Пойдем-ко мы сражатися
За матушку, за родну землю,
За родну землю, за славный город
Москву.
Народная песня
о К.Минине и Д. Пожарском
Трудный период переживало Московское государство в начале XVII в. На его престол претендовали то Лжедмитрий I, то Лжедмитрий II, то королевич Владислав, сын польского короля. Причем часть граждан поддерживала Бориса Годунова и сражалась против Лжедмитрия I, другие же верили, что последний воистину является сыном Ивана IV и воевали за него. Позднее одни группы населения признавали царем Василия Шуйского, другие — Лжедмитрия II, "тушинского вора". Не лучше обстояли дела в государстве, когда бояре пригласили на престол Владислава, а народ выступил против него.
Лжедмитриев и королевича поддерживали отряды поляков, литовцев, немцев, которые наводнили Московское государство и бесчинствовали в нем: жгли города и села, грабили и убивали жителей. Воспользовавшись ослаблением страны, многие северные земли, в том числе и Новгород Великий, захватили шведы. Смутные времена переживала наша земля, беспросветные. Стоял вопрос о том, сохранится ли Российское государство или превратится в придаток Польши и Швеции.
И тогда на борьбу с оккупантами поднялся народ. Эпизоды этой борьбы — ратные подвиги защитников Лавры, Печерского монастыря и Смоленска до сих пор хранятся в людской памяти.
В сентябре 1608 г., когда Лжедмитрий II с поляками осаждал Москву, два крупных польских отряда лучших воевод — Сапеги и Лисовского, двинулись громить северные провинции. Они захватили Переяславль-Залесский*, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Суздаль, Нижний Новгород и подошли к Троице-Сергиевому монастырю. По одним данным, их армия имела 10 тыс. воинов, по другим — 30 тыс. С этими огромными силами поляки штурмовали монастырь, но безуспешно. Тогда они приступили к осаде Лавры по всем правилам военного искусства. С юга и запада от нее на высотах были сооружены 9 батарей. С восточной, равнинной, стороны под Пятницкую башню повели подкоп. Но все эти действия оказались безрезультатными. Ни непрерывный обстрел монастыря, который вели с батарей 63 орудия, ни многочисленные штурмы, ни лишение осажденных воды — ничто не заставило их сдаться. Подкоп взорвали крестьяне Николай Шилов и Слота, сами при этом погибнув.
Поляки не могли ни подойти к стенам монастыря со штурмовыми лестницами, ни подвезти к ним "стенобитные хитрости", т.к. орудия, установленные в башнях и в "подошвенном бое" стен вели непрестанный обстрел. На пытавшихся взять монастырь приступом сверху кидали камни и кирпичи, лил серу, известь, вар и кипящую смолу.
Все попытки отборного польского войска овладеть монастырем успехом не увенчались, хотя обороняли крепость всего 2400 человек, среди которых были и монахи (старцы), и крестьяне, т.е. люди сугубо гражданские.
В монастыре, кроме его защитников, было много женщин, детей, больных и стариков, укрывшихся за стенами крепости от завоевателей. Для "сидельцев", т.е. сидевших в осаде, не хватало ни воды, ни еды, ни топлива. Голод и скученность привели к эпидемии инфекционных заболеваний. Много погибло в Лавре за время блокады. нет. "... Старцев и ратных людей побито и померло своей смертию от осадные немощи ...2125 человек, кроме женьска полу и недорослей и маломощных и старых ...". Осталось в живых не более 200 человек, способных носить оружие, и они продолжали оборонять монастырь. Лавра была неприступна, ибо, по словам одного из поляков, она "была вооружена людьми, железом и мужеством".
12 января 1610 г., узнав о приближении русской армии под началом Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, интервенты сняли осаду монастыря. Во время бесславной осады Лавры армия Лисовского "потерпела более, чем во всех обширных провинциях и городах, им покоренных и разоренных".
Не меньшего восхищения, чем защитники Лавры, достойны гарнизон и жители города Смоленска, которые около двух лет выдерживали осаду войск польского короля Сигизмунда III. Из 80 тысяч воинов, возглавляемых воеводой Михаилом Борисовичем Шеиным, и смолян, защищавших крепость, многие погибли в боях или от свирепствовавшей в городе цинги, но 8 тысяч человек, оставшихся в строю, не помышляли о сдаче на милость врага.
