| |
Академия
общественных наук при ЦК КПСС, 1990
|
Шабров, Олег Фёдорович |
Ленинская
идея Рабкрина: теория, история, современность
Введение
|
Ещё совсем недавно тема Контроля была одной из наименее популярных среди
сторонников Перестройки. Демократизация, гласность, раскрепощение личности...
Совместимо ли все это с Контролем и не пора ли максимально сузить сферу его
действия? Но прошло совсем немного времени и выяснилось, что при всей своей
привлекательности слова эти, если понимать их абстрактно, в отрыве от реальных
условий, легко приобретают противоположное звучание. Свобода зарабатывать любым
способом для одних обернулась несвободой нормально питаться и одеваться для
других. Свободу высказывания кое-кто стал использовать в целях
Дезинформации,
ущемляя тем самым остальных в их Праве на достоверную Информацию. Вновь в
повестку дня встал вопрос о мере, а значит, и о Контроле.
Но дело не только в актуальности. Исследование проблемы Контроля имеет большое
концептуальное, мировоззренческое значение. Что такое Социализм, каким он
виделся В.И.Ленину и был ли в действительности И.В.Сталин продолжателем его
учения и дела? Сопоставление их взглядов и практических действий в сфере
Организации Контроля способно пролить свет и на эти вопросы, а главное
— дать
ключ к пониманию необходимых изменений в действующей в нашей стране Системе
Контроля.
В.И.Ленин видел в Контроле суть Социализма. Раз так, то лозунг
"Больше
Социализма!" равнозначен призыву "Больше Контроля!". Но в нашем представлении
Контроль ассоциируется с ограничением свободы. Напрашивается вывод, что "Социализм" периода культа личности И.В.Сталина и есть идеальная модель
Социализма в его ленинском понимании. Известно, что в стране существуют
достаточно [Достаточно для
чего или кого?] влиятельные силы, готовые именно так трактовать цель Перестройки. С
другой стороны, подобное рассуждение дает иным авторам повод лишний раз обвинить
В.И.Ленина в приверженности идеям "военного коммунизма" и тем самым также
провести знак равенства между ним и его "верным учеником". Используемая при этом
аргументация на первый взгляд кажется убедительной, но в ней содержится скрытый
изъян: предполагается, что наше представление о Контроле совпадает с ленинским.
Так ли это?
Чтобы ответить на поставленный таким образом вопрос, необходимо обратиться и к
теоретическому наследию Владимира Ильича, и к практической реализации выношенной
им идеи Рабоче-Крестьянской инспекции. Именно в ней в концентрированном виде
нашла свое выражение его концепция социалистического Контроля, принципиально
отличающего социалистическую демократию от буржуазной. Именно здесь должна
обнаружиться та качественная грань, которая отделяет ленинский Социализм от
сталинского тоталитаризма.
Было бы неверно утверждать, что советское обществоведение обделило своим
вниманием проблему Контроля. Только с середины 50—х годов по различным
её
аспектам проведено около 150 диссертационных исследований. Половина из них
посвящена периоду становления и развития социалистического Контроля при жизни и
по указаниям В.И.Ленина (1917-1934гт.). На эту тему написано уже немало книг и
статей. Казалось бы, есть все основания считать её исчерпанной. Но почему же
тогда в партийных документах вновь поднимается вопрос о восстановлении ленинских
принципов Контроля? Отчего и сейчас Мы не имеем на него однозначного ответа?
Сложность видится в том, что понятие Контроля имеет ярко выраженную политическую
окраску. Его действительно научный анализ вряд ли был возможен в условиях, когда
обществоведам отводилась роль комментаторов, дающих наукообразное толкование и
обоснование существующих политических доктрин. На примере Контроля нетрудно
проследить зависимость теоретических концепций от смены политических установок.
Особенно наглядно это проявляется в отношении к опыту
Рабоче-Крестьянской инспекции и Центральной Контрольной Комиссии РКП(б)
— отношении принципиальном,
поскольку за ним стоит трактовка применимости реализованных в этом опыте
ленинских принципов к тем или иным конкретным историческим условиям, их "социалистичности".
Между XVII и XX съездами партии в теории и практике Контроля безоговорочно
господствовала точка зрения И.В.Сталина, по инициативе которого ЦКК и РКИ были
ликвидированы. Исходным постулатом, на котором выстраивалась вся сталинская
концепция Контроля, служило фактически признание безошибочности установок,
принятых "наверху". Отсюда следовало, что главным и единственным содержанием
Контроля является проверка их исполнения и применение необходимых санкций к
нерадивым и непослушным исполнителям. "Нам нужна теперь не инспекция, а проверка
исполнения Решений центра, — Нам нужен теперь Контроль над исполнением Решений
центра...", — провозгласил И.В.Сталин на
XVII съезде ВКП(б)1. Уже по смыслу
этой фразы видно, что Контроль как проверка исполнения представляет собой нечто
противоположное ленинскому замыслу, реализованному в органах ЦКК-РКИ.
На очередном, XVIII съезде партии А.И.Микоян охарактеризовал соответствующую
главу сталинского доклада, посвященную Организации проверки исполнения, как "целое учение по организационному вопросу", организационную науку
большевизма2. После этого никакая другая наука о Контроле, понятно,
существовать уже не могла. На долгие годы теоретическая разработка этой проблемы
фактически прекратилась.
