| |
1 октября
1653 г. |
Земской
собор |
Решение о воссоединении Украины
с Россией |
Хмельницкий Богдан. Сообщение о победах над польским войском и желании
украинского народа объединиться с Россией
Лист Богдана Хмельницкого, посланный из Черкас царю Алексею Михайловичу,
с сообщением о победах над польским войском и желании украинского народа
объединиться с Россией
Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце
милостивий пане и добродию.
Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и
старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих
доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун
свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского
величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах
его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска
завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност
видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з
давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних
надание помир(ем) и до тих час от безбожних ариян покою не маем.
(Тв)орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривд убогих людей и
кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися
на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую
яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з
великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов
живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю
посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з
одною душею не втекли.
Потом сам гетман великий
пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским,
гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и
войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие
люди брали их, которие нам служили (в той м)ире от царя кримского.
Здалося тем нам и о том вашому (царскому) величеству ознаймити, же
певная нас видомост зайш(ла от) князя Доминика Заславского, которий до
нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же
певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих
же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли
нашой, за чим земля тепер власне пуста.
Зичили бихмо соби
самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност
православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа
Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом
упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а
поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми
зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо,
до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.
А меновите будет то
вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят
наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их
наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з
давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши,
до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне
отдаемо.
Дат с Черкас, июня 8, 1648.
Вашему царскому величеству найнизши слуги.
Богдан Хмельницкий,
гетман з Войском его королевской милости Запорозким.
В прошлом во 161-м году
мая 25 по указу великого государя
царя и великого князя
Алексея Михайловича всеа Русии самодержца
говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем
во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий
князь Алексей
Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же
литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти
великому государю святейшему
Никону, патриарху московскому и всеа
Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным
властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и
стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем
боярским (выборным) из городов, и гостем, и торговым и всяких
чинов людем.
И указал государь им объявити литовского короля и
панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца
к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад
исправленья в том не бывало. И чтоб те их
неправды ево
государевым Московского государства всяких чинов людем были
ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого
присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку
в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых
великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их
без дела.
И государь царь и великий князь
Алексей
Михайлович всеа
Русии самодержец, пришед от празника от покрова пресвятые
Богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в
Грановитой полате.
А на соборе были: великий государь святейший
Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит Крутицкой
Селивестр, митрополит сербский Михайло, архимариты и игумны со
всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди,
стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з
городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и
черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов
люди и стрельцы.
И по государеву цареву и великого князя
Алексея
Михайловича всеа Русии указу о
неправдах Яна Казимера короля
польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух:
В докончальных грамотах блаженные памяти великого государя
царя и великого князя
Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и
Владислава короля польского и великого князя литовского написано:
быти им обоим, великим государем, меж себя и их государским детем
и наследником в братцкой дружбе, и в любви, и в соединении.
А великого государя нашего царя и великого князя
Михаила Федоровича
всеа Русии самодержца и его государевых детей и наследников
Владиславу королю, и вперед будучим королем польским и великим
князем литовским, и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких
письмах описывати и имяновати по его государскому достоинству и
по вечному докончанью великим государем царем и великим князем
всеа Русии самодержцем, с полными его государскими титлы, по его
государскому достоинству. И как он, великий государь, сам себя
описует по докончальной грамоте отныне и до века и вперед
неподвижно безо всякого премененья.
А
Владиславу королю польскому
и великому князю литовскому и вперед будучим королем польским и
великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными ж
их титлы по докончальной грамоте. А к Московскому государству
Владиславу королю польскому и великому князю литовскому, и его
братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем,
и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не
писатися и не имяноватись.
И то вечное докончанье с обе стороны
сперва великие послы, а после того и сами обои великие государи
своими государскими душами, крестным целованьем, закрепили и
грамотами и печатьми утвердили, что меж ими, обоими великими
государи, тому вечному утвержденью быти навеки непременну. И с
стороны Владислава короля польского и великого князя литовского
при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные
памяти великого государя царя и великого князя
Михаила Федоровича
всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя
нашего царя и великого князя
Алексея Михайловича всеа Русии
самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов
воевод, и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцов в
государевы порубежные городы к воеводам в листех их имянованья и
титлы писаны не по вечному докончанью, со многим премененьем.
А иные злодеи во многих листех писали с великим безчестьем и с
укоризною, а королевское имянованье писали царским имянованьем и
многих государств государем и облаадателем. И о тех королевских
многих неправдах посыланы от них, государей, в Польшу и в
Литву
ко Владиславу королю польскому и великому князю литовскому их
государевы великие послы и посланники. А велено им, будучи у
короля на посольстве и с паны рады в ответех, о
государеве чести
говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них
дати, и на тех людей казни и наказанья просити.
