Александр Иосифович Сосланд
Харизма современного политика и как ее создавать

Всякий раз, когда в жизни какого-либо общества или государства назревают серьезные перемены, на первый план выходит особая порода людей. Они заметно отличаются от остальных исключительным честолюбием и ярко выраженными лидерскими качествами. Они, собственно, и несут на своих плечах нелегкое бремя принятия решений и ответственности в эти критические периоды.

Воспоминания современников, учебники истории доносят до благодарных (а чаще — до проклинающих их) потомков память об этих незаурядных персонажах, причем почти всегда эти воспоминания в существенных чертах обнаруживают явное сходство. 

Герои критических периодов истории оказываются всегда людьми выдающихся дарований. Это непременно яркие личности, уже по внешним признакам выделяющиеся из обычного круга людей. Они исключительно преданы идеям, которые составляют смысл их жизни. 

Почти всегда это прекрасные ораторы, мастера яркого слова и выразительного жеста. Они обладают несомненной способностью подчинять своей воле других людей. Одним словом, соответствие выдающихся личностных свойств лидера и неординарности исторического момента налицо. 

Принято считать, что эти люди обладают неким особым свойством, харизмой

Это свойство проявляется в особом влиянии на других, умении подчинить их своей воле, вызвать к себе доверие и симпатию.

В изначальном смысле слова харизма — это благодать, божественная сила, ниспосланная человеку для преодоления греховности и достижения спасения.

Однако выдающийся социолог Макс Вебер, исследуя в начале нашего века феномен харизмы в контексте общественной жизни придал ему несколько другое значение.

Харизматический лидер обладает, по М. Веберу, особыми дарованиями, пророческими, в частности, способностями, исключительными волевыми качествами. Среди известных истории харизматических персонажей есть основатели мировых религий — Будда, Моисей и Христос. 

К ним относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин, например. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. 

Безусловно, в ХХ веке среди крупных харизматических персонажей — Гитлер и Муссолини, Ленин и Троцкий, однако также Ганди и Мартин Лютер Кинг. 

Дело обстоит таким образом, что свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и морально-этическому содержанию этой деятельности: им с равным успехом может обладать и признаваемый святым пророк и человек, ответственный за массовые военные преступления.

Итак, по Веберу, "харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям" (М.Weber, 1988, с. 139).

Здесь мы должны обратить внимание на процитированное определение. Получается, что харизма — качество, благодаря которому человек, ею обладающий оценивается как одаренный вышеперечисленными свойствами. 

Однако оценка эта производится только на основании внешних впечатлений, ибо совершенно ясно, что надежная проверка наличия "сверхъестественных, сверхчеловеческих" или даже "специфически особых" свойств, по меньшей мере, крайне затруднительна. Естественно предположить, что в основе харизмы лежит всего лишь умение производить впечатление обладания такого рода свойствами

Надо ясно понимать, что харизма не есть только некое врожденное мистическое свойство

Это вполне просчитываемый набор персональных качеств, это то, с чем, безусловно, можно работать. Очень хорошо для личности, претендующей на харизматическую карьеру, иметь некий внешний признак, выделяющий его из окружающей его массы. Этот признак может быть даже проявлением болезни (не исключено, что и душевной), носителем его может быть калека, но он тоже способствует выделению его обладателя из толпы ему подобных. 

Хорошо известно, как в традиционных культурах относились к горбунам, юродивым, искалеченным и т. д. Считалось, что подобный человек так или иначе связан с потусторонними силами, его почитали и побаивались. 

Он был как бы отмечен особыми знаками — стигмами. Очень выгодна в этом смысле всегда была "священная болезнь" — эпилепсия. Судорожные припадки традиционно воспринимались как знак избранничества. 

Итак — харизма неполноценности: важно хоть как-то выделяться из окружающей толпы благодаря внешним, хотя бы и патологическим, признакам.

Но важнее всего другое качество: личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы

Отчетливая бойцовская позиция, постоянная готовность к драке, как ничто другое делает человека харизматической личностью. Он живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. 

