Мастеров этой профессии называли еще рубленниками, потому что строили они, пользуясь только топором. Хотя поперечные пилы были известны уже в конце XVII в, но широкого распространения не получили, так как при перепиливании бревен повреждались волокна дерева и оно начинало “тянуть” влагу. При рубке же дерева его волокна сдавливались, древесина уплотнялась и становилась менее подвержена гниению.
Топором со сваленного дерева срубали ветки и сучья, обтесывали, раскалывали комли пополам, чтобы получить плахи для настила полов и потолков. Из плах топором же вытесывали доски (тесины) — не более двух из одного бревна. Из бревен, плах и тесин плотники ставили храмы и дома, изготовляли мебель, телеги и сани, посуду и бочки.
Всю жизнь работая с деревом, они хорошо его знали и использовали его свойства. Дома (а среди москвичей бытовало мнение, что жить в деревянном доме здоровее, чем в каменном) ставили из хвойных пород деревьев — сосны, ели, лиственницы. Их смолистые стволы меньше подвергались гниению, чем бревна из других деревьев. Твердая и прочная лиственница шла на нижние венцы дома. Стены выкладывали из более мягкой сосны, которую было легче обрабатывать. Из ели, дерева легче сосны, ставили стройные крыши. Плотный дуб применяли для нижних венцов построек, возводимых на сыром месте. Лемех — дощечки, которыми, как черепицей покрывали крыши, вырубали из осины. Древесина этого мягкого дерева под воздействием дождя и снега твердеет, приобретая прочность и красивый серебристый оттенок.
Чтобы здания не гнили, их ставили на валуны, обрубки толстых бревен или пни с обрубленными корнями. Эти подставки под срубом и породили выражение “избушка на курьих ножках”. Их подставляли не только под хоромы, но и под храмы. Так, некогда в Москве на большой Молчановке стояла каменная церковь, которую называли “Никола на курьих ножках”.
233. Масса 1 куб.м дуба на 90 кг больше массы 1 куб.м лиственницы. Масса кубометра ели на 130 кг меньше массы кубометра лиственницы. Масса 1 куб.м сосны на 40 кг больше массы1 куб. м ели. Масса 1 куб.м осины на 120 кг меньше массы 1 куб.м сосны. Какова масса 1 куб.м древесины каждой породы, если сумма масс 5 кубометров древесины, перечисленных выше пород составляет 2810 кг?
ОТВЕТ. Дуб -720, листв-630 кг, сосн-540,ель 500 кг, ос - 420
Лес привозили в Москву на баржах и продавали на лесном базаре у стен Белого города. Здесь можно было приобрести и бревна, которых на постройку небольшого дома требовалось 150 — 180 штук, и целые срубы, которые здесь же на рынке разбирали, перевозили, куда хотел заказчик, и там собирали. Хозяину оставалось только законопатить щели между бревнами мхом, который продавали на том же базаре. “Сруб с сенями” стоил “24 рубля с провозом”, “изба с нутром” — с комнатой, отделанной изнутри — 13 руб.
Изготовление досок было самым трудоемким делом, поэтому стоили они дорого.
234. Дверная доска длиной в 1 сажень стоила на 0,72 руб дороже, а половая доска — 0,03 руб. дешевле такой же доски для изготовления лавки. Сколько стоила каждая доска, если за все три было уплачено 0,93 руб?
ОТВЕТ. дв-0,8; лав- 0,08; полов -0,05
Срубленные плотниками избы получались сухими и теплыми. Обычно дома были в несколько житл — этажей, причем нижний этаж, подклет, использовали для хранения припасов. Жили на втором этаже в горницах - помещениях, находившихся "горнее", выше подклета. Над женской половиной дома возводили большие светлые палаты со множеством окон. Они назывались светлицы, в них женщины ткали, шили, вышивали.
Горницы топились по-черному и по-белому, очень часто в одном и том же доме были горницы с печью и дымоходом и с печью без дымохода. Существование "курных изб" объясняется, возможно, особенностью устройства крыш и климатом России. Крыши домов, сделанные из коры и дерева, от частых дождей и обильных снегопадов сырели, и их успешно сушил дым, поднимавшийся через потолок вверх. Дом с печью, топившейся по-черному, был суше и теплее дома, топившегося по-белому.
И сейчас можно встретить старые дома в Архангельской области с печами, которые до сих пор изредка топят по-черному, чтобы просушить крышу и чердак, а живут хозяева, конечно, в комнатах с современной печью. Удивительно, насколько в комнате, которая топится печью без дымохода, чисто. Мебель и иконы в красном углу, белоснежные занавески на окнах и подзоры на кроватях не имеют следов сажи, и только верх стен и потолок совершенно черны. В такой комнате сейчас поставлены большие современные окна с яркими, по обычаю северян, цветами на подоконниках. В средневековой же Москве делали небольшие длинные окошки под потолком, чтобы через них уходил дым и угар, ибо, как отметил книжник XII в.: "горечи дымные не претерпев, тепла не видати". Эти окошки не открывали, а задвигали рамами, заволакивали, и поэтому их называли "волоковые". В них вставляли слюду или промасленную ткань. Они пропускали мало света, поэтому в горницах и днем было полутемно. Богатые дома по-черному не отапливались, и окна в них были не волоковые, а большие — красные. Но и в них стояло не стекло, а слюда. Стекло на Руси было известно с XIV в., но изготавливали его только круглой формы и небольшими размерами, вроде дна бутылки. Было оно темно-зеленым и пропускало мало света. Даже окна царского дворца в Коломенском, построенного для Алексея Михайловича, блестели “драгой слюдвой”.
