Согласно
Толковому словарю под редакцией профессора
Ушакова,
слово «басмач»
происходит от тюркского слова «басмак», что означает налет. И
следовательно,
басмач
это налетчик, бандит. И к тому же, добавляет словарь, – не просто бандит,
а член контрреволюционной банды.
В детстве я был согласен со всем этим только наполовину – в том, что
касалось контрреволюционности
басмачей.
Но само это слово производил от названия привозимой с юга
краски для
волос.
Краска называлась «басма»,
волосы у московских модниц становились от нее иссиня-черными, как
вороново
крыло. Я считал, да и сейчас считаю, что «басмач»
- это чернобородый.
Моя уверенность в том, что все дело тут
заключается именно в бороде, поддерживается историческими прозвищами отца
римского императора
Нерона
– «Агенобарб» и одного из императоров европейского средневековья Фридриха
Гогенштауфена – «Барбаросса», хотя в этих прозвищах запечатлены не
черные бороды, а рыжие.
Так что живи они в двадцатом веке, их называли
бы не
басмачами, а скорей уж хначами. Еще более убеждает меня в моей правоте
песня сподвижников Фиделя Кастро, поклявшихся не бриться, пока не свергнут
ненавистного диктатора Батисту: «Слышен чеканный шаг – это идут барбудос!»
Кстати, у пушкинского Черномора
тоже вся сила была в бороде.
2
Когда я подрос и стал мало помалу понимать,
что происходит на белом свете, я перестал соглашаться с профессором
Ушаковым
и по первому пункту, поскольку видел, что бандитами называют своих
противников именно те, кто более всех других достоин этого названия.
Во время Второй Мировой войны англичане
называли бандитами евреев, – участников
вооруженной борьбы за создание в Палестине государства Израиль. Создав это
государство, евреи стали называть
бандитами палестинских арабов – участников вооруженной борьбы за создание
в Палестине арабского государства.
В СССР бандитами называли афганских
моджахедов,
воевавших против вторгшихся на их родину советских войск, в теперешней
России – участников национально-освободительной войны чеченского народа за
свою свободу.
Точно так же в двадцатые годы двадцатого века в Советском Союзе называли
басмачами
участников партизанских отрядов,
боровшихся против
советской власти, навязанной народам Средней Азии насильственным
путем.
3
Ни революция, ни контрреволюция тут, я думаю,
не при чем. До поры до времени местные жители – узбеки, таджики, туркмены
как-то со славянами – русскими и украинцами уживались. Во всяком случае,
если судить по одному из самых любимых моих кинофильмов – «Белому
солнцу пустыни».
И нечего было
Фрунзе
во второй раз после генерала
Скобелева
лезть в те края. Уж на что грозными вояками были
Александр
Македонский и
Тамерлан,
а ведь стоило им помереть, как все пошло прахом…
Про басмачей я знаю не только из книг и кинофильмов
После окончания
Гражданской войны, во время которой под натиском Красной Армии многие
тысячи коренных жителей Ферганы, Бухары, Мерва, Хивы бежали в Афганистан,
Персию, Турцию, отряды
басмачей
проникали из этих стран через границу в родные места, где им была знакома
каждая тропинка и обеспечена помощь соотечественников-единоверцев, и
нападали на оккупантов и их пособников из числа местных жителей. Так
продолжалось лет, наверно, десять.
Первый раз эти дела коснулись меня, когда мне едва исполнился год.
Отца послали
по продовольственным делам в
Ташкент-город хлебный, и
мать не захотела отпускать его одного. Они уехали
туда вместе, оставив меня моей няне Насте Котовой, которая увезла меня к
себе в деревню, на Рязанщину.
Как ни странно, но в моей памяти
кое-что от того времени сохранилось. После
той командировки у
отца на правой руке перестали разгибаться два
пальца – мизинец и безыменный, в них почему-то попала пуля.
2
И еще один эпизод. Я уже подрос, но в школу
еще не ходил. Как-то вечером, после ужина, отец
отпер обычно запертый на ключ нижний ящик письменного стола и вытащил из
него целый арсенал: маленький никелированный бельгийский
браунинг,
немецкий солдатский
парабеллум с большой деревянной рукояткой и два
нагана
– один обыкновенный, как у милиционеров, а другой нарядный, с серебряной
насечкой и серебряной пластинкой на рукоятке.
Отец долго
осматривал свое оружие, протирал, смазывал, крутил барабаны, вставлял и
вынимал обоймы, вставлял и вынимал патроны, щелкал курками – так долго,
что я успел прочитать и запомнить надпись, выгравированную на пластинке:
«Товарищу И. М. Р. от РВС СРЛ и Б».
Кто такой И. М. Р. я догадался сразу – это
были инициалы моего отца. Что такое РВС, знали тогда все мальчишки –
Реввоенсовет. А вот аббревиатура СРЛ и Б попалась мне на глаза впервые. В
ответ на мой вопрос отец коротко пояснил:
«Советская республика Литвы и Белоруссии, была такая».
Потом он спрятал
браунинг,
парабеллум и нарядный
наган
обратно в ящик, а обыкновенный
наган
засунул в кобуру, кобуру положил в свой портфель и бросил туда несколько
картонных коробок с патронами. И стал надевать пальто, хотя было уже
довольно поздно. Я, конечно, спросил, куда это он, на ночь глядя.
И
отец серьезно, как взрослому, объяснил мне, что
одного товарища из их ячейки посылают в командировку в Текинский оазис, а
туда время от времени прорываются из-за границы
басмачи,
которые убивают коммунистов. У товарища же есть только
браунинг,
какой я только что видел, – это игрушка, а не настоящее оружие, как,
например,
наган.
И еще отец добавил, что
наган,
который он собирается отнести своему товарищу, не простой, а самовзводный.
После выстрела не надо нажимать на спусковой
крючок, чтоб взвести курок, потому что пороховые газы сами взводят его и
одновременно поворачивают барабан, подставляя под боек курка следующий
патрон. Не ограничившись этим объяснением, отец
достал
наган
из портфеля и показал, как все происходит, в натуре.
Больше никогда я этого
нагана
не видел. И что из своего арсенала
отец летом сорокового года взял с собой в
ополчение, не знаю – я в то время был на Ленинградском фронте.
3
В конце 1944 года, после снятия
блокады
Ленинграда, я в первый раз за всю войну попал домой.
Мама, вернувшись из эвакуации незадолго до того,
нашла наши комнаты ограбленными, только старый платяной шкаф и тяжеленный
письменный стол оставались на своих местах.
Но когда я выдвинул ящики этого стола, они
оказались пустыми. Только в самом нижнем мои пальцы нащупали холодный
металлический цилиндрик – один чудом сохранившийся
наганный
патрон. Он хранился у меня в коробке, в которой лежали мои солдатские
медали, много лет, но когда подросли мои внуки, куда-то исчез.
К тому времени и слово «басмач»
исчезло, вышло из житейского обихода. А сегодня даже заменившее его слово
«моджахед»
начинает забываться. Последние русские войска уходят из Средней Азии. Ее
народы снова обрели независимость, которую на протяжении десятков веков
отнимали у них завоеватели – греческие басилевсы, монгольские ханы,
персидские шах-ин-шахи, арабские халифы, турецкие султаны, российские
цари.
Сегодня киргизы, казахи, узбеки, таджики, туркмены получили, наконец,
возможность строить свою жизнь по собственному разумению. Надолго ли? И
зачем было лить столько крови?
Интересно было бы поговорить об этом с
отцом, но это, увы, невозможно...
Источник
Оглавление
www.pseudology.org
|