| |
© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Spa,
Via Pisacane, 26 Milano
© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.
|
Умберто Эko |
Отсутствующая структура.
Введение в семиологию
D.
Отсутствующая структура. Введение в
семиологию (Эпистемология структурных Моделей)
|
4. Структурное и
серийное мышление
I. структура и "серия"
I.1.
В "Увертюре" к "Сырому и вареному" Леви-Строс разбирает,
в чём
заключаются отличия двух культурных установок, называемых им
"структурное мышление" и "серийное мышление" Говоря о структурном
мышлении, он имеет в виду философскую позицию, которая неявно
обосновывает применение структуралистских методов в гуманитарных
науках, но говоря о "серийном мышлении", он имеет в виду философию,
которая неявно обосновывает поэтику поствебернианской музыки и, в
частности, поэтику Пьера Булеза
Это противопоставление заслуживает рассмотрения по двум причинам
а) прежде всего, когда Леви-Строс говорит о серийном мышлении, объектом
его полемических выступлений является не только музыка, но все установки
авангарда и современного экспериментального искусства в принципе В
действительности, его критика серийности примыкает к критике абстрактной
и нефигуративной живописи, которая получила отчетливое выражение уже в
"Беседах", и обнаруживает недоверие Леви-Cтроса к формам искусства,
которые ставят себе целью пересмотр тех привычных Систем ожиданий и
сложившихся канонов, которые с конца средневековья и по наши дни
считаются в современной западной культуре архетипическими и
"естественными",
б) во-вторых, говоря о структурном мышлении и о серийном мышлении,
Леви-Строс
даёт понять, что эти две установки не следует путать с
обыкновенным выбором методологии, ибо они поистине представляют собой
способы видения мира Внимательный разбор этого текста был бы полезен для
понимания того, куда заходит структуралистская методология, когда она
представляется философией
I.2.
Но что собой представляет серийное мышление? Дадим слово Булезу,
процитировав его работу, на которую ссылается и Леви-Строс
"Серийность становится формой поливалентного мышления Это категорическое
отвержение классического мышления, желающего, чтобы форма была, с одной
стороны, предзадана и в то же время представляла собой общую морфологию
Здесь (в серийном мышлении) вы не найдете предуготованных ступеней, т e
общих структур,
307
в которые должна укладываться конкретная мысль; напротив, мысль
композитора, применяя определенную методологию, творит нужные ей объекты
и организующие их формы всякий раз, как желает выразиться. Классическое
тональное мышление существует в завершенном мире, в котором все держится
силами притяжения и отталкивания, в то время как серийное мышление,
напротив, живет в непрестанно расширяющейся Вселенной" 84.
Именно на такого рода гипотезе искусства, способного к самоориентации,
к постоянному выбору, к непрестанному пересмотру устанавливающихся
грамматик, и основывается всякая теория открытого произведения как в
музыке, так и в любом Другом виде искусства, при этом теория открытого
произведения, по сути дела, является не чем иным, как поэтикой серийного
мышления.
Серийность представляет собой производство открытых поливалентных
структур как в музыке, так и в живописи, в романе, поэзии и театре. Но
само выражение "открытое произведение", понимаемое, хотя и не без
известных натяжек, как "открытая структура", рождает некоторые вопросы:
совместим ли инструментарий, которым пользуется структурализм при
анализе открытой структуры, с понятиями поливалентности и серийности?
Иными словами, можно ли мыслить серийность структурно? Можно ли считать
гомогенным структурное и серийное мышление?
I.3.
Не случайно Леви-Строс говорит о "структуральном", а не "структурном"
мышлении, хотя французский язык допускает оба словоупотребления. В
одном из своих эссе Жан Пуйон останавливается на этом смысловом оттенке;
помогая понять, в каком смысле проблема открытой структуры и
проблематика структурализма вещи разные.
В указанной работе Жан Пуйон увязывает прилагательное "структурный"
(structurel) с реальным строением анализируемого объекта, а
прилагательное "структуральный" (structural) с теми законами
вариативности "структурированных" Реальностей, с тем общим
синтаксисом, который позволяет выявлять относительную однородность
различных объектов. "Связь является структурной, когда она определяет
изнутри некое организованное целое; и та же самая связь оказывается
структуральной, когда рассматривается как способная по-разному
предопределять различно организованные целостности" 85. Итак, Различие
очевидно: в то время как серийное мышление призвано созидать открытые структурированные Реальности, структуралистское мышление
имеет дело со структуральными Реальностями.
-----------------------------------
84 Pierre Boulez, Relevés d'apprenti, Paris, 1966, page 297.
85 Jean Pouillon, Présentation к номеру "Les Temps Modernes" (ноябрь
1966), Problèmes du slructuralisme.
308
Как можно убедиться, речь
идет о двух разных областях, хотя в итоге результаты, полученные в одной
области, подлежат преобразованию в термины Другой. Но внешнее созвучие
привело к тому, что авангардистское созидание структур напрямую
соотносится с исследовательской деятельностью ученых-структуралистов.
Так что многие легкомысленные толкователи (и это большая часть
образованных журналистов и все невежественные) видят в структурализме
некую транспозицию авангардистского формотворчества. Иногда речь идет об
откровенно наивных рассуждениях типа: структурализм это передовая
методология и, следовательно, это авангардистская методология. Итак,
часто мы имеем дело с непродуманным перенесением категорий
структурализма на деятельность авангарда, приносящим сомнительные
результаты.
Наша задача вовсе не в том, чтобы отделить сферу интересов
структурализма от сферы художественных поисков авангарда, но в том,
чтобы разделить сферы ответственности, подчеркнув тот Факт, что перед
нами два разных уровня опыта. Только когда это различение станет
очевидным, можно будет говорить о некоем языке, общем для обоих уровней
опыта.
С Другой стороны, если эта путаница и происходит, то только потому, что
на это есть свои причины, и именно Леви-Строс (пусть его выводы не
совпадают с нашими) на страницах упоминавшихся работ говорит о том, что
серийное мышление представляет собой целое течение современной культуры,
которое тем важнее отличать от структурализма, чем больше у них общих
черт.
I.4.