Вся мебель горниц — стол, лавки, стулья были деревянной. Ели из посуды, которую тоже вырубали из целого куска дерева топором, а позже стали вытачивать из клена и ясеня. Из клена и липы вырезали также ковши и ложки.
В сенях домов зимой стояли лыжи, которые были известны на Руси с Х в. Делали их также как современные — с загнутым вверх концом, со сквозными отверстиями для ремешка, которым лыжи крепили к обуви. Рядом с лыжами могли лежать и коньки, только их тогда вырезали из коровьей кости.
Нет сведений о числе деревянных домов в Москве. Известно лишь сколько дворов было в столице, а так как в каждом дворе (или усадьбе), был не только жилой дом, но и конюшни, сараи, бани и другие строения, то домов в Москве было, как минимум, не меньше числа дворов.
В 1701 г. Петр I приказал Земскому приказу составить список всех дворов в Москве, с которых собирали мостовые деньги, т.е. деньги на строительство мостовых. Приказ перечислил, сколько было в столице "по писцовым и переписным книгам... в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном и за Земляным городом дворов всяких чинов людей написано". По сведениям, приведенным в этом списке, составлена задача:
235. В 1701 г. в Москве в Земляном городе было дворов на 1277 больше, чем за его валом. В Белом городе— на 4862 двора меньше, чем в Земляном. В Китай-городе — на 2260 дворов меньше, чем в Белом. В Кремле — на 229 дворов меньше, чем в “Китае”. Сколько дворов было в каждой части Москвы, если известно, что в Кремле и Земляном городе было 7437 дворов?
ОТВЕТ. В Кремле было 43 двора, в Китае - 272, в Белом городе - 2532, в Земляном - 7394, за Земляным городом 6117 дворов. Итого в 1701 г. в Москве было 16358 дворов.
Согласно тому же источнику, в 1701 г. в Кремле и Китай-городе жили только богатые люди — духовенство, чиновники, дворяне, богатые купцы, а ремесленный люд жил в Земляном городе или за его пределами. Большинство домов в Москве в 1701 г. были из дерева. Ведь даже в 1935 г. в Москве насчитывалось до 2/3 деревянных домов. Деревянный город часто горел, и чтобы уменьшить число пожаров, Петр I в 1701 г. предписал в Москве "деревянного строения отнюдь не строить, а строить неотменно каменные домы, или, по крайней мере, мазанки, и строиться не среди дворов, как было в старину, а линейкой по улицам и переулкам для великаго Его Царскаго Величества интереса и лучшаго в том способа и против строений других Европейских Государств". Но приказ этот не выполнялся, так как на строительство каменных домов нужно было больше средств. Поэтому следили за тем, чтобы хотя бы в Кремле и Китай-городе не строили деревянных домов.
Из всех городов России только Петербург был возведен из камня, но для этого по всей стране с 1714 по 1728 гг. было запрещено строительство каменных домов, так как в Санкт-Петербурге "каменное строение зело медленно строится и каменщиков и прочих художников того дела достать трудно и за довольную цену".
Все города империи были деревянные. В 1760 г. обследовали более 70 городов центральной и северной России и установили, что в 55 из них не было ни одного каменного дома, а в остальных — немного.
236. В 1760 г. в Туле было в 3 раза больше каменных домов, чем в Коломне, в Калуге - на 52 дома больше, чем в Туле, в Ярославле - на 42 дома меньше, чем в Калуге, в Серпухове — на 34 дома меньше, чем в Ярославле, в Рязани - на 6 домов меньше, чем в Серпухове, в Костроме—- на 2 меньше, чем в Рязани. Сколько каменных домов было в 1760 г. в каждом из указанных городов, если известно, что в Коломне и Костроме их было 12?
ОТВЕТ. В 1760 году в Костроме был 1 каменный дом, в Рязани 3, в Серпухове - 9, в Коломне - 11, в Туле - 33, в Ярославле - 43, в Калуге - 85.
Пожары и войны уничтожили многие деревянные города, дома которых поставлены были умелыми российскими плотниками так качественно, что могли бы стоять века. В Кижском заповеднике, например, сохранилась церковь Лазаря, которой уже 600 лет, а построек XVII - XVIII в.в. на Севере сохранилось множество. Эти строения помогают представить, какими красивыми были древние города России, какие в них были “преудивленные” постройки.
