Иногда мои друзья у меня
спрашивали, зная, что я занимался в ГИТИСе одновременно с Пугачёвой:
"Какая она, Алла?" С тех пор прошло много лет, но
и сейчас, как и тогда, я затрудняюсь однозначно ответить на этот вопрос. Хотя о
ней известно так много и столько всякого, что сам этот вопрос в чем-то уже
становиться банальнным.
Но правильнее всего, всёже отвечая на него, можно
сказать классически – Она женщина, которая поёт. И этим сказать всё, если мой
читатель постарается понять, что такое женщина, которая поёт. Она полноценно
живёт, когда поёт. Она самореализуется, когда поёт.
Она становиться прекрасной,
недосягаемой, во всех смыслах, когда поёт. Она превращается во все, что ей
угодно, когда поёт. Она превращается, во всё, что в состоянии увидеть и
представить её зритель и это тогда, когда она поёт. Именно живет, когда поёт.
Все остальное это только прошлое, и будущее, а между ними тот единственный миг,
который называется её жизнь, когда она поёт, та единственная женщина,
которая
так поёт...
Познакомился я с Пугачёвой, как и многие миллионы советских людей слушая
её
песни, глядя её выступления на телевиденьи. На реальный, живой её концерт я
попал тогда, когда мы занимались на втором курсе и зимой сдавали зимнюю сесию.
Но об этом позже. Сегодня все знают, что с первых её появлений на ТВ, она
обратила на себя внимание, понравилась многим.
Появлялись её пластинки, которые становились в общий ряд эстрадной популярной
музыки. Но каждая её новая песня, как бы поднималась на ступеньку выше. Выше по
многим параметрам, и я не говорю о талантливости или мастерстве исполнения.
Изначально талант присутствовал в этой женщине.
Она тогда ещё была одной из
поющих на эстраде женщин. Но, как я сказал раньше, с каждой новой песней, вернее
с каждой новой пластинкой, она поднималась вверх по ступеням к вершинам, покоряя
одну высоту за другой. Опять, это не вершины мастерства и славы, это ступени
чего-то другого, что сделало её женщиной, которая поёт, Примадонной или просто
для всех узнаваемой - Аллой.
У каждого человека наступает свой час истины, когда он открывает то ли
замечательного писателя, то ли артиста, режиссера, художника. К тому моменту у
меня были и свои любимые книги, писатели, любимый музей, целый свой любимый
московский театр имени Ермоловой с его замечательной труппой, или правильнее
будет сказать, своя любимая, целая театральная труппа, любимые спектакли,
художники и даже любимый дерижер Глущенко.
Настало время и для певицы
Однажды,
это было осенью из Болгарии в Киев приехала моя бывшая сотрудница. Она вышла
замуж за болгарина и жила в Софии. По случаю её приезда, она собрала
своеобразный девишник, единственным исключением в нём был я. Так сложились
обстоятельсва в нашей работе, что я очень дружил с четырьмя нашими сотрудниками,
вернее сотрудницами. Это были экскурсоводы Киевского бюро путешествий и
экскурсий. Мы собрались после работы у неё дома.
Пока женщины на кухне готовили
ужин и понемногу пробовали красное болгарское вино и естественно немного "сплетничали", я поставил пластинку. Я не помню, что я тогда выбрал, но с кухни
пришла Данна и сказала, что она купила пластинку Пугачёвой и что бы я
её
поставил. Вот именно тогда, слушая её, до меня дошла вся глубина её песен. Я был
просто ошарашен. Я слушал её песни, и у меня впервые, что-то перевернулось
внутри. Это было настоящее душевное - духовное потрясение.
Что-то новое вошло в меня с её песнями и если быть до конца честным, осталось во
мне на всю жизнь. Я её песни, я говорю о тех наших, самых любимых и ставших
самыми популярными, не могу спокойно слушать даже сейчас, практически через 30
лет. Ну а тогда я просто влюбился в её песни, если так можно выразиться, и
надеюсь, что меня многие поймут правильно.
Я сам часто говорил, что любить можно только женщин, все остальное может
нравиться, но так уж устроен человек, он стирает грани между совершенно разными
явлениями своего бытия. Мы уже тогда перешли на 2-ой курс ГИТИСа. За год до
этого мы с Пугачёвой одновременно сдавали вступительные экзамены. И если не
ошибаюсь, в одном большом зале писали сочинение. Но тогда ещё, она была просто
популярная певица Алла Пугачёва. С ней на курс режиссуры эстрады поступала и
потом занималась и Екатерина Шаврина, и другие эстрадники.
После того девишника,
я собрал все пластинки и записи с её песнями. А когда зимой приехал в ГИТИС на
сессию, спросил у нашего методиста Аллы Юрьевны, как можно увидеть Аллу
Пугачёву. На что она мне отвечает, вон она сидит в комнате у Ренаты. Зайди и
увидишь. Рената Анатольевна была методистом факультета режиссуры эстрады.. Это
практически за стенкой, в соседнем кабинете. Вот так сбылось мечта влюбленного.
В это время в Москве в театре эстрады проходили концерты Пугачёвой.
Я заранее, за несколько дней купил билет в театральной кассе станции метро на
Пушкинской площади. Когда я шёл на концерт, уже от метро и на подходах к театру
Эстрады спрашивали лишние билеты. В самом этом факте не было бы ничего
сверхестественного, на её концерты уже тогда надо было заранее покупать билеты,
но возле самого театра Эстрады стоял мужчина и предлагал за один билет очень
редкую и дорогую тогда книгу романов М.
Булгакова. Купить её в магазинах
практически было невозможно, а на рынке она продавалась за 60-70 рублей. Я имел
такую книгу, купленную точно также на книжном рынке и поэтому обратил на него
внимание.
Этот концерт в театре Эстрады был ещё одним потрясением.
Она в конце концерта пела песню, а у меня на глазах были слезы, и я был в этом не
одинок. Если перед началом концерта, я думал зайти к ней после концерта
закулисы, то после концерта я был в таком состоянии, что сам не помнил, как
доехал до гостиницы. Спать не мог, в сознании звучал её голос. И я сел за свою
пишущую машинку, которая всегда была со мной, и начал стучать. В результате получился
рассказ – Алла, который я вместе с детской книжкой для Кристины передал ей в
институте, через Ренату Анатольевну. Время занятий и зачетов у нас не всегда
совпадали. Вот этот рассказ...
Алла
Все началось с простого вопроса – А ты теперь куда?
Я посмотрел на Галину и задал себе тот же вопрос - Куда?
И сам себе мысленно ответил – Никуда!. На сегодня все. Зачет сдан, а
впереди длинный зимний вечер и полная свобода выбора, в лице одиночества
и непонятно откуда -то вдруг взявшейся пустоты. Иногда так бывает, что когда
что-то сделаешь, закончишь, вдруг ощущаешь пустоту. Как это все объяснить, что
бы получился ответ на этот простой вопрос – Куда? А надо ли объяснять все это.
Все это пронеслось в голове и скрылось до поры до времени в укромную щель
сознания. А я спокойно, немного в шутливой форме ответил: - Свободный, как
ветер!