Настоящий лидер никогда не спустит тому, кто перешел дорогу людям, поверившим в него и доверившим ему руководить ими. Исключительно важно здесь демонстрировать свое намерение пойти до конца за интересы своей паствы.

Такая экстремальная интенция безусловно необходима для закрепления на иерархической вершине. Дать превзойти себя в готовности вступить в бой с каждым, кто перейдет дорогу группе людей, которые существуют в рамках соотношения лидер — паства, значит порушить такую иерархию. 

Отстаивая интересы своей паствы, такой лидер готов сражаться до последнего, но при этом никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные интересы.

Нетрудно понять, что харизматическая личность всегда востребована там, где произошла беда, где нужно поднимать кого-то на борьбу. Столкнувшись с такой ситуацией, надо вести себя правильно: то есть никогда не успокаивать народ, мол, все устоится или само пройдет, дескать, ничего страшного. 

Нет ничего глупее для возможного лидера, чем таким образом снимать напряжение у людей, которые смотрят ему в рот и ждут, куда он их поведет. Разумное поведение в этом случае будет таким: никого не успокаивать, а наоборот, держать всех в напряжении, говоря, что все ужасно, тяжело и почти катастрофично, но, слава Богу, есть человек, который знает, как со всем этим справиться

Верное поведение харизматического лидера заключается в том, что он никогда не успокаивает окружающих и никогда не пытается приуменьшить масштабов описываемой им кризисной обстановки.

Поведенческая стратегия здесь в любом случае должна носить алармистский характер

Бойцовская позиция предполагает, что новаторская деятельность начинается с восстания против существующих норм и авторитетов, чем вызывает ответную охранительную агрессию в свой адрес. 

Можно представить себе без труда ситуацию, когда харизматический лидер начал свой путь без излишне агрессивных намерений, и, к примеру, просто сочинил некую, безобидную на первый взгляд, теорию, за которую, однако, тут же подвергся гонениям. 

Это очень важная часть любой биографии лидера. Нет сомнений, всякий, побывавший жертвой, имеет несравненно больше возможностей для осуществления лидерства, чем тот, кого судьба этим коварно обделила. 

Даже в том — неудачном — случае, когда никто, как назло, не нападает на героя, необходимо создать хотя бы видимость остракизма или, при обстоятельствах совсем уже печальных, присочинить какой-нибудь эпизод в этом духе из прошлого.

Бойцовская позиция рождается у жертвы как бы в ответ на преследования, вторично. Таким образом, вопрос о том, что первично — агрессия в адрес харизматической личности или ее бойцовская позиция — это вопрос несущественный. 

Главное, чтобы и то, и другое имелось в наличии, и проявлялось как можно более интенсивно, иначе всякой харизме, увы, — конец

Харизма в высшей степени безразлична по отношению к нормам нравственности. Крупные военачальники, такие, как Наполеон или Суворов, мирно уживаются в списке харизматических личностей с лидерами пацифистских движений и создателями непротивленческих идеологий, такими, как Ганди или Толстой.

Харизматическое поведение предполагает некую театральность. Всякая деятельность такого рода связана с использованием гербов и эмблем, гимнов и знамен, обрядов и ритуалов. 

Действующий лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят. Примеры с сигарой Черчилля, трубкой Сталина здесь вполне уместны. 

В формировании харизматического имиджа не последнюю роль играет свита, "играющая короля", и множество других мелочей, как то: походка, одежда, голос, осанка. 

Их цель — сделать человека узнаваемым, а его внешние свойства — яркими и запоминающимися. К набору харизматических факторов исследователи относят также "новаторский жизненный стиль". Он предполагает, что некий лидер демонстрирует некий стиль поведения, претендующий на определенную новизну.

Вообще, харизма живет новизной

Невозможно представить себе, чтобы носитель экстраординарных способностей подкреплял их общепринятыми идеями или оформлял общепринятым образом.