Производство железа — одно из древнейших на Руси. Из железной руды, которой много по болотам лесостепной части страны, выплавляли крицы - губчатое железо, которое затем под молотом кузнецов уплотнялось. Плавили руду в глиняных домницах, в которые по глиняным трубкам — соплам мехами накачивали воздух. Интересно, что в домницах железо не выплавляют с XVIII в., однако слова, связанные с этим производством, живут до сих пор. Так, человека с рыжеватыми волосами называют рудой, так как цвет его волос похож на цвет болотной руды. Музыкальный (духовой) инструмент называется сопель, а о человеке говорят, что он сопит.
Кузнецы из руды выплавляли железо, а затем из него выковывали различные изделия. С XV — XVI вв. домницы в Москве исчезли, и кузнецы стали работать на привозном железе, добываемом в российских месторождениях и там же выплавляемом.
Мастеров, работавших с железом, называли кузнец железу. Но были в столице мастера, которые ковали изделия из меди и бронзы, из олова, золота или серебра. Их и называли кузнец меди, кузнец серебру, кузнец злату. Вычислим количество московских кузнецов, специализирующихся на различных металлах в 1638 г., когда была проведена перепись мастеров столицы и составлены дошедшие до нас "Росписные списки".
237. В 1638 г. в Москве кузнецов, ковавших из железа, было на 60 больше, чем кузнецов, ковавших из меди. Кузнецов, ковавших из серебра и золота, было на 82 меньше, чем кузнецов, работавших с железом. Сколько в Москве работало кузнецов по железу, меди, золоту и серебру, если известно, что кузнецов, работавших с медью, золотом и серебром было на 10 больше, чем кузнецов, работавших с железом?
ОТВЕТ. В 1638 г. в Москве работало 92 кузнеца по меди, 70 по серебру и злату, 152 - по железу.
Кузнецы по железу, изготавливавшие щиты, назывались щитниками, изготовители кольчуг — бронниками, гвоздей — гвоздочниками, иголок для шитья — игольниками.
В "Росписи" 1638 г. не только указано, что в столице работало 152 "кузнецов железу", но и перечислены их специализации.
238. В 1638 г. в Москве броню и латы ковало на 5 кузнецов меньше, чем ковало самопалы. Число кузнецов, ковавших замки, составляло 0,25 от числа кузнецов, ковавших латы и броню. Иголки изготавливали на 4 человека больше, чем замками. Сколько было кузнецов, занятых производством изделий каждого вида, если известно, что самопалы ковало на 10 мастеров больше, чем иголки.
ОТВЕТ. В 1638 г. в Москве 3 человека ковали замки, 7 - игол ки, 12 - броню и латы, 17 - самопалы.
Самопалы, о которых говорится в задаче, — это ручницы, о которых неоднократно упоминалось выше.
Кроме перечисленных мастеров в Москве еще один кузнец ковал ножи, три — скобы, один — подковы. Остальные "кузнецы железу" выполняли менее сложные работы.
Российские кузнецы славились своим мастерством. Летописец XIII в., восхищавшийся доспехами, выкованными русскими умельцами, записал "щиты же их яко зоря бе, шолом (шлем) же их яко солнцю восходящу".
Высоко ценили и на Руси, и за границей работу московских бронников. Недаром крымский хан Мегли-Гирей, союзник Ивана III в борьбе с ханом Ахмедом в 1480 г., не раз просил прислать ему и его вельможам доспехи русской работы.
Московские кузнецы изготавливали замки с секретами, которые охотно покупали как у нас, так и за границей. Об их широком распространении по Европе говорит запись в инвентарном списке Бервенковского монастыря в Чехии, составленном в 1390 — 1391 гг., где значатся "3 железных замка, в просторечии называемых русскими."
Павел Алеппский отмечал, что в Москве “все двери и окна (рамы) сделаны также из чистого железа — работа удивительная”.
Стоит отметить, что с 1465 г. российские кузнецы освоили ковку листового железа, и с этого времени в Москве появились железные крыши. До этого крыши делали из дерева, черепицы и листов свинца и меди, последние часто золотили.
Жили “кузнецы железу” сначала в Кремле и на самой древней улице столицы — Великой, которая шла почти от Кремля вдоль Москвы-реки до того места, где теперь стоит гостиница "Россия". Археологи раскопали в этом районе дворы кузнецов, еще имевших домницы для плавки руды. Но кузнечное производство было огнеопасно, особенно в деревянном городе, поэтому мастера старались жить на окраине, близ реки. Постепенно они переселились из Великого Посада и основали несколько кузнечных слобод. Самые крупные из них были за Яузой, за Москвой-рекой и у Пушечного двора, где теперь Кузнецкий мост. Сохранилась "Роспись кузнецов, которые делают на Москвеи слободах всякое кузнечное дело". Она составлена в 1641 г., и по ней видно, что к тому времени ни в Кремле, ни в Китай-городе ни один кузнец не жил. Часть кузниц стояла на окраине Белого города, остальные же — в Земляном городе.
239. На окраине Белого города работало на 82 кузницы меньше, чем в Земляном городе. Если бы в Белом городе было кузниц в 2 раза больше, чем в действительности, а в Земляном городе столько же, сколько на самом деле, то в Земляном городе кузниц оказалось бы на 47 больше, чем в Белом. Сколько было кузниц в Белом городе и в Земляном?
