| |
М:, Прогресс, 1992
|
Alexis-Charles-Henri Clérel de Tocqueville - Алексис де Токвиль |
Демократия в
Америке
Книга вторая.
Примечания автора
|
с.405
Впрочем, некоторые Аристократы с увлечением занимались коммерцией и
успешно развивали промышленность. Мировая история знает множество
разительных примеров этого. Однако необходимо сказать, что в целом
Аристократия Отнюдь не способствует развитию индустрии и торговли. Лишь
Аристократия денежного мешка является исключением из этого правила
У последней удовлетворение всех Желаний связано с Богатством. Тяга к
Богатству становится в определенном Смысле главным содержанием
человеческих Страстей. Все прочие так или иначе связываются с ней.
Вкус к Денгам и жажда Славы и Власти так тесно переплетаются в Душах
Людей, что порой бывает трудно понять, алчны ли они из честолюбивых
побуждений или же честолюбивы из алчности. Так происходит в Англии, где
нужно быть богатым, чтобы добиться почестей, и где домогаются почестей
как символа Богатства. В этом случае человеческий Разум властно увлечен
коммерцией и индустрией, ибо они представляют собой самые краткие пути к
Богатству.
Впрочем, такое положение дел представляется мне исключительным и
кратковременным. Когда Богатство стало единственным признаком
Аристократии, трудно надеяться, что богатые сами, без чьей-либо помощи
сохранят безраздельную Власть.
Наследственная Аристократия и чистая Демократия расположены на
противоположных полюсах общественного и политического устройства, между
ними находится Аристократия денежного мешка: с наследственной
Аристократией её сближает то, что она наделяет большими Привилегиями
узкий круг лиц, от Демократии же она усвоила то, что Привилегии эти
могут поочередно получать все Граждане. Финансовая Аристократия
представляет собой как бы мостик между двумя полюсами, и невозможно
сказать, завершает ли она своим существованием царство аристократических
Институтов или уже открывает новую эру Демократии.
с.431
В своем путевом дневнике я обнаружил следующую запись, показывающую,
каким испытаниям часто подвергаются американские Женщины, которые
соглашаются сопровождать своих мужей в необжитые районы. Все описанное
ниже истинная Правда
"...Время от времени Мы встречаем участки распаханной целины. Они все
похожи друг на друга Опишу тот, где Мы остановились сегодня вечером, это
даст общее впечатление о всех других.
Колокольчики, которые первопроходцы подвешивают на шею животных, чтобы
легче было разыскать их в лесу, ещё издали известили Нас о наличии
расчищенного участка Вскоре Мы услышали стук топора, которым рубили в
лесу деревья. По мере того как Мы приближались, следы разрушения все
настойчивее извещали Нас о присутствии цивилизованного Человека.
Обрубленные ветки покрывали дорогу; наполовину обгоревшие либо
изрубленные топором стволы деревьев мешали Нам проехать. Вскоре Мы
оказались в
лесу, где все деревья, казалось, постигла внезапная гибель. В разгар
лета они являли собой зимний пейзаж.
506
Осмотрев деревья, Мы увидели, что
на их коре нанесены глубокие кольцевые надрезы, которые, останавливая
движение растительных соков, способствуют быстрой порче деревьев. Мы
поняли, что именно с этого обычно начинает Пионер-землепашец. Не имея
Возможности в первый год вырубить все деревья, растущие на его новом
участке, он засаживает все пространство между ними кукурузой, а затем
умерщвляет деревья, чтобы они не заслоняли своими ветвями урожай. За
полем, которое представляло собой первый, ещё несовершенный набросок
Цивилизации в необитаемом краю, Мы вдруг увидели хижину владельца. Она
была расположена в центре участка земли, более обихоженного, нежели
другие, но и здесь Человеку приходилось выдерживать неравную Борьбу с
лесом: деревья были вырублены, но не выкорчеваны, стволы их загромождали
землю, которую некогда затеняли.
