| |
М:,
"Флинта", 1988,
ISBN
5-89349-049-5, "Наука", 2000,
ISBN 5-02-011311-5 |
Андрей Борисович Есин
|
Принципы и приёмы
анализа литературного произведения
Анализ и cинтез в литературоведении
|
Анализ — важнейший метод научного Постижения литературного Произведения.
Но аналитическое расчленение целого на составляющие не может быть
самоцелью. Художественное Произведение есть Система, во многом похожая
на живой организм, а это значит, что она обладает Свойством Целостности,
которая
богаче, чем сумма составляющих Систему элементов.
Конечная цель
научного рассмотрения литературно-художественного Произведения —
Познание именно этой эстетической Целостности. Только такое Познание
адекватно самой природе Искусства, которое и по своей Структуре, и по
способу воздействия на Читателя является Целостным организмом. Таким
Образом, Анализ в научном рассмотрении Произведения предстает хотя и
важным, но всё же вспомогательным этапом работы, он подготавливает
Синтетическое, Целостное Осмысление художественного Произведения.
Синтетическое,
Нерасчлененное Впечатление от Произведения существует в
Нашем Сознании
Изначально, представляя из себя донаучный этап освоения
художественной Реальности. Работа любого ученого-Литературоведа
начинается с того, что он воспринимает Произведение просто как Читатель
(Правда, Читатель грамотный, квалифицированный). В результате
непосредственного воздействия эстетической Реальности на воспринимающее
Сознание формируется первое Впечатление от Произведения, первое,
Синкретическое, ещё
Нерасчленённое Представление о Содержании
Произведения и его художественном своеобразии.
На этом этапе
Восприятие
во многом Эмоционально, стихийно, в значительной мере Подсознательно.
Такое Восприятие естественно и органично для области эстетического. Но
не менее естественное явление представляет собой и последующий этап
освоения художественной Реальности (который уже встречается не всегда, а
лишь у Читателя искушенного, квалифицированного, развитого) — стремление
разобраться в своих Впечатлениях, подвергнуть их рационально-понятийной
обработке. По выражению Г.
Товстоногова, после Восприятия
непосредственной Целостности художественного Произведения в Сознании
Читателя происходит "обмен чувств на мысли", и этот период эстетической
Рецепции является переходным от "живого Созерцания к абстрактному
Мышлению", он подготавливает собственно научное Осмысление эстетического
целого.
Это Осмысление и проходит первоначально в Форме Анализа,
призванного в Идеале обогатить Наши Представления о смысловых и
художественных особенностях Произведения, не утратив при этом живого
Эмоционального контакта с ним. Важнейшей функцией научного Анализа
является также проверка, корректировка, а иногда изменение
первоначальных, Целостных и донаучных Представлений о Произведении. В
этом процессе огромную роль играет неоднократное внимательное
перечитывание Текста, что дает возможность не только углубить
первоначальное Осмысление Произведения, но и проверить его правильность.
Первичное Читательское Восприятие субъективно, и в силу этого после
первого прочтения нельзя быть до конца уверенным в том, что Произведение
понято правильно и тем более Достаточно полно — при перечитывании всегда
открывается нечто новое, а иногда и неожиданное, заставляющее менять
первоначальное Суждение. Перечитывание — не частный, а принципиальный
Приём
Литературоведческого Анализа, о чем хорошо сказал В.Ф. Асмус в статье с примечательным заглавием "Чтение как труд и творчество":
"Длительность Чтения во Времени и "мгновенность" каждого отдельного
кадра Восприятия необычайно повышают требования к творческому труду
Читателя.