ОТВЕТ. В 1641 г. на окраине Белого города работало 35 кузниц, в Земляном - 117.
Кузнецы, ковавшие броню, кольчуги, жили в Бронных слободах, там, где сейчас Большая и Малая Бронная улицы.
Кузнецы серебру — там, где теперь Серебряный переулок и Серебреническая набережная Яузы. Работали они не только в Оружейной палате (где изготавливались вещи для нужд двора) и в Монетном дворе, но и в частных мастерских, производящих ювелирные и бытовые изделия на продажу. Число мастеров по серебру и золоту известно по спискам, составленным в 1722 г., когда Петр I повелел мастерам Москвы и Петербурга записаться в сответствующие их специализации цеха.
240. В 1722 г. в московский цех было записано золотых дел мастеров на 253 человека меньше, чем мастеров по серебру. В 1752 г. мастеров по серебру стало на 328 чел. больше, а число работавших с золотом составило 0,5 от числа золотодельцев в 1722 г. Сколько мастеров было записано в соответствующие цеха в 1722 гг., если известно, что по спискам 1752 г. серебряных дел мастеров числилось на 596 человек больше, чем мастеров по золоту?
ОТВЕТ. 1722 г - Сер 283; Зол 30
1752г - 611 и 15 .
Кузнецы, которые из бронзы и меди ковали котлы и другую посуду, жили в Котельничьей слободе, давшей название Котельнической набережной и Котельническим переулкам. Кузнецы, ковавшие трехногие подставки под котлы, называвшиеся таганами, а также те, что ковали металлическую посуду, жили отдельной слободой - Таганской, на месте которой сейчас Таганская площадь.
Хотим отметить, что медь и олово, серебро и золото до XVII в. завозили из-за границы и только кузнецы по железу работали на отечественном сырье.
На изготовленных кузнецами вещах часто делали надписи, которые всегда были доброжелательны. Так, на одном кувшине написано: "Кумган добра человека, а кто из него пьет, тому на здоровье".
Невозможно представить себе быт москвичей в средние века без предметов, изготовленных гончарами.
Они делали горшки, миски и кувшины. Лепили игрушки, из которых самыми распространенными были конь и медведь, причем последний всегда выглядел добрым, ручным. Изготавливали даже погремушки, окрашенные красными полосами и наполненные глиняными шариками.
Изделия заравнивали (лощили) костяными палочками или галькой, сушили и обжигали. Обожженые в открытом горне в обычных условиях приобретали красный цвет, обожженые в замурованном горне (без досупа воздуха) — серо-черный. Лощенные глиняные вещи приобретали блеск.
Изделия гончаров были дешевы и потому получили широкое распространение. В XIV в. здания начали покрывать красной черепицей, а с XVI в. — мореной черной. Ею покрывали дома, зачастую укладывая черепицы черной и красной плиткой попеременно "в шахмат".
В XVII в. черепицу стали обливать глазурью (полудой), и в зависимости от полуды она становилась желтой, зеленой и коричневой. Черепица была шириной 23,5 — 25 см.
Кроме крыш из черепицы в городе были крыши из луженого железа, медные (часто позолоченные), а также покрытые деревянным лемехом — серебристо-серого цвета. Все эти разноцветные крыши блестели и переливались на солнце, придавая городу праздничный вид.
Изделия гончаров иногда, наоборот, прятались в толще стен. Так, при возведении церквей, в стены и своды зданий вмуровывали кувшины, называемые "голосниками". Они улавливали звуки, блуждающие по храму, отражающиеся от стен, потолка, колонн. Голосники улучшали акустику помещения.
Сохранились документы, по которым можно установить, какие заказы выполняли гончары Москвы, а их в городе в XVII — начале XVIII вв. было 245 человек. По этим материалам составлены нижеприведенные задачи.
В 1701 — 1702 гг. мастера Андрей и Иван Рудаковы изготовили зеленую черепицу для покрытия глав церквей, а также красную и синюю — для дома П.М.Апраксина.
241. Из 75 тыс. шт. черепицы 20% было зеленой, остальная — красного и синего цвета. Сколько черепицы каждого цвета изготовили черепичники, если число красных плиток составляло 50% от числа синих?
Изделия из глины шли не только на крыши, но и на полы. Кирпичники изготовляли специальный кирпич различных размеров и формы и покрывали его с одной стороны глазурью. Из этих кирпичей выкладывались полы в общественных помещениях. В жилых же покоях настилали деревянные полы.
В 1701 г. кирпичник Василий Федоров изготовил плиты зеленого цвета для полов церкви Двенадцати апостолов в Кремле и в Патриаршей Крестовой палате, а кирпичник Иван Лазарев — такие же плиты для Московской ратуши.
242. В.Федоров изготовил 910 плит, а И.Лазарев —1200. При этом каждая плита, изготовленная последним, стоила на 1,9 коп. дороже, чем плита производства В.Федорова. Всего за работу было уплачено 35 руб. 46 коп. Сколько получил каждый мастер?