Судьбу крепости решил предатель Андрей Дедешин. Бывший помощник Федора Коня перебежал к полякам и показал им наименее прочный участок стены, построенный наспех сырой осенней порой. Поляки на этом участке штурмовали крепость и 2 июня 1611 г. на 615 день обороны ворвались в город. Увидев на улицах Смоленска врагов, 300 — 400 смолян, не желая сдаваться, взорвали себя в соборной церкви Богородицы порохом, хранившимся в ее подвале.
Отчаянное сопротивление полякам оказал и гарнизон Печерского монастыря. Польский гетман Ходкевич "со многими людьми" и мощной артиллерией упорно осаждал крепость. Его войска сделали подкоп под крепость, семь раз ходили на приступ, разбили ее стены и башни, но овладеть монастырем не сумели.
201. 3 крепости - Лавра, Смоленская и Печерский монастырь - выдержали в общей сложности 16 недели польской осады. Известно, что Смоленск выдержал осаду в 15 раз более продолжительную, чем пришлось сражаться Печерскому монастырю. Троице-Сергиев монастырь отстаивали на 22 недели меньше, чем Смоленскую крепость. Сколько недель сумели выстоять защитники каждой крепости?
ОТВЕТ. Оборона Троице-Сергиевой Лавры продолжалась 53 недели, с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г.; Смоленска - 81 неделю, с 16 сентября 1609 г. по 3 июня1611 г.; Печерского монастыря - 6 недель.
Среди тех, кто не жалея жизни боролся с оккупантами, следует помнить патриарха Гермогена, который из Московского Кремля рассылал тайные грамоты с призывом к народу российскому "всею землею обще стать" на интервентов. Одну из таких грамот перехватили "литовские люди" и "бесчестно связавши" патриарха, бросили в тюрьму.
В 1611 г., когда Москву окружило Первое российское ополчение, враги потребовали от Гермогена, чтобы тот призвал русских воинов снять осаду со столицы, на что патриарх ответил: "Будет вы поидете все литовские люди из Московского государства, и аз их благословлю отойти прочь, а будет вам стояти в Московском государстве, и аз их благословлю всех против вас стояти и помереть за православную християнскую веру".
Услышав столь дерзкие слова, оккупанты ужесточили режим тюремного содержания патриарха. В это время в Нижнем Новгороде под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского начало формироваться Второе ополчение. "Литовские же люди слышаху на Москве, что собрание в Нижнем ратным людям, и посылаху к патриарху (Гермогену), чтобы он писал, чтоб не ходили под Московское государство. Он же ...рече им: "Да будут те благословени, которые идут на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники будьте прокляты".
Под "Московскими изменниками" патриарх имел в виду бояр, которые пригласили польского королевича Владислава на московский престол, а с ним — свору интервентов. За то, что Гермоген не подчинился боярам и не воспротивился приходу к Москве Второго ополчения "... оттоле начаша его морити гладом и умориша гладною смертью, и предаст свою праведную душу в руци Божии в лето 7120 года (1612 г.) месяца февраля в 17 день". Патриарха похоронили в Успенском соборе и над его ракой помнящие о нем потомки установили ажурный медный литой шатер работы котельных дел мастера Дмитрия Сверчкова.
Гермоген не дожил 8 месяцев до того дня, когда интервенты были изгнаны из столицы: 22 октября 1612 г. последние иноземцы покинули Кремль и в Никольские ворота вошли "все воинство и все православные народы во граде Кремль во мнозе радости".
В этот день “в возблагодарение избавления Москвы от Литвы и Поляков” на протяжении нескольких столетий проходил торжественный крестный ход по стенам Кремля. Традиция эта на несколько десятилетий была прервана, но с 1991 г. возобновлена.
* До XV в. Переяславль.
В память об изгнании с нашей земли польско-литовско-шведских оккупантов были сооружены три храма. Один из них, храм Казанской Божией Матери, был возведен в 1636 г. на Никольской улице близ Красной площади. В 30-е гг. нашего века, в период реконструкции центра Москвы, его разобрали. В настоящее время храм восстановлен и действует.
Второй храм был поставлен Д. Пожарским из дерева в его имении в с. Медведково. В 1634 — 1635 гг. деревянное сооружение было заменено каменным, которым можно любоваться и сейчас. Он называется церковью Покрова в Медведкове.