Между высохших стволов пробивались
пшеница, побеги дуба, всевозможных видов растений и травы, все это
перемешивалось и росло одновременно на непокорной и наполовину дикой
земле. А посреди этой мощной и разнообразной растительности возвышался
дом Пионера; здесь такой дом называют "бревенчатой хижиной". Как и
окружающий участок, это деревенское жилище представляло собой результат
новой, торопливой деятельности: его длина не превышала тридцати футов,
высота пятнадцати, стены и крыша были сложены из неотесанного леса,
между стволами проложены мох и глина, чтобы предохранять внутреннее
помещение от холода и дождя.
Приближалась ночь, и Мы решили просить убежища у Хозяина дома.
Услышав наши шаги, дети, игравшие в лесных зарослях, поспешно вскочили
на ноги и побежали к дому, как будто вид Человека напугал их. Их
отступление прикрывали две огромные полудикие собаки с вытянутыми
мордами и торчащими ушами, которые при нашем приближении с грозным
рычанием выскочили из хижины. Затем на пороге своего жилища показался
сам Пионер, он быстро и изучающе осмотрел Нас, подал знак собакам
вернуться в дом и удалился сам, показав им пример и всем своим видом дав
понять, что наше появление не вызвало у него ни любопытства, ни
беспокойства.
Мы входим в это бревенчатое жилище. Внутри ничто не напоминает
крестьянских лачуг Европы; здесь много лишнего и недостает самого
необходимого. Единственное окно прикрыто муслиновой занавеской; в
глинобитном очаге полыхает огонь, освещающий все внутри; над очагом
висит прекрасный нарезной карабин, шкура лани, перья орла; справа от
очага развешена карта Соединенных Штатов, которую приподнимает и колышет
ветер, дующий сквозь щели в стене; рядом с картой на полке, сооруженной
из плохо отесанной доски, несколько книг. Я заметил Библию, шесть первых
песен поэмы Милтона и две Драмы Шекспира. Вдоль стен вместо шкафов стоят
сундуки. В центре комнаты грубо сработанный стол, ножки которого, сбитые
ещё из свежего, не очищенного от коры дерева, растут, кажется, прямо из
пола. На столе я вижу чайник из английского фарфора, серебряные ложки,
несколько выщербленных чашек и Газеты.
У Хозяина дома угловатые черты лица и удлиненные конечности, что выдает
в нём жителя Новой Англии. Очевидно, что Человек этот родился не в этой
глуши, где Мы его встретили; уже внешний облик позволяет сделать вывод,
что его юные годы прошли в интеллигентной среде и что он принадлежит к
той породе беспокойных, деловых и отважных Людей, которые хладнокровно
делают то, что можно объяснить лишь горением Страсти, и которые могут на
время отдаться первобытной Жизни, чтобы быстрее покорить и цивилизовать
пустынные земли.
Увидев, что Мы переступили порог его дома, Хозяин направился Нам
навстречу и, как это принято, поздоровался с Нами за руку, но при этом
лицо его осталось напряженным. Он первым начал расспрашивать Нас о том,
что происходит в мире, и, удовлетворив своё любопытство, замолк.
Казалось, он устал от нашего шума и навязчивости. Пришла наша очередь
расспросить его, и он дал все необходимые Нам сведения. Затем не спеша и
достаточно основательно он начал устраивать Нас на ночлег. Видя, что он
занят столь приятным для Нас делом, Мы тем не менее почему-то не
испытывали к нему Чувства благодарности. Видимо, потому, что, оказывая
Нам гостеприимство, он как бы подчинился своей участи: он исполнял долг,
не ощущая при этом радости.
По другую сторону очага сидит Женщина, укачивающая малыша. Не прекращая
своего занятия, она делает Нам знак головой. Как и Хозяин, Женщина
находится в самом расцвете Сил, её внешний облик не соответствует
бедности Жизни, а одежда свидетельствует о незатухшем ещё Желании
выглядеть привлекательной.
507
Однако черты лица её выдают
усталость, в глазах застыли нежность и степенность, во всей её фигуре
чувствуется религиозная покорность, умиротворенность Чувств и какая-то
естественная и спокойная решительность, позволяющая преодолеть все
жизненные невзгоды без Страха и упрека.Дети окружили её; они здоровы, непоседливы и энергичны, это настоящие
дети безлюдья. Время от времени мать бросает на них Взгляд, полный
радости и задушевности. Сравнивая их Силу и её беззащитность, можно
подумать, что она истощила себя, дав им Жизнь, но нисколько об этом не
жалеет.
