Маленький
поселок Полесское среди торфяных болот в
чернобыльской Зоне Отчуждения когда-то
назвался деревней Кабаны. За его околицей боязливо мостились домишки
еврейской
колонии, бедные и серые, как сама дремучая жизнь в лесной глуши.
Полесье начала ХХ века консервировало в
себе
реликтовые обычаи и порядки прошлых
столетий. Скрытая барщина, безземелье крестьян, их унизительная зависимость
от арендаторов и помещиков в мелочах копировали социальные отношения
шляхетской старины.
Что касается евреев, их вовсе не считали за
людей в этом и без того безлюдном краю, где оголтелый антисемитизм и
скотское преследование евреев были само собой разумеющимся делом для каждого
бундючного паразита-пана.
Капитализм пришел сюда за дешевым лесом и
торфом, и в считанные годы рассеял настоянную веками патриархальную дремоту.
Массовые лесозаготовки и лесосплав в долине реки
Припяти пролетаризировали значительную
часть полесского села.
Моисей - Мошка - Каганович, сын безземельного
батрака Бенциона, работал на заготовках с тринадцати лет, а затем стал
квалифицированным рабочим на новом смоляно-дегтярном заводе. Женившись на
дочери разорившегося чернобыльского ремесленника и не имея за душой никакого
жилья, он снял хозяйскую "степку" - небольшой сарайчик для хранения овощей в
украинской части села. В этой крытой камышом землянке родилось тринадцать
детей семьи Кагановичей, из числа которых выжило лишь шестеро - дочь Рахиль
и пятеро сыновей, а среди них и маленький Лейзар -
Лазарь Каганович, появившийся на свет в
ноябре 1893 года.
Так было заведено в череде
поколений
Выжившие дети Моисея Кагановича должны были с
неизбежностью повторить судьбу деда и отца, безвыездно проживших жизнь в
глухомани маленькой полесской деревни. Все должно было случиться именно так
и никак не иначе - но история встала на дыбы и перепахала целые пласты
человеческих судеб, судьбы целых классов.
Все
пятеро сынов Кагановичей станут рабочими и вступят в ряды
социал-демократической партии, будут коммунистами-большевиками. Всех их
ожидает светлое, прекрасное человеческое будущее, диковиннее красочных
сефардских сказок. Будущее, в которое было
бы попросту невозможно поверить тогда, в юности, среди ободранных сельских
мазанок, на утонувших в лужах кривых улочках.
Лазарь был еще очень мал, когда отец получил
тяжелую травму во время аварии котла на дегтярном заводе. Инвалида
вышвырнули с завода безо всякой компенсации за увечья. Арендованный клочок
земли, засеянный мелкой полесской бульбой, не мог прокормить членов семьи,
выживших после болезней.
Старшим братьям Лазаря Кагановича пришлось
занять место своего отца и стать рабочими людьми - Израил устроился на
лесозаготовки, Арон стал рабочим-столяром, а Михаил, покинув Кабаны,
отправился в местечко Иваньково, где выучился на квалифицированного
металлиста. Сам Лазарь в юности нанимался батраком в крестьянские семьи - за
зерно и продукты.
Они изображены на общем фото, сделанном
позднее, уже в Киеве, в 1914 году. Четыре брата - здесь нет только младшего,
Якова-Юлия, будущего заместителя
министра внешней торговли СССР, - в
нарочитых позах, как две капли воды похожие на классических героев рассказов
Бабеля.
Все - рабочие, изменившие старым традициям и
враждебные старым порядкам. В те годы этот путь прошли тысячи молодых
бедняков украинского села, оторвавшихся от своих земельных корней и
пополнивших растущую армию новорожденного пролетариата.
Капитализм востребовал их труд, преобразовал
сознание и чувства, взрастив свою собственную историческую гибель.
Неграмотный рабочий
Михаил Каганович первым занесет в родное
село ростки социалистической пропаганды, к которой вскоре приобщится его
младший брат Лазарь.