Третий храм возвели в 1619 — 1626 гг. повелением царя Михаила Романова в его летней резиденции с. Рубцово. Храм называется церковью Покрова в Рубцове, поставлен не в честь событий 1612 г., как два предыдущих, а в память о том, что польские войска в 1618 г. пытались посадить на Московский престол польского королевича Владислава, но вынуждены были бесславно уйти восвояси.
В 1818 г. на Красной площади на деньги, собранные по подписке всей страной, был сооружен памятник (скульптор И.П.Мартос) с надписью "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия". Это был первый скульптурный памятник такого рода в нашей стране, ибо до него в память об исторических событиях возводили только храмы, часовни или монастыри.
Средневековые российские города были обширны и живописны. Они имели обычно укрепленную часть — крепость-кремль, которую окружали посады, нередко окруженные деревянным частоколом. При появлении неприятеля жители посадов сжигали свои дома и укрывались в крепости, помогая ее защитникам отстоять город. Когда же враг отступал, горожане строили заново и свои деревянные дома и защитные стены вокруг поселения. Размеры посадов ничем не ограничивались, и потому город непрерывно рос. Около домов жители разбивали сады и огороды. Между усадьбами, для бережения от пожара, оставляли пустыри, где пасли скот. Российские города широко и свободно располагались на земле.
Совсем иначе строили города в Западной Европе. Города обносили каменными стенами, и чем больше жителей становилось в нем, тем гуще, ближе друг к другу стояли в этом городе дома. Поэтому средневековые европейские города были обычно площадью в 50 — 60 га, значительно уступая по территории таким же русским. Так, площадь совсем небольшого городка — Углича в XIV в. внутри оборонительных стен составляла 150 га.
202. В XV в. суммарная площадь Пскова, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода составляла 940 га, из которых 11/47 приходилась на долю Пскова. Вычислите площадь каждого из городов, если известно, что Нижний Новгород занимал территорию на 100 га меньшую, чем Новгород Великий.
ОТВЕТ. В XV в. Площадь Пскова была 220 га, Н.
Новрогода - 310 га,
Новрогода Великого - 410 га.
После строительства стен Скородома в 1591 г. самым большим городом государства стала Москва. При этом Кремль, Китай-город и Белый город стали частью столицы в границах укреплений Скородома.
203. Площадь Китай-города была на 39 га больше площади Кремля. Площадь Белого города - на 467,5 га больше площади Китай-города. Причем площади Белого города и Кремля вместе составляли 559,5 га. Вычислите площадь Скородома, зная, что суммарная площадь трех указанных частей Москвы составляет 625/1878 от площади столицы в границах Скородома.
ОТВЕТ. Площадь Кремля - 26,5 га, Китай-города - 65,5 га, Белого города 533 га, всего города в границах Скородома - 1878 га.
Москва после возведения Белого города и Скородома поражала иностранных путешественников своими размерами. Польский ученый Матвей Маховский, видевший ее в начале XVI в., писал, что она "вдвое больше чешского города Праги и Флоренции в Тоскане".
Англичанин Ченслер, посетивший столицу в середине XVI в., утверждал, что она "больше Лондона с его предместьями".Француз Маржерет, побывавший в Москве в начале XVII в., считал, что в границах Скородома Москва больше Парижа, а столица Франции в XVII в. в границах укреплений имела площадь 500 га..
Современная Москва давно переросла границы Скородома и за ее границу считают окружную автостраду.
204. Площадь Москвы в границах Скородома была 1878 га, что составляло 2,12% от площади города в границах окружной автострады. Вычислите эту площадь с точностью до 1 кв.м.
ОТВЕТ. 885 кв.м.
205. Длина стен Скородома была 16 км, что составляет 14,7% от длины окружной автострады, считающейся границей Москвы. Вычислите длину автострады с точностью до 1 км.
ОТВЕТ. 109 км.
Лучшие дома и притом знатных особ
находятся на оной.
А.С.Пушкин о Тверской
Много улиц имеет Москва и о каждой рассказать невозможно. Мы решили познакомиться с историей Тверской и на ее примере показать, как с веками менялся облик улиц столицы.