В доме переселенцев нет ни внутренних перегородок, ни погреба Вечерами
вся Семья находит приют в одной комнате. Жилище Пионера — это целый мир,
ковчег Цивилизации, затерянный в океане растительности. В ста шагах от
него вечный лес вновь раскидывает свою тень, и Человек опять чувствует
себя одиноким".
с.432
Отнюдь не Равенство делает Людей безнравственными и неверующими. Но
когда Люди безнравственны и неверующи и в то же время Равны, результаты
безНравственности и Неверия легко дают о себе знать, ибо Люди имеют
слабое влияние друг на друга, а Класса, который взял бы на себя труд
охраны Общества, не существует. Равенство никогда не портит Нравы, но
иногда выявляет их порчу.
с.443
Если отбросить тех, кто вовсе не думает, а также тех, кто не
осмеливается сказать, что думает, всё равно окажется, что подавляющее
Большинство американцев удовлетворено политическими Институтами, которые
ими Управляют, и, скорее всего, это так и есть. Я рассматриваю подобный
настрой Общественного Мнения как признак, но не как доказательство
добротности американских Законов. Национальная Гордость, удовлетворенные
этими Законами Страсти, случайные происшествия, незамеченные пороки и,
самое главное, Интерес Большинства, замыкающий рот оппозиции,
— все это в
течение длительного времени может создавать иллюзию как у одного
Человека, так и у целого Народа.
Взгляните на Англию в период всего XVIII века. Никогда ещё Народ не
расточал столько Лести сам себе, ни один Народ не был столь доволен
собой. Все было хорошо в Конституции, все было безупречно вплоть до
явных недостатков. Сегодня же Масса англичан только тем, кажется, и
занята, что доказывает ущербность этой Конституции по всем позициям. Кто
Прав: английский Народ прошлого века или же английский Народ наших дней?
То же самое произошло и во Франции. Не вызывает Сомнения тот Факт, что
во времена Людовика XIV большая часть Народа была в восторге от
существовавшей тогда формы Правления. Сильно ошибаются те, кто считает,
что с этим периодом связан упадок Нравов во Франции. В это время здесь,
конечно же, существовало угодничество, однако сам Дух сервилизма
отсутствовал. Писатели того времени с неподдельным воодушевлением
превозносили королевскую Власть над всеми прочими, самый темный
крестьянин в своем ветхом жилище гордился Славой своего Монарха и был
готов погибнуть с радостным криком: "Да здравствует Король!" Но именно
эти формы Правления для Нас стали ненавистными. Так кто же ошибался,
французы времен Людовика XIV или сегодняшние французы?
Поэтому Суждения о Законах нужно выносить, основываясь не только на
Настроениях Народа, которые от века к веку изменяются, но и с учетом
более возвышенных мотивов и более обобщенного Опыта.
Привязанность, которую Народ испытывает к своим Законам, свидетельствует
лишь о том, что не следует торопиться их менять.
с.475
В главе, к которой относится данное примечание, речь идёт об одной
Опасности. Хочу указать ещё на одну, которая встречается реже, но
которой следует особенно остерегаться.
Если тяга к материальным радостям и Благосостоянию, столь естественная
для Людей, живущих в эпоху Равенства, полностью захватит Умы Граждан
демократического Государства, то национальный Дух может стать столь не
приемлющим воинственность, что стремление к миру может вытеснить у самой
армии её естественную заинтересованность в Войне. В атмосфере всеобщей Терпимости солдаты быстро усвоят,
что намного проще и удобнее неспешно расти в званиях в мирное время, чем
стремительно делать карьеру ценой тягот и невзгод походной Жизни. В этих
условиях армия без особого рвения будет браться за оружие и воевать
недостаточно энергично; она сама не пойдет на неприятеля, её придётся
подталкивать.