Девчонки сразу затараторили:
- Поехали с нами!
- Что ты забыл в своей гостинице? – Поехали.
- Мы едем в гости, там будет очень хорошо, не пожалеешь.
- Не раздумывай, едем. Там у них великолепная музыка, много интересных книг,
какие ты любишь, знаю точно, тебе там понравиться.
Марина работала в издательстве Искусство. Она знала, что я люблю хорошие книги.
Обычно на такое внезапное предложение следует вопрос - К кому? Куда? и другие не
особенно важные подробности, так сказать информация без размышления. Но моё
настроение в этот день несмотря на сданный зачет, было на таком низком уровне,
что вся эта информация не имела для меня
никакого существенного значения. Ехать или идти, но только не оставаться наедине
с самим собой. Я ни о чем не стал расспрашивать, и мы отправились
ловить такси. Всем хорошо известно, что это лучше всего получается у женщин.
Очевидно таксисты к ним относятся с большим уважением, наверно сдачу не просят.
На мой вопрос, почему едем в гости с пустыми руками, я так не привык.
- Последовал красноречивый ответ: - Там всё есть и только нас не хватает.
А Марина тихо мне обьяснила – Не волнуйся мы всё, что нужно взяли, а ты у нас
сегодня в гостях.
Девчонки, мои сокурсницы Галина, Лена и Марина в отличие от меня – москвички.
Они громко смеясь, переговаривались между собой.
- Он такой смешной этот Бельмондо.
- А ты что уже посмотрела этот фильм. Когда же ты успела?
Мы сидим, занимаемся, можно сказать , ночами не спим, а она без нас в кино
ходит.
- Знаешь что? Таким своим поведением, ты просто вызывающе себя ведешь. Что
скажешь в свое оправдание? - сказала засмеявшись Маринка.
Мне всегда нравилась
её улыбка и своеобразный смех
-
Успокойтесь, сейчас все объясню. Постораюсь в популярной форме.
Для кино у меня есть рабочее время. Когда у нас туристы от экскурсий
отказываются, они по магазинам бегают, мы быстренько в кинотеатр, что бы
случайно начальству на глаза не попадаться. К счастью, на дневные сеансы можно
купить билеты.
Водитель такси, молодой парень, профессионально делал вид, что не интересуется
разговором пассажиров и лишь изредка посматривал на Марину...
Ехали недолго. Я не особенно обращал внимание куда едем. В окне мелькали огни
рекламы, моргали трехглазые светофоры, одни машины обгоняли нас, другие обгоняла
наша. И весь этот железный поток мчался по вечернему городу опустошая улицы и
наполняя дома.. Машина остановилась у перекрестка, загорелся зеленый свет, мы
повернули налево, направо, ещё раз и резко затормозив, остановились у подьезда
дома.
- Ты, хотя бы знаешь где находишься – путешественник? - рассмеялась Лена.
- Ну ладно, пошли, не отставайте, а то потеряетесь в последний момент. - Это уже
Галина, которая и была главным инициатором этого путешествия в гости.
Когда поднимались по лестнице, лифт не работал, я понял, что неопределенная для
меня вначале цель превращается в конкретный дом, конкретную квартиру. Это уже
само по себе создает интерес и особое настроение, проще будет сказать, что мое
настроение менялось в лучшую сторону. Почему так бывает. Вот тут и появилась
мысль, что же это такое - нет настроения. Что же это за абстракция такая.
Возможно, что у этого бывают разные причины или поводы. Почти всегда это
ощущение пустоты, ничего не хочется делать, ни к чему не лежит душа и руки.
Находится в таком состоянии долго нельзя. Пустота противоестественна природе
человека.. Но все это подсказывает разум, а чувства, душа не хотят ему
подчитяться. Они сушествуют по своим неписанным законам..., порой вопреки
логике. Это та душа, которая определяет и наше моральное состояние и наш
духовный мир....
И та, которая порой и в пятки уходит.
Ну а мое состояние в последнее время, прямо скажем, было не самым идеальным.
Очевидно виной всему мои домашние дела, а может быть и не только домашние и не
только дела. Когда в подобном состоянии нахожусь дома – слушаю музыку. Слушаю...
слушаю... слушаю... Музыка успокаивает, создает необходимое настроение. Когда
звучит музыка – нет одиночества.
Быть одному страшно, но ещё страшнее ощущать одиночество среди людей.
Что-то громко зазвенело над головой. Это мы поднялись на шестой этаж и Галина
нажала на кнопку звонка. Дверь открылась и невысокая молодая женщина, улыбаясь,
пригласила нас в квартиру.
Жилье современного человека заявляло о себе теплом, светом и ароматными запахами
кухни. Мы начали раздеваться, а Галина прямо в шубе влетела в
комнату и мы услыхали её голос:
- Вот и мы, нас трое и ещё один. Прошу его жаловать, он из
Киева, а влюбляться
не обязательно и так обойдется. – и рассмеялась своим звонким заразительным
смехом.
- Ещё один, относиться ко мне. Сказал я, входя в комнату. Моё имя Александр, и я
в самом деле из Киева.
Последнее время попадая в незнакомую обстановку я заметил, что обращаю внимание
на то, что собой представляет квартира. Неодушивленные предметы порою могут
рассказать о тех, кому они принадлежат очень много, о привычках, вкусах,
интересах, увлечениях и даже о характере. Эту мысль можно было бы развивать и
дальше, но для этого понадобилось бы много времени, а мне как раз не хотелось бы
отвлекаться от реальной обстановки в которую я неожиданно попал.
Первое, что я
ощутил – это чувство уюта
Да, да…. именно ощутил, как ощущают заботу, ласку,
тепло. Всё в этом доме было проникнуто уютом и простым человеческим теплом.
Элегантность сочеталась с скромностью, чистота с легким беспорядком, любовь к
литературе и увлечение книгами по искусству с коллекционированием, как ни
странно, старинных фарфоровых масленок. Вся обстановка вокруг тебя распологала к
отдыху. У меня появилось чувство радости, что этот вечер проведу в этом доме, в
компании симпатичных мне людей.
В комнате кроме нас, только что прибывших, уже
находились двое молодых мужчин в возрасте около тридцати, они сидели на тахте
напротив. Один из них Фёдор – муж Светланы - хозяйки, открывшей нам двери,
второй - его сослуживец Виктор. В угду, возле окна в большом кресле
расположилась подруга Светланы, высокая, светловолосая, с большими грустными
глазами девушка. Она читала томик чьих то стихов. Её имени я не расслышал., а
переспросить почему то постеснялся. Заглянув в смежную комнату, где, как я понял
находился младший представитель семьи, Галина спросила: - Что уже спит? И
получив утвердительный ответ, забрав с собой Марину скрылась на кухне. Через
закрытую дверь в комнату доносился их разговор, смех, звон посуды.
Фёдор начал обсуждать с присутствующими в комнате включать телевизор или нет, а
я вышёл на кухню посмотреть, что там делается. Светлана решила угощать гостей
обилием разных холодных и горячих закусок и таким образом обойтись без
трудоемкого и длительного процесса готовить горячее. Запеченные в булочках
сосиски были уже готовы, а бутерброды с сыром клались в духовку. – Через десять
минут они будут готовы, сказала Светлана. Салаты со свеклы с чернословом,
моркови с майонезом и капусты уже стояли готовые.