Итак, посмотрим, чем отличается серийное мышление от структурального, в
каком смысле структуральное мышление противостоит серийному и является
ли противопоставленное серийному структуральное мышление структуральным
во всем или частным случаем серийного и, стало быть, должно ли серийное
мышление задавать структуральному мышлению в целом его пределы, общие
очертания и другие параметры (одновременно: может ли структуральное
мышление в самом строгом смысле этого слова задавать серийному мышлению
пределы и прочие параметры).
Каковы наиболее важные понятия структурального метода в свете достижений
лингвистики и в более общем плане теории коммуникации?
1) Отношение код-сообщение. Всякая коммуникация осуществляется в той
мере, в какой сообщение может быть декодифицировано на
части, в которые должна укладываться конкретная мысль, напротив, мысль
композитора, применяя определенную методологию, творит нужные ей объекты
и организующие их формы всякий раз, как желает выразиться. Классическое
тональное мышление существует в завершенном мире, в котором все держится
силами притяжения и отталкивания, в то время как серийное мышление,
напротив, живет в непрестанно расширяющейся Вселенной" 84.
309
Именно на такого рода гипотезе искусства, способного к самоориентации,
к постоянному выбору, к непрестанному пересмотру устанавливающихся
грамматик, и основывается всякая теория открытого произведения как в
музыке, так и в любом Другом виде искусства, при этом теория открытого
произведения, по сути дела, является не чем иным, как поэтикой серийного
мышления.
Серийность представляет собой производство открытых поливалентных
структур как в музыке, так и в живописи, в романе, поэзии и театре. Но
само выражение "открытое произведение", понимаемое, хотя и не без
известных натяжек, как "открытая структура", рождает некоторые вопросы,
совместим ли инструментарий, которым пользуется структурализм при
анализе открытой структуры, с понятиями поливалентности и серийности?
Иными словами, можно ли мыслить серийность структурно? Можно ли считать
гомогенным структурное и серийное мышление?
I.3.
Не случайно Леви-Строс говорит о "структуральном", а не "структурном"
мышлении, хотя французский язык допускает оба словоупотребления. В
одном из своих эссе Жан Пуйон останавливается на этом смысловом оттенке;
помогая понять, в каком смысле проблема открытой структуры и
проблематика структурализма вещи разные.
В указанной работе Жан Пуйон увязывает прилагательное "структурный"
(structurel) с реальным строением анализируемого объекта, а
прилагательное "структуральный" (structural) с теми законами
вариативности "структурированных" Реальностей, с тем общим
синтаксисом, который позволяет выявлять относительную однородность
различных объектов. "Связь является структурной, когда она определяет
изнутри некое организованное целое; и та же самая связь оказывается
структуральной, когда рассматривается как способная по-разному
предопределять различно организованные целостности"85.
Итак, Различие
очевидно: в то время как серийное мышление призвано созидать открытые "структурированные" Реальности, структуралистское мышление
имеет дело со структуральными Реальностями.
-----------------------------------
84 Pierre Boulez, Relevés d'apprenti, Paris, 1966, page 297.
85 Jean Pouillon, Presentation к номеру "Les Temps Modernes" (ноябрь
1966), Problemes du structuralisme
308
Как можно убедиться, речь
идет о двух разных областях, хотя в итоге результаты, полученные в одной
области, подлежат преобразованию в термины Другой. Но внешнее созвучие
привело к тому, что авангардистское созидание структур напрямую
соотносится с исследовательской деятельностью ученых-структуралистов.
Так что многие легкомысленные толкователи (и это большая часть
образованных журналистов и все невежественные) видят в структурализме
некую транспозицию авангардистского формотворчества Иногда речь идет об
откровенно наивных рассуждениях типа: структурализм это передовая
методология и, следовательно, это авангардистская методология. Итак,
часто мы имеем дело с непродуманным перенесением категорий
структурализма на деятельность авангарда, приносящим сомнительные
результаты.
Наша задача вовсе не в том, чтобы отделить сферу интересов
структурализма от сферы художественных поисков авангарда, но в том,
чтобы разделить сферы ответственности, подчеркнув тот Факт, что перед
нами два разных уровня опыта. Только когда это различение станет
очевидным, можно будет говорить о некоем языке, общем для обоих уровней
опыта.
С Другой стороны, если эта путаница и происходит, то только потому, что
на это есть свои причины, и именно Леви-Строс (пусть его выводы не
совпадают с нашими) на страницах упоминавшихся работ говорит о том, что
серийное мышление представляет собой целое течение современной культуры,
которое тем важнее отличать от структурализма, чем больше у них общих
черт
I.4.
Итак, посмотрим, чем отличается серийное мышление от структурального, в
каком смысле структуральное мышление противостоит серийному и является
ли противопоставленное серийному структуральное мышление структуральным
во всем или частным случаем серийного и, стало быть, должно ли серийное
мышление задавать структуральному мышлению в целом его пределы, общие
очертания и другие параметры (одновременно: может ли структуральное
мышление в самом строгом смысле этого слова задавать серийному мышлению
пределы и прочие параметры).
Каковы наиболее важные понятия структурального метода в свете достижений
лингвистики и в более общем плане теории коммуникации?
1) Отношение код-сообщение. Всякая коммуникация осуществляется в той
мере, в какой сообщение может быть декодифицировано на
базе заранее установленного кода, общего для отправителя и для
получателя.
309
2) Наличие осей выбора и Комбинации. С этими двумя осями связана, в
конечном счёте, идея двойного членения языка, коммуникация возможна при
том условии, что единицы первого членения складываются из единиц второго
членения, менее многочисленных, предусмотренных репертуаром кода и
наделенных позициональным Значением, связанным с их положением в
Системе.
3) Предположение о том, что всякий код базируется на других кодах, более
элементарных, и что путем последовательной перекодировки всякое
сообщение может быть сведено к единственному и первоначальному коду,
который составляет истинную структуру всякой коммуникации, всякого
языка, всякой культурной деятельности, всякого акта сигнификации, от
артикулированного языка до тех гораздо более сложных синтагматических
цепей, каковыми являются мифах, от словесного языка до языка кухни или
моды.
А теперь посмотрим, каковы наиболее важные понятия серийного мышления
1) Всякое сообщение ставит под вопрос код Всякий акт речевой
деятельности есть спор о возможностях порождающего его языка. В пределе:
всякое сообщение полагает собственный код, всякое произведение
возникает как лингвистическое обоснование самого себя, спор о своей
собственной поэтике, как высвобождение от всяческих пут, которыми его
заблаговременно старались опутать, как ключ к собственному прочтению.
