| |
|
Сергей Николаевич Жаров |
О некоторых
методах историко-правового исследования
|
Универсальное
образование, в отличие от обучения какой-либо конкретной специальности,
призвано привить на всю жизнь потребность учиться и обучить студентов
главному – умению учиться, то есть самостоятельно извлекать новое знание.
Умение это возможно лишь на строго научной основе, для чего необходимо
овладение методами исследования.
К сожалению,
подготовленность студентов, особенно первокурсников, к учебе в
университете в плане владения общими и частными методами приобретения
знаний очень часто оставляет желать лучшего.
Настоящая
статья вызвана к жизни необходимостью рассказать студентам-юристам о
частных методах, которые им потребуются при изучении цикла
историко-правовых дисциплин, а именно истории государства и права
зарубежных стран, истории отечественного государства и права и истории
политических и правовых учений.
Историческая теория марксистстской диалектики, которой придерживается
автор, дает глубокие методологические принципы. Диалектическая концепция,
освобожденная от партийной идеологии и получившая в связи с этим новый
импульс к творческому развитию, активно вбирает, перерабатывает и
использует новые достижения иных философских систем.
На сегодняшний день наука открыла и изобрела значительное количество
общих и частных методов исторического и историко-правового исследования.
Задачей исследователя, каковым и является студент, является тщательный
отбор логически сочетающихся, непротиворечивых методов, правильное их
применение, чтобы с возможно большей достоверностью достичь поставленной
цели.
Исторический метод, достаточно исследованный историографами,
специалистами в области логики и методологии[1, с.326-328], помогает
воспроизвести время, место, подробности личной деятельности того или
иного лица, деятельности государственного института в целом в качестве
составной части государственного механизма. И. Д. Ковальченко отмечал,
что “любое поколение в состоянии радикально изменить существующие
общественные отношения. Но действовать оно может, только опираясь на
историческое наследие, на тот материальный и духовный потенциал, который
достался ему от предшествующих эпох. Это, естественно, ограничивает
возможности для субъективной деятельности людей и ставит перед ними
задачу адекватной оценки исторического наследия и его рационального
использования в своей деятельности. Историки же должны показать, что
представляло собой это наследие и насколько эффективно оно
использовалось”[2, с.4].
Историзм подразумевает применение совместно, но не одновременно, двух
подходов: историко-ситуационного и историко-ретроспективного. “Суть
историко-ситуационного подхода состоит в рассмотрении явлений и
процессов прошлого в контексте соответствующей исторической ситуации.
Основным здесь является выяснение того, в какой мере современники
адекватно воспринимали историческую реальность и учитывали ее при
определении целей и задач своей деятельности, с одной стороны, и
соответствие этой деятельности объективным перспективам исторического
развития — с другой.
Глубина понимания современниками прошлого и
настоящего и их соотносимости с будущим определяет степень субъективной
прогрессивности их взглядов и основанной на них деятельности…
Историко-ретроспективный подход раскрывает суть и прогрессивность
явлений прошлого с определенной исторической дистанции, когда уже в той
или иной мере обнаружились исторические результаты соответствующей
деятельности в прошлом. Это, естественно, позволяет углубить раскрытие
ее объективной значимости и прогрессивности и дать ей более глубокую
оценку”[2, с.15].
Закономерности развития того или иного государственного института или
отрасли права, государства и права в целом, позволяет выявить
компаративный, или сравнительно-исторический метод. В таком случае
сравнение носит выраженный синхронический и диахронический характер.
Синхрония позволяет сравнить подобные институты в различных государствах
в одном и том же историческом времени, что дает возможность выявить
общие закономерности и национальные особенности. Например, рассматривая
становление института прямого династического наследования власти, мы
обратим взор на Францию эпохи Каролингов (VIII век), и на Россию (XIV
век).
Диахроническое сравнение применяется для сопоставления одного и
того же института в разные периоды его деятельности. Так, работа
политической полиции Российской империи может быть исследована в четырех
следующих друг за другом периодах: 80-е годы XIX века – 1902г.;
1902-1906гг.; 1907-1912гг.; и с 1913г. до начала Февральской революции
1917г., когда деятельность охранки была прекращена.
С помощью
диахронического сравнения выявляются закономерности, особенности и
подробности, присущие российской политической полиции как самой по себе,
так и в качестве необходимой составной части Российского
государственного механизма или, с точки зрения теоретиков государства и
права, механизма любого государства, которое осуществляет политический
контроль и политический сыск врагов данного общественного и
государственного строя, защищает себя и воспроизводит собственное
состояние гомеостазиса, — иными словами, неизменного тождества себе в
сочетании со способностью к дальнейшему историческому развитию
государства и общества, чьи проблемы решает то или иное государство, в
данном случае – государственность Российской империи.
