для арабских армий. В 1972 г. вышло ещё одно издание, которое возглавило список бейрутских бестселлеров.
 
Следует добавить, что все эти издания были специально адаптированы для арабских читателей, и мудрецы в них были представлены в контексте палестинской проблемы. Протоколы были не единственным образчиком антисемитской классики, который продолжал существование в арабском послевоенном мире. Материал, посвященный кровавому навету, изданный в 1890 г. в Каире под названием "Плач невинных под рог свободы", был переиздан в 1962 г. в качестве официального издания правительства Объединенной арабской республики под названием "Человеческие жертвоприношения по Талмуду". Вообще кровавый навет периодически всплывал в арабских газетах. Но Протоколы оставались в фаворитах, и не только в арабских исламских странах. Они были опубликованы в Пакистане в 1967 г. и интенсивно использовались иранским правительством и его посольствами после того, как аятолла Хомейни, горячо веривший в антиеврейскую Теорию заговора, пришёл там к Власти в 1979 г.
 
В мае 1984 г. его издание "Имам", которое уже печатало отрывки из Протоколов, обвинило британские воинские части на Фолклендских островах в совершении зверств якобы по совету Сионских мудрецов. Пропаганда Хомейни обычно изображала Сионизм (читай: Евреев), который трудился "столетиями повсюду, учиняя невообразимые преступления против человеческого Общества и его ценностей", как эманацию сатаны. Хомейни придерживался той средневековой линии, что ЕвреиЛюди низшего сорта или вообще не Люди, чтобы не сказать – антилюди, а потому эта категория существ подлежит уничтожению. Но его Антисемитизм метался между простым антииудаизмом, исламским сектантством (мусульман суннитов, правящих враждебным Ираком, он считал марионетками Сионизма и вообще настоящими дьяволами), а также Ненавистью к Америке, "большому сатане". Он только затруднялся определить, управляет ли сатана Вашингтоном через Евреев или наоборот.
 
Арабский Антисемитизм тоже представлял собой неоднородную смесь религиозных и светских мотивов. Его характеризовала также противоречивая оценка роли Гитлера и Нацистов. Великий муфтий Иерусалима знал об "Окончательном решении" и приветствовал его. Гитлер говорил ему, что, когда его войска доберутся до Среднего Востока, они сотрут с лица земли еврейские поселения в Палестине. После войны многие арабы продолжали относиться к Гитлеру как к героической фигуре. Когда Эйхмана привезли на суд в 1961-62 гг., англоязычная иорданская газета "Джерузалем Таймс" поместила письмо, поздравлявшее его с тем, что через него "на Человечество снизошло благословение". И добавляла: "суд когда-нибудь завершится ликвидацией оставшихся шести миллионов, чтобы отомстить за твою кровь".
 
С другой стороны, арабские пропагандисты Антисемитизма часто проводили советскую линию, в соответствии с которой Евреи и Нацисты работали рука об руку, а Сионисты – естественные последователи Нацистов. В частности, в своей Пропаганде на Запад арабские правительства сравнивали ВВС Израиля с Люфтваффе, а силы обороны Израиля – с СС и Гестапо. Время от Времени (а иногда и одновременно) арабскую аудиторию информировали, что Холокост был благоприятным событием, дьявольским сговором между Евреями и Нацистами, а то и вообще не имел места, и все это просто выдумали Сионисты. Но когда теоретиков Антисемитизма беспокоили противоречия в их утверждениях?
 
Количество антисионистского материала, буквально затопившего мир и исходившего как от советского блока, так и от арабских Государств, выросло сначала в результате Шестидневной войны 1967 г., которая сыграла роль мощного стимулятора советской Пропаганды против Израиля, а затем Революции нефтяных цен, последовавшей за войной Йом Кипура (1973 г.), которая резко увеличила арабские фонды, поступавшие на антисионистскую Пропаганду. Масштаб и настойчивость антиизраильской брани неизбежно производил определенный эффект, особенно в ООН. Старая Лига Наций неоднократно подтверждала свою неэффективность в защите Евреев в период между мировыми войнами. Но, по крайней мере, она не поощряла активного их преследования. В то же Время с 1975 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН приблизилась к тому, чтобы узаконить Антисемитизм.
 
