| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Третий путь
|
Несмотря на
невозможность доказать наличие или отсутствие в Природе Высших Сил, обычно
именуемых
Богом, попытки сделать это предпринимались на протяжении всей
человеческой истории. И хотя вера и знание представляют собой параллельные
миры человеческой
психики, человеческому разуму трудно примириться с
невозможностью их пересечения.
Наиболее веским, очевидным – в буквальном смысле этого слова –
доказательством существования Высших Сил всегда служило для человека
наличие в Природе чудес, то есть событий, вероятность которых равна нулю.
А наиболее
веским доказательством отсутствия Высших Сил – наличие событий, которые,
исходя из общепринятых моральных норм, не могут быть допущены Высшими
Силами, прежде всего злодеяний, особенно – массовых.
Можно ли примирить эти два доказательства?
Думаю, что можно. В принципе,
для этого существуют три пути.
Первый – признать ложным доказательство существования Высших Сил
Второй – признать ложным доказательство отсутствия Высших Сил
Третий – признать ложным само понятие «Высшие Силы» в том виде, в каком
его обычно понимают
Вступив на первый путь, мы объявляем несуществующими чудеса. Следуя
вторым, признаем допустимыми злодеяния. Идя по третьему, лишаем Высшие
Силы трех главных признаков: всеведения, всесилия, всеблагости.
Для меня предпочтителен третий путь. Он представляется мне наиболее
логичным. Если
Господь создал Человека по образу и подобию своему, то из
этого утверждения следует не только подобие Человека
Господу, но и подобие
Господа Человеку.
Значит, ничто
человеческое не чуждо не только нам, но и нашему
Творцу. В том числе –
способность ошибаться и даже, да не будут мои слова сочтены за
богохульство, – способность
грешить.
Источник
Îãëàâëåíèå
www.pseudology.org
|
|