Томашполь (укр.
Томашпіль), посёлок, районный центр Винницкой области, до 1923г.-
Местечко Ямпольского уезда
Подольской губернии. Посёлок расположен на
правом берегу речки Томашовки, притока Русавы (бассейн Днестра), на
расстоянии около 120 км от областного центра по автотрассе Винница -Ямполь
(до Ямполя 39 км).
Местечко Томашполь Брацлавского воеводства, расположенное на высоком
мысу у слияния двух небольших рек и окружённое с трёх сторон глубокими
долинами, впервые упоминается в документах 1616 г. Город был назван в
честь его владельца, польского канцлера коронного Томаша Замойского (сына
Яна Замойского), при котором вокруг города были построены оборонительные
укрепления.
В 1629 г. это был средней величины город с населением около двух с
половиной тысяч жителей – подымный налог взимали с 409 "дымов".
Косвенным указанием на возможное проживание Евреев в Томашполе в первой
половине XVII в. является свидетельство еврейского юноши, бежавшего от
казаков из Комаргорода в Тульчин, записанное в респонсах львовского
раввина Авраама Коэна Раппопорта.
Упоминания о Томашполе в документах эпохи хмельнитчины крайне редки:
по-видимому, город был разрушен уже в первые месяцы восстания (в военных
донесениях гораздо чаще упоминается находившаяся в нескольких километрах
от Томашполя ниже по течению Русавы неприступная крепость Стена). После
подписания Зборовского договора в 1649 г. Томашполь остался под казацким
управлением на территории Брацлавского полка. Трудно предположить, чтобы
кому-либо из оставшихся в городе Евреев удалось пережить эти кровавые
годы.
Томашполь упоминается в путевом дневнике
Ульриха фон Вердума за 1672 г.,
однако французский дипломат не описал никаких городских строений:
возможно, к этому времени от города осталось лишь название да руины.
Томашполь начал заселяться и отстраиваться заново в первые десятилетия
XVIII в., когда в край, опустевший за десятилетия войн и турецкой
оккупации, вернулись его польские владельцы. На городских руинах быстро
выросло еврейское Местечко. Перепись 1765 г. насчитала 108 домов, в
которых проживало 446 Евреев. У томашпольских Евреев был свой раввин
р.Лейб, община обладала административной самостоятельностью. Общая
численность общины, включая Евреев семи близлежащих сёл, составляла 531
человек.
Перепись 1776 г. приводит гораздо более скромные данные о еврейском
населении края. К уменьшению численности еврейских общин могли привести
гайдамацкие набеги и жестокая, эпидемия чумы 1770 г., выкосившая десятки
тысяч жизней в подольских городах и Местечках.
Перепись Евреев 1776 г. зарегистрировала в Томашполе только 80 домов, из
них 50 каменных (только они, собственно, и именуются "домами", в отличие
от глинобитных "халуп"). В каменных домах проживало 57 мужчин и 62
женщины, 23 сына и 13 дочерей, 7 служащих. Верность результатов переписи
подтвердили томашпольский раввин р. Зельман Мордкович, парнас общины
("квартальный") Шлома Шолович и габай Зискелович. Следует учесть, что
общины были заинтересованы в занижении данных об их численности — не
случайно в 50 домах было зарегистрировано всего лишь 36 детей.
За отсутствием более надёжных сведений мы вынуждены ориентироваться на
официальные данные, согласно которым к 1784 г. численность томашпольской
общины практически восстановилась до уровня 1765 г. В Местечке в это
время проживали 420 Евреев; вместе с Евреями, жившими в окрестных сёлах,
к общине было приписано 530 человек.
При административном делении новообразованной Подольской губернии в 1795
г. Томашполь был включён в Ямпольский уезд.
В 1827 г. в этом небольшом Местечке было всего два купца, имевших
гильдейское звание: Абрам-Вольф Дубчак и Лейб Кауфман, в 1838 г. — тот
же Дубчак и Мейлах Гейшман. В 1852 г. здесь было зарегистрировано 77
семей ремесленников, все они были Евреями.. Некоторые жители Местечка
работали на винокуренном производстве, принадлежавшем помещице Браницкой.
В 1853 г. по официальным данным в Томашполе была каменная синагога и два
молитвенных дома (всего прихожан), раввином Местечка был р.Иосеф Дубчик.
Погромная волна 1881-1882 гг. непосредственно не затронула Евреев
Томашполя. В это время здесь, несмотря на экономический кризис и
всеобщую безработицу, собрали довольно крупную сумму денег — 700 рублей
— в помощь общине разорённой
Балты. К 1889 г. число Евреев в Местечке
заметно возросло, достигнув пяти тысяч человек. В Томашполе открылось
частное еврейское училище, куда в начале 1889г. поступило 13 мальчиков и
40 девочек, а к концу года здесь занималось уже 50 мальчиков и 40
девочек. В Местечке открылась библиотека с собранием книг на русском
языке, иврите и идише.