И во 148-м году писал ко государю
Владислав король в
грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут
государево имянованье и титло писать не по их государскому
утвержденью, и те будут кажнены, а которые писали
неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед
того отнюдь не будет.
А в ответном письме панов рад, каково дали
во 153-м году государевым великим послом боярину князю
Алексею
Михайловичу Львову с товарыщи, написано, что королю, покаместа
право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне
за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати
велел, и казнь по проступке их против права их подлинно учинена
будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по
договорам панов рад при
Владиславе короле исправленья никакова не
бывало.
А при нынешнем Яне
Казимире короле польском учало быть и
пуще прежняго: блаженные памяти про великого государя царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и про
деда его государева, блаженные памяти про великого государя
святейшаго патриарха
Филарета Никитича московского и всеа Русии,
также и про великого государя царя и великого князя
Алексея
Михайловича всеа Русии самодержца в книгах их
напечатаны злые
безчестья, и укоризны, и хулы. Чего не токмо великим государем
християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и
терпети невозможно, и помыслити страшно.
Также и Московского государства про бояр и про всяких чинов людей
напечатаны в тех
книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых
государствах не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того
не бывает. А Владислав король написан обранным великим князем
московским мимо вечного докончанья.
И в прошлом во 158-м году по государеву цареву и великого
князя Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в
Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и полномочные
послы – боярин и оружейничей и наместник Нижнего Новагорода
Григорей Гаврилович Пушкин с
товарыщи.
А велено им о тех
королевских и панов рад многих неправдах говорити накрепко и за
государскую честь по посольским договором на виноватых просити
казни смертные.
И по королевскому указу паны рада тем государевым великим
послом дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех
про государево имянованье и титла обвиненных людей, которые в
росписи от них, великих послов, им, паном раде, написаны в
Варшаве на сойме, по правом корунным и литовским и против
соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити. И по проступке
их осудя, и смертью, хто будет достоен, казнити при государевых
послех или при посланникех.
А в
констытуцыи 1637-го году
написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы
умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски
то слово – смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.
И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы к королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев
да дьяк Алмаз Иванов. И будучи они у короля и у панов рад, в
ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и
по констытуцые казни просили; и стояли о том крепко. И король и
паны рада на той сойме при государевых посланниках не токмо что
по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду
не поставили и правды ни в чом не показали.
И после того присылал ко государю Ян Казимер король
посланников своих – Альбрехта Пецлавского да Хриштопа
Униховского, а с ними присылал с сойму на тех
подданных своих, за
государеву честь обвиненых, людей з декретом. И в том декрете к
прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от
вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных
немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете
написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не
ведомо.
И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за
такими явными неправдами не принят. А сказано им и в ответном
письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну
Казимеру королю своих государевых великих послов.
А в прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру
королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и
наместник великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с
товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя
вечное докончанье, и посольские договоры, и соймовые свои
уложенья, констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех
исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы,
будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых
людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими
мерами.
И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не
учинил. А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы,
говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына
его государева, великого государя царя и великого князя
Алексея
Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом.
И те государевы великие послы им, паном раде, о том
выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело,
государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не
бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих
государей наших, блаженные памяти великого государя царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына
его, великого государя нашего царя и великого князя
Алексея
Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.
И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный
суд и декрет, что они о том деле, и их
государской чести, мимо
прежнего суда и декрету инако судити и переделыватъ не будут. И
отказали в том впрямь.
А которые листы писаны после того их суда
и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей,
от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние
прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле
никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.
Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье,
умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы,
ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом
почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское
государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король,
через свои государства пропустил к
свейской королеве Христине
общего християнского неприятеля
крымского хана посла для ссоры и
войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и
Литву в
Свею ходить, николи не бывало.
Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных
местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские
и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей
боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян
грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и
всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых
порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам
многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с
королевские стороны.
А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и
по ся места здержано крепко и нерушимо.
Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому
князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда,
что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую
веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали
и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной
православной християнской веры, в которой они издавна живут,
учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии
запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и
поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над
еретиками и над жидами не чинят.
И они,
черкасы, не хотя
благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в
разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле,
призвав к себе в помочь
крымского хана с ордою, учали за
православную християнскую веру и за святые божии церкви против их
стояти.