2) Поливалентность ставит под сомнение универсальную значимость
двухмерных картезианских осей, вертикальной и горизонтальной, осей
выбора и Комбинации. Серия как констелляция представляет собой
порождение неограниченных возможностей выбора. Артикуляцию крупных
синтагматических цепей (таких как музыкальные "группы" Штокхаузена,
action painting, языковой элемент, изъятый из какого-то Контекста и
помещенный в качестве нового элемента артикуляции в дискурс,
где берутся в расчёт Значения, вытекающие именно из целого, а не
первоначальные означаемые, бывшие элементами-синтагмами в своем
естественном окружении и т. д.) можно мыслить как совершающуюся на
основе других артикуляций, взятых в качестве исходных.
3) И наконец, если и действительно в основе всякой коммуникации лежит
некий Пра-код, обуславливающий всевозможные культурные обмены, то для
серийного мышления особое Значение приобретает выявление исторически
сложившихся кодов и критический их пересмотр с целью порождения новых
форм и способов коммуникации.
310
Первая и главная цель всякого серийного мышления состоит в том, чтобы
стимулировать развитие кодов, вписывая их в историю и открывая новые
коды, а не отступать все больше и больше назад, в глубину, к исходному
порождающему коду, к структуре Следовательно, серийное мышление
призвано делать историю, а не заниматься поисками внеисторических
оснований коммуникации. Другими словами, в то время как структуральное
мышление призвано открывать, серийное мышление призвано производить
После того как мы установили эти Различия, становятся более понятными
упреки, которые Леви-Строс адресует серийному мышлению, имея на то
некоторые основания. Обратимся ещё раз к тексту Леви-Строса для того,
чтобы посмотреть, действительно ли мы имеем дело с непримиримыми
позициями, или можно отыскать компромисс, которого Леви-Строс,
по-видимому, не допускает 86.
--------------------------------------
86 Ниже цитаты из С. Lévi-Strauss, Le cruda e il catto, cit.,
"Ouverture", page38-44 Частичный перевод см К Леви-Строс Сырое и
вареное В кн. семиотика и искусствоведение Цит. М. 1972 С 25—49 и сл.
II. Леви-Строс как критик современного искусства
II.1.
Рассуждения Леви-Строса начинаются сравнением живописи со словесным
языком: "Живопись можно назвать языком только в той мере, в какой она, как
всякий язык, представляет собой особый код, единицы которого образуются
путем сочетания других менее многочисленных единиц, определяемых более
общим кодом".
Однако "в артикулированном языке первый код, единицы
которого не обладают собственным Значением, выступает для второго как
средство и способ означивания, так что сам процесс означивания
оказывается ограниченным одним уровнем. Это ограничение отменяется в
поэзии, которая возвращается к первому коду с тем, чтобы, совмещая его
со вторым, наделить Значением поэзия имеет дело с интеллектуальной
операцией означивания посредством слов и синтаксических конструкций, но
одновременно — с их эстетическими свойствами, потенциальными
элементами Другой Системы, которая подтверждает установившиеся
Значения, видоизменяет их или перечеркивает.
И то же самое в живописи, в
которой оппозиции форм, цветовые оппозиции выступают в качестве
смыслоразличителей, зависящих одновременно от двух Систем: Системы
интеллектуальных Значений, сложившихся в общем опыте и являющихся
результатом расчленения чувственного опыта и организации
его в объекты, и от Системы изобразительных значимостей, обретающих
Значение только на фоне первой Системы, которую она модулирует и в
которую она включается...
311
... Итак, становится ясно, почему абстрактная живопись и, шире, все
направления изобразительного искусства, объявляющие себя
нефигуративными, утрачивают способность что-либо означать: они
отказываются от первого уровня членения, надеясь просуществовать за
счёт второго".
Развивая эту тему, уже обсуждавшуюся в "Беседах" и в одном
структуралистском тексте, посвященном серийной музыке, а именно, в эссе
Николя Рюве, содержащем критику в адрес Анри Пуссера 87, Леви-Строс
останавливается на некоторых довольно тонких моментах: в основе
китайского каллиграфического письма также, по-видимому, лежат чисто
чувственно воспринимаемые формы, играющие роль элементов второго
членения (пластические фигуры, лишенные, как и фонемы, собственного
Значения), но в китайском каллиграфическом письме предполагаемым
единицам второго членения предшествует Другой уровень артикуляции, а
именно уровень Системы Знаков, наделенных точными Значениями, следы
которых явно различимы на уровне пластического решения.
-------------------
87 "Incontri musicali", III, 1959
Пример с каллиграфическим письмом удобен тем, что он позволяет
перевести разговоре нефигуративной живописи на музыку, музыка, взятая
как чистое звучание, отсылает к созданной культурой Системе единиц
первого членения, т. e. к Системе музыкальных звуков.
II.2.
Естественно, приведенное сравнение вынуждает Леви-Строса высказаться по
поводу фундаментального положения, стержневого для всей последующей
аргументации: "И это положение принципиально важно, ибо современная музыкальная мысль
категорически и не вдаваясь в рассуждения отвергает идею естественного
происхождения Системы отношений
между звуками музыкальной гаммы Они — если следовать весомой формуле
Шенберга — должны определяться исключительно исходя из "совокупности
отношений, в которые вступают между собой звуки"
И как раз структурная лингвистика должна была бы
помочь преодолению ложной антиномии объективизма Рамо и конвенционализма
современных композиторов. В результате членения звукового континуума,
имеющего место в любом типе гамм, между звуками устанавливаются
иерархические отношения.
312
Эти отношения взяты не из природы, поскольку
физические характеристики любой музыкальной шкалы значительно превосходят как по числу, так и по сложности характеристики,
которые отбираются при формировании Системы в качестве её
смыслоразличительных признаков Но также неизменно справедливым остается
то, что, как и любая образная фонологическая Система, любая модальная
или тональная (а также политональная или атональная) Система
основывается на каких-то физиологических и физических свойствах; из,
по-видимому, бесконечного числа которых она сохраняет лишь некоторые и
использует построенные на их основе оппозиции и Комбинации для
разработки кода, способного различать Значения Следовательно, как и
живопись, музыка предполагает естественную организацию чувственного
опыта, это не означает, что она ею ограничивается".
II.3.