До тех пор, пока не прочитана последняя страница или строка
Произведения, в Читателе не прекращается сложная работа, обусловленная
необходимостью воспринимать Вещь во Времени <...> До прочтения последней
страницы не прекращается также работа соотнесения каждой отдельной
Детали Произведения с его целым <...>
Поэтому, не рискуя впасть в
парадоксальность, скажем, что, строго говоря, подлинным первым
прочтением Произведения, подлинным первым прослушиванием симфонии может
быть только вторичное их прослушивание. Именно вторичное прочтение может
быть таким прочтением, в ходе которого Восприятие каждого отдельного
кадра уверенно относится Читателем и слушателем к целому. Только в этом
случае целое уже известно из предшествующего — первого — Чтения или
слушания. По той же причине наиболее творческий Читатель всегда склонен
перечитывать выдающееся художественное Произведение. Ему кажется, что он
ещё не прочитал его ни разу"*.
___________________
* Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории
эстетики. М., 1968. С. 66.
С другой стороны, не зря говорят, что первое Впечатление — самое
сильное, поэтому одна из задач научного Постижения художественного
Произведения — это по мере возможности максимально сохранить остроту и
свежесть первого контакта с эстетическим объектом.
Научный Анализ — проверка объективными методами субъективного
Впечатления. В процессе Анализа первоначальное Представление о Смысле и
художественном своеобразии Произведения поддерживается текстовыми и
логическими доказательствами, превращается из гипотезы в научную
концепцию. Анализ дает возможность в конце работы над Произведением
вновь придти к Синтезу, но уже на новом, качественно более высоком витке
спирали. Целостность освоения Произведения на этом заключительном этапе
уже не та, что при первоначальном Восприятии: она базируется на
доказательствах и претендует на статус научной Истины.
Каков же путь перехода от Анализа к научному Синтезу? В процессе
Анализа, с одной стороны, происходит выделение существенных для данного
Произведения Свойств и качеств и отсеивание несущественных, идет процесс
своеобразного научного обобщения. Мы получаем Представление о ведущих
эстетических принципах построения данной художественной Системы, которые
и создают собственно её Целостность, органичность. При этом, используя
Приём сопоставления (один из важнейших, принципиальных Приёмов Анализа),
сравнивая данное художественное Произведение с другими, Мы все лучше
понимаем его эстетическую уникальность, неповторимое своеобразие.
С другой стороны, в процессе Анализа наблюдается повышенное внимание к тем
"мелочам" Текста, которые могут ускользать при первом Чтении. Расширяя и
углубляя Наше Представление о смысловой и эстетической сторонах
Произведения, Анализ в этом случае одновременно работает и на Идею
единства художественного мира, поскольку выясняется, что все "мелочи" и
частности пронизаны Идеей целого, подчиняются единым художественным
принципам.
В процессе Анализа Мы рассматривали отдельно элементы Содержания
Произведения и отдельно — его Формы, хотя, как уже говорилось, и имели
постоянно в виду их взаимодействие, Связь, выражающуюся главным Образом
в функциональности формальных элементов по Отношению к Содержанию.
Синтетическое рассмотрение Произведения призвано
ещё более тесно увязать
в Нашем Представлении элементы Формы и Содержания; можно сказать, что
объектом Синтетического рассмотрения является не Форма и Содержание сами
по себе, но феномен содержательной Формы.
Для того, чтобы Анализ
Эмоционально-смысловой стороны Произведения был убедительным, необходимо
обращаться к доказательствам, получаемым при Анализе формальных
элементов, и наоборот — Постижение художественной Формы в
её Целостности
и единстве невозможно без понимания содержательной нагрузки, которую она
несёт. Однако здесь следует учитывать и относительную самостоятельность
Формы и Содержания, почему само Синтетическое рассмотрение Произведения
может иметь двоякую направленность: либо на раскрытие преимущественно
Эмоционально-смысловой стороны, либо на освоение эстетического
своеобразия.
В соответствии с этим можно разграничить два направления
Целостного Анализа: преимущественное внимание к Содержанию дает Нам в
конечном результате Интерпретацию, преимущественное внимание к Форме
образует Представление о Целостности Стиля. Рассмотрим эти два
направления подробнее.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|