В те далекие годы кирпичные дома декорировали вставками из белого камня, на котором вырезали узоры. Изготавливать их было трудно, долго и, соответственно, дорого.
В XVI - начале XVII вв. гончары начали на ручном станке в деревянной форме штамповать рельефные вставки, которые, использовали при строительстве стен. После обжига получались довольно толстые глиняные рельефные пластины красного цвета, которые называли изразцами. Эти красные изразцы имитировали резьбу по камню, но делать их было проще и дешевле, чем изготовить резьбу. В середине XVII в. красные изразцы стали иногда покрывать зеленой глазурью и они получили название муравленные. В конце XVII в. начали применять поливу разных цветов. Для ее изготовления использовали олово, которое, по немецки, называлось "Zinn". Поэтому многоцветные изразцы называются ценинными.
Муравленные и ценинные изразцы использовали как для наружного украшения зданий, так и для оформления изразцовых печей. Печи стали украшением комнат. Изображали на изразцах птиц, сказочных животных, диковинные цветы, а иногда сюжетные картинки с надписями. Под картинкой было надпись, чтобы зритель не сомневался в том, что пытался изобразить художник, — например, "Инрок, зверь лютой", "Орел - птица", "Сирин - птица рая". Печи рассматривали так, как мы смотрим картинки в книжке. Постепенно узоры на печах стали составлять в единый узор.
Изготовить печные изразцы было намного сложнее, чем черепицу или плиты для вымостки полов. Поэтому стоили они дороже. Например известно, что в 1682 — 1683 гг. Семен Буткеев занимался изготовлением муравленых и ценинных изразцов для облицовки печей в царский дворцах в Коломенском и Измайлове.
243. Для царского заказа С.Буткеев изготовил 1887 муравленых и 2072 ценинных изразцов. За ценинный изразец он получал на 1 коп. больше, чем за муравленый. Сколько стоил каждый, если за ценинные изразцы он получил на 24 руб. 42 коп. больше, чем за муравленые ?
Печь, выложенная такими изразцами, стоила рублей 15, что по тем временам было колоссальной суммой: квалифицированный печник в день зарабатывал 5 коп. Поэтому изразцовые печи ставили только во дворцах, в загородных царских резиденциях, в служебных помещениях — приказах, а также в домах очень богатых людей.
Из мастеров, которые в конце XVII в. клали печи в Москве и изготавливали для их украшения изразцы, самым известным был “Ивашка Семенов сын Денежка”, или, как назвали бы мы его теперь, Иван Семенович по прозвищу Денежка. Один из выполненных им заказов послужил сюжетом следующей задачи:
244. В 1683 г. И.Денежка в хоромах царевен сложил в мыленке на 3 печи меньше, чем в палатах. Число печей, сложенных им в подклете и сенях, составило 0,8 количества печей, сложенных им в палатах и мыленке. Сколько всего печей сложил мастер во дворце, если известно, что в подклете и сенях их было на 3 больше, чем в мыленке?
Вместо ответа приведем выписку из документа, хранящегося в Российском Центральном государственном архиве древних актов, на основании которого составлена эта задача.
В 1683 г. И.Денежка “уговорился зделать в хоромах государынь царевен в 3 комнатах да в крестовой [молельной] 4 печи ценинных круглых, да в мыленке печь ценинную ж, да под теми хоромами в подклетах и в теплых сенях 4 печи зеленые... Ивашку дать за ценинный образец по шти денги, а за зеленые по 4 денги”. Денга — монетка равная 0,5 коп. Следовательно, за ценинный изразец мастер получал 3 коп., а за муравленый — 2 коп.
Сегодня образцы гончарного искусства можно увидеть в музее в Коломенском. Яркие и веселые, написанные снародным юмором “на поглядение” людям, они не могут не радовать нас и сегодня.
В 50-е годы XVII в. в Москве начали изготавливать изразцы для наружных стен зданий. Из Беларуси переселили опытных мастеров-изразечников, которые в 1654 г. приступили к изготовлению изразцов Иверского Валдайского монастыря, а в 1658 — Воскресенского Новоиерусалимского. После низложения патриархп Никона новоиерусалимских мастеров перевели в Москву. С 1666 г. они, как и московские гончары, жили в Гончарной слободе.
Сначала гончары жили на Великом посаде. Когда О.Бове реконструировал Красную площадь, то снес все постройки на ней, и к югу от храма Василия Блаженного на Васильевском спуске, разрушил много домов гончаров и развалинами засыпал ров на Красной площади. Так в ров попали глиняные игрушки и посуда, обнаруженные впоследствие архитекторами. По ним ученые судят об уровне гончарной технологии и о расположении домов и мастерских гончаров.