Здесь Леви-Строс подходит к тому, чтобы определить,
в чём отличие
конкретной от серийной музыки, неразличение которых — обычная ошибка
прессы Конкретная музыка — это просто парадокс: если бы составляющим её
Шумам удавалось сохранить репрезентативный характер, то тогда можно
было бы говорить, что она располагает единицами первого членения, но
поскольку она в принципе обезличивает Шумы, преобразуя их в
псевдозвуки, то об уровне первого членения, на основе которого могло бы
возникнуть второе, говорить не приходится.
Напротив, серийная музыка созидает свои звучания на основе изощренной
грамматики и синтаксиса, удерживающих её в русле традиционной
классической музыки. Но это не спасает её от некоторых внутренних
противоречий, которые роднят её с нефигуративной живописью или
конкретной музыкой.
"Нивелировав специфику звучания отдельных тонов, возникающую вместе со
звукорядом, серийное мышление почти не организует звукоряд, очень слабо
связывая тоны между собой". Воспользовавшись словами Булеза, скажем,
что серийное мышление всякий раз наново творит потребные ему объекты, а
равно формы, потребные для их организации. Другими словами, оно
отказывается от отношений, характерных для тонального звукоряда, звуки
которого, как полагает Леви-Строс, соответствуют словам, монемам, уровню
первого членения, свойственного всякому языку, претендующему что-то
сообщать И в этом смысле серийная музыка ему кажется впадающей в ересь,
вообще типичную для нашего времени (и именно для нашего -века, потому
что, как мы убедились, дискуссия о серийном мышлении имеет отношение ко
всему современному искусству), заключающуюся в стремлении "построить
Систему Знаков, базирующуюся на одном-единственном уровне членения". .
313
"Сторонники доктрины серийного мышления могут возразить на это, сказав,
что они отказываются от первого уровня членения для того, чтобы заменить
его вторым, компенсируя эту утрату изобретением некоего третьего
уровня, которому они передоверяют функцию, некогда отобранную у второго.
Как бы то ни было, два уровня остаются. После эпохи монодии и полифонии
серийная музыка должна была бы знаменовать наступление эпохи "полифонии
полифоний", совмещая горизонтальное и вертикальное прочтения, она пришла
бы к "двойному" прочтению. Несмотря на видимую логику, этот довод не
отвечает сути дела: во всех языках единицы первого членения малоподвижны
прежде всего потому, что соответствующие функции обоих уровней членения
неопределимы для каждого из уровней по отдельности. Элементы,
выдвигаемые на уровне второго членения для исполнения функции
означивания в иной Системе координат, должны были бы поступать на этот
уровень — второго членения, уже обладая требуемым свойством, т. e. как
способные нести то или иное Значение. И это возможно только потому, что
эти элементы не только взяты прямо из "природы", но организуются в
Систему уже на первом уровне членения: предположение ошибочное,
небезопасное, если не учитывать, что эта Система включает некоторые
свойства естественной Системы, устанавливающей для существ сходной
природы априорные условия коммуникации. Другими словами, первым уровнем
членения заправляют реальные, но неосознаваемые отношения, которые
благодаря упомянутым свойствам способны функционировать, не будучи
осознаваемыми или правильно интерпретируемыми".
II.4.
Этот длинный отрывок, который стоил того, чтобы привести его полностью,
построен на некоторых ложных посылках. Первый аргумент таков: серийная
музыка не язык, потому что для всякого языка неизбежны два уровня
членения (это значит и то, что параметры композиции не могут избираться
с такой степенью свободы, как в серийной музыке; есть слова, уже
наделенные Значением, есть фонемы, а других возможностей нет); ясно,
однако, что этот аргумент может быть перевернут и выражен так: словесный
язык это только один из многих типов языка, между тем как в случае
музыкального языка часто приходится иметь дело также с другими способами
членения, более свободными.
Косвенный, но довольно точный ответ находим
у Пьера Шеффера в его "Эссе о музыкальных объектах", когда он замечает,
что в Klangfarbenmelodie то, что было факультативным вариантом в
предшествующей Системе, обретает функции фонемы, т. e. становится
смыслоразличителем, включаясь в значащую оппозицию 88.
---------------------------
88 Paris, 1966, page 300-303
314
Второй аргумент таков: строгая и жесткая связь обоих уровней членения
основывается на некоторых коммуникативных константах, на априорных
формах коммуникации, на том, что в Другом месте Леви-Строс называет
Духом, а в итоге это все та же вечная и неизменная структура или
Пра-код. И здесь единственно возможный ответ (к которому и требуется
свести, используя понятия честной структуралистской методологии, то,
что угрожает перерасти в структуралистскую метафизику) заключается в
следующем: если идея некоего Кода Кодов имеет смысл в качестве
регулятивной идеи, то неясно, почему этот код должен столь быстро
отождествляться с одним из своих исторических воплощений, иначе говоря,
с принципом тональности, и почему исторический Факт существования такой
Системы обязывает видеть в ней единственно возможную Систему всякой
музыкальной коммуникации.
II.5.
Конечно, исполненные пафоса замечания Леви-Строса заслуживают
всяческого внимания: "В отличие от артикулированной речи, неотделимой от
своего физиологического и даже физического основания, серийная музыка,
сорвавшись со швартовых, дрейфует по течению. Корабль без парусов,
капитан которого, не снеся превращения судна в простой понтон, вдруг
вывел его в открытое море, искренне веруя в то, что неукоснительное
соблюдение морского распорядка спасет экипаж от ностальгии по родным
берегам, а равно от заботы о благополучном прибытии" 89.
---------------------------
89 Il crudo e il cotto, cit., page 45
Перед лицом этой столь понятной обеспокоенности, (а разве не те же
чувства охватывают слушателей серийной музыки и зрителей нефигуративной
живописи?) невольно закрадывается подозрение в том, что жалобы
структуралиста, которому приходится заведовать метаязыком и
подведомственными ему всеми исторически сложившимися языками, каждый из
которых занимает свое место в Системе, это жалобы последнего носителя
какой-то исторически ограниченной языковой нормы, неспособного взглянуть
со стороны на свои собственные языковые навыки, который совершает
большую ошибку, принимая свой собственный язык за универсальный. Это
неразличение идиолекта и метаязыка рождает путаницу, недопустимую в
теории коммуникации.