Наслушавшись рассказов Михаила, он просил его
объяснить разницу между словами "большевик" и "меньшевик" - "не значит ли
это, что большевики хотят большего, а меньшевики - меньшего?".
Михаил Каганович, будущий нарком
авиастроения, вступил в партию большевиков в 1905 году - в год первой
русской революции. В то кровавое время социал-демократами стали тысячи
еврейских рабочих.
Национальное угнетение еврейской бедноты
дополнительно усиливало
и без того нестерпимое социальное неравенство
Евреи
империи Романовых были ущемлены в различных правах более чем по 650
позициям относительно прочих царских подданных, позорные "ограничения"
повсюду преследовали еврейского бедняка, не имеющего средств на взятку
чиновникам.
Евреи могли проживать лишь в пределах
пятнадцати губерний "черты оседлости", они не имели права избирать и
избираться в органы местного самоуправления (земства, городские думы), их не
принимали на государственную службу и ограничивали в допуске к образованию.
Но самым вопиющим проявлением национальной
дискриминации несомненно следовало считать нарушение права на жизнь и личную
безопасность - еврейские погромы. Первая волна погромов прокатилась по югу
России в 1881-84 гг.
В 1903 году весь мир потряс страшный погром в
Кишиневе, а во время подавления революции 1905-1907 годов погромы
свирепствовали в десятках городов Украины, и в одной Одессе за это время
было убито свыше трехсот евреев - как революционеров, так и случайных
обывателей.
Вдохновителем и
организатором этого террора выступало само царское правительство
Провоцируя национальную, религиозную рознь,
оно стремилось разобщить и ослабить освободительное интернациональное
движение рабочего класса империи. Полиция безучастно наблюдала за насилием и
вандализмом погромщиков. Действенное сопротивление практике антисемитизма
оказали только социал-демократы, противопоставившие черносотенцам огонь
рабочих дружин.
Автор статьи "О погромной травле евреев"
Ленин призвал всех российских рабочих оказать решительный вооруженный отпор
бандам шовинистов, и несмотря на пропаганду националистических партий
Бунд и
Поалей Цион еврейская пролетарская молодежь
местечек и городских гетто решительно становилась на сторону большевиков.
Жандармский генерал А.
Спиридович, служивший
перед первой русской революцией года в Киеве, вспоминал: "Весь молодой
еврейский Подол был в сущности сорганизован... старое небогатое еврейство с
беспокойством посматривало на эту социалистическую молодежь, которая уже с
9-10 лет попадала в кружки, читала прокламации, разбрасывала их, выполняла
разные революционные поручения.
Она считала себя сознательной,
сорганизованной, смеялась над стариками и в большинстве не признавала
синагоги. Ветхозаветные старики качали
головами. Богатое же еврейство, ослепленное блеском золота, веря только в
свое всемогущество, не замечало, какой враг, единый по крови, нарождался у
него".
Таким образом, борьба в рядах партии
большевиков становилась необходимым условием для социальной, национальной и
культурной эмансипации молодого еврейского пролетариата. Еврейские рабочие
знали - большевики хотят большего, они стремятся к полному освобождению
угнетенных всех стран и национальностей.
Поколение Кагановича приняло самое активное
участие во всех революционных выступлениях пролетариата царской России, а
лучшие его представители стали сознательными бойцами коммунистической партии.
Этот типаж был блестяще обобщен
Исааком Бабелем в образе юного Илии
Брацлавского, сына последнего раввина чернобыльской династии, героически
погибшего в рядах Конармии.
Личные вещи павшего конармейца, причудливо
совместили в себе черты старой, еврейской, и новой, социалистической,
культуры: "Портреты Ленина и
Маймонида лежали рядом... на полях
коммунистических листовок теснились кривые строки древнееврейских стихов".