Собственно, отсутствие новых идей делает харизму ненужной. В тех же случаях, когда в ее основе лежит какая-нибудь традиционалистская консервативная идеология, то она неизбежно противостоит "духовной ситуации эпохи". 

Ее носители, конечно же, производят остро-новаторское впечатление, быть может, даже совершенно того не желая.

Некоторые исследователи выделяют также так называемый сексуально-мистический аспект харизмы. Они полагают, что оба этих компонента дополняют и, более того, по-видимому, усиливают друг друга. 

Как сексуальное, так и мистическое, особым образом влияют на состояние сознания, способствуя возникновению веры в особые качества их носителя. Здесь уместно вспомнить очень наглядный пример Григория Распутина.

Если суммировать все основные харизматические свойства, то общим для них знаменателем окажется постоянный выход за пределы обыденной коммуникации, трансгрессия, пересекающая границу рутинного контакта. В воображаемом пространстве на границе контакта создается особое энергетическое поле, очень притягательное для тех, кто в нем окажется.

Невозможно быть харизматическим только для себя самого

Точно также невозможно осуществлять лидерство без определенного идеологического поля. Обязательно следует ясно обозначить идеологию, за которую борешься, а, кроме того, сохранять ей верность во что бы то ни стало. Лидер, хотя бы раз изменивший идее, за которую он боролся, подбив, к тому же, и других на эту борьбу, теряет все.

По традиции, при рассмотрении этого вопроса принято ссылаться на примеры так называемых великих людей. Однако нигде, ни в каких трудах, посвященных этому предмету, не сказано, что харизматический — это непременно герой учебника истории. 

Размеры харизмы нигде и никем жестко не определены. Они могут быть самыми разными. Одни осуществляют свое лидерство в общенациональных масштабах, другие — в намного более скромных. Харизматическим будет как лидер национального масштаба, так и человек, который принял на себя ответственность за относительно небольшую группу людей.

Широко распространено мнение, будто харизма — это что-то врожденное, что-то такое, что дано человеку от природы раз и навсегда. Или она есть, или ее нет. С этим трудно согласиться, точно так же, как трудно это опровергнуть.

Мой комментарий: Утверждая обратное, легко распугать потенциальных заказчиков!

Ясно только одно, харизматическая одаренность, как и всякая другая одаренность может проявляться в разной степени. Другое дело, что проверить это крайне сложно. 

Если мы хотим узнать, одарен ли тот или иной ребенок музыкально — мы просим его воспроизвести мелодию или подобрать ее на слух. Надежно определить же, кто станет харизматическим, а кто нет намного труднее, ибо это нечто такое, что складывается из множества факторов. 

Очень важно в харизматической карьере — оказаться в нужное время в нужном месте. Одни харизматические свойства оказываются подходящими для одной ситуации, другие — для другой. Вполне естественно — человека с задатками военачальника невозможно представить себе в роли руководителя мистической секты или масонской ложи, ну и конечно — наоборот.

Харизматическим может стать каждый, пока он не докажет обратного

Итак, харизма являет собой определенное единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Действия человека, обладающего харизмой непременно характеризуются одной интересной особенностью — они должны быть успешны. Успех, как бы он ни был достигнут, необходим. 

Ничтожна цена упомянутых выше "сверхъестественных, сверхчеловеческих или, по меньшей мере, специфически особых сил и свойств", не приводящих к наглядному эффективному результату. Харизма кормится успехом.

Как пишет М.Вебер: "Если продолжительное время ему (харизматическому — А.С.) изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть". 

Все биографические нарративы из жизни харизматических — это повествования о достижении успеха. Вот что можно, например, прочитать в этой связи в биографии обладателя крупнейшей харизмы — Наполеона. 

Речь идет о его свидании с Меттернихом в Дрездене в 1813 г. Меттерних приехал к нему с предложением мира на условиях, казалось бы, вполне почетных, но тем не менее, требовавших от Наполеона определенных уступок. Он услыхал в ответ: "Ваши государи, рожденные на троне, не могут понять чувств, которые меня воодушевляют. Они возвращаются побежденными в свои столицы, и для них это все равно. 

