апологетическая буржуазная теория, разработанная в рамках так наз. индустриальной социологии, или социологии труда, и ставящая своей целью повышение производительности труда и увеличение прибылей капиталистов путем совершенствования системы организации труда, а главное — путем воздействия на сознание, психику рабочих. «Ч. о.» д. пытается обосновать возможность достижения психологической и моральной общности всего производственного коллектива капиталистического предприятия, начиная от собственника и директора и кончая чернорабочим, создания такой системы «человеческих отношений», при которой рабочий рассматривает интересы предприятия как свои собственные, заботится о его рентабельности, стремится к повышению производительности труда и т. д.
Создателем индустриальной социологии и «Ч. о.» д. считается американский социолог Мэйо, первым начавший проводить социально-психологические эксперименты с целью привить рабочим «конструктивное отношение к труду». Отрицая историческую неизбежность классовой борьбы в капиталистическом обществе, Мэйо характеризовал социальные конфликты как симптом «болезни общества» (их причину он видел в болезненных психических комплексах, которые следует устранять с помощью «социальной терапии»), а мирное сотрудничество рабочих и предпринимателей — как признак «социального здоровья». Он пытался изменить отношение рабочих к труду, воздействуя на малую неформальную группу работников. Поскольку в каждом длительно существующем производственном коллективе рабочие образуют (сознательно или бессознательно) группы с собственными обычаями, нормами поведения, обязанностями, порядками и даже обрядами, администрация путем воздействия на эти группы может, по его мнению, заставить рабочих делать то, что она хочет, но так, чтобы они одновременно чувствовали себя соучастниками в принятии решений. Прикладной характер индустриальной социологии и «Ч. о.» д. выражается в том, что на многих капиталистических предприятиях имеются штатные социологи и психологи, изучающие моральное состояние рабочих, взаимоотношения внутри групп (настроения и взгляды работников, их отношение к администрации и к технологическим нововведениям, поведение вне предприятия и т. п.). Стараясь непосредственно воздействовать на социально-психологический климат групп, они вырабатывают соответствующие рекомендации для администрации, проводят всякого рода «психотерапевтические» мероприятия по предупреждению или хотя бы смягчению социальных конфликтов. При этом они широко используют методы так наз. микросоциологии, разработанные американским социальным психологом и психиатром Морено.
Задача микросоциологии, по мнению ее приверженцев, состоит в том, чтобы найти соответствие между «макроструктурой» группы (непосредственно наблюдаемое размещение индивидов в пространстве — нахождение на работе, по месту жительства и т. п.) и ее «микроструктурой» (непосредственно не наблюдаемые чувства симпатии или антипатии, приязни или неприязни и т. п., которые индивид испытывает к остальным членам группы). Проще говоря, размещение людей на производстве, в учебном классе, в жилом помещении, в столовой и т. п. должно быть таким, чтобы каждого человека окружали симпатичные ему люди. От этого зависит эффективность деятельности группы. Морено разработал сложную технику исследования «микроструктуры», применял специальные социометрические шкалы для соответствующего размещения индивидов в группе. Эта техника, дающая известный положительный эффект в психологических опытах, была представлена им в качестве универсального метода, помогающего разрешить все противоречия и конфликты буржуазного строя. Но в таком виде микросоциология приобретает черты реакционного утопизма. Коренной ее порок состоит в утверждении первичности «микроструктуры», или психических отношений между людьми, по отношению к «макроструктуре» общества. В действительности же такой «макроскопический» факт, как раскол буржуазного общества на антагонистические классы, невозможно устранить никакими изменениями в области «микроструктуры». «Ч. о.» д. не в состоянии разрешить противоречия между трудом и капиталом, искоренить классовую борьбу в буржуазном обществе, изменить характер капиталистических производственных отношений — отношений эксплуатации и подчинения. Заинтересованность рабочего в результатах работы всего предприятия, дух соревнования и товарищеской взаимопомощи, рационализаторство и изобретательство, чувство хозяина предприятия и сознание человеческого достоинства — все это возможно лишь на базе социалистических производственных отношений и совершенно недостижимо в рамках капитализма.
Было бы большой ошибкой недооценивать опасности «Ч. о.» д. и других концепций, способных в какой-то степени затуманить классовое сознание пролетариата. Такие концепции, охотно разрабатываемые буржуазными идеологами и широко распространяемые буржуазной пропагандистской машиной, способны, в известных случаях, достигать своей цели.
«Ч. о.» д. рассматривается буржуазными идеологами как важная составная часть теории управления. Ее принципы распространяются на непроизводственные сферы общества, в том числе политику, образование, армию. Цель данной доктрины — установление контроля над мыслями и чувствами людей в интересах государственно-монополистического капитала. Вот почему коммунистические и рабочие партии капиталистических стран уделяют большое внимание изучению теории «человеческих отношений» и ее практическому применению, разоблачению ее подлинной классовой сущности.