- Руки чистые? – это Галина ко мне. – Бери открывай сайру и икру, только не
перепутай, нужна заморская, видишь вон та, кабачковая.
- Все! - сказала Света, вытирая руки. – Осталось размешать салат оливье и будем
садится за стол.
Я вызвал Галину в коридор и попробовал выяснить, что
будем отмечать. Оказалось, что Света у себя на работе полгода назад получила
эту двух комнатную квартиру и сейчас решили, как бы сделать небольшое новоселье.
Через пять минут мы все уже сидели за столом.
Невысокий, почти журнальный, он благодаря нехитрому механизму, работе домашнего
изобретателя – рационализатора был не слишком высоким для
сидящих в креслах и на диване и не слишком низким для сидящих на стульях. Все
было очень симпатично.
- А где шампанское, забыли? – воскликнула Светлана войдя в
комнату и окинув стол внимательным хозяйским взглядом.
Над столом проплыло, принесенное ею блюдо распостраняя запах запечонного сыра.
- Шампанское на балконе, выдерживается на морозоустойчивость, подадим прямо со
льда. – и Фёдор отправился на балкон.
Первый тост за хозяев и гостеприимный дом, к которому друзья не будут забывать
дорогу, был принят с энтузиазмом. Вспотевшые от холодного шампанского бокалы,
манили к себе, обещая утолить любую жажду. Все присутствующие, кроме меня, в
большей или меньшей степени знали друг друга и не забывая о еде, оживленно
обменивались свежимы новостями. До
моего сознания долетали отдельные фразы.
- Они опять выиграли в лотерею, а что делать с выиграшем не знают. Им вседа
везет.
- Андрею предлагают на выбор одну из двух путевок, в Болгарию летом, или зимой в
Терскол, а он хочет и туда, и туда.
- Леша получил квартиру на Преображенке рядом со станцией метро, занят ремонтом
, давно не виделись.
- Витька наш в армии всего три месяца, а мама к нему уже три раза ездила,
хорошо, что попал в Тулу.
- Купила финские сапоги, а они не лезут. Так обидно, придеться продавать.
- Какой размер? Если подойдут, я у тебя заберу, мне очень нужны.
- У нас клуб книголюбов организовали, собрали взносы, обещали, что будут кгиги
привозить, только наши сомневаются.
- А у меня сестра собирает макулатуру, разные журналы, хочет сыну " Десять раз
спустя " по абонементу купить.
Атмосфера за столом была совершенно естественная, непринужденная. Такая, когда
можно расслабиться и не думать о том, что нужно контролировать свое поведение,
слова, действия. В такой атмосфере становишься самим собой. Маринка
рассказывала, как они перед Новым годом с группой сотрудников ездили в Ясную
Поляну, Галина о том, что в Доме Дружбы Народов открылась выставка офортов Гойи
и хочет туда сходить. . Вдруг Светлана восторженным голосом заявила: - Ой
девчонки, мы с Фёдором вчера купили пластинку "Зеркало души" Пугачёвой.
- Что свободно купили?
- Да нет, случайно и так смешно получилось. Мы зашли в Дом Книги на Калининском
купить новый путеводитель по Третьяковке. Фёдор пошёл в кассу выбивать чек, а в
это время начали продавать эту пластинку. Я увидела и бросилась к нему в
очередь, он сразу и выбил чеки за книгу и за пластинку.
Расхватали её моментально
- Что же ты молчала, поставь послушать. – стала просить Лена.
- Конечно поставь. – подхватили остальные.
Слушали молча, даже перестали есть. Закончилась пластинка.
Тишину нарушил
Виктор:
- Представляете, у нас в отделе тоже все помешались на
Пугачёвой. У всей нашей молодежи сейчас одно желание, попасть на
её январский
концерт.
- Ты говоришь у молодежи, а мы со Светиком шли наднях мимо Театра Эстрады , где
она выступала и там стояли далеко не молодые и мужчины и женщины и за полтора
часа до концерта спрашивали лишний билет. Правда Свет? Сколько тогда было, часов
шесть, мы шли в садик за Димой. А концерт начинается в семь тридцать.
- Я ещё тогда удивилась. Зима, холодно, а они за полтора часа до начала стоят и
у всех прохожих спрашивают. Ну кто, скажите, приходит на концерт
за полтора часа, да ещё с лишним билетом.
- А я обратил внимание, что они все какие-то радостные, праздничные.
- Вот это и есть настоящий аншлаг, а не искуственный, когда все билеты проданы,
а в зале пустые места. Аншлаг и все. На всех её концертах всегда так.
- В этом нет ничего удивительного, - добавил я - скорее это все естественно.
- Что естественно, - подозртиельно переспросил Виктор, - То, что все хотят
попасть на её концерт, или, что все билеты проданы?
- И то и другое, - ответил я. Хотя то, что все билеты проданы есть следствие
того, что все хотят попасть на её концерт. Чему тут удивляться.
Она молодая, тексты её песен, мелодии современны, полностью соответствуют духу
сегодняшнего дня, выражают многое, что чувствуют и переживают её слушатели,
то есть мы с вами и при этом свободно ведет себя на сцене. И при этом она
красивая.
После этих моих слов, Марина очень внимательно на меня посмотрела, как
бы говоря, с чего бы это.
Я немного смутился и постарался сгладить такой эфект: "Так считают многие
мужчины, вкусы бывают разные".
- Но вы не забывайте, что сейчас пойти на премьеру в театр, на концерт
популярного артиста, модного ансамбля стало престижно. А билеты как продают?
Просто пойти купить билет в кассе на спектакль, который ты хочешь, невозможно.
Теперь их распостраняют. Продавать с нагрузкой официально запрешенно, а
распостранять комплектами можно. Распостраняют по организациям, при этом на один
дифицитный, в лучшем случае один в нагрузку. Вот и получается, что кто не смог
купить билет, покупают их с рук перед началом, если повезет. Но это тогда, когда
имеющие эти билеты пойдут их продавать, в худшем случае, все билеты проданы, а
места пустые. Мы видели такое.
- Это точно! – оживился Виктор, - Я однажды купил билет в Современник , даже не
поверите где, у Малого театра, у меня там свидание было. До начала оставалось 15
минут. Поймали такси и едва успели.
Я рассмеялся
- Ты что не веришь? – обиженно спросил Виктор.
- Почему ты решил, что я не верю. Просто я представил эту ситуацию, спрашивают
билетик в Малый на Короля Лира, там Виктор Павлов потрясающе играл шута, а в
ответ говорят, в Малый нет, но можем предложить замену, в Современник. Никто не
верит, думают, что шутят.
В это время на кухне раздался свист. – Ой это чайник! – Светлана вскочила из-за
стола и умчалась на кухню. Марина тоже встала, медленно прикурила сигарету и
вышла на балкон. А меня почему-то потянуло вернуться к разговору о Пугачёвой
после "Зеркала души":
- Сегодня на нашей эстраде Пугачёва явление не однозначное и подходить к ней с
обычными, привычными мерками не имеет смысла. Она превратила обыкновенный
эстрадный концерт в событие, в целенаправленный спектакль, и если в
телевизионном выстуалении это прозвучало не так ярко – убедительно, то в
концертном зале перед нами настоящий театр Аллы Пугачёвой, хотя так его
ещё
никто не называет.