Историко-сравнительный метод, как и все другие, не имеет всеобщего
характера, более того, его применение существенно ограничено. Поэтому,
как рекомендует Т. Шидер, сравнение необходимо применять в комплексе
двух его противоположных ипостасей: индивидуализирующей, позволяющей
рассмотреть единичное и особенное в факте и явлении, и синтетической,
дающей возможность провести логическую нить рассуждения к выявлению
общих закономерностей. “Подлинная плодотворность исторического
исследования измеряется его способностью с помощью синтетического
сравнения определить новые, до сих пор неизвестные исторические
индивидуальности либо его способностью наполнить абстрактные понятия
конкретным историческим содержанием”[3, с.160].
Историко-генетический метод опирается в своем применении на дословное
значение греческого понятия “genesis” – происхождение, возникновение;
процесс образования и становления развивающегося явления[4, с.117]. Если
диахроническое сравнение позволяет выявить сущность и характер
происшедших изменений, то применение историко-генетического метода в
современных исторических исследованиях предполагает установление
порождения тех или иных событий событиями более ранними во времени.
Иными словами, с помощью историко-генетического метода устанавливаются
основные причинно-следственные связи, а кроме того, этот метод позволяет
различить ключевые положения исторического развития, частные особенности
такого развития и единичные подробности, обусловленные особенностями
исторической эпохи, страны и континента, национального и группового
менталитета и личных черт участников исторического процесса. “В обычном
понимании – полагает А.К. Черненко, – причинность выступает как
логическая категория, которая позволяет познать генетическую связь
правовой действительности.
В своем традиционном виде она выглядит так:
генетическая связь есть связь, в которой одно явление (причина)
порождает другое явление (следствие). Связь между причиной и следствием
характеризуется такими чертами, как необходимость и объективность; в
следствии нет ничего иного, чего не было бы в причине, действие
последней жестко задано причинной информацией. Эту форму причинности в
силу однозначного воспроизводства в следствии структуры и информации
называют еще линейной причинно-следственной связью”[5, с.32]. Однако
исторический процесс сложен и противоречив, и линейные связи возможны в
редчайших, простейших случаях. Поэтому “там, где необходимо более
содержательное представление о причинной связи, употребляется не
простейшая…, а иная, более содержательная форма”[5, с.33].
Юристы и историки права в качестве объекта исследования имеют источники
права, для работы и изучения которых применяют метод сравнительного
правоведения, или сравнительно-правовой. К. Цвайгерт и Х. Кётц считают,
что “сравнительное право” есть не что иное, как сравнение различных
правовых систем, существующих в государствах мирового сообщества”[6,
с.9]. Являясь частным случаем компаративного метода,
сравнительно-правовой имеет и свои особенности.
Его применение дает
“возможность изучить формы и процесс формирования правовых институтов,
которые развиваются параллельно и, судя по всему, по своим внутренним
законам. Эти законы еще предстоит определить, затем выявить путем
детального сопоставления различий степень их схожести и тем самым
укрепить веру в существование единого для всех чувства справедливости”[6,
с.10-11]. Сравнение неизбежно должно выявлять и учитывать также
национальные особенности права, возможности и имевшие место факты
рецепции.
Историко-правовое исследование невозможно без применения метода
психологического анализа, или сравнительно-психологического метода. Это
сравнительный подход от выявления причин, побуждавших отдельную личность
к тем или иным поступкам, к психологии целых социальных групп и масс в
целом. При исследовании политико-правовых фактов и явлений как
результатов человеческой деятельности, для чего необходимо разобраться в
мотивах этой деятельности при этом “термин “мотив” мы употребляем не для
обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в
чем эта потребность конкретизируется в данных условиях”[7, с.290].
Но
“мотивы приобретают “смыслообразующую силу не в результате прямого
сдвига на цель действия, а через интерес”[8, с.404], не столько
индивидуально-эгоистический, субъективный, сколько объективно-групповой.
Отсюда появляется возможность психологической характеристики личности и
группы, к которой личность принадлежит. При этом “характеристика той или
иной личности едва ли может исчерпываться традиционным набором
биографических характеристик (происхождение и окружение, воспитание и
образование, служебная деятельность и т. п.) и раскрытием
общественно-социальной позиции, которая и служит основой для оценки
воззрений и деятельности той или иной личности.