А я солдат, мне нужна честь, слава, я не могу показаться униженным перед моим народом. Мне нужно оставаться великим, славным, вызывающим восхищение!". Осознание носителем харизмы своеобразия своего влияния, а также закономерностей, которые его определяют, как мы видим, дело вполне возможное

Надо также помнить о том, что харизма имеет временную и пространственную избирательность. Почти всегда на лидерскую роль есть большое количество претендентов, из которых так или иначе отбираются немногие. 

К сожалению, нельзя быть харизматическим всегда и для всех

Следует также иметь в виду, что в динамике развития харизматической личности рано или поздно наблюдается то, что М.Вебер называет процессом обудничивания (Veralltдglichung). Имеет смысл остановиться еще на одном немаловажном феномене, а именно на харизматическом самоуничижении.  

Вождь — политик, что мы видим на каждом углу, заботливо скрывает собственные амбиции, выставляя себя "слугой народа", против своей воли и как бы нехотя берущего на себя делегированное ему бремя власти. Легенды о так называемой "скромности", "неприхотливости" "великих и простых" вождей народов являются зачастую неотъемлемой частью их биографических характеристик. 

Психологически интенции харизматического влияния наиболее адекватно обоснованы в психоанализе. Мы имеем в виду труд З.Фрейда "Психология масс и анализ человеческого "Я". Одна из основных идей этого сочинения сводится к тому, что в лидере любой "искусственной" массы (будь то войско или церковь) каждый из принадлежащих к этой массе видит образ отца, во всяком случае, его отношение к этому лидеру сродни отношению ребенка к отцу. 

Преклонение перед лидером и зависимость от него идут рука об руку с желанием идентифицироваться с ним. На самом деле основы взаимоотношений харизматического и его последователей начинают закладываться в родительских семьях последователей.

Существует убеждение, что харизматическими являются политические деятели, придерживающиеся только радикальной ориентации (ультраправой или ультралевой), но, разумеется, это не так. Правильно понимаемая радикальность — это не конкретная политическая ориентация, но всего лишь форма отношения человека к тем идеям, которые он проводит в жизнь. 

Нет такой идеологии, на основании которой нельзя было бы политику построить свое харизматическое воздействие на электорат

Харизма проявляется не в содержании политической идеологии, но в способе ее преподнесения. Можно строить харизматическое воздействие на чем угодно, в крайнем случае, на пафосе борьбы против грызунов.

Естественно, что харизма политического деятеля, претендующего на общенациональное влияние, должна отвечать требованиям времени. Однако, если мы окинем беглым взором новейший период нашей истории и попытаемся найти в нем подобные соответствия, то станет совершенно ясно, что ничего такого (или почти ничего) в нашем критически-переходном периоде (еще, увы, далеко не завершившемся) не наблюдается. Все прекрасно понимают, что никакого лидера, мало-мальски адекватного ответственному историческому моменту, среди наших политиков нет.

Мой комментарий: Загнул! А Борис Николаевич?

Беда эта стала заметной еще с 1985 года. Для того, чтобы привлечь симпатии масс, отцу перестройки оказалось достаточно набора самых заурядных качеств. 

Вполне хватало выглядеть доступным, обаятельным, способным связать несколько слов без шпаргалки, ну и самое главное — не быть беспомощным, разваливающимся на глазах старцем. 

Было ясно, (Ой ли?) что круглолицый косноязычный добряк (артистическое амплуа — "благородный отец") по своим внешним данным, ораторским способностям никак не соответствует масштабу задач, перед ним стоящих. 

Ведь речь шла (У кого?) о том, чтобы (выражаясь подзабытым уже высоким стилем) "сломать бездушную коммунистически-бюрократическую систему".

Таким задачам соответствовал бы хоть какой-нибудь пафос в образе человека, взявшегося их решить, что-нибудь серьезно-героическое. В любом случае было ясно, что публичную политику не следовало бы вести в примирительно-успокаивающем стиле.

