Научный коммунизм: Словарь



Экономическая борьба рабочего класса —

классовая борьба против буржуазии за улучшение условий жизни и труда. В отличие от политической борьбы рабочего класса, которая преследует цель ликвидации капиталистической системы эксплуатации, она ограничивается задачей удовлетворения повседневных социально-экономических потребностей трудящихся масс в рамках существующего строя.

Борьба рабочего класса за свои непосредственные интересы возникает с момента зарождения капитализма, выступая на раннем своем этапе как главная арена столкновения труда и капитала. По мере того как буржуазия наталкивается на возрастающее сопротивление трудящихся, эксплуатация труда капиталом принимает все более замаскированные формы, сочетаясь с тактикой временных уступок. Если в эпоху домонополистического капитализма усиление эксплуатации достигалось главным образом снижением заработной платы и увеличением рабочего дня, то сейчас монополистический капитал выдвигает на первый план усиление интенсивности труда и сокращение социальных расходов в сочетании с непрерывным ростом цен. Экономическая борьба направлена ныне на достижение следующих основных целей: повышение заработной платы, необходимость чего вызывается непрерывным ростом стоимости жизни, а также ростом потребностей рабочего класса в условиях усиливающейся интенсивности труда и растущих общественных социально-экономических потребностей; сокращение продолжительности рабочей недели без снижения заработной платы и увеличение оплачиваемых отпусков, необходимость чего вызывается в первую очередь чрезмерным производственным перенапряжением трудящихся; расширение гарантий против безработицы и увольнений, что необходимо в связи с постоянными спадами экономической конъюнктуры, структурной перестройкой промышленности, автоматизацией, которые вызывают приливы массовой безработицы и создают постоянную атмосферу неуверенности в завтрашнем дне; ликвидацию дискриминации в оплате труда женщин и молодежи, составляющих около 50% рабочей силы; улучшение охраны труда для защиты трудящихся от потогонных методов труда, профессионального травматизма и заболеваемости; расширение профессионального обучения как молодежи, так и тех трудящихся, которые нуждаются в переквалификации; улучшение социального страхования и обеспечения путем повышения пенсий, снижения пенсионного возраста и увеличения размеров пособий по безработице, по болезни и др., распространения страхования на всех лиц наемного труда и финансирования его за счет государства и предпринимателей. Таким образом, борьба за повышение заработной платы, как и раньше, остается узловым пунктом повседневной борьбы рабочего класса. Она развертывается с новой силой и нередко выходит за рамки столкновений в отдельных отраслях, принимая характер национальных конфликтов между профсоюзами и правительствами.

Наиболее повсеместным и эффективным орудием экономической борьбы остаются забастовки, которые Ленин называл «школой войны» против гнета капиталистов (см. т. 4, с. 296). В настоящее время тактика забастовочной борьбы совершенствуется. Это, в частности, выражается в том, что растет количество массовых забастовок. Всеобщие забастовки становятся короткими, но массовыми, захватывают сразу целые отрасли и повторяются в случае неудачи. Обычным является сочетание забастовок с митингами и манифестациями. Организуются «дни борьбы», «недели борьбы» и т. д. Сила рабочих организаций в ряде капиталистических стран ныне достаточно велика, для того чтобы нередко одной лишь угрозой забастовки принуждать предпринимателей идти на уступки, не доводя дело до открытого столкновения. Так наз. «мирное» урегулирование через систему коллективных соглашений ни в коем случае не свидетельствует о притуплении классовых противоречий между трудом и капиталом, как пытаются утверждать буржуазные идеологи и реформисты.

Острота и размах забастовочного движения порождают у части рабочего класса анархо-синдикалистские взгляды, когда преувеличивается значение этого движения и экономической борьбы в целом. Коммунистические и рабочие партии капиталистических стран отвергают противопоставление конечных целей рабочего движения его ближайшим социально-экономическим целям, выступают против догматического принижения повседневной борьбы, которое обрекает рабочий класс на пассивность. Экономическая классовая борьба в капиталистических странах становится все более активной и результативной. Вместе с тем трудящиеся не ограничиваются лишь экономическими требованиями, они добиваются расширения прав профсоюзов, закрепления за ними права участвовать в организации труда, управлении предприятиями, в контроле над их финансированием, над приемом и увольнением работников и т. д. Таким образом, экономическая борьба проявляет тенденцию выйти из ограниченных рамок частичных улучшений. Хотя на практике это удается далеко не везде, ее размах и характер свидетельствуют о нарастающем обострении отношений труда и капитала. Все более наглядно проявляется и тенденция политизации экономической борьбы. Это объясняется в первую очередь тем. что в условиях государственно-монополистического капитализма все большую остроту приобретают трудовые конфликты в государственных отраслях, забастовки на частнокапиталистических предприятиях захватывают целые отрасли, профсоюзы выступают против государственной «политики доходов», направленной на прекращение роста заработной платы, что приводит к непосредственному столкновению рабочего класса с буржуазным правительством и монополиями.

Сохраняя особенности, присущие отдельным капиталистическим странам, экономическая борьба отличается сейчас рядом общих черт. К ним относятся: возрастающий уровень требований, которые выходят за рамки материальных интересов отдельных отрядов рабочих и служащих и затрагивают интересы всех трудящихся; невиданная массовость выступлений; разнообразие форм и средств борьбы; тесное переплетение экономической и политической борьбы. Все это не только опровергает утверждение оппортунистов и реформистов о затухании классовой борьбы при капитализме, но и подчеркивает важную роль борьбы трудящихся за улучшение условий жизни и труда на пути к свержению политической власти буржуазии.