Только на ноябрьском (1962г.) пленуме ЦК КПСС, принявшем Решение о создании в
стране Системы партийно-государственного Контроля, был сделан верный, на Наш
взгляд, вывод, что ликвидация ЦКК-РКИ стала следствием несовместимости идеи
Контроля в её ленинском понимании с культом личности3. Как нетрудно
догадаться, эта точка зрения немедленно возобладала и в научных работах. Но
ненадолго. Вслед за расформированием партгосконтроля и созданием органов
народного Контроля она быстро исчезла из литературы. Лишь отдельные авторы имели
смелость отстаивать её в диссертационных исследованиях4, не рассчитанных,
естественно, на широкий круг читателей. ЦКК-РКИ вновь стали рассматриваться как
специфические органы, отвечавшие только условиям переходного периода.
Данную трансформацию взглядов можно проследить не только в общественной науке в
целом, но и в творчестве конкретных ученых. Например, Л.Ф.Морозов и В.П.Портнов
в 1964 г. придерживались мнения, что "единственной причиной ликвидации ЦКК-НК
РКИ явился развивавшийся в это время культ личности И.В.Сталина, поскольку
ленинские принципы партийно-государственного Контроля, как Контроля подлинно
народного, мешали дальнейшему сосредоточению Власти в его руках"5. Но ровно
через 20 лет те же авторы дают тому же историческому факту иную трактовку.
"...Деятельность ЦКК-РКИ была ограничена определенными историческими условиями и
рамками, — пишут они теперь. — Поскольку им был присущ чрезвычайный характер,
как органам, созданным в особых условиях переходного от капитализма к Социализму
периода, необходимость в них, после того как эти исторические условия
изменились, отпала... Ввиду этих обстоятельств XVII съезд ВКП(б) принял Решение
упразднить Наркомат РКИ..."6. Не осталась неизменной и точка зрения
С.Н.Иконникова7 — одного из авторитетнейших и наиболее глубоких, на Наш
взгляд, исследователей Истории ЦКК-РКИ.
Оценка факта ликвидации ЦКК-РКИ важна не только для правильного понимания
событий далекого прошлого. Как и всякая другая оценка, она возникает из
сопоставления сделанного с неким эталоном, сформировавшимся в нашем сознании.
Если согласиться, что ленинская концепция Контроля применима лишь к условиям
переходного периода, а пришедшая ей на смену в 1934 г., так же как и ныне
существующая, адекватна Социализму, то нужно признать последнюю отвечающей
сущности социалистического Контроля. И если так, то Перестройка сложившейся
Системы Контроля должна сводиться к ликвидации допущенных
извращений, но не
затрагивать его сути.
Кому-то, возможно, эти рассуждения покажутся надуманными. Другие возразят, что
за прошедшие три десятилетия концепция Контроля претерпела существенные
изменения и сталинское наследие в этой сфере давно преодолено. Так ли это?
Обратимся к литературе последних лет. Например, В.М.Горшенев и И.Б.Шахов видят
сущность Контроля лишь в том, что ""Субъект Управления осуществляет
Учёт и
проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания"8.
Многим ли
отличается этот подход от того, что содержится в приведенной выше цитате из
доклада на
XVII съезде ВКП(б)?
И это широко распространенный сегодня взгляд на
Контроль.
Уже само это сходство наводит на мысль о необходимости глубже проникнуть в
сущность социалистического Контроля и ещё раз вернуться к осмыслению его
ленинской концепции, но как при этом избежать Ошибок прошлого и не попасть под
влияние нынешних политических установок? Чем подстраховать себя от конформизма,
чтобы не создать ещё один искусственный набор "ленинских принципов" социалистического Контроля, столь же мало отражающий действительный замысел
вождя, зато идеально гармонирующий с содержанием нового политического мышления?
Выход видится только один. Начать необходимо с выяснения сущности Контроля
вообще, соотнеся это понятие с общей теорией социального Управления. Учесть при
этом специфику социалистического Общества как одного из типов социальных Систем.
И уже с этих позиций рассмотреть ленинские взгляды на Контроль и сложившуюся в
этом деле современную практику.
В теории познания такой путь называется
восхождением от абстрактного к конкретному. Именно в этот путь и приглашает
автор читателя данной брошюры.
--------------------------------------------------------------------------------
1 XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (6), 26 января
— 10 февраля
1934 г.: Стенографический отчет. М., 1934. С.35.
2 XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б), 10-21 марта 1939 г.:
Стенографический отчет. М. 1939. С.220.
3 См.: Хрущев Н.С. Развитие экономики СССР и партийное руководство народным,
хозяйством: Доклад на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 г. // Правда. 1962. 20
нояб.
4 См., например: Асламова В.В. Сущность народного Контроля и его роль в
социалистическом Управлении: Дис. ...канд. филос. наук. М., 1979. С.64.
5 Морозов Л.Ф., Портнов В.П. Органы ЦКК-НК РКИ в борьбе за совершенствование
советского государственного аппарата (1923-1934 гг.). М., 1964. С.49.
6 Морозов Л.Ф., Портнов В.П. Социалистический Контроль в СССР: Исторический
очерк. М., 1984. С.123.
7 Читатель может сам сопоставить работы: Донской В., Иконников С. Развитие
ленинских идей о партийно-государственном Контроле // Коммунист. 1962. ? 18.
С.37; Иконников С.Н. Создание и деятельность объединенных органов ЦКК-РКИ в
1923-1934 гг.: Дис. ...д-Ра ист. наук. М., 1971. С.767.
8 Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.,
1987. С.23.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|