Необходимо было попытаться сформировать вокруг себя совсем другое поле,  более энергетически заряженное и романтически-притягательное. Он же, слащаво посмеиваясь и нелепо жестикулируя, пытался успокоить всех и вся. 

Такое поведение, сопровождавшееся, конечно, беспомощными акциями (от скудоумной антиалкогольной компании до бессмысленно-антипатриотичной уступки территорий на Дальнем Востоке), и привело к его теперешнему нулевому рейтингу, так что сегодня его не пнет ногой разве что ленивый.

Другой пример - Егор Гайдар - первый лидер правительства реформаторов, пустившийся после отставки в публичную политику

До сих пор приходится удивляться, как этот бедняга вместе со своими имиджмейкерами не понимает самых что ни на есть "предельно простых" (его излюбленное словечко) истин.

Всякому ясно, что нельзя строить свой образ в расчете на публику, чьи вкусы и пристрастия сформировались в пространстве между Библиотекой иностранной литературы и Большим залом консерватории, нельзя обращаться к народу на языке Макса Вебера и Арнольда Тойнби

Самые жестокие казни кажутся мягким наказанием для команды, занимающейся его имиджем всякий раз, когда упитанная "говорящая голова" с сонно-маслянистыми глазками, инфантильно пришепетывая, копает себе политическую могилу, вещая с телеэкрана о принципах монетаризма, доходности краткосрочных облигаций и прочих малопонятных для публики вещах. 

Никаких сомнений в том, что час, потраченный на работу с учителем актерского мастерства или дельным практическим психологом, для политической агитации несравненно важнее, чем месяцы, потраченные на труды по экономике и сводки финансовой конъюнктуры

Впрочем, этим примером только открывается печальный список мероприятий в рамках программы "Как загубить свой политический имидж собственными руками". Эта программа, как ни жаль, исключительно эффективно проводится в жизнь практически всеми политиками именно демократической ориентации, и любой сходу может привести десятки примеров успехов в этой области.

Ясно, что недооценка харизматического фактора — очевидный просчет в сфере публичной политики, присущий большинству политиков, относящихся к демократическому спектру политической элиты. 

Дело видимо в том, что любая демонстративность может показаться неприемлемой для традиционного интеллигентского сознания. Интеллигентский поведенческий кодекс — писаный или неписаный — предписывает неброскую внешность и неприметное поведение в сочетании с подчеркнутой деликатностью, рефлективностью, жертвенным самоотречением, а главное — демонстративным отсутствием властных устремлений.

Однако, окидывая взором так называемый лагерь оппозиции, мы и там не находим большого утешения

Собственно, у всех персонажей отечественной политической элиты очень плохо получается быть харизматическими. Хотя у некоторых коммунистов и прочих с этим делом обстоит немного лучше — но и здесь мы видим грубые ошибки, совершенные в результате недостаточно внимательного отношения к харизматической составляющей политического имиджа.

Например, Жириновский строит свою публичную политику на демонстративно-вызывающих актерски-театральных принципах, даже не пытаясь скрывать то обстоятельство, что делает это сознательно и целенаправленно. Журналисты и политологи, склонные поговорить о харизматическом факторе, в качестве примера приводят чаще всего именно его.

Однако, если приглядеться пристальнее к тому, что он делает, то станет ясно, что катастрофическое снижение его рейтинга за последнее время связано с тем, что он постоянно допускает явные просчеты в том, что касается конкретных параметров, обеспечивающих размеры и качество харизмы. 

Без сомнения, один из таких просчетов — исключительное однообразие публичных жестов и ораторских интонаций. Если все время кричать во весь голос, то, в конце концов, крик перестают слышать, и он превращается в шепот. 

Еще одна проблема заключается в полном неумении придать своим демонстративным выходкам "большой стиль" - некий глубинный смысл, обращающий заурядное хулиганство в масштабное патриотическое дело. 