Томашпольская община содержала пять синагог и
клойзов со своими
"духовными правлениями". В 1890 г. в ответ на просьбу Евреев Томашполя
власти не разрешили им открыть ещё одну "молитвенную школу" в одном из
помещений дома семьи Авербух. В 1893 г. пятеро братьев Авербух снова
обратилось к губернскому начальству, теперь уже с ходатайством об
устройстве еврейской больницы на 15 мест.
Открывшийся в 1873 г. в Томашполе сахароваренный завод (по другим
сведениям, этот завод был в 1870 г. приобретён у помещика Феликса
Собаньского "Товариществом Тростянецкого сахароваренного завода") со
временем вырос в одно из крупнейших сахарных производств края.
Этот завод, как и многие другие сахароваренные заводы на
Украине,
принадлежал
Бродским, одному из богатейших еврейских семейств России.
В начале XX в. директором-распорядителем завода был живший в
Киеве барон
Владимир Гинцбург, один из сыновей знаменитого еврейского общественного
деятеля барона Горация Гинцбурга и зять Лазаря
Бродского.
Помимо работы на производстве Евреи участвовали в поставках сырья, сбыте
продукции, в организации и обеспечении производства. Почти вся заводская
администрация состояла из Евреев, включая бухгалтера, механика и врача.
Управляющим завода был Зельман Хейфец, который также руководил
винокуренным и кирпичным заводами, принадлежавшими "Товариществу
Тростянецкого сахарного завода". В 1906 г. он прошёл в выборщики на
выборах в первую Государственную думу .
В начале XX века томашпольская община имела в своём составе около шести
тысяч человек и владела шестью молитвенными домами. Часть их были
клойзами хасидских ребе, другие принадлежали сообществам ремесленников
— мясников, скорняков ("кушнеров") и прочих. Массивное двухэтажное
каменное здание старинной Большой синагоги стояло недалеко от
сахароваренного завода, стены её молельного зала были украшены росписью.
Помимо хедеров (которых насчитывалось около десяти) в Местечке была
талмуд-тора, а также два женских и одно смешанное частные еврейские
училища.
В 1904 г. в Томашполе было открыто общее двухклассное училище. Для
организации этого училища министерство внутренних дел разрешило
отпустить 1500 рублей из сумм коробочного сбора с тем, чтобы и еврейских
детей допускали в училище, но в количестве не более 10% от общего числа
учащихся
В один из ярмарочных дней конца 1917 г. в Томашполе, как и во многих
других Местечках края, лишившихся при распаде империи "блюстителей
порядка" — местных полицейских чинов, крестьяне стали громить еврейские
лавки. Своевременно прибывшие войска пресекли погром в самом начале.
В 1919 г., в разгар Гражданской войны, Томашполь, стоявший на пути
следования различных воинских частей, не раз подвергался разбою и
грабежу. В сентябре 1919 г. в течение пяти дней
деникинский полк
кубанских казаков грабил Местечко. Делегация, в которую входили два
Еврея и один христианин, безуспешно пыталась добиться приёма у командира
полка или коменданта Местечка. Затем по требованию двоих
уполномоченных-христиан, вышестоящим армейским командованием для
разбирательства этого дела был прислан военный трибунал. Однако,
поскольку большинство свидетелей побоялось явиться в трибунал, так как
казаки угрожали им за это расправой, суд не вынес никакого приговора.
Через два дня этот полк покинул Томашполь.
В конце февраля — начале марта 1920 г. Румыния отказалась пропустить на
свою территорию отступающие части Добровольческой армии.
Деникинские
войска, проходившие через Томашполь в направлении
Польши, громили
еврейские дома и пытали Евреев в поисках ценностей. Солдаты насиловали
женщин в присутствии членов их семей, а затем убивали своих жертв. В
результате погромов 25 человек было убито, 210 ранено, а Местечко
подожжено.
В июне 1920 года в округе Томашполя установилась советская власть. В 1923
г. Томашполь стал районным центром, в середине 1920-х гг. здесь был
образован еврейский местечковый совет. В Местечке открылись еврейская
семилетняя школа (директор Межеричер, закрыта в 1937 г.) и детский сад.
До 1938 г. в Томашполе существовал еврейский колхоз "Гигант" с
животноводческой фермой на 400 коров. Этот колхоз (председатель
Серебряный) был одним из самых успешных в области.
