Владимир Ядов

Галина для меня что-то вроде жемчуженки
Ответы на вопросы составителей книги  «Галина Старовойтова. Продолжение жизни»

Владимир Александрович ЯдовКакой Вы помните ее, и кем была она для Вас при жизни?

Мы давно сотрудничали с Галиной. В середине 70-х она работала в институте этнографии и писала диссертацию о татарах в Питере. Часто консультировалась со мной по части сбора данных, т.е. в методологическом смысле как это делают социологи.

Она очень ответственно и профессионально относилась к этой своей работе.

В период перестройки Галина, будучи членов руководства Советской Социологической Ассоциации, крайне остро переживала события в Риге, Тбилиси (вооруженного конфликта в Чечне еще не было) и мы неоднократно от имени ССА во главе с Татьяной Заславской производили разного рода демарши перед Верховным Советом  (обращения, коллективные письма, встречи с депутатами…) и правительством.

Я храню фотографию, где запечатлено, как на перроне какого-то подмосковного города, где мы собирались, Галина и другие подписывают очередное обращение. Толку, в общем то не было.

Мое общее впечатление тех лет: высокий профессионализм и столь же обостренная гражданственность. «Шестидесятница», короче говоря.

Кем, по Вашему мнению, была она для других людей и для нашего общества при жизни?

Она была фигурой, не очень-то вписывающейся в среду депутатского корпуса : слишком прямолинейна и откровенна в своих суждениях и действиях. Думаю, что  те, кого принято называть интеллигенцией, ее почитали как «свою». Другие – вряд ли.

Кем она стала для Вас, сейчас, когда ее не стало?

Сейчас Галина для меня что-то вроде жемчуженки, упрятанной в глубине души и согревающей

Кем, по Вашему мнению,  она стала сейчас для других людей и для нашего общества?

Полагаю, что как человек высоко нравственный и погибший от руки негодяя, она стала своего рода символической фигурой. В Питере особенно. Вряд ли кто из граждан России забыл о Старовойтовой. Но это своего рода легенда, которая согревает и придает смысл жизни, не побуждая к действию, тем паче коллективному.

Присутствует ли она сейчас в Вашей жизни, и если да, то в каких проявлениях?

Да, присутствует как та жемчужинка, о чем я говорил

Присутствует ли она, по Вашему мнению, сейчас в жизни других  людей и нашего общества, и если да, то в каких проявлениях?

Трудно уверенно ответить на этот вопрос. Не будучи жителем Санкт-Петербурга, я сужу по разного рода телепередачам и массовым опросам. Основное из этих впечатлений: убийство выдающегося политика и гражданина, до сих дней не отмщенное, еще и еще больше умаляет доверие к государственным властным структурам.

Это парадокс: люди доверяют Президенту, не доверяя ни правоохранительным органам, ни экономическим ведомствам, ни тем, что призваны заниматься социальной политикой. Получается как оно было всегда на Руси – Батюшка царь (Президент) – наша опора, но чиновники, его окружающие – сплошное дерьмо.

Позорно провалившееся  уголовное следствие, а точнее слабость, коррумпированность институтов власти  – это и есть главное, что еще раз трагически символизировала  своей прервавшейся  в расцвете политической жизни Галина Старовойтова.

---------------

Об авторе: Ядов Владимир Александрович, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии РАН


www.pseudology.org