В XV — XVII вв. гончары со своим огнеопасным производством переселились в Зарядье в район Котельнической набережной, где и жили в Гончарной слободе. Для себя они построили необыкновенно украшенную церковь Успения (1654). В 1702 г. к ней пристроили придел с восьмиугольным барабаном, на гранях которого из рельефных ценинных изразцов выложили фигуры четырех евангелистов метровой высоты каждая. Эту работу приписывают "ценинных дел государеву мастеру" Степану Иванову по прозвищу Полубес, который был отменным колористом. Находится церковь недалеко от Таганской площади. Изразцы, вероятно, были переданы строителям придела семьей мастера, которого в то время уже не было в живых. Известно несколько храмов, на украшение которых пошли изразцы, изготовленные Степаном Полубесом — самым заметным мастером из белорусских гончаров. "Степанка Иванов сын" с товарищами изготовили в 1668 г. "для наружного украшения церкви Григория Неокесарийского" на Большой Полянке изразцовый декор. Часть изразцов пошло на украшение здания декоративным узором "павлинье око". С 1673 г. Степан Полубес с мастером Игнатом Максимовым взялся за изготовление изразцов для украшения Покровской церкви в селе Измайлове. Позднее, в 1688 — 1692 гг., эти же мастера изготовили изразцы для украшения колокольни и Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря, карниз которого является повторением композиции "павлинье око".
245. Для украшения церкви Григория Неокесарийского в Москве изготовили на 5130 изразцов меньше, чем для Покровской церкви в селе Измайлове. За изразец для первого храма платили 10 коп., для второго — 10,6 коп. Сколько изразцов потребовалось для выполнения каждого заказа, если за работу в Измайлове заплатили на 555,78 руб. больше, чем за украшение московского храма.
ОТВЕТ. На украшение московского храма Григория Неокесарийского пошло 2 тысячи изразцов, Покровская ц-вь - изразцов.
Известно, что изразцы Степана Полубеса украшают колокольню Пафнутьево-Боровского монастыря, что им же изготовлены многоцветные изразцы, украшающие церковь Троицы в Хохловском переулке
XVIII в. был временем расцвета производства изразцов в Москве. В этом веке соборы, дворцы и служебные помещения возводили, применяя лишь три стоительных материала — кирпич, белый камень и изразцы, но выглядели здания столь нарядно, что стиль, в котором они были построены, архитекторы назвали “узорочье”.
В Москве работало много скорняков - мастеров, выделывающих меха. Благодаря их умелой работе меха России имели международную славу. Архидьякон Павел Алеппский, побывавший в нашей стране в 1655 — 1656 гг., в своей книге “Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию” писал: "Никто так не умеет дубить, как они, нигде, кроме как в этой стране: они выделывают его (мех) мягким, как шелк".
В 1488 г. Иван III отправил в подарок венгерскому королю Матиашу Корвину в подарок, “соболь черн, ноготки у него золотом окованы с жемчугом, 20 жемчугов новгородских”.
Историк С.А.Соловьев рассказывает, что в 1595 г. думный дворянин Вельяминов и дьяк Власьев повезли дорогие меха цесарю Рудольфу, чтобы императорский Австрийский двор их продал, а на вырученные деньги продолжал войну с Турцией. "Приехавши в Прагу, где жил Рудольф, Вельяминов и Власьев потребовали, чтобы им указали место, где разложить меха. Им дали у цесаря на дворе 20 палат, где они разложили соболей, куниц, лисиц, бобров и волков налицо, а белок в коробьях. Когда все было изготовлено, сам император с ближними людьми пришел смотреть посылку, государеву вспоможенью обрадовался и удивился, как такая великая казна собрана? Говорил, что прежние цесари и советники их никогда такой большой казны, таких дорогих соболей и лисиц не видывали, и расспрашивал послов, где такие звери водятся, в каком государстве? Послы отвечали, что все эти звери водятся в государевом государстве, в Конде и Печоре, в Угре и в Сибирском царстве, близ Оби реки великой, от Москвы больше 500 верст".
Меха пражские купцы оценили в 400 000 рублей, "а трем сортам лучших соболей цены положить не умели по их дороговизне".
Дорогие меха, которыми располагала Москва, были получены ею в качестве дани от народов Сибири и Поволжья. Меха шли царской семье и посылались в подарок правителям в другие страны. Лишние же меха Дворцовый приказ, ведавший меховой казной, сам продавал. Чтобы контролировать производство пушнины, Приказ разрешал выделывать меха только в столице. В "Росписной книге" за 1638 г. указывается, что в Москве в это время было сто скорняков, из которых большинству поручали выделку недорогого меха — заячьего, овечьего. Высококвалифицированные мастера специализировались на выделке только одного вида меха и назывались, соответственно, бобровниками, собольниками, песцовниками, куничниками и белочниками.
246. В 1638 г. в Москве было 100 скорняков. Если бы скорняков, выделывающих дорогие меха, было в 2 раза больше, чем в действительности, а — специализирующихся на дешевых мехах на 35 больше, чем на самом деле, то первых бы стало на 30 меньше, чем вторых. Сколько было скорняков каждой квалификации?
ОТВЕТ. В 1638 г. в Москве работало 65 скорняков, выделывавших недорогие меха, и 35 скорняков высокой квалификации, выделывавших шкурки бобров, песцов, лисиц, соболей, куниц и белок.
Скорнякам Москвы приходилось выделывать огромные партии мехов. Например, в Таможенной книге за 1694 — 1695 гг. года указана партия мехов, которые поступили в Дворцовый приказ только из Сибири.