- Мне кажется, дело не в том какая она, как и что, А в том, о чем она поёт и
как она поёт. И тогда становится понятно, почему её песням любые возрасты
покорны. - Это уже Лена, поднявшись с тахты, отчеканивая каждое слово,
произнесла свой монолог и опустилась обратно на тахту, отпив немного вина из
бокала и посмотрела на нас, как бы приглашая к разговору..
Вот и началось...
очевидно, что пластинка на всех подействовала
Первым высказался Виктор:
- Что
же такое особенное она поёт, хотел бы я узнать. Все могут короли, все могут
короли. Эти её короли порядком уже надоели.
Лена не выдержала и передразнила его: - Надоели, надоели. А думать тебе
не надоело. Подумай, короли все могут, на то они и короли. Но вот жениться по
любви не может ни один король. Ты как хочешь жениться – по любви? Она поёт о
том, что самое сложное жениться по любви. По люб – ви! – произнесла она по
слогам. Понимаешь это?
Все бабы на земле мечтают о любви, да и вы мужчины тоже. И что бы это была не
иллюзия, не расчет, а настоящая любовь и до и после свадьбы. А то у вас все
очень просто стало.
- Невесты все хороши, а откуда берутся плохие жены? – Это с балкона Марина,
передразнивая мужчин. – От туда же, где берутся плохие мужья. Цветы, внимание,
до того, а потом куда деваються ваши цветы, внимание, любовь, лежат в
холодильнике до 8 марта?...
... Не получив ответа, продолжала:
- Я ехала вчера в
метро, было часов одинадцать вечера. Напротив сидела пара, лет пятидесяти семи,
может немного старше, у неё из под шапки выбивались седые волосы. И надо же....
они целовались, ..... нежно так, ....ласково, как бывает в молодости. Народу в
вагоне было немного, но все кто на них смотрел, по доброму улыбались.
Честно,..это было так красиво, .. не вульгарно. Мне даже чуть чуть завидно
стало, жить вместе много лет и не растерять свою любовь, нежность, ласку.
- Много захотела, - остановила её Лена. – Нежность, ласку через десять, двадцать
лет, а через месяц – два хорошей драки, слез, бессонных ночей в ожидании милого,
не хочешь?
- Знаешь что, Ленка, ты моя дорогая, Я такого не хочу, надеюсь и ты тоже.
- Да, такое, к сожалению, тоже бывает. – выдавил из себя Виктор, опустив голову
и прикуривая сигарету. Он хотел остаться в комнате курить, но Лена выгнала его
на балкон, где он сменил Марину.
- Вот про все это, про нашу жизнь не королевскую, про ожидания весь день не
отходя от двери, про любовь, надежду и про многое друго она и поёт.
У
Чюрлениса есть картина, на которой изображена фантастическая арфа, струны
которой нежно перебирает рука ветра. А может быть это вовсе не ветер, а
вдохновенная рука певца. Когда Пугачева поёт "Сонет", "Приезжай", "Не
отрекаються любя", мне кажется, что это её нежная рука касается струн моей души.
У Меня в эти моменты появляются слезы.
Есть такие стихи:
Так ангел ветхого завета
Нашёл соперника подстать,
Как арфа, он сжимал атлета,
Которого любая жила
Струною ангелу служила,
Чтоб схваткой гимн на ней сыграть.....
Когда Марина закончила читать стихи, это был Рильке, никто не проронил ни одного
слова. Молчание нарушил вернувшийся Виктор:
- А с виду, я бы не сказал, что ты такая чувствительная.
Это он Марине.
И при этом, как будто за что то извиняясь, примерительно улыбнулся.
- Надо всегда знать и понимать, как прикасаться к струнам души, особенно
женским, они нежные и хрупкие, могут не выдержать. – Ответила она Виктору, взяла
сигарету и вышла на балкон. Щеки у неё горели румянцем.
Я поймал себя на мысли, что мне нравиться, когда она от возбуждения, вдруг
покрывается этим румянцем, в такие минуты она становится особо желанной.
И мне вспомнился рассказ одного экскурсовода в музее у картины "Аллегория"
итальянского художника . На ней изображен момент посвящения Венерой Вакханки в
таинства любви. Венера передает тонкий хрустальный шар, внутри которого Амур,
как бы говорящий, что Любовь, как этот Шар должна быть чиста и прозрачна, но
достаточно одного, неискренего дыхания, и он, этот шар помутнеет – Любви нужна
чистота. Достаточно одного неосторожного – неловкого движения, жеста, поступка и
шар разлетится – Любви нужна нежность, забота и внимание. Береги эту свою
любовь, она в твоих собственных руках. Никому не доверяй этот волшебный шар –
мир твоей любви.
Дверь на балкон оставалась немного открытой, в проёме на фоне темного неба
отчетливо виднелась фигура Марины: на фоне темного неба, её красное платье. Как
часто мы боимся проявить свои чувства, делаем специально равнодушный вид,
безразличное лицо, стесняемся, только непонятно кого, стараемся поскорее залезть
в свой спасительный панцирь, что бы укрыться от всех внешних и самое главное
внутренних бурь. Но когда бдруг этот панцирь разлетается, мы оказываемся
беспомощными, бесзащитными, легкоранимыми, не привыкшими обращаться со своими
чувствами. От кого мы их прячем, наши чувства. От самих себя? Наверно мы их
бережом на будушее, чтобы было больше. Но когда приходит это будущее,
оказывается, что мы вообще разучились пользоваться своими чувствами, вообще
чувствовать. Мы перестаем пользоваться не только своими чувствами, но и
перестаем при этом частенько пользоваться своей совестью, наверно, что бы она
была чиста, не будучи в употреблении.
И мне вспомнились строки:
Как мелки с жизнью наши споры,
Как круто, то, что против нас!
Когда б мы поддались напору
Стихии ищущей простора,
Мы выросли бы во сто раз.
Светлана с помощью гостей начала убирать посуду и на месте тарелок стали
появлятся чашки. Все немного отвлеклись от разговора, каждый был чем-то занят и
думал о чем-то своем. Галина пересматривала пластинки. Резко повернувшись к нам,
оставшимся в комнате, она спрасила :
- Танцевать будете?.... и не дождавшись
никакого ответа, ответила сама: - Значит нет.
Она продолжала расматривать пластинки, но вот выбрала одну из них. Щелкнул
автопуск и по комнате тихо поплыли звуки мелодии. Гитара звучала немного
грустно:
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.....
Фёдор поднялся и отложил сигарету, которую держал в руках, собираясь прикурить...
- Вот опять Пугачёва. Там, что других пластинок нет?!..
- Нет. А если и есть то все не то, чего бы хотелось сейчас. Пусть уже она весь
вечер сегодня будет с нами.
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.