1 октября она с помпой приняла президента Уганды Иди Амина в качестве председателя Организации африканского единства. К этому Времени Амин был печально известен крупномасштабными убийствами населения Уганды, в котором он принимал и личное участие. Он был хорошо известен резкостью своих антисемитских заявлений. 12 сентября 1972 г. он прислал телеграмму на имя генерального секретаря ООН, в которой восхвалял Холокост и объявлял, что, поскольку в Германии не поставили памятника Гитлеру, он предлагает воздвигнуть его в Уганде. Несмотря на все это (или благодаря этому?) Генеральная Ассамблея хорошо приняла его. Многие делегаты ООН, включая целиком советский и арабский блоки, стоя приветствовали его овацией, после чего он выступил с речью, в которой разоблачал "сионистско американский заговор" против мира и призывал к исключению Израиля из ООН и его "утихомириванию". Его гротескную филиппику неоднократно прерывали аплодисментами и стоя проводили на место новой овацией. На следующий день Генеральный секретарь ООН и председатель Генеральной Ассамблеи дали обед в его Честь.
 
А через две недели, 17 октября, профессиональные Антисемиты советской и арабской пропагандистских машин достигли величайшего триумфа, когда Третий комитет Генассамблеи 70 голосами против 29 при 29 воздержавшихся и 16 отсутствующих принял резолюцию, которая клеймила Сионизм как разновидность расизма. 10 ноября уже Генеральная ассамблея в целом утвердила эту резолюцию 67 голосами против 55 при 15 воздержавшихся. Израильский делегат Хаим Герцог указал, что голосование проходило в 37-ю годовщину нацистской Хрустальной ночи, направленной против Евреев. Американский делегат Дэниел П. Мойнихен объявил с ледяным презрением: "Соединенные Штаты объявляют перед лицом Генеральной ассамблеи ООН и всего мира, что они не признают, не согласятся и не считают себя связанными этим позорным актом".
 
Один из главных уроков еврейской Истории состоит в том, что за повторяющимися словесными оскорблениями рано или поздно следуют насильственные действия. На протяжении столетий Время от Времени антисемитские писания накапливали опасную критическую Массу, что увенчивалось пролитием еврейской крови. Гитлеровское "Окончательное решение" было уникально в своей жестокости, но его, тем не менее, подготовила антисемитская теория XIX столетия. Антисемитский поток, организованный советским блоком и арабскими Государствами в послевоенный период, породил собственную характерную форму Насилия – государственный Терроризм. В том, что это оружие использовалось против Сионизма, заключалась определенная ирония, поскольку именно воинствующие Сионисты, вроде Авраама Штерна и Менахема Бегина изобрели Терроризм в его современном высокоорганизованном и научном виде.
 
Тот факт, что он может быть направлен, причём в широком масштабе, против Государства, во имя создания которого они жили и умерли, можно расценивать как акт возмездия провидения или, в крайнем случае, что идеалисты, которые оправдывали свои средства целями, создавали тем самым угрозу себе. Эпоха международного Терроризма, созданного послевоенным советско-арабским Антисемитизмом, по настоящему началась в 1968 г., когда Организация освобождения Палестины официально провозгласила Террор и массовые убийства основой своей Политики. ООП и её различные конкуренты и подражатели атаковали в первую очередь цели в Израиле, но они не в большей степени различали при этом израильтян (или Сионистов) и Евреев, чем традиционные убийцы Антисемиты различали религиозных Евреев и Евреев по рождению. Когда члены банды Баадера Мейнхоф, немецкой-левацко-фашистской организации, вдохновленной советской антисемитской Пропагандой, угнали 17 июня 1976 г. воздушный лайнер Эр Франс, летевший из Парижа в Тель Авив, и заставили его сесть в Уганде Иди Амина, террористы тщательно отделили неевреев от Евреев, чтобы перебить последних.
 
У одного из тех, кого они планировали убить, был вытатуирован на руке номер, присвоенный ему в эсэсовском концлагере. Терроризм такого масштаба и изощренности, который практиковала ООП, был, конечно, опасным нововведением. Но в самом принципе Терроризма для Евреев не было ничего нового, поскольку Террор против них практиковался 1 500 лет, если не больше. Погром был типичным инструментом антиеврейского Терроризма, задуманным не столько для истребления Евреев, сколько для того, чтобы вызвать у них Страх, чувство бессилия и привычное подчинение, что практически разоружило их перед лицом "Окончательного решения". Но эти времена прошли.
 