А у царского величества милости просят, чтоб он, великий
християнский государь, жалея благочестивые православные
християнские веры и святых божиих церквей и их, православных
християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел
их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им
на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на
поляков, помочь, и послал войска свои.
А в прошлом во 161-м году
присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю
всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников
своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с
ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви
божии, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не
отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять
под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и
святые божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и
литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и
местех святые божии церкви осквернили, и обругали, и разорили.
И православных християн духовного и мирского чину многих невинно
замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили,
о чем и слышати жалостно.
И они у царского величества запорожские черкасы милости
просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь,
православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей
разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними
умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско
Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет
государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти
не изволит, и великий бы государь его царское величество для
православные христианские веры и святых божиих церквей в них
вступился, велел их помирити через своих государевых великих
послов, чтоб им тот мир был надежен.
А собою они с поляки миритца
отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.
И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим
послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису
Александровичю
Репнину-Оболенскому с товарыши, о том миру и о
посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву
указу его государевы великие послы, боярин князь Борис
Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб
король и паны рада то междоусобье успокоили и с
черкасы
помирились. И православную християнскую веру греческого закону не
гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не
чинили, а учинили б мир по
Зборовскому договору, а которые церкви
оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад.
И будет король
и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в
вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божии отдадут им
попрежнему, и великий государь его царское величество для
православные христианские веры и святых божиих церквей брату
своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем,
которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их
вины велит им отдать.
И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во
что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную
християнскую веру искоренити и церкви божии разорити, пошли на
них войною при них же, великих послех.
Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм
был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что
их православных християн греческого закону, которые живут в
Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви
божии розорить, чтоб вера греческаго закона искоренилась.
И государевы великие послы, видя их многое упорство,
говорили им а большим вычетом в полате и к коретам идучи во все
люди вслух, что великий государь его царское величество для
православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их
междоусобье успокоить, тем людем, которые за их
государскую честь
достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Казимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в
чем исправленья не учинили, и великий государь его царское
величество такова их злого безчестья и многово по вечному
докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И
послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет,
а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья
писать во все окрестные государства к великим государем
християнским и бусурманским.
А за православную християнскую веру,
и за святые божии церкви, и за свою государскую достойную честь
стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.
И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не
показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали,
и тех государевых великих послов отпустили без дела.
А как Ян
Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал, и
в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в
вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для
веры самому не теснити, и никово на то не попущати. А будет он
тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия
верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве
своей ни у ково просити не будет и не примет.
А ныне писал ко государю царю и великому князю
Алексею
Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и
все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что
король с войсками своими на Украину идет. И они, не хотя
монастырей и церквей божиих и християн в мучительство выдать,
бьют челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре
послать к ним велел. А будет он, великий государь, и ныне над
ними, православными християны, не зжалится, как они у него,
государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят
и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут.
А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним
гетман Богдан Хмельнитцкой, а велел государю
бити челом, чтоб
государь велел прислать в Киев и выные городы своих государевых
воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех
же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де
хотел быть крымский хан с ордою, а иные
татаровя уж и пришли и
стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал
турской
салтан а обоз в Борки посланца своего, зовучи ево к себе в
подданство. И гетман де ему в том отказал, а надеетца на
государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять
не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том
у него, государя, милости просил много, а он, государь, его не
пожаловал, а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут
против его стоять.
Да в вестях объявилось, что люди их
черкаские
с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де
посчастилосъ и много языков поляков поимали. А литовской де
гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не
учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву
землю войною.
И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти
великого государя царя и великого князя
Михаила Федоровича всеа
Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и
великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против
польского короля война весть. А терпети больше того нельзя,
потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных
листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного
докончанья и посольского договору, со многою пропискою.
А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей
соймовой констытуцыи во многие годы исправленья не учинили
И
видя королевские подданные такое неисправленье и злым людем за
вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов
капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к
воеводам во всех годех государево имянованье и титло писали с
пропискою. И при государевых послех, при боярине князь Борисе
Александровиче
Репнине
с товарыщи, исправленья не учинили и
называли то дело – государскую честь – малым делом, и смеяся и
поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и
тем оне вечное докончанье нарушили.
А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске
Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий
государь царь и великий князь
Алексей
Михайлович всеа Русии
изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско
Запорожское з городами их и з землями принять под свою
государскую высокую руку для православные християнские веры и
святых божиих церквей, потому что паны рада и вся
Речь Посполитая
на православную християнскую веру и на святые божии церкви
востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское,
присылали к великому государю царю и великому князю
Алексею
Михайловичу всеа Русии
бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные
християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить
гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними
умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую
руку.
