| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Фантазия
|
Как-то раз на
заседании Президиума Академии наук СССР, обсуждавшего очередной пятилетний
план, нобелевский лауреат академик
Петр Леонидович Капица рассказал такую
историю.
Приступая к
подготовке Второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР,
тогдашний председатель Совнаркома
Вячеслав Михайлович Молотов попросил
Академию наук дать научный прогноз – какого наивысшего технического
достижения следует ожидать в XX веке?
Хорошенько
поразмышляв, академики сообщили главе Советского правительства, что
главным техническим достижением XX века будет доведение
КПД паровоза с 8 %
до 12 %.
Что же изменилось в нашем мире, в коренном фундаменте человеческой
цивилизации всего за несколько десятилетий настолько, что прежние прогнозы
превратились в
анекдоты?
Если попытаться ухватить главное, то, вероятно, все дело в изменении
соотношений между основными составляющими процесса производства – сырьем,
машинами, рабочими руками и потребными знаниями.
На передний
план вышли знания.
2
Во второй
половине XX столетия стал моден термин «информационный взрыв», под которым
понимается переизбыток информации. Между тем, в мире явно ощущается острая
ее нехватка. Нерешенных проблем накоплено гораздо больше, чем рецептов их
решения, в особенности, в области взаимоотношений цивилизации с остальной
природой. И это в эпоху, когда культурный уровень населения многих стран
позволяет участвовать в выработке новой
информации и ее приложении к
производству уже не одиночкам, как в прежние времена, а многим тысячам и
даже, возможно, миллионам людей.
Известен, например, такой эксперимент. Осенью 1970 года Астонский
университет в Бирмингеме обратился через городскую газету к населению
города с просьбой присылать новые идеи, которые можно было бы использовать
в промышленности. За первые полтора месяца было прислано более 2,000
предложений, их которых 240 оказались патентоспособными.
Если еще в первой половине века наибольшую выгоду предпринимателям давал
захват новых колоний, то есть сырья и рабочих рук, то во второй половине –
захват новых идей. Американский бизнес организовал усиленную откачку
мозгов из Европы, Азии, Латинской Америки. Японский – сделал ставку на
скупку патентов и лицензий плюс рост образованности населения своей страны
и почти стопроцентное вовлечение в изобретательскую деятельность
работников предприятий.
В результате,
имея вдвое меньше людей, в двадцать раз меньшую территорию и в сотни раз
меньшее количество сырьевых ресурсов, чем Соединенные Штаты, Япония
вплотную приблизилась к ним по объему производства.
Однако для того, чтобы создать нечто воистину новое, одних только знаний
еще недостаточно. Первый нобелевский лауреат по химии
Якоб Гендрик
Вант-Гофф однажды прочел в Амстердамском университете лекцию под названием
«Фантазия в науке», в которой утверждал: «Факт это фундамент, фантазия –
строительный материал,
гипотеза – план строительства». Еще круче,
полстолетием позже, выразился наш
Капица: «Лучше ошибочная работа, которая
содержит оригинальную мысль, чем правильная с тривиальной идеей».
Общественная необходимость в развитии фантазии вызывается не только
потребительской нуждой производителей новых идей, в неменьшей степени она
способствует ускорению реализации этих идей в науке и практике, потому что
быстрота их реализации зависит от способности к их восприятию не только
специалистами, но и самыми широкими массами людей. А способность к
восприятию, в свою очередь, зависит от того, насколько развито воображение
у воспринимающего. Тут важно попасть в
резонанс.
3
Никогда еще в истории человечества не бывало так, чтобы общество в чем-то
остро нуждалось, а этот
спрос не удовлетворялся. Можно только удивляться
тому, что в многочисленных попытках анализа одного из культурных феноменов
второй половины XX столетия – взрывоподобного выпуска фантастической
литературы именно этот коренной аспект был обойден вниманием.
Конечно, были
и иные причины того, что властителями дум в СССР в 60-70-е годы стали
братья Стругацкие, – например, засилье так называемого
соцреализма. Но
ведь и в тех же Штатах, не знавших цензуры, возникли подобные гиганты
научной фантастики –
Рей Брэдбери, Роберт Шекли, Клиффорд Саймак.
И дело не ограничивается одной
литературой.
Общественный
спрос на развитие воображения поднял высокую волну фантастических
кинофильмов, театральных постановок, телевизионных программ,
фантастического художества, фантастической музыки.
В наше время
оригинальное важнее правильного.
Источник
Îãëàâëåíèå
www.pseudology.org
|
|