Крайне невыигрышны, безусловно, его отступления от бойцовской позиции

Оппозиционному деятелю нельзя ничего спускать враждебной ему власти. Крайне вредно малейшее проявление соглашательства с людьми, которых по всякому удобному поводу честишь "шпионами" и "предателями". Кроме того, всем бросается в глаза постоянное грубое пренебрежение внешней аскезой, столь необходимой для публичного политика (слуги народа, черт побери!).

Повсеместно афишируемое разнузданное барство, да и другие проколы (а вовсе не "антипатриотичное" отчество) сводят на нет более чем очевидный артистически-ораторский дар. Судя по всему, кто-то крупно надул этого человека, внушив ему, что всякое появление на экране или в печати есть безусловное благо. Надо ясно понимать, (для "ученого" понимать - не обязательно) что харизма не есть только некое врожденное мистическое свойство. 

Существуют параметры, ее определяющие, есть, конечно, границы, внутри которых харизматические свойства надежно функционируют. Их нельзя нарушать без того, чтобы не нанести непоправимого ущерба своему имиджу, чем, однако, упорно занимаются все публичные российские политики.

Следует очень осторожно даже на короткий срок связывать свою судьбу с верхушкой существующей власти, даже очень популярной (чего никак не скажешь о нынешней), если дальнейшее продвижение зависит от выборов. 

Этого не понял, в частности, один обаятельный бывший провинциальный губернатор, бездарно растративший в Москве свое политическое будущее. Нет абсолютно ничего удивительного в резком падении его рейтинга.

Любой человек, пытающийся сделать карьеру, должен уметь хоть как-то влиять на людей. Любая руководящая должность, в конце концов, приводит к ситуации, когда на людей надо влиять не убеждением и доводами разума, а волевым давлением

Харизматическим надо быть главе фирмы и дирижеру оркестра, ведущему телепрограммы и директору банка, командиру дивизии и кинорежиссеру, рок-певцу и директору колхоза, карьерному военному и лидеру преступной группировки, ну и, конечно же, политику любого ранга. Следовательно, в сущности, нет людей, не нуждающихся в том, чтобы разобраться со своей харизмой, сформировать ее, разогреть и пустить в дело. 

Осознать свои харизматические возможности, поработать над своим харизматическим имиджем — к этому должен стремиться всякий уважающий себя карьерист. Однако осознать и понять необходимость всего этого для себя — это только половина дела. Главное — решиться на то, чтобы предпринять определенные усилия по работе над собой. Только это может принести реальный результат. Речь идет о системе работы над имиджем, которая так и называется "харизматический тренинг".

Мой комментарий: Хитер, бродяга! Как играет на струнах! Для тех, кто не читал сказку про голого Короля

Цель такой работы — отнюдь не только избавление от комплексов и обретение уверенности в себе

Мой комментарий: Понятно дело! Главная озвученная цель только дураку не ясна

Все начинается с формирования идеологии участников тренинга с последующей подгонкой под эту идеологию всех личностных и поведенческих свойств. Работа над имиджем должна сопровождаться навыками харизматизации текста, ортопедией речи и телесности. Соподчинение всех этих факторов с основной идеологией участников тренинга и есть самая важная задача.

Мой комментарий: Заволновался и стал делать ошибки. Видимо к разговору об "общечеловеческих ценностях" [все знают, что это $$] подходим. Ортопедия речи и телесности? Видимо, на этом специфически ученом языке речь идёт о артикуляции и риторике или так называемом актерском или сценическом мастерстве. Надо  ж клиента убедить, что раз актеры (зряшный народ) играют директоров и вождей, то и вожди с директорами вполне могут не хуже играть. После внедрения этого геморроя в размягченные столичной жизнью мозги Клиента, можно приступать и к заключению договора на пошив платья Королю.

Цель такого тренинга — обучить умению производить впечатление человека, одаренного особыми свойствами. 