Терроризм хоть и продолжал применяться по отношению к Евреям, но он не оставался больше безнаказанным. Пример тому – попытка истребления Евреев на борту самолета Эр Франс. Налет израильтян на Энтеббе, который освободил их (всех, кроме одной старой Женщины, убитой Амином), продемонстрировал способность сионистского Государства оказать помощь попавшим в беду Евреям на расстоянии свыше тысячи миль от его границ. Израиль мог совершить акции (и совершал их) также против баз террористов. Крупнейшей из них был Южный Ливан, практически оккупированный ООП в 1970 82 гг. Начиная с 6 июня 1982 г., израильская армия громила базы ООП, очистив от неё весь район, после чего та была вынуждена удалиться в сопротивляющийся Тунис. Но даже там в 1985 г. было показано, что штаб квартира ООП остается в пределах досягаемости для израильского возмездия.
 
Случалось, что подобные израильские усилия в осуществлении права на самооборону получали неправильную оценку или неудачно выполнялись, провоцируя критику, в том числе со стороны друзей Израиля. Оккупация Южного Ливана в 1982 г., в ходе которой Израиль использовал интенсивные бомбардировки, что привело к большим разрушениям и гибели многих арабов, стала источником острых разногласий как между Израилем и его союзниками, так и даже внутри Израиля. На этом фоне произошла резня, которую учинили арабские христиане фалангисты в лагерях мусульманских беженцев Сабра и Шатила 16 сентября. Этот эпизод был умело обыгран арабской и советской Пропагандой и представлен в западных средствах массовой Информации как предмет ответственности Израиля. Бегин, в это Время ещё находившийся на посту израильского премьера, горько жаловался через три дня своему кабинету: "Гои убивают гоев, а обвиняют Евреев".
 
Израильтяне мудро организовали независимое расследование, которое установило истинное положение вещей и возложило часть ответственности на израильского министра обороны, Ариэля Шарона, за то, что он не предвидел и не предотвратил убийств. Для Евреев наблюдать за своими собратьями, которые кого-то убивают, да ещё несправедливо, всегда было невыносимо. Возможность этого рассматривалась ещё в 1140 г. Иудой Галеви в его книге "Кузари" в форме диалога между Раввином и мудрым царем Хазаров. Итак:
 
Равви: Наше отношение к Богу ближе, чем Если бы Мы достигли большего величия на земле.
Царь: Так могло бы быть, Если бы ваше смирение было добровольным. Но оно не является добровольным, и, будь у вас Власть, вы бы убивали.
Равви: Ты затронул наше слабое место, о царь Хазаров".
 
Тем не менее, право убивать в Порядке самообороны внутренне присуще Человеку. Им обладает каждый Человек. Государство же присвоило его себе, выступая как бы от имени Общины, и в большем масштабе. Евреям же, которые вечно были озабочены, чтобы не сказать – одержимы, святостью жизни, было очень трудно согласиться с тем, что Государство берет на себя функции убийцы. Для них это было проклятием Саула. Оно отбрасывало тень на жизнь величайшего из их царей, так что Давид, проливший немало крови, так и не смог воздвигнуть Храма. Но на самом деле не могло быть выбора между проклятием Саула и реальностью Освенцима. Чтобы выжить, Евреи вынуждены были обзавестись собственным Государством – со всеми моральными последствиями этого.
 
Потребность в светском Сионе не убавилась в течение первых сорока лет его Истории. Наоборот – выросла. Он был создан, чтобы принять жертв европейского Антисемитизма, а вслед за Холокостом – тех, кому удалось в нём уцелеть. Он служил также пристанищем для изгнанников, ранее принадлежавших к еврейским Общинам в арабских странах. Уже выполнение этих задач оправдывало его существование. Но возникали новые задачи. В течение послевоенных десятилетий стало ясно, что советский режим ничуть не стремился к мирному урегулированию отношений со своими Гражданами Евреями, не более чем его предшественник – царизм. Более того, существовали свидетельства того, что над Евреями нависает ещё большая коллективная угроза, чем раньше.
 
Поэтому одной из первоочередных задач израильтян было вырвать из под контроля советской Системы 1 750 000 своих соплеменников, для чего они Должны были быть готовы по первому сигналу принять решение уйти в массовую эммиграцию, примерно такую же, какую спровоцировал царский режим. Вместе с тем они Должны были быть готовы к борьбе, Если бы Ненависть советского режима к Евреям приобрела иные формы. У Государства Израиль была и ещё более мрачная перспектива. Дело в том, что Израиль оказался не только суверенным прибежищем Евреев всего мира, находившихся под угрозой, но и стражем тех Евреев, что собрались в пределах его границ. Он был единственной физической гарантией того, что не произойдет нового Холокоста.
 