Наряду с участием
еврейской молодёжи в комсомольской организации, в Томашполе до конца
1920-х годов продолжали работу сионисты: в 1923—1924 гг. здесь
насчитывалось 15 членов "Гехалуца", организации, готовившей молодёжь к
сельскохозяйственному труду в Эрец Исраэль.
Перед самой войной власти закрыли большую синагогу, минъяны продолжали
собираться в частных домах.
В 1939 г. здесь проживало 1863 Евреев (63% населения).
В течение месяца, прошедшего со дня объявления войны до начала оккупации,
многие еврейские мужчины были призваны в армию. При подходе немецких
частей к Томашполю власти предоставили желающим эвакуироваться несколько
подвод. Большинство беженцев не смогли уйти далеко и вернулись в
Местечко, застав свои дома разграбленными.
20 июля 1941 г. в Томашполь вошла немецкая пехотная часть. Нацисты
распорядились, чтобы все Евреи носили белую нарукавную повязку с нашитой
шестиконечной звездой. 25 июля были расстреляны первые шесть Евреев.
По воспоминаниям очевидцев, в, августе в Томашполь прибыл карательный
отряд, возглавляемый эсэсовцами. Ранним утром был собран сход
представителей украинского населения, с тем чтобы решить вопрос о Евреях.
Выступавшие на сходе, а среди них были известные в Томашполе люди,
заявили, что "Евреев надо уничтожать, как гнилое мясо, поскольку они
всегда жили за счёт Евреев". Сход единодушно вынес своим
соседям-Евреям смертный приговор. Приблизительно через час на
центральную улицу выбежала старуха-украинка, и закричала во весь голос:
"Люди’; добрые, тикайте, куда ваши бачут, бо вас хотят вбивати!" Но
бежать было уже поздно - к еврейским домам подъезжали полицейские. Евреев
погнали в сторону еврейского кладбища и там расстреляли, слабых и
больных убивали лопатами. Всего было расстреляно или заживо засыпано
землёй 150 Евреев (по другим сведениям, было уничтожено более 240
человек).
Вскоре после акции уничтожения Томашполь был включён в Транснистрию —
зону румынской оккупации. В декабре 1941 г. оккупационные власти
заставили всех Евреев в течение двадцати четырёх часов переселиться в
гетто в восточной части Местечка (в районе современной улицы
Володарского). Гетто было огорожено колючей проволокой. Евреи
расселились в страшной тесноте, по 10-12 человек в комнате. Старостой
гетто был назначен Залман Бронфман, для руководства общиной был избран
комитет из 12 человек.
Власти использовали Евреев на тяжелых работах при строительстве дорог, в
каменоломне, на расчистке дорог от снега, колке дров, переноске угля и
т.п. По дороге на работы узники обменивали взятые из дома вещи на
продовольствие. Обитатели гетто, скученные на маленькой территории и не
имевшие права выхода за её пределы, страдали от истощения, а также от
тифа и прочих инфекционных заболеваний. По заданию общинного руководства
женские бригады обходили дома, собирая пожертвования в пользу нищих и
больных. Отдельные украинцы помогали Евреям, передавая им еду через
колючую проволоку.
После Сталинградской битвы в режим гетто были введены послабления, в
частности, один раз в неделю, по воскресеньям, разрешался выход наружу
на один час, что позволило узникам обменивать последние вещи на продукты
питания.
В 1943 г. в гетто находилось 1128 Евреев, в том числе несколько семей из
близлежащих местечек Подолии и Бессарабии.
После освобождения Томашполя 16 марта 1944 г. советскими войсками здесь
оставалось более тысячи Евреев.
В послевоенном Томашполе оставалось значительное число Евреев и
сохранялись некоторые черты традиционной жизни. Два шойхета, р. Нисим и
р. Моше, выполняли свою работу до 1970-х гг., в частных домах собирались
на молитву пожилые люди, обычно их было достаточно для миньяна.
Между 1963 и 1966 годами, когда Томашполь утратил статус районного
центра, начался массовый выезд Евреев в более крупные города.
Освобождавшиеся дома покупали украинцы из окрестных сёл. Тем не менее
ещё в 1970 —80-х гг. сотни Евреев Томашполя жили в той или иной степени
сообразно со старыми традициями
В начале 1990-х гг. оставшиеся в небольшом числе томашпольские Евреи
организовали общину. Её первым председателем стала в 1991 г. Зинаида
Аврах, её сменил Яков Малах, а с 1996 г. председателем общины стал
Михаил Спектор, в прошлом — школьный учитель. В 1998 г. в общине было 57
Евреев, 18 из них — бывшие узники гетто.