315
Но Леви-Строс совершает этот шаг без колебаний: музыка и мифология —
это формы культуры, механизмы, вводящие в действие — у тех, кто эти
формы практикует, — общие ментальные структуры; и прежде чем читатель
успеет подумать, стоит ли ему соглашаться с этим, — как уже делается вывод, коль скоро серийное мышление
пересматривает именно эти общие ментальные структуры, то,
следовательно, это структуры тональной Системы (а также фигуративной
живописи). После этого отождествления Леви-Стросу ничего не остается,
как сделать последний вывод: поскольку структурное мышление признает
наличие общих ментальных структур, то оно также признает, что Дух
чем-то детерминирован, следовательно, это материалистическое мышление.
А раз серийное мышление хочет освободиться от тональной Системы
(воплощающей общие структуры ментальности), оно утверждает абсолютную
свободу Духа, и следовательно, это идеалистическое мышление. Заключение
звучит так: "Общественное мнение часто путает структурализм, идеализм и
формализм, но как только структурализм сталкивается на своем пути с
истинными идеализмом и формализмом, так со всей очевидностью выявляется
его собственная специфическая направленность — детерминистская и
реалистическая" 90
-----------------------------------
90 Ibidem, page 48
III. Возможность порождающих структур
III.1.
Для того чтобы глубже и во всей полноте понять смысл приводимых нами
цитат, не стоит забывать о том, что лингвистический и этнологический
структурализм, с одной стороны, и современная музыка, с Другой, пришли
противоположными путями к постановке проблемы универсальных законов
коммуникации.
После многовековой наивной убежденности в том, что тональная Система
естественна и укоренена в законах восприятия и физиологической
структуре слуха (это относится, однако, ко всем сферам современного
искусства), музыка с помощью истории и этнографии в их наиболее
утонченных формах вдруг открывает для себя, что принцип тональности это
не более чем культурная конвенция (и что в других культурах, в Другом
времени и пространстве существовали другие законы музыкальной
организации).
Напротив, лингвистика и этнология (вторая вслед за первой) убедившись —
по крайней мере со времен Колумба — в том, что языки и Системы
социальных отношений у разных народов разные, открыли для себя, что за
этими Различиями скрываются или могут скрываться константные
универсальные структуры, впрочем, достаточно простые и способные
порождать большое количество структур разной степени сложности.
316
И разумеется, структурное мышление склоняется в сторону признания
универсалий, в то время как мышление серийное стремится к разрушению
всевозможных псевдоуниверсалий, которые оно полагает не константными,
но исторически ограниченными. Уместно, однако, задаться вопросом, это противостояние методов есть
противостояние философского порядка или речь идет о двух разных
оперативных подходах, как об этом уже говорилось, не исключающих
компромиссное решение
III.2.
Предположим, что понятие универсальной коммуникативной структуры,
некоего Пра-кода, всего лишь исследовательская гипотеза (решение,
которое с эпистемологической точки зрения позволяет избежать всякого
онтологического и метафизического гипостазирования, но с эвристической
точки зрения не препятствует тому, чтобы анализ коммуникативных
процессов способствовал выявлению этой структуры). В этом случае
естественно, что серийное мышление как деятельность по производству
форм, а не как исследование их предельных характеристик, не зависит от
структурного и, имея дело со структурами, оставляет в стороне
структурный анализ. Не исключено, что всякий случай коммуникации таит
под спудом некую константную структуру, но серийная техника (в первую
очередь техника, и только потом мышление, техника, предполагающая некое
видение мира, но это видение не философского порядка) призвана созидать
новые структурированные Реальности, а не открывать вековечные
структурные законы.
III.3.
Примем, однако, постулаты онтологического структурализма, итак,
структуры, выявленные лингвистическими и этнологическими
исследованиями, существуют на самом деле, являясь константами
человеческого ума, т. e способами функционирования мозгового аппарата,
чьи структуры изоморфны структурам физической Реальности. Но в таком
случае, структурные исследования призваны выявлять глубинные структуры,
самые глубинные, структуру, cuius nihil maius cogitari possit (то,
больше чего ничего нельзя помыслить).
И почему нужно непременно думать,
что это структуры тональной музыки, в то время как ученому более
подобало бы задаться вопросом, а не являются ли указанные структуры
структурами более общего порядка, охватывающими всю совокупность типов
музыкальной логики, включая и тональную музыку, порождающими
структурами, пребывающими по ту сторону всякой грамматики (например,
грамматики тональной музыки), а равно по ту сторону всякого отрицания
грамматики (как в атональной музыке), по ту сторону всякого членения
шумового континуума на звуки — носители культурно обусловленных
смыслов?
317
Легко понять, что такого рода исследование было бы именно тем, чего ждут
от структурной методологии, и оно могло бы показать, как осуществлялся
переход от греческой музыкальной шкалы, восточной, средневековой к
темперированной шкале и от неё к гамме и россыпям поствебернианской
музыки. И легко было бы заключить, что такому исследованию следовало бы
заниматься разработкой не какой-то исходной Системы, например, такой
как тональная, но разработкой механизма порождения всевозможных звуковых
оппозиций в том смысле, в каком этим занимается порождающая грамматика
Хомского 91
--------------------------
91 В этом смысле следовало бы оставить соссюровскую гипотезу кода как
установившейся Системы, перечня, таксономии и принять понятие competence
как конечного механизма, способного порождать бесконечные формы
деятельности. По отношению к этой "глубинной" структуре такие Системы,
как Система тональной или серийной музыки, были бы "поверхностными"
структурами в том смысле, каким Хомский наделяет эти термины.
Смотри по
этому поводу Giorgio Sandri, Note sui concetti di "struttura" e
"funzione" in linguistica, in "Rendiconti", 15—16, 1967 . Кроме того,
следовало бы различать — применительно к возможности "серийного"
дискурса — "творческую способность творить по правилам", т. e
competence, и "способность творить, преобразуя правила", — performance.
Конечно, возможность серийного мышления сразу бы поставила под сомнение
те языковые универсалии, которые имеет в виду Хомский, однако — как уже
отмечалось — генеративная матрица могла бы лежать в основании как
формирования, так и деструкции правил (отсюда и проблематичность её
выявления на каком-то этапе исследования, а возможно, и как
окончательной цели исследования). Работа Хомского несомненно открывает
возможности изучения "открытой комбинаторики", но на её нынешней стадии
было бы нецелесообразно с ходу переводить понятия трансформационной
грамматики на язык семиологического дискурса, особенно если учесть, что
и сам Хомский считает свою Модель — к её определению он возвращается
неоднократно — ещё "рудиментарной". (Ср. The Formal Nature of Language,
in E. Н. Lenneberg. Biological Foundations of Language, N.Y., 1967, page
430 ) Особенно важные замечания Nicolas Ruwet, Intraduction a La
Grammaire généretive, спец. номер "Langages", 1966
III.4.