Невольно вспомнился кинофильм, когда они сидели возле новогоднего стола, он
слушал, как она пела. Очевидно, что –то подобное вспомнила Светлана, войдя в
комнату она с грустью сказала:
- Жаль, что мы елку уже разобрали, было бы , как у них на Новый год.
- Да, Ирония судьбы всем понравилась. – сказал Виктор возвращаясь в комнату и
устраиваясь в кресле.
- А песни из кинофильма, они уже живут самостоятельной жизнью. Уже тогда
Пугачёва заявила о себе
ещё раз, как о большом мастере. Песни полносью в
контексте самого сюжета фильма, и тем сложнее была её задача точно попасть в эти
образы, создать уникальную атмосферу, найти точное соответствие тексту в
звуковых образах.
- Ещё бы! Без этих песен
Иронию судьбы и представить не возможно.
- Раньше в 19 веке композиторы специально писали музыку для мелодекламации, к
конкретным стихотворениям. Представляете, музыка написанная специально для чтения
поэзии, не романсов, а поэзии. Вот здорово! – и Марина заулыбалась, глядя
куда-то ввысь, в небо. Улыбалась звездам.
Тучи ушли и чистое небо было усеяно звездами. Зимнее звездное московское небо. В
наступившей тишине стало слышно, как игла скользит по диску.
Эти её песни сейчас уже неотделимы от фильма. Фильм без них уже не возможен,
хотя эти песни с удовольствием слушаем отдельно, но сразу вспоминается фильм.
- Этот ярлычок - Песни из телефильма
Ирония судьбы - служит хорошей
рекламой,
хотя именно в рекламе они не нуждаются. А
реклама, теперь все
знают, двигатель торговли и не только торговли - сострила Лена.
У неё очевидно свои счеты и с рекламой, и с торговлей.
- Чёрт с ней , с этой вашей рекламой . Если кто-то что-то и рекламировал, то
это Пугачёва и кинофильм прорекламировали то, что никогда и ни в какой
рекламе
не нуждалось – это замечательная поэзия Марины Цветаевой, Белы Ахмадулиной,
Евгения Евтушенко" - не выдержала Марина.
Она за весь вечер почти ничего не
пила. Её бокал с шампанским наполовину полный так и остался стоять рядом с
чашкой чая, но вот курит она много и при этом внимательно следит за разговором
или за чем то ещё.
- Ты не кипятись - меня тронула её обида за поэзию. – В главном ты права, но
они не стремились рекламировать таким образом ни поэзию, ни фильм. В нём все
взаимосвязанно и служит одной цели. Эта замечательная поэзия, своей глубиной и
философичностью, эстетизмом, в состоянии разбудить, тронуть и зажечь любую душу.
Но Пугачёвой нужен большой огонь, тлеть маленьким огоньком она не способна, не
умеет. У неё есть потребность в бушующем пламени страстей. Сильные чувства,
эмоции, страсти царят в её душе - её песнях.
Когда будете на её концерте, обратите внимание на её лицо и жесты. Перед вами её
нервы, её душа. Они обнажены, натянуты, они живут и трепещут у вас на глазах.
Она поёт каждую песню, как бы на пределе, отдавая силы песне – зрителю. Где она
берет силы – энергию для каждой следующей песни, для каждого следующего выхода
на сцену не понятно. Очень точно назвали эту пластинку Зеркало души
- Но зеркало само по себе может отражать и пустоту, и холод, на то оно и зеркало
– начал возражать Виктор.
- Ты прав, конечно может. Но это сразу заметно, особенно в песне. Я надеюсь, что
ты сможешь разобраться где лед, а где пламя. Лена судит справедливо –
Это Зеркало её души....., возможно моей, вашей. Но это только при условии, что
она у нас есть. Если мы не настолько огрубели, что бы перестать вовсе
чувствовать, страдать, надеяться, ревновать и все же любить. Или все это уже
вышло из моды. Места в троллейбусе, трамвае мы давно уже перестали уступать, что
следующее мы перестанем делать!?
- О какой душе ты говорил? – поинтересовалась Светлана, появившись из кухни с
большим подносом в руках. На нём величественно воседал пузатый
чайник, разрисованный маками, стояли вазочки с вареньем и пирожными.
- Конечно не о той, - ответил я, - о которой молился один нерадивый монах -
"Господи, если ты есть, спаси мою душу,
если она есть".
Нашу душу, самих себя, можем спасти только мы сами, и только сами, за нас это
никто и никак не сделает, как бы нам этого бы ни хотелось.
- А если кто-то смотрит на мир иначе, иначе чувствует, чем ты, чем она, её
герои, что тогда? – спросила Светлана, разливая чай в чашки и внимательно
посмотрела на мужа.
- Да, чувствовать, переживать, ощущать можно по разному, у всех это очень
индивидуально, как и любовь. Приходится иногда слышать, что любит так, что на
руках носит, а другие говорят – Бьет, значит любит. Кто прав? Там где
присутствуют человеческие чувства, эмоции там всегда будет много мнений. Но даже
если ещё не испытал таких чувств и тех эмоций о которых она поёт, не расслышал
крика её души или своей души, то и тогда не сможешь остаться совсем равнодушным
к этим её переживаниям, они, как сама жизнь искрени и все равно достанут тебя.
Ну это в том случае, конечно, если мы вообще в состоянии что либо чувствовать.
- Наверно, в самом деле, это так. Когда я слушал песню, где она поёт – "Я
перестану ждать тебя"... – вспомнил нас, Света, как иногда стоял на площади и
ждал тебя. Ты всегда любила встречаться на площадях, что бы было видно
издалека.. Жду десять минут, двадцать, тебя все нет. Ты иногда опаздывала, а
сама говорила, что ждать не любишь и ждать ни одной минуты не будешь.
- Точно. Все помнишь, было такое. – зарделась Светлана, но не от стеснения, а от
чувства, что помнит, не забыл, вспоминает не со злом.
- Весь замёрз, умом понимаю, надо уходить, уже не прийдет, не смогла, но сам
себя уговариваю, вот уйду, а она и появиться.. Жду ещё три троллейбуса, ещё два,
ну вот ешё один, последний... Что это? – спросил Фёдор и посмотрел на нас всех
молчавших. И сам ответил – Мне кажется, что это наша надежда, нежелание
согласиться с обстоятельствами, попытка обмануть их, дать ей шанс, спасти
надежду – "Я перестану ждать тебя, А
ты прийдешь совсем внезапно".
Увы, именно она, надежда, спасала многих и многое на нашей земле и наверно
всегда будет спасать, надо только её не предавать. Вероятнее всего, Фёдор именно
эту мысль хотел выразить -. Любовь и надежда, они всегда рядом, они неразлучны,
помогая друг другу, всегда спасают друг друга. Наступила тишина.
Нарушить её
решила Галина, заявив утвердительно:
- А что если ей просто повезло , нашла хорошие песни и разрабатывает теперь эту
золотую жилу.
Пришлось отвечать Галине на её утверждение.
- Во первых найти золотоносную жилу значительно труднее, чем её разробатывать,
надо чтобы она заслуживала внимание, надо, что бы песни стали не просто
популярными, а превратились в настоящие хиты, полюбились.