А будет государь их не пожалует, под свою государскую
высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для
православные християнские веры и святых божиих церквей в них
вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им
тот мир был надежен.
И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие
послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада
междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную
християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и
неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по
Зборовскому
договору
А великий государь его царское величество для православные
християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем
людем, которые в его государском имянованье в прописках
объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и
паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с
черкасы
отказали.
Да и потому доведетца их принять в присяге Яна Казимера
короля написано, что ему в вере християнской остерегати и
зашищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого
на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он
подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на
православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви
божии многие разорил, а выных унею учинил.
И чтоб их не
отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану,
потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого
и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.
А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и
жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы
стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен
и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о
государской чести и
о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского
допрашиваны ж по чином, порознь.
И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого
государя царя и великого князя
Михаила Федоровича всеа Русии и за
честь сына его государева, великого государя царя и великого
князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против литовского
короля война весть. А они, служилые люди, за их
государскую честь
учнут с литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради
помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди
вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради
помереть.
А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские
веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и
великий князь Алексей
Михайлович всеа Русии по их челобитью,
велел их приняти под свою государскую высокую руку.
----------------------
Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.
Т.3. Акты Земских соборов. Отв. ред. А.Г.Маньков.
М., Юридическая литература, 1985.
Жалованная грамота
царя
Алексея Михайловича
гетману Богдану Хмельницкому
и
всему войску Запорожскому
о сохранении их прав и вольностей
1654. марта 27
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей
Михайлович всеа Великия и Малыя Русии
самодержец…, пожаловали есмя наших царского величества
подданных Богдана Хмельницкого,
гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей
войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско
Запорожское, что в нынешнем во 162-м году как по милости божии учинились
под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все
Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским
детем, и наследником на вечное подданство учинили. <…>
А в листе своем к нам,
великому государю к нашему царскому величеству, гетман писал, и
посланники ево били челом, чтоб нам, великому государю, его, гетмана Богдана Хмельницкого,
и все Войско Запорожское пожаловати велети прежние их права и вольности
войсковые, как издавна бывали при великих князьях руских и при королех
польских, что суживались и вольности свои имели в добрах и в судах, и
чтоб в те их войсковые суды нихто не вступался, но от своих бы старших
судились, подтвердити. <…>
И мы, великий государь наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого,
гетмана Войска Запорожского, и все наше царского величества Войско
Запорожское пожаловали велели им быти под нашею царского величества
высокою рукою по прежним их правам и привилиям, каковы им даны от
королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей
нарушивати ничем не велели, и судитись им велели от своих старших по
своим прежним правам, {а наши царского величества бояры и воеводы в те
их войсковые суды вступатись не будут}.
А число Войска Запорожского
указали есмя, по их же челобитью, учинить спискового 60 000, всегда
полное. А буде судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий
государь, поволили Войску Запорожскому
обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. А кого гетмана
оберут, и о том писати к нам, великому государю, да тому ж новообранному
гетману на подданство и на верность веру нам, великому государю,
учинити, при ком мы, великий государь, укажем, {а при булаве гетманской
староству Чигиринскому со всеми его принадлежностями, которые преж сего
при нем были, указали есмя быти попрежнему}.Также и именей казатцких и
земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов после
казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними попрежнему.
{А буде ис которых
пограничных государств учнут приходить в Войско Запорожское
к гетману к Богдану Хмельницкому
послы о добрых делех , и мы, великий государь, тех послов гетману
принимать и отпускать поволили. А ис которых государств , и о каких
делех те послы присланы, и с чем отпущены будут, и гетману о том о всем
писати к нам, великому государю, вскоре. А буде которые послы от кого
присланы будут с каким противным к нам, великому государю, делом, и тех
послов в Войске задерживать и писать об них к нам, великому государю,
вскоре ж, а без нашего царского величества указу назад их не отпускать.
А с турским салтаном и с польским королем без нашего царского величества
указу ссылки не держать}.
И по нашему царского
величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану Хмельницкому,
гетману Войска Запорожского, и всему
нашему царского величества высокою рукою по своим прежним правам и
привилиям и по всем статьям, которые писаны выше сего. И нам, великому
государю, и сыну нашему, государю царевичю князю
Алексею Михайловичу,
и наследником нашим служити, и прямити, и всякого добра хотети, и на
наших государских неприятелей, где наше государское повеленье будет,
ходити, и с ними битись, и во всем быти в нашей государской воле и
послушанье навеки. <…>
Украина
www.pseudology.org
|
|