Тверская проходит там, где некогда пролегала проселочная дорога из Москвы в Тверь. Эту древнюю улицу нашли строители подземного перехода в районе Моссовета, и теперь каждый, кто хочет пройти по Тверской времен Д. Донского, должен лишь спуститься в этот переход. Вы будете ступать по современному асфальту, уложенному на старинную мостовую. А слой земли над вашей головой в 4,5 м — это культурный слой, который вырос за века. В этой земле нашли 4 слоя древних деревянных мостовых. Первая мостовая на Тверской появилась, может быть, одновременно с Кремлевской, т.е. в XI в., а возможно, немного позже. Но в старой Москве никто не мостил всю улицу, как это делают сейчас. Каждый хозяин укладывал бревна только у своего дома, и эти кусочки мостовых постепенно слились в единое покрытие дороги. При царе Алексее Михайловиче, т.е. в середине XVII в., Тверская уже была замощена вся, от начала, т.е. от Воскресенских ворот Китай-города, до конца — Земляного города ( Скородома) и потому ее стали называть "Большой мостовой улицей".
Эту улицу, как и другие улицы столицы, на ночь запирали. На закате солнца воротники, круглосуточно охранявшие ворота города, закрывали Тверские ворота Белого города и Тверские ворота Скородома. Решеточные сторожа перегораживали улицу решетками - толстыми бревнами, поставленными поперек ее. Такие решетки появились на московских улицах по велению Ивана III в 1504 г. и просуществовали до 1750 г. И все эти годы каждую ночь у решеток стояла сторожа, которая в случае опасности трещетками сзывала жителей окрестных домов на помощь.
Ночью по городу старались не ходить. Те же, кому приходилось пуститься в путь, освещали себе дорогу фонарями. Освещенного ручным фонарем всадника или пешехода за специальную плату пропускали через калитки решеток и ворот. Того же, кто двигался по улице без фонаря, считали злоумышленником, желающим пройти по городу незамеченным. Его арестовывали и сажали в надвратную башню до выяснения личности и причин ночного хождения. Однако, при всех принимаемых мерах для охраны горожан, ходить ночью по городу было опасно, ибо в нем жило много бродяг "шатавшихся меж двор".
Известно, что в 1722 г. Петр I посоветовал гостям, которые приехали в Кремль 1 января, чтобы поздравить царскую семью с Новым годом, разъехаться по домам засветло "во избежании какого-либо несчастья, легко могущего произойти в темноте от разбойников". Улицы Москвы в петровские времена, как и в предшествующие, фонарей не имели. Во всей столице по торжественным дням освещали только Красное крыльцо перед Грановитой палатой. Когда в палате принимали гостей, то плошками с горящими фитилями освещали крыльцо перед палатой и лестницы к нему. Гости по освещенной лестнице спускались к своим экипажам и разъезжались по домам в сопровождении слуг с зажжеными фонарями.
Только в 1730 г. на улицах Москвы появились первые фонари, которые зажигали лишь в те вечера, когда в Кремле принимали гостей, чтобы последним было безопасно добираться к своему подворью. В конце XVIII в. фонари стали зажигать независимо от кремлевских приемов во все темные вечера. В лунные же ночи и летом фонари не зажигали, т.е. стремились уменьшить опасность возникновения пожаров от фонарей.
Четырехфитильные фонари на конопляном масле давали так мало света, что москвичи продолжали ходить по городу с собственными фонарями.
В 1876 г. Тверскую начали асфальтировать, а в 1896 г. на ней появились электрические фонари. До 1917 г. Тверская была неширокой кривой улицей, застроенной 2 — 3 этажными домами. Однако никто бы не сказал, что она некрасива. Это была уютная, живописная улица, застроенная богатыми особняками, спрятавшимися в глубине садов, и маленькими домиками, весело поблескивающими небольшими окошечками. Поверх невысоких домов были четко видны красивейшие вертикали столицы — храмы, башни и колокольни. Улица была связана с архитектурным обликом всего города, была его частью.
Эту обаятельную, такую старомосковскую улицу пришлось перестроить, чтобы придать ей вид центральной улицы большого столичного города. Перестройка Тверской началась в 1937 г. по Генеральному плану реконструкции Москвы. Ее спрямили и расширили. Причем участок ее от начала до площади Триумфальной сделали шире, так как там более интенсивное движение, а участок от площади Триумфальной до Белорусского вокзала - уже.