Второе, что она ищет именно свои песни, те которые во всех отношениях её и
только её. И не только ищет, но и находит. Чего только стоит "Сонет Шекспира".
- Конечно ей хорошо, для неё специально композиторы и поэты пишут песни.- не
унималась Галина.
- И правильно делают. Поэт и композитор вкладывают в песню определенный смысл,
содержание, конкретную мысль. А Пугачёва все это великолепно умеет сохранить и
передать, добавив песне свой неподражаемый артистизм. Так как она, её песни
никто не в состоянии исполнить. Сколько есть на сегодняшний день песен, которые
запомнились только благодаря музыке. Пустые, ничего не говорящие слова этих
песен вызывают досаду и удивление.
- Знаете, есть и такие, которые не спасает даже музыка – смеется Марина.
- Все что было не со мной, помню. - Это она вспомнила слова одной такой песни. -
Помните, иногда говорят, что кинофильм не спасли даже известные актеры, в театре
бывает тоже самое. Актеры иногда говорят, что роль у них была второстепенная, не
интересная. Хотя бывают актеры, которые незначительную, не интересную роль
превращают в шедевр. Но в театре и кино актер далеко не всегда может выбрать
себе роль сам. Но на эстраде никто не заставляет тебя петь то, что тебе не
подходит, не соответствует, к чему не лежит твоя душа..
- Но все же поют. И ещё как поют. – это опять Марина.
- Что же делает Пугачёва? Она ищет только своё. Ей не безразлично что петь, не
безразлично что говорить своему зрителю. Когда знает что сказать, ищет, как это
сделать. Очевидно её не могут устроить песни типа –
" Сняла решительно пиджак наброшенный,
Казатся гордою хватило сил"... -
Вдумайтесь в эти слова, не быть гордою, а только казаться, такой себе немного
ханжеский вариант напоминает.
Женская половина присутствующих набросилась на меня. Они обиделись, что женскую
гордость назвал ханжеством.
Пришлось объяснятся
– Но здесь не гордость,
достойная уважения, здесь некоторое лицемерие, - только казаться гордою. Ханжа
тем и отличается от истиного, что только изображает, то, что должно быть в душе.
Не истинная вера, а только подобие – набожность, не
истинная добродетель, а
показная, ширменная, скрывающая порок, не нравственность, а толко выполнение
требований условности и внешнего этикета изображающего нравственность. У Льва
Толстого в Крейцеровой сонате персонаж говорит,
что он нравственный человек и живет, как все люди его круга. О том, что образ
жизни его круга и его самого аморален, он понял слишком поздно. В этом вопросе
поговорка – Лучше позже, чем никогда, никак не подходит. Нравственность нам
кричит - Лучше раньше, для нас всех это лучше. У всех у нас растут или будут
расти дети и упаси воспитать их лицемерами. Кстати больше всего Пугачёвой
достается именно от воинствующего ханжества и лицемеров. Именно им не правиться,
как она выглядит, как одета, как ведет себя.
- Верно! Убедил. Ты прав, дай поцелую тебя за это. – бросилассь ко мне Галина.
- В самом деле многое о чем ты говорил есть в её песнях.
Почему же мы не должны верить душе, которая не рядится в прогнившие одежки
лицемерия, которая сама идет открытой нам навстречу, ей, которая, как с
луковицы, снимает с нас наши сто одёжек чёрствости, бездушности. Она у нас на
глазах страдает, плачет и при этом чистит нас, чистит.... Медленно, постепенно,
мы тоже начинаем переживать всесте с ней. Отвыкнув чувствовать, мы не сразу
ощущаем её воздействие. Я тоже не сразу понял, не сразу почувствовал, но когда
дошло, скажу честно, иначе стал смотреть на многие явления вокруг, на себя, на
свои поступки. Спасибо ей за это. И мне хочется ответить Галине на её вопрос о
везении. Она наша сверстница, наша современница. Повезло и ей и нам – она поёт,
мы слушаем. А о себе она сказала вполне определенно одной своей песней.
Я посмотрел на Марину, она была ближе всех к проигрывателю
- Поставь пожалуйста Песенку про меня, слушайте.
Комната наполнилась её голосом. Все молчали. Говорить больше ни о чём не
хотелось. Ведь было сказанно когда то – Имеющий уши, да услышит.
Мы все, совершенно все, так же как и она ждём своё счастье. Кто-то уже нашёл,
у других это впереди. Ну а если мы чего-то не поняли, значит ещё не пришёл нас
час. Закончилась песня и через некоторое время все начали расходится по домам.
Светлана вышла нас провожать, приглашала приходить и не забывать их скромную
семейную обитель. В гостиницу Академическую на Ленинском проспекте я попал очень
поздно и долго не мог заснуть. А утром меня разбудил телефонный звонок.
- Привет! Ты уже проснулся?- услышал я голос Галины. Это я попросил её меня
разбудить, что бы не проспать на занятия.
- Смотри не опаздывай. Я уже собирался повесить трубку, когда вспомнил:
- Галя, а как зовут ту девушку, подругу Светланы?
- Что понравилась?..... Алла! А ты что не знал?
Не отвечая, я повесил трубку... Алла!... Какое красивое имя.
Москва. Январь 1979 года.
Навсегда запомнилась мне наша встреча через некоторое время в холе института
после занятий. Мы стояли возле стены и разговаривали. Я спросил о рассказе.
Она просто и очень искренно ответила – Я была тронута. В это время после занятий
расходились студетны. Мимо нас шёл незнакомый мне молодой мужчина в
сопровождении нескольких девушек. Увидев Пугачёву, он подскочил к ней
поздороваться – и поцеловал ей протянутую руку. В самом этом факте не было бы
ничего особенного, если бы Алла, как и я, не поняла, почему он это делает на
глазах
у своих спутниц. И вот здесь Алла превратилась в ту Пугачёву, которую многие и
знают и боятся. Она язвительным голосом говорит ему – Что то ты сегодня такой
галантный?. После этих слов он сразу ретировался к наблюдавшим за этой сценой
его спутницам. А я подумал, не дай бог, такое услышать от Алы в свой адрес.
А через 10 лет мне пришлось быть самым активным участником в проведении самого
грандиозного её концерта тех лет.Это был её концерт на республиканском стадионе
в Киеве. Мне кажется, что это был первый её концерт на 100 тысячном стадионе. До
этого по разным причинам она много лет не выступала в
Киеве. Негласный запрет на
её гастроли наложил тогдашний первый секретарь ЦК компартии Украины - всесильный
Щербицкий, который не взлюбил Пугачёву, за
её независимый нрав.
Это был один из подобных концертов на стадионе в те годы. Отличие его было в
том, что это было на стадионе стотысячнике, таких огромных аудиторий у неё до
этого не было и то, что сделать этот концерт надо было всего за 10 дней до его
начала. С того момента, как было принято решение делать этот концерт и до его
начала было всего десять дней. Все технические вопросы за это время решить можно
было, а вот самое главное, собрать такое колличество зрителей за 10 дней
практически было не реально. У меня спросили буду ли я это делать.