247. За год казна получила из Сибири беличьих шкурок в 42,5 раза больше, чем лисьих, песцовых — на 325 тысяч меньше, чем беличьих, собольих — на 6 тысяч больше, чем песцовых. Сколько шкурок поступило в казну за год, если известно, что лисьих и собольих из них было 29 тысяч.
ОТВЕТ. За зиму 1694-95 гг. из Сибирского приказа в Москву поступило: 8 тыс. лисьих шкурок, 340 тыс. - беличьих, 15 тыс. песцовых и 21 тыс. собольих, всего 384 тыс. шкурок.
При раскопках в Зарядье нашли несколько дворов кожевников. В них были обнаружены емкости из бревен, с остатками извести и золы для вымачивания шкур: так от них отделяли шерсть. Там же нашли дубовые чаны, в которых кожу выдерживали в настое коры различных деревьев — дубили, и она становилась мягкой и эластичной.
Из кожи шили обувь, делали седла, саадаки (футляры и колчаны для лука и стрел), кошельки и другие изделия. Седла московской работы высоко ценились за границей, особенно на Востоке.
В XV — XVI вв. кожевники из Великого посада переселились в Замоскворечье — в Кожевническую слободу. Построенная ими церковь так и называется — Троицы в Кожевниках.
В районе нынешнего Курского вокзала была еще одна слобода, где жили кожевники. Но они шкур не дубили, а вымачивали в квасе и затем мяли. Такие кожи назывались сыромятными и шли на изготовление конской упряжи. Сейчас в районе этой слободы — Сыромятническая набережная реки Яузы.
В Москве в 1638 г. было около 200 мастеров, изготавливавших изделия из кожи, причем использовались как кожи столичной выделки, так и привозные.
Вычислим число кожевников, специализировавшихся на пошиве сапог и рукавиц.
248. В 1638 г. в Москве 158 человек шили обувь и рукавицы. Если бы обувь шило в 2 раза больше мастеров, чем в действительности, а рукавицы — в 5 раз больше, то сапожников стало бы на 190 больше, чем рукавичников. Сколько сапожников и рукавичников работало в Москве в 1638 г.?
ОТВЕТ. Сапожников - 140, рукавичников - 18. [11,1,386]
Простейшей кожаной обувью были мягкие туфли — поршни, которые делались из целого прямоугольного куска кожи, которые стягивался вокруг ноги кожаным ремешком. Кроме поршней носили невысокие башмаки —чоботы. Но чаще всего все, от мала до велика, носили сапоги. В XII — XIII вв. их шили из тонкой кожи, причем подошву делали из двух слоев той же кожи. Сапоги отличались от современных тем, что были как валенки, одинаковые на обе ноги.
В XIV — XV вв. научились выделывать толстую воловью кожу, из которой стали делать подошву и каблуки. Сапоги стали шить с острым, приподнятым вверх, носком, с невысокими, ниже колен, голенищами, косо срезанными назад. В XVI — XVII вв. в моду вошли сапоги на очень высоких каблуках. Немецкий ученый Адам Олеарий в своем "Описании путешествий в Московию" (середина XVII в.) рассказывает: "У женщин, в особенности у девушек, башмаки с очень высокими каблуками: у иных в четверть локтя длиной; эти каблуки сзади по всему нижнему краю подбиты тонкими гвоздиками. В таких башмаках они не могут много бегать, так как передняя часть башмака с пальцами едва доходит до земли".
Мужчины тоже носили сапоги с высоко задранными носами и с высокими каблуками. Старинная русская былина подсмеивается над Чурило Пленковичем и Дюком Степановичем, соревновавшимися в щегольстве. Сапожки одного из франтов были такими, что "из-под носка соловей пролети, а вокруг пяточки яйцо кати".
Сапоги надевали летом на чулки из ткани, зимой — из меха. Митрополит Даниил гневно обличал тех, кто вместо того, чтобы заниматься делом, думает лишь "о красоте сапожней" и заказывает себе "сапоги вельми червлены и малы зело, яко же и ногам своим велику нужду терпети от тесноты ... их".
249. Кожевники продавали свои изделия в 6 торговых рядах. Число рядов, в которых торговали подошвами, составляло 1/6 от числа всех кожевенных рядов. В остальных кожевенных рядах торговали сапожники, седельники, саадачники и сыромятники. Трое последних занимали по равному числу рядов, а сапожники занимали столько же рядов, сколько саадачники и сыромятники вместе. Сколько рядов торговало каждым кожевенным товаром?
ОТВЕТ. Кожевники продавали свои товары в 2 Сапожных рядах, в 1 Подошвенном, в1Седельном, в 1Саадачном и1Сыромятном.
В XIV в. любую одежду называли порты, а мастеров, шивших эту одежду — портными. В XVI в. появилось новое слово для обозначения любой одежды — платье, а портами стали называться только брюки. Портных именовали по-разному, в зависимости от того, какую одежду они шили — сарафанниками, кафтанниками, шубниками, шапочниками. Одежду шили несколько не так, как теперь. Прорезные петли, например, появились лишь в XVII в., до этого делали накидные петли из шнура. В том же веке на одежде появились карманы. Вид платья зависел от того, кому она предназначалась. Богатые люди носили длинные кафтаны — до лодыжек, бедные — более короткие, в них было удобнее ходить по улицам.