* * *
Лазарь
Каганович выучился грамоте в еврейской талмудической школе
соседнего местечка. Будущий коммунист впоследствии не раз будет использовать
в пропаганде жизнеописание библейского
Амоса - пророка бедняков. "...в 1912 году в
Киеве, когда мне пришлось выступать против сионистов, я использовал и привел
вновь слова Амоса с соответствующими большевистскими выводами.
Амос, говорил я, разоблачал и проклинал
таких богачей, как нынешние ваши киевские миллионеры Бродские, Гинзбурги и
другие, с которыми вы зовете нас, рабочих и бедняков, объединиться в якобы
единой еврейской нации.
Амос
уповал на то, что бог их накажет, и его мессия спасет нас. Но
мы, рабочие, сегодня не будем ждать наказания божьего Бродским и Гинзбургам
и спасения нас мессией - мы вместе со всеми революционными рабочими России
всех наций будем бороться с капиталистами всех наций, чтобы уничтожить гнет
богачей".
Политическое образование Лазаря довершила
практика капиталистического угнетения. Безденежье заставляет его оставить
школу и переехать в Киев. С четырнадцати лет он начинает работу на складах,
лесосплаве, в обувных и сапожных мастерских, на железной дороге. "Я явно,
бесповоротно решил, что реальным для меня является один путь физического
труда рабочего-пролетария, продающего свою рабочую силу, но борющегося с
эксплуататором-капиталистом".
Молодой рабочий нередко оказывался за
воротами предприятия. "Помню, что в эти периоды моей безработицы, сидя на
бульварах, расхаживая по улицам, площадям, скверам, наблюдая франтов,
аристократов, богачей, фланирующих по Крещатику, их изысканную одежду,
высокомерное их поведение в противоположность рабочим, трудовым людям, сумно
шагающим в рабочей одежде, и безработных в рваной одежде, - я все больше
озлоблялся и проникался острым чувством классовой ненависти к паразитам,
кровососам и в то же время чувством глубокой солидарности, любви и уважения
к своим братьям по классу, по нужде, страдающим так же, как и я сам".
Он немедленно
сближается с рабочим социалистическим движением подольского
гетто. Распространяет газеты, листовки и
прокламации, участвует в организации профсоюза сапожников и кожевенников и
стачечной борьбе.
Занимается подготовкой рабочего протеста
против позорного
дела Бейлиса - дикого, сфабрикованного обвинения в ритуальном
убийстве, предъявленного молодому киевскому еврею.
Помогает организовывать нелегальное
празднование столетнего юбилея
Тараса Шевченко. В августе 1911 года Лазарь
Каганович вступает в Подольский районный комитет
РСДРП.
В течение нескольких лет он работает в этой
партийной организации вместе с Наумом Голдом, Семеном и Самуилом Губерманами,
Анютой Слуцкой, Семеном Костюком, Борисом Маргулисом, Марией Приворотской -
своей будущей женой, членом партии с 1909 года, и другими видными рабочими-большевиками.
Здесь, в Киеве, он проходит школу
коммунистического подполья, и, по своим собственным словам, навсегда
становится "убежденным революционным марксистом".
Впереди
будет партийная работа на Донбассе, большевистская агитация в частях царской
армии, гражданская война на Украине, в Белоруссии, на Верхнем Дону и в
Поволжье, борьба в далеком Туркестане, где в 1920 году Лазарь возглавит
общегородской Совет Ташкента.
Затем - профсоюзная, партийная работа в
высших органах советских республик, создание
Московского метро и железнодорожной системы
СССР.
Лазарь Моисеевич Каганович прожил долгую и
удивительную жизнь, - но, в общем, она была вполне типичной для поколения
его времени.
Незадолго до смерти, 93-х лет от роду, он
скажет - "Революция сделала нашу молодость героической и нескончаемо долгой".
Революционер Каганович хорошо знал это неуловимое свойство революционной
борьбы. Она хранит его и поныне.
Лазарь Моисеевич был женат на М. М. Приворотской
(1894-1961), П. С.
Жемчужиной (Карповской; 1897-1970)
Встречи, люди, нравы, время...
www.pseudology.org
|