Мой комментарий. И те только мой: Главная цель - набить карманы имиджмейкерам

Ориентируясь на параметры, определяющие феномен харизмы, безусловно, возможно сделать так, чтобы участники тренинга сумели распознать в себе, проявить, выработать, развить свои харизматические задатки. Совершенно ясно, что не существует абсолютно харизматических или абсолютно нехаризматических личностей.

Только теперь мы дождались политика, который ясно продемонстрировал нам преимущества харизматического имиджа. Речь, конечно, о свежеобретенном премьер-министре. Здесь мы имеем дело с явно выраженными харизматическими признаками. Энергичная речь с афористическими находками, концентрированная коммуникативная "энергетика", демонстративная динамичность.

Очень важно не растерять своей привлекательности к моменту выборного соревнования. Период активности харизматического фактора в условиях демократического порядка осуществления власти достаточно недолог. 

Мой комментарий: Клиентура прозревает быстро и перестает платить

Он, чаще всего, кончается вскоре после успешного избрания. Однако часто бывает, что и вовсе не получается донести свою харизму до выборов. Мы, например, с чувством явного недоумения наблюдаем за тем, как уходит сквозь (Наши?) пальцы харизматическое обаяние А.Лебедя, которое он растрачивает в бездарной возне, выступая против старой красноярской элиты.

В некоторых случаях политику везет. Будучи уже избран, он сталкивается с новыми драматическими трудностями, для преодоления которых требуются некие героические усилия. Но об этом можно только мечтать. Задача разумного политика и его команды — рассчитать, чтобы пик восприятия его как харизматической личности пришелся как раз на момент выборов. 

Дорого яичко к красному дню, и хороша ложка к обеду...

Мой комментарий: Яичко дорого всегда. А вот Яйцо (ежели вы куриное имели ввиду) так как написано. Я всегда это различал. :-) А вы? 


Александр Иосифович Сосланд

Психолог, психотерапевт
1957 г.р., кандидат психологических наук.
Доцент кафедры мировой психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета.
Член Европейской Ассоциации Психотерапии.
Практический опыт консультирования – 20 лет.
Чтение лекционных курсов, ведение семинаров и тренингов:
Психологический ф-т МГУ, Академия практической психологии при психологическом ф-те МГУ, Психологический ф-т Еврейского университета в Москве, Институт психологии и педагогики, Психологический ф-т ун-та им. П. Дашковой, Московский гештальт-институт, Восточно-Европейский гештальт-институт, Центр практической психологии «Катарсис», компания «Бизнеслэнд», международная программа «Лидеры в области окружающей среды и развития».
Участник ряда международных конгрессов и конференций

Интересы:

Общая теория психотерапии – первый большой проект
Анализ привлекательности гуманитарного текста (аттрактив-анализ) – второй проект (в работе)
Главный интерес во всех областях исследования – производство оригинальных концептов
Другие увлечения – музыка

Публикации:

Харизматическая личность в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 1997, № 3. С. 152 - 191.
Структурный анализ психотерапевтической теории: диахронический раздел // Логос, № 1, 1998. С. 276 – 321.
Психотерапевтический текст // Психологическое образование контексты развития. Белорусский государственный университет. Минск, 1999. С. 83 – 94.
Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. М., 1999.
Удовольствие от Апокалипсиса // Логос, 2000, № 3-4, с. 108-115.
Что годится для бреда? // Московский психотерапевтический журнал, 1, 2001.
Смысл смысла // VI симпозиум «Психологические аспекты смысла жизни и акме», Москва, 2000 (в печати).
Чем привлекателен экзистенциалистский текст? // I-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М., 2001. C. 7 – 10.
Путин: разгадка секрета // Логос, 2000, № 2, с. 22 – 27.
The state of psychotherapy in Moscow // International Journal of psychotherapy, vol. 2, NO 2, 1997. P.229-233.
Kainerasty – a new concept in the psychology of motivation // 8-th International Conference on Motivation (Workshop on Achievement and Task Motivation). Abstracts. Moscow, 2002. P. 119-120

Психология

www.pseudology.org