508
При этом не следует думать, что миролюбивый настрой армии предохранит её
от участия в Революции, ибо Революции и особенно военные перевороты,
которые свершаются очень быстро, сопряжены с повышенной Опасностью, но
не требуют изнурительного воинского труда; они удовлетворяют тщеславные
устремления с меньшими затратами, нежели Война; в них рискуют лишь
Жизнью, которой Люди демократических времен дорожат менее, чем
жизненными благами.
Нет ничего опаснее для Свободы и спокойствия Народа, чем армия, боящаяся
воевать, потому что, не рассчитывая более найти своё Величие и значение
на полях сражений, она будет искать их в других местах. И тогда может
случиться, что Люди, составляющие демократическую армию, не приобретя
солдатских Добродетелей, утратят гражданские Интересы, а армия,
оставаясь источником беспокойства, потеряет свою боеспособность.
Здесь я повторю то, о чем уже говорил ранее. Лекарство от подобной
Опасности имеется не в самой армии, а в стране. У демократического
Народа, сохраняющего мужественный Характер, всегда будут боеспособные
солдаты.
с.483
Люди связывают Величие Идеи единства со средствами его достижения, Бог —
с результатом. Такое понимание Идеи Величия заставляет Людей
размениваться на тысячу мелочей. Принудить всех шагать в ногу к единой
цели — такова Идея, сложившаяся в человеческих головах. Сделать деяния
Людей бесконечно разнообразными, но так, чтобы деяния эти
многочисленными путями вели к осуществлению единого великого замысла, —
такова Божественная Идея.
Человеческая Идея единства почти всегда бесплодна, Идея Бога чрезвычайно
продуктивна. Люди стремятся засвидетельствовать своё Величие, упрощая
средства; у Бога же проста цель, а средства её достижения бесконечно
многообразны.
с.485
К Централизации Власти демократические Народы постоянно толкают не
только их собственные склонности, но и Страсти тех, кто ими Управляет.Легко можно предвидеть, что почти все способные и честолюбивые Граждане,
проживающие в демократической стране, будут всячески стремиться
расширить прерогативы государственной Власти потому, что каждый из этих
Граждан надеется однажды сам встать у кормила Власти. Было бы пустой
тратой времени пытаться доказать им, что излишняя Централизация
губительна для Государства, ведь они централизуют ради самих себя.
Среди демократически настроенных общественных деятелей к Децентрализации
Власти стремятся либо бескорыстные, либо посредственные Политики. Однако
первых мало, а вторые не в Силах что-либо сделать.
с.496
Я часто спрашиваю себя, что произойдет, если сегодня, когда
демократические Нравы размягчены, а армия проявляет беспокойство, Власть
в какой-нибудь стране захватит военное Правительство.
Я Думаю, что в своей деятельности это Правительство недалеко ушло бы от
картины, описанной мною в главе, к которой относится данное примечание,
и что подобное Правительство не воспроизведёт диких черт военной
Олигархии.
Я уверен, что в этом случае произошло бы слияние Привычек гражданского
служащего и солдата. Правительство восприняло бы воинский Дух, а армия — навыки
гражданского Правления. В результате установилось бы упорядоченное,
ясное, чёткое, абсолютное Правление; Народ превратился бы в армию, а
Общество — в казарму.
с.498
Сегодня нельзя совершенно однозначно сказать, что представляет
наибольшую Опасность: вольность или Тирания, Анархия или Деспотизм.
Необходимо опасаться и того, и другого, ибо Причина всего этого лежит во всеобщей апатии, которая
есть результат Индивидуализма.
509
Именно Равнодушие Граждан приводит сегодня
к ситуации, когда исполнительная Власть, собрав достаточно Сил, начинает
угнетать Граждан, а завтра к этому способу Правления прибегает
какая-либо Партия, имеющая в активе десятка три своих сторонников. Ни та,
ни другая не способны создать ничего долговременного; то, что помогает
им легко победить, мешает им преуспевать в течение длительного времени.
Их свергают потому, что ничто их не поддерживает.
Поэтому необходимо бороться не столько с Анархией и Деспотизмом, сколько
с Равнодушием, которое с одинаковым успехом способно породить и то, и
другое.
Содержание
www.pseudology.org
|
|