206. До реконструкции Тверская имела ширину 16 м, что составляет 32% от ширины, которую приобрела улица теперь на участке от ее начала до пл. Триумфальной. Ширина Тверской на участке от пл. Триумфальной до Белорусского вокзала составляет 72% от ширины этой улицы в ее начале. Вычислите ширину Тверской на обоих участках.
ОТВЕТ. От проспекта К. Маркса до пл. Маяковского Тверская имеет ширину 50 м, а на участке от пл. Маяковского до Белорусского вокзала- 36 м.
При реконструкции Тверской снесли стоящие вдоль нее ветхие, маленькие домики, а более ценные здания — передвинули. В 1939 г. передвинули здание Моссовета. Оно было построено в 1782 г. для известного военачальника, графа З.Г.Чернышева, под командованием которого в 1760 был взят Берлин. В этом дворце граф жил и став в 1782 г. генерал-губернатором Москвы. В 1790 здание приобрела казна, оно стало постоянной резиденцией генерал-губернаторов первопрестольной. В 1944 — 1945 гг. дом на 2 этажа надстроили.
Переместили и четырехэтажный дом недалеко от него, который ранее назывался Саввинское подворье, а дом нынешней глазной клиники не только передвинули, но и развернули фасадом в сторону переулка Садовских.
207. Саввинское подворье передвинули на 30 м меньше, чем здание глазной больницы. Путь здания Моссовета, составляет 27% от расстояния, на которое передвинули здание Саввинского подворья. Вычислите, на какое расстояние переместили каждое из этих зданий, если известно, что сумма перемещений зданий Моссовета и глазной больницы составляет 93,5 м.
ОТВЕТ. Здание Моссовета и Саввинского подворья переместили на 13,5м и 50 м, а Глазной больницы - на 80 м.
На 34 м перемещен и поставлен на новом фундаменте 4-х этажный дом, построенный в 1904 г. в стиле модерн (арх. А.Э.Эриксон). В нем размещалась редакция крупнейшей дореволюционной газеты “Русское слово” и с 1904 по 1928 гг. ее издатель и хозяин крупнейшего в России книгоиздательства — И.В.Сытин (1851 —1934). Его издательство печатало массовыми тиражами дешевые книги для населения: учебники, календари, сочинения классиков. Переехавший Сытинский дом соединили с корпусом “Известий” и в нем работали редакции газет “Правда”, “Гудок” и “Труд” Фасад этого дома оформлен по эскизам художника И.Д.Билибина.
208. Суммарная масса Саввинского подворья и Сытинского дома 33 тыс. т. Если бы масса подворья составляла 90 % от действительной, а масса Сытинского дома — 80 % от истинной, то суммарная масса зданий составила бы 28,7 тыс.т. Вычислите массу каждого здания.
ОТВЕТ. Сав—23, Сыт —10
После реконструкции Тверская стала широкой и прямой улицей, вдоль которой выросли современные монументальные дома. Вид улицы стал соответствовать ее роли - главной улицы столицы.
Сейчас Тверская улица пересекает три площади: Тверскую, Пушкинскую и Триумфальную.
Площадь Тверская, расположенная перед зданием Моссовета, ранее называлась площадью Скобелева и была спланирована в 1790 г., перед дворцом генерал-губернатора Москвы графа З. Чернышова для ежедневного развода караула.
Пушкинская площадь более древняя, чем Тверская. Уже в конце XVI в. у Тверских ворот Белого города было людное место, где сходились две дороги — к городам Тверь и Дмитров. Чтобы отъезжавшие, отправляясь в дальний путь, могли подковать лошадей, на площади у ворот работало 63 кузницы. С ростом столицы кузницы были перенесены за город, за Скородом, а у Тверских ворот в XVII в. вырос Страстной монастырь, вокруг которого знать стала строить дворцы, чтобы жить на сухом месте, расположенной выше болотистой местности у Неглинной метров на 20. Когда Тверские ворота и стены Белого города разобрали, а ров перед воротами засыпали, то образовалось пустое пространство, на котором в 1775 г. спланировали площадь, получившую название Страстной. Комиссия для строения Москвы, восстанавливавшая город после наполеоновского нашествия, перепланировала ее, увеличив в размерах.
