| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Третий закон
Ньютона
|
Не мною
первым подмечена аналогия между созданной человеком цивилизацией и
природой. Однако при этом под природой обыкновенно понимают мир животных и
растений. Между тем, и цивилизация, и живая природа в своих
основополагающих свойствах подобны миру косной материи.
Впервые я заметил это, когда однажды собственными глазами увидел в
Институте физической химии, в лаборатории профессора Дерягина, как в
похожем на огромный аквариум стеклянном сосуде, наполненном метаном, «из
ничего» рождается сверкающая алмазная нить, а подложенный в сосуд
кристаллик природного алмаза увеличивается в своих размерах – растет!
Неживой
предмет, косная конструкция из атомов углерода – росла, как живая! Да она
и обладала важнейшим свойством живого организма – способностью
обмена
веществ с окружающей средой.
Древнейшие представления о всеобщей одушевленности природы и даже о
вездесущести
Творца перестали казаться мне
абсурдом. А когда я прочел
Солярис, то увидел в ней выразительную модель мира: есть единый океан
Вселенной, а галактики, звезды, планеты, горы, камни, растения и животные,
люди, – всего лишь его, океана, волны, течения, айсберги, реки, дождевые
капли. Очень близко к
Декарту, видевшему во всем сущем эфирные вихри.
Но модели это модели, а факты это факты. Так вот, факты говорят о
подчиненности любых проявлений человеческой цивилизации основным
физическим законам. Наиболее очевидно, пожалуй, в человеческом обществе
проявляется так называемый Третий закон
Ньютона – действие равно по силе и
противоположно по направлению противодействию. В чистом виде он дает о
себе знать во время вооруженных конфликтов. Если бы их зачинщики учитывали
его неотвратимость, не было бы ни
Первой Мировой войны, ни
Второй, ни
Вьетнама, ни Афгана, ни Чечни.
Одно из самых затейливых проявлений Третьего закона
Ньютона, возникших на
моих глазах, – это мощный песенный фонтан живой воды, забивший в
СССР в
почти что полностью выжженной цензурой пустыне официозной советской
эстрады, сделавший властителями дум
Булата Окуджаву, Александра
Галича,
Владимира
Высоцкого, Юрия
Визбора, Юлия
Кима, Сергея и Татьяну
Никитиных,
Виктора Берковского, Александра Городницкого, других «бардов» и явившийся
ответом на старания тоталитарного
государства превратить людей в винтики, ответом на «трамвайный закон» –«Не
высувайся!»
Высунулись –
использовав для повсеместного распространения неподцензурного искусства
неподвластное властям новое техническое средство – магнитофон, превратив в
концертный зал практически всю страну.
И никакие органы
ничего с этим поделать не смогли.
Закон
Природы!
Источник
Îãëàâëåíèå
www.pseudology.org
|
|