В основе концепции - сформированная в СССР система всеобъемлющей политической цензуры, "все цензуры", как подсистема советского общественно-политического типа государства.
Цель выставки - показать многообразие форм и методов идеологического и политического контроля, который осуществлялся партийно-государственными органами вплоть до 1991 г. - года ликвидации Главлита.
Официальная идеология проявлялась во всех сферах культуры, в том числе литературе и искусстве, имеющих глубокие мировые традиции и в силу национально-конфессиональных особенностей оказывающих фундаментальное влияние на нравственное и психологическое сознание российского общества.
Наряду с подавляющими функциями цензуры прямого воздействия - решения о запретах, цензорские вмешательства, отклоненные рукописи и пр. - и с использованием всего арсенала идеологического руководства и монополизации всех средств управления - кадровая, издательская, гонорарная политика, документированные факты демонстрируют поведенческие особенности творческой интеллигенции, которые десятилетиями вырабатывались в ответ на "дамоклов меч" цензуры.
Впервые наряду с документами, традиционно отражающими противодействие и сопротивление, представлены материалы, являющиеся очевидным проявлением конформизма и компромисса с властью в период огосударствления творческой жизни - ликвидации литературно-художественных группировок и создания Союза советских писателей СССР.
В экспозицию включены документы из фондов ГА РФ (Наркомпрос РСФСР, Главлит, Госиздат), а также изданные на Западе, но запрещенные в СССР книги из хранилища ВГБИЛ.
Представлены документальные свидетельства о творчестве Б.Пильняка, А.Платонова, И.Бабеля, Н.Рославца, А. Ахматовой, М. Зощенко, В.Гроссмана, И.Эренбурга, Б.Пастернака, А.Солженицына, А. Твардовского, А.Галича, В.Высоцкого; постановках Государственного театра им. В.Мейерхольда, Московского государственного Камерного театра, Московского театра драмы и комедии на Таганке; произведениях С.Прокофьева, Д.Шостаковича, В.Мурадели, И.Дунаевского, балетных постановках М.Плисецкой; съемках фильмов кинорежиссеров С.Эйзенштейна, С.Параджанова, А. Тарковский; художественных экспериментах К. Редько, Я. Чернихова, Э.Лисицкого.
Устроители выставки попытались максимально передать дух и атмосферу времени творческих исканий и оппозиционной "игры с цензурой", полуголодного бытования и политических амбиций, трагических разочарований и потерь, запечатленных в репортажной фотографии того времени.