В 1937 г. при реконструкции Москвы, Страстной монастырь разобрали, а на его месте разбили сквер, куда был перенесен памятник А.С. Пушкину работы скульптора А.М.Опекушина. Площадь получила имя Пушкинской.
Эта же комиссия создала в 1824 г. на Тверской совершенно новую площадь — Триумфальную. Ее спланировали на пустыре, который образовался после того, как срыли вал Земляного города и засыпали перед ним ров. Происхождение столь громкого названия у новой площади объясняется тем, много лет Скородом, а затем возникший на его месте Земляной город являлись границей столицы, и у его Тверских ворот, расположенных на главной улице города, москвичи торжественно встречали армии, с победой возвращающиеся с поля брани. Для этих парадных встреч у Тверских ворот Скородома ставили Триумфальные арки. Через такую арку в Москву вошли войска Петра I, победившие шведов под Полтавой. В 1721 г. через Триумфальную арку в столицу вступила российская армия, победоносно закончившая 20-летнюю Северную войну со Швецией за побережье Балтики. Площадь перед аркой стала называться Триумфальной.
Площади Пушкина и Маяковского были такими не всегда. Ранее обе они были базарами. До 1890 г. на Страстной торговали сеном, овощами, фруктами, рыбой. На Триумфальной возами продавали камень для строительства мостовых, но сама она мостовой не имела, и летом над ней стоял стол пыли, а в непогоду на ней была такая грязь, что горожане, чтобы пересечь площадь, брали извозчика.
Раньше у Тверских ворот Скородома Тверская заканчивалась. За воротами Скородома располагалась слобода, в которой жили ямщики.
209. Вычислите размеры Триумфальной, Пушкинской и Тверской площадей, если известно, что Триумфальная в 2 раза больше Тверской, а Пушкинская на 0,2 га больше Триумфальной площади. При этом территория, занимаемая площадями Триумфальной и Пушкинской вместе на 3,8 га больше Тверской площади.
На каждой из этих площадей лицом к Тверской стоят памятники великим людям русской земли. На Тверской — памятник основателю Москвы — суздальскому князю Юрию Долгорукому. Памятник заложили в 1947 г. к 800-летию столицы, а открыли 6 июня 1954 г. Так как изображений князя не сохранилось, скульптор С.М.Орлов придал статуе образ былинного богатыря, восседающего на могучем коне. На князе полное походное снаряжение — кольчуга, шлем, щит, украшенный московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим дракона.
Пушкинская площадь украшена памятником А.С.Пушкину, о котором ниже рассказано более подробно.
На Триумфальной площади в 1958 г. был открыт памятник В.В.Маяковскому. Образ поэта во всей мощи его полемического напора — “Агитатора, горлана — главаря” был воплощен скульптором А.П. Кибальниковым. Размеры памятника соответствуют пространству, которое организуется им.
Заканчивается улица Тверская площадью у Белорусского вокзала, где некогда была Тверская застава Камер-коллежского вала, являющегося границей города в XVIII в. Здесь в 1928 г. москвичи встречали А.М.Горького, возвращавшегося из-за границы. В память об этом событии в центре сквера у вокзала10 июня 1951 г. был открыт памятник великому писателю. Над его созданием работал известный скульптор И.Д.Щадр, а после его смерти работу продолжила В.И.Мухина в содружестве с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой.
210. Памятник Горькому на 2,46 м ниже памятника Долгорукому. Памятник Пушкину на 1,15 ниже памятника Горькому. Вычислите высоту каждого памятника (с пъедесталом), если известно, что 90% от суммарной высоты памятников Пушкину и Горькому на 4,705 м превышают высоту памятника Долгорукому.
ОТВЕТ. Пушк 9,1, Гор- 10,25, Долгор - 12,71 м
211. Суммарная высота статуй А.С.Пушкина и В.В.Маяковского составляет 11,4 м. Вычислите высоту каждой фигуры, если известно, что 90% от высоты статуи Пушкину и 80% высоты фигуры Маяковского в сумме составляют 9,56 м ОТВ Пушк 4,4, мая- 7 м
Тебя ж, как первую любовь,
Россия сердцем не забудет.
