Предисловие
.................................................................................
3
Введение
......................................................................................
4
1.1. О предмете философии истории
............................................ 4
1.2. Актуальность философии истории
......................................... 7
1.3. Структура историософского знания
........................................ 9
Раздел I. Современные проблемы философии истории
Глава 1. Концепция двуполушарной структуры мира:
смысл дихотомии Восток - Запад
........ 16
1.1. Кризис европоцентризма ..................................................................................................
16
1.2. Биполушарная модель всемирной истории ......................................................................
19
1.3. Перспективы постиндустриальной цивилизации в
горизонте открытой истории ...............
21
1.4. Восточные и западные мегациклы всемирной истории .....................................................
30
Глава 2. Проблемы демократизации исторического
процесса ................................
37
2.1. Исторические и неисторические народы: драма
"догоняющего развития"........ 37
2.2. Кризис постулатов исторической рациональности ..........................................
39
2.3. Историзм и финализм ......................................................................................
43
2.4. Парадоксы исторического творчества .............................................................
46
2.5. Утопия прогрессизма и ее альтернативы ........................................................
52
Глава 3. Глобальный мир: коллизии обретения
общечеловеческой перспективы ...... 57
3.1. "Открытое общество" как западная модель глобального
мира ............................ 57
3.2. Ограниченность дихотомии Север - Юг в глобалистике .......................................
61
3.3. Парадоксы межкультурного обмена в глобальном мире ......................................
63
3.4. Глобальные проблемы глобального мира ............................................................
68
Глава 4. Смысл истории
.........................................................................................................................
77
4.1. Античный, христианский и просвещенческий взгляд на
историю .....................................................
77
4.2. Первый парадокс всемирной истории: "от безграничной
свободы к безграничному деспотизму"
..... 89
4.3. Второй парадокс всемирной истории: "злоключения
тотальной упорядоченности" ..........................
91
4.4. Третий парадокс всемирной истории: "блаженны "нищие
духом"" .....................................................
95
4.5. Смысл и назначение истории ..........................................................................................................
100
Раздел II. Национальные школы философии истории
Глава 1. Немецкая школа философии истории
........................................................................
108
1.1. Общая характеристика немецкой историософской
традиции .............................................
108
1.2. Школа Г. Гегеля и концепция универсального
исторического процесса ............................
109
1.3. Органология немецкой "исторической школы".
А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольд
...... 113
1.4. Прусская школа. И. Дройзен
.............................................................................................
115
1.5. Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт ..............................................................
116
1.6. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше,
В. Дильтей ..............................
118
1.7. Юго-западная (баденская) неокантианская школа.
В. Виндельбанд, М. Вебер ..................
121
1.8. Марбургская неокантианская школа. Г. Коген, П. Наторп ...................................................
124
1.9. Историческая динамика немецкой школы в контексте
современности ...............................
125
Глава 2. Французская школа философии истории:
антропологические основания европейской цивилизации
...... 126
2.1. Общая характеристика французской историософской
традиции
.....................................................................
126
2.2. Историософский конструктивизм Р. Декарта ..................................................................................................
127
2.3. "Трагический реализм" историософии Б. Паскаля ...........................................................................................
130
2.4. Французские просветители о философии истории ..........................................................................................
130
2.5. Французская романтическая историография. Ф. Гизо,
О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле ..................................
143
2.6. Историософская традиция утопического социализма.
Сен-Симон
.................................................................. 144
2.7. Позитивизм во французской историософии. О. Кант,
Э. Лависс
......................................................................
145
2.8. Биологизаторские концепции философии истории.
Ж.А. Гобино, В. Ляпуж
...................................................... 147
2.9. Историософский социологизм Э. Дюркгейма ...................................................................................................
149
2.10. Школа "Анналов" ............................................................................................................................................
151
2.11. Новая историческая школа. П. Нора ..............................................................................................................
158
2.12. Рационалистическое направление французской
историософии. Р. Арон .......................................................
161
2.13. Исторический нигилизм "новых философов" ..................................................................................................
163
2.14. Историософия "новых правых". А. де Бенуа, П. Вьяль,
И. Бло
.......................................................................
164
Глава 3. Философско-историческая мысль России
.................................... 168
3.1. Общая характеристика русской историософской традиции ..................
168
3.2. "Древлее любомудрие"
........................................................................
171
3.3. Идеологема "Москва - третий Рим" ......................................................
175
3.4. Русское просвещение и поиски национальной
идентичности .............. 178
3.5. Полемика славянофилов и западников. Русская идея .........................
182
3.6. Историософские ориентиры западников ..............................................
186
3.7. Модели культурно-исторических типов ................................................
190
3.8. Социологическое направление. "Формула прогресса" .........................
197
3.9. Школа Г. Плеханова и легальный марксизм .........................................
199
З.10. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как
Богочеловеческий процесс ..... 203
3.11. Религиозный материализм С. Булгакова ......................................................................
209
3.12. Историософия вседенинства Л. Карсавина ..................................................................
211
3.13. Историософия евразийцев ...........................................................................................
214
3.14. Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории ....................................................
217
Глава 4.
Англо-американская школа философии истории - пока не написана
Раздел III. Проблемы исторического познания
Глава 1. Интерпретации истории и парадигмы
исторического знания ......... 223
1.1. О возможностях и границах историософской
интерпретации ................ 223
1.2. Циклическая парадигма истории
..........................................................
224
1.3. Парадигма исторического прогресса ....................................................
238
1.4. Постмодернистская парадигма истории ...............................................
245
Глава 2. Формационный и цивилизационный подходы к
истории: Рro et contra
..... 248
2.1. Формации или цивилизации? ..........................................................................
248
2.2. О формационном подходе к истории ...............................................................
249
2.3. О сущности цивилизационного подхода к истории ..........................................
255
2.4. О соотношении формационного и цивилизационного
подходов к истории ....... 258
2.5. О возможных путях модернизации формационного
подхода ............................
262
Литература.............................................................................................................
277
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных
заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям
Москва, 1999
УДК 1(075.8)
ББК 87
Ф54
Коллектив авторов:
Профессор А.С. Панарин (введение, разд. I, гл. 1-4) (ответственный
редактор);
профессор
И.А. Василенко (разд. II, гл. 1; разд. III, гл. 1);
доцент Е.А.
Карцев (разд. И, гл.2);
профессор
Л.И. Новикова и доктор философских наук И.Н. Сиземская (разд. II, гл.3);
профессор
Г.К. Овчинников (разд. III, гл. 2);
Ф54 Философия истории: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М.:
Гардарики, 1999. - 432 с. ISBN 5-8297-0020-4 (в пер.)
В условиях крушения прежних мировоззренческих и социально-исторических
синтезов решены две взаимосвязанные задачи: исследовательская,
касающаяся прояснения основных философских проблем современного
исторического развития, и учебно-методическая, связанная с изложением
учебного материала в соответствии с образовательным стандартом
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации.
Учтен международный опыт формирования подобного курса, связанный в
основном с классической европейской (континентальной) традицией.
Представленный в учебнике курс прошел апробацию в ряде ведущих вузов:
Московском государственном университете, Московском государственном
институте международных отношении, Государственном университете
гуманитарных наук, на гуманитарных факультетах Московского авиационного
института (технический университет) и Московского государственного
индустриального института.
Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных
заведений
Панарин
Александр Сергеевич
Родился 26 декабря 1940 г., умер 25 сентября 2003 г.
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии
философского факультета МГУ,
директор
Центра социально-философских исследований Института философии РАН
Оглавление
Чтиво
www.pseudology.org
|