Напротив, как явствует из работ Леви-Строса, главная задача структурного
мышления состоит в том, чтобы противопоставить серийной технике,
занятой творением истории, созиданием новых разновидностей
коммуникации, некие изначальные и предустановленные структуры для того,
чтобы иметь соответствующую точку отсчета при оценке новых видов
коммуникации, рождающихся как оппозиция к этим параметрам. Это было бы
все равно что судить о законности какого-либо революционного деяния,
противопоставляющего себя существующим установлениям, и при этом взывать
к суду отвергаемых учреждений. Процедурная сторона безупречна, на деле
так и бывает, но с исторической точки зрения такое поведение смехотворно.
318
Обычно научному исследованию вменяют в задачу выявление более обширных
параметров, позволяющих установить взаимосвязь отрицаемого начала с тем
действием, которое его отрицает. Но всякое исследование тормозится, как
только выясняется, что отвергаемое воплощает собой вечную и неизменную
природу вещей. И непонятно, чем тогда отличается эта установка от
поведения Гремонини, который отказывался смотреть в телескоп
Галилея из
страха утратить четкость и ясность имеющихся у него на этот счёт
представлений, ведь птолемеевская теория обращения сфер была
единственным естественным объяснением движения планет. Когда идет в ход
такая аргументация, вот тогда-то и делается очевидной опасно
консервативная природа структурализма Леви-Строса (но только
Леви-Строса).
Структуралистская методология, притязающая на открытие
неких координат вечности внутри всякого текучего исторического
процесса, должна уметь приглядываться к поворотам истории, чтобы
выверять на них выявленные ею структуры, выясняя из пригодность к
анализу нового. И тем более это необходимо, когда (и кажется, все
структуралисты отдают себе в том отчёт) универсальные структуры не
выводятся из всей совокупности частных случаев, но постулируются как
теоретическая Модель, воображаемая конструкция, которая должна мочь
объяснить все, что есть и может случиться.
И было бы неразумно отвергать
скопом и с порога у новых форм коммуникации право на жизнь только
потому, что они структурируются в направлениях, не предусмотренных
теорией, разработанной ещё до того, как эти новые модальности сложились
92. Конечно, может случиться так, что эти новые модальности окажутся
некоммуникативными, но не следует возлагать на теорию слишком большие
надежды, она не всегда может охватить все. В этом случае серийность
поставила бы под сомнение слишком жесткий принцип двойного членения
всякого языка, или убеждение в том, что всякая коммуникативная Система
непременно язык, или представление о том, что искусство непременно
должно что-то сообщать...
---------------------------------
92 И здесь в связи с вопросом о структурах уместно напомнить о том, как
ставилась проблема определения и определимости искусства — в русле
воззрений Антонио Банфи — Дино Формаджо в его работе "Идея
художественности" (Dino Formaggio, L'idea di artisticità, Milano, 1962).
Предлагая вместо неизбежно "исторического" определения некую чистую идею
художественности, которая позволяет признать все существующие поэтики и
отказывается от их нормативного "выпрямления", Формаджо не интересуется
теми методологическими проблемами, которые в данном случае беспокоят
нас, но и в том и в Другом случае на первый план выходит забота о том,
чтобы определения, выработанные в какой-то конкретно-исторический момент
времени, не переносились бы на все другие эпохи. Об отличии точки зрения
Формаджо от нашей смотри нашу работу "Общее определение искусства" ( La
definizione generale dell'arte, in "Rivista di estetica", 2, 1963).
319
III.5.
Не приняв во внимание Опасностей, подстерегающих данный Метод, — и мы о
них уже говорили — легко поддаться соблазну и начать сокрушать
противника уничтожающими определениями типа: "Те, кто не с нами, не
демократы". Но именно так и поступает с противником Леви-Строс,
утверждая: поскольку я признаю существование обязательных структур, я
материалист, поскольку серийное мышление говорит о возможности
творческой модификации этих структур, оно идеалистично.
Если продолжать полемику на уровне словесных игр, то ответ не
представляет затруднения: поскольку Леви-Строс признает наличие
естественных необходимых структур, не зависящих от исторической
эволюции, он механицист; но поскольку серийное мышление признает
возможность того, что в процессе исторической эволюции вместе с
Контекстом меняются и сами структуры понимания и вкуса, оно —
диалектико-материалистическое. Но не следует предаваться этим
пустопорожним играм.
Все это однако, не исключает важности для серийного мышления того, что
собственно и превращает эту технику в видение мира и в "мышление", —
социально-исторического обоснования кодов, убежденности в том, что
надстроечная деятельность могла бы способствовать изменению этих кодов
и что всякое изменение коммуникативных кодов имеет следствием
формирование новых культурных Контекстов, организацию новых кодов,
постоянную их реструктурацию, историческую эволюцию коммуникативных
модальностей в соответствии с диалектическими отношениями между
Системами коммуникаций и социальным Контекстом. Достаточно вспомнить
корреляции, выявленные Анри Пуссером, между миром тональной музыки и
эстетикой тождества, повторения того же самого, вечного возвращения, с
представлениями о замкнутом и повторяющемся времени, которые отражают и
развивают вполне определенную консервативную педагогику и идеологию,
свойственные определенному обществу, с определенной политической и
социальной структурой 93.
-------------------------------
93 Henri Pousseur, La nuova sensibilità musicale, in "Incontri
musicali", II, 1958
320
IV. Призрачные константы
IV.l.
Вышесказанное имеет смысл для анализа тех явлений, при изучении которых
применяются структурные решетки. Конечно, сходство ищут, предполагая постоянство. Если, как напоминает
нам Дюмезиль 94, самым разным народам свойственно представлять богов
триадами, то, стало быть, это соответствует некоторым непреходящим
потребностям человеческого ума или, по крайней мере, такого ума, который
мыслит религиозно. Но с какой стати группировать народы по числу
изобретаемых ими богов, а не, например, по любви или страху, который
они испытывают в их Присутствии? Важно выявить формы поведения, в
которых "Дух" следует норме. Но почему же нужно при этом объявлять
бесполезной попытку выявить формы поведения, в которых одни нормы
нарушаются и устанавливаются другие?