Ф.И.Тютчев
А.С.Пушкина Россия знала и любила. Однако памятнику поэту в стране не было. Пока императором был Николай I об этом не могло было быть и речи. Но с воцарением на престоле Александра II ситуация изменилась. Это позволило выпускникам царскосельского музея в 1860 г. обратиться в правительство с ходатайством о разрешении соорудить памятник великому поэту. Дозволение на строительство и на сбор средств по всей стране было получено: “Государь император высочайше соизволил повелеть открытие подписки поручить Министерству Внутренних Дел, самый же памятник поставить в Царском селе, в бывшем лицеистском саду”.
Прошло 5 лет. За эти годы на памятник было собрано всего 13000 рублей. Тогда бывшие лицеисты 19 октября 1870 г. избрали новый комитет из 7 человек, которому было поручено активизировать деятельность по сооружению монумента. Комитет сумел добиться разрешения на установку монумента не в Царском селе, как предполагал царь, а в Москве, где поэт родился, жил до 12 лет, венчался с Наташей Гончаровой, и куда охотно приезжал. Во всех газетах России было опубликовано обращение комитета. В нем говорилось: “Значение Пушкина так сознается всеми, права на его памятник так несомненны, что к сказанному добавить нечего. Пусть только всякий сочувствующий великому поэту принесет свою посильную лепту: как бы ни была она ничтожна сама по себе, она получит свой вес в итоге пожертвований...”
Деньги, действительно, начали поступать, что позволило комитету объявить в 1872 г. конкурс на лучший проект памятника. В 1873 г. представленные работы были рассмотрены. Самыми интересными жюри признало две, под номерами 13 и 15. Обе эти работы принадлежали скульптору Александру Михайловичу Опекушину.
Он был крепостным уроженцем деревни Свечкино близ Ярославля. Мальчик рано начал лепить, и отец отдал его в 12 лет в артель лепщиков, работавшую в Петербурге. Помещица не возражала, так как с ростом квалификации крепостного возрастал и оброк с него. Саша быстро освоил лепку цветов и орнаментов, на которой специализировалась артель, и артельщики, увидев способности и трудолюбие мальчика, вскладчину определили его учиться в рисовальную школу Общества поощрения художников. Но подростку вскоре пришлось оставить школу, так как на Волге выдался неурожайный год и нужно было зарабатывать, чтобы иметь возможность посылать домой деньги голодающей семье. В 15 лет Саша устроился на работу в мастерскую датского скульптора Д.И.Иенсена. Хозяин оценил талант юного лепщика и не только сам начал учить его мастерству, но и, став профессором Петербургской Академии художеств, помог тому стать вольноприходящим учеником. С помощью Д.И.Иенсена в 1859 г. на 21 году от роду, Александр Опекушин за 500 рублей выкупился на волю. Он успешно учился в Академии, о чем свидетельствует полученная им в 1862 г. малая серебряная медаль, а в 1864 г.— звание “неклассного художника”.
Молодой скульптор работал вместе с М.О.Микешиным, создававшим памятник “Тысячелететия России” в Новгороде и Екатерине II — в Санкт-Петербурге. В первом его резцу принадлежит фигура Петра I, во втором — 9 фигур сановников императрицы. За последнюю работу в 1870 г. “бывший крепостной человек помещицы Ольхиной” был удостоен диплома классного художника I степени, а в 1873 г. за статую сидящего Петра I, звания академика.
Таков был 35-летний ваятель, модели которого комиссия выделила из ряда представленных работ. В следующем году состоялся второй тур этого конкурса, на котором одним из победителей (вторым был П.П.Забелло) вновь был А.М.Опекушин. Победителям предложили доработать проекты и представить их на III — окончательный конкурс.
213. На I конкурс было представлено на 4 модели меньше, чем на II. Число моделей на 3-м конкурсе, составило 80% числа моделей 1-го конкурса. Сколько моделей памятника Пушкину участвовало в каждом конкурсе, если на 2-х последних их было 31?
ОТВЕТ. 1 - 15, 2 - 19, 111 - 12
К 3-му конкурсу, к удивлению Опекушина и Забелло, были допущены не только их работы, но модели популярных в то время скульпторов М.М.Антокольского и И.Н.Шредера.
214. Из 12 работ, представленных на 3-й конкурс, работ Забелло было на 2 меньше, чем работ Опекушина. Число работ Антокольского и Шредера составило 20% от суммарного числа работ Забелло и Опекушина. Сколько моделей памятника А.С.Пушкину представил на 3-й конкурс А.М.Опекушин?