Непрекращающаяся кампания яростного Антисемитизма со стороны его советских и арабских врагов наводила на мысль, что они могут, по отдельности или совместно, вновь попытаться осуществить "Окончательное решение", если только у них появится шанс. Израилю приходилось считаться с возможностью этого и вооружаться на этот случай. У него, Правда, были надежные обещания защиты со стороны Соединенных Штатов, но в конечном счёте любое суверенное Государство обязано само беспокоиться о своей обороне. Поэтому Израилю необходимо было обладать средством причинить ущерб потенциальному агрессору, сколь бы мощным он ни был. Если Давиду предстояла встреча с Голиафом, ему была необходима Праща.
 
Во Время Второй мировой войны еврейские ученые сыграли ключевую роль в создании ядерного оружия. Они сделали это потому, что боялись, что Гитлер первым разработает атомную бомбу. В 1950-е и 1960-е годы, в то Время как росла Враждебность Советского Союза и арабов по отношению к Израилю, израильские ученые работали над тем, чтобы обеспечить свою страну средством сдерживания агрессора. В конце 1970-х – 80-е годы они оказались способными создать ядерное оружие, и факт его существования хотя и был секретным, но о нём знали те, на кого он Должен был произвести впечатление. Таким образом, Израиль оказался в состоянии выполнить вторую из двух новых задач, что поставили перед ним обстоятельства.
 
Но было бы неверно закончить Историю Евреев на этой грустной ноте. Еврейскую Историю можно представить в виде последовательности взлётов и катастроф. Её можно также вообразить как бесконечный континиум терпеливого поиска, плодотворного Труда и рутинной общинной жизни, значительная часть которых никем не описана. Горе имеет голос, счастье – немо. Историк Должен иметь это в виду. На протяжении 4 000 лет Евреи доказывали, что они не только великие специалисты по выживанию, но и исключительно искусно приспосабливаются к Обществу, в которое Судьба их забрасывает, а также извлекают из него тот комфорт, который оно в состоянии предложить.
 
Ни один народ не мог столь плодотворно обращать бедность в богатство и гуманизировать последнее, а также использовать неудачи в целях созидания. Эта способность проистекает из моральной Философии, которая на удивление мало изменилась в течение тысячелетий именно потому, что была предназначена для служения тем, кто её разделяет. Несчётное количество Евреев во все века стонало под гнетом Иудаизма, но продолжало бережно нести его, ибо в своем сердце они знали, что и он несёт их. Евреи выживали потому, что владели Законом выживания. Поэтому историк также Должен помнить, что Иудаизм всегда был чем то большим, нежели сумма его последователей.
 
Иудаизм создал Евреев, а не наоборот. Философ Леон Рот так сформулировал это: "Сначала – Иудаизм. Это не продукт, а программа, и Евреи – орудия её осуществления". Еврейская История есть летопись не только физических фактов, но и метафизических Идей. Евреи верили, что они созданы и предназначались для того, чтобы быть светочем для неевреев, и сами склонялись перед собственной мощью. Результаты этого, рассматривать ли их с религиозных или светских позиций, замечательны.
 
Евреи дали миру этический Монотеизм, который можно характеризовать как совокупность разумного начала с божественным. На более светском этапе они применяли принципы Рационализма ко всему диапазону человеческой деятельности, зачастую раньше всего остального Человечества. Свет, который при этом они распространяли, не только освещал, но и беспокоил, поскольку выявлял болезненную Правду о человеческом Духе, а также о том, как способствовать его подъёму.
 
Евреи вечно славились своей склонностью изрекать Правду, и в этом одна из причин, почему их так Ненавидели. Пророка можно бояться, иногда уважать, но чтобы Любить? Однако Долг Пророка – прорицать, а Еврея – говорить Правду как он её понимает, к чему бы это ни вело. Еврейская История, как ничто иное, учит, что у человеческого существования имеется-таки цель и что Мы рождаемся не просто для того, чтобы жить и умирать подобно животным.
 
И, продолжая подтверждать Смысл творения, Евреи будут находить утешение в наказе, трижды повторенном в благородной первой главе Книги Иисуса Навина: "Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь".

Содержание

 
www.pseudology.org