Я дал
согдасие и сказал, что все сделаю. Перед этим я сделал концерт Кузьмина на
четверти стадиона, это примерно 20-25 тысяч. Такой концерт в
Киеве был впервые.
Кузьмин давал тогда 3 или четыре концерта. И несмотря на проблему с первым, само
все мероприятие прошло грандиозно. Вот и пришлось тот опыт переносить на
стотысячную аудиторию. Я это смог сделать. Тогда я отнесся к этому совершенно
нормально. Я очень хотел, что бы Алла выступила в
Киеве и осталась этим
концертом довольна. Я зашёл к ней в перерыве концерта на одну минуту.
А вот после концерта не смог с ней увидется и очень потом жалел об этом, мне
надо было заканчивать работу с многими уполномоченными, которые до самого начала
концерта распространяли билеты. Недавно я просмотрел фильм с кадрами этого
грандиозного концерта и почувствовал своеобразную гордость – Это для неё сделал
я. Ну а с нашей первой встречи прошло 30 лет, с той зимы 1979 года. Многое
изменилось за эти годы. Изменились и мы все, некоторые кардинально. Нет уже того
нашего Союза, который оказался в итоге рушимым.
Многих из нас разбросало по
разным странам и континентам и все равно, где бы мы ни были попрежнему с
удовольствием вспоминаем и слушаем опять песни этой уникальной женщины, которая
по прежнему поёт, по прежнему всех удивляет, и по прежнему продолжает всех
апатировать, находя для этого разные варианты и поводы. Был период, когда она не
могла адекватно воспринимать отношение к себе как некоторых официальных
чиновников, так и прессы, стоявшей за ними, людей которые сами возложили на себя
функцию блюсти общественную нравственность, добропорядочность, а проще говоря,
что бы все были одинаковыми и не выбивались из серого строя посредственности.
Именно за то, что она не хотела быть, как все, вести себя как все, провоцируя
тем самым и других к такой же духовной свободе. А для них значит к не
повиновению.
Они понимали, чем это чревато, а Алла, к сожалению, эту свою борьбу
воспринимала чисто по женски, как актриса, как творческая личность. Не зная
тогда ещё, что она есть носитель более значимого, сравнимого с духовным
миссионерством. Наверно правильнее было было бы совсем на них не реагировать. Но
иногда это легко сказать, а не сделать. Периоды её некоторого молчания были в
основе своей связанны именно с тем, что это были периоды, когда в российском
обществе значительно менялись некоторые гражданские и человеческие приоритеты.
Люди боролись не только за свои физические жизни, но и за свои души. Она, как
живой реальный представитель этого общества, тоже прошла через все перипетии
того нелегкого времени. Во всем была приставка – псевдо. Псевдо демократия,
псевдо- рынок, псевдо – культура и так далее. Она прошла этот нелегкий путь
вместе и рядом со своим любимым слушателем – зрителем. Как всегда, не всем и не
всё нравилось, что она делала.
Искала новые мелодии – ритмы, новые формы, тексты, новые способы общаться со
зрителем. Но она имела право на все это, потому, что она всегда была Алла
Пугачёва и всегда поступала по своему, не оглядываясь на кого-то и на что-то. А
скажите пожалуйста, на кого она могла оглянуться, на кого она могла опереться, с
кем она могла посоветоваться в нашей огромной стране сплошных Советчиков. Те
советы и ту помощь она отвергла уже давно, поняв, что расчитывать может только
на себя. Но она же женщина, да ещё при этом, которая поёт, должен же кто-то её
услышать, как простую женщину.
Но именно того, что больше всего в этой жизни ей
хотелось, с ней не произошло. Не нашёлся на её пути мужчина, который бы понял
её, её женскую душу, оценил бы в ней просто женщину, протянул бы ей свою мужскую
руку и сказал, что за её спиной всегда будет его. Простому обывателю не знакомо,
что значит пробивать себе дорогу в советском искусстве, где всегда правили бал
мужчины, где председатели, начальники, управляющие, директора и прочие в
независимости от того были они сами женщины или мужчины, всегда строго блюли
статус первенства мужчин. И при таком положении, противоборстве ей удалось
сперва отвоевать свое маленькое пространство, потом понемногу больше и больше.
И
в конечном счете стать вровень с самыми маститыми, титуловаными – не
короноваными мужчинами на эстраде. Взойдя на этот своеобразный олим, она начала
активно помогать многим, создавая тем самым свою команду. Упрекать её в этом нет
смысла. Именно её команда, её театр помогли ей остаться на этом олимпе,
окончательно укрепиться, и построить на нём свой Храм песни. В этом Её подвиге
Она опиралась только на своего любимого зрителя, который ей платил искренней
любовью и преданностью. Много чего было связанно со всем этим. И её личные,
человеческие проблемы и взаимоотношения с властью, с прессой и прочее не
сломали, не уничтожили эту уникальную женщину.
Все люди на свете имеют право на ошибки, все знают что не ошибается только тот,
кто ничего не делает, а Она всегда делала очень много и мне кажется больше, чем
другие. Но почему же некоторые её действия, причем совершенно личного свойства,
какие бы они ни были на самом деле, получают статус ошибки, и даже
незначительные, сразу становяться предметом обсуждения, достоянием
нечистоплотных представителей прессы, которые на этом создают себе антураж.
Достаточно, что это делали мужчины, которых она так или иначе приближала к себе.
Ей приходилось быть одновременно и режиссером, и исполнителем и капитаном своего
корабля. Но она же в конечном счете не администратор, ни менеждер, как сейчас
говорят, она ничего этого не должна делать, она дожна петь, тратить свои силы,
свою творческую энергию на песню. А ей приходилось так или иначе делать многое,
решать многие вопросы. Делала сама потому, что поняла, что доверять некому и
положится по большому счету ненакого.
Мне могут возразить, что много лет рядом с ней был человек, как принято
говорить, её правая рука и более того. По его собственному выражению, они были
вместе - рядом 24 часа в сутки. Я знал этого человека, он тоже занимался в
ГИТИСе на факультете экономики и организации театрального дела. Но сам факт – 24
часа в сутки не раскрывает все, что происходит за это время на творческой кухне,
такой певицы, как Алла. Мне меньше всего хотелось бы говорить о
её личной жизни.
Не случайно она называется личной или частной и что бы не происходило в ней, это
не должно никого касаться. Правильно было кем то сказанно, что мы знаем и должны
знать только то, что она сама захочет, что бы мы знали. Как есть на самом деле
может знать только она сама, это её жизнь и она вполне заслужиает, что бы к
этому все относились с уважением и не лезли к ней в душу своими, часто не
чистыми руками. Как иногда мало надо человеку вообще и женщине в частности.
И это
малое есть самое важное, главное – уважение. К отсутствию уважения в
общественных сферах, в сервисах, на улице мы как-то привыкли, смирились с этим,
но смириться с этим у себя дома, в личной жизни практически невозможно. Любовь
приходит и уходит, в смысле страсть, а кушать хочется всегда, в смысле духовного
общения. Духовной пищей в отношениях между мужчиной и женщиной как раз и
является уважение. Без уважения, постоянно присутствующего в отношениях, никакие
другие факторы отношений не в состоянии объединять двух человек. Уважения
требуют как достоинства, так и недостатки. За красоту, талант и прочее легче
всего любить, а вот понять недостатки, которые есть у всех, научиться прощать
их, а возможно и в недостатках, постораться увидеть некие достоинства или
особенности способны далеко не все. Именно в таких, не всех и больше всего мы
все нуждаемся, а наша Примадонна в этом тоже не исключение.