IV.2.
Как пишет Десмонд Моррис в одной из своих книг 95, в которой человек
изучается с точки зрения своего сущностного родства с обезьяной, когда
два примата затевают схватку не на жизнь, а на смерть, в какой-то миг
более слабый, желая показать, что он сдается, и умилостивить соперника,
начинает, согласно ритуалу, выказывать демонстративную покорность,
наиболее явным выражением которой служит принимаемая им поза
сексуального подчинения.
Зоолог отмечает, что эти ритуалы выражения покорности сохранились и у
нас, во всяком случае, под маской гигиенических ритуалов. В связи с чем,
когда, например, мы хотим успокоить стража порядка, указавшего нам на
нарушение, и чтобы не раздражать его, не только внезапно признаем свою
вину, но инстинктивно начинаем доказывать ему, что мы не представляем
никакой Опасности, скребя подбородок, нервно потирая руки, заикаясь, тем
или иным способом стараясь убедить его в том, что наша потенциальная
агрессивность уступила место рабству и покорности. И несомненно,
показателен тот Факт, что за самыми привычными навыками нашего поведения
в глубине скрывается схема поведения наших предков, выдающая в самом
обыденном жесте готовность сдаться. Так дают о себе знать константы,
свидетельствуя неизменность наших первозданных инстинктов.
Но — если и важно, что в основе двух столь различных форм поведения
лежит одна объясняющая Модель (как для того, чтобы понимать наши прошлые
действия, так и для того, чтобы контролировать настоящие и планировать будущие), то тем более интересно, что эта
первозданная Модель настолько эволюционировала, что почти не опознается.
------------------------------
94 Ср. Jupiter. Mars, Quirinus, Torino, 1955
95 Desmond Morris, La scimmia nuda, Milano, 1968
321
Другими словами (и чтобы показать, насколько важно, говоря о структурных
Моделях, придавать по крайней мере такой же вес вариантам, как и
константам), все мы вправе чувствовать себя заинтригованными, узнавая,
что почти неуловимое движение рук, которым горожанка сопровождает свое
объяснение с полицейским, выражает и заменяет готовность отдаться
победителю; но как бы нас ни увлекало выявление всевозможных структур,
мы не можем не быть хотя бы немного удовлетворены тем Фактом, что её
жестикуляция при разговоре с полицейским столь далека от неизящной позы
гомосексуального совокупления.
IV.3.
Оставляя в стороне шутки и возвращаясь к сути проблемы, мы не будем
утверждать, что приведенные доводы свидетельствуют о победе серийного
мышления над мышлением структуральным. Итак, стараясь показать, что
всякое гипостазирование структурального разума имеет свои пределы,
положенные ему Реальностью серийной техники, модифицирующей пресловутые
вечные константы, вскрывая их историческую обусловленность, в то же
самое время мы отдавали себе отчёт в том, что всякая серийная техника
должна разворачиваться (как в плане эффективности коммуникации, так и в
качестве оппозиции отрицаемым ею техникам) на основе структурной
методологии, которая задает последние параметры и устоявшимся и вновь
возникающим формам.
Проблема структурного метода (сказав "метод", мы некоторым образом
предвосхищаем ответ), если мы не желаем сделать его антиисторической
догмой, заключается в том, чтобы не допустить отождествления искомой
структуры с какой-то конкретной серией, которую можно было бы счесть
предпочтительной формой коммуникативных универсалий. Если нам удастся
избежать этой ошибки, серийный метод предстанет Другой — диалектической
стороной структурного метода, полюсом становления, противоположным
полюсу пребывания. Серийность не будет выглядеть тогда простым
отрицанием структуры, но сама окажется структурой, непрестанно в себе
сомневающейся и признающей собственную историческую обусловленность, но
не для того, чтобы отвергнуть саму возможность последнего предела
исследования, а для того, чтобы возвести эту утопию в ранг регулятивной
идеи. При этом любая структура искала бы в самой себе свои глубинные
основания, свой код, делающий её сообщением. Только постоянное усилие и
постоянный критический пересмотр самой себя, непрестанное испытание себя
на прочность — это и только это позволяет ей сделаться
производительницей смысла.
322
V. структура как константа и история как процесс
V.l.
Если структура понимается как вечные законы Духа, то историческое
познание невозможно. Представление о структурах бессознательного,
присущих не только каждому человеческому существу, но и каждой
исторической эпохе и долженствующих одновременно быть и универсально
значимыми, и исторически обусловленными, неизбежно противоречиво.
V.2.
Показателен в этом смысле драматизм попытки Люсьена Себага, старающегося
привести к общим основаниям взгляды Леви-Строса, Лакана и Маркса в
"Марксизме и структурализме" 96.
Уроки Леви-Строса, откорректированные в Духе Лакана, неизбежно приводят
автора к признанию некоего источника всеобщей комбинаторики,
подспудного всякой исторически сложившейся культуре; выделение Дюмезилем
теологической триады, характерной для религиозною мышления всех
народов, вынуждает признать наличие некоего порядка... независимого от
ряда его конкретных воплощений", и общих начал, к которым может быть
возведен код" 97.
С Другой стороны, если и существуют некие
"изначальности", лежащие в основе всякой цивилизации, то можно
попытаться выяснить их не в качестве каких-то детерминирующих факторов,
которые бы существовали независимо от человека, но того, что
складывается в процессе деятельности человеческих сообществ и в чём
историк видит предмет своей науки 98.
В таком случае можно было бы
избежать апорий идеалистического структурализма, и в то же самое время
использовать весь спектр возможностей, заложенных в историческом
процессе: выделение структур оказывается результатом "деятельности
Духа" (в этом случае Дух и исследовательская мысль — одно ц то же),
"отвлекающегося от многообразных форм каузальности, от бесчисленных
связей, устанавливающихся между какой-то областью Реальности и другими
её областями, с тем чтобы определить собственное устройство данной
области" 99.