Шили платье вручную. Сначала сшивали материю костяными иглами и лишь в XIV в., при Дмитрии Донском, кузнецы научились ковать металлические иглы, которые были редки и дороги.
250. В 1638 г. в Москве работало на 14 кафтанников меньше, чем шубников. Сермяжников — в 2 раза больше, чем кафтанников. Сколько мастеров каждой из перечисленных профессий работало в Москве в 1638 г., если известно, что шубников было на 9 больше, чем сермяжников.
ОТВЕТ. В 1638 г. в Москве работало 5 кафтанников, 10 сермяжников и 19 шубников.
Представление о том, что средний московский обыватель не мог себе позволить дорогой и красивой одежды, в которую была одета знать, надо уточнить, имея в виду, что заработки квалифицированных мастеров позволяли им приобретать праздничные наряды красивого кроя и немалой стоимости. Носили их десятки лет (мода не так часто менялась), передавая их из поколения в поколение. Одежды носили длинные и широкие (не в талию), а поэтому они приходились впору, практически, любому члену семьи.
По обычаю, идущему с языческих времен, для сбережения от нечистой силы талию должен был обвивать магический круг —пояс. Поэтому любая одежда подпоясывалась. До сих пор о человеке, который ведет себя недостойно, говорят: “Он распоясался!”
Сохранилась запись 1686 г. о вызове в суд кадашевца Киричени Поруцкого, обокравшего семью Сеньки Карташева. Мы можем судить о благосостоянии мастера С.М.Карташева по списку украденного в его доме. В частности, здесь фигурирует “шуба теплая по лисе крыта сукном кармазинным с пуговицы серебряные, кругом опушена пухом бобровыум”, “полукафтанье камчатое красное пуговицы серебряные золоченые...” В кармане Сенькиной шубы было 511 золотых, 30 золотников жемчугу, да перстень золотой с яхонтом”.
251. Пропавшее у Сеньки полукафтанье стоило на 15 руб. дешевле шубы, а перстень — на 12 руб. меньше полукафтанья. Сколько стоила каждая пропавшая вещь, если шуба и полукафтанье стоили на 27 руб. дороже перстня.
ОТВЕТ. Шуба-27 руб, полук - 10. перст - 8
У матери Семена пропала “шуба шерстяная холодная рудожелтая с пуговице серебряные ...”, “шуба теплая киндячная* на застуах с пухом бобровым ...”, да “треух теплый камчатый зеленый подбитый соболем” ...”
252. Пропавшая теплая шуба стоила на 5 руб. дешевле “холодной” шубы, а цена треуха составляла 0,5 стоимости холодной шубы. Сколько стоила каждая вещь, если теплая шуба стоила на 10 руб. дешевле двух остальных вещей?
ОТВЕТ. Хол. шуб - 10 руб, треуг и тепл. шуб по 5 руб.
Но конечно, самые красивые и дорогие вещи в доме предназначались для хозяйки дома — жены Cемена. Среди них — “шубка атласная красная кармазинная с подлисьем ... опушена пухом бобровым, на ней пуговицы серебряны, золочены, кружево серебряное кованное”. “Шубка холодная исподнея тофтяная, рудожелтая, пуговицы серебряные с финифтью”. “5 перстней с яхонты и изумруды”, “серьги камень лалы” с яхонты...
Непривычно много среди имущества головных уборов. Объясняется это тем, что ходить с непокрытой головой считалось неприличным. Мужчины дома носили маленькую шапочку наподобие тюбетейки, поверх которой на улице надевали шапку. Замужние женщины ни дома, ни вне его без головного убора не показывались. До сих пор существует слово “опростоволоситься” — попасть в неудобное положение.
Среди украшений жены были: “Кокошник жемчужный атласный красный”, “подзатыльник жемчужен на банберене****”, который прикрывал уложенные на затылке волосы.
253. Украденные кокошник и подзатыльник стоили одинаково, из пяти перстней каждый стоил на 22 руб. дешевле кокошника, а сережки стоили 0,5 от стоимости всех перстней. Сколько стоил кокошник, если 5 перстней и сережки стоили на 11 руб. дороже кокошника и подзатыльника?
ОТВЕТ. Кокош - 32 руб, Все вещи 11,9 х - 184,8 = 196
руб
[кок, подзат - по 32 руб, шуба - 30 р, хол,ш - 10 р, перст -
10 р, сер -25 ]
Обилие предметов красного цвета не случайно. Оно происходит из языческого поклонения славян солнцу и огню — от веры, что красная одежда, цвет которой сродни солнечным лучам и пламени, надежней других оградит от злых сил. Применялось 33 оттенка красного цвета.
* 1 золотник — 4,266 г
** кармазинное — ярко-алое
*** киндячная — красного кумача
**** банберен —