ОТВЕТ. 6
Победителем 3 конкурса был назван А.М.Опекушин. За 5 лет он вылепил памятник А.С.Пушкину в натуральную величину. Фигура поэта была отлита и установлена на пьедестале, изготовленном по проекту архитектора И.С.Богомолова мастером каменного дела Бариковым.
Скульптор хотел, чтобы памятник был поставлен на Страстной площади перед Страстным девичьим монастырем, чтобы лучи восходящего солнца освещали склоненную голову поэта. Но монастырь не согласился с тем, что фигура поэта стояла спиной к монастырю и памятник поставили в начале Тверского бульвара.
В 1938 г. монастырь снесли, площадь расширили и в 1950 г. памятник перенесли на то место, где хотел его видеть автор.
6 июня 1880 г. состоялось торжественное открытие памятника. В Страстном монастыре отслужили заупокойную литургию по А.С.Пушкину, потом дети поэта — дочери Мария и Наталья, сыновья Алесандр и Григорий совместно с известными всей стране литераторами Ф.М.Достоевским, И.С.Тургеневым, А.Н.Островским, И.С.Аксаковым, Писемским, А.Н.Майковым и пр. проследовали из собора к главной трибуне.
Зазвенели колокола, хор под руководством Н.Г.Рубинштейна запел гимн и медленно поползла вниз парусина, покрывавшая памятник. На глазах “Чуть ли не стотысячной толпы,— записал об этой минуте И.С.Аксаков,— всех с обнаженными головами и с замершим дыханием — спала завеса и предстал изваянный, величавый образом Пушкин”.
На лицевой стороне памятника начертано одно-единственной слово, с детства знакомое и близкое каждому россиянину —
“Пушкину”.
На другой: “Слух обо мне пройдет по всей Руси
великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык”.
Весь день 6 июня моросил дождь. Высокие гости отбыли на литературный вечер в Университет. А к памятнику продолжали идти и идти москвичи. Они несли любимому поэту нежные ландыши и фиалки. С того дня прошло более ста лет, но цветы у подножья монумента не увядают — их ежедневно приносят почитатели.
Три дня — 6, 7 и 8 июня в Университете, Колонном зале Благородного собрания и в Политехническом музее шли вечера памяти А.С.Пушкина, на которых звучали его стихи и музыка, выступали известные литераторы и историки. Самыми значительными, по мнению современников, были речи, произнесенные 7 июня на заседании Общества любителей российской словесности И.С.Тургеневым и 8 июня — Ф.М.Достоевским. Среди заслуг А.С.Пушкина, отмеченных И.С.Тургеневым, им особо выделено, что “ ему одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенных целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу”.
Свое выступление Иван Сергеевич закончил обращением к памятнику: “ Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом центре древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился, в ряду других, и такой человек”.
Страстные слова Ф.М.Достоевского облетели всю страну: “ Никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин.
Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же как только прикоснулся к силе народной, так уже и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк.
...Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. “Я говорю о братстве людей и о том, что не всемирная, но всечеловечески — братскому единению сердца русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина”.
Вдохновенная речь Ф.М.Достоевского его призыв к объединению людей во имя добра нашел отклик в душах слушателей. Его увенчали 1,5 - метровым лавровым венком, который писатель уложил к подножию памятника.
Торжества в честь открытия памятника великому поэту прошли в Петербурге, Риге, Таллинне, Одессе, Туле, Пскове и многих других городах России.
Открытием памятника закончилась деятельность Комитета по его созданию. Самый активный его член — академик Я.Г.Грот отчитался об использовании собранных средств. Так как народные средства требуют скурпулезного учета, академик с точностью до копейки доложил о суммах, собранных россиянами, о расходах, произведенных за время сооружения памятника, а оставшиеся средства предложил использовать на издание произведений поэта, с тем, чтобы продать их по максимально дешевой цене.
215. На создание памятника А.С.Пушкину было собрано 106575 руб. 10 коп. После завершения работ, связанных с созданием и установкой памятника, на счету осталось 19064 руб 94 коп. С точностью до 1% вычислите, какой процент собранных средств пошел на сооружение памятника?
По словам академика Я.К.Грота члены Пушкинского комитета были счастливы, что оказались “орудием этого истинно народного предприятия, совершенно по частному почину, без всякой примеси бюрократического и приказного характера”.