Архитектура
В сохранившихся традиционных еврейских домах, построенных в XIX — начале
XX вв., живут украинцы. Они перестраивают старые дома, нередко выкупая
соседние дома на слом с целью объединить два участка и освободить землю
для огорода. Из-за этого некогда плотная застройка оказалась в от
дельных местах сильно разрежена, но пока всё же угадывается особый
колорит еврейских улиц и кварталов.
Современный план исторического центра Томашполя.
1 — место, где стояла
Большая синагога;
2 — место расположения миквы;
3, 4, 5 — места
утраченных синагогальных зданий конца ХІХ - начала XX вв.;
6, 7 — православные церкви;
8 — костёл;
9 — место старого еврейского кладбища.
В результате новейшего строительства была полностью уничтоже на
застройка центральной площади и кварталов северо-западной части
Томашполя. Не сохранилось и кирпичное здание синагоги, по строенное на
главной улице (современное название "Советская") в конце XIX в., хотя
совсем рядом уцелело несколько домов традици онной постройки.
Можно найти ещё несколько зданий с подобного рода фронтоном, кое-где
сохранились перила лоджии с дощатой зашивкой, имитирующей балясины.
В Томашполе сохранилось много жилых построек XIX в., вытянутых на 20 —
25 метров перпендикулярно направлению улицы. Такие дома образовались в
результате соединения в один объём двух домов, имеющих в глубине
участка общую стену тыльного фасада.
За границей посёлка, к северо-западу от его главной площади, на крутом
склоне холма у дороги к селу Подолянка расположено старое еврейское
кладбище, закрытое в конце XIX или в начале XX в. Почти все его
надгробия разрушены, редкие уцелевшие памятники относятся ко времени
между концом XVIII и двадцатыми годами XX в.
Новое кладбище с надгробиями XX в. отделено от старого оврагом и
занимает обширную территорию. У его границы находятся две большие
братские могилы увенчанные обелисками, в каждый из которых вмонтирована
табличка с надписью: "Гражданам Томашполя, зверски расстрелянным
немецко-фашистскими захватчиками 4 августа 1941 г."
В центре посёлка — мемориал жителей Томашполя, погибших на фронтах
Второй мировой войны. Среди сотен имён, выбитых в камне, большинство —
имена Евреев. Многие еврейские семьи потеряли на войне не одного своего
сына: так, судя по надписи, не вернулись с полей сражений семеро братьев
Кацевман: Исраель, Владимир, Александр, Ефим, Шулем, Хуна и Шай.
Люди
В заводской канцелярии работал кассиром с 1887 по 1918 год из вестный
еврейский поэт и писатель Иегалаль Иегуда-Лейб
Левин (1844-1925), один
из первых членов палестинофильской организации "Ховевей Цион" ("Возлюбившие Сион"). Вынужденный покинуть
Киев из-за преследований за
палестинофильские взгляды, он нашёл приют и постоянный заработок в
Томашполе.
Шмуэль Дриз (1887-1947), уроженец Томашполя, ученик Иекалаля. С 1917 г.
жил в Филадельфии (США), входил в состав редакций издававшихся на идише
газет. Публиковал свои статьи на идише и иврите.
Известный скульптор и художник Александр
Портнов родился в Томашполе в
1887 г., в 1907 г. уехал в США, где, как и многие другие выходцы из
Томашполя, жил и работал в Филадельфии.
Галина Орлова
Источник
Люди и
судьбы, связанные с
Томашполем:
164-я стрелковая дивизия (1-го формирования) - защитница Томашполя
Баршай,
Александр - журналист
Бродский, Израиль Маркович - сахарозаводчик
Войтович, Станислав Андреевич - аграрий
Жванецкий, Михаил - сатирик
Зальцман, Исаак Моисеевич -
нарком танковой
промышленности СССР
Замойский,
Томаш - основатель Томашполя
Зингер,
Исаак Башевис - писатель
Конюхов, Авраам
Левин, Йехуда Лейб -
сионист. Жил в городе с 1887 по 1916 год
Мойхер-Сфойрим, Менделе, которого
Шолом-Алейхем считал свои учителем
Пинскер, Леон -
идеолог сионизма, лидер сионистского движения
Ховевей Цион
Сельский,
Семён Петрович - Герой Советского
Союза
Созонов, Александр Яковлевич - герой
Великой отечественной войны
Стариков, Александр
Фрейдин, Григорий
- "человек внерелигиозный"
Хараш, Исруль
Хуторянский, Анатолий Николаевич - Герой Советского Союза
Переписи еврейского населения
в юго-западном крае в 1765-1791 гг.
index
www.pseudology.org
|