Какой
Вы помните ее, и кем была она для Вас при жизни?
Я помню
Галину Старовойтову с середины 70-х годов, когда в Ленинграде
было немного социологов, и практически все знали друг друга. Тем более,
люди близких социально-идеологических воззрений и фактически
принадлежавшие к одному поколению.
Я знал, что
она занималась этнографией города, изучала татарскую общину. Но эта
тематика была далека от моих профессиональных интересов, и, если говорить
именно о том времени, то Галина помнится как интересная, броская и
энергичная молодая женщина.
Но есть и
другое воспоминание, оно относится ко второй половине марта
1988 года. Тогда в Суздале состоялся
Пленум
правления советской Социологической Ассоциации, участники которого
стремились оценить происходящие в стране изменения и определить роль
социологии в перестройке.
Остро
ощущалась новая общественная атмосфера, вырабатывался новый язык анализа
социальных процессов, чувствовалось общее возбуждение. Однако на Пленуме
все проходило по-академически спокойно в соответствии с определенной
заранее повесткой дня.
Но то, что
было 23 марта, было вне в программы. Вечером, после ужина желающие
собрались в одной из комнат гостиницы, чтобы послушать выступления
армянского социолога
Людмилы Арутюнян и Галины Старовойтовой о событиях в
Сумгаите.
Постепенно народу собралось много, не менее полусотни
человек, стульев не хватало, и опаздывавшие располагались на полу. Более
двух часов люди сидели молча, потом задавали много вопросов, но по-моему,
никто не выступал. Говорить было нечего. Надо было думать.
Галина
Старовойтова рассказывала об истории Карабаха, о социально-демографических
и культурных особенностях этого района. Все – просто. Но так мог говорить
лишь человек, не только досконально знавший предмет анализа, но остро
чувствовавший боль людей, живших там, и пытавшийся искать выход из
сложившейся трагической ситуации.
Галина
выглядела плохо, усталой, выступала сидя, после перелома ноги ходила
опираясь на палку. Но по-моему, это, ее не волновало. Она обнаруживала
нечто новое в мире и открывало не известное в себе.
Кем, по Вашему мнению, была она для других людей или для нашего общества?
Такое
ощущение, что Галина Старовойтова ничего не делала специально для того,
чтобы войти в большую политику. Время призвало ее, а она была готова. Она
очень быстро осознала свою общественную востребованность, уникальность
своего социального опыта и мощь данного ей природой человеческого
темперамента. А люди увидели это и признали ее. Время показало, насколько
Галина Старовойтова оказалась последовательнее как политик и сильнее как
личность, чем многие известные члены межрегиональной группы горбачевского
парламента.
Кем она стала для Вас, сейчас, когда ее не стало? Присутствует ли она
сейчас в Вашей жизни, и если да, то в каких проявлениях?
Уникальным
политиком, к сожалению не успевшим раскрыться, сказать и сделать
многого...
Кем, по Вашему мнению, она стала сейчас для других людей или для нашего
общества? Присутствует ли она, по Вашему мнению, сейчас в жизни других
людей или для нашего общества, и если да, то в каких проявлениях?
Думаю, что
для подавляющего большинства россиян Галина Старовойтова навсегда
останется в памяти как человек, которого убили по политическим мотивам.
Но для
немногих она стала трагической фигурой современной российской истории.
Человеком, искавшим новую философию российской политики, отыскивавшим
дорогу к решению сложнейшей для страны проблемы: сохранению России как
многонационнального государства, в котором не было бы межнациональных
конфликтов общегосударственного масштаба.
Трудно,
пожалуй, невозможно, предположить, что она смогла бы остановить кровавые
события в Чечне. Но скорее всего она была бы единственной кому - возможно
- удалось бы приглушить активность тех, кто генерировал эту войну, и
заставить действовать тех, кто преступно бездействовал.
Галина
Старовойтова прекрасно понимала, что власть обязана применять силу для
защиты демократии, но она также глубоко верила в то, что без соединения
морали и политики национальные проблемы не решаются.
Еще рано
оценивать роль Галины Старовойтовой как политика. У истории свои законы.
Но хотелось бы сказать, что общество, в котором безнаказанно убивают
лучших политиков, лишает себя нормальной истории...
www.pseudology.org
|