В мире так
устроенно, что за все, что тебе дает природа – судьба, надо платить – за талант,
за красоту, за все, что сам хочешь иметь и даже за то, что само приходит. Есть
ещё одно феноменальное явление в природе бытия – чем больше ты отдаешь, тем
больше ты получаешь, тем больше возвращается тебе. Если вначале она стремилась
конерт превратить в спектакль, то сейчас она отдельную песню превращает в
своеобразный моно спектакль в котором оживают любые предметы находящиеся на
сцене и у неё в руках, и свечи, и микрафон – бокал, и цветы и многое другое.
Пугачёва своими песнями очень много отдает, свою энергию, (непонятно где она
её
берет), свои чувства, страсти. И так же много она получает от своего
многочисленного зрителя. Это и есть тот движетель, который способствует
прогресированию всех обстоятельст с ней связанных. Когда мы приходим на концерт
или усаживаемся у телевизора, мы получаем созданное ею зрелище – "красивый,
вкусный праздничный торт".
Но за этим стоит трудная, точная работа кондитера, в которой был и физический
труд и горячая печь и грязная посуда и так далее. Вы когда нибудь слышали, что
бы это все обсуждали, съев торт. Нет? В крайнем случае можно услушать, как
говорят – "Что бы у этого человека, который сделал такую красоту и вкуснятину,
руки не болели". В творчестве певицы, тем более такой как Алла, тоже своя
кухня, своя горячая печь, своя грязная посуда, свои издержки производства. Но
говорить надо не о них, а о самом главном, конечном результате – её творчестве,
её песнях. А конечный результат то у неё намного лучше получается, чем у других.
Возможно они не так много отдают.
Вот тут и проявляется маленькое человеческое
качество, которое прорастает в большие проблемы. Я говорю о простой человеческой
зависти. Как я понимаю ей завидуют не только другие на эстраде, но и просто
люди, обделенные таким человеческим качеством, как добротой. Такие люди были,
есть и всегда будут, но их к счастью не большинство и к ним нужно относиться
терпимо. В своем архиве я нашёл страницу из журнала Огонек за 1987 год с её
фотографией и следующим текстом:
"Вы не утратили до сих пор способности влюбляться с первого взгляда? О чем вы думаете, идя по улице и глядя на простых смертных?"
Это вопросы из писем наших читателей адресованных народной артистке республики
Алле Пугачёвой. После того давнего о ней репортажа в Огоньке №11 1977 года в
редакцию пришло много писем. Благодарили, возмущались (как солидный журнал
позволил себе публиковать о такой певице хвалебную статью), просили прислать её
автограф и так далее.
Ещё тогда в 1977 году мы задумали собрать все читательские
вопросы к Алле Борисовне и когда поток иссякнет, попросить
её на них ответить. Ждать пришлось 10 лет"
Я думаю, что тысячи тысячь писем в редакции и самой Пугачёвой лучше всего
говорят о том, что такое явление на эстраде, как Пугачёва, давно вышло за рамки
обычного понимания популярности, известности, знаменитости. Многие, кого часто
называют известными, знаменитыми оказавшись на улице, в транспорте, в
общественных местах просто окажутся неузнаными.
Истинная популярность –
известность не на бумаге и в коментариях, а душах простых людей.
Ну, а вся многочисленная армия эстрадников так или иначе должны проявлять к ней
корпоративную симпатию и благодарность. Многие лавры, которые они пожинают
сегодня, являются результатом её творчества, её деятельности. С её приходом в
большую эстраду изменились многие формы и обстоятельства функционирования этой
эстрады и многое распостранилось на всех представителей этого творческого цеха.
Есть ещё один аспект в творчестве Пугачёвой, который многим знаком по творчеству
литераторов. Хорошо известно, что когда литератор не может в реальной жизни по
разным причинам, что –то сказать или сделать, он заставляет это говорить и
делать своих литературных героев. Как пример, герои
Крейцеровой сонаты у
Л.Толстого.
То, что Пугачёва не может сказать прямо в лицо, часто говорят
героини её песен. Это делает их ещё более узнаваемыми, более реальными.
Ну, а
некоторые слушатели, как это она сама высказала, принимают слова её героинь в
свой адрес.
И я в этом был тоже не исключение. Слушаеш песню и ощущаешь, что это она к тебе
обращается.
Хочется всё бросить и мчаться к ней
Что бы до конца понять феномен этого явления – Алла Пугачёва, необходимо
обратиться к такому феномену в русской культуре, как песня, к её истории, месту,
значению. Понять все это можно только окунувшись в глубину русской – славянской
язычности. Что бы понять природу этого феномена - надо почувствовать всю силу и
мощь той народной стихии с её языческими корнями, традициями, которые несмотря
на многовековые гонения и притеснения, всегда продолжали жить, развиваться и
постоянно давали новые побеги на этом уникальном дереве русской культуры и
самобытности.
Надо вспомнить какое место всегда занимала песня и её огромное
значение в жизни человека на Русси и тогда становиться понятней, почему её
песням все возрасты покорны, а об национальной принадлежности вообще не имеет
смысла говорить. Нет такой культуры, на носителей которой её песни не
производили свое незабываемое действие. Для этого даже нет необходимости
перечислять страны и народы. Впечатление и восприятие везде было и будет
одинаковым.
Пугачёва превратила, а вернее сказать вернула песне с помошью своих
концертов её изначальную функцию – ритуала. Её концерты уже переросли даже
понятие спектакля, превратившись незаметно в ритуал, в самом хорошем смысле
этого слова – ритуал, который создает колективное сопереживание, помогает
очищению, заставляет становиться чище, светлее, духовней и при этом не отсылает
нас к камим то сверхестественным силам или существам, в не зависимости кто бы
это ни был. Она как настоящая жрица, говорит нам: "Вы сами вершите свою судьбу,
сами решаете быть счастливыми или несчастными, вы имеете право на ошибку и на её
исправление, на все вы имеете право, и только от вас самих зависит,
как вы этим правом распорядитесь.
Она ко всем своим зрителям обращается на Вы,
никому ничего не навязывает, не требует, не заставляет. Все, что с нами
происходит делают её песни. Ко всем её титулам – начиная с женщины которая поёт
– Примадонны и вплоть до Королевы Российской эстрады она сама, своим трудом и
талантом добавила самый главный и возможный титул – Жрица в храме Песни.
Именно
этой своей Богине – песне она верно служила всегда. Несмотря ни на какие
препятствия, шла не сворачивая с этого тернистого пути. Постоянно поднимаясь все
выше и выше к порогу, к алтарю этого храма и в итоге заняла в нём самое почётное
место – Её жрицы.
В этих словах по-настоящему нет никакого пафоса, это простая
константация реального, свершившегося факта.
Чтиво
www.pseudology.org
|