Ускользает тот важнейший
факт, что сама общественно-социальная позиция, ее выбор и осуществление
определялись именно личностно-индивидуальными чертами человека. И, чтобы
понять индивидуальные мотивы той или иной позиции личности, недостаточно
традиционных характеристик. Требуется выявление специфики мышления и
нравственно-психологического облика человека, обусловливавших восприятие
действительности и определявших воззрения и деятельность личности”[2,
с.11]. Исследование затрагивает особенности психологии всех сторон
исторического процесса, сравниваются общегрупповые характеристики и
индивидуальные особенности.
Поскольку принцип историзма непосредственно связан с идеей системности,
автор, развивая идею Ф. Энгельса о том. что социалистическую теорию, как
конечный результат новой философской системы, необходимо исследовать “во
внутренней части этой системы, а вместе с тем подвергнуть разбору и
самое эту систему”[9, с.2], считает необходимым рассматривать любой
объект исследования как сложную многоэлементную систему, используя
философские категории целого и части.
По мнению В. И. Свидерского,
“признаком целого… является обязательное наличие общей структуры,
объединяющей отдельные элементы и накладывающей свою печать на сами эти
элементы”. Под структурой же он понимает “принцип, способ, закон связи
элементов целого, систему отношений элементов в рамках данного целого”[8,
с.216]. От исследователя зависит определить рамки целого, поскольку,
например, правовая норма, регулирующая отдельное правоотношение,
является элементом института или отрасли права, или системы правового
регулирования в целом, но в то же время сама представляет собой систему,
имея достаточно сложную внутреннюю структуру.
При исследовании такого важного источника, как нормативный правовой акт
или норма права, особое значение приобретает применение
формально-юридического метода, в рамках которого изучаются правовые
нормы как таковые. Внимание исследователя направляется, по мнению Г.
Кельзена, “на нормы, а не на факты бытия, то есть не на волю и
представления о правовых нормах, а на нормы как должное или
представляемое содержание”[10, с.358]. При этом не учитываются ни
обстановка принятия нормы, ни цели законодателя, ни возможность (или
невозможность) применения.
Подобный метод в практической юриспруденции,
известный как “юриспруденция понятий” (Германия) или
“формально-догматическая юриспруденция” (Россия) – одно из направлений
этатического юридического позитивизма, достаточно заклеймен критиками,
поскольку “может привести исследователя лишь к статистическим знаниям о
праве”[10, с.359]. Но в историко-правовом исследовании такой метод
оправдан и необходим, поскольку применяется в комплексе с прочими
методами.
Все эти методы и подходы позволяют, при условии правильного их
применения, получить новое, научно обоснованное и достоверное знание при
неукоснительном соблюдении одного важного условия: исследователь
действительно стремится к истине, при отказе от устоявшихся догм,
идеологических и злободневных соображений, сопереживания той или иной
стороне либо тому или иному историческому лицу. “Задача историка состоит
в том, чтобы выявить причины… и на этой основе более глубоко объяснить,
что же произошло, а не просто делить современников на хороших и плохих,
осуждать одних и восхвалять других, менять одни оценки прошлого на
другие”[2, с.8].
Литература:
1. Арсеньев А.С. Историзм и логика в марксистской теории. //
Историческая наука и некоторые проблемы современности: Статьи и
обсуждения./Отв. ред. М. Я. Гефтер. – М.: Наука, 1969. – С.326-344.
2. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических
исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая
история. – 1995. – №1. – С.3-33.
3. Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических
науках. // Философия и методология истории./Общая ред. проф. И.С. Кона.
– М.: Прогресс, 1977. – С.143-167.
4. Словарь иностранных слов/Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной и др.
– М.: Сирин, 1996. – 608с.
5. Черненко А.К. Философия права. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие
РАН, 1998. – 153с.
6. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере
частного права. В 2-х тт. Том 1. Основы: пер. с нем. Ю. М. Юмашева. –
М.: Международные отношения, 2000. – 480с.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 2-е изд., доп. – М.: Мысль,
1965. – 572с.
8. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии
права)./2-е изд. – М.: Аванта+, 2001. – 560с.
9. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином
Евгением Дюрингом. – М.: Политиздат, 1988. – 482с.
10. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Вестник, 1997. –
608с.
Содержание
Начало
Безагентурные методы и формы
политического сыска
Методы
прикрытия внутренней агентуры корпуса
О некоторых
методах историко-правового исследования
Перлюстрация
Положение об
устройстве секретной полиции в империи
Секретные сотрудники
охранки
Филеры
Сыск
www.pseudology.org
|
|