---------------------------------
96 Sébag L , Marxisme et Structuralisme, Paris, 1964
97 Ibidem, page 121
98 Ibidem, page 123.
99 Ibidem, page 125.
323
И тогда, судя по всему, открывается возможность двойного
прочтения историко-социального материала: с одной стороны,
диахроническое изучение причин и следствий, с Другой, синхронный срез
совокупностей Значений, которые исследователь не считает
окончательными, но пригодными для описания отношений, складывающихся между различными сферами культуры в данный момент времени, при
этом он убежден, что "все эти Системы в целом могут рассматриваться как
многообразные реализации на разных уровнях активности человеческого
Духа" (и здесь Дух" означает "неосознаваемые, но объективные законы"). И
можно было бы, не отказываясь от марксистского исторического подхода,
обратиться к мифам, изучая их сами по себе, вне связи с породившей их
общественной ситуацией 100, как "язык, подчиняющийся некоторым
правилам, не осознаваемым носителями этого языка и тем не менее ими
используемым 101.
Как совместить эти вневременные структуры с
исторической каузальностью? В известном смысле, уповая на
рациональность самой истории, "поставщицы Значений", другими словами,
рациональность хода истории тогда выражается в том, что структуры,
постепенно выкристаллизовываются в разнообразных исторических
Контекстах, оказываются сводимыми к неким всеобщим, но неосознаваемым
закономерностям и вместе с тем являются результатом развития,
обусловленного теми же самыми закономерностями ничуть не менее, чем
структуры. "Марксистский анализ всегда предполагает возможность
отнесения формируемых человеком языков к основанию, от которого берет
начало всякое подлинное творение человеческого мира 102 ...
Историческая наука занимается собственно деятельностью индивидов и
групп, восстанавливая её во всем богатстве взаимосвязей, но также и
структуры, выкристаллизовывающиеся в этой деятельности на разных
уровнях, могут рассматриваться как продукты человеческого Духа,
повсеместно и повседневно упорядочивающего самый разнообразный
материал. И это то, что ныне важно понять"103.
---------------------------------
100 Ср. Michel Foucault, Le parole e le cose, Milano, 1967, page 220.
(Фуко М Слова и вещи М. 1994. С. 228), где автор, показав, что Различие
между физиократами и утилитаристами XVIII века вполне выразимы с помощью
трансформации одной и той же структурной Модели, замечает: "Возможно
проще было бы сказать, что физиократы представляли земельных
собственников, а "утилитаристы" — коммерсантов и предпринимателей .. Но
если принадлежностью к определенной социальной группе всегда можно
объяснить, почему предприниматель или коммерсант выбрал ту или иную
Систему мышления, то условие формирования самой Системы мышления никак
не выводимо из существования той или иной группы."
101 Sébag, cit., page 127.
102 Ibidem, page 128.
103 Ibidem, page144.
324
Ясно, куда клонит Себаг: "Всякое общество, по-видимому, подчинено
некоторому принципу организации, который никогда не бывает единственно
мыслимым, это Реальность, допускающая множество трансформаций",
отдельные сообщения понимаются под определенным — функционально обусловленным — углом зрения, в соответствии с
интересами общества и его конкретных представителей 104; таким образом,
вопрос заключается в том, чтобы понять то, что мы называем "серийным
мышлением", в терминах структурного мышления, считая тональность чем-то
превосходящим выделяемые в ней исторические структуры... Но предприятие
обречено на поражение, коль скоро рациональность истории, долженствующая
обеспечить многообразие Событий и прочтений, растворяется в
рациональности, понятой как объективная логика, которая предопределяет
Факты и моё их видение:
"Ум и в своих действиях, и в законах, которым он подчиняется, столь же
реален, как реально то, что он отражает: и поскольку он реален, он
берется как объект с самого начала. Сознание не только, как пишет Маркс,
есть сознание реальной жизни, оно также сознание самого себя; и это не
просто интуитивная непосредственная данность субъекта самому себе, оно
самоопределяется как Система правил, которые не только воспроизводят но
производятся в процессе познания мира объектов. Этими правилами можно
воспользоваться как простым инструментарием, ибо именно они позволяют
выстраиваться тому, что мы воспринимаем как данность, выявляя
обосновывающий её порядок: но с Другой стороны, эта данность является не
чем иным, как материей, которой ум питается для того, чтобы смочь
означить собственную логическую организацию"105.
---------------------------------
104 Ibidem, page 147.
105 Ibidem, page 148.
Но что это за Реальность ума, исполняющегося такой силы, что он в
принципе способен придавать формы непрестанно обновляющимся реалиям и
делать это так, чтобы изменчивые формы соответствовали требуемому
порядку? Себаг дал на это ответ в уже приведенном отрывке: это возможность его
сведения к "началу начал".
V.3.
Итак, именно идея "начала начал" противополагается идее исторического
процесса. Или лучше сказать, всякая тематика "начала начал" представляет
собой тематику истории как непрерывного развертывания Событий,
исходящих из начала начал, однако — и поныне история мысли не предложила
на этот счёт никакого Другого ответа — когда все на свете отряжают к
началу начал, вещественность исторического процесса становится пустым
звуком, а философия — с ног на голову. Но важнее всего то, что то самое
начало начал, на которое ссылается Себаг, это вовсе не гегелевское
начало всякой диалектики, это нечто другое.
325
Если, впрочем, самого выражения "начало
начал" недостаточно для того, чтобы понять, какую философскую позицию
занимает автор, сошлемся на примечание, напоминающее о том, что
философия задается не вопросом "Что это такое, то, что есть", но "Как
мыслится нами то, что есть". Это хайдеггерианская тональность. Решающее
влияние на Себага, конечно, оказано Лаканом. Последнее философское
сочинение Себага носит название "миф: код и сообщение"106.
в нём
стремление сохранить некую диалектику и движение вполне аннулируется
признанием существования вечных и незыблемых структур Духа, благодаря
которым "само чувственное, обращаясь на себя, выявляет структуры, в
которых себя перерастает"107.
В начале начал таится и прячется Бытие, самоопределяясь в
структурированных Событиях и убегая какого бы то ни было
структурирования. Как структура в
её объективности и устойчивости, так
и процессуальность с её непрестанным созиданием вечно новых структур
зарождаются и пребывают во владениях, — как об этом нам напоминает
Леви-Строс — структурированию не подлежащих.
------------------------------------
106 Le mythe code et message, "Les temps modernes", marzo, 1965
107 Ibidem, page1622
326
Оглавление
Литература
www.pseudology.org
|
|